ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-14/2018 от 20.02.2018 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 3а-14/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 февраля 2018 года город Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Алексеева Д.В., при секретаре судебного заседания Никитине П.А.,

с участием прокурора Власовой Ю.М., представителя административного истца ФИО1, представителей административного ответчика – Кабинета Министров Чувашской Республики ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики о признании недействующим Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 апреля 2014 года №140 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики уполномоченным организациям на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым на строительство ледового дворца на 7500 зрительских мест с пристроенным крытым катком и искусственным льдом на стадионе «Олимпийский» в г.Чебоксары» с изменениями, внесенными Постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 сентября 2014 года №315, от 23 марта 2016 года №92, от 26 апреля 2017 года №159,

у с т а н о в и л:

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 апреля 2014 года №140 утверждены Правила предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики уполномоченным организациям на возмещение расходов, связанных с привлечением кредитных ресурсов, и возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым на строительство ледового дворца на 7500 зрительских мест с пристроенным крытым катком и искусственным льдом на стадионе «Олимпийский» в г.Чебоксары.

Постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 сентября 2014 года №315, от 23 марта 2016 года №92, от 26 апреля 2017 года №159 в вышеуказанное постановление вносились изменения, последним изменением наименование нормативного акта изложено как «Правила предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики уполномоченным организациям на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым на строительство ледового дворца на 7500 зрительских мест с пристроенным крытым катком и искусственным льдом на стадионе «Олимпийский» в г.Чебоксары».

Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим указанного постановления, ссылаясь на то, что оно противоречит установленному статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципу результативности и эффективности использования бюджетных средств, статьям 72 и 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, так как дает возможность заключать соглашения сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств на строительство объекта, положениям Гражданского кодекса Российской Федерации об оплате подрядных работ, так как подразумевает оплату до времени сдачи результатов работ. По его мнению, строительство объекта должно было осуществляться подрядчиком – ЗАО «Холдинговая компания «Голицын» в рамках выделенных в соответствии со ст.72 Бюджетного кодекса РФ средств без осуществления выплат субсидий согласно ст.78 Кодекса. Применение Правил повлекло выплату денежных сумм сверх стоимости строительства объекта, предусмотренной государственным контрактом.

Административный истец считает, что оспариваемый нормативный акт нарушает его права и законные интересы как распорядителя бюджетных средств, обязанного обеспечить результативность, адресность и целевой характер их использования в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных средств.

В суде представитель административного истца ФИО1 поддержала административный иск с учетом вышеизложенной правовой позиции.

Представители Кабинета Министров Чувашской Республики ФИО2 и ФИО3 просили в удовлетворении заявленного требования отказать по тем основаниям, что постановление принято в пределах компетенции Кабинета Министров Чувашской Республики согласно требованиям бюджетного законодательства и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»; субсидии на возмещение уполномоченной организации затрат на уплату процентов о кредитам предоставлялись в соответствии с законами Чувашской Республики о республиканском бюджете, в рамках реализации государственной программы Чувашской Республики «Развитие физической культуры и спорта», бюджеты формировались на основе государственных программ, вопрос о целесообразности и необходимости предоставления субсидий изучался и анализировался при принятии законов о бюджете; ранее Арбитражным судом Чувашской Республики установлена необоснованность доводов УФАС по ЧР, полагавшего незаконным предоставление ЗАО «Холдинговая компания «Голицын» государственной преференции по соглашениям о предоставлении субсидий на возмещение затрат на уплату процентов по кредиту, тем самым подтверждено и соответствие оспариваемого постановления нормам Бюджетного кодекса РФ и законодательства Чувашской Республики.

Выслушав объяснения сторон, заключение прокурора Власовой Ю.М., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя заинтересованного лица по делу - ЗАО «Холдинговая компания «Голицын», извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Утвержденные Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 апреля 2014 года №140 Правила, как это следовало из их первоначальной редакции, регламентировали порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики уполномоченным организациям на возмещение расходов, связанных с привлечением кредитных ресурсов, и возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым на строительство ледового дворца на 7500 зрительских мест с пристроенным крытым катком и искусственным льдом на стадионе «Олимпийский» в г.Чебоксары.

Правила в редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 апреля 2017 года предусматривают возмещение затрат на уплату процентов по кредитам.

Из Правил следует, что главным распорядителем средств республиканского бюджета Чувашской Республики, направляемых уполномоченным организациям на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам (ранее также и расходов, связанных с привлечением кредитных ресурсов), в соответствии с законом Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период, является Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики. Предоставление субсидий на цели, указанные в разделе I настоящих Правил, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, предусмотренных по разделу 0400 «Национальная экономика», подразделу 0412 «Другие вопросы в области национальной экономики», в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Минспорту Чувашии.

Возмещение затрат на уплату процентов по кредитам уполномоченным организациям производится по суммам начисленных процентов в соответствии с графиком платежей, предусмотренным кредитным договором, заключенным между уполномоченной организацией и кредитной организацией, предоставившей кредит, в размере 100 процентов процентной ставки по кредитному договору.

Возмещение расходов, связанных с привлечением кредитных ресурсов, производится уполномоченным организациям в полном объеме в соответствии с кредитным договором.

Субсидии уполномоченным организациям предоставляются на возмещение расходов, связанных с привлечением кредитных ресурсов, и возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, начисленных в период с 1 января по 31 декабря текущего финансового года.

Основанием для возмещения расходов является государственный контракт на строительство ледового дворца и кредитный договор.

Для получения субсидии уполномоченная организация представляет в Минспорт Чувашии копии ряда документов, указанных в пункте 2.5 настоящих Правил, а также ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, - справку-расчет на получение субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение расходов

На Минспорта Чувашии возложена обязанность в течение 5 рабочих дней со дня поступления документов осуществить проверку правильности расчета сумм на возмещение расходов, а случае несоответствия расчета представленным документам вернуть их уполномоченной организации для устранения выявленных недостатков.

При соответствии расчета представленным документам Минспорт Чувашии в течение 5 рабочих дней оформляет заявку на кассовый расход на перечисление субсидий уполномоченной организации и представляет ее в Министерство финансов Чувашской Республики, после чего средства республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение расходов перечисляются с лицевого счета получателя средств республиканского бюджета Чувашской Республики - Минспорта Чувашии, открытого в Минфине Чувашии, на расчетный счет уполномоченной организации, открытый в кредитной организации.

В случае выявления фактов нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий, в том числе нецелевого использования субсидий, Минспорт Чувашии в течение 5 рабочих дней со дня выявления нарушения направляет уполномоченной организации уведомление о необходимости возврата субсидий в республиканский бюджет Чувашской Республики.

Правилами установлено, что Минспорт Чувашии, Минфин Чувашии и иные органы государственного финансового контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики осуществляют обязательные проверки соблюдения уполномоченной организацией условий, целей и порядка предоставления субсидий.

26 декабря 2012 года Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики (госзаказчик) и ЗАО «ХК «Голицын» (генеральный подрядчик) на основании результатов открытого аукциона в электронной форме заключили государственный контракт № на строительство ледового дворца на 7500 зрительских мест с пристроенным крытым катком и искусственным льдом на стадионе «Олимпийский» в г.Чебоксары на общую стоимость работ <сумма 1>.

19 января 2015 года по результатам открытого конкурса Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики (госзаказчик) и ЗАО «ХК «Голицын» (генеральный подрядчик) заключили государственный контракт № на строительство ледового дворца на 7500 зрительских мест с пристроенным крытым катком и искусственным льдом на стадионе «Олимпийский» в г. Чебоксары на сумму <сумма 2>.

09 декабря 2014 года, 12 января 2015 года, 21 декабря 2016 года, 24 марта 2017 года Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики и ЗАО «ХК «Голицын» заключали соглашения о предоставлении ЗАО «ХК «Голицын» субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение расходов, связанных с привлечением кредитных ресурсов, и возмещение затрат на уплату процентов по кредиту, привлекаемому на строительство ледового дворца, и дополнительные соглашения в целях уточнения лимитов финансирования. Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт неоднократно применялся, на его основании были реализованы права организаций.

Согласно п. 1 ст. 26.14 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» расходы бюджета субъекта Российской Федерации осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджета осуществляются путем ассигнований, к числу которых отнесены и предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (абзац пятый).

Согласно пункту 1 ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Подпунктом 2 пункта 2 ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 3 указанной статьи, в редакции Федерального закона от 03 июля 2016 года №345-ФЗ, установлено, что нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Ранее действовавшей редакцией указанного пункта предусматривалось, что нормативные правовые акты, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Оспариваемое постановление Кабинета Министров Чувашской Республики принято в соответствии с пунктом 1 и подпунктом 2 пункта 2 вышеназванной статьи Кодекса. Суд учитывает при оценке данного обстоятельства, что возмещение уполномоченным организациям затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым на строительство ледового дворца на 7500 зрительских мест с пристроенным крытым катком и искусственным льдом на стадионе «Олимпийский» в г.Чебоксары из республиканского бюджета Чувашской Республики предусматривалось Законами Чувашской Республики от 28 ноября 2013 года №85 «О республиканском бюджете Чувашской Республики и на плановый период 2015 и 2016 годов», от 01 декабря 2014 года №75 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», от 08 декабря 2015 года №78 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2016 год», от 07 декабря 2016 года №92 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

Содержание ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом положений пунктов 1 и 3 о возмещении затрат в связи с выполнением работ и текущем (за финансовый год) характере такого возмещения, в системном единстве с оспариваемым нормативным правовым актом и с учетом положений статьи 69 Кодекса, в которой отдельно предусмотрены ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам, позволяет сделать заключение о соответствии оспариваемого постановления предписаниям бюджетного законодательства.

Приведенные административным истцом в обоснование иска ссылки на статью 72 указанного кодекса и на нормы гражданского законодательства о подряде не могут быть признаны правомерными, так как эти положения не относятся к правовому регулированию предоставления субсидий.

Согласно статье 23 Закона Чувашской Республики от 30 апреля 2002 года №13 «О Кабинете Министров Чувашской Республики» Кабинет Министров Чувашской Республики во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Чувашской Республики, законов Чувашской Республики, указов и распоряжений Главы Чувашской Республики издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики.

Пунктом 7 ст.27 указанного Закона Чувашской Республики установлено, что Кабинет Министров Чувашской Республики информирует граждан через средства массовой информации и Портал органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» о вопросах, рассмотренных на своих заседаниях, и о принятых по этим вопросам решениях.

Из материалов дела следует, что проект указанного постановления был подготовлен с соблюдением утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 17 января 2006 года №8 Положения о порядке подготовки и внесения проектов постановлений и распоряжений Кабинета Министров Чувашской Республики.

Постановление принято на заседании Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 апреля 2014 года, впоследствии было размещено на официальном сайте органов власти Чувашской Республики в сети «Интернет» в срок, установленный ст.4 Закона ЧР от 30 июня 2014 года №40 «О порядке опубликования и вступления в силу Конституции Чувашской Республики, законов Чувашской Республики и иных правовых актов Чувашской Республики», и в печатных органах.

Решения о внесении изменений приняты на заседаниях Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 сентября 2014 года, 23 марта 2016 года, 26 апреля 2017 года, проекты изменений размещались на официальном сайте органов власти Чувашской Республики в сети «Интернет» в установленный срок и в печатных органах.

Суд приходит к выводу и о том, что постановление и последующие его изменения приняты уполномоченным на то органом государственной власти в надлежащей форме, с соблюдением установленной процедуры, правил его обнародования.

Данные обстоятельства административным истцом не оспариваются.

Ввиду изложенного суд не находит оснований согласиться с доводами административного истца о противоречии федеральному законодательству Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 апреля 2014 года №140.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

В соответствии с пунктом 2 части 4 ст.215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст.35 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» сообщение о данном решении должно быть опубликовано на официальном сайте и в официальном печатном издании органа государственной власти, в которых был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Руководствуясь ст. ст. 178 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л:

в удовлетворении административного иска Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики о признании недействующим Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 апреля 2014 года №140 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики уполномоченным организациям на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым на строительство ледового дворца на 7500 зрительских мест с пристроенным крытым катком и искусственным льдом на стадионе «Олимпийский» в г.Чебоксары», с изменениями, внесенными Постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 сентября 2014 года №315, от 23 марта 2016 года №92, от 26 апреля 2017 года №159, - отказать.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном Портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет - www.cap.ru, и в печатном издании «Вести Чувашии».

На решение могут быть подана апелляционная жалоба, апелляционное представление в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики Д.В.Алексеев

Мотивированное решение составлено 27 февраля 2018 года.