ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-14/2021 от 02.03.2021 Омского областного суда (Омская область)

Дело №3а-14/2021(3а-230/2020)

55OS0000-01-2020-000245-18

строка стат.отчета 3.121

Омский областной суд

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский областной суд в составе

председательствующего судьи Кондратенко Е.В.

при секретаре Зварич Н.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании 2 марта 2021 года в г. Омске административное дело по административному исковому заявлению Немчинова С. А. к Министерству имущественных отношений Омской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Омской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и установлении кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

Административный истец обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением.

В обоснование заявленных требований указано, Немчинов С. А. на основании договора купли- продажи земельного участка № <...> от 30.04.2009 является собственником земельного участка с кадастровым номером № <...> площадью № <...> кв. м, местоположение которого установлено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск <...> Категория земель - земли населенных пунктов – для жилищных нужд и общественно – долевых целей под строение. Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2014 года составила <...> рубля 46 копеек.

Согласно отчету № <...> от 12 октября 2020 года, подготовленному оценщиком ООО «<...>» Лось М.Г., рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № <...> по состоянию на 01 января 2014 года составила <...> рублей.

Ссылаясь на несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночной стоимости, что влечет чрезмерный размер налоговых платежей, а также на положения статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», выводы отчета об оценке № <...> от 12 октября 2020 года, подготовленного оценщиком ООО «<...>» Лось М.Г., просит установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 01 января 2014 года в размере его рыночной стоимости – <...> рублей. (л.д. 4-6, 79).

В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил заявленные требования (т.3 л.д.208-209), указав, что с учетом заключения проведенной по делу экспертизы, просит определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: г. Омск, <...> по состоянию на 01.01.2014 года в размере рыночной стоимости <...> рублей, согласно заключению эксперта ООО «<...>»» на основании определения Омского областного суда от 03.12.2020 года, а также обязать административных ответчиков внести в Единый государственный реестр недвижимости изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости, принадлежащего административному истцу, с указанием его рыночной стоимости в размере <...> рублей.

Административный истец Немчинов С. А. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещены надлежащим образом. Просил о рассмотрении дела в его отсутствие (том № 2 л.д. 44).

В судебном заседании представитель административного истца Гурова Л.В. заявленные требования поддержала. Также просила восстановить срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка по доводам, изложенным в письменном ходатайстве (т.1 л.д.220-221).

Представитель Министерства имущественных отношений Омской области Махалов А.Г. в судебном заседании вопрос об удовлетворении требований административного истца оставил на усмотрение суда.

Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Омской области Верзаков А.Н. в судебном заседании пояснил, что учреждение является ненадлежащим ответчиком, поскольку не является организацией, заказывающей и утверждающей оценку объекта недвижимости. Вопрос об удовлетворении требований оставил на усмотрение суда. Замечаний к заключению судебной экспертизы не высказал, как и возражений по дате определения кадастровой стоимости. Полагает излишне заявленными требования о возложении на административных ответчиков обязанности внести сведения в ЕГРН, поскольку сведения вносятся на основании решения суда.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (Управление Росреестра по Омской области) в судебное заседание не явился, о слушании дела извещены надлежащим образом. Ранее в материалы дела представлен письменный отзыв, в котором указано, что после полной и объективной оценки представленного административным истцом отчета, а также проверки его на соответствие положениям действующего законодательства, требования, заявленные в административном исковом заявлении, могут быть удовлетворены (том № 2 л.д. 25-26, том № 3 л.д. 203).

Представитель Администрации г. Омска Окишев К.В. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом. Представил письменные пояснения, в которых указал, что не имеет замечаний к заключению эксперта и полагает, что рыночная стоимость земельного участка, принадлежащего административному истцу, должна быть определена в соответствии с заключением эксперта. Просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации (том № 3 л. д.207).

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Производство по административным делам об спаривании результатов определения кадастровой стоимости регламентировано главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учётом особенностей, установленных Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ

"Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту – КАС РФ и Закон об оценочной деятельности).

В соответствии со статей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (абзац 2). Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (абзац 3). В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 4).

Право обращения в суд с названным требованием закреплено также в части 1 статьи 245 КАС РФ.

В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28) указано, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления, в том числе, требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Согласно пункту 6 названного постановления, с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы 1 и 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).

Обязанность платить законно установленные налоги и сборы закреплена в статье 57 Конституции РФ, а также положениями части 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (часть 1). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (часть 2). Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (часть 5).

Согласно статье 66 Земельного кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка (пункт 2).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке (пункт 3).

Налогоплательщиками земельного налога признаются, в том числе физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (статья 388 налогового кодекса РФ).

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (статья 390 Налогового кодекса РФ).

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (часть 4 статьи 391 Налогового кодекса РФ).

Как следует из материалов дела, Немчинову С.А. на основании договора купли – продажи № <...> от 30 апреля 2009 года, принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером № <...> площадью <...> кв. м, местоположение которого установлено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск <...> Категория земель - земли населенных пунктов – для жилищных нужд и общественно – долевых целей под строение, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным 23 июня 2009 года (том № 1 л.д. 9, 206-208, 237-239).

С учётом установленных обстоятельств и приведенных положений действующего законодательства, оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка затрагивает права и законные интересы административного истца в сфере налогообложения.

Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Однако пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен (пункт 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 от 30 июня 2015 года № 28).

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № <...> в размере <...> рубля 46 копеек была определена по состоянию на 01 января 2014 года и утверждена приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 20 ноября 2014 года № 50-П. Сведения об указанном земельном участке были внесены в Единый государственный реестр недвижимости 21 января 2015 года (том № 1 л.д. 8). Административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости подано в суд административным истцом 29 октября 2020 года, то есть с пропуском установленного частью 3 статьи 245 КАС РФ пятилетнего срока обращения в суд с данным требованием.

Вместе с тем оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость является действующей, очередные результаты определения кадастровой стоимости в государственный реестр недвижимости не вносились, в связи с чем, суд приходит к выводу о возможности восстановления административному истцу срока для обращения в суд с названным заявлением.

По делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений. Обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце (пункт 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").

В соответствии с пунктом 4 части 2 ст. 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к административному исковому заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, должен быть приложен, в том числе отчёт.

Аналогичный порядок приведён в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, из которого следует, что необходимым документом при подаче заявления об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является отчёт, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.

При обращении в суд заявителем представлен отчет об оценке № <...> от 12 октября 2020 года, подготовленный ООО «<...>», согласно которого рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> по состоянию на 01 января 2014 года составила <...> рублей (том № 1 л.д. 15-137).

Пунктом 3 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 299, отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящим Федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет.

Из отчета оценщика ООО «<...>» № <...> от 12 октября 2020 года (т.1 л.д.15-137) следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> по состоянию на 01 января 2014 года составила <...> рублей.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении, в том числе и вопрос об установлении рыночной стоимости.

По ходатайству представителя административного истца, определением Омского областного суда от 03 декабря 2020 года по административному делу была назначена экспертиза по определению рыночной стоимости земельного (т. 2 л.д. 71-75).

Согласно заключению № <...> от 27 января 2021 года, выполненному экспертом ООО «<...>» Мосиной Е.В. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> по состоянию на 01 января 2014 года составляет <...> рублей.

В силу положений части 8 статьи 82 КАС РФ заключение эксперта (комиссии экспертов) не является для суда обязательным и оценивается по правилам, установленным статьей 84 настоящего Кодекса. Несогласие суда с заключением эксперта (комиссии экспертов) должно быть мотивировано в решении или определении суда.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Проверив заключение эксперта, суд не усматривает оснований сомневаться в достоверности и обоснованности изложенных в нем выводов. Заключение содержит подробное описание проведенных исследований и выводы по их результатам. Экспертом детально проанализирована необходимая информация о характеристиках объекта оценки, влияющих на его рыночную стоимость, подробно описан процесс определения рыночной стоимости объекта исследования. Экспертом определен сегмент рынка, к которому относится земельный участок, принадлежащий административному истцу, с учетом его категории, вида разрешенного использования, местоположения, площади, рельефа, наличия инженерных коммуникаций, транспортной доступности, приведен используемый в рамках исследования метод расчета стоимости объекта недвижимости. Так, экспертом был выбран сравнительный подход или метод сравнения продаж, включающий в себя анализ доступных эксперту открытых источников информации с целью отбора объектов – аналогов исследуемого объекта с отражением подробной информации о сравнимых объектах и заключительным этапом которого стало установление стоимости объекта оценки путем согласования скорректированных цен за единицу сравнения объектов – аналогов. Экспертом проанализирован каждый сравниваемый объект – аналог на основании всех его характеристик, произведены необходимые корректировки стоимости каждого объекта – аналога и подробное обоснование поправок, и расчет их значений. В качестве источников информации для анализа были выбраны данные о ценах предложений до даты оценки, т.е. 01 января 2014 года, опубликованные в материалах периодических печатных изданий «Недвижимость» и «Новый адрес» за 2013 год, а также с официальных сайтов агентств недвижимости на дату оценки.

Экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим необходимыми специальными познаниями и соответствующим предъявляемым к экспертам требованиям (том № 3 л.д. 80-83).

Об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса РФ за дачу заведомо ложного заключения эксперт Мосина Е.В. предупреждена (том № 3 л.д. 8).

Каких-либо мотивированных возражений по существу проведенной экспертизы и доказательств, опровергающих изложенные в экспертном заключении выводы, лицами, участвующими в деле, не представлено.

Таким образом, оценив экспертное заключение по правилам, установленным статьей 84 КАС РФ, суд считает его надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости и полагает возможным принять его за основу при вынесении решения.

На основании изложенного, заявление Немчинова С.А. о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости подлежит удовлетворению путем установления по состоянию на 01 января 2014 года кадастровой стоимости объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером № <...>, категория земель: земли населенных пунктов – для жилищных нужд и общественно-деловых целей под строение, площадью <...> кв.м., местоположение которого установлено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, <...>, в размере его рыночной стоимости <...> рублей.

В соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости вносятся органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости на основании решения суда, ввиду чего, требование административного истца обязать административных ответчиков внести в Единый государственный реестр недвижимости изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости, принадлежащего административному истцу, с указанием его рыночной суд признает излишними.

Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение лица в Комиссию (абзац 5 пункта 25 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").

Из материалов дела следует, что административное исковое заявление поступило в Омский областной суд 29 октября 2020 года, в Комиссию при Управлении Росреестра по Омской области истец не обращался.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

восстановить срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № <...>

Заявление Немчинова С. А. о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости удовлетворить.

Установить по состоянию на 01 января 2014 года кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером № <...>, категория земель: земли населенных пунктов – для жилищных нужд и общественно-деловых целей под строение, площадью <...> кв.м., местоположение которого установлено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, <...> в размере его рыночной стоимости <...>) рубля.

Датой подачи заявления считать 29 октября 2020 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Омский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Омского областного суда Кондратенко Е.В.

Мотивированное решение изготовлено 11 марта 2021 года.