ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-14/2021 от 03.03.2021 Самарского областного суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 марта 2021 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ласковской С.Н.,

при секретаре судебного заседания Добиной Д.Д.,

с участием:

представителя административного истца Бирюкова С.А. - Гожевой С.В.,

представителя заинтересованного лица Государственного бюджетного учреждения Самарской области «Центр кадастровой оценки» - Лаврищевой Н.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-14/2021 по административному исковому заявлению Бирюкова Сергея Алексеевича к Правительству Самарской области, Управлению Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

у с т а н о в и л:

Бирюков С.А. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.

В иске указал, что в его пользовании на основании договоров аренды находятся следующие земельные участки:

- с кадастровым номером , площадью 3 480 000 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенный по адресу относительно ориентира: <адрес>;

- с кадастровым номером , площадью 90 260 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>;

- с кадастровым номером , площадью 1 039 215 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу относительно ориентира: <адрес>;

- с кадастровым номером , площадью 4 732 700 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>;

- с кадастровым номером , площадью 815 647 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>;

- с кадастровым номером , площадью 80 000 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>;

- с кадастровым номером , площадью 10 318 782 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>;

- с кадастровым номером , площадью 99 346 603 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>;

- с кадастровым номером , площадью 12 458 009 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>;

- с кадастровым номером , площадью 1 220 771 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>;

- с кадастровым номером , площадью 9 757 301 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу относительно ориентира: <адрес>;

- с кадастровым номером , площадью 314 332 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>;

- с кадастровым номером , площадью 383 091 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>;

- с кадастровым номером , площадью 290 003 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>;

- с кадастровым номером , площадью 2 294 315 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>;

- с кадастровым номером , площадью 3 349 370 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>;

- с кадастровым номером , площадью 1 917 154 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>;

- с кадастровым номером , площадью 379 083 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>;

- с кадастровым номером , площадью 911 080 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>;

- с кадастровым номером , площадью 180 708 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>;

- с кадастровым номером , площадью 704 502 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>;

- с кадастровым номером , площадью 1 540 000 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу относительно ориентира: Российская Федерация, Самарская область, р-н Красноярский;

- с кадастровым номером , площадью 419 818 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>;

- с кадастровым номером , площадью 2 020 711 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу относительно ориентира: Российская Федерация, Самарская область, р-н Красноярский, ориентир Самарская область, Красноярский район, п. Вулкан, 100 м южнее поселка;

- с кадастровым номером , площадью 690 117 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>;

- с кадастровым номером , площадью 702 224 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>;

- с кадастровым номером , площадью 4 920 000 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу относительно ориентира: Российская Федерация, Самарская область, р-н Красноярский, ориентир 17;

- с кадастровым номером , площадью 471 108 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>;

- с кадастровым номером , площадью 793 135 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>;

- с кадастровым номером , площадью 623 363 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>;

- с кадастровым номером , площадью 2 980 739 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>;

- с кадастровым номером , площадью 1 544 708 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу относительно ориентира: <адрес>, севернее от с. Чапаево-1,5 км;

- с кадастровым номером , площадью 1 026 000 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу относительно ориентира: <адрес>, севернее от с. Чапаево-1,5 км;

- с кадастровым номером , площадью 1 641 000 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу относительно ориентира: <адрес>, северо-западнее от д. Кольцовка 100 м.

Кадастровая стоимость вышеуказанных объектов определена на основании Постановления Правительства Самарской области от 06.11.2019 года №800 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в Самарской области», и она составляет: земельного участка с кадастровым номером – 15 799 200 рублей, земельного участка с кадастровым номером – 1 226 633 рубля 40 копеек, земельного участка с кадастровым номером – 3 231 958 рублей 65 копеек, земельного участка с кадастровым номером – 19 451 397 рублей, земельного участка с кадастровым номером – 3 866 166 рублей 78 копеек, земельного участка с кадастровым номером – 830 400 рублей, земельного участка с кадастровым номером – 42 822 945 рублей 30 копеек, земельного участка с кадастровым номером – 383 507 107 рублей 78 копеек, земельного участка с кадастровым номером – 51 077 836 рублей 90 копеек, земельного участка с кадастровым номером – 5 749 831 рубль 41 копейку, земельного участка с кадастровым номером – 34 248 126 рублей 51 копейку, земельного участка с кадастровым номером – 1 489 933 рубля 68 копеек, земельного участка с кадастровым номером – 1 551 518 рублей 55 копеек, земельного участка с кадастровым номером – 1 374 614 рублей 22 копейки, земельного участка с кадастровым номером – 9 819 668 рублей 20 копеек, земельного участка с кадастровым номером – 13 230 011 рублей 50 копеек, земельного участка с кадастровым номером – 9 010 623 рублей 80 копеек, земельного участка с кадастровым номером – 2 930 311 рублей 59 копеек, земельного участка с кадастровым номером – 3 844 757 рублей 60 копеек, земельного участка с кадастровым номером – 847 520 рублей 52 копейки, земельного участка с кадастровым номером – 3 339 339 рублей 48 копеек, земельного участка с кадастровым номером – 6 899 200 рублей, земельного участка с кадастровым номером – 1 301 435 рублей 80 копеек, земельного участка с кадастровым номером – 7 658 494 рубля 69 копеек, земельного участка с кадастровым номером – 3 209 044 рубля 05 копеек, земельного участка с кадастровым номером – 2 991 474 рубля 24 копейки, земельного участка с кадастровым номером – 23 320 800 рублей, земельного участка с кадастровым номером – 1 587 633 рубля 96 копеек, земельного участка с кадастровым номером – 3 743 597 рублей 20 копеек, земельного участка с кадастровым номером – 1 876 322 рубля 63 копейки, земельного участка с кадастровым номером – 11 237 386 рублей 03 копейки, земельного участка с кадастровым номером – 6 843 056 рублей 44 копейки, земельного участка с кадастровым номером – 3 478 140 рублей, земельного участка с кадастровым номером – 6 481 950 рублей.

Административный истец не согласился с кадастровой стоимостью находящихся в его пользовании объектов недвижимости и обратился для определения их рыночной стоимости в ООО «<данные изъяты>».

Отчетом ООО «<данные изъяты>» № 97-02/2020 от 24.08.2020 г., рыночная стоимость спорных земельных участков определена на дату утверждения их кадастровой стоимости следующим образом: земельного участка с кадастровым номером в размере 5 115 600 рублей, земельного участка с кадастровым номером – 148 929 рублей, земельного участка с кадастровым номером – 1 527 646 рублей, земельного участка с кадастровым номером – 6 957 069 рублей, земельного участка с кадастровым номером – 1 133 749 рублей, земельного участка с кадастровым номером – 132 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером – 14 136 731 рубля, земельного участка с кадастровым номером – 136 104 846 рублей, земельного участка с кадастровым номером – 17 067 472 рубля, земельного участка с кадастровым номером – 1 794 533 рубля, земельного участка с кадастровым номером – 14 343 232 рубля, земельного участка с кадастровым номером – 436 921 рубля, земельного участка с кадастровым номером – 532 496 рублей, земельного участка с кадастровым номером – 443 705 рублей, земельного участка с кадастровым номером – 3 372 643 рублей, земельного участка с кадастровым номером – 4 923 574 рублей, земельного участка с кадастровым номером – 2 818 216 рублей, земельного участка с кадастровым номером – 526 925 рублей, земельного участка с кадастровым номером – 1 266 401 рубля, земельного участка с кадастровым номером – 276 483 рублей, земельного участка с кадастровым номером – 979 258 рублей, земельного участка с кадастровым номером – 2 263 800 рублей, земельного участка с кадастровым номером – 583 547 рублей, земельного участка с кадастровым номером – 2 970 445 рублей, земельного участка с кадастровым номером – 959 263 рублей, земельного участка с кадастровым номером – 976 091 рубля, земельного участка с кадастровым номером – 7 232 400 рублей, земельного участка с кадастровым номером – 654 840 рублей, земельного участка с кадастровым номером – 1 102 458 рублей, земельного участка с кадастровым номером – 866 475 рублей, земельного участка с кадастровым номером – 4 381 686 рублей, земельного участка с кадастровым номером – 2 270 721 рубля, земельного участка с кадастровым номером – 1 508 220 рублей, земельного участка с кадастровым номером – 2 412 270 рублей.

Административный истец считает, что установленная кадастровая стоимость вышеуказанных объектов недвижимости завышена, чем нарушаются его права, так как это ведет к необоснованному увеличению арендной платы.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Бирюков С.А. просит установить кадастровую стоимость земельных участков равной рыночной стоимости, по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости, на основании отчета об оценке.

Определениями суда от 13.10.2020 г., от 03.11.2020 г. и от 03.03.2021 г. производство по делу об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: ;прекращено, в связи с отказом административного истца от исковых требований.

Представитель административного истца Бирюкова С.А. по доверенности Гожева С.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, просила установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами , , , , , , , , , , , , , , , равной их рыночной стоимости по состоянию на дату определения кадастровой стоимости на основании отчета об оценке, но результаты судебной экспертизы не оспаривает.

Представитель заинтересованного лица государственного бюджетного учреждения Самарской области «Центр кадастровой оценки по доверенности Лаврищева Н.Л. в судебном заседании разрешение заявленных требований оставила на усмотрение суда, результаты судебной экспертизы не оспаривает.

Административные ответчики: Управление Росреестра по Самарской области, Правительство Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области и заинтересованные лица: Администрация муниципального района Красноярский Самарской области, Комитет по управлению муниципальной собственностью Администрации муниципального района Красноярский Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, ООО «Мясоагропром», Алексеевское станичное казачье общество, Бадалов А.Ф.о. не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Относительно заявленных требований филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Правительство Самарской области, Комитет по управлению муниципальной собственностью Администрации муниципального района Красноярский Самарской области и Администрация муниципального района Красноярский Самарской области представили письменные отзывы.

Иные лица, участвующие в деле письменных возражений на административное исковое заявление в адрес суда не направили.

В соответствии с положениями статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, заслушав пояснения явившихся участников процесса, показания оценщика ООО «<данные изъяты>» Мартыновой Г.В., изучив материалы дела, полагает административный иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Часть 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определяет, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.

Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ от 03.07.2016).

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 237-ФЗ от 03.07.2016 государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации). Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее - бюджетное учреждение (ч.2 ст. 6 Федерального закона № 237-ФЗ от 03.07.2016).

На основании ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 237-ФЗ от 03.07.2016 определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке. Итоговым документом, составленным по результатам определения кадастровой стоимости, является отчет. Требования к отчету устанавливаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки (далее - требования к отчету) (ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 237-ФЗ от 03.07.2016).

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 237-ФЗ от 03.07.2016 уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение двадцати рабочих дней со дня получения отчета утверждает содержащиеся в таком отчете результаты определения кадастровой стоимости путем принятия соответствующего акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона № 237-ФЗ от 03.07.2016 к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения настоящего Федерального закона с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года (далее - переходный период). В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с настоящим Федеральным законом или в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами. Решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с настоящим Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Самарской области от 28.02.2018 № 106 (ред. от 23.08.2018) установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» - 1 марта 2018 года. Министерство имущественных отношений Самарской области определено органом, уполномоченным в сфере проведения государственной кадастровой оценки. Министерству имущественных отношений Самарской области поручено обеспечить изменение типа государственного казенного учреждения «Региональный центр недвижимости» в целях создания государственного бюджетного учреждения с последующим наделением его полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости.

Постановлением Правительства Самарской области от 22.08.2018 № 484 (ред. от 31.05.2019) изменен тип государственного казенного учреждения Самарской области «Региональный центр недвижимости» в целях создания государственного бюджетного учреждения Самарской области «Центр кадастровой оценки» (далее - Учреждение), основной целью его деятельности установлено определение кадастровой стоимости объектов недвижимости при проведении государственной кадастровой оценки на территории Самарской области.

В соответствии с Федеральным законом № 237-ФЗ от 03.07.2016 на основании отчета об итогах государственной кадастровой оценки земельных участков, выполненного государственным бюджетным учреждением Самарской области «Центр кадастровой оценки», уведомления об отсутствии нарушений требований к отчету об итогах государственной кадастровой оценки Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 27.09.2019 № 15-01269/19, постановлением Правительства Самарской области от 06.11.2019 № 800 утверждена прилагаемая кадастровая стоимость земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в Самарской области и средние уровни кадастровых стоимостей земель сельскохозяйственного назначения по муниципальным районам Самарской области, признано утратившим силу постановление Правительства Самарской области от 26.12.2012 № 814 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в Самарской области».

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 237-ФЗ от 03.07.2016 результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость – ч. 7 ст. 22 Федерального закона № 237-ФЗ от 03.07.2016.

Судом установлено, что в пользовании Бирюкова С.А. находятся следующие земельные участки:

- с кадастровым номером , площадью 1 039 215 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу относительно ориентира: <адрес>;

- с кадастровым номером , площадью 4 732 700 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>;

- с кадастровым номером , площадью 815 647 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>;

- с кадастровым номером , площадью 10 318 782 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>;

- с кадастровым номером , площадью 12 458 009 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>;

- с кадастровым номером , площадью 1 220 771 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>;

- с кадастровым номером , площадью 9 757 301 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу относительно ориентира: <адрес>;

- с кадастровым номером , площадью 290 003 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>;

- с кадастровым номером , площадью 1 540 000 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу относительно ориентира: Российская Федерация, Самарская область, р-н Красноярский;

- с кадастровым номером , площадью 690 117 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>;

- с кадастровым номером , площадью 2 980 739 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>;

- с кадастровым номером , площадью 1 026 000 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу относительно ориентира: <адрес>, севернее от с. Чапаево-1,5 км;

- с кадастровым номером , площадью 1 641 000 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу относительно ориентира: <адрес>, северо-западнее от д. Кольцовка 100 м.;

- с кадастровым номером , площадью 3 480 000 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенный по адресу относительно ориентира: <адрес>;

- с кадастровым номером , площадью 2 020 711 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу относительно ориентира: <адрес>.

Данные обстоятельства подтверждаются Выписками из ЕГРН об основных характеристиках объектов недвижимости от 03.03.2020 г. и от 16.06.2020 г., а также договором №1 переуступки права аренды земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности от 01.11.2019 г., заключенным между ООО «<данные изъяты>» и ИП ГКФХ Бирюковым С.А.; договором №2 переуступки права аренды земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности от 01.11.2019 г., заключенным между ООО «<данные изъяты>» и ИП ГКФХ Бирюковым С.А.; договором №3 переуступки права аренды земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности от 07.11.2019 г., заключенным между ООО «<данные изъяты>» и ИП ГКФХ Бирюковым С.А.; договором №4 переуступки права аренды земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности от 01.11.2019 г., заключенным между ООО «<данные изъяты>» и ИП ГКФХ Бирюковым С.А.; договором №6 переуступки права аренды земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности от 01.11.2019 г., заключенным между ООО «<данные изъяты>» и ИП ГКФХ Бирюковым С.А.; договором №7 переуступки права аренды земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности от 01.11.2019 г., заключенным между ООО «<данные изъяты>» и ИП ГКФХ Бирюковым С.А.; договором №14 переуступки права аренды земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности от 30.12.2019 г., заключенным между ООО «<данные изъяты>» и ИП ГКФХ Бирюковым С.А.; договором №15 переуступки права аренды земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности от 30.12.2019 г., заключенным между ООО «<данные изъяты>» и ИП ГКФХ Бирюковым С.А.; договором №16 переуступки права аренды земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности от 30.12.2019 г., заключенным между ООО «<данные изъяты>» и ИП ГКФХ Бирюковым С.А.; договором №8 переуступки права аренды земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности от 01.11.2019 г., заключенным между ООО «<данные изъяты>» и ИП ГКФХ Бирюковым С.А.; договором №6-15-ар аренды земельного участка от 30.01.2020 г., заключенным между Комитетом по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области и <данные изъяты>); договором субаренды земельного участка от 16.03.2020 г., заключенным между <данные изъяты>) и ИП ГКФХ Бирюковым С.А.; договором №107-285-ар аренды земельного участка от 18.10.2019 г., заключенным между Комитетом по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области и <данные изъяты>); договором субаренды земельного участка от 12.12.2019 г., заключенным между <данные изъяты>) и ИП ГКФХ Бирюковым С.А.

Кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков определена по состоянию на 01.01.2019 г. на основании Постановления Правительства Самарской области от 06.11.2019 года №800 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в Самарской области», и она составляет: земельного участка с кадастровым номером – 3 231 958 рублей 65 копеек, земельного участка с кадастровым номером – 19 451 397 рублей, земельного участка с кадастровым номером – 3 866 166 рублей 78 копеек, земельного участка с кадастровым номером – 42 822 945 рублей 30 копеек, земельного участка с кадастровым номером – 51 077 836 рублей 90 копеек, земельного участка с кадастровым номером – 5 749 831 рубль 41 копейку, земельного участка с кадастровым номером – 34 248 126 рублей 51 копейку, земельного участка с кадастровым номером – 1 374 614 рублей 22 копейки, земельного участка с кадастровым номером – 6 899 200 рублей, земельного участка с кадастровым номером – 3 209 044 рубля 05 копеек, земельного участка с кадастровым номером – 11 237 386 рублей 03 копейки, земельного участка с кадастровым номером – 3 478 140 рублей, земельного участка с кадастровым номером – 6 481 950 рублей, земельного участка с кадастровым номером – 15 799 200 рублей, земельного участка с кадастровым номером – 7 658 494 рубля 69 копеек.

Сведения об указанной кадастровой стоимости земельных участков внесены в Единый государственной реестр недвижимости 23.01.2020 г., что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 31.01.2020 г.

В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ). Арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Установление кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера арендных платежей.

Не согласившись с кадастровой стоимостью земельных участков и считая свои права нарушенными, Бирюков С.А. обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.

В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика.

Оспаривая приведенную выше кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке рыночной стоимости от 24.08.2020 г. № 97-02/2020, выполненный ООО «<данные изъяты>» согласно которому рыночная стоимость спорных земельных участков определена на дату утверждения их кадастровой стоимости следующим образом: земельного участка с кадастровым номером – 1 527 646 рублей, земельного участка с кадастровым номером – 6 957 069 рублей, земельного участка с кадастровым номером – 1 133 749 рублей, земельного участка с кадастровым номером – 14 136 731 рубля, земельного участка с кадастровым номером – 17 067 472 рубля, земельного участка с кадастровым номером – 1 794 533 рубля, земельного участка с кадастровым номером – 14 343 232 рубля, земельного участка с кадастровым номером – 443 705 рублей,, земельного участка с кадастровым номером – 2 263 800 рублей, земельного участка с кадастровым номером – 959 263 рублей, земельного участка с кадастровым номером – 4 381 686 рублей, земельного участка с кадастровым номером – 1 508 220 рублей, земельного участка с кадастровым номером – 2 412 270 рублей, земельного участка с кадастровым номером в размере 5 115 600 рублей, земельного участка с кадастровым номером – 2 970 445 рублей.

Частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

Исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

В ходе судебного разбирательства по ходатайству заинтересованного лица ГБУ СО «ЦКО» была назначена судебная экспертиза по вопросу определения рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: , , , , , , , , , , , , на дату определения их кадастровой стоимости.

Из заключения эксперта ООО «<данные изъяты>» от 03.02.2021 г. следует, что итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2019 года составляет 1 641 959 рублей 70 копеек; земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2019 года составляет 7 477 666 рублей; земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2019 года составляет 1 296 878 рублей 73 копейки; земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2019 года составляет 15 478 173 рубля; земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2019 года составляет 18 687 013 рублей 50 копеек; земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2019 года составляет 1 928 818 рублей 18 копеек; земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2019 года составляет 15 416 535 рублей 58 копеек; земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2019 года составляет 461 104 рубля 77 копеек; земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2019 года составляет 2 433 200 рублей; земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2019 года составляет 1 097 286 рублей 03 копейки; земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2019 года составляет 4 709 567 рублей 62 копейки; земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2019 года составляет 1 621 080 рублей; земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2019 года составляет 2 592 780 рублей.

Давая оценку представленным доказательствам, суд исходит из того, что заключение судебной экспертизы отвечает требованиям статей 79, 82, 84, 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

При оценке земельных участков, эксперт руководствовался федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены источники информации, нормативные документы и материалы, используемые при проведении экспертизы.

Экспертное заключение содержит анализ существующей методологии по определению рыночной стоимости земельных участков, описание их качественных и количественных характеристик, анализ рынка объектов оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость; обоснование выбора используемого подхода к оценке, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответ на поставленный вопрос с возможностью проверки его обоснованности.

Оснований подвергать сомнению выводы эксперта у суда не имеется, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, не заинтересован в исходе дела.

Каких-либо доказательств в опровержение выводов заключения судебной экспертизы ООО «<данные изъяты>» не представлено. Ходатайств о назначении повторной, дополнительной экспертиз сторонами и заинтересованными лицами не заявлено.

С учётом изложенного, суд полагает возможным принять заключение эксперта ООО «<данные изъяты>» в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего величину рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: , , , , , , , , , , , , по состоянию на 01.01.2019 г., и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанного заключения.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» следует, что суд, на основании имеющихся в деле доказательств, вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

В связи с этим суд, на основании имеющихся в деле доказательств, вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.

Суд полагает, что оснований для установления кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: , , , , , , , , , , , , в соответствии с отчетом об оценке не имеется, поскольку выводы судебного эксперта ничем не опровергнуты.

Кроме того, исследовав отчет об оценке в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , , суд приходит к выводу о том, что он соответствует требованиям федерального законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.

В силу части 1 статьи 3 Федерального Закона Российской Федерации от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие – либо чрезвычайные обстоятельства.

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

На основании статьи 11 указанного Федерального закона, итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее также - отчет).

Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка выполнена на дату определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами , , то есть по состоянию на 01.01.2019 г.

Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчете об оценке выводы оценщика в отношении указанных земельных участков не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами , полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости данных земельных участков основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчету об оценке документами.

С учетом изложенного, оснований полагать, что представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами , не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется. Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость вышеуказанных земельных участков, содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовых оснований для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда не имеется.

Суд считает возможным принять отчет об оценке, подготовленный ООО «<данные изъяты>» от 24.08.2020 г. № 97-02/2020, в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего величину рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами , по состоянию на дату оценки, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанного отчета.

Таким образом, требования административного истца подлежат частичному удовлетворению.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Датой обращения административного истца с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату его обращения в суд – 31.08.2020 года, что следует отразить в резолютивной части решения суда.

Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Административный иск Бирюкова Сергея Алексеевича – удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 1 039 215 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу относительно ориентира: <адрес>, - равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 года в размере 1 641 959 рублей 70 копеек.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 4 732 700 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, - равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 года в размере 7 477 666 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 815 647 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, -равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 года в размере 1 296 878 рублей 73 копейки.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 10 318 782 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, -равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 года в размере 15 478 173 рубля.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 12 458 009 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, -равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 года в размере 18 687 013 рублей 50 копеек.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 1 220 771 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, - равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 года в размере 1 928 818 рублей 18 копеек.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 9 757 301 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу относительно ориентира: <адрес>, - равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 года в размере 15 416 535 рублей 58 копеек.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 290 003 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, - равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 года в размере 461 104 рубля 77 копеек.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 1 540 000 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу относительно ориентира: <адрес>, - равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 года в размере 2 433 200 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 690 117 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, -равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 года в размере 1 097 286 рублей 03 копейки.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 2 980 739 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, -равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 года в размере 4 709 567 рублей 62 копейки.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 1 026 000 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу относительно ориентира: <адрес>, севернее от с. Чапаево-1,5 км, - равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 года в размере 1 621 080 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 1 641 000 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу относительно ориентира: <адрес>, северо-западнее от д. Кольцовка 100 м., - равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 года в размере 2 592 780 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 3 480 000 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенный по адресу относительно ориентира: <адрес>, - равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 года в размере 5 115 600 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 2 020 711 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу относительно ориентира: <адрес>, - равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 года в размере 2 970 445 рублей.

Датой обращения Бирюкова С.А. в суд считать 31.08.2020 года.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: С. Н. Ласковская

Решение суда в окончательной форме изготовлено 09.03.2021 года.