Дело № 3а-14/2021
УИД 87OS0000-01-2021-000015-21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Анадырь 6 декабря 2021 года
Суд Чукотского автономного округа в составе
председательствующего судьи Принцева С.А.,
при секретаре Лысаченко Е.А.,
с участием прокуроров Билыка М.В., ФИО1,
представителя административного ответчика Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа ФИО2, действующей на основании распоряжения Губернатора Чукотского автономного округа от 14 августа 2020 года № 83-лг,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-14/2021 по административному исковому заявлению прокурора Чукотского автономного округа к Комитету государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа о признании постановления Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 30 ноября 2018 года № 20-к/7 «Об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами МУП ЖКХ «Иультинское» на 2019-2021 годы» (с изменениями от 18 декабря 2020 года № 32-к/15) не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу,
установил:
прокурор Чукотского автономного округа обратился в суд Чукотского автономного округа с административным исковым заявлением к Комитету государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа (далее – Комитет) о признании постановления Правления Комитета от 30 ноября 2018 года № 20-к/7 «Об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами МУП ЖКХ «Иультинское» на 2019-2021 годы» (с изменениями от 18 декабря 2020 года № 32-к/15) не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемое постановление противоречит статьям 1, 24.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ), пункту 8 Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, а также осуществления контроля за их реализацией, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 года № 424 (далее – Правила № 424), пунктам 2, 5 Основ ценообразования в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484 (далее – Основы ценообразования), устанавливает долгосрочные параметры регулирования тарифа региональному оператору Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства «Иультинское» (далее – МУП ЖКХ «Иультинское», Предприятие), у которого отсутствует правоспособность на осуществление деятельности по обработке, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов (далее – ТКО), поскольку Предприятие не имеет лицензии на осуществление данных видов деятельности. Комитет необоснованно определил Предприятию показатели по обработке, обезвреживанию и размещению ТКО на территории городского округа Эгвекинот – на участках Эгвекинот (зона 19), Амгуэма (зона 19), Конергино (зона 19), Уэлькаль (зона 19), Ванкарем (зона 20), Нутэпэльмен (зона 21), Мыс Шмидта – Рыркайпий (зона 22) при том, что в указанных поселениях отсутствуют объекты размещения твердых коммунальных отходов. МУП ЖКХ «Иультинское» деятельность по захоронению ТКО не осуществляет, не заключало договоры на оказание услуг по обработке, обезвреживанию и размещению ТКО со специализированными организациями, имеющими такие объекты, ТКО вывозятся на необустроенные свалки. Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 сентября 2020 года по административному делу № 88а-7057/2020 (3а-5/2020) признано недействующим постановление Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 19 декабря 2016 года № 26-к/5 «Об установлении тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов МУП ЖКХ «Иультинское» на 2017-2021 годы».
Как указано прокурором, необоснованное включение расходов МУП ЖКХ «Иультинское» по обработке, обезвреживанию и размещению ТКО в состав единого тарифа нарушает права и законные интересы граждан и организаций – потребителей коммунальных услуг по обращению с отходами посредством необоснованного роста расходов по платежам за услуги в сфере обращения с отходами.
В возражениях на административное исковое заявление прокурора округа административный ответчик Комитет указал, что по результатам конкурсных процедур МУП ЖКХ «Иультинское» в 2017 году присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО сроком на 10 лет в четырёх зонах деятельности: зона деятельности № 19, в которую входят пгт. Эгвекинот, с. Амгуэма, с. Уэлькаль, с. Конергино; зона деятельности № 20, в которую входит с. Ванкарем; зона деятельности № 21, в которую входит с. Нутэпэльмен; зона деятельности № 22, в которую входит с. Рыркайпий. Между Департаментом промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа и Предприятием заключены соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО от 27 декабря 2017 года № 328 (зона № 19), № 329 (зона № 20), № 330 (зона № 21) и № 331 (зона № 22).
В апреле 2018 года МУП ЖКХ «Иультинское» обратилось в Комитет с заявлением об установлении ему единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО с 1 января 2019 года по 31 декабря 2021 года (первый долгосрочный период на 3 года), а также с заявлением о корректировке долгосрочных тарифов в области обращения с ТКО (захоронение ТКО) на 2019-2021 годы (долгосрочный период определён на пять лет 2017-2021 годы). По итогам проведённой экспертизы представленных МУП ЖКХ «Иультинское» расчетов и подтверждающих материалов постановлением Правления Комитета от 2 ноября 2018 года № 17-к/1 «О внесении изменений в постановления Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа» внесено изменение в постановление Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 19 декабря 2016 года № 26-к/5 «Об установлении тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов МУП ЖКХ «Иультинское» на 2017-2021 годы» и установлены единые тарифы на услугу регионального оператора, принято постановление Правления Комитета от 30 ноября 2018 года № 20-к/7 «Об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами МУП ЖКХ «Иультинское» на 2019-2021 годы». В апреле 2020 года МУП ЖКХ «Иультинское» обратилось в Комитет с заявлением от 30 апреля 2020 года исх. № 01-09/2083 о корректировке долгосрочных тарифов в области обращения с ТКО (единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами) на 2021 год и с заявлением от 30 апреля 2020 года исх. № 01-09/2084 о корректировке долгосрочных тарифов в области обращения с ТКО (захоронение твердых коммунальных отходов) на 2021 год. К заявлению были приложены расчёты и обосновывающие материалы. В процессе проведения экспертизы заявленных Предприятием предложений об установлении тарифов в области обращения с ТКО (единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, захоронение ТКО) на 2021 год в адрес Комитета поступило кассационное определение судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 сентября 2020 года по административному делу № 3а-5/2020 о признании недействующим постановления Правления Комитета от 19 декабря 2016 года № 26-к/5 «Об установлении тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов МУП ЖКХ «Иультинское» на 2017-2021 годы». Комитетом в адрес МУП ЖКХ «Иультинское» было направлено извещение от 18 ноября 2020 года № 21 о проведении заседания Правления Комитета. По результатам заседания Правления от 20 ноября 2020 года № 22 принято решение признать утратившим силу постановление Правления Комитета от 19 декабря 2016 года № 26-к/5 «Об установлении тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов МУП ЖКХ «Иультинское» на 2017-2021 годы» и пересмотреть единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО МУП ЖКХ «Иультинское» в связи с признанием недействующим с момента вступления в законную силу определения суда кассационной инстанции (с 30 сентября 2020 года) указанного постановления Правления Комитета от 19 декабря 2016 года № 26-к/5. Соответствующие изменения были внесены, тарифы на захоронение ТКО МУП ЖКХ «Иультинское» на 2021 год не утверждались. Постановлением Правления Комитета от 18 декабря 2020 года № 32-к/15 внесены изменения в постановление Правления Комитета от 30 ноября 2018 года № 20-к/7 «Об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами МУП ЖКХ «Иультинское» на 2019-2021 годы», единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО скорректированы на 2021 год. Структура расходов единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО представляется в виде:
1. Расходы регионального оператора по обезвреживанию, захоронению ТКО в размере – 0,0 руб.;
2. Собственные расходы регионального оператора – 17 923,8 руб., в том числе:
- расходы на сбор и транспортирование ТКО – 15 716,5 руб.;
- сбытовые расходы регионального оператора (расходы по сомнительным долгам в размере фактической дебиторской задолженности, но не более 2% НВВ, установленной для регионального оператора на предыдущий период регулирования) – 0,0 руб.;
- расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО и операторами по обращению с ТКО – 1 656,2 руб.;
- расходы на приобретение и содержание контейнеров и бункеров – 179,2 руб.;
- расходы на уборку мест погрузки ТКО – 13,3 руб.;
- расходы, связанные с предоставлением банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по соглашению – 358,5 руб.
Комитет не располагает информацией об отсутствии в поселениях городского округа Эгвекинот объектов размещения ТКО, так как в соответствии с приказом Комитета природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа от 24 января 2020 года № 13-од была утверждена Территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в которой указаны объекты размещения отходов, пригодные к эксплуатации. Действующая в настоящее время Территориальная схема, утверждённая приказом Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа от 10 февраля 2021 года № 32-од, содержит Приложение А10.1 «Объекты размещения ТКО, предлагаемые к использованию до 2023 года», где также указаны пригодные к эксплуатации объекты размещения отходов.
Административный ответчик полагает, что единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО утверждены Правлением Комитета для МУП ЖКХ «Иультинское» правомерно, в пределах предоставленных ему полномочий в надлежащей правовой форме, с соблюдением процедуры принятия и порядка введения оспариваемого нормативного правового акта в действие, соответствуют Федеральному закону № 89-ФЗ, Основам ценообразования, Методическим указаниям по расчёту регулируемых тарифов в области обращения с ТКО, утверждённым приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 года № 1638/16, а также Правилам регулирования тарифов в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484.
В отзыве на административное исковое заявление прокурора заинтересованное лицо МУП ЖКХ «Иультинское» указало, что на основании заключенных с Департаментом промышленной политики Чукотского автономного округа 27 ноября 2017 года соглашений №№ 328, 329, 330, 331 является региональным оператором в области обращения с ТКО и обязано в течение срока действия соглашений осуществлять деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО. С 30 сентября 2020 года Комитет исключил из тарифов на услугу регионального оператора расходы Предприятия на захоронение ТКО в связи с отсутствием объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) либо Перечень объектов размещения ТКО на территории субъекта Российской Федерации и отсутствием у Предприятия лицензии на захоронение отходов I – IV классов опасности. МУП ЖКХ «Иультинское» в настоящее время продолжает осуществлять деятельность по сбору, транспортированию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории городского округа Эгвекинот и несёт убытки. В случае признания оспариваемого постановления Правления Комитета не действующим, МУП ЖКХ «Иультинское» будет вынуждено отказаться от осуществления данной деятельности, поскольку не может работать в убыток (<данные изъяты>).
В судебном заседании прокуроры Билык М.В. и ФИО1 полностью поддержали административное исковое заявление по основаниям, изложенным в нём, и дополнили заявление обоснованием незаконности обжалуемого постановления Правления Комитета в части того, что единый тариф регионального оператора скорректирован без утверждения последним производственной программы МУП ЖКХ «Иультинское» в области обращения с ТКО на 2021 год.
В судебном заседании представитель административного ответчика председатель Комитета ФИО2 иск прокурора не признала, просила в удовлетворении административного искового заявления прокурора округа отказать по основаниям, изложенным в возражениях на него.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица МУП ЖКХ «Иультинское» не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки в известность суд не поставил, ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие (<данные изъяты>).
Суд, руководствуясь статьёй 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), рассмотрел дело в отсутствие неявившегося заинтересованного лица.
Выслушав прокуроров Билыка М.В., ФИО1, председателя Комитета ФИО2, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает его компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В силу статьи 1, пункта «г» части 2 статьи 2 Кодекса о нормативных правовых актах Чукотского автономного округа от 24 февраля 2009 года № 25-ОЗ (далее – Кодекс НПА) нормативный правовой акт - официальный письменный документ, принятый (изданный) в определенной данным Кодексом форме, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм как общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанный на многократное применение, принятый либо правотворческим органом (в том числе, Комитетом) в пределах имеющейся у него компетенции, либо путем референдума. К нормативным правовым актам Чукотского автономного округа относятся, в том числе постановления Комитета.
Оспариваемое постановление Правления Комитета от 30 ноября 2018 года № 20-к/7 с изменениями, внесёнными постановлением Правления Комитета от 18 декабря 2020 года № 32-к/15, определяет единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для МУП ЖКХ «Иультинское» на 2019-2021 годы для потребителей Чукотского автономного округа, то есть обладает признаками нормативного правового акта, поскольку содержит правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределённого круга лиц.
Принимая во внимание, что постановление Правления Комитета от 30 ноября 2018 года № 20-к/7, с изменениями от 18 декабря 2020 года № 32-к/15, является нормативным правовым актом, оно может быть обжаловано в порядке производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов (глава 21 КАС РФ).
Оспариваемое постановление принято на заседании Правления Комитета правомочным составом, подписано председателем Правления ФИО 1, действующей на основании распоряжения Губернатора Чукотского автономного округа от 26 декабря 2016 года № 139-лг.
Данное постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 7 декабря 2018 года, номер опубликования 8701201812070007, а также в приложении «Ведомости» № 48 (887) к газете «Крайний Север» от 7 декабря 2018 года № 48 (2163).
Оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемому виду деятельности в области обращения с ТКО, для которого предусмотрено установление предельных тарифов (пункты 1, 4 статьи 24.8 Федерального закона № 89-ФЗ).
Утверждение предельных тарифов и производственных программ в области обращения с ТКО относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами (статья 6 Федерального закона № 89-ФЗ).
В силу пункта 1.1, подпункта 28 пункта 2.2, пункта 2.24 Положения о Комитете государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа, утверждённого постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 7 июня 2007 года № 75, Комитет является органом исполнительной власти Чукотского автономного округа, уполномоченным осуществлять на территории Чукотского автономного округа государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль за их применением в рамках полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации. Комитет устанавливает предельные тарифы в области обращения с ТКО, утверждает производственные программы операторов по обращению с ТКО, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО.
Согласно статьям 12.1, 40, частям 1, 2, 3 статьи 41 Кодекса НПА Комитет в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты исключительно в форме постановлений. Порядок подготовки и принятия постановлений Комитета устанавливаются правовыми актами указанного органа исполнительной власти. Постановления Комитета публикуются в газете «Крайний Север», на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), в учрежденном печатном средстве массовой информации и сетевом издании в течение 10 дней со дня их подписания, что считается их официальным опубликованием.
Оспариваемое постановление Правления Комитета от 30 ноября 2018 года № 20-к/7 направлено в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу 7 декабря 2018 года № 1394/06-18 (<данные изъяты>).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемый региональный нормативный правовой акт принят Правлением Комитета во исполнение предоставленных ему законодателем полномочий, в пределах его компетенции, в надлежащей правовой форме.
Государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами регионального оператора осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, а также Методическими указаниями по расчёту регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, МУП ЖКХ «Иультинское» обратилось в Комитет с заявлением от 27 апреля 2018 года № 01-09/1515/9 об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на первый долгосрочный период регулирования 2019-2021 годы (<данные изъяты>). К заявлению Предприятием представлены обосновывающие документы (<данные изъяты>).
Приказом Комитета от 17 сентября 2018 года № 79-д открыто дело от 11 сентября 2018 года № 76 «Об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами МУП ЖКХ «Иультинское» на 2019-2021 годы» (<данные изъяты>).
Уполномоченным по данному делу приказом Комитета от 13 сентября 2018 года № 76-ут назначена ФИО 2 (<данные изъяты>).
Извещением от 17 сентября 2018 года № 78 МУП ЖКХ «Иультинское» извещено об открытии дела об установлении тарифов и назначении уполномоченного по делу (<данные изъяты>).
В соответствии с приказом Комитета от 24 октября 2018 года № 82-ут в связи с увольнением ФИО 2 уполномоченным по делу назначена ФИО 3 (<данные изъяты>).
Предприятие извещено о заседании Правления Комитета 30 ноября 2018 года в 10.00 извещением от 26 ноября 2018 года № 26 (<данные изъяты>).
Письмом от 26 ноября 2018 года № 01-09/4022 МУП ЖКХ «Иультинское» выразило согласие с предложенными Комитетом к утверждению тарифами, просило рассмотреть вопрос без их представительства (<данные изъяты>).
Комитетом на заседании Правления от 30 ноября 2018 года (протокол № 22) при регулировании единых тарифов выбран метод индексации, в расчёт тарифов включены объёмы отходов в соответствии с данными о ежегодном количестве ТКО, отражёнными в конкурсной документации по выбору региональных операторов в области обращения с ТКО. В состав необходимой валовой выручки (НВВ) включены расходы по захоронению ТКО; собственные расходы регионального оператора, включающие в себя расходы на сбор и транспортирование ТКО и расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО (<данные изъяты>). Выписка из протокола заседания Правления Комитета от 30 ноября 2018 года № 22 и постановление Правления Комитета от 30 ноября 2018 года № 20-к/7 направлены МУП ЖКХ «Иультинское» 4 декабря 2018 года (<данные изъяты>).
Постановлением Правления Комитета от 19 декабря 2019 года № 22-к/5 в оспариваемое постановление от 30 ноября 2018 года № 20-к/7 внесены изменения, произведена корректировка единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами МУП ЖКХ «Иультинское» на 2020 – 2021 годы, в составе которого также учтены расходы Предприятия на захоронение ТКО (<данные изъяты>).
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 сентября 2020 года по делу № 88а-7057/2020 признано недействующим со дня вступления кассационного определения в законную силу постановление Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 19 декабря 2016 года № 26-к/5 «Об установлении тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов МУП ЖКХ «Иультинское» на 2017-2021 годы» в связи с тем, что МУП ЖКХ «Иультинское» при отсутствии у него лицензии на осуществление деятельности по захоронению ТКО не могло и не должно было осуществлять данную деятельность, а Комитет не имел права при таких обстоятельствах утверждать производственную программу и устанавливать тариф на захоронение ТКО.
Указанный вступивший в законную силу судебный акт имеет преюдициальное значение по настоящему делу и в силу части 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные данным судебным актом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом настоящего дела.
Принимая во внимание, что при утверждении административным ответчиком постановлением от 30 ноября 2018 года № 20-к/7 единых тарифов на услугу регионального оператора в области обращения с ТКО на основании пункта 85 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами в составе данного тарифа были учтены утверждённые постановлением Правления Комитета от 19 декабря 2016 года № 26-к/5 с последующей корректировкой расходы Предприятия на осуществление деятельности по захоронению ТКО, которую МУП ЖКХ «Иультинское» не имело право осуществлять, оспариваемый приказ нельзя признать законным.
30 апреля 2020 года МУП ЖКХ «Иультинское» обратилось в Комитет с заявлением № 01-09/2083 о корректировке единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2021 год (<данные изъяты>). К заявлению Предприятием представлены обосновывающие документы (<данные изъяты>).
Приказом Комитета от 13 мая 2020 года № 49-д открыто дело от 30 апреля 2020 года № 49 «О корректировке единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами МУП ЖКХ «Иультинское» на 2021 год» (<данные изъяты>).
Уполномоченным по данному делу приказом Комитета от 6 мая 2020 года № 49-ут назначена ФИО 3 (<данные изъяты>).
Извещением от 13 мая 2020 года № 49 МУП ЖКХ «Иультинское» извещено об открытии дела о корректировке тарифов и назначении уполномоченного по делу (<данные изъяты>).
В соответствии с приказом Комитета от 31 июля 2020 года № 79-ут в связи с увольнением ФИО 3 уполномоченным по делу назначена ФИО 4 (<данные изъяты>).
Предприятие извещено о заседании Правления Комитета 18 декабря 2020 года извещением от 15 декабря 2020 года № 35 (<данные изъяты>).
Письмом от 17 декабря 2020 года № 01-09/4925 МУП ЖКХ «Иультинское» выразило согласие с предложенными Комитетом к утверждению тарифами, если затраты, не учтённые при установлении тарифов, будут возмещаться, просило рассмотреть вопрос без их представительства (<данные изъяты>).
Комитетом на заседании Правления от 18 декабря 2020 года (протокол № 34) при корректировке единых тарифов на 2021 год в состав необходимой валовой выручки (НВВ) включены собственные расходы регионального оператора, включающие в себя расходы на сбор и транспортирование ТКО и расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО; расходы на приобретение и содержание контейнеров и бункеров; расходы на уборку мест погрузки ТКО; расходы, связанные с предоставлением банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по соглашению. Расходы по захоронению ТКО исключены из состава тарифа (<данные изъяты>).
Выписка из протокола заседания Правления Комитета от 18 декабря 2020 года № 34 направлена МУП ЖКХ «Иультинское» 21 декабря 2020 года (<данные изъяты>), постановление Правления Комитета от 18 декабря 2020 года № 32-к/15 «О внесении изменения в постановление Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 30 ноября 2018 года № 20-к/7» направлено МУП ЖКХ «Иультинское» 21 декабря 2020 года сопроводительным письмом от 18 декабря 2020 года № 1478/11-05 (<данные изъяты>).
Постановление Правления Комитета от 18 декабря 2020 года № 32-к/15 принято на заседании Правления Комитета правомочным составом, подписано председателем Правления ФИО2, действующей на основании распоряжения Губернатора Чукотского автономного округа от 14 августа 2020 года № 83-лг, опубликовано 22 декабря 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru (номер опубликования 8701202012220027), а также в приложении «Ведомости» от 25 декабря 2020 года № 51/5 (992/5) к газете «Крайний Север» от 25 декабря 2020 года № 51(2268).
Указанное постановление направлено в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области и Чукотскому автономному округу письмом от 28 декабря 2020 года № 1602/11-06 (<данные изъяты>).
В силу пункта 2 статьи 24.9 Федерального закона № 89-ФЗ тарифы должны компенсировать экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами инвестированного капитала.
В соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования, в редакции, действующей на момент принятия постановления Правления Комитета от 18 декабря 2020 года № 32-к/15, необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, включая обработку твердых коммунальных отходов, в том числе собственная необходимая валовая выручка регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, а также расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и их содержание, уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов и расходов, связанных с предоставлением безотзывной банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором.
Согласно пунктам 16, 17 Основ ценообразования необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности. При определении необходимой валовой выручки учитываются расходы регулируемых организаций на реализацию предусмотренных инвестиционными и производственными программами регулируемых организаций мероприятий в размерах, обеспечивающих достижение плановых значений показателей эффективности.
Для установления единого тарифа региональный оператор направляет в орган регулирования тарифов заявление об установлении единого тарифа с приложением обосновывающих материалов в соответствии с пунктом 8 Правил регулирования тарифов, включая расчет расходов на оказание регулируемого вида деятельности (оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором) и экономическое обоснование исходных данных, а также копии документов, подтверждающих проведение заявителем закупки товаров (работ, услуг) в установленном законодательством Российской Федерации порядке (положение о закупках, извещение о проведении закупок, документация о закупке, протоколы проведения закупок, составляемые в ходе проведения закупок).
Согласно пункту 7 Основ ценообразования размер тарифов должен компенсировать регулируемым организациям экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами инвестированного капитала.
На основании подпункта «д» пункта 8 Правил № 484 к заявлению об установлении тарифов прилагается копия утвержденной в установленном порядке производственной программы либо проект производственной программы с содержащимся в нем расчетом финансовых потребностей на реализацию производственной программы с обоснованием этих потребностей и расшифровкой затрат, включенных в нее, по видам деятельности.
Порядок утверждения производственной программы урегулирован Правилами разработки, утверждения и корректировки производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также осуществления контроля за их реализацией, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 года № 424.
Согласно пунктам 1-3 Правил № 424 данные Правила устанавливают порядок разработки, утверждения и корректировки производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, требования к содержанию производственных программ, процедуру рассмотрения разногласий при их утверждении, а также порядок осуществления контроля за их реализацией. Проект производственной программы разрабатывается регулируемой организацией и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Производственная программа разрабатывается на срок действия регулируемых тарифов регулируемой организации.
С учётом того, что деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами относится к регулируемым видам деятельности (пункт 1 статьи 24.8 Федерального закона № 89-ФЗ), вопреки ошибочной позиции административного ответчика для данного вида деятельности также должны разрабатываться и утверждаться производственные программы.
Согласно пункту 8 Правил № 424 регулируемая организация обязана направить проект производственной программы на утверждение в уполномоченный орган до 1 мая года, предшествующего году начала периода реализации производственной программы, согласно пункту 13 указанных Правил уполномоченный орган обязан утвердить производственную программу в срок не позднее 1 декабря года, предшествующего году начала реализации производственной программы, а согласно пункту 6 Правил № 484 заявление об установлении тарифов подаётся в срок до 1 сентября.
Пунктом 13 Правил № 484 предусмотрено, что в случае непредставления регулируемой организацией в полном объеме предусмотренных пунктом 8 указанных Правил обосновывающих материалов орган регулирования в течение 10 рабочих дней со дня подачи регулируемой организацией заявления об установлении тарифов направляет заказным почтовым отправлением уведомление о необходимости представления таких материалов в полном объеме. В случае непредставления регулируемой организацией обосновывающих материалов в течение 5 рабочих дней со дня получения такого уведомления орган регулирования без рассмотрения возвращает регулируемой организации материалы с указанием причин возврата.
Как установлено в судебном заседании, при корректировке Комитетом единого тарифа на услугу регионального оператора МУП ЖКХ «Иультинское» на 2021 год производственная программа Предприятия в области обращения с твердыми коммунальными отходами не утверждалась, ранее утверждённая постановлением Правления Комитета от 19 декабря 2016 года № 26-к/5 производственная программа МУП ЖКХ «Иультинское» в области обращения с ТКО утратила силу с 30 сентября 2020 года в связи с принятием кассационного определения судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 сентября 2020 года по делу № 88а-7057/2020 и постановления Правления Комитета от 20 ноября 2020 года № 20-к/1.
Таким образом, единые тарифы на услугу регионального оператора в области обращения с ТКО утверждены Комитетом на 2021 год при отсутствии у МУП ЖКХ «Иультинское» соответствующей производственной программы в области обращения с ТКО, что противоречит приведённым выше положениям Федерального закона № 89-ФЗ, Основ ценообразования, Правил № 484 и Правил № 424.
При этом МУП ЖКХ «Иультинское» не заключало договоры со сторонними организациями, осуществляющими деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Комитетом было допущено нарушение процедуры утверждения тарифов и их корректировки.
Положениями подпункта «в» пункта 2 части 8, части 9 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта. Обязанность доказывания этих обстоятельств возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Проанализировав изложенное, суд приходит к выводу о том, что Комитет неправомерно скорректировал МУП ЖКХ «Иультинское» единые тарифы на услугу регионального оператора в области обращения с ТКО на 2021 год в отсутствие представленного регулируемой организацией проекта производственной программы либо копии ранее утверждённой производственной программы.
Указанные нарушения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта являются существенными, влекущими признание его не действующим.
Поскольку судом установлено, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования процедуры его принятия, влекущие признание акта не действующим, суд принимает решение об удовлетворении административного искового заявления прокурора без исследования других обстоятельств по административному делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Определяя момент, с которого оспариваемое постановление Комитета подлежит признанию недействующим, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Принимая во внимание, что оспариваемое прокурором постановление Правления Комитета применялось до вынесения решения суда и на его основании реализовывались права граждан и организаций, суд приходит к выводу о том, что оно подлежит признанию недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если иное не указано в резолютивной части решения суда, то признание судом недействующими основных нормативных положений означает признание недействующими положений нормативных правовых актов, которыми в основные нормативные положения внесены изменения и (или) дополнения.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
В связи с этим суд находит необходимым указать в резолютивной части решения на необходимость публикации сообщения о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании – газете «Крайний Север».
Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ,
решил:
административное исковое заявление прокурора Чукотского автономного округа к Комитету государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа удовлетворить.
Признать постановление Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 30 ноября 2018 года № 20-к/7 «Об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами МУП ЖКХ «Иультинское» на 2019-2021 годы» (с изменениями от 18 декабря 2020 года № 32-к/15) не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятии данного решения опубликовать в газете «Крайний Север» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд Чукотского автономного округа.
Судья С.А. Принцев
Мотивированное решение изготовлено 24 декабря 2021 года.