РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 января 2021 г. город Тула
Тульский областной суд в составе:
председательствующего Голомидовой И.В.,
при секретаре Селютиной О.В.,
с участием прокурора Лазукиной О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-495/2020 по административному исковому заявлению Жильцова В.В. к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании недействующими пунктов "...", "...", "...", "...", "...", "..." Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного распоряжением министерства экономического развития Тульской области от 29.11.2016 № 3359 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год»; пунктов "...", "...", "...", "...", "...", "..." перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 30.11.2017 № 3848 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» (в редакции распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 28.12.2017 № 4455); пунктов "...", "...", "...", "...", "...", "..." перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 29.11.2018 № 4954 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» (в редакции распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 28.11.2019 № 4260); пунктов "...", "...", "...", "...", "...", "..." перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 22.11.2019 № 4175 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год»,
установил:
29 ноября 2016 года министерством экономического развития Тульской области издано распоряжение № 3359 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год».
Данное распоряжение подписано заместителем министра экономического развития Тульской области, опубликовано 30.11.2016 на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://tularegion.ru), и согласно его пункту 4 вступило в силу со дня подписания.
Пунктом 1 распоряжения определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, согласно приложению (далее – Перечень на 2017 год).
30 ноября 2017 г. министерством имущественных и земельных отношений Тульской области издано распоряжение № 3848 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год».
Данное распоряжение подписано министром имущественных и земельных отношений Тульской области, опубликовано 30.11.2017 в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» http://npatula.ru, и согласно его пункту 4 вступило в силу со дня подписания.
Пунктом 1 распоряжения определен перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, согласно приложению (далее - Перечень на 2018 год).
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 28.12.2017 № 4455 «О внесении дополнений в распоряжение министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 30.11.2017 № 3848» Перечень на 2018 год дополнен строками "...", "...", "...", "..." согласно приложению.
Распоряжение от 28.12.2017 подписано министром имущественных и земельных отношений Тульской области, опубликовано 28.12.2017 в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» http://npatula.ru, и согласно его пункту 2 вступило в силу со дня подписания.
29 ноября 2018 г. министерством имущественных и земельных отношений Тульской области издано распоряжение № 4954 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год».
Данное распоряжение подписано заместителем министра имущественных и земельных отношений Тульской области, опубликовано 30.11.2018 на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://tularegion.ru), и согласно его пункту 4 вступило в силу со дня подписания.
Пунктом 1 распоряжения определен перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее – Перечень на 2019 год) согласно приложению.
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 28.11.2019 № 4260 «О внесении изменения в распоряжение министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 29.11.2018 № 4954» с 29 ноября 2018 г. признано недействительным распоряжение министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 29.11.2018 № 4954 в части включения в Перечень на 2019 год объекта недвижимого имущества с кадастровым номером "..." и исключена строка, предусматривающая сведения по данному объекту, из Перечня.
Данное распоряжение подписано заместителем министра имущественных и земельных отношений Тульской области, опубликовано 29.11.2019 на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://mizo.tularegion.ru), и согласно его пункту 2 вступило в силу с 28 ноября 2019 г.
22 ноября 2019 г. министерством имущественных и земельных отношений Тульской области издано распоряжение № 4175 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».
Данное распоряжение подписано министром имущественных и земельных отношений Тульской области, опубликовано 26 ноября 2019 г. в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» http://npatula.ru, и согласно его пункту 4 вступило в силу со дня подписания.
Пунктом 1 распоряжения определен перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее – Перечень на 2020 год) согласно приложению.
В названные Перечни в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, под номерами "...", "...", "...", "...", "...", "..." (Перечень на 2017 год), "...", "...", "...", "...", "...", "..." (Перечень на 2018 год), "...", "...", "...", "...", "...", "..." (Перечень на 2019 год), "...", "...", "...", "...", "...", "..." (Перечень на 2020 год) включены нежилые здания с кадастровыми номерами "...", "...", "...", "...", "...", "...".
Жильцов В.В., являясь собственником нежилых зданий в указанными выше кадастровыми номерами, обратился в суд с административным иском о признании недействующими данных Перечней в части включения в них вышеуказанных объектов недвижимого имущества, ссылаясь на противоречие названных Перечней в оспариваемых частях положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, ввиду того, что принадлежащие ему нежилые здания являются складами, не предназначены для размещения торговых объектов и для таких целей не используются. Земельные участки, на которых расположены принадлежащие ему здания, не предусматривают размещение на них административно-деловых центров, торговых центров (комплексов) и помещений в них. Неправомерное включение, по утверждению административного истца, вышеупомянутых объектов в Перечни повлекло для него увеличение размера платежей по налогу на имущество физических лиц.
В судебное заседание административный истец Жильцов В.В. не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя по доверенности.
В судебном заседании представитель административного истца Жильцова В.В. по доверенности и ордеру адвокат Дорошенко Я.А. заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в административном иске, и просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, заинтересованного лица правительства Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не представлено.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица по доверенности Антонова Е.В. просила отказать в удовлетворении заявленных требований, указав, что оспариваемые распоряжения изданы компетентным органом в пределах предоставленных полномочий, в установленном порядке, федеральному законодательству или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречат, поскольку принадлежащие административному истцу нежилые здания по своему назначению, разрешенному использованию и наименованию в соответствии с данными технических паспортов, а также исходя из фактического их использования предназначены и используются в целях делового или коммерческого назначения; прав и законных интересов административного истца указанные распоряжения не нарушают.
Заинтересованные лица Милевский В.И. и Козлов С.Е. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещались в установленном законом порядке, причину неявки суду не сообщили.
Представитель заинтересованного лица Межрайонная ИФНС России № 8 по Тульской области в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте его проведения надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Исходя из положений части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля "...", исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Лазукиной О.Г., полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества предоставлено субъекту Российской Федерации также и подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Статьей 15 и пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица являются плательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из их кадастровой стоимости.
На основании подпунктов 1 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 указанной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Указом Губернатора Тульской области от 02 ноября 2015 г. № 317 по состоянию на 29 ноября 2016 г. министерство экономического развития Тульской области являлось органом исполнительной власти Тульской области, который был наделен полномочиями по определению перечня объектов недвижимого имущества, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 108 пункта 4 Положения о министерстве экономического развития Тульской области, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 11 ноября 2015 г. № 508).
Положением о министерстве экономического развития Тульской области, утвержденным Постановлением правительства Тульской области от 11 ноября 2015 г. № 508 предусматривалось издание министром в пределах своей компетенции приказов и распоряжений в установленной сфере деятельности (подпункт 4 пункта 7 Положения).
Распоряжением Губернатора Тульской области № 511-рг от 23.09.2016 министром экономического развития Тульской области с 23.09.2016 года назначен Лаврухин Г.В.
Распоряжением Губернатора Тульской области № 618-рг от 08.11.2016 на период отпуска (с 28.11.2016 по 11.12.2016) министра экономического развития Тульской области исполнение обязанностей министра возложено на заместителя министра экономического развития Тульской области Романова В.М.
Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области в силу пункта 3 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 13 октября 2016 г. № 452, и передаточного акта № 1 от 23 декабря 2016 г. является правопреемником министерства экономического развития Тульской области в части реализации полномочий по управлению и распоряжению в пределах своей компетенции имуществом области, за исключением средств бюджета Тульской области, бюджетов территориальных внебюджетных фондов и жилищного фонда, принадлежащего на праве собственности области, предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования город Тула, в пределах полномочий, установленных федеральными законами, законами Тульской области, постановлениями правительства Тульской области, а также координации в случаях, установленных федеральными законами, законами Тульской области, указами Губернатора Тульской области и постановлениями правительства Тульской области, деятельности в этой сфере иных органов исполнительной власти Тульской области.
По состоянию на даты принятия оспариваемых нормативных правовых актов от 30.11.2017, 29.11.2018, 22.11.2019 органом исполнительной власти Тульской области, который наделен полномочиями по определению перечня объектов недвижимого имущества, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно подпункту 77 пункта 5 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 13 октября 2016 г. № 452, является министерство имущественных и земельных отношений Тульской области.
Пунктом 7 вышеназванного Положения регламентировано, что министерство возглавляет министр имущественных и земельных отношений Тульской области, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Тульской области в установленном законодательством порядке.
Положением о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденным постановлением правительства Тульской области от 13 октября 2016 г. № 6, предусмотрено издание министром в пределах своей компетенции приказов и распоряжений в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тульской области (подпункт 4 пункта 8).
Распоряжением Губернатора Тульской области от 23.09.2016 № 515-рг Пантелеев М.Ю. назначен министром имущественных и земельных отношений тульской области с 23.09.2016.
Распоряжениями Губернатора Тульской области от 29.10.2018 № 663-рг и от 27.11.2019 обязанности министра имущественных и земельных отношений Тульской области с 26 ноября по 7 декабря 2018 г. были возложены на заместителя министра имущественных и земельных отношений Тульской области "...", а 28.11.2019 на заместителя министра имущественных и земельных отношений Тульской области "..."
Согласно пункту 2 постановления правительства Тульской области от 17 февраля 2014 г. № 61 «Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области» официальным опубликованием нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области является публикация их полных текстов в газете «Тульские известия» и (или) размещение (опубликование) в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - http://npatula.ru, сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации» - www.pravo.gov.ru.
Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемые распоряжения изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, порядка принятия, правил введения в действие и опубликования, и стороной административного истца в процессе судебного разбирательства не оспаривалось.
Проверяя данные распоряжения в оспариваемых частях на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Абзацами первым и третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из пункта 1 и подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
Законом Тульской области от 20 ноября 2014 г. № 2219-ЗТО «Об установлении единой даты начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» была установлена единая дата начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2016 г.
Налог на имущество физических лиц установлен и введен на территории г. Тулы с 01.01.2015 решением Тульской городской Думы от 28 ноября 2014 г. № 4/75. Пунктом 2 данного решения установлено, что налоговая база по налогу в отношении объектов налогообложения определяется исходя из кадастровой стоимости. При этом подпунктом 2 пункта 3 решения для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, установлена налоговая ставка в размере 2 процентов.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в перечень подлежат включению административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ) в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, по смыслу приведенных норм законодательства в Перечень подлежит включению лишь такое недвижимое имущество, которое отвечает критериям, установленным названными выше правовыми нормами.
Судом установлено, что Жильцов В.В. является собственником, в том числе в праве общей долевой собственности, объектов недвижимости с кадастровыми номерами:
"..." площадью 923,2 кв.м, расположенным по адресу: "...";
"..." площадью 1 155,7 кв.м, расположенным по адресу: "...";
"..." площадью 429,3 кв.м, расположенным по адресу: "...";
"..." площадью 1 996,5 кв.м, расположенным по адресу: "...";
"..." площадью 632,4 кв.м, расположенным по адресу: "...";
"..." площадью 929,3 кв.м, расположенным по адресу: "...".
Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от "..." №№ "...", "...", "...", "...", "...", "...", договором купли-продажи от "...".
Вид разрешенного использования земельных участков в период с момента постановки на кадастровый учет до 1 января 2017 г. отражался в кадастровом паспорте земельного участка (выписке об объекте недвижимости), представляющем собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости (часть 4 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в редакции, действующей до 1 января 2017 г.). В настоящее время названная характеристика земельных участков подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (пункт 4 части 5 статьи 8, часть 1 статьи 28 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Из названных выше выписок следует, что нежилое здание с кадастровым номером "..." расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером "...", категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности, и земли иного специального назначения; для эксплуатации отдельных корпусов оптового склада-холодильника, дата постановки на учет "...".
Нежилое здание с кадастровым номером "..." расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером "...", категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности, и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования: для эксплуатации отдельных корпусов оптового склада-холодильника, дата постановки на учет "...".
Нежилое здание с кадастровым номером "..." расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером "...", категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности, и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования: для строительства оптового склада-холодильника, дата постановки на учет "...".
Нежилое здание с кадастровым номером "..." расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером "...", категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности, и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования: для строительства оптового склада-холодильника; дата постановки на учет "...". Названный участок снят с кадастрового учета "..." в связи с перераспределением, в результате которого образован земельный участок с кадастровым номером "...", поставленный "..." на кадастровый учет с видом разрешенного использования «для строительства оптового склада-холодильника, для размещения объектов предпринимательской деятельности», на котором расположено в настоящее время здание с кадастровым номером "...".
Нежилое здание с кадастровым номером "..." расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером "...", категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности, и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования: для строительства оптового склада-холодильника; дата постановки на учет "...". Названный земельный участок снят с кадастрового учета "..." в связи с образованием земельных участков с кадастровыми номерами "...", "...", "...", поставленными на кадастровый учет "..." с видом разрешенного использования «для строительства оптового склада-холодильника». В настоящее время здание с кадастровым номером "..." расположено в пределах земельных участков с кадастровыми номерами "..." и "...".
Нежилое здание с кадастровым номером "..." расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером "...", категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности, и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования: для эксплуатации отдельных корпусов оптового склада-холодильника, дата постановки на учет "...".
Согласно информации, предоставленной "..." от "..." по запросу суда, вид разрешенного использования земельных участков с названными кадастровыми номерами с момента постановки на кадастровый учет не изменялся.
Указанное выше подтверждается также выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от "..." №№ "...", "...", "...", "...", "...", от "..." № "...", от "..." № "...", от "..." №№ "..." и "...", от "...", соглашением о перераспределении земельных участков от "...", а также кадастровыми выписками о земельных участках от "..." №№ "...", "...", "...", "...", "...", "...".
Виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в силу пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. № 39 (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5), земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7) и др.).
Такие виды разрешенного использования земельных участков как «для эксплуатации отдельных корпусов оптового склада-холодильника», «для строительства оптового склада-холодильника» не соответствуют кодам 1.2.5, 1.2.7 по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. № 39, и, следовательно, не позволяют размещать на нем офисные здания, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
Согласно названному классификатору виды разрешенного использования земельных участков, на которых расположены спорные здания, соответствует виду разрешенного использования «Склады ("...") (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок», что соответствует пункту 1.2.9 классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. № 39.
Таким образом, на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов виды разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами "...", "...", "...", "...", "...", "...", на которых расположены здания с кадастровыми номерами "...", "...", "...", "...", "...", "...", не предусматривали размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, объект недвижимости с кадастровым номером "...", поставленный на кадастровый учет "...", имеет назначение «нежилое здание», наименование – склад № "..." с рампой корпус "...".
Объект недвижимости с кадастровым номером "...", поставленный на кадастровый учет "...", имеет назначение «нежилое здание», наименование – склад № "..." с рампой корпус "...".
Объект недвижимости с кадастровым номером "...", поставленный на кадастровый учет "...", имеет назначение «нежилое здание», наименование – склад-холодильник.
Объект недвижимости с кадастровым номером "...", поставленный на кадастровый учет "...", имеет назначение «нежилое здание», наименование – нежилое здание (склад № "...", корпус "..." с рампой).
Объект недвижимости с кадастровым номером "...", поставленный на кадастровый учет "...", имеет назначение «нежилое здание», наименование – низкотемпературный склад-холодильник.
Объект недвижимости с кадастровым номером "...", поставленный на кадастровый учет "...", имеет назначение «нежилое здание», наименование – склад № "..." с рампой корпус № "...".
Вышеуказанные характеристики объектов недвижимости не изменялись с момента постановки на кадастровый учет, что подтверждается сообщением филиала "..." от "...", выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от "..." №№ "...", "...", "...", "...", "...", "...".
Согласно техническим паспортам на спорные здания, данным технической инвентаризации
объект недвижимости с кадастровым номером "..." принят на технический учет "...", имеет наименование «склад № "..." с рампой корпус "..."», используется по назначению, состоит из двух помещений, имеющих назначение «складское помещение»; текущая инвентаризация проводилась 16.02.2005 и 14.03.2006;
объект недвижимости с кадастровым номером "..." принят на технический учет "...", имеет назначение и использование «склад», наименование «склад № "..." с рампой корпус "..."», состоит из одной части, имеющей назначение «складское помещение»; текущая инвентаризация проводилась 16.02.2005 и 10.10.2007;
объект недвижимости с кадастровым номером "..." принят на технический учет "...", имеет назначение и использование «склад», наименование «склад № "..." с рампой корпус "..."», состоит из одной части, имеющей назначение «складское помещение»; текущая инвентаризация проводилась 16.02.2005 и 26.04.2006;
объект недвижимости с кадастровым номером "..." принят на технический учет "...", имеет по данным текущей инвентаризации от 30.04.2009 назначение и использование «низкотемпературный склад-холодильник», наименование «склад, рампа», «склад-холодильник», состоит из двух помещений, имеющих назначение «помещение холодильной камеры»;
объект недвижимости с кадастровым номером "..." принят на технический учет "...", по данным инвентаризации, проведенной 05.10.2009 и 29.11.2018, имеет назначение, использование, наименование «склад № "...", корпус "..." с рампой», состоит из помещений "..." и "...", имеющих назначение «склад»;
объект недвижимости с кадастровым номером "..." принят на технический учет "...", имеет по данным текущей инвентаризации от 08.04.2002 назначение, использование, наименование «склад-холодильник», состоит из двух помещений, имеющих назначение «холодильная камера».
Понятие «торгового объекта» дано в статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и пункте 14 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
Торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Следовательно, для того, чтобы признать склад торговым объектом, его площадь должна включать в себя помещения, предназначенные для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что здания складов соответствуют требованиям, необходимым для признания их торговыми объектами.
Довод заинтересованного лица о том, что объект с кадастровым номером "..." имеет торговое назначение, проверялся судом и не нашел своего подтверждения.
Действительно, согласно имеющейся в материалах дела выписке (справке) от "..." из технического паспорта на данный объект недвижимости назначение объекта указано «торговый».
Между тем, из представленного суду имеющегося в инвентарном деле на объект недвижимости с кадастровым номером "..." и приобщенного к материалам настоящего административного дела технического паспорта следует, что по состоянию на 14.03.2006, то есть по данным текущей и последней инвентаризации, объект имел наименование «склад № "..." с рампой корпус № "..."», использование – по назначению, назначение частей здания – складские помещения. При этом в выписках от "..." и от "..." из данного технического паспорта следует, что объект имеет производственное назначение.
Таким образом, ни сведениями из Единого государственного реестра недвижимости, ни документами технического учета (инвентаризации), ни кадастровыми паспортами не подтверждается, что спорные здания подлежали включению в Перечни исходя из критерия предназначения расположенных в них помещений.
Судом не установлено и фактическое использование принадлежащих административному истцу зданий, включенных в оспариваемые Перечни, в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов.
Так, в соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
До установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного пунктом 9, установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 02.11.2013 № 307-ФЗ, действующий на момент принятия оспариваемых распоряжений).
Постановлением правительства Тульской области от 05.11.2014 № 559 утвержден Порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, согласно которому вид фактического использования перечисленных объектов определяется министерством имущественных и земельных отношений Тульской области на основании соответствующей информации, представленной органами местного самоуправления Тульской области, при утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из представленной по запросу суда информации управления экономического развития администрации города Тулы от 16.11.2020 объекты с кадастровыми номерами "...", "...", "...", "...", "...", "..." рекомендовались к включению в Перечни на 2017-2020 годы на основании пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как фактически используемые в целях размещения торговых объектов, по результатам ежегодного фактического визуального обследования, проводимого главным специалистом-экспертом отдела мелкорозничной торговли управления экономического развития администрации города Тулы "..."
Допрошенная судом в качестве свидетеля "..." показала, что она в течение апреля-августа каждого года проводит визуальное обследование объектов, предлагаемых к включению в Перечни. Объекты с кадастровыми номерами "...", "...", "...", "...", "...", "...", расположенные по адресу: "...", рекомендовались к включению в Перечни на 2017-2020 годы по результатам проведенных ею визуальных обследований. По указанному выше адресу располагается комплекс зданий - два торговых центра, за которыми находятся, в том числе и принадлежащие Жильцову В.В. склады, в связи с чем все здания по этому адресу были предложены для включения в Перечни 2017-2020 годов, как входящие в единый торговый комплекс, в котором площадь торгово-офисных корпусов в процентом соотношении составляет более 20% от общей площади расположенных по указанному адресу зданий.
При этом названный свидетель также пояснила, что обследование принадлежащих административному истцу объектов в юридически значимые периоды времени проводилось без осмотра внутренних помещений зданий; некоторые здания использовались как склады, к которым подъезжали машины и осуществлялась погрузка, выгрузка.
Оценивая представленную суду вышеуказанную информацию и показания свидетеля, суд исходит из того, что органом местного самоуправления не осматривались помещения зданий административного истца, включенных в оспариваемые Перечни, выводы были сделаны исходя из внешнего осмотра объектов недвижимости, в ходе обследования не установлен вид использования помещений в зданиях, в связи с чем предусмотренные абзацем 2 подпункта 2 пункта 4 ст. 378.2 НК РФ условия для отнесения принадлежащих административному истцу складов к торговому центру (комплексу) отсутствовали.
Идентичность адреса, по которому находятся помимо складов административного истца также здания торговых центров, не может рассматриваться для целей статьи 378.2 НК РФ как безусловный признак отнесения объектов недвижимости к торговому центру (комплексу), и это не предполагает размещение торгового центра (комплекса). Доказательств того, что спорные объекты входят в состав комплексного (сложного) торгового объекта, суду не представлено.
Более того, объекты с кадастровыми номерами "...", "...", "...", "...", "...", "..." являются самостоятельными, отдельно стоящими зданиями, фактически расположены на разных земельных участках. Находящиеся по адресу: "..." два торговых объекта также являются отдельно стоящими зданиями, расположенными на самостоятельных земельных участках. При этом торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение).
То обстоятельство, что помещения складов сдаются в аренду под склад третьим лицам не свидетельствуют о правомерном применении статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Исходя из буквального толкования положений названной статьи допустимыми доказательствами фактического использования здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов являются полученные в установленном порядке сведения, подтверждающие реальное использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения торговых объектов.
Таким образом, министерство имущественных и земельных отношений Тульской области данными, свидетельствующими о фактическом использовании для размещения торговых объектов более 20 процентов общей площади каждого из спорных зданий, не располагало.
Представленные административным ответчиком и заинтересованным лицом акты обследования объектов и фотоматериалы составлены 27 ноября 2020 г. и не могут быть приняты судом во внимание.
Более того, акты обследования зданий от 27.11.2020 не содержат сведения о размере помещений, используемых для размещения торговых объектов, а также иную информацию, подтверждающую размещение в этих зданиях на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов объектов в установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации целях.
Приложенные к актам обследования фотоматериалы, отражая лишь виды зданий частично с внешних сторон, не несут какой-либо информации об их фактическом использовании, нахождении в зданиях организаций, которые фактически осуществляют торговую деятельность; фотографии не отражают нахождение в зданиях помещений, предназначенных для выкладки, демонстрации товаров, наличия зон для потребителей, кассовых аппаратов.
Иных относимых и допустимых доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве необходимого условия для признания здания объектом, налоговая база на которое исчисляется исходя из его кадастровой стоимости, в материалы дело не представлено.
Между тем, судом установлено, что в зданиях расположены складские помещения, которые используются для ведения складской деятельности. Помещения складов сдаются в аренду сторонним организациям для складирования и хранения товарно-материальных ценностей, о чем стороной административного истца представлены копии договоров аренды недвижимого имущества.
При таких обстоятельствах и учитывая, что административный ответчик не исполнил процессуальную обязанность, установленную частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и не представил доказательств законности включения вышеуказанных зданий в Перечни на 2017 год, на 2018 год, на 2019 год и на 2020 год, а также исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления Жильцова В.В.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца возможно путем признания оспариваемых положений Перечней недействующими с момента их принятия.
В связи с удовлетворением требований административного истца суд на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства РФ считает необходимым при распределении понесенных сторонами судебных расходов взыскать с министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в пользу Жильцова В.В. 1 200 рублей в счет возврата государственной пошлины, уплаченной при обращении в суд с настоящим административным иском.
Руководствуясь ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Жильцова В.В. удовлетворить.
Признать недействующими с момента принятия пункты "...", "...", "...", "...", "...", "..." Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного распоряжением министерства экономического развития Тульской области от 29.11.2016 № 3359 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год».
Признать недействующими с момента принятия пункты "...", "...", "...", "...", "...", "..." перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 30.11.2017 № 3848 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» (в редакции распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 28.12.2017 № 4455).
Признать недействующими с момента принятия пункты "...", "...", "...", "...", "...", "..." перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 29.11.2018 № 4954 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» (в редакции распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 28.11.2019 № 4260).
Признать недействующими с момента принятия пункты "...", "...", "...", "...", "...", "..." перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 22.11.2019 № 4175 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».
Сообщение о принятии данного решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в газете «Тульские известия» или размещению в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - http://npatula.ru, либо в сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации» - www.pravo.gov.ru, либо на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://tularegion.ru).
Взыскать с министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в пользу Жильцова Валерия Викторовича судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий