ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-14/2022 от 25.01.2022 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

№ 3а-14/2022

42OS0000-01-2021-000436-77

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего судьи Киклевич С.В.,

при секретаре Горн Н.Е.,

с участием прокурора Канаплицкой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

«25» января 2022 года

административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «8-Я Проходная» о признании недействующими отдельных положений распоряжения Губернатора Кемеровской области-Кузбасса от 15 июня 2021 года № 85-рг «О дополнительных мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»,

У С Т А Н О В И Л:

15 июня 2021 года Губернатором Кемеровской области - Кузбасса принято распоряжение № 85-рг «О дополнительных мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее также Распоряжение № 85-рг).

Распоряжение № 85-рг опубликовано на официальном сайте «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области – Кузбасса» http://bulleten-kuzbass.ru/, 15 июня 2021 года, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/, 21 июня 2021 года.

В данный нормативный правовой акт вносились изменения распоряжениями Губернатора Кемеровской области – Кузбасса от 18.06.2021 № 88-рг, от 21.06.2021 № 89-рг от 30.06.2021 № 95-рг, от 14.07.2021 № 102-рг, от 28.07.2021 № 109-рг, от 10.08.2021 № 117-рг, от 20.08.2021 № 125-рг, от 25.08.2021 № 126-рг, от 28.09.2021 № 139-рг, от 27.10.2021 № 150-рг, от 28.10.2021 № 151-рг, от 17.11.2021 № 159-рг, от 30.11.2021 № 165-рг, от 07.12.2021 № 169-рг, от 28.12.2021 № 187-рг, создавшие действующую редакцию нормативного правового акта.

Подпунктом 1.2 пункта 1 Распоряжения № 85-рг приостановлено с 23 часов 00 минут до 6 часов 00 минут проведение зрелищно-развлекательных мероприятий и оказание услуг организациями общественного питания, за исключением: обслуживания навынос без организации посадочных мест; доставки заказов; обслуживания в объектах дорожного (придорожного) сервиса; обслуживания на территории аэропортов, авто- и железнодорожных вокзалов (станций).

Общество с ограниченной ответственностью «8-Я Проходная» (далее также ООО «8-Я Проходная», Общество) обратилось в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением в котором просит признать не соответствующими законодательству Российской Федерации и недействующими с 15 июня 2021 года положения пункта 1.2 Распоряжения №85-рг поскольку ими введены ограничения на оказание услуг организациями общественного питания, а также пункта 6 распоряжения Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 27.10.2021 № 150-рг, которым внесены изменения в пункт 1.2 Распоряжения № 85-рг.

В обоснование заявленных требований ООО «8-Я Проходная», являющаяся коммерческой организацией, оказывающей услуги в сфере общественного питания, указывает на то, что оспариваемые положения нормативных правовых актов не соответствуют действующему законодательству Российской Федерации, ограничивают право Общества на осуществление предпринимательской деятельности в вышеуказанный период времени, право на труд, порождают недобросовестную конкуренцию, лишают его большей доли доходов, что ведет к банкротству.

Представитель административного истца Цыганков А.М., действующий на основании доверенности от 24 января 2022 года, в судебном заседании требования уточнил, просил признать недействующими с даты принятия положения основного нормативного правового акта, которым введены ограничения в деятельности организаций общественного питания, а именно подпункт 1.2 пункта 1 Распоряжения № 85-рг, поддержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика - Губернатора Кемеровской области - Кузбасса Долгушина О.В., действующая на основании доверенности от 25 января 2022 года, в судебном заседании возражала против заявленных требований. Возражения в письменной форме на л.д. 75 - 84.

Представитель заинтересованного лица - Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области – Кузбассу, Цуран А.И., действующая на основании доверенности от 10 января 2022 года, требования административного истца полагала не подлежащими удовлетворению. Возражения в письменной форме на л.д. 127 – 130.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, суд приходит к следующему.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются (часть 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи в полном объеме.

В силу положений статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий.

В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Разрешение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Правовым актом, определяющим общие организационно-правовые нормы в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», действие которого распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (преамбула).

Согласно статье 1 указанного Федерального закона чрезвычайной ситуацией является обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (абзац 1).

Под предупреждением чрезвычайных ситуаций положениями статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (абзац 2).

При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации пунктом 1 статьи 11 вышеуказанного Федерального закона отнесено в соответствии с федеральными законами: принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт «а»); принятие решений об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, введение режимов повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (подпункт «м»); установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «м» настоящего пункта (подпункт «у»); с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» статьи 10 настоящего Федерального закона, установление дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «а.1» статьи 10 настоящего Федерального закона (подпункт «ф»).

Подпункт «а.2» статьи 10 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» делегирует Правительству Российской Федерации полномочия устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Такие правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417 и предусматривают, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).

Исходя из положений пункта 6 и подпунктов «а, г, д» пункта 10 статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» при введении режима повышенной готовности руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, которым на региональном уровне реагирования является высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), вправе принимать дополнительные меры по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, в том числе ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации; приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории; осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.

В пределах территории Кемеровской области организационные и правовые нормы в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций установлены Законом Кемеровской области от 02 ноября 1998 года № 50-ОЗ «О защите населения и территории Кемеровской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», согласно статье 9-1 которого Губернатор Кемеровской области осуществляет, в том числе, следующие полномочия:

принимает правовые акты в пределах своей компетенции (подпункт 1);

принимает решение об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (подпункт 2);

устанавливает региональный уровень реагирования в порядке, установленном Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (подпункт 4-1);

устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом 2 настоящей статьи (подпункт 4-3);

с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории Кемеровской области - Кузбасса или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» статьи 10 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», может устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «а.1» статьи 10 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (подпункт 4-4).

Губернатор Кемеровской области - высшее должностное лицо области, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и законов Кемеровской области издает постановления и распоряжения (статьи 9, 45, 47 Устава Кемеровской области-Кузбасса).

Опубликование актов Губернатора Кемеровской области – Кузбасса осуществляется в течение 10 дней со дня их подписания; официальными источниками опубликования являются: газета «Кузбасс», сайт «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области – Кузбасса» (https://bulleten-kuzbass.ru/), официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) (статьи 1, 2 Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.06.2008 № 218 «Об официальном опубликовании и вступлении в силу актов Губернатора Кемеровской области - Кузбасса, Правительства Кемеровской области - Кузбасса, иных исполнительных органов государственной власти Кемеровской области – Кузбасса»).

Из приведенных положений федерального и регионального законодательства следует, что к полномочиям Губернатора Кемеровской области-Кузбасса отнесено при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации и введении режима повышенной готовности принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения.

При этом на дату введения оспариваемого регулирования имело место наличие обозначенных обстоятельств.

14 марта 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации № 285 «О Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» констатируется масштабное распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в мире и объявление Всемирной организацией здравоохранения пандемии новой коронавирусной инфекции (пункт 1 Постановления).

Ранее, 02 марта 2020 года, в связи с угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации издано постановление № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», в котором высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) предписано с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.

Распоряжением Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 14 марта 2020 № 21-рг в целях предупреждения завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Кемеровской области – Кузбасса с 16 марта 2020 года введен режим функционирования для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций «Повышенная готовность».

На дату принятия оспариваемого распоряжения и дату рассмотрения настоящего дела режим «Повышенная готовность» на территории Кемеровской области – Кузбасса не отменен.

Также следует отметить, что новая коронавирусная инфекция включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих».

Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренного статьей 41 Конституцией Российской Федерации права граждан на охрану здоровья, непосредственно урегулированы Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Статья 6 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относит, в том числе, введение и отмену на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей. Главными государственными санитарными врачами на соответствующей территории в силу пункта 3 статьи 46 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» являются руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Введение ограничительных мероприятий (карантина) Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний, в том числе, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 31).

Под ограничительными мероприятиями (карантином) в статье 1 названного Федерального закона понимаются административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Совокупность приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что федеральный законодатель в системе действующего правового регулирования допускает возможность принятия субъектом Российской Федерации нормативных правовых актов, устанавливающих ограничения прав граждан в случае опасности распространения инфекционных заболеваний, необходимости принятия мер по борьбе с ними, ликвидации их последствий.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 года № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом» высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) рекомендовано в целях снижения рисков распространения COVID-19 в Российской Федерации в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки, запретить юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим организацию зрелищно-развлекательных мероприятий, оказывающим услуги общественного питания, их проведение, оказание в период с 23.00 до 06.00 часов (подпункт 2.3 пункта 2).

14 июня 2021 года соответствующее предложение по введению дополнительных ограничений было внесено Губернатору Кемеровской области-Кузбасса Главным государственным санитарным врачом по Кемеровской области-Кузбассу (л.д. 94 – 97).

Опираясь на приведенное регулирование, а также представленные в обоснование наличия риска распространения на территории Кемеровской области - Кузбасса новой коронавирусной инфекции (COVID-19) доказательства (л.д. 146 – 147), суд приходит к выводу о том, что оспариваемое Распоряжение № 85-рг (с последующими изменениями) принято Губернатором Кемеровской области – Кузбасса, являющимся высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, в пределах предоставленных полномочий на принятие ограничительных мер, направленных на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации вследствие распространения инфекционного заболевания, представляющего опасность, на создание необходимых условий для предупреждения чрезвычайной ситуации.

Оспариваемый нормативный правовой акт, с последующими изменениями, издан с соблюдением порядка принятия, требований к форме и виду нормативных правовых актов, правил введения их в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу.

Проверяя соответствие оспариваемых положений нормативного правового акта, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью (статья 2). Ограничение прав и свобод граждан Конституция Российской Федерации допускает федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55).

Такими законами на территории Российской Федерации при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации вследствие распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, являются Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», положения которых, предоставляющие высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации полномочия принимать дополнительные меры по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций в случае опасности распространения инфекционных заболеваний, ликвидации их последствий, по борьбе с инфекционными заболеваниями, приведены ранее.

Распоряжение Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 15 июня 2021 года № 85-рг «О дополнительных мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с последующими изменениями), что следует из его содержания, издано в целях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Как следует из обстоятельств дела, 14 июня 2021 года Главным государственным санитарным врачом по Кемеровской области-Кузбассу на основании анализа санитарно-эпидемиологической ситуации на территории области Губернатору Кемеровской области-Кузбасса внесено предложение возобновить ограничительные мероприятия, направленные на исключение создания мест массового скопления людей, в целях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Кемеровской области – Кузбассе. Предложено запретить хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по организации и предоставлению населению услуг общественного питания, а также по организации зрелищно-развлекательных мероприятий, оказание таких услуг и проведение таких мероприятий с 23.00 до 06.00 часов. Предложение Главного государственного санитарного врача обосновано существующей тенденцией роста заболеваемости новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в области, приведены показатели распространения инфекции и заболеваемости, в том числе, в разрезе возрастных групп и сферы деятельности (л.д. 94 - 97).

Впоследствии, рекомендация введения запрета на проведение зрелищно-развлекательных мероприятий и ограничения оказания услуг общественного питания в вечернее и ночное время дана высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации Президентом Российской Федерации в Перечне поручений № Пр-1998 от 24 октября 2021 года (л.д. 131 – 133).

Предложение Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области - Кузбассу основанное на анализе санитарно-эпидемиологической ситуации в регионе, складывающейся неблагоприятной и имеющей тенденцию к ухудшению, было учтено административным ответчиком, в результате чего подпунктом 1.2 пункта 1 Распоряжения № 85-рг введено оспариваемое регулирование, действие которого на дату рассмотрения дела ограничено периодом по 31 января 2022 года.

Тем самым оспариваемыми положениями нормативного правового акта на территории Кемеровской области – Кузбасса временно введены правила поведения, направленные на защиту населения и территории области от распространения новой коронавирусной инфекции.

Вследствие этого необходимо учитывать, что к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите, относятся, прежде всего, право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации) как основополагающее право, источник иных прав и свобод, и право на охрану здоровья (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации), которое также является высшим благом для человека.

Представителем заинтересованного лица - Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области в ходе рассмотрения дела представлены документы, подтверждающие наличие оснований для принятия оспариваемых ограничительных мероприятий в связи с угрозой распространения на территории области новой коронавирусной инфекции, сведения о заболеваемости и динамике распространения новой коронавирусной инфекции на территории Кемеровской области – Кузбасса (л.д. 146 - 147).

Исходя из изложенного у суда не вызывает сомнения то обстоятельство, что ограничительные меры, которые оспариваются административным истцом, приняты в условиях, вызванных чрезвычайным и непредотвратимым событием в виде распространения на территории Кемеровской области – Кузбасса новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в целях стабилизации санитарно-эпидемиологической ситуации, снижения рисков распространения инфекции.

Тем самым введенные правила направлены не на ограничение прав, а на защиту жизни и здоровья граждан как высших и наиболее значимых конституционных ценностей и соразмерны реальной угрозе распространения названного заболевания, представляющего опасность для окружающих.

В силу части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации не подлежит ограничению право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию закреплено статьей 37 Конституции Российской Федерации, однако не относится к числу абсолютных и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Вместе с тем оспариваемые положения Распоряжения № 85-рг не содержат предписаний, нарушающих трудовые и профессиональные права и свободы административного истца в упоминаемых им аспектах.

Исходя из буквального содержания оспариваемых региональных норм, предусматривающих условия функционирования отдельных объектов хозяйственной деятельности в период действия режима «Повышенная готовность» в Кемеровской области - Кузбассе, в них отсутствуют положения, ограничивающие право на труд, свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. По своей сути они дополнительно, на определенный временной период, с учетом эпидемиологической обстановки, регламентируют вопросы функционирования сфер деятельности, оказывающих услуги населению и базирующихся на массовом их посещении.

Мнение административного истца о неэффективности и нецелесообразности оспариваемых мер, с учетом их неравномерного введения на территории Кемеровской области – Кузбасса и отсутствии в иных регионах Российской Федерации, не подлежит правовой оценке в рамках абстрактного нормоконтроля, поскольку вопросы целесообразности принятия нормативного правового акта относятся к исключительной компетенции соответствующих органов государственной власти, их должностных лиц.

При этом осуществленное правовое регулирование не является произвольным, оспариваемые положения Распоряжения № 85-рг приняты с учетом предложения Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области, направлены на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции на территории Кемеровской области – Кузбасса, которая повлекла и может еще повлечь значительные человеческие жертвы, в целях защиты жизни и здоровья людей, находящихся на территории Кемеровской области - Кузбасса. Данные права являются наивысшей ценностью и наиболее значимыми конституционными правами каждого человека и гражданина, которые подлежат повышенной защите государства.

Также следует отметить, что ограничений, исключающих возможность осуществления деятельности в регулируемой сфере, либо альтернативных способов её ведения (обслуживание навынос без организации посадочных мест, доставка заказов) оспариваемые нормы не содержат.

Утверждение административного истца о лишении его большей доли доходов вследствие принятия оспариваемых ограничительных мер, возложении на него необоснованных трат подлежит отклонению как выходящее за рамки предмета настоящего административного дела и не свидетельствующее о несоответствии оспариваемых положений нормативным правовым актам, имеющим большую силу.

С учетом изложенного правовых оснований для удовлетворения заявленных требований и признании не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, оспариваемых положений Распоряжения № 85-рг не имеется.

В настоящее время официальным источником опубликования актов Правительства Кемеровской области - Кузбасса является, в том числе сайт «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области - Кузбасса» bulleten-kuzbass.ru (пункт 2 Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 10 июня 2008 г. № 218 «Об официальном опубликовании и вступлении в силу актов Губернатора Кемеровской области - Кузбасса, Правительства Кемеровской области - Кузбасса, иных исполнительных органов государственной власти Кемеровской области - Кузбасса»). С учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного решения суда должно быть опубликовано на указанном сайте.

Поскольку вследствие уточнения административным истцом требований судебной проверке подвергнуты положения основного нормативного правового акта – Распоряжения № 85-рг, на основании пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации административному истцу подлежит возврату государственная пошлина в сумме 4 500 рублей.

Руководствуясь ст. 175 - 179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований общества с ограниченной ответственностью «8-Я Проходная» о признании недействующим с даты принятия подпункта 1.2 пункта 1 распоряжения Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 15 июня 2021 года №85-рг «О дополнительных мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» отказать.

Сообщение о принятии указанного решения подлежит опубликованию на сайте «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области - Кузбасса» http://bulleten-kuzbass.ru/ в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «8-Я Проходная» излишне уплаченную государственную пошлину по платежному поручению № 1319 от 03 декабря 2021 года в сумме 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Кемеровский областной суд.

Председательствующий Киклевич С.В.

Мотивированное решение составлено «03» февраля 2022 года.