ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-14/2022 от 27.06.2022 Орловского областного суда (Орловская область)

Дело № 3а-14/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июня 2022 года город Орел

Орловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Чуряева А.В.

при секретаре Трухановой А.И.

с участием прокурора Дорогавцевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Орел» к Управлению по тарифам и ценовой политике Орловской области об оспаривании нормативных правовых актов,

установил:

18 декабря 2018 года Управлением по тарифам и ценовой политике Орловской области (далее также – Управление) принят приказ № 545-т «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Орел» на территории города Орла Орловской области потребителям» (далее – приказ от 18 декабря 2018 года № 545-т).

Вступившим в силу с 1 января 2022 года приказом Управления от 17 декабря 2021 года № 580-т (далее – приказ от 17 декабря 2021 года № 580-т) в приказ от 18 декабря 2021 года № 545-т внесены изменения, а именно, изложено в новой редакции его приложение 2, которым установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Орел» (далее – ООО «Газпром теплоэнерго Орел») на территории города Орла Орловской области потребителям, на 2019 – 2023 годы.

В частности, с 1 января 2022 года для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (без налога на добавленную стоимость) установлен одноставочный тариф на тепловую энергию на 2022 год в размере 1 739 рублей 21 копейка с 1 января по 30 июня и в размере 1 808 рублей 76 копеек с 1 июля по 31 декабря. Для населения (с налогом на добавленную стоимость) установлен одноставочный тариф на тепловую энергию на 2022 год в размере 2 087 рублей 05 копеек с 1 января по 30 июня и в размере 2 170 рублей 51 копейка с 1 июля по 31 декабря.

Кроме этого, 18 декабря 2018 года Управлением принят приказ № 548-т «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую обществом с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Орел» на территории города Ливны Орловской области потребителям» (далее – приказ от 18 декабря 2018 года № 548-т).

Вступившим в силу с 1 января 2022 года приказом Управления Орловской области от 17 декабря 2021 года № 581-т (далее – приказ от 17 декабря 2021 года № 581-т) в приказ от 18 декабря 2021 года № 548-т внесены изменения, а именно, изложено в новой редакции его приложение 2, которым установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию, реализуемую ООО «Газпром теплоэнерго Орел» на территории города Ливны Орловской области потребителям, на 2019 – 2023 годы.

В частности, с 1 января 2022 года для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (без налога на добавленную стоимость) установлен одноставочный тариф на тепловую энергию на 2022 год в размере 1 529 рублей 17 копеек с 1 января по 30 июня и в размере 1 590 рублей 30 копеек с 1 июля по 31 декабря. Для населения (с налогом на добавленную стоимость) установлен одноставочный тариф на тепловую энергию на 2022 год в размере 1 835 рублей с 1 января по 30 июня и в размере 1 908 рублей 36 копеек с 1 июля по 31 декабря.

Помимо этого, 18 декабря 2018 года Управлением принят приказ № 546-т «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Орел» на территории отрадинского сельского поселения Мценского района Орловской области потребителям» (далее – приказ от 18 декабря 2018 года № 546-т).

Вступившим в силу с 1 января 2022 года приказом Управления от 17 декабря 2021 года № 582-т (далее – приказ от 17 декабря 2021 года № 582-т) в приказ от 18 декабря 2021 года № 546-т внесены изменения, а именно, изложено в новой редакции его приложение 2, которым установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО «Газпром теплоэнерго Орел» на территории города Орла Орловской области потребителям, на 2019 – 2023 годы.

В частности, с 1 января 2022 года для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (без налога на добавленную стоимость) установлен одноставочный тариф на тепловую энергию на 2022 год в размере 1 540 рублей 31 копейка с 1 января по 30 июня и в размере 1 547 рублей 98 копеек с 1 июля по 31 декабря. Для населения (с налогом на добавленную стоимость) установлен одноставочный тариф на тепловую энергию на 2022 год в размере 1 848 рублей 37 копеек с 1 января по 30 июня и в размере 1 857 рублей 58 копеек с 1 июля по 31 декабря.

Также 17 декабря 2021 года Управлением и принят приказ № 584-т «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Орел» на территории города Мценска Орловской области муниципальному унитарному предприятию «Мценск-Тепло» города Мценска» (далее – приказ от 17 декабря 2021 года № 584-т).

В частности, приложением 2 к данному приказу установлены долгосрочные параметры регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «Газпром теплоэнерго Орел» на территории города Мценска Орловской области , на 2022 – 2026 годы. Для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (без налога на добавленную стоимость) установлен одноставочный тариф на тепловую энергию на 2022 год в размере 1 337 рублей 35 копеек с 1 января по 30 июня и в размере 1 390 рублей 89 копеек с 1 июля по 31 декабря.

ООО «Газпром теплоэнерго Орел» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором (с учетом уточнения в ходе судебного разбирательства заявленных требований) просило признать недействующими:

- приложение 2 приказа от 18 декабря 2018 года № 545-т в редакции приказа от 17 декабря 2021 года № 580-т в части установления одноставочного тарифа на тепловую энергию на 2022 год;

- приложение 2 приказа от 18 декабря 2018 года № 548-т в редакции приказа от 17 декабря 2021 года № 581-т в части установления одноставочного тарифа на тепловую энергию на 2022 год;

- приложение 2 приказа от 18 декабря 2018 года № 546-т в редакции приказа от 17 декабря 2021 года № 582-т в части установления одноставочного тарифа на тепловую энергию на 2022 год;

- приложение 2 приказа от 17 декабря 2021 года № 584-т в части установления одноставочного тарифа на тепловую энергию на 2022 год.

Кроме этого, административный истец просил возложить на Управление обязанность принять новые нормативные правовые акты в части установления одноставочных тарифов на тепловую энергию на 2022 год взамен признанных недействующими приказов.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что утвержденные оспариваемыми приказами Управления тарифы на 2022 год занижены, поскольку при их расчете не в полном объеме учтены расходы административного истца на осуществление регулируемой деятельности.

Так, административный истец сослался на то, что при утверждении оспариваемых тарифов Управлением не была учтена специальная надбавка к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям , установленная приказом Управления от 29 декабря 2021 года № 624-т.

Кроме этого, по мнению административного истца, при утверждении оспариваемых тарифов Управлением необоснованно не был учтен приказ Федеральной антимонопольной службы от 6 декабря 2021 года № 1374/21, которым увеличен размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые на территории Орловской области.

Также административный истец просил учесть, что при установлении приказом от 17 декабря 2021 года № 580-т оспариваемого тарифа Управлением необоснованно не были в полном объеме учтены затраты административного истца на уплату арендных платежей по договорам аренды коммунальной инфраструктуры от 1 апреля 2014 года № 1/Л1, № 2/Л1, № 3/Л1, заключенным с арендодателем

В судебном заседании представитель административного истца ООО «Газпром теплоэнерго Орел» по доверенности ФИО1 поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и в уточнениях к нему.

Представители административного ответчика по доверенностям ФИО2 и ФИО3 в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных административных исковых требований. Указали, что на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов приказы Федеральной антимонопольной службы от 6 декабря 2021 года № 1374/21 и Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 29 декабря 2021 года № 624-т не вступили в силу, в связи с чем не подлежали применению к установлению спорных тарифов.

Сослались на то, что затраты административного истца на уплату арендных платежей по договорам аренды коммунальной инфраструктуры от 1 апреля 2014 года № 1/Л1, № 2/Л1, № 3/Л1 были учтены в составе утвержденного приказом от 17 декабря 2021 года № 580-т одноставочного тарифа на 2022 год в пределах экономически обоснованного уровня, как этого предусмотрено действующим законодательством.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив приказы Управления в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Дорогавцевой И.В., полагавшей заявленные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 55 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение вопросов об установлении подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правовые, экономические и организационные основы отношений в области теплоснабжения в Российской Федерации определены Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат, в том числе тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов.

В соответствии с положениями статей 5 и 7 Закона о теплоснабжении органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в частности, устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 данного Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.

Органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) на основании Положения об Управлении по тарифам и ценовой политики Орловской области, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 года № 408, является Управление по тарифам и ценовой политике Орловской области.

Подпунктом 20 пункта 4 данного Положения предусмотрено, что Управление в том числе уполномочено на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.

Согласно пункту 7 названного Положения для определения основных направлений деятельности Управления и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется коллегиальный орган общей численностью не более 9 человек. Начальник Управления является председателем коллегиального органа. Персональный состав коллегиального органа, а также порядок его деятельности утверждается приказом Управления. Заседание коллегиального органа считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы. Решение принимается большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании.

В силу подпункта 12 пункта 8 приведенного Положения начальник Управления принимает приказы по вопросам, отнесенным к полномочиям Управления.

Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения предусмотрено, что открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) по предложению регулируемой организации или по инициативе органа регулирования (пункт 12); регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов с приложением документов, указанных в пункте 16 названных Правил (пункты 13, 15); предложения об установлении цен (тарифов) проходят экспертизу в органе регулирования, по результатам которой составляется экспертное заключение (пункты 28, 29); решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования по общему правилу не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы), и включает величину или формулу цен (тарифов), в том числе с разбивкой по категориям (группам) потребителей, даты введения в действие цен (тарифов), в том числе с календарной разбивкой, величину долгосрочных параметров регулирования, на основе которых были установлены тарифы, в случае установления тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования (пункты 30, 31); орган регулирования обеспечивает размещение решения об установлении тарифов с приложением протокола в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об установлении цен (тарифов), но не позднее 21 декабря года, предшествующего очередному периоду регулирования, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в случае отсутствия такого сайта - на официальном сайте субъекта Российской Федерации, а также осуществляет публикацию решения в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 35).

В силу пункта 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.

Пунктом 39 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения предусмотрено, что решение о пересмотре цен (тарифов), проводимом с целью учета корректировок долгосрочных тарифов по основаниям, предусмотренным Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, принимается в соответствии с пунктами 13 – 35 данных Правил.

В судебном заседании установлено, что 28 апреля 2021 года ООО «Газпром теплоэнерго Орел» обратилось в адрес Управления с заявлениями на проведение корректировки долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «Газпром теплоэнерго Орел» в теплоносителе «горячая вода» без дифференциации по источникам теплоснабжения для потребителей городов Орла и Ливны, села Отрадинское Мценского района Орловской области на 2022 год, установленных на долгосрочный период регулирования 2019 – 2023 годы. Кроме этого, в этот же день ООО «Газпром теплоэнерго Орел» было подано в Управление заявление об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «Газпром теплоэнерго Орел» на территории города Мценска Орловской области на долгосрочный период регулирования 2022 – 2026 годы (т. 5 л.д. 42-45).

Приказами № 90-т и № 92-т от 7 мая 2021 года Управление приняло к рассмотрению заявления ООО «Газпром теплоэнерго Орел» и открыло тарифные дела, о чем уведомило административного истца письмом от 7 мая 2021 года (т. 5 л.д. 46-50).

6 и 14 декабря 2021 года ООО «Газпром теплоэнерго Орел» извещено Управлением о времени и месте проведения заседаний Правления, в том числе на 17 декабря 2021 года (т. 5 л.д. 51-52).

Из протоколов заседания Правления от 17 декабря 2021 года следует, что правомочным составом Правления в количестве 6 членов единогласно приняты решения о внесении изменений в приказы Управления от 18 декабря 2018 года № 545-т, от 18 декабря 2018 года № 548-т, от 18 декабря 2018 года № 546-т, а также об установлении долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «Газпром теплоэнерго Орел» на территории города Мценска Орловской области на 2022 – 2026 годы (т. 1 л.д. 35-51).

По результатам рассмотрения тарифных дел начальником Управления подписаны приказы от 17 декабря 2021 года № 580-т, от 17 декабря 2021 года № 581-т, от 17 декабря 2021 года № 582-т, от 17 декабря 2021 года № 584-т, утвердившие оспариваемые тарифы.

Данные приказы внесены в реестр нормативных правовых актов органов исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области 20 декабря 2021 года (№ 763/2021, № 764/2021, № 765/2021, № 766/2021) и опубликованы в официальных источниках опубликования нормативных правовых актов Орловской области – 20 декабря 2021 года в государственной специализированной информационной системе «Портал Орловской области – публичный информационный центр» (http://orel-region.ru) и 22 декабря 2021 года в газете «Орловская правда» (т. 5 л.д. 24-41, т. 6 л.д. 35-36).

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что приказы Управления от 17 декабря 2021 года № 580-т, от 17 декабря 2021 года № 581-т, от 17 декабря 2021 года № 582-т, от 17 декабря 2021 года № 584-т приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции, процедура и сроки их принятия соблюдены.

Проверив данные приказы в оспариваемой части на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Согласно части 3 статьи 10 Закона о теплоснабжении в случае заключения между теплоснабжающей организацией и потребителем долгосрочного договора теплоснабжения (на срок более чем один год) орган регулирования устанавливает долгосрочный тариф на реализуемую потребителю тепловую энергию (мощность), определенный в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 51 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения долгосрочные тарифы устанавливаются органом регулирования для регулируемой организации в числовом выражении или в виде формул отдельно на каждый год долгосрочного периода регулирования на основании определенных органом регулирования для такой регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования ее деятельности и иных прогнозных параметров регулирования. Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются, за исключением их пересмотра в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения.

Пунктом 25 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения предусмотрено, что тарифы на тепловую энергию, дифференцированные органом регулирования, должны обеспечивать получение в расчетный период регулирования регулируемыми организациями необходимой валовой выручки, то есть экономически обоснованного объема финансовых средств, необходимого регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования.

Из пункта 18 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения следует, что долгосрочные тарифы рассчитываются с использованием метода обеспечения доходности инвестированного капитала, метода индексации установленных тарифов или метода сравнения аналогов.

В частности, пунктом 71 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения закреплено, что при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов, нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

С учетом положений пунктов 28, 37, 61, 73 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения при расчете тарифов учитываются расходы регулируемой организации на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, которые определяются на основе установленных на очередной период регулирования цен (тарифов) для соответствующей категории потребителей – если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года № 1021 «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода» специальная надбавка к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям и плата за снабженческо-сбытовые услуги поставщика газа подлежат государственному регулированию.

С учетом этого, Управление при расчете спорных тарифов для ООО «Газпром теплоэнерго Орел» использовало в том числе тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям , утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 28 декабря № 1289/20 «Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на территории Орловской области», а также плату за снабженческо-сбытовые услуги поставщика газа , размер которой утвержден приказом Федеральной антимонопольной службы от 4 августа 2017 года № 1023/17 «Об утверждении размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа на территории Орловской области».

Административный истец в обоснование своих требований ссылается на то, что Управлением при установлении оспариваемых тарифов необоснованно не был учтен приказ Федеральной антимонопольной службы от 6 декабря 2021 года № 1374/21, которым увеличен размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые на территории Орловской области, а также не была учтена специальная надбавка к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям акционерного общества «Газпром газораспределение Орел», установленная приказом Управления от 29 декабря 2021 года.

Судом установлено, что приказом Федеральной антимонопольной службы от 6 декабря 2021 года № 1374/21 признан утратившим силу приказ этого ведомства от 4 августа 2017 года № 1023/17 и утвержден новый размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа (т. 6 л.д. 28-30). Данный приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 января 2022 года и опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru) 20 января 2022 года (т. 6 л.д. 27-28).

Кроме этого, приказом Управления от 29 декабря 2021 года № 624-т утверждены специальные надбавки к тарифам на траснпортировку газа по газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Орел», предназначенных для финансирования программы газификации Орловской области, на 2022 год. Из пункта 2 данного приказа следует, что он вступает в силу с 1 января 2022 года (т. 6 л.д. 32-33).

Данный приказ Управления в день его принятия, то есть 29 декабря 2021 года был внесен в реестр нормативных правовых актов органов исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области (№ 811/2021) и опубликован в государственной специализированной информационной системе «Портал Орловской области – публичный информационный центр» (http://orel-region.ru) (т. 6 л.д. 31,34).

Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» предусмотрено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров (пункт 10).

Схожие положения предусмотрены статьей 53.2 Закона Орловской области от 15 апреля 2003 года № 319-ОЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Орловской области», согласно которой неопубликованные нормативные правовые акты органов исполнительной государственной власти специальной компетенции области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не применяются.

Исходя из этого, на момент утверждения Управлением оспариваемых в настоящем деле тарифов (17 и 18 декабря 2021 года) ни приказ Федеральной антимонопольной службы от 6 декабря 2021 года № 1374/21, ни приказ Управления от 29 декабря 2021 года № 624-т не вступили в силу и не подлежали применению. В связи с этим довод административного истца о необходимости применения этих приказов при утверждении оспариваемых тарифов является необоснованным.

Кроме этого, пунктами 58 и 73 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения предусмотрено, что при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов учитываются операционные расходы регулируемой организации, которые включают в себя в том числе расходы на арендную плату.

Пунктом 39 Методических указаний № 760-э предусмотрено, что арендная плата в части имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, определяется в том числе в соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения.

Из пункта 45 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения следует, что арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора, лизингополучателя) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.

В судебном заседании установлено, что 1 апреля 2014 года между АО «Орелгортеплоэнерго» (арендодатель) и акционерным обществом «Орелтеплоэнерго», преобразованным впоследствии в ООО «Газпром теплоэнерго Орел», (арендатор) заключен договор аренды объектов коммунальной инфраструктуры (недвижимого имущества) № 1/Л1 в отношении объектов, поименованных в приложении № 1 к договору с установлением арендной платой в размере 1 218 616 рублей 76 копеек (т. 5 л.д. 103-110, т. 6 л.д. 7-13).

Дополнительным соглашением к данному договору аренды от 1 января 2019 года размер арендной платы уменьшен до 1 239 271 рубль 28 копеек (т. 5 л.д. 111).

1 апреля 2014 года между теми же сторонами также заключен договор аренды объектов коммунальной инфраструктуры (движимого имущества) № 2/Л1 в отношении объектов, поименованных в приложении № 1 к договору с установлением арендной платой в размере 4 543 573 рублей 83 копейки (т. 5 л.д. 111-119, т. 6 л.д. 14).

Дополнительными соглашениями к данному договору аренды от 1 мая 2014 года, от 1 октября 2014 года, от 1 февраля 2015 года, от 1 марта 2015 года, от 1 мая 2015 года, от 1 июля 2015 года, от 1 сентября 2015 года, от 2 ноября 2015 года, от 1 февраля 2016 года, от 1 января 2019 года, от 23 апреля 2019 года, от 5 ноября 2019 года, от 9 января 2020 года, от 14 октября 2020 года, от 17 ноября 2020 года изменялся перечень арендованного по договору имущества и размер арендной платы (т. 5 л.д. 120-146).

1 апреля 2014 года между теми же сторонами также заключен договор аренды объектов коммунальной инфраструктуры (движимого и недвижимого имущества) № 3/Л1 в отношении объектов, поименованных в приложении № 1 к договору с установлением арендной платой в размере 407 390 рублей 41 копейка (т. 5 л.д. 148-154, т. 6 л.д. 15-21).

Дополнительными соглашениями к данному договору аренды от 1 мая 2014 года, от 1 октября 2014 года, от 1 февраля 2015 года, от 1 марта 2015 года, от 1 мая 2015 года, от 31 августа 2016 года, от 30 сентября 2016 года, от 25 мая 2017 года, от 1 января 2019 года, от 20 марта 2019 года, от 10 декабря 2019 года, от 17 ноября 2020 года изменялся перечень арендованного по договору имущества и размер арендной платы (т. 5 л.д. 155-172).

Все указанные договоры аренды были заключены по результатам открытого конкурса в рамках дела о банкротстве АО «Орелгортеплоэнерго» (т. 6 л.д. 38-52).

Основываясь на указанных договорах аренды, ООО «Газпром теплоэнерго Орел» при обращении в Управление заявило затраты на выплату арендной платы в размере 62 143 269 рублей 43 копейки, из расчета: 62 635 380 рублей 83 копейки (сумма арендной платы по трем договорам без налога на добавленную стоимость) – 492 111 рублей 41 копейка (размер арендной платы, приходящийся на производство тепловой энергии в теплоносителе в виде пара, цены на которую не подлежат государственному регулированию).

Однако Управление учло из указанной суммы расходов лишь 45 356 315 рублей 81 копейку, посчитав именно эту сумму затрат ООО «Газпром теплоэнерго Орел» экономически обоснованной.

Оспаривая утвержденный приказом от 18 декабря 2018 года в редакции приказа от 17 декабря 2021 года № 580-т тариф на 2022 год, административный истец ссылается в том числе на то, что Управление при утверждении этого тарифа необоснованно не учло в полном объеме заявленные им затраты на уплату арендных платежей. По мнению административного истца, поскольку договоры аренды заключены по результатам торгов, то предусмотренная ими арендная плата является экономически обоснованной.

Суд с таким доводом согласиться не может, поскольку из приведенных выше положений пункта 45 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения следует, что экономически обоснованный уровень арендной платы подлежит установлению регулирующим органом независимо от способа заключения договора аренды. В данном пункте указано, что экономически обоснованный уровень может быть ниже, но не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата являлась критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. Следовательно, требование установления экономически обоснованного уровня арендной платы распространяется в том числе и на договоры аренды, заключенные по результатам торгов.

Из пункта 45 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения также следует, что экономически обоснованный уровень арендной платы определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

Вопреки возражениям административного истца, такие требования Управлением при установлении экономически обоснованного уровня арендной платы были выполнены.

Так, в судебном заседании установлено, что в тарифной заявке на 2022 год ООО «Газпром теплоэнерго Орел» в обоснование затрат по арендной плате представило копии договоров аренды от 1 апреля 2014 года № 1/Л1, № 2/Л1, № 3/Л1, заключенных с АО «Орелгортеплоэнерго». В пункте 1 данных договоров указано, что объекты коммунальной инфраструктуры города Орла, переданные во временное пользование ООО «Газпром теплоэнерго Орел», состоят из недвижимого и движимого имущества и являются собственностью арендодателя АО «Орелтеплоэнерго».

В приложениях к этим договорам поименованы переданные в аренду объекты имущества: по договору № 1/Л1 – перечень недвижимого имущества, по договору № 2/Л2 – перечень движимого имущества, по договору № 3/Л1 – перечень движимого и недвижимого имущества.

24 марта 2021 года Управлением в адрес арендодателя АО «Орелтеплоэнерго» был направлен запрос о предоставлении расчета амортизации, налога на имущество и иных обязательных платежей по объектам, переданным в аренду ООО «Газпром теплоэнерго Орел».

Письмом от 28 мая 2021 года АО «Орелтеплоэнерго» предоставило Управлению соответствующие расчеты, согласно которым прогнозные значения на 2022 год по указанным объектам имущества составили: для амортизационных отчислений – 41 398 092 рубля 43 копейки; по налогу на имущество организаций – 6 167 542 рубля 02 копейки; по транспортному налогу – 63 844 рубля, по арендной плате за земельные участки – 369 108 рублей 24 копейки (т. 5 л.д. 196-260).

Из указанных сведений Управление при расчете тарифа приняло в полном объеме прогнозные значения по амортизационным отчислениям, по транспортному налогу и по арендной плате за земельные участки.

Представленное АО «Орелтеплоэнерго» прогнозное значение по налогу на имущество организаций Управлением не принято, поскольку в его расчет в том числе включены переданные в аренду ООО «Газпром теплоэнерго Орел» объекты, правовой режим которых (движимое или недвижимое имущество) достоверно не прояснен. В связи с этим Управление самостоятельно, ориентируясь на перечень недвижимого имущества, поименованного в приложении к договору № 1/Л1 от 1 апреля 2014 года, и признаки недвижимого имущества, указанные в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, учло в целях исчисления налога на имущество организаций лишь то переданное в аренду ООО «Газпром теплоэнерго Орел» имущество, которое достоверно могло быть отнесено к недвижимому имуществу. Исчисленный Управлением с этого имущества размер налога на имущество организаций на 2022 год составил 3 884 450 рублей, который и был учтен при расчете тарифа для ООО «Газпром теплоэнерго Орел» на 2022 год.

Соглашаясь с таким расчетом, суд учитывает, что согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на имущество организаций признается только недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Из пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Исходя из этого, юридическое значение при определении того, подлежит ли тот или иной объект налогообложению, имеют следующие критерии в совокупности:

- относится ли объект к недвижимому имуществу, облагаемому данным налогом, в соответствии с гражданским законодательством;

- принимается ли объект к бухгалтерскому учету в собственном качестве (как отдельный инвентарный объект), либо является частью другого объекта основных средств.

Из объяснений представителей Управления в судебном заседании следует, что вопреки приведенным нормам налогового и гражданского законодательства АО «Орелтеплоэнерго» включило в прогнозное значение налога на имущество организаций в качестве объектов налогообложения (то есть недвижимого имущества) в том числе объекты, которые, например, в приложении к договору от 1 апреля 2014 года № 2/Л2 отнесены данным арендодателем к движимому имуществу. Сведений о регистрации спорных объектов в Едином государственном реестре недвижимости ни арендодателем, ни ООО «Газпром теплоэнерго Орел» также представлено не было. В связи с этим Управление учло в целях установления экономически обоснованного уровня арендной платы лишь то имущество, которое из представленных документов достоверно могло быть отнесено к недвижимому имуществу.

По запросу суда арендодатель АО «Орелтеплоэнерго» предоставил сведения о том, что все объекты коммунальной инфраструктуры, поименованные в приложениях к заключенным с ООО «Газпром теплоэнерго Орел» договорам аренды от 1 апреля 2014 года, учтены на балансе АО «Орелтеплоэнерго» в качестве объектов основных средств, и с этих объектов уплачивается налог на имущество организаций. При этом арендодатель пояснил, что в настоящее время проводит работу по актуализации имущественного комплекса основных средств, в связи с чем существует вероятность отклонений плановых размеров налога на имущество организаций от фактически исчисленных и уплаченных налогов.

Таким образом, суд соглашается с позицией представителей административного ответчика о том, что из представленных в Управление документов невозможно было достоверно отнести весь перечень указанных в прогнозном расчете АО «Орелтеплоэнерго» по налогу на имущество организаций объектов, переданных в аренду ООО «Газпром теплоэнерго Орел», к недвижимому имуществу.

Довод административного истца о том, что Управление должно было запросить недостающую информацию у арендодателя АО «Орелтеплоэнерго», суд отклоняет, поскольку он основан на неверном толковании норм действующего законодательства.

Из пунктов 13, 14, 15, 16, 20, 28 и 33 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения следует, что установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование данных предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов).

При этом в силу требований пунктов 16, 18 названных Правил именно на регулируемую организацию возложена обязанность представить органу регулирования соответствующие обосновывающие документы и материалы, подтверждающие размер заявленных расходов. Организация вправе также дополнить заявку и ранее представленные документы до принятия тарифного решения. Приведенный в пункте 16 данных Правил перечень документов не лишает регулируемую организацию возможности представить иные, не предусмотренные им документы, если этого требует необходимость обоснования заявленных ею расходов.

Вопреки утверждениям административного истца, пункт 20 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не возлагает на орган регулирования обязанность истребовать документы для расчета тарифа, а предусматривает лишь его право запросить уточняющие сведения.

Таким образом, действия Управления по установлению экономически обоснованного уровня арендной платы в отношении арендованного ООО «Газпром теплоэнерго Орел» имущества в целях расчета оспариваемого тарифа произведены в соответствии с требованиями действующего законодательства, исходя из полученных от регулируемой организации документов.

Поскольку оспариваемые в настоящем деле тарифы, утвержденные приказами Управления от 18 декабря 2018 года № 545-т (в редакции приказа от 17 декабря 2021 года № 580-т), от 18 декабря 2018 года № 548-т (в редакции приказа от 17 декабря 2021 года № 581-т), от 18 декабря 2018 года № 546-т (в редакции приказа от 17 декабря 2021 года № 582-т), от 17 декабря 2021 года № 584-т, соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, то в силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные исковые требования ООО «Газпром теплоэнерго Орел» удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Орел» о признании недействующими приложения 2 к приказу Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 18 декабря 2018 года № 545-т (в редакции приказа от 17 декабря 2021 года № 580-т) «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Орел» на территории города Орла Орловской области потребителям», приложения 2 к приказу Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 18 декабря 2018 года № 548-т (в редакции приказа от 17 декабря 2021 года № 581-т) «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую обществом с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Орел» на территории города Ливны Орловской области потребителям», приложения 2 к приказу Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 18 декабря 2018 года № 546-т (в редакции приказа от 17 декабря 2021 года № 582-т) «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Орел» на территории отрадинского сельского поселения Мценского района Орловской области потребителям», приложения 2 к приказу Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 17 декабря 2018 года № 584-т «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Орел» на территории города Мценска Орловской области муниципальному унитарному предприятию «Мценск-Тепло» города Мценска» в части установления ими одноставочных тарифов на тепловую энергию на 2022 год оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Орловский областной суд в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.

В окончательной форме решение составлено 1 июля 2022 года.

Председательствующий А.В. Чуряев