ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1505/2021 от 16.09.2021 Брянского областного суда (Брянская область)

дело № 3а-1505/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор.Брянск 16 сентября 2021 года

Брянский областной суд в составе:

председательствующего

судьи областного суда Богородской Н.А.,

при секретаре Понкрашовой Т.Н.,

с участием представителя администрации Почепского района Брянской области Стефуришина А.Н., представителя финансового управления администрации Почепского района Брянской области Шаболдиной Е.Д., представителя департамента финансов Брянской области Залесской Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Арефиной Алины Николаевны о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

У С Т А Н О В И Л :

вступившим в законную силу решением Почепского районного суда Брянской области от 30 апреля 2019 года удовлетворены исковые требования Арефиной А.Н. к администрации Почепского района Брянской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения. Суд обязал администрацию Почепского района Брянской области в срок до 31 декабря 2019 года предоставить Арефиной А.Н. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным стандартам и техническим требованиям, в пределах Почепского района Брянской области.

Административный истец Арефина А.Н. обратилась в Брянский областной суд с административным иском о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, ссылаясь на то, что полученный ею исполнительный лист, выданный на основании указанного решения Почепского районного суда Брянской области от 30 апреля 2019 года, был передан для исполнения в межрайонное отделение судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области. Общая продолжительность ожидания исполнения решения суда составляет 8 календарных месяцев, что нарушает ее право на исполнение судебного акта в разумный срок. Считает, что существенное затягивание сроков исполнения судебного постановления имело место по обстоятельствам, не зависящим от административного истца, а именно вследствие отсутствия у административного ответчика достаточного бюджетного финансирования за счет средств регионального и федерального бюджетов, а также отсутствия со стороны административного ответчика активных действий по получению дополнительного бюджетного финансирования в целях приобретения жилых помещений для последующего их предоставления детям-сиротам и лицам из их числа.

В связи с нарушением ее права на исполнение судебного акта в разумный срок она постоянно несет материальные убытки, связанные с необходимостью оплаты коммунальных и эксплуатационно-бытовых расходов по адресу фактического проживания в жилом помещении, не принадлежащем ей ни на каком праве. Нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок доставляет ей моральные страдания, связанные с необходимостью проживания в чужом жилом помещении с посторонними лицами и постоянной атмосферой стресса и напряжения.

Просит обязать финансовое управление администрации Почепского района Брянской области выплатить ей компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 58 528,32 руб.

Административный истец Арефина А.Н. о времени и месте рассмотрения административного дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении дела не заявлено. В заявлении от 26 июня 2021 года просит осуществлять разбирательство по делу в ее отсутствие и отсутствие ее представителя.

Представитель администрации Почепского района Брянской области Стефуришин А.Н. против удовлетворения заявленных требований возражал, просит отказать Арефиной А.Н. в удовлетворении административных исковых требований о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, ссылаясь на то, что администрацией Почепского района Брянской области принимаются все необходимые меры для исполнения решения Почепского районного суда Брянской области от 30 апреля 2019 года и не нарушены процедурные условия, обеспечивающие реализацию права Арефиной А.Н. на исполнение судебного решения в разумный срок. В течение 2019 - 2020 годов в целях обеспечения детей-сирот жилыми помещениями и освоения выделенных из бюджета Брянской области финансовых средств, администрацией района неоднократно объявлялись электронные аукционы с целью приобретения в собственность муниципального образования Почепский муниципальный район Брянской области жилых помещений в рамках реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. В 2021 году объявлено 17 электронных аукционов в целях приобретения жилых помещений для детей-сирот, однако по независящим от администрации причинам в большинстве случаев аукционы признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие в аукционе. Кроме того, администрацией Почепского района в адрес застройщиков направлялись письма по предложению строительства жилья для детей – сирот, и в 2019 году был получен ответ от застройщика ООО «Простор-Строй» о готовности построить в 2020 году на территории Почепского района Брянской области жилые дома с целью обеспечить жильем детей-сирот, однако в связи с распространением новой коронавирусной инфекции застройщик не приступил к строительству жилья. Свободных жилых помещений в муниципальном специализированном фонде муниципального образования Почепский район в настоящее время не имеется. Полагает, что оснований для удовлетворения административного иска Арефиной А.Н. не имеется, т.к. администрацией Почепского района Брянской области принимаются все зависящие от нее меры по исполнению судебного решения.

Представитель финансового управления администрации Почепского района Брянской области Шаболдина Е.Д. дала аналогичные пояснения по делу, указав, что кроме проведенных ранее в 2019-2021 годах электронных аукционов в целях приобретения жилых помещений для детей-сирот, в настоящее время на момент рассмотрения данного административного дела по итогам размещения документов для проведения электронных аукционов 31 августа 2021 года на закупку 7 жилых помещений для детей-сирот по гор.Брянску, 3 аукциона признаны состоявшимися, заключены 3 муниципальных контракта и по согласованию с департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области приобретенные жилые помещения будут предоставлены детям-сиротам во исполнение решений судов на предоставление жилых помещений в черте гор.Брянска. При этом ведется работа по приобретению жилья на вторичном рынке, так с собственниками 2 жилых помещений в гор.Почепе решается вопрос по выполнению ремонта жилых помещений и подготовке документов для приобретения квартир детям-сиротам. Полагает, что администрацией района в рамках предоставленных полномочий принимаются необходимые меры по исполнению решений суда о предоставлении жилых помещений детям-сиротам, в связи с чем оснований для удовлетворения административного иска Арефиной А.Н. не имеется.

Представитель департамента финансов Брянской области Залесская Т.И. административный иск не признала, считает, что оснований для удовлетворения административных исковых требований Арефиной А.Н. не имеется, т.к. не доказаны длительность неисполнения судебного решения в связи с неэффективными действиями администрации Почепского района Брянской области, а также причинение убытков административному истцу неисполнением решения суда.

Межрайонное отделение судебных приставов по особым исполнительным производствам управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области и департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители указанных органов не явились, ходатайств об отложении дела не заявлено.

В ходатайстве от 16 сентября 2021 года ведущий судебный пристав-исполнитель межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области Безруков В.В. просит рассмотреть административное дело в отсутствие судебного пристава-исполнителя.

В возражениях на административное исковое заявление Арефиной А.Н. директор департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области Тимошин И.Е. просит рассмотреть административный иск в отсутствие представителя департамента и отказать в удовлетворении административного иска.

В соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца Арефиной А.Н. и представителей межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области и департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, материалы гражданского дела № 2-235/2019, материалы исполнительного производства № 30074/20/32033-ИП, суд приходит к следующему.

Согласно статье 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Закон о компенсации) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации (часть 1).

Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации (далее - заявитель), за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (часть 2).

Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц

(часть 3).

В соответствии со статьей 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, включая досудебное производство по уголовному делу и применение меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее также - административное исковое заявление о присуждении компенсации) (часть 1).

Административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта (часть 4).

Аналогичные требования содержатся в части 8 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок».

Согласно части 1 статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.

Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Согласно части 3 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств: 1) правовая и фактическая сложность дела; 2) поведение административного истца и иных участников судебного процесса; 3) достаточность и эффективность действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела; 4) достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; 5) общая продолжительность судебного разбирательства по делу и неисполнения судебного акта.

В силу разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта (пункт 46).

При исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ)

В случае, если исполнение судебного акта по требованиям имущественного или неимущественного характера осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим без выдачи исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства или производства по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта до дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта (пункт 55).

Как следует из материалов гражданского дела № 2-235(2019) по иску Арефиной А.Н. к администрации Почепского района Брянской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения, согласно решению Почепского районного суда Брянской области от 30 апреля 2019 года администрация Почепского района Брянской области обязана в срок до 31 декабря 2019 года предоставить Арефиной А.Н. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным стандартам и техническим требованиям, в пределах Почепского района Брянской области.

В апелляционном порядке решение районного суда не обжаловано и вступило в законную силу 31 мая 2019 года.

На основании заявления Арефиной А.Н. от 20 января 2020 года Почепским районным судом Брянской области 30 января 2020 года выдан исполнительный лист серии ФС № 028956588 по делу № 2-235(19).

Согласно материалам исполнительного производства № 30074/20/32033-ИП, указанный исполнительный лист поступил в Почепский РО судебных приставов УФССП по Брянской области 16 сентября 2020 года и 18 сентября 2020 года судебным приставом-исполнителем ФИО1 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении должника - администрации Почепского района Брянской области, предмет исполнения: предоставление жилья детям-сиротам, в пользу взыскателя: Арефина А.Н.

13 ноября 2020 года указанное исполнительное производство передано в межрайонное отделение судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области.

На момент обращения Арефиной А.Н. с административным иском о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок исполнительное производство № 30074/20/32033-ИП не окончено и не прекращено.

Таким образом, с учетом указанных выше требований действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», на момент обращения административного истца Арефиной А.Н. с настоящим административным иском в суд ( 02 июня 2021 года) общая продолжительность исполнения решения Почепского районного суда Брянской области от 30 апреля 2019 года с момента вступления решения суда в законную силу ( 31 мая 2019 года) составляет 2 года 2 дня.

Как следует из материалов административного дела и исполнительного производства, в реестре судебных решений по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда по договору специализированного жилого помещения детям-сиротам по муниципальному образованию Почепский район Арефина А.Н. значится под № 4.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьей 5 которого предусмотрено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Брянской области от 29 декабря 2012 года № 107-З «Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области» жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным в соответствующем муниципальном образовании Брянской области (статья 1).

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями по вопросам формирования специализированного жилищного фонда, заключения договоров найма специализированных жилых помещений и предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с законами Брянской области (статья 5).

В соответствии со статьей 2 Закона Брянской области от 02 декабря 2011 года № 124-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» органы местного самоуправления муниципальных образований, обладающих в соответствии с Законом Брянской области от 09 марта 2005 года N 3-З «О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области» статусом городского округа, муниципального района, наделяются отдельными государственными полномочиями Брянской области по вопросам формирования специализированного жилищного фонда, заключения договоров найма специализированных жилых помещений, предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятия решений об исключении жилых помещений из специализированного жилищного фонда и заключения договоров социального найма в отношении данных жилых помещений в порядке, установленном законодательством.

При этом статьей 6 указанного Закона Брянской области от 02 декабря 2011 года № 124-З предусмотрено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется за счет средств областного бюджета в форме субвенций. Методика расчета норматива расходов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления отдельных государственных полномочий Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, устанавливается согласно приложению к настоящему Закону.

В соответствии с Порядком предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление отдельных государственных полномочий Брянской области на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденным постановлением Правительства Брянской области от 22 апреля 2013 года № 58-п, главным распорядителем средств областного бюджета вышеуказанных расходов является департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области (пункт 2).

Финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, осуществляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных законом Брянской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств (пункт 3).

Муниципальные районы и городские округа Брянской области за счет субвенций, выделяемых из областного бюджета, приобретают в муниципальную собственность жилые помещения в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и предоставляют лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений при возникновении оснований, установленных в соответствии с Законом Брянской области от 29 декабря 2012 года N 107-З «Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области» ( пункт 8.1).

Благоустроенные жилые помещения приобретаются в муниципальную собственность на первичном, вторичном рынке жилья, а также путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов ( пункт 8.2).

Как следует из материалов административного дела и информации, предоставленной департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области, на основании Закона Брянской области от 12 декабря 2018 года № 107–З «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» администрации Почепского района Брянской области на 2019 год была выделена субвенция на осуществление отдельных государственных полномочий Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из их числа, в размере 4 014 384, 00 руб.

Решением Почепского районного Совета народных депутатов от 25 декабря 2018 года № 405 «О бюджете муниципального образования «Почепский район» на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» на 2019 год были запланированы ассигнования на предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по договорам найма специализированных жилых помещений в сумме 4 014 384,00 руб., т.е в размере выделенной субвенции.

В соответствии с Законом Брянской области от 13 декабря 2019 года № 113-З «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» администрации Почепского района на 2020 год была выделена субвенция на осуществление отдельных государственных полномочий Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в размере 14 050 344,00 руб.

Решением Почепского районного Совета народных депутатов от 16 декабря 2019 года № 42 «О бюджете Почепского муниципального района Брянской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» на 2020 год были запланированы ассигнования на предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по договорам найма специализированных жилых помещений в размере выделенной субвенции в сумме 14 050 344,00 руб.

В соответствии с Законом Брянской области от 10 декабря 2020 года № 105-З «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» администрации Почепского района Брянской области на 2021 год была выделена субвенция на осуществление отдельных государственных полномочий Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в размере 14 189 868,00 руб.

Решением Почепского районного Совета народных депутатов от 17 декабря 2020 года № 129 «О бюджете Почепского муниципального района Брянской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» на 2021 год были запланированы ассигнования на предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по договорам найма специализированных жилых помещений в размере выделенной субвенции в сумме 14 189 868,00 руб.

Как следует из материалов административного дела, 21 февраля 2019 года администрацией Почепского района Брянской области в адрес департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области была направлена заявка о потребности в квартирах для детей-сирот в количестве 117, на предоставление в 2019 году 4 квартир (2 на первичном рынке, 2 на вторичном рынке).

15 марта 2019 года в адрес администрации района от департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области поступил ответ о начале работы по приобретению жилых помещений на вторичном рынке жилья теми районами, которыми приобретение жилья на первичном рынке не планируется.

Согласно материалам исполнительного производства, администрацией Почепского района с целью приобретения жилья для детей – сирот направлялись письма в адрес застройщиков о предоставлении сведений о наличии квартир для обеспечения лиц из числа детей-сирот. Так, в 2019 году администрацией Почепского района Брянской области в адрес застройщиков (ООО «Готика», ООО «Строитель», ООО «Русский дом», ООО «Стройдело», ИП ФИО2, ИП ФИО3, ИП ФИО4, ООО «Капитель», ООО «Стройград», ООО «Стройкомплект») направлены письма с предложением строительства жилья для детей-сирот на территории <адрес>. От ООО «Простор – Строй» получен ответ о готовности построить в 2020 году на территории Почепского района четыре девяти квартирных дома (строительство которых не начато в связи с распространением в 2020 году новой коронавирусной инфекции).

В 2020-2021 годах организациям-застройщикам ООО «Премиум проект», ОАО «Брянскградостроитель», ООО СЗ «Брянская строительная компания», группа компаний «Гарант БКЖС», СЗ «Группа компаний Надежда», ООО СЗ «Мегаполис-Строй», ООО СЗ «Инстрой», АО «Комплект», ООО «МБК-Инвест», ГК «Строй-Гарант» администрацией района были направлены запросы определения начальной (максимальной) цены контракта по приобретению жилых помещений для категории детей-сирот, а также стоимости 1 кв.м жилого помещения, общей площадью не менее 33 кв.м, с чистовой отделкой «под ключ», с оборудованным санузлом и установленными приборами учета в соответствии с техническим заданием, и наличии жилых помещений с указанными характеристиками. В запросах доводилась информация о предполагаемых и фактических датах проведения закупок по приобретению жилых помещений для детей сирот.

В ходе рассмотрения административного дела установлено, что в 2019 году организатором закупок и заказчиком - администрацией Почепского района проведено 3 электронных аукциона с объектами закупки «Приобретение в собственность муниципального образования «Почепский район» жилого помещения в черте муниципального образования «Почепский район» с начальной (максимальной) ценой контракта 1 003 596,00 руб. (24 апреля 2019 года № 0127300011119000028, 15 мая 2019 года № 0127300011119000029 и 15 мая 2019 года № 0127300011119000031), которые были признаны несостоявшимися по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 71 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В 2020 году администрацией Почепского района проведено 19 электронных аукционов с объектами закупки «Приобретение в собственность муниципального образования Почепский муниципальный район Брянской области жилого помещения в рамках реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» с начальной (максимальной ) ценой контракта 1 120 241,10 руб. и «Приобретение жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. путем участия в долевом строительстве для предоставления

детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений» с начальной (максимальной) ценой контракта 1 424 450,00 руб. (27 июля 2020 года №№0127300011120000022, 0127300011120000023; 06 августа 2020 года №№ 0127300011120000024, 0127300011120000025; 30 ноября 2020 года №№0127300011120000042, 0127300011120000043; 15 декабря 2020 года №№ 0127300011120000048, 0127300011120000050, 0127300011120000049; 16 декабря 2020 года №№ 0127300011120000052, 0127300011120000053, 0127300011120000054, 0127300011120000055, 0127300011120000056, 0127300011120000057, 0127300011120000058, 0127300011120000059, 0127300011120000060, 0127300011120000061). Указанные аукционы признаны несостоявшимися на основании части 16 статьи 66 указанного выше Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ.

С января по июль 2021 года администрацией Почепского района Брянской области проведено 12 электронных аукционов с объектами закупки «Приобретение в собственность муниципального образования Почепский муниципальный район Брянской области жилого помещения для обеспечения жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа по договорам найма специализированного жилого помещения в границах города Почепа Почепского района Брянской области» и «Приобретение в собственность муниципального образования Почепский муниципальный район Брянской области жилого помещения в рамках реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа по договору найма специализированного жилого помещения в границах г. Брянска Брянской области» (01 апреля 2021 года №№ 0127300011121000009, 0127300011121000010, 0127300011121000011, 0127300011121000012; 20 июля 2021 года №№ 0127300011121000041, 0127300011121000042, 0127300011121000043, 0127300011121000044, 0127300011121000045, 0127300011121000046, 0127300011121000047, 0127300011121000048), из которых один из аукционов состоялся ( протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 01 апреля 2021 года № 0127300011121000010) и по нему заключен муниципальный контракт на предоставление жилья, остальные из перечисленных аукционов признаны несостоявшимися на основании части 16 статьи 66 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ.

Кроме того, из объяснений представителя финансового управления администрации Почепского района Брянской области Шаболдиной Е.Д. и представленных документов следует, что на момент рассмотрения настоящего административного дела по итогам размещения документов для проведения электронных аукционов 31 августа 2021 года на закупку 7 жилых помещений для детей – сирот по гор.Брянску Брянской области с начальной (максимальной) ценой контракта 1 852 500 руб., 3 аукциона признаны состоявшимися, заключены 3 муниципальных контракта, приобретенные жилые помещения будут предоставлены детям-сиротам во исполнение решений судов на предоставление жилых помещений в черте гор.Брянска.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что администрацией Почепского района Брянской области в рамках предоставленных ей полномочий в рассматриваемом случае принимаются достаточные и эффективные меры, направленные на исполнение решения Почепского районного суда Брянской области от 30 апреля 2019 года. Доказательств, подтверждающих бездействие со стороны администрации Почепского района по исполнению указанного решения суда, а также занижение начальной (максимальной) цены контрактов, в ходе рассмотрения настоящего дела не представлено и судом не добыто, при этом из представленных документов усматривается, что начальная (максимальная) цена контракта определялась с учетом положений пункта 1 части 1 статьи 22 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), источниками информации для формирования цены являлись исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика – администрации Почепского района на основании коммерческих и ценовых предложений застройщиков.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Таким образом, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд соглашается с доводами представителей администрации Почепского района Брянской области и финансового управления администрации Почепского района Брянской области о том, что в данном случае нарушение сроков исполнения решения суда связано с обстоятельствами, не зависящими от администрации района, поскольку исполнение указанного выше решения суда имеет свои особенности, т.к. представляет собой не прямое исполнение денежного обязательства, а обременено совокупностью процедурных требований и ограничений, связанных с приобретением готового либо возведением нового жилья, подлежащего последующей передаче указанной категории граждан, отсутствием у ответчика свободных благоустроенных жилых помещений, отвечающих установленным техническим требованиям.

Доводы административного истца о том, что в связи с неисполнением решения суда она несет материальные убытки, связанные с необходимостью оплаты коммунальных и эксплуатационно-бытовых расходов по адресу фактического проживания, не являются основанием для удовлетворения ее требований, т.к. компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещение имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов, в том числе судов (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»).

На основании изложенного, оценив собранные по делу доказательства, учитывая достаточность и эффективность мер, которые принимаются администрацией Почепского района Брянской области для исполнения решения суда о предоставлении административному истцу жилого помещения, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Арефиной А.Н. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Руководствуясь статьями 175-180, 259-260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении административного искового заявления Арефиной Алины Николаевны о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.А.Богородская

Мотивированное решение суда изготовлено 30 сентября 2021 года