ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1506/20 от 14.09.2020 Московского областного суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 сентября 2020 года г. Красногорск

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Смышляевой О.В.,

при секретаре Дойничко О.И.,

с участием прокурора Ищенко Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1506/20 по административному исковому заявлению Антипова Александра Викторовича к Губернатору Московской области, Московской областной думе о признании недействующими в части Закона Московской области от 13.06.2019 № 105/2019 – ОЗ и Закона Московской области от 18.04.2019 № 58/2019-ОЗ

УСТАНОВИЛ:

Антипов А.В. обратился в суд с иском к Губернатору Московской области, Московской областной думе с требованиями о признании недействующими в части Закона Московской области от 13.06.2019 №105/2019 – ОЗ и Закона Московской области от 18.04.2019 № 58/2019-ОЗ.

В обоснование своих требований указал, что установленные Законами Московской области от 13 июня 2019 года №105/2019-03 «О границе городского округа Воскресенск» и от 18 апреля 2019 года №58/2019-03 «Об организации местного самоуправления на территории Раменского муниципального района» границы городского округа Воскресенск и Раменского муниципального района Московской области имеют наложения (пересечение) на принадлежащий административному истцу на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 50:29:0030202:405. В результате такого наложения часть земельного участка административного истца оказалась расположенной на территории Раменского городского округа, в то время как участок в соответствии с адресными данными относится к территории Воскресенского городского округа. Расположение земельного участка в двух городских округах, пересечение границ муниципальных образований препятствует распоряжению земельным участком с учетом вида его разрешенного использования. Оспариваемые нормативные правовые акты в части указанных в приложении №2 геодезических данных границ противоречат положениям федерального земельного законодательства, нарушают права административного истца на владение, пользование и распоряжение земельным участком.

На основании изложенного, истец просил признать недействующим со дня принятия Закона Московской области от 13 июня 2019 года №105/2019-03 «О границе городского округа Воскресенск» в части указанных в Приложении № 2 геодезических данных (координат поворотных точек) границ Воскресенского городского округа Московской области: координаты в системе <данные изъяты>; и признать недействующим со дня принятия Закона Московской области от 18 апреля 2019 года №58/2019-03 «Об организации самоуправления на территории Раменского муниципального района» в части указанных в Приложении № 2 геодезических данных (координат поворотных точек) границ Раменского городского округа Московской области: координаты в системе МСК -50<данные изъяты>

В судебном заседании представитель административного истца поддержал требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика Губернатора Московской области в судебном заседании против удовлетворения требований возражал. В письменных возражениях ссылался на то, что спорные границы согласованы и утверждены органами местного самоуправления Воскресенского муниципального района, Раменского муниципального района, а также входящими в их состав поселений, при этом изменение границ, установленных ранее Законами Московской области № 199/2004-03 и № 55/2005-03, в оспариваемой части не производилось. При согласовании границы между органами местного самоуправления Воскресенского и Раменского муниципальных районов какие-либо территориальные споры, в том числе в районе деревни Ворщиково, отсутствовали. Граница городского округа Воскресенск полностью совпадает с ранее установленной границей Воскресенского муниципального района, граница Раменского городского округа полностью совпадает с ранее установленной границей Раменского муниципального района. Сведения о границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют. Указывал, что Законы Московской области № 105/2019-03 и № 55/2005-03 приняты в соответствии с законодательством, в пределах полномочий Московской областной Думы и не нарушают права и законные интересы административного истца.

Представитель административного ответчика Московской областной думы в судебном заседании против удовлетворения требований возражал по доводам, аналогичным доводам представителя Губернатора Московской области.

Представитель заинтересованного лица Главного управления территориальной политики Московской области в судебном заседании против удовлетворения требований возражал. Дополнительно указывал, что оспариваемые административным истцом координаты точек 1201 и 1203 границы городского округа Воскресенск и точек 406 и 408 границы Раменского городского округа находятся на значительном удалении от границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, и не могут нарушать права административного истца.

Представитель заинтересованного лица Администрации Раменского городского округа Московской области в судебное заседание не явился. Представил письменный отзыв, в котором полагал требования административного истца не подлежащими удовлетворению, так как земельный участок с кадастровым <данные изъяты>, расположенный по адресу: Московская об л., Воскресенский район, с/о Михалевекий, д. Ворщиково, ул. Центральная, д.87а, принадлежащий административному истцу, не поставлен на государственный кадастровый учет, сведения о границах земельного участка отсутствуют.

Иные лица, участвующие в деле в суд не явились, извещены надлежащим образом.

Заслушав пояснения представителя административного истца, административных ответчиков, заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного истца подлежащими частичному удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Антипову А. В. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу <данные изъяты>, <данные изъяты>, с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 1500 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 25.09.2019 г., выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 20.06.2020 года. Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет без определения границ на местности на основании свидетельства о праве собственности на землю от 27.03.1995 как ранее учтенный объект недвижимости.

Решением Администрации городского округа Воскресенск Московской области от 28.01.2020 №138-0ЮГ-394 административному истцу отказано в изменении границ между Раменским городским округом и городским округом Воскресенск в районе земельного участка КН 50:29:0030202:405. Основанием отказа послужило то, что на 2020 год запланировано инициирование процедуры внесений изменений в закон Московской области от 13.06.2019 № 105/2019 «О границе городского округа Воскресенск».

Решением Администрации Раменского городского округа Московской области от 31.01.2020 года №161-01ТГ-679 административному истцу отказано в изменении границ между Раменским городским округом и городским округом Воскресенск в районе земельного участка КН 50:29:0030202:405. Основанием отказа послужило то, что Раменский городской округ готов рассмотреть вопрос изменения границ между Раменским городским округом и городским округом Воскресенск в районе земельного участка КН 50:29:0030202:405, после получения необходимых документов со стороны г.о. Воскресенск.

Проект закона Московской области от 13 июня 2019 года №105/2019-03 «О границе городского округа Воскресенск» был внесен в Московскую областную Думу Губернатором Московской области.

30 мая 2019 года проект закона «О границе городского округа Воскресенск» был рассмотрен депутатами и принят большинством голосов от установленного числа депутатов в трех чтениях на заседании Московской областной Думы.

Закон Московской области № 105/2019-03 «О границе городского округа Воскресенск» опубликован на: официальном интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru, 18.06.2019; официальном интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 18.06.2019; официальном издании - газете «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 116,28.06.2019.

Проект закона Московской области от 18 апреля 2019 года №58/2019-03 «Об организации местного самоуправления на территории Раменского муниципального района» был внесен в Московскую областную Думу Советом депутатов Раменского муниципального района.

4 апреля 2019 года проект закона был рассмотрен и принят большинством голосов от установленного числа депутатов в трех чтениях на заседании Московской областной Думы.

Закон Московской области № 58/2019-03 «Об организации местного самоуправления на территории Раменского муниципального района» подписан Губернатором Московской области и опубликован на: официальном интернет-портале Правительства Московской области http ://www.mosreg.ru, 23.04.2019; официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 24.04.2019; официальном издании - газете «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 77,26.04.2019.

Закон Московской области № 105/2019-03 и Закон Московской области № 58/2019-03 приняты в пределах полномочий Московской областной Думы и в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Московской области.

Сторонами процедура принятия оспариваемых нормативных актов не оспаривалась.

В соответствии с п. 36 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, относится определение границ муниципальных образований в установленном порядке.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 131-ФЗ границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 настоящего Федерального закона.

Из положений пунктов 3, 12 части 1 статьи 11 Федерального закона № 131-ФЗ вытекает, что одним из условий установления и изменения границ муниципальных образований является сохранение целостности исторически сложившихся земель и территорий населенных пунктов.

В силу ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальными образованиями являются городские или сельские поселения, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11-13 Федерального закона № 131-ФЗ.

Согласно ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ (в действующей редакции) городской округ состоит из одного или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями.

В соответствии с п.п. 12, 13 ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 131-ФЗ территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения, муниципального округа, городского округа.

Территория муниципального образования не может входить в состав территории другого муниципального образования, за исключением случаев вхождения поселений и внутригородских районов в состав соответственно муниципальных районов и городских округов с внутригородским делением.

Согласно п. 3 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

Из материалов дела следует, а также подтверждается заключением кадастрового инженера Лазукова В.Н., что при проведении кадастровых работ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> установлено пересечение фактических границ земельного участка истца с границами городского округа Воскресенск и Рамеснкого городского округа в точках <данные изъяты> согласно Закона Московской области от 13.06.2019 № 105/2019-ОЗ и точках №<данные изъяты> и 406 Закона Московской области от 18.04.2019 № 58/2019-ОЗ соответственно.

Указанное заключение сторонами сомнению не подвергалось, доказательств, опровергающих данное заключение, суду не представлено. Следовательно, суд суд принимает его как допустимое доказательство.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемые истцом Законы противоречат изложенным положениям федерального законодательства к установлению границ муниципальных образований и нарушают права истца, в связи с чем административное исковое заявление подлежит удовлетворению в части признания недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Закона Московской области от 13.06.2019 № 105/2019-ОЗ «О границе городского округа Воскресенск» в части геодезических данных (координат поворотных точек) <данные изъяты> и Закона Московской области от 18.04.2019 № 58/2019-ОЗ «Об организации самоуправления на территории Раменского муниципального района» в части геодезических данных (координат поворотных точек) <данные изъяты>.

Требования истца в части признания недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Закона Московской области от 13.06.2019 № 105/2019-ОЗ «О границе городского округа Воскресенск» в части геодезических данных (координат поворотных точек) <данные изъяты> и <данные изъяты> и Закона Московской области от 18.04.2019 № 58/2019-ОЗ «Об организации самоуправления на территории Раменского муниципального района» в части геодезических данных (координат поворотных точек) <данные изъяты> и <данные изъяты> не подлежат удовлетворению, так как находятся на значительном удалении от границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, и не могут нарушать права административного истца.

При таких обстоятельствах, иск подлежит частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст. 177, 178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Антипова А. В. к Губернатору Московской области, Московской областной думе о признании недействующими в части Закона Московской области от 13.06.2019 № 105/2019 – ОЗ и Закона Московской области от 18.04.2019 № 58/2019-ОЗ удовлетворить частично.

Признать со дня вступления решения суда в законную силу недействующим Закон Московской области от 13.06.2019 № 105/2019 – ОЗ «О границе городского округа Воскресенск» в части указанных в Приложении № 2 геодезических данных координат границ Воскресенского городского округа Московской области - поворотной точки <данные изъяты>.

Признать со дня вступления решения суда в законную силу недействующим Закон Московской области от 18.04.2019 № 58/2019-ОЗ «Об организации самоуправления на территории Раменского муниципального района» в части указанных в Приложении № 2 геодезических данных координат границ Раменского городского округа Московской области - поворотной точки <данные изъяты>

В остальной части иска отказать.

Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Московской области.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.В. Смышляева

Дата изготовления мотивированного решения – 17.09.2020