ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1509/20 от 25.10.2021 Московского областного суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 октября 2021 года г. Красногорск

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Смышляевой О.В.,

при секретаре Белохвостиковой А.И.,

с участием прокурора Ищенко Е.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-91/2021 (3а-1509/2020) по административному исковому заявлению ООО «СтайлЛюкс» к Московской областной Думе, Губернатору Московской области о признании недействующими со дня принятия нормативно-правовых актов,

УСТАНОВИЛ:

ООО «СтайлЛюкс» обратилось в Московский областной суд с иском к Московской областной Думе, Губернатору Московской области о признании недействующими со дня принятия Закона Московской области № 126/2017-03 «Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2018 год», Закона Московской области от 03.07.2018 № 103/2018-03 «Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2019 год», в части установления базового размера арендной платы (Аб) для г. Люберцы.

В обоснование требований указало, что ООО «СтайлЛюкс» являлось арендатором 8 земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на основании договоров аренды. Порядок определения размера арендной платы регулируется пп. 3 п. 1 ст. 14 Закона Московской области от 7 июня 1996 года № 23/96-03 «О регулировании земельных отношений в Московской области», в котором приведена формула расчета размера арендной платы и порядок определения содержащихся в ней коэффициентов. Так, базовый коэффициент Аб на 2018 утвержден Законом Московской области № 126/2017-03 в г. Люберцы в размере 79,48, на 2019 года - Законом Московской области № 103/2018-03 в г. Люберцы в размере 79,48.

Согласно Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, арендная плата определяется исходя из следующих основных принципов: принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке. Административный истец полагает, что базовый коэффициент был утвержден без учета доходности земельных участков, т.е. в нарушение принципа экономической обоснованности, поскольку фактически доходность земельных участков в Московской области в течение указанных лет снижалась, а базовый коэффициент оставался на прежнем уровне.

Оспариваемые нормативные правовые акты применяются в указанной части при определении размера арендной платы по указанным договорам аренды ООО «СтайлЛюкс».

Административный истец, полагая, что оспариваемыми нормативно-правовыми актами нарушаются его права, как лица, обязанного платить арендную плату, просил суд признать их недействующими с момента принятия в части установления базового размера арендной платы (Аб) для г. Люберцы.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, в письменных пояснениях поддержал требования в полном объеме, с результатами судебной экспертизы не согласился.

Представитель административного ответчика Губернатора Московской области в судебном заседании против удовлетворения требований возражал. Указывал, что оспариваемые нормативно-правовые акта приняты и опубликованы в установленном законом порядке, прав административного истца не нарушают.

Представитель административного ответчика Московской областной Думы в судебном заседании против удовлетворения требований возражал по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Представитель заинтересованного лица Администрации г.о. Люберцы Московской области в судебном заседании против удовлетворения требований возражал.

Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Московской области в судебном заседании против удовлетворения требований возражал по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Прокурор в судебном заседании дал заключение, согласно которому полагал административные исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Иные лица, участвующие в деле в суд не явились, извещены надлежащим образом.

Заслушав пояснения административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктами "в", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Как следует из пункта 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Федеральным законодательством установление порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности - к полномочиям органов местного самоуправления (подпункт 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пункты 2, 3 части 3 Земельного кодекса Российской Федерации).

Полномочия Московской области по установлению порядка определения арендной платы при аренде земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, были реализованы принятием ст. 14 Закона Московской области от 7 июня 1996 года № 23/96-03 «О регулировании земельных отношений в Московской области» (с последующими изменениями и дополнениями).

В соответствии с пунктами 3, 6 части 1 стать 14 названного Закона Московской области, арендная плата за земельные участка государственная собственность на которые не разграничена, определяется по формуле: Апл = Аб х Кд х Пкд х Км х S, где Аб - базовый размер арендной платы; Кд - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка; Пкд - корректирующий коэффициент; Км - коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования; S - площадь арендуемого участка.

Частью 2 статьи 14 Закона № 23/96-03 установлено, что базовый размер арендной платы (Аб), применяемый для определения арендной платы в соответствующем финансовом году, устанавливается законом Московской области.

Законом Московской области № 126/2017-03 «Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2018 год» установлен базовый коэффициент (Аб) в г. Люберцы в размере 79,48.

Закон принят постановлением Московской областной думы от 06.07.2017 N 45/28-П. Опубликован на официальном Интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru 24 июля 2017 года; в газете «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 140, 1 августа 2017 года.

Законом Московской области № 103/2018-03 «Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2019 год» установлен базовый коэффициент (Аб) в г. Люберцы в размере 79,48.

Закон принят постановлением Московской областной думы от 21.06.2018 N 4/56-П. Опубликован на официальном Интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru 6 июля 2018 года; на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.eov.ru 9 июля 2018 года; в газете «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 129,17 июля 2018 года.

Нарушений порядка принятия и утверждения оспариваемых административным истцом нормативных правовых актов судом не выявлено, данные акты официально опубликованы для всеобщего сведения. Сторонами процедура принятия оспариваемых нормативных актов не оспаривалась.

Судом установлено и следует из материалов дела, что административный истец на основании договоров аренды <данные изъяты> от <данные изъяты>, <данные изъяты> от <данные изъяты>, <данные изъяты> от <данные изъяты>, <данные изъяты> от <данные изъяты>, <данные изъяты> от <данные изъяты>, <данные изъяты> от <данные изъяты>, <данные изъяты> от <данные изъяты>, <данные изъяты> от <данные изъяты> являлся арендатором земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>

Судебными актами Арбитражных судов по делам №А41-51109/2018, А41-51105/2018, А41-51096/2018, А41-51086/2018 договоры аренды земельных участков №№ 591/1-130, 592/1-131, 798/1-148, 797/1-147 дополнены следующим условием: «Размер арендной платы за земельный участок, начиная с 12.08.2017, составляет сумму, равную земельному налогу за этот земельный участок».

Расчет арендной платы по остальным 4 земельным участкам производился в соответствии с условиями договоров аренды.

Административный истец, оспаривая установленный Законами Московской области базовый коэффициент, в соответствии с которым определяется размер арендной платы за период 2018-2019 года, полагал что оспариваемые законы нарушают его права в отношении арендованных земельных участков.

Разрешая спор, суд исходит из следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, которое в части установления Основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

Указанным нормативным правовым актом предусмотрено, что размер арендной платы определяется, в том числе исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 11 мая 2004 г. № 209-0 сформулировал правовую позицию, согласно которой при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 ЗК РФ, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.

С учетом схожести правового регулирования данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

Пунктом 2 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. N 710, в целях применения названного принципа рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.

Таким образом, соблюдение одного из основных принципов определения арендной платы - принципа экономической обоснованности при установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы, - должно быть доказано путем представления обосновывающих документов, содержащих анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, и рассчитываемых значений коэффициентов.

Как следует из представленных в материалы дела документов, базовый коэффициент (Аб) в г. Люберцы в размере 79,48 оставался неизменным с 2016 по 2019 годы.

Согласно пояснительной записке к проекту распоряжения Правительства Московской области «О проекте закона Московской области «Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области», в целях поддержания и стимулирования инвестиционной активности Московской области, а также недопущения увеличения финансовой нагрузки на арендаторов, предлагается в 2019 году базовый размер арендной платы оставить неизменным и сохранить на уровне 2018 года.

В приложении к пояснительной записке также произведен анализ экономической ситуации, приведены основания ее сохранения на уровне предыдущих периодов.

В настоящее время отношения, связанные с установлением базового коэффициента арендной платы, урегулированы иначе в связи с принятием Закона № 220/2019-03.

Законом № 220/2019-03 арендная платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, на территории Московской области для г. Люберцы на 2020 год установлена в размере 82,42, по сравнению с предыдущими годами коэффициент увеличился на 3,7.

Коэффициент был установлен с учетом Финансово- экономического обоснования к проекту Закона Московской области «Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2020 год», подготовленного кафедрой Бухгалтерского учета, аудита и налогообложения ФГБОУ ВО «Государственный университет управления».

При проведении исследования использовался метод сопоставления действующей и проектируемой арендной платы относительно действующих рыночных величин Арендных ставок в Московской области. Метод, основанный на рыночной стоимости земельных участков, включающий как сравнительный анализ цен на земельные участки, так и доходный подход, учитывающий финансово-экономическую составляющую типового бизнеса, который может быть реализован на этом земельном участке.

Специалистами был проведен анализ рынка объекта исследования, в рамках которого представлен макроэкономический обзор Российской Федерации и Московской области с целью определения состояния экономики страны и региона в настоящее время, анализа динамики макроэкономических показателей и выявления тенденций, что позволяет объективно спрогнозировать развитие объекта оценки в ближайшем будущем. Был сделан вывод, что финансово-экономическая ситуация в Московской области стабильна, риск смены курса развития Московской области минимален, социально-экономическая ситуация стабильна, имеет тенденцию к развитию, не оказывает негативного влияния на рынок недвижимости.

Кроме этого, в указанном Финансово-экономическом обосновании приведен анализ экономической ситуации региона с 2009 по 2019 год, указаны обоснования сохранения базового размера арендной платы с 2016 по 2019 год на одном уровне.

Министерством имущественных отношений Московской области, в рамках исполнения условий государственного контракта №848-07/20 от 11.07.2020, по запросу суда представлено финансово-экономическое основание базовой арендной платы за земли населенных пунктов в границах города Люберцы, подготовленное специалистами ФГБУ УВО «РГСУ».

Также, в судебном заседании был допрошен специалист Ладанов Л.О., участвовавший в подготовке финансово-экономического основания, который дал пояснения относительно базовой арендной платы, обосновал применение формулы, на основании которой рассчитан базовый коэффициент в населенных пунктов г. Люберцы, начиная с 2009 года с учетом коэффициента инфляции вплоть до 2020 года. Полагал базовый коэффициент, установленный на 2018/2019 года экономически обоснованным.

Оснований не доверять показаниям специалиста у суда не имеется, поскольку он предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ. Кроме того, его показания согласуются с иными материалами дела.

В соответствии с частью 1 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

С учетом того, что юридически значимым обстоятельством по делу является установление, нарушает ли нормативно-правовой акт права истца, принимая во внимание, что по делу необходимо установить являются ли экономические расчеты, изложенные в пояснительной записке (т. 3 л.д. 181-189), финансово-экономическом обосновании от 2020 г. (т. 4 л.д. 8-71) обоснованными, а размер установленного коэффициента Аб рассчитанным правильно, судом назначена по делу экспертиза, проведение которой поручено ООО «Бюро судебных экспертиз и оценки».

На разрешение эксперта поставлен следующий вопрос: определить размер коэффициента базового размера арендной платы для г. Люберцы на 2018 года и 2019 год.

Заключением эксперта от 24 сентября 2021г. № Э-13415/21 определен размер коэффициента базового размера арендной платы для г. Люберцы на 2018 год в размере 79,81, на 2019 год в размере 81,47.

Судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ дана оценка заключению судебной оценочной экспертизы с точки зрения его содержания, в котором имеется финансово-экономическое обоснование установлено арендной платы, а также с точки зрения нарушения прав административного истца.

Оснований не доверять представленному заключению экспертизы у суда не имеется, поскольку эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Суд полагает, что суждения эксперта основываются на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных, существо проведенных исследований и высказанных суждений является понятным; выводы, изложенные в заключении, согласуются между собой. Выводы эксперта не противоречивы, аргументированы и последовательны, изложенные в них суждения не допускают их неоднозначного толкования.

Расчет коэффициентов приведенный в заключении подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом ценностных характеристик и расчетных показателей. При определении базовой стоимости участков экспертом использовался средний УПКС, результаты которого установлены Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018 №15ВР-1634 «Об утверждении средних значений кадастровой стоимости» на дату Государственной кадастровой оценки - 01.01.2018г. Поскольку целью исследования являлось определение базового размера арендной платы для г. Люберцы на 2018, 2019 годы, Эксперт приводит практику регулирования земельных отношений в Московской области, характеристику субъекта, на территории которого устанавливается базовый размер арендной платы, анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности.

Установленный Экспертом базовый размер арендной платы превышает установленный в размере 79,48 оспариваемыми Законом Московской области № 126/2017-03 и Законом Московской области от 03.07.2018.

Доводы административного истца о несогласии с заключением эксперта суд во внимание не принимает, так как доводы, изложенные в письменных возражениях, не подтверждены допустимыми доказательствами.

Отказывая в удовлетворении ходатайства административного истца о назначении повторной судебной экспертизы, суд исходит из следующего.

Согласно ч. 2 ст. 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта (комиссии экспертов) или наличия противоречий в выводах эксперта (комиссии экспертов) суд может назначить по тем же вопросам повторную экспертизу, проведение которой поручается другому эксперту (другой комиссии экспертов).

Изучив материалы дела, доводы ходатайства о назначении по делу повторной судебной экспертизы, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для назначения повторной судебной экспертизы не имеется, поскольку сомнений в правильности или обоснованности ранее данного заключения судом не установлено. Заключения, содержащего противоречия с заключением экспертизы, проведенной по определению суда, не представлено, эксперт дал ответы на поставленные судом вопросы, в заключении подробно изложена исследовательская часть экспертизы, из которой видно, в связи с чем эксперт пришел к таким выводам, эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, что подтверждается соответствующей распиской, имеет достаточный опыт и обладает необходимой квалификацией для установления указных в экспертном заключении обстоятельств, лично не заинтересован в исходе дела.

Само по себе несогласие с результатами проведенной экспертизы,по смыслу ч. 2 ст. 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не являются достаточным основанием для проведения повторной экспертизы.

Кроме того, доводы административного истца опровергаются заключением эксперта и иными представленными в материалы дела доказательствами в совокупности.

Иных ходатайств, а также доказательств, подтверждающих доводы о том, что базовый коэффициент на 2018-2019 годы ответчиком экономически не обоснован, административным истцом не представлено.

Доводы административного иска о том, что при определении базового коэффициента не учитывалась доходность земельных участков, судом также отклоняются, поскольку кадастровая стоимость земельного участка является величиной, характеризующей экономическую ценность и доходность конкретного земельного участка, прогнозирование при принятии оспариваемого постановления размера арендной платы и ставки арендной платы на основании данных об изменении этой экономической характеристики свидетельствует о проведении экономической оценки факторов, влияющих на доходность земельного участка.

Суд полагает, что установленный базовый размер арендной платы, оспариваемый административным истцом, не является произвольным, связан с многофакторным анализом доходности земельных участков, и не противоречит основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что Распоряжением Росавтодора от 20.06.2019 г. №1576-Р было принято решение об изъятии спорных земельных участков для государственных нужд, о чем ООО «СтайлЛюкс» было уведомлено письмом от 27.06.2019 года. На основании соглашения №19-М5.ИЗ/2019 от 17 апреля 2020 года спорные земельные участки изъяты с оплатой по рыночной стоимости от 25 до 34 миллионов рублей и переданы ФКУ «Центравтомагистраль» по акту приема-передачи <данные изъяты>.

Кроме того, судебными актами Арбитражного суда <данные изъяты> по делам №А41-51876/2020, №А41-51878/2020, №А41-40370/2020, №А41-40371/2020 по искам Комитета по управлению имуществом администрации г.о. Люберцы к ООО «СтайлЛюкс», отказано во взыскании арендной платы за земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> за период с <данные изъяты> до <данные изъяты>. С момента принятия указанного Распоряжения, ООО «СтайлЛюкс» не могло использовать земельные участки в соответствии с ВРИ, в связи с чем с указанного момента арендная плата не должна оплачиваться.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что в настоящее время оспариваемые административным истцом нормативные акты, нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат, прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушают.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление не подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 177, 178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления ООО «СтайлЛюкс» к Московской областной Думе о признании недействующими со дня принятия Закона Московской области № 126/2017-ОЗ «Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области на 2018 год», Закона Московской области № 103/2018-ОЗ «Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области на 2019 год» в части установления базового размера арендной платы для г. Люберцы отказать в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме

Судья О.В. Смышляева

Дата изготовления мотивированного решения – 15 ноября 2021 года