ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-150/18 от 17.12.2018 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Дело №3а-150/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 декабря 2018 года г. Новосибирск

Новосибирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Петруниной И.Н.

при секретаре Тулуповой Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Новосибирской области о признании недействующими отдельных норм Лесохозяйственного регламента Мирновского лесничества, утвержденного приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от 30 декабря 2008 года № 811

установил:

заместитель прокурора Новосибирской области обратился в Новосибирский областной суд с административным исковым заявлением в порядке статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом уточнения исковых требований, просит суд признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу таблицы 1.1.5 раздела 1.1 Главы 1 лесохозяйственного регламента Мирновского лесничества на 2009-2018 годы, утвержденного приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от 30 декабря 2008 года № 811 в части отнесения к эксплуатационным лесов в кварталах №№ 377 (часть), 378, 385-390 урочища Гигант, 392 (часть), 393-396 урочища Советская Россия Коуракского лесохозяйственного участка №2; кварталов №№ 5, 10, 17, 34-38, 49-51, 16 (часть), 24 (часть) Мокрушинского лесохозяйственного участка, расположенных в границах государственного природного заказника регионального значения «Колтыракский». А также просит суд признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу таблицы 1.1.5 раздела 1.1 Главы 1 лесохозяйственного регламента Мирновского лесничества на 2009-2018 годы в части отнесения к эксплуатационным лесов в кварталах №№ 270 (часть), 271 (часть), 278 (часть) колхоза

им. Коминтерна Коуракского лесохозяйственного участка № 2, расположенных в границах территории памятника природы регионального значения «Улантова гора» Новосибирской области. В обоснование иска указав, что в силу статей 24, 27 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях, на которых находятся памятники природы и государственные природные заказники запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение их сохранения. Исходя из положений статей 102, 103 Лесного кодекса Российской Федерации к лесам, расположенным на особо охраняемых территориях относятся леса расположенные на территориях природных памятников и государственных природных заказниках. Согласно таблице 1.1.7 раздела 1.1. главы 1 оспариваемого регламента в границы памятника природы регионального значения «Улантова гора» Новосибирской области и государственного природного заказника регионального значения «Колтыракский» входят леса, распложённые в вышеуказанных кварталах. Вместе с тем, в нарушение требований вышеуказанного законодательства в таблице 1.1.5 раздела 1.1 главы 1 оспариваемого регламента все леса, расположенные в перечисленных кварталах отнесены к эксплуатационным, что не соответствует их целевому назначению и выполняемым полезным функциям.

В судебном заседании представитель административного истца Трифонова М.К., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика - Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области Шалдаев С.Г. действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, полагает, что поскольку до настоящего времени отсутствует приказа Рослесхоза об изменении целевого назначения лесов в границах памятника природы регионального значения «Уланова гора» Новосибирской области и государственного природного заказника регионального значения «Колтыракский», на основании которого разрабатывается и которому должна соответствовать глава 1 оспариваемого регламента, в части распределения лесов по целевому назначению, то внесении соответствующих изменений будет противоречить действующему законодательству.

Представитель Государственного казенного учреждения Новосибирской области «Природоохранная инспекция» Шрейдер В.В. полагает возможным удовлетворить заявленные прокурором требования.

Представитель Департамента имущества и земельных отношений в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о времени, месте и дате судебного разбирательства, представил письменный отзыв и просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о времени, месте и дате судебного заседания, причину неявки суду не сообщил.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу пункта «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации Лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений в части разработки и утверждения лесохозяйственных регламентов.

В соответствии с частью 2 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

Приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от 30 декабря 2008 года № 811 утвержден Лесохозяйственный регламент Мирновского лесничества (далее по тексту – Лесохозяйственный регламент).

Приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от 7 июля 2014 года № 244 «О внесении изменений в приказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от 30 декабря 2008 года № 811» Лесохозяйственный регламент Мирновского лесничества изложен в новой редакции.

Данный приказ опубликован на официальном сайте Правительства Новосибирской области http://www.nso.ru 31 января 2018 года.

Постановлением Губернатора Новосибирской области от 12 сентября 2017 года № 169 «О внесении изменений в структуру исполнительных органов государственной власти Новосибирской области» Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области переименован в Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области.

Как установлено в ходе судебного разбирательства на территории Мирновского лесничества располагаются пять особо охраняемых природных территории (л.д. 31-32):

- государственный природный заказник «Колтыракский», учрежденный постановлением Главы администрации Новосибирской области от 22 марта 2001 года № 262;

- памятник природы областного значения «Пойменно-островной природный комплекс», образованный постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 11 июля 2001 года;

- памятник природы регионального значения «Улантова гора», образованный постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 11 июля 2001 года;

- памятник природы регионального значения «Буготакские сопки», образованный Решением Новосибирского областного Совета депутатов от 25 февраля 1998 года;

- памятник природы регионального значения «Черневые леса Салаира», образованный Решением Новосибирского областного Совета депутатов от 25 февраля 1998 года.

Согласно постановлению Правительства Новосибирской области от 26 октября 2012 года № 486-п «Об утверждении Положения о режиме особой охраны особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника «Колтыракский» Новосибирской области» государственный природный заказник «Колтыракский» имеет биологический (зоологический) профиль и предназначен для сохранения и восстановления ценных в хозяйственном отношении, а также редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира и среды их обитания.

В соответствии с постановлением администрации Новосибирской области от 2 ноября 2007 года № 154-па «Об утверждении границ и Положения о режиме особой охраны территории памятника природы регионального значения «Улантова гора» Новосибирской области» в состав памятника природы регионального значения «Улантова гора» Новосибирской области (далее - памятник природы «Улантова гора») входят природные комплексы, имеющие большое научное, природоохранное, эстетическое и эколого-просветительское значение. На территории памятника природы на разных высотах и склонах разной экспозиции образованы различные зональные сообщества - от степных до лесных, местами осложненных скальными выходами. Основной объект охраны в памятнике природы - уникальный комплекс фрагментов экосистем смешанных лесов, разнотравных лугов, каменистых, ковыльно-кустарниковых и разнотравно-ковыльных степей.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

В числе категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (пункт 1 части 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации), в том числе леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников (часть 1 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации).

Защитные леса в соответствии с частью 2 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Эксплуатационные леса имеют другие цели освоения: для устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (часть 3 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации).

В таблице 1.1.5 раздела 1.1. Главы 1 Лесохозяйственного регламента произведено распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов (л.д.23-29), согласно которому леса в границах лесничества распределены по целевому назначению на защитные, ценные и эксплуатационные.

В таблице 1.1.7 раздела 1.1. Главы 1 Лесохозяйственного регламента приведен перечень особо охраняемых природных территорий расположенных в границах Мирновского лесничества с указанием номеров кварталов (л.д. 31-32), в число которых входят: государственный природный заказник «Колтыракский» и памятник природы «Улантова гора».

Между тем на территории лесничества не выделена такая категория защитности как «леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях».

Напротив, в оспариваемом нормативном правовом акте лесные участки, расположенные на такой территории, отнесены к эксплуатационным лесам.

Так в границах государственного природного заказника «Колтыракский» к эксплуатационным лесам отнесены лесные участки: в кварталах №№ 377 (часть), 378, 385-390 урочища Гигант, 392 (часть), 393-396 урочища Советская Россия Коуракского лесохозяйственного участка №2; кварталов №№ 5, 10, 17, 34-38, 49-51, 16 (часть), 24 (часть) Мокрушинского лесохозяйственного участка.

В силу пунктов 6, 7 постановления Правительства Новосибирской области от 26 октября 2012 года № 486-п «Об утверждении Положения о режиме особой охраны особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника «Колтыракский» Новосибирской области» особо охраняемая природная территория регионального значения организуется на неограниченный срок в целях сохранения природных комплексов (объектов) предгорий Салаирского кряжа Западной Сибири в естественном состоянии; охранения, воспроизводства и восстановления природных ресурсов, обогащения сопредельных хозяйственно используемых угодий; охраны воспроизводственных стаций лося, косули, зайцев, серого сурка, тетеревиных птиц, поселений барсука, других видов диких животных.

На территории государственного природного заказника запрещается промысловая, спортивная, любительская охота и иные виды пользования животным миром; все виды рубок лесных насаждений; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; создание лесных плантаций и их эксплуатация; выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; использование лесов с целью переработки древесины и иных лесных ресурсов; создание объектов размещения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ; предоставление земельных участков под застройку, а также для коллективного садоводства и огородничества; осуществление рекреационной деятельности (организация мест отдыха и разведение костров), а также устройство привалов, стоянок и лагерей, иные формы отдыха населения, за пределами специально предусмотренных для этих целей мест, обозначенных на местности предупредительными знаками и др.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

В границах памятника природы «Улантова гора» к эксплуатационным лесам отнесены лесные участки кварталов №№ 270 (часть), 271 (часть), 278 (часть) колхоза им. Коминтерна Коуракского лесохозяйственного участка № 2.

В силу с пунктов 2, 10, 11 постановления администрации Новосибирской области от 2 ноября 2007 года № 154-па «Об утверждении границ и Положения о режиме особой охраны территории памятника природы регионального значения «Улантова гора» Новосибирской области» основным объектом охраны в памятнике природы является уникальный комплекс фрагментов экосистем смешанных лесов, разнотравных лугов, каменистых, ковыльно-кустарниковых и разнотравно-ковыльных степей. Данный памятник природы создан на неограниченный срок. На его территории запрещается любая хозяйственная деятельность, причиняющая вред окружающей среде, в том числе: предоставление земельных участков под застройку, а также для коллективного садоводства и огородничества; деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений; распашка земель; заготовка растительной земли; строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередач и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов; проведение гидромелиоративных и ирригационных работ, геологоразведочных изысканий и разработка полезных ископаемых; взрывные работы и др.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

В то же время, согласно части 2 статьи 108 Лесного кодекса Российской Федерации в эксплуатационных лесах допускается использование лесов всех предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса видов, в том числе заготовка древесины; заготовка и сбор не древесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; переработка древесины и иных лесных ресурсов и др.

Таким образом, в отличие от эксплуатационных лесов в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 5 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации).

В связи с чем, положения Лесохозяйственного регламента Мирновского лесничества в части отнесения лесных кварталов №№ 377 (часть), 378, 385-390 урочища Гигант, 392 (часть), 393-396 урочища Советская Россия Коуракского лесохозяйственного участка №2; кварталов №№ 5, 10, 17, 34-38, 49-51, 16 (часть), 24 (часть) Мокрушинского лесохозяйственного участка, включенных в состав государственного природного заказника регионального значения «Колтыракский» и лесных кварталов №№ 270 (часть), 271 (часть), 278 (часть) колхоза им. Коминтерна Коуракского лесохозяйственного участка № 2, входящих в состав территории памятника природы регионального значения «Уланова гора» Новосибирской области к эксплуатационным лесам противоречат положениям статьей 12, 102, 103 Лесного кодекса Российской Федерации, имеющего большую юридическую силу, поскольку цели освоения эксплуатационных лесов не соответствующих целям создания особо охраняемых природных территорий.

Согласно пункту первому части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Учитывая, что оспариваемые нормы, до вынесения решения суда, применялись, и на их основании реализовывались права граждан и организаций, то они подлежат признанию недействующими, со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с частью 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в котором было опубликован приказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от 30 декабря 2008 года № 811.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление заместителя прокурора Новосибирской области удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления данного решения в законную силу Лесохозяйственный регламент Мирновского лесничества, утвержденный приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от 30 декабря 2008 года № 811 в части включения в эксплуатационные леса в таблице 1.1.5 раздела 1.1 Главы 1 «Распределение лесов лесничества по целевому назначению и категориям защитных лесов» кварталов №№ 377 (часть), 378, 385-390 урочища Гигант, 392 (часть), 393-396 урочища Советская Россия Коуракского лесохозяйственного участка №2; кварталов №№ 5, 10, 17, 34-38, 49-51, 16 (часть), 24 (часть) Мокрушинского лесохозяйственного участка, расположенных в границах государственного природного заказника регионального значения «Колтыракский»; кварталов №№ 270 (часть), 271 (часть), 278 (часть) колхоза им. Коминтерна Коуракского лесохозяйственного участка № 2, расположенных в границах территории памятника природы регионального значения «Улантова гора» Новосибирской области.

Настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда в официальном печатном издании органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в котором было опубликован приказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от 30 декабря 2008 года № 811.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский областной суд.

Председательствующий по делу Петрунина И.Н.