ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-150/20 от 02.06.2020 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Дело № 3а-150/2020

УИД 21RS0000-01-2020-000042-22

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 июня 2020 года город Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Орловой И.Н.,

с участием прокурора отдела Прокуратуры Чувашской Республики Овчинниковой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Семенове Д.А.,

при участии представителей административного истца акционерного общества «Республиканские спортивные лотереи» Смирнова С.А. и Яковлева Е.А.,

представителя административного ответчика Чебоксарского городского Собрания депутатов Кузьмина И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Республиканские спортивные лотереи» о признании недействующим в части решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 декабря 2018 года № 1516,

установил:

Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 14 апреля 2011 года № 146 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары согласно приложениям №№ 1. 2, 3.

Приложение № 1 указанной Схемы содержит перечень нестационарных торговых объектов на территории Калининского района города Чебоксары, в том числе, на пересечении улицы Университетская с улицей М.Павлова, тип торгового объекта – ...., срок осуществления торговой деятельности – на период аренды, специализация – непродовольственные товары (...) - пункт 46.

Указанное решение опубликовано на официальном сайте администрации г.Чебоксары в информационно-телекоммуникационной сети интернет http://gcheb.cap.ru и в газете «...» от 19.04.2011 № 40-41.

Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 21 ноября 2013 года № 1205 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары (пункт 1), признано утратившим силу решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 14 апреля 2011 года №146.

В названную схему нестационарный торговый объект на пересечении улицы Университетская с улицей М.Павлова не включен.

Решением Чебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 25 декабря 2018 года № 1516 утверждена новая Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары; признаны утратившими силу решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года № 1205 (с последующими изменениями и дополнениями).

Названный нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте администрации г.Чебоксары в информационно-телекоммуникационной сети интернет http://gcheb.cap.ru и в издании «...», 29.12.2018, № 27.

Акционерное общество «Республиканские спортивные лотереи» (далее АО «Республиканские спортивные лотереи») обратилось в суд с административным иском о признании недействующим пункта 1 решения Чебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 25 декабря 2018 года № 1516 в части не включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары торгового объекта, расположенного на пересечении улицы Университетская с улицей Мичмана Павлова в районе дома № ... по улице Университетская города Чебоксары с момента его принятия (издания и опубликования), мотивируя свое требование тем, что истечение срока договора аренды от 28.06.2020 № ... земельного участка с кадастровым номером ... заключенного между администрацией города Чебоксары (арендодатель) и АО «Республиканские спортивные лотереи» (арендатор), равно как односторонний отказ муниципального образования от его пролонгации (прекращение действия в одностороннем порядке) на котором расположен указанный нестационарный торговый объект само по себе не могло служить основанием для произвольного невключения данного объекта в Схему, в соответствии с положениями Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 29 сентября 2010 года № 772 «Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов», разъяснений, приведенных в Методических рекомендациях по совершенствованию правового регулирования нестационарной и развозной торговли на уровне субъектов Российской Федерации, приведенных в письме Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23.03.2015 № ..., чем нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, эксплуатирующего указанный нестационарный торговый объект по настоящее время.

Согласно постановлению Первого Арбитражного апелляционного суда от 31.10.2019 (по делу № ...) указанный нестационарный торговый объект подлежит сносу по иску администрации города Чебоксары по тем основаниям, что он не включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов. Обращения административного истца от 05.11.2019 № 298 о включении киоска в Схему оставлено без удовлетворения.

В судебном заседании представители административного истца АО «Республиканские спортивные лотереи» Смирнов С.А. и Яковлев Е.А. поддержали заявленное требование.

Представитель административного ответчика Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики Кузьмин И.Н. исковые требования не признал, в представленном отзыве указал на принятие оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом местного самоуправления с соблюдением установленной процедуры и порядка опубликования.

Представитель административного ответчика администрации г. Чебоксары Чувашской Республики Гаврилов С.Н. удовлетворение заявленного требования оставил на усмотрение суда, указывая на то, что процедура включения киоска, принадлежащего административному истцу начата, но не завершена.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Овчинниковой Н.А., полагавшей обоснованным заявленное требование, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее также Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ), Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 3 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ).

На территории Чувашской Республики отношения, возникающие между органами государственной власти Чувашской Республики, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности урегулированы Законом Чувашской Республики от 13 июля 2010 года № 39 «О государственном регулировании торговой деятельности в Чувашской Республике и о внесении изменений в статью 1 Закона Чувашской Республики «О розничных рынках».

Процедура разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов определена приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики от 16 ноября 2010 года № 184 «О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления в Чувашской Республике схемы размещения нестационарных торговых объектов».

Нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

Органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли: предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки; разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности; проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях (часть 3 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ).

Полномочия, порядок принятия оспариваемой Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары Чебоксарским городским собранием депутатов Чувашской Республики, введения ее в действие и опубликования, проверены вступившим в законную силу решением Верховного Суда Чувашской Республики от 14 марта 2018 года (административное дело № ...), при этом нарушений судом не установлено и сторонами данное обстоятельство не оспаривается.

Как видно из материалов дела, 28 июня 2010 года между администрацией города Чебоксары (арендодатель) и АО «Республиканские спортивные лотереи» (арендатор) заключен договор аренды земельного участка № ... (в редакции дополнительных соглашений от 23.07.2013, от 11.10.2013,, согласно условиям которого, арендодатель сдает, а арендатор принимает во временное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м., для эксплуатации торгового киоска, расположенного по адресу: ..., сроком до 01.05.2015.

На обращение АО «Республиканские спортивные лотереи» от 24.04.2018 № 8105 с просьбой включить в Схему размещения нестационарных торговых объектов киоск «...» на пересечении улицы Университетская с улицей М.Павлова в районе дома ..., администрацией города Чебоксары подготовлен ответ от 07.05.2019 № 29/022-375, согласно которому указанная просьба будет учтена при очередной разработке проекта решения Чебоксарского городского Собрания депутатов «О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 25 декабря 2018 года № 1516».

Письмом от 04.12.2019 № 18114 в удовлетворении указанной просьбы отказано в связи с тем, что обеспеченность населения г.Чебоксары нестационарными торговыми объектами по продаже печатной продукции превышает норматив, предусмотренный в письме Минэкономразвития Чувашии от 06.02.2019 № 09/07-1172.

Аналогичная переписка по тому же вопросу не дала результатов (письма администрации от 07.05.2019 № 29/022-375, от 09.01.2020 № 20699, от 12.03.2020 № 2310, от 01.04.2020 № 001-323).

Проектная документация торгового павильона на пересечении улицы Университетская с улицей М.Павлова в районе дома ... разработана архитектором .... и согласована с главным архитектором г.Чебоксары 19 апреля 2013 года.

Таким образом, размещение спорного нестационарного торгового объекта осуществлено с соблюдением требований действующего законодательства на основании Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утв. решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 14 апреля 2011 года № 146, и заключенного договора аренды земельного участка от 28 июня 2010 года на основании распоряжения администрации города Чебоксары от 28.05.2010 № 1668-р.

Главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 марта 2015 года, предусмотрена возможность использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, то есть без заключения договора аренды земельных участков (статьи 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).

Аналогичная позиция содержится и в разъяснении Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 марта 2015 года № 6786-ПК/Д23и, в котором указано, что в связи с вступлением в силу главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях размещения нестационарных торговых объектов, установки и эксплуатации рекламных конструкций не выдается: данные объекты могут размещаться в силу утвержденных схем размещения нестационарных торговых объектов без оформления прав на земельные участки (пункт 8).

Администрация города Чебоксары Чувашской Республики обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском к АО «Республиканские спортивные лотереи» о возложении обязанности освободить земельные участки, в числе прочего, с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м. от торгового павильона, расположенного по адресу: г.Чебоксары, на пересечении улиц Университетская и М.Павлова.

Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 16.05.2019 в удовлетворении иска отказано (дело №А79-1776/2018).

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2019 решение в части отказа в удовлетворении искового требования в отношении земельного участка с кадастровым номером ... отменено и вынесено новое решение, которым на АО «Республиканские спортивные лотереи» возложена обязанность освободить названный земельный участок от временного торгового павильона и возвратить земельный участок администрации по акту приема-передачи с проведением демонтажа объекта торговли в месячный срок со дня вступления судебного акта в законную силу, в остальной части решение оставлено без изменения.

Отменяя решение в указанной части, суд апелляционной инстанции исходил из прекращения арендных отношений в связи с односторонним отказом арендодателя, отсутствием доказательств размещения торгового павильона на законных основаниях.

Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05.03.2020 решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 16.05.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2019 по делу ... оставлены без изменения.

Определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 14 мая 2020 года заявление АО «Республиканские спортивные лотереи» в отсрочке исполнения решения Арбитражного суда Чувашской Республики от 16.05.2019 отказано.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по ЧР от 06.02.2020 в отношении АО «Республиканские спортивные лотереи» возбуждено исполнительное производство № ... на основании исполнительного листа, выданного Арбитражным судом Чувашской Республики по делу №...

Из объяснений сторон установлено, что решение суда не исполнено, АО «Республиканские спортивные лотереи» продолжает осуществлять экономическую деятельность в нестационарном торговом объекте по продаже печатной продукции, между тем, место под указанным нестационарным торговым объектом не включено (исключено) из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары с 2013 года.

Однако истечение срока договора аренды земельного участка, прекращения арендных отношений в связи с односторонним отказом арендодателя в отношении земельного участка, на котором расположен спорный нестационарный торговый объект, само по себе не могло служить основанием для произвольного исключения (не включения) данного объекта из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденной решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 декабря 2018 года № 1516.

Согласно части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства в Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возложено на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Таких доказательств в материалы дела не представлено.

Приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 25 декабря 2014 года № 2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года» предусмотрено, что при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур.

При градостроительной необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта следует обеспечивать предоставление хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест, реализуя принцип «меняется место - сохраняется бизнес» (п. 3.2.2).

Кроме того, в Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления в Чувашской Республике схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденном приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики от 16 ноября 2010 года № 184, указано, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается на неопределенный срок (пункт 2). Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года № 225-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации города Иркутска на нарушение конституционных прав и свобод положением части 6 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер. Положение части 6 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», предусматривающее, что утверждение (изменение) схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. Органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем, чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.

На основании части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов.

Аналогичное положение применительно к сфере торговли предусмотрено статьей 15 Закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ.

При этом в силу статьи 17 Закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли должны принимать меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности.

По смыслу указанных правовых норм исключение места размещения нестационарного торгового объекта не может носить произвольный характер, а обусловлен интересами населения и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем, чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.

Следовательно, для исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утв. решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 14 апреля 2011 года № 146, спорной позиции, в распоряжении административного ответчика должны иметься доказательства необходимости указанной меры.

Между тем, как при принятии оспариваемого решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики, так и утверждении Схемы Чебоксарским городским собранием депутатов от 21.11.2013 № 1205, в которых данная позиция не отражена в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, какого-либо правового обоснования для совершения указанных действий не имелось, таких доказательств суду не представлено.

Учитывая изложенное, не включение (исключение) места размещения под указанным торговым киоском нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, противоречит правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем, требование административного истца подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства в Российской Федерации, суд

решил:

Признать не действующим с момента вступления в силу настоящего решения пункт 1 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 декабря 2018 года № 1516 «О Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары» в части не включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары места размещения нестационарного торгового объекта, расположенного на пересечении улицы Университетская с улицей Мичмана Павлова в районе дома № ... по улице Университетская города Чебоксары.

Сообщение о принятом решении подлежит размещению на официальном сайте администрации города Чебоксары в информационно-телекоммуникационной сети интернет http://gcheb.cap.ru или в Вестнике органов местного самоуправления города Чебоксары или в газете «Чебоксарские новости».

Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (603022, Нижний Новгород, проспект Гагарина, дом 17 «А», пом. П1) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Верховный Суд Чувашской Республики.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики И.Н.Орлова

Мотивированное решение изготовлено 5 июня 2020 года