ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-150/20 от 05.06.2020 Иркутского областного суда (Иркутская область)

УИД 38OS0Номер изъят-10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 июня 2020 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е., с участием представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Полодухиной О.Е., действующей на основании доверенности от Дата изъята , представителя административного ответчика Правительства Иркутской области Перерешко М.Н., действующей на основании доверенности от Дата изъята , представителя заинтересованного лица администрации города Иркутска Ильиной Н.А., действующей на основании доверенности от Дата изъята , представителей заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Иркутской области Гончаровой Е.В., действующей на основании доверенности от Дата изъята , Зайковой А.Н., действующей на основании доверенности от Дата изъята , рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-150/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Чарди» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии», в лице филиала по Иркутской области, Правительству Иркутской области о признании незаконными действий по исправлению технической ошибки в сведениях кадастра недвижимости Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, возложении обязанности по исключению исправленных сведений из Единого государственного реестра недвижимости,

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «Чарди» (далее – ООО «Чарди»), действуя через своего представителя по доверенности Леденцова Д.С., обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии», в лице филиала по Иркутской области, Правительству Иркутской области о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области по исправлению технической ошибки в сведениях кадастра недвижимости Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес изъят> кадастровый Номер изъят произведенные Дата изъята ; обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об исправлении технической ошибки в сведениях кадастра недвижимости Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес изъят>, кадастровый Номер изъят внесенные Дата изъята ; признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области по исправлению технической ошибки в сведениях кадастра недвижимости Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес изъят>, кадастровый Номер изъят произведенные Дата изъята ; обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об исправлении технической ошибки в сведениях кадастра недвижимости Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес изъят>, кадастровый Номер изъят внесенные Дата изъята

В обоснование административных исковых требований ООО «Чарди» указывает, что ему на праве собственности принадлежат земельные участки:

- категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под эксплуатацию существующих зданий, кадастровый Номер изъят, общая площадь 103,00 кв.м., расположенного по адресу: <адрес изъят>;

- категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под эксплуатацию существующих зданий, кадастровый Номер изъят, общая площадь 73,00 кв.м., расположенного по адресу: <адрес изъят>.

Право собственности на земельный участок с кадастровым номером Номер изъят подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от Дата изъята серии <адрес изъят>, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от Дата изъята Номер изъят

Право собственности на земельный участок с кадастровым номером Номер изъят подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от Дата изъята серии <адрес изъят>, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от Дата изъята Номер изъят

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят определена в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 г. № 239-пп «О внесении изменений в Постановление Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп» и составляет 1 421 705,91 рублей по состоянию на 7 мая 2013 г.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят определена в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 г. № 239-пп «О внесении изменений в Постановление Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп» и составляет 1 007 616,81 рублей по состоянию на 7 мая 2013 г.

В марте 2019 года административным истцом было получено уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, согласно которого 6 марта 2019 г. государственным регистратором было принято решение об исправлении технической ошибки в Едином государственном реестре недвижимости, а именно в кадастровой стоимости земельных участков.

Согласно запрошенной ООО «Чарди» выписки, в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят внесены изменения, в соответствии с которыми кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 7 мая 2013 г. определена в размере 1 421 705,91 рублей, в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят внесены изменения, в соответствии с которыми кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 7 мая 2013 г. определена в размере 1 007 616,81 рублей, административный истец считает свои права нарушенными, так как в соответствии с частью 1 статьи 391 Налогового Кодекса Российской Федерации, ООО «Чарди» является плательщиком земельного налога, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости земельных участков.

Административный истец считает, что в соответствии с положениями Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», исправление описок производится только по решению суда, тем самым полагает, что такое исправление подлежит отмене.

С целью защиты своих нарушенных прав ООО «Чарди» обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными действий по исправлению технической ошибки в сведениях кадастра недвижимости Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков, возложении обязанности по исключению исправленных сведений из Единого государственного реестра недвижимости.

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 20 сентября 2019 г. производство по делу прекращено, по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

ООО «Чарди» просит суд:

признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области по исправлению технической ошибки в сведениях кадастра недвижимости Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес изъят> район, кадастровый Номер изъят произведенные 6 марта 2019 г.;

обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об исправлении технической ошибки в сведениях кадастра недвижимости Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес изъят>, кадастровый Номер изъят внесенные 6 марта 2019 г.;

признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области по исправлению технической ошибки в сведениях кадастра недвижимости Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес изъят>, кадастровый Номер изъят произведенные 6 марта 2019 г.;

обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об исправлении технической ошибки в сведениях кадастра недвижимости Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес изъят>, кадастровый Номер изъят внесенные 6 марта 2019 г.

Административный истец ООО «Чарди», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя, также извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, не направил, о причинах неявки суду, в том числе в связи с отзывом доверенности, выданной Леденцову Д.С., не сообщил, ходатайства о невозможности участия в судебном заседании в следствие ограничительных мер по борьбе с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 до начала рассмотрения дела представителем суду не направлено.

Разрешая вопрос о возможности рассмотрения административного дела в отсутствие административного истца, суд установил, что определением судьи Иркутского областного суда от 27 марта 2020 г. производство по административному делу было приостановлено, в связи с принятием мер по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, данным определением судебное заседание по делу назначено на 4 июня 2020 г.

Направленное по адресу ООО «Чарди», указанному административным истцом в административном исковом заявлении, посредством почтовой связи указанное выше определение и извещение о дате и времени судебного заседания, назначенного на 4 июня 2020 г. на 14.00 ч., не получено, конверт возвращен в суд за истечением срока хранения, представитель ООО «Чарди» Леденцов Д.С., действующий на основании доверенности от 20 декабря 2010 г. (сроком действия 3 года), подписавший административное исковое заявление извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, что подтверждается приобщенным к материалам административного дела уведомлением о вручении Леденцову Д.С. почтового отправления 9 апреля 2020 г., исходя из чего суд приходит к выводу о надлежащем извещении административного истца о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области – Полодухина О.Е., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административных исковых требований, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях.

Представитель административного ответчика Правительства Иркутской области – Перерешко М.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица администрации города Иркутска - Ильина Н.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.

Представители заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Иркутской области – Гончарова Е.В., Зайкова А.Н., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании просили принять по делу законный и обоснованный акт.

Административный ответчик Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв на административное исковое заявление, в котором указывает, что не имеет материально-правового интереса, не заинтересовано в исходе данного административного дела, не нарушало прав, свобод и охраняемых законом интересов административного истца, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Из материалов административного дела следует, что первоначально ООО «Чарди» обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес изъят> о признании незаконными действий по исправлению технической ошибки в сведениях кадастра недвижимости Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество о кадастровой стоимости земельных участков расположенных с кадастровыми номерами Номер изъят.

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 20 сентября 2019 г. производство по арбитражному делу № А-19-14051/2018 прекращено по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при этом арбитражный суд сослался на пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», указав, что данный спор подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции с соблюдением правил о подсудности, установленных пунктом 15 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в порядке и сроки, предусмотренные главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Данное определение Арбитражного суда Иркутской области вступило в законную силу.

Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Кадастровая стоимость также может быть определена в случаях, установленных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, либо установлена путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (статья 3 Закона об оценочной деятельности).

При этом под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия).

С учетом того, что сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости являются сведениями федерального государственного информационного ресурса (государственного кадастра недвижимости), носят общедоступный характер и используются для определения налоговых и иных платежей, утверждаются решением исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или решением органа местного самоуправления, оспаривание сведений о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется по Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации.

Как предусмотрено частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Учитывая указанные выше обстоятельства, разъяснения, приведенные в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», а также то, что административным истцом оспариваются действия административного ответчика по исправлению технической ошибки в сведениях кадастрового учета Единого государственного реестра недвижимости, не связанные с изменениями количественных и качественных характеристик земельных участков, а также не являющиеся исправлением реестровой ошибки по смыслу пункта 3 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а касаются оспаривания пересчета кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят в следствие внесения изменений в нормативный акт Иркутской области об утверждении результатов массовой кадастровой оценки земельных участков на территории Иркутской области, которые привели к отнесению первоначального земельного участка с кадастровым номером Номер изъят из которого в последствие были образованы земельные участки с кадастровыми номерами Номер изъят, к другому виду разрешенного использования для целей оценки кадастровой стоимости и удовлетворение административных исковых требований может привести к изменению кадастровой стоимости этих земельных участков, суд приходит к выводу о подсудности данного дела Иркутскому областному суду, поскольку административным истцом, по существу, оспариваются результаты установления кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят.

Определяя вид судопроизводства, в котором подлежит рассмотрению данный спор, суд исходит из того, что данный спор подлежит рассмотрению по правилам главы 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при этом, так как административным истцом оспариваются действия государственного регистрационного органа, при разрешении дела следует, учитывая пункт 4 статьи 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, применять положения о сроках обращения с такими требованиями в суд, предусмотренные статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, причины его пропуска выясняются в судебном заседании, а выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации должны содержаться в решении суда.

В соответствии частями 1-3 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин. Заявление рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле. С учетом характера и сложности процессуального вопроса суд вправе вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание, известив их о времени и месте его проведения.

Одновременно с подачей заявления о восстановлении пропущенного процессуального срока должно быть совершено необходимое процессуальное действие (поданы жалоба, заявление, представлены документы).

Из административного искового заявления, а также из иных материалов административного дела следует, что административному истцу стало известно в марте 2019 г. о совершении административным ответчиком оспариваемых действий, что подтверждается штампом вх. № 15 от 15 марта 2019 г. на уведомлении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от 6 марта 2019 г. № 17-7219 об исправлении кадастровой ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, которое представлено суду административным истцом при подаче настоящего административного искового заявления (административное исковое заявление л.д. 11, уведомление л.д.19), административный истец обжаловал данные действия в Арбитражный суд Иркутской области (определение о прекращении производства по делу от 20 сентября 2019 г. по арбитражному делу № А-19-14051/2018 л.д. 20-23), в котором административному истцу разъяснена подсудность спора и указано на норму Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о сроках обращения в суд с требованиям об оспаривании действий (решений) государственного органа или должностного лица.

Таким образом, к моменту обращения административного истца с настоящим административным иском через канцелярию Иркутского областного суда, согласно штампу на исковом заявлении вх. № 2-3471 от 26 февраля 2020 г., установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трех месячный срок на обращение в суд для обжалования действий (решения) административного ответчика административным истцом значительно пропущен, заявления или ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока в административном исковом заявлении не содержится и отдельно административным истцом суду не подано, как не представлено доказательств наличия уважительных причин пропуска этого срока.

В ходе рассмотрения административного дела судом установлено, что ООО «Чарди» является собственником земельных участков:

- категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под эксплуатацию существующих зданий, кадастровый Номер изъят, общая площадь 103,00 кв.м., расположенного по адресу: <адрес изъят>;

- категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под эксплуатацию существующих зданий, кадастровый Номер изъят, общая площадь 73,00 кв.м., расположенного по адресу: <адрес изъят>.

Право собственности на земельный участок с кадастровым номером Номер изъят подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от Дата изъята серии <адрес изъят>, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от Дата изъята Номер изъят

Право собственности на земельный участок с кадастровым номером Номер изъят подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 17 ноября 2014 г. серии 38 АЕ № 592498, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от Номер изъят

Земельные участки с кадастровыми номерами Номер изъят были образованы в результате раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 38:36:000034:509 и поставлены на государственный кадастровый учет 7 мая 2013 г.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером Номер изъят, расположенный в Кировском районе г. Иркутска, постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области» (далее - Постановление Правительства Иркутской области № 517-пп), утвердившим кадастровую стоимость земельных участков на территории Иркутской области по состоянию на 1 января 2012 г., отнесен оценщиком, производившим массовую государственную оценку земельных участков на территории Иркутской области к 9 группе видов разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» с удельным показателем кадастровой стоимости 2473,86 руб./кв.м.

В дальнейшем из земельного участка с кадастровым номером 38:36:000034:509 с местоположением: Иркутская область, г. <адрес изъят>, путем его раздела были выделены земельные участки с кадастровыми номерами 38:36:000034:16014 и 38:36:000034:16016, которые поставлены 7 мая 2013 г. на государственный кадастровый учет филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области (далее - Филиал).

В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на 7 мая 2013 г.), Приказом Минэкономразвития РФ от 18.03.2011 № 113 «Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости» (в редакции, действовавшей на 7 мая 2013 г.) кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят при их постановке на кадастровый учет была рассчитана в соответствии с пунктом 2.1.17. Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 12 августа 2006 г. № 222 «Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка», согласно которым в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка, кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.

В соответствии с Приложением № 1 к Постановлению Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 г. № 239-пп «О внесении изменений в Постановление Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп» удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят, как отнесенных к 9 группе видов разрешенного использования, составил 2 473,86 руб./кв.м.

Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят определена по формуле 2 473,86 руб./кв.м. х 103,00 кв.м. и составила 254 807,58 рублей.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят определена по формуле 2 473,86 руб./кв.м. х 73,00 кв.м. и составила 180 591,78 рублей.

Постановлением Правительства Иркутской области от 4 июля 2012 г. № 368-пп проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости и расположенных на территории Иркутской области, поручено министерству имущественных отношений Иркутской области.

29 июля 2016 г. в министерство имущественных отношений Иркутской области поступило обращение Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска об отнесении земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъятНомер изъят к 5 группе видов разрешенного использования, в связи с фактическим использованием под размещение объектов торговли.

12 декабря 2016 г. Правительством Иркутской области было издано Постановление № 781-пп «О внесении изменений в приложение № 1 к Постановлению Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 г. № 239-пп «О внесении изменений в Постановление Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп».

Согласно внесенным изменениям, земельные участки с кадастровыми номерами 38:36:000034:16014, 38:36:000034:16016 были отнесены к 5 группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания) с применением удельного показателя кадастровой стоимости 13 802,97 руб./кв.м.

На основании принятого нормативного правового акта Постановления Правительства Иркутской области от 12 декабря 2016 г. № 781-пп «О внесении изменений в приложение № 1 к Постановлению Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 г. № 239-пп «О внесении изменений в Постановление Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп», государственным регистратором 6 марта 2019 г. в соответствии с частью 2 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» было принято решение об исправлении технических ошибок в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят, которые повлекли пересчет кадастровой стоимости данных земельных участков исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 13 802,97 руб./кв.м. сведения о новой кадастровой стоимости данных земельных участков стали применяться с 27 декабря 2016 г. – даты введения в действие Постановления Правительства Иркутской области от 12 декабря 2016 г. № 781-пп.

Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 12 декабря 2016 г. № 781-пп «О внесении изменений в приложение № 1 к Постановлению Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 г. № 239-пп «О внесении изменений в Постановление Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп» была определена по формуле 13 802,97 руб./кв.м. х 103,00 кв.м. и составила 1 421 705,91 рублей, что подтверждено представленной выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от Дата изъята Номер изъят

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 12 декабря 2016 г. № 781-пп «О внесении изменений в приложение № 1 к Постановлению Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 г. № 239-пп «О внесении изменений в Постановление Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп» была определена по формуле 13 802,97 руб./кв.м. х 73,00 кв.м. и составила 1 007 616,81 рублей, что подтверждено представленной выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от Дата изъята Номер изъят.

Как предусмотрено статьей 24.20 Федерального Закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав.

В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган регистрации прав осуществляет их внесение в Единый государственный реестр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В случае исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.

Как предусмотрено пунктами 1, 2, 4, 5 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Порядок представления и форма заявления об исправлении технической ошибки в записях, а также требования к формату заявления об исправлении технической ошибки в записях в форме электронного документа устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.

Уведомления об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки направляются органом регистрации прав правообладателям в течение трех рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости в форме и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования.

Судом установлено, что административным истцом не оспаривается факт соблюдения административным ответчиком требований Закона «О государственной регистрации недвижимости» о сроках и порядке направления в адрес административного истца уведомления об исправлении оспариваемой технической ошибки в записях кадастрового учета.

Также судом установлено, что исправление технических ошибок в записях о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят не повлекло за собой прекращения, возникновения, перехода зарегистрированного права на эти земельные участки.

Оспаривая действия административного ответчика по исправлению технических ошибок в определении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят административный истец указывает на нарушение порядка, осуществления такого исправления, предусмотренного пунктом 4 Федерального закона от Дата изъята № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которому, такие исправления производится только по решению суда, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости.

Под таким вредом или нарушением своих законных интересов административный истец понимает возникновение начиная с 27 декабря 2016 г. налоговых обязательств по уплате налога на имущество исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 13802,97 руб./кв.м., обусловленного отнесением этих земельных участков к 5 группе видов разрешенного использования в связи с фактическим использованием данных земельных участков под размещение объектов торговли, и возникновение обязанности доплатить налог на имущество за земельные участки, а также возможного применения в отношении административного истца налоговых санкций за неуплату налога в срок в виде штрафов и пени.

Как было указано выше, основанием для исправления технической ошибки о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят явилось принятие нормативного правового акта Постановления Правительства Иркутской области от 12 декабря 2016 г. № 781-пп, которым земельный участок с кадастровым номером Номер изъят509 отнесен к 5 группе видов разрешенного использования с удельным показателем кадастровой стоимости 13802,97 руб./кв.м., данный нормативный правовой акт в этой части на момент рассмотрения настоящего административного дела не отменен и в этой части административным истцом не оспорен.

Произведенный регистратором административного ответчика расчет кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 13802,97 руб./кв.м., установленного Постановления Правительства Иркутской области от 12 декабря 2016 г. № 781-пп, судом проверен и его правильность не вызывает сомнений, а правильность внесения исправленных сведений в Единый государственный реестр недвижимости подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от Дата изъята Номер изъят

Судом установлено, что ООО «Чарди», как собственник земельных участков является плательщиком земельного налога в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Пунктом 5 указанной статьи установлено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В силу пунктов 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей, то есть 7 мая 2013 г. (дата внесения сведений в Единого государственного реестра недвижимости об образовании земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят

Согласно статьей 24.20 Федерального Закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В случае исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.

Таким образом, при исправлении технической ошибки эти сведения действуют с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку, при этом не имеет юридического значения исправлены ли они по решению суда или в ходе исправления технической ошибки регистратора по своей инициативе или по заявлению правообладателя.

Судом установлено, что исправление технических ошибок в кадастровой стоимости принадлежащих административному истцу земельных участков, осуществлено по решению регистратора (работника административного ответчика), форма его решения об исправлении технической ошибки законом не установлена из чего суд приходит к выводу о том, что такое решение может выражаться в волевых действиях регистратора по внесению в Единый государственный реестр недвижимости исправленных сведений, в частности о кадастровой стоимости, взамен ошибочных.

Таким образом, принятие решения регистратором об исправлении технических ошибок в кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 38:36:000034:16014 и 38:36:000034:16016 доказано собранными по делу доказательствами, в том числе, выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от Дата изъята г. № Номер изъят.

Сведения о кадастровом номере исходного земельного участка известны административному истцу из материалов землеустройства при разделе исходного земельного участка и формировании принадлежащих административному истцу земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят а также при подписании Соглашении о разделе земельного участка, находящегося в общей долевой собственности от 16 октября 2014 г., на который имеется ссылка в представленных административным истцом копиях свидетельств о государственной регистрации права от Дата изъята (л.д. 13,14).

Об исправлении ошибки в отнесении исходного земельного участка к 9 группе видов разрешенного использования и отнесения его к 5 группе видов разрешенного использования Постановлением Правительства Иркутской области от 12 декабря 2016 г. № 781-пп административному истцу должно было быть известно с 16 декабря 2016 г. - момента официального опубликования этого нормативного правового акта на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru. Кроме того, указанное постановление Правительства Иркутской области было опубликовано в официальном печатном издании нормативных актов Правительства Иркутской области - общественно-политической газете «Областная», Номер изъят 23.12.2016.

В соответствии с пунктом 1 стать 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Являясь налогоплательщиком земельного налога, административный истец должен был знать, о том, что по внесении в Единый государственный реестр недвижимости исправленных Постановлением Правительства Иркутской области от 12 декабря 2016 г. № 781-пп сведений о виде разрешенного использования исходного земельного участка с кадастровым номером Номер изъят будет изменена в соответствии с измененным видом разрешенного использования и кадастровая стоимость принадлежащих ему земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят, что может повлечь для него необходимость доплаты ранее уплаченного земельного налога, а при наличии его вины в такой недоплате на него налоговым органом может быть возложена обязанность по уплате пени и штрафа за несвоевременную уплату этого налога, так как в силу положений 24.20 Федерального Закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» такие исправления для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации начинают действовать с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.

При указанных выше обстоятельствах у регистратора, принявшего решение об исправлении технических ошибок в определении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят, отсутствовали основания полагать, что исправление этих технических ошибок в записях Единого государственного реестра недвижимости может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на эти записи, а, следовательно, действие (решение) регистратора осуществить исправление данных технических ошибок на основании своего решения без обращения в суд, является правомерным, так как не причиняет вреда административному истцу и не нарушает его законных интересов.

Кроме того, из материалов дела следует, что после исправления оспариваемых технических ошибок в записи Единого государственного реестра недвижимости, налоговым органом в отношении ООО «Чарди» Дата изъята была проведена камеральная налоговая проверка, согласно результатам которой (акт налоговой проверки Номер изъят) была выявлена неуплата ООО «Чарди» налогов за земельные участки с кадастровыми номерами Номер изъят. По результатам проведенной проверки административному истцу было предложено доплатить недостающую сумму налога, которую он обязан уплачивать в соответствии с законом, в свою очередь пени на неуплаченную сумму налога начислены не были, что указывает на отсутствие причинения административному истцу какого-либо вреда или нарушения каких-либо законных интересов.

Оценивая собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для отказа в удовлетворении административных исковых требований ООО «Чарди» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии», в лице филиала по Иркутской области, Правительству Иркутской области по настоящему административному делу, кроме того, административным истцом по требованиям о признании не действительным решения об исправлении технических ошибок в сведениях в ЕГРН о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят пропущен трехмесячный срок для обращения в суд с данным требованием, установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Вместе с тем, ООО «Чарди» не лишено права обратиться в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков в порядке главы 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 178-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Чарди» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии», в лице филиала по Иркутской области, Правительству Иркутской области:

- о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области по исправлению технической ошибки в сведениях кадастра недвижимости Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес изъят>, кадастровый Номер изъят произведенные 6 марта 2019 г.,

- об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об исправлении технической ошибки в сведениях кадастра недвижимости Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, город Иркутск, Кировский район, кадастровый номер Номер изъят внесенные 6 марта 2019 г.;

- о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области по исправлению технической ошибки в сведениях кадастра недвижимости Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес изъят>, кадастровый Номер изъят произведенные 6 марта 2019 г.;

- об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об исправлении технической ошибки в сведениях кадастра недвижимости Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес изъят>, кадастровый Номер изъят внесенные 6 марта 2019 г. – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Иркутский областной суд.

Председательствующий судья А.С. Папуша

Мотивированное решение изготовлено Дата изъята