ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-150/20 от 09.02.2021 Белгородского областного суда (Белгородская область)

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

дело №3а-23/2021

(3а-150/2020)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Белгород 9 февраля 2021 г.

Белгородский областной суд в составе

судьи Каюкова Д.В.

с ведением протокола секретарём Пановой Н.А., помощником судьи Савельевой А.В.

с участием представителей административного истца – Терещенко Е.В., административного ответчика – Зиминой М.Г., Калюжной А.О., прокурора – Бригадиной В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Карницкой О.Г. о признании постановлений Правительства Белгородской области от 18 ноября 2019 г. №483-пп и от 16 декабря 2019 г. №555-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Белгородской области от 10 июня 2019 г. №248-пп» не действующими в части,

установил:

Карницкая О.Г. является собственником квартиры в многоквартирном доме <адрес> (кадастровый , право зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ).

Распоряжением Администрации Новооскольского городского округа от 28 марта 2019 г. №425-р многоквартирный дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением Правительства Белгородской области от 10 июня 2019 г. №248-пп утверждена адресная программа Белгородской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 г., в которую включён указанный дом с планируемой датой окончания переселения его жителей – 31 декабря 2021 г.

Постановлением Правительства Белгородской области от 18 ноября 2019 г. №483-пп внесены изменения в постановление Правительства Белгородской области от 10 июня 2019 г. №248-пп, вследствие которых определена планируемая дата окончания переселения жителей этого дома – 31 декабря 2023 г.

Постановлением Правительства Белгородской области от 16 декабря 2019 г. №555-пп внесены изменения в постановление Правительства Белгородской области от 10 июня 2019 г. №248-пп, вследствие которых определена планируемая дата окончания переселения жителей этого дома – 31 декабря 2024 г.

Дело возбуждено по административному иску Карницкой О.Г., поданному 12 ноября 2020 г. и уточнённому впоследствии, в котором административный истец, ссылаясь на приведенные выше обстоятельства, осуществление изменений планируемой даты окончания переселения жителей дома <адрес> без учёта норм ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 2, ч. 2.2 ст. 16, ст. 20.15 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», требовала признать постановления Правительства Белгородской области от 18 ноября 2019 г. №483-пп, от 16 декабря 2019 г. №555-пп со дня их принятия не действующими в части планируемой даты окончания переселения жителей указанного дома – 31 декабря 2023 г. и 31 декабря 2024 г. соответственно.

В судебное заседание административный истец, извещённая надлежащим образом, не явилась. Её представитель поддержал заявленные требования по изложенным основаниям.

Представители Правительства Белгородской области (административный ответчик) просили отказать в удовлетворении административного иска, полагали, что постановления правительства Белгородской области в оспариваемой части соответствуют закону и не нарушают прав административного истца.

Заместитель начальника отдела прокуратуры Белгородской области (прокурор) полагала возможным удовлетворить требования административного истца, признать нормативно-правовые акты со дня вступления решения суда в законную силу не действующими в оспариваемой части.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему решению.

Каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (ч.ч. 1, 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации).

Жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции).

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (ч.ч. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов осуществления контроля за обеспечением надлежащего технического состояния жилых помещений. По этим вопросам органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации (пп. 14.3 п. 2, п. 3.1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Государственные программы субъекта Российской Федерации утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Сроки реализации государственных программ субъекта Российской Федерации определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в устанавливаемом им порядке. Порядок принятия решений о разработке государственных программ субъекта Российской Федерации, формирования и реализации указанных программ устанавливается нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, далее – БК Российской Федерации).

Постановлением Правительства Белгородской области от 27 мая 2013 г. №202-пп утверждён порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Белгородской области (далее – Порядок реализации государственных программ Белгородской области), из которого следует, что государственная программа Белгородской области может состоять из подпрограмм, подпрограмма – из основных мероприятий, направленных на решение одной из задач подпрограммы. Реализация государственной программы Белгородской области осуществляется в соответствии с планом реализации - детализированным перечнем основных мероприятий, включающим мероприятия с указанием сроков их выполнения. Внесение изменений и дополнений в государственные программы (подпрограммы) Белгородской области осуществляется в случаях и порядке, предусмотренных п.п. 5.3–5.6 Порядка реализации государственных программ Белгородской области.

В бюджете субъекта Российской Федерации могут предусматриваться бюджетные ассигнования на реализацию ведомственных целевых программ, разработка, утверждение и реализация которых осуществляются в порядке, установленном высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ст. 179.3 БК Российской Федерации).

Постановлением Правительства Белгородской области от 24 февраля 2014 г. №56-пп утверждён порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ Белгородской области (далее – Порядок реализации ведомственных целевых программ Белгородской области), согласно которому под ведомственной целевой программой Белгородской области понимается документ, содержащий комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на решение конкретной задачи и реализацию основного мероприятия подпрограммы государственной программы Белгородской области. В таком документе определяются и обосновываются конкретные сроки реализации ведомственной программы, при необходимости сроки реализации разбиваются на этапы реализации ведомственной программы (п.п. 1.2, 2.2.2). Основаниями для внесения предложений об изменении, приостановлении или досрочном прекращении ведомственной программы могут являться: досрочное выполнение ведомственной программы; внесение изменений в соответствующую государственную программу Белгородской области; установление в ходе ежеквартального либо ежегодного мониторинга невозможности достижения целевых индикаторов реализации ведомственной программы без внесения изменений в ведомственную программу (п. 6.1).

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты (п. 1 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, далее – КАС Российской Федерации).

Судом установлены следующие обстоятельства.

Свидетельством о государственной регистрации права, выданным ДД.ММ.ГГГГ, подтверждено, что административный истец является собственником квартиры общей площадью <данные изъяты> м2 в доме <адрес>.

Постановлением Правительства Белгородской области от 28 октября 2013 г. №441-пп утверждена государственная программа Белгородской области «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами жителей Белгородской области», реализация которой осуществляется в два этапа: I этап - 2014-2020 гг., II этап - 2021-2025 гг.

В её состав входит подпрограмма №1 «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Белгородской области», одной из задач которой является обеспечение ликвидации аварийного и ветхого жилья и переселение граждан. В рамках решения этой задачи предусмотрено основное мероприятие №1.14 «Обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда». Реализация подпрограммы рассчитана на 2014-2025 гг.

В целях реализации указанного основного мероприятия постановлением Правительства Белгородской области от 10 июня 2019 г. №248-пп утверждена адресная программа Белгородской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 г. (далее – Адресная программа переселения), осуществление которой планируется за счёт средств областного бюджета в три этапа: I этап - 2019-2020 гг., II этап - 2020-2021 гг., III этап - 2021-2022 гг. Дом <адрес>, признанный 28 марта 2019 г. аварийным, включён во II этап Адресной программы переселения с планируемой датой окончания переселения его жителей 31 декабря 2021 г. (п. 18 перечня многоквартирных домов, приложение №2).

Постановление Правительства Белгородской области от 10 июня 2019 г. №248-пп опубликовано 11 июня 2019 г. на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru и вступило в силу со дня его официального опубликования.

Постановлением Правительства Белгородской области от 18 ноября 2019 г. №483-пп внесены изменения в постановление Правительства Белгородской области от 10 июня 2019 г. №248-пп, вследствие которых к Адресной программе переселения добавлен IV этап (2022-2023 гг.), дом <адрес> включён в этот этап с планируемой датой окончания переселения его жителей 31 декабря 2023 г. (п. 42 перечня многоквартирных домов, приложение №2).

Постановление Правительства Белгородской области от 18 ноября 2019 г. №483-пп опубликовано 19 ноября 2019 г. в том же источнике и вступило в силу со дня его официального опубликования.

Постановлением Правительства Белгородской области от 16 декабря 2019 г. №555-пп внесены изменения в постановление Правительства Белгородской области от 10 июня 2019 г. №248-пп, вследствие которых к Адресной программе переселения добавлен V этап (2023-2024 гг.), дом <адрес> включён в этот этап с планируемой датой окончания переселения его жителей 31 декабря 2024 г. (п. 41 перечня многоквартирных домов, приложение №2).

Постановление Правительства Белгородской области от 16 декабря 2019 г. №555-пп опубликовано 18 декабря 2019 г. в том же источнике и вступило в силу со дня его официального опубликования.

Поскольку административный истец оспаривает положения нормативных правовых актов, которыми вносятся изменения в постановление Правительства Белгородской области от 10 июня 2019 г. №248-пп (основные нормативные положения), и не оспаривает основные нормативные положения, суд проверяет только законность постановлений Правительства Белгородской области от 18 ноября 2019 г. №483-пп, от 16 декабря 2019 г. №555-пп в оспариваемой части (п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).

Суд признаёт оспариваемые нормативные правовые акты принятыми в пределах полномочий Правительства Белгородской области с соблюдением регламента, утверждённого постановлением Правительства Белгородской области от 12 марта 2004 г. №1-пп, требований законодательства к форме и виду нормативного правового акта, правил введения их в действие (ст. 35, 36, 42, 44 закона Белгородской области от 31 декабря 2003 г. №108 «Устав Белгородской области»). По этим основаниям постановления административным истцом не оспаривались.

Выписками из протоколов от 18 ноября 2019 г. №39, от 16 декабря 2019 г. №42 подтверждено, что на заседании Правительства Белгородской области присутствовало более половины общего числа его членов, решения о принятии проектов изменений в постановление Правительства Белгородской области от 10 июня 2019 г. №248-пп приняты путём голосования единогласно.

Вместе с тем, суд приходит к выводу, что постановления в оспариваемой части приняты без соблюдения всех требований нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру их принятия, не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права административного истца.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном нормами ст. 32 ЖК Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в этом доме путём выкупа. Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачётом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК Российской Федерации).

Включение дома в Адресную программу переселения, как следует из её целей и содержания, влечёт возникновение у собственника жилого помещения в таком доме права выбора способа обеспечения жилищных прав - путём выкупа его жилого помещения или предоставления другого жилого помещения, а, следовательно, расширяет объём жилищных прав собственника помещения при переселении из аварийного жилищного фонда по сравнению с нормами ч. 8 ст. 32 ЖК Российской Федерации.

Право на предоставление другого жилого помещения взамен изымаемого обусловлено порядком и сроками его реализации, предусмотренными в соответствующей адресной программе переселения. С учётом этого определяются объёмы и сроки финансирования мероприятий по переселению, позволяющие обеспечить реализацию права собственников на получение взамен изымаемых других жилых помещений путём строительства жилых домов и приобретения готовых жилых помещений.

Собственники жилых помещений, избравшие способ обеспечения жилищных прав путём предоставления других жилых помещений, могут его реализовать в установленном адресной программой переселения порядке и в предусмотренные определённым этапом этой программы сроки.

Как усматривается из содержания Адресной программы переселения (приложение №4) жители дома <адрес> выбрали способ обеспечения своих жилищных прав путём предоставления других жилых помещений.

Поскольку упомянутый дом изначально был включён во II этап Адресной программы переселения с планируемой датой окончания переселения его жителей 31 декабря 2021 г., то именно в указанный срок жилые помещения должны быть предоставлены его жителям, в том числе административному истцу.

Изменение планируемой даты окончания переселения допускается приведенными выше нормами федерального и регионального законодательства, в том числе постановлением Правительства Белгородской области от 10 июня 2019 г. №248-пп, в предусмотренных случаях и порядке.

В частности, Адресной программой переселения в изначальной редакции (раздел 5) было предусмотрено, что она может при необходимости корректироваться. Орган местного самоуправления муниципального района (городского округа) в случае возникновения необходимости внесения изменений в Адресную программу переселения направляет в адрес Департамента жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области письмо с указанием причины корректировки с приложением уточнённого реестра аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми после 1 января 2017 г., и уточнённой поквартирной информацией. Указанное письмо и приложения к нему направляются за подписью главы муниципального района (городского округа). Департамент жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области рассматривает предоставленные документы и, в случае принятия решения о возможности и целесообразности внесения изменений в Адресную программу переселения, подготавливает проект внесения изменений.

Адресной программой переселения в редакции 18 ноября 2019 г. (раздел 5) также было предусмотрено, что она может при необходимости корректироваться. Внесение в неё изменений осуществляется в соответствии с порядком взаимодействия между Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области и органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) (приложение №6 к Адресной программе переселения). Согласно этому порядку (п.п. 4.1-4.2) орган местного самоуправления муниципального района (городского округа) направляет в адрес Департамента жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области заявку с сопроводительным письмом с указанием причины корректировки с приложением в зависимости от необходимых изменений, уточнённого реестра аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми после 1 января 2017 г., уточнённой поквартирной информации, соглашения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд с указанием выбранного способа переселения, отчёта об оценке рыночной стоимости изымаемого жилого помещения, актуального предварительного соглашения, заключённого между администрацией муниципального образования и собственником изымаемого жилого помещения, с указанием выбранного способа переселения. Вышеуказанная корректировка, за исключением корректировки количества проживающих в изымаемом жилом помещении, возможна до начала Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области закупочных процедур, проводимых в соответствии с требованиями Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с целью приобретения жилых помещений на соответствующий этап реализации Адресной программы переселения. Департамент жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области рассматривает заявку и представленные документы и подготавливает проект внесения изменений в Адресную программу переселения.

При реализации Адресной программы переселения учитывается следующая последовательность переселения: в первую очередь - из признанных аварийными многоквартирных домов, для собственников помещений в которых истёк установленный разумный срок сноса таких домов силами собственников, а также аварийных многоквартирных домов, в которых все жилые и нежилые помещения находятся в муниципальной собственности; во вторую очередь - из многоквартирных домов, где всеми собственниками жилых помещений выбраны конкретные варианты переселения, взяты обязательства в письменной форме о реализации конкретного варианта переселения и согласованы с органами местного самоуправления условия изъятия жилых помещений; в третью очередь - из многоквартирных домов, в которых общие собрания собственников помещений приняли единогласное решение об участии в областной программе переселения граждан, но для которых не истёк установленный разумный срок для сноса аварийных многоквартирных домов силами собственников. При определении очерёдности расселения учитывается год признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а также наличие угрозы обрушения или наличие вступившего в законную силу решения суда. Приоритет отдаётся тем муниципальным образованиям, которые проработали вопрос и оценили состояние рынка жилья для принятия решения о целесообразности строительства жилых помещений, либо о приобретении жилых помещений у застройщика, либо на вторичном рынке жилья, оценили степень готовности земельных участков для строительства жилья, наличие свободного муниципального жилищного фонда, возможность формирования территорий под развитие. При определении очерёдности расселения также учитывается наличие необходимой инфраструктуры (раздел 3 Адресной программы переселения).

При анализе перечня многоквартирных домов (приложение №2 Адресной программы переселения) усматривается, что постановлением Правительства Белгородской области от 18 ноября 2019 г. №483-пп в перечень внесены, в частности, следующие изменения:

включён дом <адрес> (признан аварийным 21 мая 2019 г.) с планируемой датой окончания переселения его жителей 31 декабря 2021 г. (II этап переселения);

включены дом <адрес>, дом <адрес>, дом <адрес> (признаны аварийными 8 июля 2019 г.) с планируемой датой окончания переселения их жителей 31 декабря 2021 г. (II этап переселения);

включён дом <адрес> (признан аварийным 27 сентября 2019 г.) с планируемой датой окончания переселения его жителей 31 декабря 2021 г. (II этап переселения);

изменена планируемая дата окончания переселения жителей дома <адрес> (признан аварийным 26 февраля 2019 г.) с 31 декабря 2021 г. (II этап переселения) на 31 декабря 2020 г. (I этап переселения);

изменены планируемые даты окончания переселения жителей дома <адрес>, дома <адрес> (признаны аварийными 29 декабря 2018 г.), дома <адрес> (признан аварийным 2 апреля 2019 г.) в <данные изъяты> районе с 31 декабря 2022 г. (III этап переселения) на 31 декабря 2021 г. (II этап переселения).

Постановлением Правительства Белгородской области от 16 декабря 2019 г. №555-пп в перечень многоквартирных домов (приложение №2 Адресной программы переселения) включён дом <адрес> (признан аварийным 5 декабря 2019 г.) с планируемой датой окончания переселения его жителей 31 декабря 2021 г. (II этап переселения). При этом приведенные выше изменения, внесённые 18 ноября 2019 г., были сохранены.

Как следует из объяснений представителей административного ответчика, изменение планируемой даты окончания переселения жителей дома <адрес> было обусловлено указанными выше изменениями, наличием у отдельных муниципальных образований возможности осуществить переселение жителей домов в более ранние сроки, недостаточным объёмом бюджетного финансирования переселения, недостоверной информацией органов местного самоуправления о площади жилых помещений.

В обоснование приведенных изменений административным ответчиком представлены следующие доказательства:

письмо Администрации <данные изъяты> района от 16 мая 2019 г. с просьбой включить в Адресную программу переселения дом <адрес>, который пострадал от пожара;

письмо Администрации <данные изъяты> округа от 18 сентября 2019 г. с просьбой перенести срок переселения жителей дома <адрес> на более ранний в связи с угрозой обрушения дома;

письмо Администрации <данные изъяты> района от 18 октября 2019 г. с просьбой перенести срок переселения жителей дома <адрес>, дома <адрес>, дома <адрес> на более ранний в связи с угрозой обрушения домов;

решение внеочередного заседания Комиссии по предупреждению ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности <данные изъяты> городского округа от 5 декабря 2019 г., согласно которому дом <адрес> был разрушен вследствие взрыва газо-воздушной смеси.

Доказательства, обосновывающие планируемую дату (31 декабря 2021 г.) окончания переселения жителей дома <адрес>, дома <адрес>, дома <адрес>, дома <адрес>, признанных аварийными после признания таковым дома <адрес>, не предъявлены.

Между тем, как усматривалось из объяснений представителей административного ответчика, включение этих домов в Адресную программу переселения повлияло на определение планируемой даты окончания переселения жителей дома <адрес>. При этом административным ответчиком не отрицалось, что дата признания многоквартирных домов аварийными, имеет первостепенное значение для формирования очерёдности реализации Адресной программы переселения в случае отсутствия обстоятельств, предусмотренных разделом 3 Адресной программы переселения.

Кроме документально подтверждённых другие обстоятельства, предусмотренные разделом 3 Адресной программы переселения, а также п. 6.1 Порядка реализации ведомственных целевых программ Белгородской области, иными нормами федерального или регионального законодательства, которые бы могли повлечь изменение планируемой даты окончания переселения жителей дома <адрес>, не установлены и не подтверждены доказательствами.

Суд также отмечает, что изначально переселение жителей указанного дома и 9-ти других многоквартирных домов <данные изъяты> городского округа, признанных аварийными 28 марта 2019 г., планировалось осуществить 31 декабря 2021 г. (II этап).

После изменений 18 ноября 2019 г. переселение жителей этих домов разделено на несколько этапов (II этап – 4 дома, III этап – 3 дома, IV этап - 3 дома, в том числе дом административного истца). После изменений 16 декабря 2019 г. переселение жителей домов <данные изъяты> городского округа также разделено на несколько этапов (III этап – 3 дома, V этап – 6 домов, в том числе дом административного истца).

Какого-либо убедительного обоснования и доказательств, подтверждающих наличие у других домов <данные изъяты> городского округа, включённых в Адресную программу переселения, приоритета по срокам переселения относительно дома <адрес>, административным ответчиком не представлено.

В то же время, планируемая дата окончания переселения жителей многоквартирных домов, расположенных в <данные изъяты> городском округе и признанных аварийными 2 апреля 2019 г., то есть после дома <адрес>, несмотря на внесённые в Адресную программу изменения, оставалась прежней (31 декабря 2022 г.).

Довод административного ответчика о недостаточном финансировании Адресной программы переселения не может повлечь вывода о законности постановлений в оспариваемой части.

Как следует из объяснений представителей административного ответчика и содержания Адресной программы переселения, изменение объёма её финансирования было вызвано в том числе включением во II этап Адресной программы переселения дома <адрес>, дома <адрес>, дома <адрес>, дома <адрес>. Учитывая отсутствие подтверждённого обоснования определения даты окончания переселения их жителей ранее жителей дома <адрес> и объём финансирования Адресной программы переселения, в том числе II этапа, суд признаёт заявленный довод неубедительным.

Ссылка административного ответчика на предоставление органами местного самоуправления недостоверной информации о площади жилых помещений также не может свидетельствовать о законности постановлений в оспариваемой части.

Согласно разделу 3 Адресной программы переселения Департамент жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области обеспечивает проверку достоверности представленных муниципальными образованиями сведений об аварийном жилищном фонде путём проведения выборочной выездной проверки аварийных многоквартирных домов, сведения о которых представлены, а также проверки документов, на основании которых было принято решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Следовательно, информация о площади жилых помещений могла и должна была заблаговременно проверяться уполномоченным органом перед утверждением Адресной программы переселения и вносимых в неё изменений.

При установленных обстоятельствах суд признаёт изменения планируемой даты окончания переселения жителей дома <адрес> с 31 декабря 2021 г. на 31 декабря 2023 г., а затем на 31 декабря 2024 г. произвольными и нарушающими жилищные права административного истца, а постановления Правительства Белгородской области от 18 ноября 2019 г. №483-пп, от 16 декабря 2019 г. №555-пп в этой части – не соответствующими приведенным выше нормам Конституции Российской Федерации и федеральных законов.

В таком случае административный иск подлежит удовлетворению.

Наряду с этим, суд полагает, что нормы Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», на которые ссылается административный истец, не подлежат применению в настоящем деле, поскольку в период утверждения и изменений Адресной программы переселения названный Федеральный закон предусматривал требования к региональной адресной программе по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 г. аварийными и подлежащими сносу.

Нормы ст. 20.15 названного Федерального закона, предусматривающие требования к региональной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 г., введены Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. №473-ФЗ и вступили в силу с 28 декабря 2019 г.

Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу (п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. №50).

Изменения, внесённые постановлениями Правительства Белгородской области от 18 ноября 2019 г. №483-пп, от 16 декабря 2019 г. №555-пп в Адресную программу переселения (в том числе, включение новых домов), свидетельствовали о реализации жилищных прав граждан. Следовательно, суд признаёт постановления не действующими в оспариваемой части со дня вступления решения суда в законную силу.

Оснований для иных выводов по существу спора суд не усматривает.

Руководствуясь ст. 215 КАС Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Карницкой О.Г. удовлетворить.

Признать постановление Правительства Белгородской области от 16 декабря 2019 г. №555-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Белгородской области от 10 июня 2019 г. №248-пп» со дня вступления решения суда в законную силу не действующим в части планируемой даты окончания переселения жителей из дома <адрес> – 31 декабря 2024 г.

Признать постановление Правительства Белгородской области от 18 ноября 2019 г. №483-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Белгородской области от 10 июня 2019 г. №248-пп» со дня вступления решения суда в законную силу не действующим в части планируемой даты окончания переселения жителей из дома <адрес> – 31 декабря 2023 г.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в официальном источнике, в котором были опубликованы оспоренные нормативные правовые акты.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи через Белгородский областной суд апелляционной жалобы (представления) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Д.В. Каюков

Мотивированное решение изготовлено 24 февраля 2021 г.

Решение25.02.2021