ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-150/20 от 16.08.2021 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)

                                                                                                                      Дело № 3а-150/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Кезиной О.А.,

с участием прокурора Холодилиной Ю.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному  исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЭКО-Нефть о признании недействующим  приказа  Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 21 июля 2007 года № 102 «О государственном регулировании тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях», в редакции приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 3 июня 2021 года № 55-П «О внесении изменений в приказ Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 21 июня 2007 года № 102»,

у с т а н о в и л :

Пунктом 1 приказа установлено ввести, начиная с 2008 года, регулирование тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций  федерального железнодорожного транспорта, путем установления договорных цен (тарифов) с потребителями услуг с рентабельностью не более 15 %.

Текст приказа опубликован  27 июня 2007 года в газете «Ульяновская правда» № 51 (22.598).

Текст приказа  был опубликован 3 июня 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/.

Общество с ограниченной ответственностью «ЭКО-Нефть» (далее также общество, административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа  Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 21 июля 2007 года № 102 «О государственном регулировании тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях» и возложении на Министерство обязанность по изданию заменяющего нормативного акта.

В обоснование заявленных требований указало на то, что указанный приказ  не соответствует Постановлению Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», Методическим рекомендациям по формированию тарифов и сборов на работы и услуги, выполняемые организациями и предприятиями промышленного железнодорожного транспорта, утвержденным распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 20 декабря 2001 года № АН-104-р, поскольку он в нарушение положений указанных нормативных правовых актов фактически не устанавливает и не вводит в действие тарифа на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях необщего пользования, для АО «ВолгаУралТранс» на установленный законодательством период времени в твердом цифровом эквиваленте.

Кроме того,  АО «ВолгаУралТранс» занимает доминирующее положение на рынке услуг по подаче и уборке вагонов по отношению к ООО «ЭКО-Нефть». В соответствии с  абзацем третьим пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Федеральным законом «О  естественных монополиях», Федеральным законом «О защите конкуренции», Положением о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденным  Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 года № 643,  тарифы на транспортные услуги, оказываемые на железнодорожных путях необщего пользования, подлежат государственному регулированию.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено акционерное общество «Волжско-Уральская транспортная компания» (далее – АО «ВолгаУралТранс»)

В судебном заседании представители административного истца ООО «ЭКО-Нефть» ФИО1, ФИО2 заявленные требования поддержали по изложенным в административном иске доводам.

Представитель Агентства по регулированию цен и тарифов  Ульяновской области ФИО3 просила в удовлетворении административного иска отказать, поскольку оспариваемый приказ был принят Комитетом  по регулированию цен и тарифов Ульяновской области в соответствии с наделенными полномочиями, с соблюдением установленных законом процедур принятия и опубликования. Приказ, определяющий государственное регулирование  тарифов на транспортные услуги, оказываемые организациями промышленного железнодорожного транспорта на подъездных железнодорожных путях, путем установления договорных цен (тарифов) с потребителями услуг с рентабельностью не более 15%, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и прав административного истца не нарушает.

Представитель заинтересованного лица АО «ВолгаУралТранс» ФИО4 в судебном заседании пояснил, что считает административный иск ООО «ЭКО-Нефть» не подлежащим удовлетворению, поскольку оспариваемый приказ принят уполномоченным органом и соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Холодилиной Ю.О., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно подпункту 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1, 2 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее – Закон о железнодорожном транспорте) железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования (работы на железнодорожных путях общего пользования), железнодорожного транспорта необщего пользования (работы на железнодорожных путях), а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.

Под железнодорожными путями необщего пользования понимаются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года № 221 постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

В соответствии с названным Перечнем государственному регулированию подлежат транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

При этом государственное регулирование цен (тарифов) может осуществляться путем установления как фиксированных, так и предельных цен на соответствующие услуги (пункт 7).

Комитетом по регулированию  цен и тарифов Ульяновской области (далее также Комитет) принят 21 июня 2007 года приказ № 102 «О государственном регулировании тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях».

Пунктом 1 приказа  предусмотрено в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», Постановлением  Правительства Ульяновской области от 20 сентября 2005 года № 5/130 «Об утверждении Положения о Комитете по регулированию цен и тарифов Ульяновской области» ввести, начиная с 2008 года, регулирование тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций  федерального железнодорожного транспорта, путем установления договорных цен (тарифов) с потребителями услуг с рентабельностью не более 15 %.

Пунктом 2 приказа оговорено, что организации промышленного железнодорожного транспорта и другие хозяйствующие субъекты независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, оказывающие транспортные услуги на подъездных железнодорожных путях:

Текст приказа опубликован  27 июня 2007 года в газете «Ульяновская правда» № 51 (22.598).

Текст приказа  был опубликован 3 июня 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/, номер опубликования: 7301202106030004.

Статьей 3 Закона Ульяновской области от  30 декабря 2005 года № 158-ЗО «О системе исполнительных органов государственной власти Ульяновской области» в редакции, действовавшей на момент принятия приказа от 21 июня 2007 года № 102, пунктом 1.2 Положения о Комитете по регулированию цен и тарифов Ульяновской области (далее – Комитет по тарифам), утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 20 сентября 2005 года № 5/130,  Комитет по тарифам является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным осуществлять установление цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта (п. 3.15 Положения).

Указом Губернатора Ульяновской области от 13 марта 2020 года № 20 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области» постановлено создать с 1 апреля 2020 года Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, передав ему функции Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области в сферах установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1.1 Положения об Агентстве по регулированию цен и тарифов Ульяновской области (далее – Агентство по тарифам), утвержденного постановлением Правительства  Ульяновской области от 26 марта 2020 года № 6/138-П, Агентство по тарифам является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, устанавливающим подлежащие государственному регулированию  цены (тарифы) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также осуществляющим региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов). Подпунктом 107 пункта 2.1 Положения  предусмотрено, что Агентство по тарифам устанавливает цены (тарифы) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 года №136-ЗО «О порядке опубликования и вступления в силу  нормативных правовых актов Ульяновской области», в редакции, действовавшей на момент принятия приказа от 21 июня 2007 года № 102, официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считается первая публикация их полного текста в газетах "Народная газета" или "Ульяновская правда".

Данная норма в ныне действующей редакции предусматривает, что официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считается первая публикация их полного текста в газетах «Народная газета», «Ульяновская правда» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Согласно пункту 1.3 Порядка подготовки и издания правовых актов исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 12 июля 2013 года № 288-П, правовые акты исполнительных органов, имеющие нормативный характер, издаются в форме приказов.

Изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт государственного органа исполнительной власти Ульяновской области принят уполномоченным органом, в пределах предоставленных полномочий, в надлежащей форме, с соблюдением предусмотренного законодательством области порядка официального опубликования.

Давая оценку  содержанию оспариваемого приказа в части правомерности установления предусмотренного в нем государственного тарифного регулирования, суд принимает во внимание следующее.

В силу положений пункта 1 статьи 8 Закона о железнодорожном транспорте тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от  17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 4  Закона о естественных монополиях содержит перечень видов деятельности субъектов естественных монополий, согласно которому железнодорожные перевозки отнесены к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) необходимым условием является установление факта занятия хозяйствующим субъектом доминирующего положения и наступления (возможности наступления) определенных в этой норме последствий.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или)  затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В статье 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации под местами необщего пользования понимаются железнодорожные пути необщего пользования, крытые и открытые склады, а также участки, расположенные на территории железнодорожной станции, не принадлежащие владельцу инфраструктуры или сданные им в аренду и используемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке грузов, в том числе контейнеров, определенных  пользователей услугами железнодорожного транспорта.

Системный анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что транспортная услуга эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования, услуга по подаче и уборке вагонов, оказываемая обществом  на законном основании является услугой, находящейся в состоянии естественной монополии. При этом в силу закона тарифы на транспортные услуги, оказываемые на путях необщего  пользования, подлежат государственному регулированию, независимо от того обладает ли общество, то есть субъект регулируемой деятельности, статусом естественной монополии.

Административный истец ООО «ЭКО-Нефть» является владельцем железнодорожного пути необщего пользования, расположенного по адресу: <...>. АО «ВолгаУралТранс» является собственником железнодорожных путей длиной 6728,88 п.м и  железнодорожных путей длиной 3439,4 п.м, расположенных по адресу: <...>, которые также являются железнодорожными путями необщего пользования. Также АО «ВолгаУралТранс» располагает собственными локомотивами, обеспечивающими маневровые работы, подачу и уборку вагонов ООО «ЭКО-Нефть» и других контрагентов.

Железнодорожные пути необщего пользования ООО «ЭКО-Нефть» примыкают  к  железнодорожным  путям  необщего  пользования  АО «ВолгаУралТранс», которые, в свою очередь примыкают к путям общего пользования станции Ульяновск Куйбышевской железной дороги.

Между АО «ВолгаУралТранс» (исполнитель) и ООО «ЭКО-Нефть» (заказчик) был заключен договор оказания услуг № 7205 от 9 ноября 2015 года, согласно которому исполнитель оказывает услуги по организации перевозок, а именно услуги по подаче и уборке вагонов на подъездные пути № 1 и № 54 ООО «ЭКО-Нефть», маневровый район «Промышленная». Вагоны подаются со станции «Ульяновск-3» КБШЖД локомотивом АО «ВолгаУралТранс».

Железнодорожные пути ООО «ЭКО-Нефть» непосредственного примыкания к путям общего пользования ОАО «РЖД» не имеют. Вагоны поставляются со станции «Ульяновск-3» через пути необщего пользования АО «ВолгаУралТранс». Других подъездных путей к местам выгрузки и погрузки вагонов у ООО «ЭКО-Нефть» не имеется.

Исходя из этого следует, что  ООО «ЭКО-Нефть»  приобрести услуги по подаче и уборке вагонов, прибывших в адрес ООО «ЭКО-Нефть»  на станцию «Ульяновск-3», до мест погрузки-выгрузки, у других хозяйствующих субъектов, помимо АО «ВолгаУралТранс» - собственника путей, возможности не имеет.

Таким образом, АО «ВолгаУралТранс» занимает доминирующее положение на рынке услуг по подаче и уборке вагонов по отношении к ООО «ЭКО-Нефть», то есть является субъектом естественных монополий.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона «О естественных монополиях» органы регулирования определяют методы регулирования, предусмотренные настоящим Федеральным законом, применительно к конкретному субъекту естественной монополии. При этом ценовое регулирование осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня (статья 6).

Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 20 декабря 2001 года № АН-104-р утверждены Методические рекомендации по формированию тарифов и сборов на работы и услуги, выполняемые промышленным железнодорожным транспортом (далее – Методические рекомендации).

Указанные Методические рекомендации предназначены для определения экономически обоснованных тарифов на работы и услуги, выполняемые на железнодорожных подъездных путях организациями и предприятиями промышленного железнодорожного транспорта, действующими на правах  самостоятельных хозяйствующих субъектов, независимо от их юридического статуса (пункт 1.1).

Федеральный законодатель, предоставляя  органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации право вводить государственное регулирование цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях хозяйствующими субъектами, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, отнес к компетенции региональных органов власти действительно не только установление цен (тарифов) на такие услуги (фиксированных или предельных), но и определение порядка их установления, разработки методов и методик расчета таких цен (тарифов).

Таким образом, в силу требований действующего законодательства тарифы на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях хозяйствующими субъектами, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, должны быть установлены в виде фиксированной или предельной ценовой ставки, должен быть разработан порядок установления  таких тарифов, методы и методики расчета тарифов.

Согласно части 1 статьи 12 Закона о естественных монополиях  орган регулирования естественной монополии принимает решение о применении методов регулирования, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, применительно к конкретному субъекту естественной монополии на основе анализа его деятельности с учетом их стимулирующей роли в повышении качества производимых (реализуемых) товаров и в удовлетворении спроса на них.

То есть при принятии решений о применении методов регулирования, в том числе и метода установления цен (тарифов), орган регулирования должен оценивать обоснованность затрат субъекта естественной монополии, так как должен принять во внимание издержки производства (реализации) товаров, в том числе заработную плату, стоимость сырья и материалов, накладные расходы; налоги и другие платежи; стоимость основных производственных средств, потребности в инвестициях, необходимых для их воспроизводства и амортизационные отчисления; прогнозируемую прибыль от возможной реализации товаров по различным ценам (тарифам); удаленность различных групп  потребителей от места производства товаров; соответствие качества производимых (реализуемых) товаров спросу потребителей; государственные дотации и другие меры государственной поддержки; факты нарушения субъектом естественной монополии установленных настоящим Федеральным законом обязанностей по предоставлению информации и (или) обязанностей по обеспечению свободного доступа к информации.

Основные принципы и методы государственного регулирования тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок определены  Положением о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 года № 643.

В соответствии с пунктами 5, 13 указанного Положения государственное регулирование тарифов, сборов и платы основывается, в том числе, на принципе формирования тарифов, сборов и платы с учетом раздельного учета расходов, доходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим, укрупненным видам работ (услуг), сегментам деятельности (естественно-монопольный, конкурентный) субъектов регулирования; установления тарифов, сборов и платы с учетом себестоимости и уровня рентабельности с целью обеспечения безубыточности деятельности объектов регулирования; основным методом государственного регулирования тарифов, сборов и платы является метод экономически обоснованных затрат.

В силу абзаца первого пункта 15 указанного Положения подлежат исключению из расчетной базы расходы субъекта регулирования, вызванные нерациональным использованием производственных ресурсов.

Согласно пунктам 1.7, 1.8 Методических рекомендаций  тарифы на производство работ и оказание услуг организациями и предприятиями промышленного железнодорожного транспорта определяются по формуле, включающей затраты на производство работ (оказание услуг за определенный период, норматив прибыли и объем работ (услуг) в соответствующих измерителях за тот же период (формула 1.1). В качестве основного метода определения затрат на период действия тарифов рекомендуется использовать нормативно-статистический метод, в соответствии с которым затраты определяются по формуле, включающей затраты за расчетный период, затраты в отчетном (базовом) периоде, изменение затрат в расчетном периоде в зависимости от объективно действующих факторов (формула 1.2).

Анализ вышеприведенных правовых положений указывает на то, что при государственной тарификации затраты объекта регулирования подлежат проверке на предмет экономической целесообразности. В противном случае бесконтрольное увеличение затрат с последующим их возложением на контрагентов регулируемой организации противоречит целям и задачам законодательства о государственном регулировании цен (тарифов).

Как следует из содержания приведенного выше оспариваемого приказа, им предусмотрено государственное регулирование  цены на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта, единое для всех организаций промышленного железнодорожного транспорта, оказывающих такие услуги, путем установления предельного уровня рентабельности не более 15%.

При этом административным ответчиком документального экономического обоснования размера указанного установленного предельного уровня рентабельности не представлено.

В рассматриваемом случае, фиксированная или предельная ценовая ставка (тариф), являющаяся основой расчета с конкретными контрагентами, установлена не  была, чем создана неопределенность в правовом регулировании тарификации соответствующих услуг, оказываемых организациями промышленного железнодорожного транспорта, в том числе АО «ВолгаУралТранс».

Как следует из пояснений представителя административного ответчика ФИО3, и свидетеля К*** И.Г.,  в  Ульяновской области отсутствует методика расчета цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые организациями промышленного железнодорожного транспорта, на подъездных железнодорожных путях, при их установлении методом определения предельного уровня рентабельности, а соответственно, при применении установленного оспариваемым приказом предельного уровня рентабельности не возможно достичь цели обеспечения при расчете тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организаций промышленного железнодорожного транспорта, экономического обоснования тарифов на данные транспортные услуги.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в нарушение действующего законодательства, в том числе Методических рекомендаций, при установлении тарифов методом регулирования в виде установления предельного уровня рентабельности 15%, деятельность АО «ВолгаУралТранс» фактически оказалась неурегулированной, так как в нарушение статьи 6 Федерального закона от законом от  17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» фиксированная или предельная ценовая ставка (тариф), являющаяся основой расчета с потребителями, установлена не была.

При таком методе регулирования тарификации соответствующих услуг, оказываемых АО «ВолгаУралТранс», тарифный орган не принимает во внимание затраты организаций, не учитывает динамику расходов по отношению к предыдущему периоду регулирования и их экономическую целесообразность, что свидетельствует о произвольности цен, определяемых АО «ВолгаУралТранс»  на оказываемые соответствующие транспортные услуги, не соблюдении принципа прозрачности и обоснованности государственной тарифной политики, и, как следствие,  влечет нарушение прав административного истца, являющегося контрагентом регулируемой организации.

В связи с вышеизложенным у суда имеются основания для удовлетворения заявленного административным истцом требования о признании не действующим приказа  Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 21 июля 2007 года № 102 «О государственном регулировании тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях», в редакции приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 3 июня 2021 года № 55-П «О внесении изменений в приказ Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 21 июня 2007 года № 102».

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого нормативный правовой акт должен быть признан недействующими, суд, с учетом приведенных положений пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 о том, что, если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу, считает, что оспариваемый приказ подлежит признанию недействующим с момента вступления в силу настоящего решения суда.

В соответствии с частью 4 статьи 216 КАС РФ следует возложить на Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обязанность по принятию нового заменяющего нормативного акта, устанавливающего цены (тарифы)  на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами, в том числе  акционерным обществом «ВолгаУралТранс».

Из положений части 3 статьи 178 КАС РФ следует, что при принятии решения суд решает вопросы о распределении судебных расходов.

Положения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в том числе глава 21 КАС РФ, не устанавливают и не определяют особенностей в отношении взыскания и распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов, поэтому следует исходить из того, что вопрос в отношении взыскания и распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Как предусмотрено частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Материалы рассмотренного административного дела не содержат никаких сведений о понесенных административным истцом судебных расходах, за исключением уплаченных 4500 рублей государственной пошлины. Поэтому, принимая решение об удовлетворении иска, суд считает необходимым взыскать с административного ответчика в пользу административного истца расходы по уплате государственной пошлины.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».       

Руководствуясь статьями 175 -180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «ЭКО-Нефть» об оспаривании нормативного правового акта удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу приказ  Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 21 июля 2007 года № 102 «О государственном регулировании тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях», в редакции приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 3 июня 2021 года № 55-П «О внесении изменений в приказ Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 21 июня 2007 года № 102».

Возложить на Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области обязанность по принятию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу нового заменяющего нормативного акта.

Взыскать с Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «ЭКО-Нефть» расходы по уплате государственной пошлины 4500 руб.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                           О.ФИО5