ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-150/2016 от 11.08.2016 Иркутского областного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Иркутский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ткачук М.А.,

при секретаре Зуевой А.Н.,

с участием:

представителя административного истца кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 94 Иркутской области – Ангарский одномандатный избирательный округ Торопова М.М. – Шободоева В.Е.,

представителя административного ответчика председателя Ангарской территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии Мазиной В.К.,

представителя заинтересованного лица Избирательной комиссии Иркутской области Рымарева Д.С.,

заинтересованного лица кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 94 Иркутской области – Ангарский одномандатный избирательный округ Пономарева А.В.,

прокурора Валеевой Ю.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-150/2016 по административному иску кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 94 Иркутской области – Ангарский одномандатный избирательный округ Торопова Михаила Михайловича к Ангарской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 02 августа 2016 года № 20/127 «О регистрации Пономарева Алексея Владимировича кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 94 Иркутской области – Ангарский одномандатный избирательный округ»,

У С Т А Н О В И Л :

В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016 года № 291 назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва» на 18 сентября 2016 года.

02 июля 2016 года Торопов М.М. выдвинут политической партией «ВСЕРОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ «РОДИНА» кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Ангарскому одномандатному избирательному округу № 94 Иркутской области.

Постановлением Ангарской территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии от 02 августа 2016 года № 20/124 Торопов М.М. зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Ангарскому одномандатному избирательному округу № 94 Иркутской области.

Пономарев А.В., выдвинутый политической партией «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ», постановлением Ангарской территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии от 02 августа 2016 года № 20/127 также зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Ангарскому одномандатному избирательному округу № 94 Иркутской области.

Торопов М.М. просит о признании незаконным и отмене решения Ангарской территориальной избирательной комиссии от 02 августа 2016 года № 20/127 о регистрации Пономарева А.В. кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Ангарскому одномандатному избирательному округу № 94 Иркутской области по мотиву того, что кандидат Пономарев А.В. при предоставлении справок о принадлежащем кандидату, его супруге и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, представляемой кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также справок о расходах кандидата, его супруги и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, представляемой кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 06 июня 2013 года № 546, не указал в отношении своих несовершеннолетних детей сведения о документе, удостоверяющем личность, которым является свидетельство о рождении ребенка.

В судебное заседание административный истец Торопов М.М. не явился, представил письменное заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие "данные изъяты"

В судебном заседании представитель административного истца Торопова М.М. – Шободоев В.Е. административные исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении, ссылаясь на допущенные административным ответчиком нарушения закона при регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва Пономарева А.В.

В судебном заседании представитель административного ответчика Ангарской территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии Мазина В.К. и представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Иркутской области Рымарев Д.С. с заявленными требованиями не согласились, ссылаясь на отсутствие нарушений действующего законодательства при принятии решения о регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва Пономарева А.В.

Заинтересованное лицо кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва Пономарев А.В. административные исковые требования не признал, полагая, что не допустил нарушений при заполнении документов для регистрации, поэтому избирательная комиссия приняла законное решение о его регистрации.

Председатель политической партии «ВСЕРОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ «РОДИНА» Журавлев А.А. в судебное заседание представителя не направил, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменные пояснения, в которых указал на согласие с правовой позицией административного истца Торопова М.М. и на обоснованность заявленных административных исковых требований "данные изъяты"

Представитель политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» Алексин А.В. в судебное заседание не явился, направил письменные возражения на административные исковые требования, указав, что Пономарев А.В. оформил справки, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 06 июня 2013 года № 546, в точном соответствии с нормами избирательного законодательства, просил отказать в удовлетворении административных исковых требований "данные изъяты"

Представитель заинтересованного лица Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в судебное заседание не явился, письменные пояснения не направил, получил копию административного искового заявления, копии определений о принятии административного искового заявления к производству суда и о подготовке административного дела к судебному разбирательству, что подтверждается отчетом об отправке корреспонденции по электронной почте и посредством факсимильной связи, а также телефонограммой "данные изъяты"

В соответствии с положениями статьи 150 и части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассматривает административное дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не просивших об отложении разбирательства дела и не представивших доказательства уважительности причин отсутствия.

Выслушав лиц, участвующих в деле и их представителей, а также заключение прокурора Валеевой Ю.Р., полагавшей заявленные требования не подлежащими удовлетворению, Иркутский областной суд приходит к следующим выводам.

Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016 года № 291 назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва» на 18 сентября 2016 года.

В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 6 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно или в составе федеральных списков кандидатов.

Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, а также путем выдвижения их политическими партиями, имеющими в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов, списки кандидатов.

Согласно статье 12 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» для проведения выборов депутатов Государственной Думы, избираемых по одномандатным избирательным округам, на территории Российской Федерации образуется 225 одномандатных избирательных округов.

Статья 21 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» определяет порядок формирования окружной избирательной комиссии, которая действует в каждом одномандатном избирательном округе.

Если в субъекте Российской Федерации образован только один одномандатный избирательный округ, полномочия окружной избирательной комиссии осуществляет избирательная комиссия этого субъекта Российской Федерации.

Если в субъекте Российской Федерации образовано несколько одномандатных избирательных округов, окружные избирательные комиссии или некоторые из них по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации могут не формироваться. В этом случае Центральная избирательная комиссия Российской Федерации возлагает полномочия окружных избирательных комиссий, которые не были сформированы, на избирательную комиссию данного субъекта Российской Федерации либо по предложению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации - на территориальную избирательную комиссию. Соответствующее решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации публикуется не позднее чем за 30 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы депутатов Государственной Думы.

Федеральным законом от 03 ноября 2015 года № 300-ФЗ «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» утверждена схема одномандатных избирательных округов на территории Российской Федерации. В Иркутской области образовано четыре одномандатных избирательных округа (93, 94, 95 и 96 округа), в том числе 94-й одномандатный избирательный округ Иркутская область – Ангарский одномандатный избирательный округ № 94.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27 апреля 2016 года № 5/36-7 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва на избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные избирательные комиссии» на Ангарскую территориальную избирательную комиссию возложены полномочия окружной избирательной комиссии по Ангарскому одномандатному избирательному округу № 94 "данные изъяты"

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» окружная избирательная комиссия регистрирует кандидатов, выдвинутых по одномандатному избирательному округу, выдает им удостоверения установленного образца.

Поскольку на Ангарскую территориальную избирательную комиссию в установленном законом порядке возложены полномочия окружной избирательной комиссии, она вправе регистрировать кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатному избирательному округу № 94 Иркутской области – Ангарский одномандатный избирательный округ.

Судом установлено, что в соответствии с положениями статьи 40 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 02 июля 2016 года Торопов М.М. выдвинут политической партией «ВСЕРОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ «РОДИНА» кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Ангарскому одномандатному избирательному округу № 94 Иркутской области, что подтверждается Выпиской из протокола первого этапа 111 Съезда «ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» и Списком кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутых указанной партией по одномандатным избирательным округам "данные изъяты"

Пономарев А.В. выдвинут политической партией «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по Ангарскому одномандатному избирательному округу № 94 Иркутской области, что подтверждается постановлением Центральной избирательной комиссии от 12 июля 2016 года № 19/149-7 «О заверении Списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутых политической партией «Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» "данные изъяты"

Судом также установлено, что решениями Ангарской территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии от 02 августа 2016 года № 20/124 и № 20/127 кандидатами в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Ангарскому одномандатному избирательному округу № 94 Иркутской области зарегистрированы Торопов М.М. и Пономарев А.В. "данные изъяты"

В соответствии с положениями части 9 статьи 99 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» решение окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено областным судом в порядке, предусмотренном статьей 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в том числе по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение окружной избирательной комиссии было принято с нарушением требований, предусмотренных частью 7 статьи 51 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», иных требований, предусмотренных данным законом.

Согласно пунктам 4 и 5 части 7 статьи 51 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» основаниями для отказа в регистрации кандидата являются:

- наличие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных в соответствии со статьями 41, 43, и 47 данного закона, документов, оформленных с нарушением требований, предусмотренных частями 4-6 и 8 статьи 41, частями 1 и 4 статьи 43, пунктами 2 и 4 части 2 статьи47 указанного закона;

- отсутствие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных в соответствии со статьями 41 и 43 названного закона, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 1, 3 и 4 части 5 статьи 41 или пунктами 1, 3 и 4 части 5 статьи 42 закона.

Поскольку административный истец оспаривает решение Ангарской территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии о регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва Пономарева А.В., данное административное дело подсудно Иркутскому областному суду в качестве суда первой инстанции в соответствии с положениями статьи 99 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Административный истец Торопов М.М. оспаривает решение Ангарской территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии от 02 августа 2016 года. Административное исковое заявление подано в Иркутский областной суд 09 августа 2016 года, то есть в установленный частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации десятидневный срок, который исчисляется по правилам статьи 11.1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Согласно положениям статьи 43 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» кандидат, выдвинутый политической партией по одномандатному избирательному округу и включенный в заверенный Центральной избирательной комиссией Российской Федерации список кандидатов по одномандатным избирательным округам, не позднее чем через 35 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию:

- сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), включая сведения о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются на бумажном носителе по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону и в машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. С 1 июня 2015 года документ на бумажном носителе, содержащий указанные сведения, изготавливается на основе документа в машиночитаемом виде;

- сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации;

- сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка. Указанные сведения представляются по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации.

Указанные документы кандидат представляет в окружную избирательную комиссию лично, они принимаются избирательной комиссией при предъявлении кандидатом своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копия которого изготавливается в окружной избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего документы. Кандидат также представляет копии документов, подтверждающих указанные в заявлении кандидата о согласии баллотироваться сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом. Если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, кандидат также представляет копии соответствующих документов.

Представление в окружную избирательную комиссию указанных документов считается уведомлением о выдвижении кандидата по одномандатному избирательному округу. Окружная избирательная комиссия обязана незамедлительно после представления документов выдать кандидату документ, подтверждающий их прием, с указанием даты и времени начала и окончания приема.

Административный истец Торопов М.М. оспаривает решение Ангарской территориальной избирательной комиссии по мотиву того, что кандидат Пономарев А.В. при предоставлении справок о принадлежащем кандидату, его супруге и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, представляемой кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также справок о расходах кандидата, его супруги и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, представляемой кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 06 июня 2013 года № 546, не указал в отношении своих несовершеннолетних детей сведения о документе, удостоверяющем личность, которым является свидетельство о рождении ребенка.

Судом установлено, что Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации 13 июля 2016 года направила в адрес избирательной комиссии Иркутской области и окружной избирательной комиссии заявление Пономарева А.В. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Ангарскому одномандатному избирательному округу № 94 Иркутской области от политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» "данные изъяты"

Как усматривается из содержания представленных кандидатом Пономаревым А.В. документов в Ангарскую территориальную избирательную комиссию, в справках о принадлежащем несовершеннолетним детям кандидата недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, представляемых кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также в справках о расходах несовершеннолетних детей кандидата по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, представляемых кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, не заполнены графы и не указан вид документа, удостоверяющего личность несовершеннолетних детей кандидата"данные изъяты"

Указанные сведения предоставляются по форме, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 06 июня 2013 года № 546 «О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица(руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации».

Форма данной справки предусматривает указание сведений о несовершеннолетних детях кандидатов, в том числе вида документа, удостоверяющего их личность (серия, номер, дата выдачи).

Примечание № 3 к справке предусматривает, что данные документа, удостоверяющего личность в отношении несовершеннолетних детей, указываются в случае наличия у них документа, удостоверяющего личность.

Следовательно, форма справки предполагает возможность отсутствия у несовершеннолетних детей документа, удостоверяющего личность.

Законодательство Российской Федерации не содержит универсального перечня документов, удостоверяющих личность.

Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08 июля 1997 года № 828, указанный паспорт обязаны иметь граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.

Учитывая, что вышеуказанные сведения представляются в отношении несовершеннолетних детей (до 18 лет), формы справок содержат требования об указании документа, удостоверяющего личность, только в случае наличия у несовершеннолетних детей такого документа.

Поскольку несовершеннолетние дети кандидата Пономарева А.В. "данные изъяты", не достигли 14-летнего возраста на момент заполнения справок, паспорт гражданина Российской Федерации им не выдавался, поэтому у кандидата Пономарева А.В. отсутствовала обязанность по заполнению данной графы справок, следовательно, нарушений норм избирательного законодательства не допущено.

При таких обстоятельствах, Ангарская территориальная избирательная комиссия с полномочиями окружной избирательной комиссии обоснованно зарегистрировала Пономарева А.В. кандидатом в депутаты Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, поскольку основания для отказа в его регистрации отсутствовали.

Доводы административного истца Торопова М.М. о том, что в указанных справках кандидат Пономарев А.В. обязан был указан данные свидетельств о рождении детей, являются ошибочными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается в удостоверение факта государственной регистрации такого акта гражданского состояния, как рождение (пункт 2 статьи 3 названного Федерального закона).

В связи с этим, суд приходит к выводу о том, что в справках о принадлежащем несовершеннолетним детям кандидата недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, представляемых кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также в справках о расходах несовершеннолетних детей кандидата по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, представляемых кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, в отношении несовершеннолетних детей, не имеющих паспорта гражданина Российской Федерации, указывать данные свидетельств о рождении не требуется.

Судом установлено, что 20 июля 2016 года Пономаревым А.В. представлены в Ангарскую территориальную избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации его кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, все необходимые сведения проверены избирательной комиссией, Пономаревым А.В. не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии 25 июля 2016 года в соответствии с положениями части 1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» представлены дополнительные документы и пояснения относительно принадлежащего ему имущества, поэтому у избирательной комиссии отсутствовали основания для отказа в регистрации Пономарева А.В. кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва "данные изъяты"

Проверяя соблюдение порядка принятия Ангарской территориальной избирательной комиссией с полномочиями окружной избирательной комиссии решения от 02 августа 2016 года № 20/127 о регистрации Пономарева А.В. кандидатом в депутаты Государственной думы Федерального Собрания, судом установлены следующие обстоятельства.

Полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 94 Иркутской области возложены на Ангарскую территориальную избирательную комиссию, которая сформирована постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 10 декабря 2015 года № 99/1117 "данные изъяты" в следующем составе:

1)А. – инженер ФГБУ И. от ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»,

2)Б. – домохозяйка от Регионального отделения Политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Иркутской области,

3)В. – заместитель директора по правовым вопросам МАНО «Л.»,

4)В. – пенсионер, от Регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» в Иркутской области,

5)Г. – временно не работающая,

6)Г. – генеральный директор ООО «А.» от Регионального отделения Политической партии «Гражданская Платформа» в Иркутской области,

7)М. – председатель Ангарской территориальной избирательной комиссии от Иркутского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»,

8)М. – начальник кадрово-правового отдела ОАО «А.» от Иркутского регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО»,

9)М. - пенсионер, от Иркутского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ»,

10)П. – юрисконсульт ФГБНУ «В.»,

11)П. – директор Филиала ООО «Р.» в городе Ангарске,

12)Т. – начальник отделения кадровой и воспитательной работы ФГКУ «О.» от Иркутского регионального отделения Политической партии – ЛДПР – Либерально-демократической партии России.

Постановлениями Избирательной комиссии Иркутской области от 30 июня 2016 года № 113/1287 и от 07 июля 2016 года № 114/1304 П. освобождена от обязанностей члена Ангарской территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, вместо нее назначена К. – помощник депутата Законодательного Собрания Иркутской области "данные изъяты"

Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 10 декабря 2015 года № 99/1118 председателем Ангарской территориальной избирательной комиссии назначена М."данные изъяты"

В соответствии с положениями статьи 28 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» заседание избирательной комиссии субъекта Российской Федерации является правомочным, если на нем присутствуют большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.

Как усматривается из содержания протокола заседания Ангарской территориальной избирательной комиссии от 02 августа 2016 года № 20 на заседании комиссии присутствовали все двенадцать ее членов с правом решающего голоса. Решение о регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва Пономарева А.В. принято единогласно.

Поскольку Ангарская территориальная избирательная комиссия с полномочиями окружной избирательной комиссии заседала 02 августа 2016 года в правомочном составе, приняла решение о регистрации кандидатом Пономарева А.В. единогласно и в соответствии с требованиями избирательного законодательства, у суда отсутствуют основания для признания данного решения незаконным, поэтому в удовлетворении заявленных Тороповым М.М. требований о признании незаконным и отмене решения Ангарской территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 02 августа 2016 года № 20/127 «О регистрации Пономарева Алексея Владимировича кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 94 Иркутской области – Ангарский одномандатный избирательный округ», следует отказать.

Руководствуясь статьями 175-179, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении административных исковых требований кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 94 Иркутской области – Ангарский одномандатный избирательный округ Торопова Михаила Михайловича к Ангарской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 02 августа 2016 года № 20/127 «О регистрации Пономарева Алексея Владимировича кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 94 Иркутской области – Ангарский одномандатный избирательный округ».

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья М.А. Ткачук

Мотивированное решение изготовлено 12 августа 2016 года в 14.30 часов.