ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-150/2021 от 18.02.2022 Амурского областного суда (Амурская область)

Дело №3а-33/2022

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

« 18 » февраля 2022 года город Благовещенск

Амурский областной суд в составе:

председательствующего судьи Костыревой Е.Л.,

при секретаре Варанкиной А.В.

с участием представителя Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры Глумова В.А., представителя министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области Богдаевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора к министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области об оспаривании отдельных положений нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

заместитель Амурского бассейнового природоохранного прокурора обратился в суд с названным административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просил признать недействующим со дня его принятия лесохозяйственный регламент ГКУ Амурской области «Архаринское лесничество», утвержденный приказом министра лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 19 декабря 2018 года №1379-ОД в части отнесения лесов, расположенных в границах следующих особо охраняемых природных территорий к эксплуатационным в таблице 1.1.5.1. пункта 1.1.5 регламента Амурской области «Архаринское лесничество»:

- государственного природного заказника федерального значения «Хингано-Архаринский» в кварталах 346, 347, 349-351, 355-358, 360-371, 373-402 Татаканского участкового лесничества, кварталах 12, 18-21 Урильского участкового лесничества и кварталах 70, 71, 90, 91 Кундурского участкового лесничества;

- государственного природного заказника регионального значения «Андреевский» в квартале 410 Татаканского участкового лесничества и кварталах 7-50, 52-60, 64-72, 76-84, 91-97, 107-110, 129ч, 130ч, 131ч Архаринского участкового лесничества;

- памятника природы регионального значения «Есауловский минеральный источник» в квартале 306 Кундурского участкового лесничества.

Признать недействующим со дня принятия лесохозяйственный регламент ГКУ Амурской области «Архаринское лесничество», утвержденный приказом министра лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 19 декабря 2018 года №1379-ОД в части установления в таблице 1.2.1 п. 1.2 регламента ГКУ Амурской области «Архаринское лесничество» следующих видов использования лесов, расположенных в границах государственного природного заказника регионального значения «Андреевский»:

- «Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений», «Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождения полезных ископаемых» в квартале 132ч Архаринского участкового лесничества;

- «Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов» в кварталах 129ч, 130ч, 131ч, 132ч Архаринского участкового лесничества.

В обоснование требований указал, что приказом министра лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 19 декабря 2018 года №1379-ОД утвержден лесохозяйственный регламент ГКУ Амурской области «Архаринское лесничество», на территории которого расположены особо охраняемые природные территории – природный заказник федерального значения «Хингано-Архаринский», государственный природный заказник регионального значения «Андреевский», памятник природы регионального значения «Есауловский минеральный источник». В ходе проверки регламента установлено, что в нарушение статей 111, 112 Лесного кодекса Российской Федерации, положений Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» часть лесных кварталов, расположенных в Татаканском участковом лесничестве, Урильском участковом лесничестве, Кундурском участковом лесничестве, Архаринском участковом лесничестве, являются в силу закона защитными, отнесены к эксплуатационным лесам в таблице 1.1.5.1 пункта 1.1.5 регламента ГКУ Амурской области «Архаринское лесничество». При этом данные кварталы отсутствуют в разделе «Защитные леса» подраздела «Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях». Кроме того, в части кварталов, расположенных в границах природного заказника федерального значения «Хингано-Архаринский», государственного природного заказника регионального значения «Андреевский», памятника природы регионального значения «Есауловский минеральный источник» к видам разрешенного использования лесов отнесены заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождения полезных ископаемых, строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов. В этой связи фактически допускаются виды использования лесов без соблюдения ограничений, установленных для особо охраняемых природных территорий.

В судебном заседании представитель Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры Глумов В.А. на заявленных административных исковых требованиях с учетом уточнений в части указания конкретных лесных кварталов настаивал.

Представитель министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области Богдаева О.В. в письменном отзыве и в судебном заседании с административными исковыми требованиями прокурора не согласилась, указав, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с соблюдением установленной процедуры, в пределах предоставленных полномочий. Основой для разработки лесохозяйственного регламента ГКУ Амурской области «Архаринское лесничество» явились материалы лесоустройства на территории Архаринского лесничества, проведенного в 2007 году. Согласно материалам лесоустройства (таксационному описанию) леса, расположенные в границах перечисленных в пункте 1 просительной части административного искового заявления (с учетом их уточнений) кварталов и частей кварталов конкретных участковых лесничеств - указаны в качестве освоенных (эксплуатационных) лесов. Кроме того, приказом Рослесхоза от 18 ноября 2010 года №440 «Об отнесении лесов на территории Амурской области к ценным лесам, эксплуатационным лесам и установлении их границ» указанные леса также отнесены к эксплуатационным лесам. В этой связи указанные леса в таблице 1.1.5.1 лесохозяйственного регламента отнесены к эксплуатационным лесам, оснований для отнесения их к защитным лесам не имеется. Из схематической карты лесничества к лесохозяйственному регламенту ГКУ Амурской области «Архаринское лесничество» усматривается, что в границы заказников указанные кварталы включаются не полностью, а лишь в части, следовательно, в остальной части леса подлежат использованию в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации. Оснований для невключения названных кварталов в таблице 1.2.1 раздела 1.2 главы 1 лесохозяйственного регламента не имелось. На протяжении всего времени лесохозяйственный регламент использовался. Просила в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Заинтересованное лицо ГКУ Амурской области «Архаринское лесничество» о времени и месте рассмотрения дела было извещено надлежащим образом, в судебное заседание явку представителя не обеспечило, ходатайство об отложении рассмотрения дела от него не поступило. В соответствии со статьями 150, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено в его отсутствие.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Исходя из взаимосвязанных положений статей 17 (часть 2), 18, 21 и 45 (часть 2) Конституции Российской Федерации государство, реализуя утверждаемый Конституцией Российской Федерации приоритет личности и ее прав, обязано охранять достоинство личности во всех сферах, а гражданин и организация вправе защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, из чего следует, что право на судебную защиту выступает гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод, а его нормативное содержание включает право обжалования принятых органами государственной власти, должностными лицами решений, причем такое обжалование может преследовать не только индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, но и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка.

Конкретизируя приведенные положения Конституции Российской Федерации, часть 3 статьи 208 КАС РФ предусматривает, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции.

В ходе судебного разбирательства установлено, что приказом министра лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 19 декабря 2018 года №1379-ОД утвержден лесохозяйственный регламент ГКУ Амурской области «Архаринское лесничество». Приказом министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 2 сентября 2021 года №1236-ОД были внесены изменения в таблицу 1.2.1 раздела 1.2 главы 1 лесохозяйственного регламента, указанная таблица изложена в новой редакции, согласно приложению к настоящему приказу.

Текст документов опубликован в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области https://minlhpb.amurobl.ru.

Порядок принятия, опубликования и введения в действие оспариваемого нормативного правового акта административным ответчиком соблюден.

В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшим нормативный правовой акт, суд выясняет, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения.

Если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.

Несмотря на то, что в рамках настоящего дела прокурор не ставил под сомнение наличие у министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области полномочий на принятие лесохозяйственного регламента ГКУ Амурской области «Архаринское лесничество», в силу части 7 и подпункта «а» пункта 2 части 8 статьи 213 КАС РФ указанный вопрос подлежит проверке по инициативе суда.

Из содержания лесохозяйственного регламента ГКУ Амурской области «Архаринское лесничество» следует, что он регламентирует, в том числе правовой статус отдельных лесных участков в границах особо охраняемых природных территорий – природного заказника федерального значения «Хингано-Архаринский», расположенных на территории Татаканского участкового лесничества, Урильского участкового лесничества, Кундурского участкового лесничества; государственного природного заказника регионального значения «Андреевский», расположенных на территории Архаринского участкового лесничества; памятника природы регионального значения «Есауловский минеральный источник», расположенных на территории Кундурского участкового лесничества.

Согласно части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: разработку и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов.

Согласно части 1 статьи 87 названного Кодекса использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества.

Лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи (часть 2).

Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления (часть 3).

В силу частей 1 и 2 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

К землям особо охраняемых территорий, в частности, относятся земли особо охраняемых природных территорий.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

Из содержания приведенных положений федерального законодательства следует, что утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, отнесено к исключительным полномочиям федерального органа исполнительной власти.

В этой связи лесохозяйственный регламент ГКУ Амурской области «Архаринское лесничество» в оспариваемой части, которой регламентирован правовой статус отдельных лесных участков в границах особо охраняемых природных территорий - природного заказника федерального значения «Хингано-Архаринский», государственного природного заказника регионального значения «Андреевский», памятника природы регионального значения «Есауловский минеральный источник», был принят министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области с превышением предоставленных полномочий.

Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для признания лесохозяйственного регламента ГКУ Амурской области «Архаринское лесничество» в оспариваемой части недействующим.

Доводы министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области о том, что к указанным лесным участкам положения части 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации не применяются, основаны на неправильном толковании норм земельного и лесного законодательства.

Кроме этого, судом установлено противоречие оспариваемых положений регламента иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей по состоянию на момент принятия регламента, леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам (часть 2). Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102-109 настоящего Кодекса (часть 3).

Согласно части 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 27 декабря 2018 года №538-ФЗ, леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся на следующие виды: защитные леса; эксплуатационные леса; резервные леса. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 110-119 настоящего Кодекса (часть 2).

Защитные леса в соответствии с частью 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

В силу части 3 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей по состоянию на момент принятия лесного регламента, эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.

Федеральным законом от 2 июля 2021 года №302-ФЗ в части 3 указанной статьи слово «продуктов» заменено словом «продукции».

Согласно части 1 статьи 120 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, осуществляются в соответствии с целевым назначением таких земель.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния (преамбула Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»).

В статье 2 названного Федерального закона перечислены категории особо охраняемых природных территорий, к которым относятся, в том числе природные парки, государственные природные заказники.

Таким образом, в отличие от эксплуатационных лесов в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 6 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации). Запрет на проведение в лесах, расположенных на территориях государственных природных заказников, природных парков, сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено режимом зон, установленных в границах этих особо охраняемых территорий в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», установлен частью 3 статьи 112 Лесного кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что в структуре лесохозяйственного регламента ГКУ Амурской области «Архаринское лесничество» имеется раздел 1.1.5 с таблицей 1.1.5.1 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям. Основания выделения защитных, эксплуатационных и резервных лесов», согласно которой леса в границах лесничества распределены по целевому назначению на защитные и эксплуатационные.

Согласно пункту 1.1.7 Регламента на территории Архаринского лесничества располагаются особо охраняемые природные территории, в том числе природный заказник федерального значения «Хингано-Архаринский», государственный природный заказник регионального значения «Андреевский», памятник природы регионального значения «Есауловский минеральный источник»; приведены кварталы и их части, на которых они расположены на территории Архаринского лесничества.

Приказом Минсельхоза РФ от 2 июля 2002 года №593 утверждено Положение о государственном природном заказнике федерального значения «Хингано-Архаринский», согласно пункту 2.2 которого на территории заказника запрещается любая деятельность, если она противоречит целям создания заказника или причиняет вред его природным комплексам и их компонентам, в том числе: распашка земель; рубка леса без согласования с Охотуправлением, заготовка живицы, сенокошение, пастьба скота, сбор грибов, орехов, ягод, плодов, семян, лекарственных и иных растений, другие виды пользования растительным миром; охота, рыболовство, добывание животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, другие виды пользования животным миром; сбор зоологических, ботанических, минералогических коллекций, палеонтологических объектов; предоставление земельных участков под застройку, а также для коллективного садоводства и огородничества; проведение гидромелиоративных и ирригационных работ, геологоразведочных изысканий и разработка полезных ископаемых; строительство зданий, сооружений, дорог и трубопроводов, линий электропередачи и прочих коммуникаций; применение ядохимикатов, минеральных удобрений, химических средств защиты растений и стимуляторов роста; сплав леса; взрывные работы; проезд и стоянка автотранспорта, плавучих транспортных средств, полеты на высоте менее 1000 метров и посадка воздушного транспорта; устройство привалов, бивуаков, туристических стоянок и лагерей, иные формы отдыха населения; любые иные виды хозяйственной деятельности рекреационного и другого природопользования, препятствующие сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и их компонентов.

Постановлением правительства Амурской области от 9 августа 2019 года №446 утверждено Положение о государственном природном заказнике регионального значения «Андреевский», согласно пункту 5.1 которого на территории заказника «Андреевский» запрещается любая деятельность, если она противоречит целям создания заказника «Андреевский» или причиняет вред природным комплексам и их компонентам, в том числе: проведение работ, которые могут привести к нарушению гидрологического режима местности, почвенного покрова, возникновению и развитию эрозионных процессов; выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; строительство зданий, сооружений, в том числе временных объектов, линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных сооружений, не связанных с охраной и использованием заказника «Андреевский», противопожарной охраной и использованием лесов; нарушение местообитаний видов растений и животных, включенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Амурской области или являющихся редкими в заказнике «Андреевский»; распашка целинных и залежных земель; проведение неконтролируемого выжигания естественной растительности и стерни; проведение рубок лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан), за исключением мероприятий по уходу за лесами и санитарно-оздоровительных мероприятий; хранение минеральных удобрений и химических средств защиты растений; использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе и в научных целях; умышленное причинение беспокойства диким животным, их отлов и уничтожение, разорение их гнезд и нор; рыболовство с использованием сетевых орудий добычи (вылова); пребывание граждан с огнестрельным, пневматическим оружием и другими орудиями отстрела или отлова животных, а также осуществление охоты, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением; добыча объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам; осуществление неорганизованной рекреационной деятельности и др.

Постановлением правительства Амурской области от 18 октября 2016 года №454 утверждено Положение о памятнике природы регионального значения «Есауловский минеральный источник», согласно пункту 5.1 которого на территории памятника природы «Есауловский минеральный источник» запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятника природы, в том числе: строительство зданий и сооружений (в том числе линейных) без получения положительного заключения государственной экологической экспертизы по проектной документации объектов строительства; изменение исторически сложившегося охраняемого ландшафта; проведение работ, которые могут привести к нарушению гидрологического режима местности, почвенного покрова, возникновению и развитию эрозионных процессов; сброс грунта, отходов, загрязнение почв; сброс сточных вод; ухудшение качества подземных вод; мойка автомобилей; размещение временных стоянок транспортных средств; распашка земель; проведение гидромелиоративных работ; разработка месторождений полезных ископаемых (в том числе общераспространенных), кроме вод источника; пользование водным объектом без договора водопользования.

Между тем, согласно таблице 1.1.5.1 Регламента кварталы в подразделе таблицы 1.1.5.1 «Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях» отсутствуют.

Напротив, в оспариваемом нормативном правовом акте лесные участки, расположенные на такой территории, отнесены к эксплуатационным лесам.

Так, в границах природного заказника Федерального значения «Хингано-Архаринский» к эксплуатационным лесам отнесены кварталы 346, 347, 349-351, 355-358, 360-371, 373-402 Татаканского участкового лесничества, кварталы 12, 18-21 Урильского участкового лесничества, кварталы 70, 71, 90, 91 Кундурского участкового лесничества.

В границах государственного природного заказника регионального значения «Андреевский» к эксплуатационным лесам отнесены кварталы 410 Татаканского участкового лесничества, кварталы 7-50, 52-60, 64-72, 76-84, 91-97, 107-110, 129ч, 130ч, 131ч Архаринского участкового лесничества.

В границах памятника природы регионального значения «Есауловский минеральный источник» к эксплуатационным лесам отнесен квартал 306 Кундурского участкового лесничества.

Также в таблице 1.2.1 пункта 1.2 главы 1 регламента ГКУ Амурской области «Архаринское лесничество» включены следующие виды использования лесов, расположенных в границах государственного природного заказника регионального значения «Андреевский»:

- «Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений», «Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождения полезных ископаемых» в квартале 132ч Архаринского участкового лесничества;

- «Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов» в кварталах 129ч, 130ч, 131ч, 132ч Архаринского участкового лесничества.

В результате неправомерного отнесения оспоренным лесохозяйственным регламентом лесных участков, включенных в состав государственного природного заказника федерального значения «Хингано-Архаринский», государственного природного заказника регионального значения «Андреевский», памятника природы регионального значения «Есауловский минеральный источник», к эксплуатационным лесам, на территории последних фактически разрешено осуществление сплошных и выборочных рубок с целью заготовки древесины, размещение лесоперерабатывающей инфраструктуры и другие виды использования лесов без соблюдения ограничений, определенных федеральным и региональным законодательством для особо охраняемых природных территорий, что не соответствует целям создания заказника, памятника природы и нарушает права неопределенного круга лиц.

В связи с этим положения лесохозяйственного регламента ГКУ Амурской области «Архаринское лесничество» в части отнесения лесных кварталов, включенных в состав государственного природного заказника федерального значения «Хингано-Архаринский», государственного природного заказника регионального значения «Андреевский», памятника природы регионального значения «Есауловский минеральный источник», к эксплуатационным лесам противоречат положениям статей 12, 111, 112 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», имеющим большую юридическую силу, поскольку цели освоения эксплуатационных лесов не соответствуют целям создания особо охраняемых природных территорий.

С учетом изложенного ссылки министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области на материалы лесоустройства на территории Архаринского лесничества 2007 года, приказ Рослесхоза от 18 ноября 2010 года №440 «Об отнесении лесов на территории Амурской области к ценным лесам, эксплуатационным лесам и установлении их границ», суд находит несостоятельными.

Давая правовую оценку доводам министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области о том, что согласно схематической карте Архаринского лесничества (Приложение №3) к лесохозяйственному регламенту ГКУ Амурской области «Архаринское лесничество» границы кварталов, обозначаемые буквой «ч» в таблице 1.2.1 пункта 1.2 главы 1 регламента, включаются не полностью, а лишь в части, судом принимается во внимание следующее.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 25 апреля 1995 года №3-П, от 15 июля 1999 года №11-П, от 11 ноября 2003 года №16-П и от 21 января 2010 года №1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями; напротив, неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, закрепленными в пункте 35 постановления от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Механизм действия нормативного правового акта закона должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений, прежде всего из содержания конкретного нормативного положения.

Оспариваемый в настоящем деле нормативный правовой акт в указанной части (требование №2) приведенным правилам не соответствует, поскольку подобное обозначение лесных участков (номер квартала с буквой «ч») относит их как к особо охраняемым природным территориям, так и к землям, на которых разрешается деятельность, перечисленная в таблице 1.2.1 пункта 1.2 главы 1 регламента ГКУ Амурской области «Архаринское лесничество», что не может быть признано отвечающим критериям формальной определенности и допускает его неоднозначное толкование.

В силу пункта 2 части 1 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, требования прокурора подлежат удовлетворению.

Исходя из части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда следует указать на необходимость опубликования сообщения о принятии настоящего решения на официальном сайте министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области в сети «Интернет» https://minlhpb.amurobl.ru.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт в соответствующей части должен быть признан недействующим, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и учитывает, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение о признании его не действующим полностью или в части со дня принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку лесохозяйственный регламент ГКУ Амурской области «Архаринское лесничество» в оспариваемой части принят министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области с нарушением компетенции, данный нормативный правовой акт подлежит признанию не действующим со дня его принятия.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

требования заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать не действующим со дня его принятия лесохозяйственный регламент ГКУ Амурской области «Архаринское лесничество», утвержденный приказом министра лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 19 декабря 2018 года №1379-ОД, в части отнесения лесов, расположенных в границах охраняемых природных территорий:

государственного природного заказника федерального значения «Хингано-Архаринский» в кварталах 346, 347, 349-351, 355-358, 360-371, 373-402 Татаканского участкового лесничества, кварталах 12, 18-21 Урильского участкового лесничества и кварталах 70, 71, 90, 91 Кундурского участкового лесничества;

государственного природного заказника регионального значения «Андреевский» в квартале 410 Татаканского участкового лесничества и кварталах 7-50, 52-60, 64-72, 76-84, 91-97, 107-110, 129ч, 130ч, 131ч Архаринского участкового лесничества;

памятка природы регионального значения «Есауловский минеральный источник» в квартале 306 Кундурского участкового лесничества к эксплуатационным в таблице 1.1.5.1 пункта 1.1.5 регламента ГКУ Амурской области «Архаринское лесничество».

Признать недействующим со дня принятия лесохозяйственный регламент ГКУ Амурской области «Архаринское лесничество», утвержденный приказом министра лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 19 декабря 2018 года №1379-ОД (с изменениями, внесенными приказом министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области №1236-ОД от 2 сентября 2021 года), в части установления в таблице 1.2.1 пункта 1.2 главы 1 регламента ГКУ Амурской области «Архаринское лесничество» следующих видов использования лесов, расположенных в границах государственного природного заказника регионального значения «Андреевский»:

- «Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений», «Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождения полезных ископаемых» в квартале 132ч Архаринского участкового лесничества;

- «Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов» в кварталах 129ч, 130ч, 131ч, 132ч Архаринского участкового лесничества.

Сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит опубликованию на официальном сайте министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области в сети «Интернет» https://minlhpb.amurobl.ru.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Е.Л. Костырева

Решение в окончательной форме принято 4 марта 2022 года.

Председательствующий судья Е.Л. Костырева

Дело №3а-33/2022