ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-150/2022 от 20.09.2022 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Дело № 3а-150/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ростовский областной суд в составе судьи Рудневой О.А.,

при секретаре Родоновой Л.А.,

с участием:

прокурора Друговой Ж.Д.,

представителя административного истца ООО «Ростовские тепловые сети» Андреевой С.М.,

представителей административного ответчика Региональной службы по тарифам Ростовской области Пилипчук Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда административное дело по административному иску ООО «Ростовские тепловые сети» об оспаривании постановлений Региональной службы по тарифам Ростовской области от 26 октября 2021 г. № 52/36 «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «Ростовские тепловые сети» (ИНН 3445102073) потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2022 год» и № 52/38 «О корректировке долгосрочных тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую ООО «Ростовские тепловые сети» (ИНН 3445102073) потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2022 год» (в части),

у с т а н о в и л :

Региональной службой по тарифам Ростовской области (далее Региональная служба) 26 октября 2021 г. принято постановление № 52/36 «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «Ростовские тепловые сети» (ИНН 3445102073) потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2022 год» (далее – постановление № 52/36), которым внесены изменения в приложение № 1 к постановлению Региональной службы от 19 марта 2020 г. № 8/1 «Об установлении тарифов на тепловую энергию и горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую ООО «Ростовские тепловые сети» (ИНН 3445102073) потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону» с изложением одноставочных тарифов на 2022 год согласно приложению: для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения в размере 1 755,90 руб/Гкал, для населения 2 107,08 руб/Гкал.

Постановлением Региональной службы от 26 октября 2021 г. № 52/38 «О корректировке долгосрочных тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую ООО «Ростовские тепловые сети» (ИНН 3445102073) потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2022 год» (далее – постановление № 52/38) внесены изменения в приложение к постановлению Региональной службы от 20 декабря 2018 г. № 85/14 «Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую ООО «Ростовские тепловые сети» (ИНН 3445102073) потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2019-2023 годы» с изложением размеров тарифов на 2022 г. по компонентам «на теплоноситель» и «на тепловую энергию»; компонент «на тепловую энергию» - в размере 1 755,90 руб/Гкал.

ООО «Ростовские тепловые сети» (далее также Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать постановление Региональной службы № 52/36 не действующим полностью, постановление № 52/38 – не действующим в части размера компонента на тепловую энергию, обязать Региональную службу принять новые нормативные правовые акты по соответствующим предметам регулирования.

В обоснование заявленных требований Общество указало, что при корректировке тарифов Региональная служба необоснованно исключила затраты Общества на аренду производственного оборудования (проходных коллекторов), заявленных в составе неподконтрольных расходов; не учла в составе экономически обоснованных расходов, понесенных в течение предшествующих расчетных периодов, затраты на проведенный в 2020 г. ремонт бесхозяйных тепловых сетей.

В судебном заседании представитель административного истца Андреева С.М. поддержала заявленные требования.

Представитель Региональной службы по тарифам Ростовской области Пилипчук Е.Н. просила отказать в удовлетворении административного иска.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей ... (специалиста Региональной службы), ..., ... (специалистов управляющей организации Общества), исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора Друговой Ж.Д. о наличии оснований для удовлетворения административного иска, суд приходит к следующим выводам.

Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основании Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования тарифов), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э (далее - Методические указания).

В силу части 2 статьи 5, части 3 статьи 7, пунктов 4, 5.1 части 1 статьи 8 Федерального закона «О теплоснабжении» утверждение тарифов на тепловую энергию, горячую воду с использованием открытых систем теплоснабжения, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям, относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Органом исполнительной власти Ростовской области в сфере государственного регулирования тарифов является Региональная служба по тарифам Ростовской области, полномочия которой на установление соответствующих тарифов в сфере теплоснабжения закреплены в пункте 2.1.4 Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 13 января 2012 года № 20 (с последующими изменениями и дополнениями).

Таким образом, оспариваемые административным истцом постановления приняты Региональной службой в пределах компетенции.

Эти постановления содержат правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, то есть обладают признаками нормативных правовых актов.

Упомянутые акты изданы в форме постановлений, что соответствует пункту 1.3.1 Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области, приняты на заседании Правления РСТ правомочным составом Правления с соблюдением процедуры, предусмотренной пунктом 3.6 того же Положения.

Постановления Региональной службы от 26 октября 2021 г. № 52/36 и № 52/38 в установленном законодательством порядке 29 октября 2021 г. опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://publication.pravo.gov.ru (номера опубликования 6101202110290001, 6101202110290004) и на официальном портале правовой информации Ростовской области http://pravo.donland.ru (номера опубликования 6145202110290009, 6145202110290011). Порядок введения в действие названных постановлений не нарушен.

На день рассмотрения дела судом они являются действующими.

Проверяя оспариваемые постановления на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

Судом установлено, что ООО «Ростовские тепловые сети» является теплоснабжающей организацией, поставляющей тепловую энергию, горячую воду потребителям и другим теплоснабжающим организациям на территории г. Ростова-на-Дону. На услуги, оказываемые Обществом, установлены долгосрочные тарифы на 2019-2023 годы.

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.

29 апреля 2021 г. Общество обратилось в Региональную службу с заявлением об открытии дела о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию и горячую воду на 2022 г., 13 мая 2021 г. органом регулирования открыто дело о корректировке. Уполномоченным по делу в соответствии с пунктом 28 Правил регулирования проведена экспертиза предложения Общества, подготовлены экспертные заключения. На заседании Правления Региональной службы 26 октября 2021 г. на основании указанных заключений приняты оспариваемые административным истцом постановления.

Согласно пункту 39 Методических указаний неподконтрольные расходы включают в себя арендную плату в части имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, определяемую в соответствии с пунктами 45 и 65 Основ ценообразования.

Обращаясь за корректировкой тарифов, Общество в составе неподконтрольных расходов заявило расходы по статье «Арендная плата» в сумме 7 453,94 тыс.рублей.

Регулирующий орган учел расходы по данной статье в размере 1 459,38 тыс.рублей в размере арендной платы по договорам аренды земельных участков (с учетом индексов). Обоснованность учета расходов по этим договорам у сторон разногласий не вызывает.

Региональная служба полностью исключила расходы на аренду производственного оборудования - проходных коллекторов, заявленные Обществом на 2022 г. в сумме 6 004,767 тыс.рублей, мотивировав свой вывод об экономической необоснованности данных затрат в экспертном заключении ссылкой на пункт 45 Основ ценообразования и на то, что в представленных документах, касающихся аренды проходных коллекторов, не выделены и не обоснованы расходы по амортизации и уплате налогов собственником имущества (том 2 л.д. 35, 37).

Пункт 45 Основ ценообразования предусматривает, что арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг.

Вопреки доводам административного истца, в приведенной норме под другими установленными законодательством обязательными платежами понимаются не затраты арендатора на арендную плату, а обязательные связанные с владением имуществом платежи собственника (арендодателя), которые должны ему возмещаться.

Исключений для имущества производственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, законодательство, регулирующее ценообразование в сфере теплоснабжения, не устанавливает.

Основы ценообразования в других регулируемых областях, на возможность применения которых по аналогии указывал представитель Общества, не подтверждают позицию административного истца в вопросе учета арендной платы за пользование Обществом проходными коллекторами.

Так, в силу подпункта 5 пункта 28 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178, пункта 35 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. № 484, пункта 27 Основ ценообразования в области обращения с отходами производства и потребления I и II классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2022 г. № 211, в ряде случаев допускается возможность учета при расчете тарифов расходов регулируемой организации на оплату аренды в размерах, определенных договорами аренды, или в иных суммах, сведения о которых получены из допустимых источников, перечисленных в соответствующих нормах, применительно к аренде непроизводственных объектов и земельных участков.

Подход к включению расходов на арендную плату за пользование имуществом производственного назначения (проходные коллекторы имеют такое назначение) в различных регулируемых областях деятельности является единым – такие расходы включаются исходя из принципа возмещения арендодателю сумм амортизации и расходов оплату последним налогов и иных обязательных платежей.

В представленных Обществом в обоснование запрошенной суммы договорах: от 1 января 2014 г. № 04-816 с АО «Ростовводоканал», от 28 июля 2016 г. № 04-1174 с Муниципальным специализированным унитарным предприятием по ремонту, строительству и эксплуатации искусственных сооружений (в редакциях, измененных дополнительными соглашениями к договорам и протоколами разногласий к ним) не содержится сведений об учтенных при расчете арендной платы амортизации, налогов и других обязательных платежей собственника (том 9 тарифного дела, л.д. 6-8, 11-36 тома 2 приложения к административному делу).

Материалами дела подтверждено, что АО «Ростовводоканал» собственником переданных ООО «Ростовским тепловые сети» в аренду коллекторов не является, арендует их для собственных нужд у муниципального образования. Из писем муниципального казенного учреждения «Управление казной города Ростова-на-Дону», Муниципального специализированного унитарного предприятия по ремонту, строительству и эксплуатации искусственных сооружений следует, что амортизационные отчисления по этому имуществу отсутствуют, стоимость объектов самортизирована полностью, налоги не начисляются и не оплачиваются, иных обязательных платежей по содержанию этого имущества собственник не имеет.

Размер арендной платы по указанным выше договорам определен по усмотрению арендодателей без использования каких-либо обязательных ставок или утвержденных в нормативном порядке величин (л.д. 107,108, 112 тома 1, л.д. 160 тома 2 административного дела).

В письмах от 23 августа 2022 г. и от 2 сентября 2022 г. (том 3 административного дела л.д. 216-218, 247-249), направленных Региональной службе и Обществу по их запросам, ФАС России в рамках своей компетенции разъяснила, что в случае, если амортизация и обязательные платежи, предусмотренные пунктом 45 Основ ценообразования, собственником передаваемого в аренду регулируемой организации имущества не начисляются и не уплачиваются, величина экономически обоснованного размера арендной платы по заключенным договорам аренды приравнивается к нулю. Исполнение арендатором обязательств по оплате арендных платежей, не обеспеченных компенсаций включенных в НВВ расходов в составе тарифа, относится к рискам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности.

При указанных обстоятельствах Региональная служба правомерно признала заявленные расходы на аренду производственного оборудования (проходных коллекторов) экономически необоснованными и в соответствии с пунктом 33 Правил регулирования тарифов отказала регулируемой организации во включении в цены (тарифы) этих расходов.

В качестве одного из видов экономически обоснованных расходов, понесенных в течение предшествующих расчетных периодов и не учтенных органом регулирования при установлении тарифов на тепловую энергию и горячую воду, Общество, обратившись в орган регулирования за корректировкой тарифов на 2022 г., заявило расходы на ремонт бесхозяйных сетей в 2020 г. в сумме 184,55 тыс.рублей.

Региональная служба полностью исключила данную сумму из расчета, мотивировав это в экспертном заключении (л.д. 44 тома 2 административного дела) тем, что расходы по бесхозяйным тепловым сетям в представленной отчетности не выделены; представленный план счетов и учетная политика не содержат информации по ведению раздельного учета затрат по бесхозяйным тепловым сетям; предложено указанные расходы рассмотреть при условии подтверждения раздельного учета затрат в последующем периоде.

Иные основания исключения из расчета корректировки названной суммы в экспертном заключении не указаны, что позволяет сделать вывод о том, что экономическая обоснованность спорной суммы органом регулирования сомнению при оценке не подвергалась либо не оценивалась.

Отсутствие в заключении надлежащего анализа экономической обоснованности заявленных расходов по указанной статье затрат является существенным нарушением подп. «а» пункта 29 Правил регулирования тарифов.

В соответствии с подп. «л» пункта 32 Правил регулирования тарифов протокол заседания правления (коллегии) органа регулирования является неотъемлемой частью решения органа регулирования об установлении цен (тарифов) и включает основные плановые (расчетные) показатели на расчетный период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования), в том числе основания, по которым отказано во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, с указанием таких расходов и их величины.

В нарушение приведенной нормы в протоколе заседания Правления Региональной службы от 26 октября 2021 г. № 52 и приложении к нему № 36.1 (строки 6, 6.1 л.д. 61 тома 2 административного дела) отсутствует указание на основания, по которым отказано во включении заявленных сумм на ремонт сетей, в том числе бесхозяйных.

Подобные нарушения ставят под сомнение законность и обоснованность оспариваемого тарифного решения.

Указанный в экспертном заключении довод органа регулирования о возможности рассмотрения этих затрат в последующем периоде является несостоятельным.

В соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования и пунктом 12 Методических указаний в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), то такие расходы учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.

Из анализа приведенных норм в их взаимосвязи с пунктом 52 Основ ценообразования, пунктами 13, 14, 15, 16, 20, 28 Правил регулирования тарифов следует, что при обращении за установлением тарифов регулируемой организацией представляются копии бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю отчетную дату, а также расчет выпадающих доходов, экономически обоснованных ранее не учтенных расходов за предшествующий расчетный период регулирования и необходимой валовой выручки с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов).

Названные положения ограничивают глубину проверки предложений регулируемой организации в части учета экономически обоснованных, ранее не учтенных расходов, предшествующим расчетным периодом регулирования.

Учитывая изложенное, при обращении с заявлением о корректировке тарифов на 2023 г. организация будет лишена возможности заявить такие расходы, если они понесены ранее 2021 г. и до этого в отношении их не было принято решение о включении.

При корректировке тарифов на 2022 год признанные экономически обоснованными расходы в целях достижения разумного баланса интересов могут быть распределены органом регулирования на 2022, 2023 и 2024 годы, но оценка таким расходам должна быть дана в заключении и протоколе заседания Правления о корректировке на 2022 г., как и то, в какие именно годы и в каких суммах они подлежат возмещению регулируемой организации (с учетом пункта 13 Основ ценообразования).

На основании части 4 статьи 8 Федерального закона «О теплоснабжении» в случае, если организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, осуществляют содержание и обслуживание объекта теплоснабжения, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на который собственник отказался (бесхозяйный объект теплоснабжения), затраты на содержание, ремонт, эксплуатацию такого объекта теплоснабжения учитываются при установлении тарифов в отношении указанных организаций в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 91 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация осуществляет эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей, затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию таких тепловых сетей до момента признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети включаются в необходимую валовую выручку при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии для такой регулируемой организации в расчетный период регулирования, следующий за тем, в котором бесхозяйные тепловые сети приняты такой регулируемой организацией на содержание и обслуживание, и в последующие расчетные периоды регулирования, в которых регулируемая организация осуществляет эксплуатацию таких сетей. Размер затрат на содержание, ремонт и эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей включается в необходимую валовую выручку при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии в размере, предусмотренном методическими указаниями.

Пунктом 119 Методических указаний предусмотрено ведение регулируемой организацией раздельного учета затрат на содержание, ремонт, эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей и расходов, связанных с содержанием, ремонтом и эксплуатацией тепловых сетей, которыми регулируемая организация владеет на праве собственности или ином законном основании. Размер затрат на содержание, ремонт и эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей, включаемый в необходимую валовую выручку регулируемой организации при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, определяется по решению органа регулирования одним из следующих способов:

в соответствии с пунктами 97, 99, 100 Методических указаний;

равным расходам на содержание, ремонт и эксплуатацию собственных тепловых сетей регулируемой организации в расчете на 1 условную единицу, умноженным на количество условных единиц, относящихся к бесхозяйным тепловым сетям, принятым такой регулируемой организацией на содержание и обслуживание.

В силу пункта 11 Основ ценообразования раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов осуществляется регулируемой организацией с дифференциацией в том числе по системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также по иным критериям в соответствии с единой системой классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, установленной федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей учитываются регулируемой организацией отдельно от расходов, связанных с содержанием, ремонтом и эксплуатацией тепловых сетей, которыми регулируемая организация владеет на праве собственности или на ином законном основании.

Пункт 4.13.6 Учетной политики ООО «Ростовские тепловые сети» для целей бухгалтерского учета, имеющейся в материалах тарифного дела, устанавливает, что Общество обеспечивает аналитический учет информации для ведения раздельного учета в соответствии с требованиями законодательства на основании первичных учетных документов согласно документообороту Общества.

В подтверждение затрат на ремонт сетей Общество представило органу регулирования пояснительную записку, отчет по проводкам, сведения о заключенном с подрядчиком договоре на выполнение работ по ремонту сетей, акты о приемке выполненных работ, отражающие их перечень, объем, стоимость (тома 27-29, 25 тарифного дела).

Представленный отчет по проводкам по аналитическому счету 20.01 «Основное производство», открытому к синтетическому счету 20 «Основное производство», отражает затраты на ремонт основных средств по аналитическим признакам: по виду затрат, регулируемому виду деятельности, виду используемого имущества (собственное, арендованное, бесхозяйное) – в данном случае с отнесением по аналитическому признаку раздельного учета «Бесхозяйное имущество» (л.д. 5-6 тома № 1 приложения к административному делу).

Подобный способ раздельного учета не противоречит Единой системе классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, утвержденной приказом Федеральной службы по тарифам от 12 апреля 2013 г. № 91, Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. № 94н.

Ведение Обществом в соответствии со статьей 11 Основ ценообразования раздельного учета затрат на ремонт бесхозяйного имущества подтвержден в ходе судебного разбирательства показаниями свидетеля ..., Методикой раздельного учета, являющейся приложением к Учетной политике предприятия, содержанием отчетов по проводкам, материалами тарифного дела (л.д. 192 тома 2 административного дела).

К каждой сумме затрат в отчете по проводкам указано подразделение, реквизиты договора на выполнение работ, актов, накладных. Сведения, указанные в отчете по проводкам, соотносятся с первичными бухгалтерскими документами, имеющимися в тарифном деле. Указанные документы не были оценены органом регулирования.

Вопреки мнению представителя Региональной службы, необходимость выделения расходов на ремонт бесхозяйных сетей в отчете по себестоимости предприятия не предусмотрена ни действующим законодательством, ни утвержденной Региональной службой формой отчетности.

При указанных обстоятельствах доводы органа регулирования о недостаточности сведений, подтверждающих раздельный учет затрат на ремонт бесхозяйного имущества, невозможности вычленения этих затрат, являются несостоятельными.

В ходе судебного разбирательства административный ответчик дополнил основания невключения заявленных расходов на ремонт бесхозяйный тепловых сетей ссылкой на то, что акты о приемке выполненных ремонтных работ составлены до передачи соответствующих бесхозяйных сетей во временное управление ООО «Ростовские тепловые сети». Данный довод отклоняется судом как необоснованный.

Заявленная величина затрат касается ремонта двух объектов, относящихся к бесхозяйным сетям: подземной тепловой сети от теплотрассы до внешней стены жилого дома по ... и от теплотрассы до внешней стены многоквартирного жилого дома по ....

Согласно акту о приемке выполненных работ (л.д. 119-124 тома № 1 приложения к административному делу) ремонты на этих объектах произведены 24 января 2020 г.

В отношении первого из названных объектов ООО «Ростовские тепловые сети» определено в качестве организации, осуществляющей эксплуатацию и содержание этих бесхозяйных тепловых сетей, распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Администрации г. Ростова-на-Дону от 22 августа 2019 г. № 52.62-ПР/19, то есть до проведения ремонта (л.д. 18-24 тома № 1 приложения к административному делу, том 29 тарифного дела).

Тот факт, что распоряжение о включении в реестр бесхозяйного имущества города Ростова-на-Дону данного объекта издано муниципальным казенным учреждением «Управление казной города Ростова-на-Дону» только 6 февраля 2020 г., а акт приема-передачи во временное управление этого бесхозяйного имущества подписан 1 июля 2020 г. не свидетельствует об отсутствии оснований для включения затрат на ремонт при корректировке тарифа.

В отношении бесхозяйной тепловой сети по ... распоряжение о включении в реестр бесхозяйного имущества издано муниципальным казенным учреждением «Управление казной города Ростова-на-Дону» 27 июля 2018 г.; распоряжение «Об определении теплосетевой организации для содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей» № 59.62-ПР/14 принято Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону 26 июля 2019 г., то есть до проведенного Обществом ремонта. После его проведения оформлен акт приема-передачи во временное управление бесхозяйного имущества от 2 марта 2020 г. (л.д. 25-33 тома № 1 приложения к административному делу, том 29 тарифного дела).

Часть 6 статьи 15 Федерального закона «О теплоснабжении» (в редакции, действовавшей в 2020 г.), предусматривала, что в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

В случае, если орган местного самоуправления, закрепив выявленную бесхозяйную сеть за определенной теплоснабжающей организацией для осуществления и эксплуатации такой сети, не включил эту сеть в срок, установленный законом, в соответствующий реестр и не составил акт приема-передачи имущества, такое имущество не лишается признаков бесхозяйной вещи. Теплоснабжающая организация, осуществляющая поставку тепловой энергии потребителям (в данном случае – жильцам многоквартирных жилых домов) от своей магистральной сети через бесхозный участок сети, закрепленный за ней распоряжением органа местного самоуправления, обязана осуществлять его содержание в силу положений Федерального закона «О теплоснабжении». Подобная правовая позиция закреплена во вступивших в законную силу судебных актах арбитражных судов по спорам с участием ООО «Ростовские тепловые сети» (л.д. 137-144 тома 2 административного дела).

Обоснованность затрат Общества по указанной статье расходов подлежит дополнительной оценке органом регулирования.

Таким образом, оспариваемые постановления тарифного органа вынесены при неправильном применении закона, что могло повлиять на размер утвержденных тарифов. Изложенное является основанием для удовлетворения судом требования административного истца о признании не действующими: постановления № 52/36 полностью, постановления № 52/38 в части компонента на тепловую энергию и о возложении на Региональную службу обязанности принять новые нормативные правовые акты об установлении тарифов.

Учитывая, что оспариваемые акты применялись для регулирования отношений субъектов соответствующих правоотношений, на день принятия судом решения продолжают применяться, могут применяться и после истечения 2022 г. в последующие годы (при расчетах за 2022 г.), с учетом содержания оспоренных нормативных положений, они признаются судом недействующими со дня вступления решения суда в законную силу. В то же время, принятие настоящего решения означает, что акты в указанных выше частях являлись незаконными изначально, что должно учитываться при расчете тарифов в заменяющих тарифных решениях.

Во исполнение пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ суд возлагает на административного ответчика обязанность в месячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу опубликовать текст решения в официальном периодическом печатном издании «Собрание правовых актов Ростовской области».

Расходы по оплате государственной пошлины, уплаченной административным истцом в связи с подачей административного искового заявления (л.д. 22, 23 тома 1 административного дела), подлежат возмещению административным ответчиком в соответствии со статьей 111 КАС РФ.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Административные исковые требования ООО «Ростовские тепловые сети» удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу:

постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 26 октября 2021 г. № 52/36 «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «Ростовские тепловые сети» (ИНН 3445102073) потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2022 год»,

постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 26 октября 2021 г. № 52/38 «О корректировке долгосрочных тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую ООО «Ростовские тепловые сети» (ИНН 3445102073) потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2022 год» в части размера компонента на тепловую энергию.

Обязать Региональную службу по тарифам Ростовской области принять новые нормативные правовые акты по указанным предметам регулирования.

Обязать Региональную службу по тарифам Ростовской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать данное решение в официальном периодическом печатном издании «Собрание правовых актов Ростовской области».

Взыскать с Региональной службы по тарифам Ростовской области в пользу ООО «Ростовские тепловые сети» расходы по оплате государственной пошлины в сумме 9 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.А.Руднева

Решение в окончательной форме принято 30 сентября 2022 г.

Судья О.А.Руднева