Дело № 3а-150/2022
УИН 42OS0000-01-2022-000174-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Кемерово 21 июня 2022 года
Кемеровский областной суд в составе председательствующего судьи Решетняка А.М.,
при секретаре Юргель Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма «Мария-Ра» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма «Мария-Ра» (далее – ООО «Мария-Ра» обратилось в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости.
Требования мотивированы тем, что ООО «Мария-Ра» на праве собственности принадлежат объект недвижимости:
– помещение с кадастровым номером №, площадью 564,9 кв.м., назначение – нежилое помещение, наименование: «нежилое помещение», расположенное по адресу: .
– здание с кадастровым номером №, площадью 1 036,1 кв.м., назначение – нежилое здание, наименование: «магазин», расположенное по адресу: .
– помещение с кадастровым номером №, площадью 360,4 кв.м., назначение – нежилое помещение, наименование: «нежилое помещение», расположенное по адресу: .
– здание с кадастровым номером №, площадью 1 338,6 кв.м., назначение – нежилое здание, наименование: «промтоварный магазин», расположенное по адресу: .
– помещение с кадастровым номером №, площадью 1 234,7 кв.м., назначение – нежилое помещение, наименование: «нежилое помещение», расположенное по адресу: .
– помещение с кадастровым номером №, площадью 483,9 кв.м., назначение – нежилое помещение, наименование: «нежилое помещение», расположенное по адресу: .
Кадастровая стоимость помещения с кадастровым номером № определена по состоянию на 2 июня 2011 года и составляет 13 002 806,06 руб.
Кадастровая стоимость здания с кадастровым номером № определена по состоянию на 2 июня 2011 года и составляет 22 862 997,04 руб.
Кадастровая стоимость помещения с кадастровым номером № определена по состоянию на 2 июня 2011 года и составляет 9 655 901,67 руб.
Кадастровая стоимость здания с кадастровым номером № определена по состоянию на 5 июля 2013 года и составляет 23 591 473,01 руб.
Кадастровая стоимость помещения с кадастровым номером № определена по состоянию на 5 декабря 2013 года и составляет 23 104 780,59 руб.
Кадастровая стоимость помещения с кадастровым номером № определена по состоянию на 16 сентября 2014 года и составляет 15 092 502,27 руб.
Между тем рыночная стоимость вышеуказанных объектов недвижимости ниже их кадастровой стоимости, что подтверждается отчетом ООО «Центр экспертизы и оценки «Церта».
В связи с этим, ссылаясь на Федеральный закон от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №135-ФЗ), просит установить кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
В судебном заседании представители административного ответчика ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки и технической инвентаризации Кузбасса» действующие на основании доверенностей Парахина Е.В., Середенко Е.В. против заявленных требований возражали, по основаниям, изложенным в письменных возражениях суть которых сводиться к тому, что истцом в полном объеме не был соблюден внесудебный порядок урегулирования спора, требования к содержанию административного иска, учреждение необоснованно было привлечено в качестве ответчика, процессуальный срок на подачу иска пропущен (том 1 л.д. 234-237).
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административные ответчики ФГБУ «ФКП Росреестра», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу, Правительство Кемеровской области – Кузбасса, ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки и технической инвентаризации Кузбасса», заинтересованные лица Министерство финансов Кузбасса, ООО «Розница К-1» своих представителей в судебное заседание не направили, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Управление Росреестра по Кемеровской области - Кузбасса представило письменные возражения, указывая на то, что не является административным ответчиком по делу, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя (том 2 л.д. 43).
Министерство финансов Кузбасса представило письменные объяснения на иск, в которых не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Считает, что истцом нарушены процессуальные сроки подачи административного искового заявления, что значительное снижение кадастровой стоимости объектов недвижимости может существенно повлиять на размер налоговых доходов областного бюджета (том 2 л.д. 57-59).
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области - Кузбассу в письменном отзыве указал, что не является надлежащим административным ответчиком по делу, не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя (том 2 л.д.71-74).
От иных лиц, участвующих в деле, возражений (отзывов), относительно требований административного истца не поступило.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте его проведения надлежащим образом и распорядившихся правом на участие в нем.
Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон №237-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Частью 1 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ установлено, что к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного закона с 1 января 2017 года до 1 января 2023 года.
В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом № 237-ФЗ или Федеральным законом № 135-ФЗ с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (часть 2 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ).
Положения данного закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до 1 января 2017 года (часть 6 статьи 24, часть 1 статьи 25 Федерального закона № 237-ФЗ)
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 24.20 названного Федерального закона сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Судом установлено, что ООО «Мария-Ра» на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости.
1) помещение с кадастровым номером №, площадью 564,9 кв.м., назначение – нежилое помещение, наименование: «нежилое помещение», расположенное по адресу: , что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах ( том 1 л.д. 19-20).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 20 апреля 2022 года, утвержденная актом №2 от 13 января 2012 года кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости, сведения о которой внесены в Единый государственный кадастр недвижимости 21 февраля 2012 года, определена на дату 2 июня 2011 в размере 13 002 806,06 руб. (том 1 л.д. 13).
2) здание с кадастровым номером №, площадью 1 036,1 кв.м., назначение – нежилое здание, наименование: «магазин», расположенное по адресу: , что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах ( том 1 л.д. 21-22).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 20 апреля 2022 года, утвержденная актом №2 от 13 января 2012 года кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости, сведения о которой внесены в Единый государственный кадастр недвижимости 21 февраля 2012 года, определена на дату 2 июня 2011 в размере 22 862 997,04 руб. (том 1 л.д. 14).
3) помещение с кадастровым номером №, площадью 360,4 кв.м., назначение – нежилое помещение, наименование: «помещение магазина», расположенное по адресу: , что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах ( том 1 л.д. 23-24).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 20 апреля 2022 года, утвержденная актом №2 от 13 января 2012 года кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости, сведения о которой внесены в Единый государственный кадастр недвижимости 21 февраля 2012 года, определена на дату 2 июня 2011 в размере 9 655 901,67 руб. (том 1 л.д. 15).
4) здание с кадастровым номером №, площадью 1 338,6 кв.м., назначение – нежилое здание, наименование: «промтоварный магазин», расположенное по адресу: 1, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах ( том 1 л.д. 25-26).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 20 апреля 2022 года и данным ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области – Кузбассу утвержденная актом от 16 сентября 2013 года кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости, сведения о которой внесены в Единый государственный кадастр недвижимости 16 сентября 2013 года, определена на дату постановки на кадастровый учет - 5 июля 2013 года в размере 23 591 473,01 руб.
Сведения об оспариваемой кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере 23 591 473,01 рублей, внесены в государственный кадастр недвижимости на основании акта определения кадастровой стоимости объектов недвижимости №4200/101/13-94194 от 16 сентября 2013 года, в соответствии п. 2.1 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 18.03.2011 №113 «Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости», путем умножения среднего удельного показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости соответствующего назначения по кадастровому кварталу, в котором расположено здание в размере 17 623,99 руб./кв.м., определенного исполнителем работ в ходе проведения государственной кадастровой оценки, утвержденной Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 13.01.2012 № 2 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области» на площадь данного объекта – 1 338,6 кв.м. (том 2 л.д.75).
5) помещение с кадастровым номером №, площадью 1 234,7 кв.м., назначение – нежилое помещение, наименование: «нежилое торговое помещение», расположенное по адресу: , что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах ( том 1 л.д. 27-28).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 20 апреля 2022 года и данным ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области – Кузбассу утвержденная актом от 18 декабря 2013 года кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости, сведения о которой внесены в Единый государственный кадастр недвижимости 19 декабря 2013 года, определена на дату постановки на кадастровый учет - 5 декабря 2013 года в размере 23 104 780,59 руб.
Сведения об оспариваемой кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере 23 104 780,59 рублей, внесены в государственный кадастр недвижимости на основании акта определения кадастровой стоимости объектов недвижимости №4200/101/13-141012 от 18 декабря 2013 года, в соответствии п. 3.1 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 18.03.2011 №113 «Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости», путем умножения среднего удельного показателя кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения (жилое, нежилое) в здании в размере 18 712,87 руб./кв.м., определенного исполнителем работ в ходе проведения государственной кадастровой оценки, утвержденной Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 13.01.2012 № 2 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области» на площадь данного объекта – 1 234,7 кв.м. (том 2 л.д.78).
6) помещение с кадастровым номером №, площадью 483,9 кв.м., назначение – нежилое помещение, наименование: «нежилое помещение», расположенное по адресу: , что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах ( том 1 л.д. 29-30).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 20 апреля 2022 года и данным ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области – Кузбассу утвержденная актом от 16 сентября 2014 года кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости, сведения о которой внесены в Единый государственный кадастр недвижимости 17 сентября 2014 года, определена на дату 16 сентября 2014 года в размере 15 092 502,27 руб.
Сведения об оспариваемой кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере 15 092 502,27 рублей, внесены в государственный кадастр недвижимости на основании акта определения кадастровой стоимости объектов недвижимости №4200/101/14-71944 от 16 сентября 2014 года, в соответствии п. 3.2 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 18.03.2011 №113 «Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости», путем умножения среднего удельного показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости соответствующего назначения (нежилое) по кадастровому кварталу, в котором расположено здание в размере 31 189,30 руб./кв.м., определенного исполнителем работ в ходе проведения государственной кадастровой оценки, утвержденной Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 13.01.2012 № 2 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области» на площадь данного объекта – 483,9 кв.м. (том 2 л.д.76 ).
Так как кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости определена в ходе проведения государственной кадастровой оценки проведенной до 1 января 2017 года, утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 13.01.2012 №2 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области» (№, №, №), либо путем умножения площади объекта недвижимости на среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости, определенное в ходе проведения государственной кадастровой оценки (№, №, №), то оспаривание результатов определения кадастровой стоимости данных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона № 135-ФЗ.
Поскольку оспаривание результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до названной даты, осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 135-ФЗ, ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки и технической инвентаризации Кузбасса» будучи бюджетным учреждением в сфере государственной кадастровой оценки и осуществляющий свою деятельность в соответствии с положениями Федерального закона № 237-ФЗ, является ненадлежащим ответчиком в настоящем деле.
Учитывая, что результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца как собственника объектов недвижимости, являющегося плательщиком налога на имущество организаций, размер которого определяется от кадастровой стоимости объекта недвижимости (ч. 2 ст. 375, ч. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации), он вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости.
Частью 22 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» установленный абзацем первым статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления предварительный порядок обращения в комиссию является досудебным порядком урегулирования спора. В связи с этим к заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должны прилагаться документы, подтверждающие его соблюдение. О соблюдении досудебного порядка свидетельствует решение Комиссии об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости либо документы, подтверждающие факт обращения в Комиссию и нерассмотрения ею заявления в установленный законом срок.
16 марта 2022 года общество обращалось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости. Заявление отклонено решением Комиссии от 5 апреля 2022 года № 7 – 24 (том 1 л.д. 32-36).
Установленный ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для юридических лиц досудебный порядок урегулирования данного спора ООО «Мария-Ра» соблюден, в этой связи довод административного ответчика о преждевременном обращении истца с иском в суд отклоняется.
В суд с настоящим заявлением ООО «Мария-Ра» обратилось 11 мая 2022 года (том 1 л.д. 224 –почтовый конверт).
В соответствии с частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Оценивая наличие уважительных причин пропуска установленного законом срока и оснований к его восстановлению, суд исходит из следующего.
Как разъяснено в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» пропуск срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости не является основанием для отказа в принятии заявления, и если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Данных о том, что на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объектов недвижимости, повлекшие изменение их кадастровой стоимости, в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, № материалы дела не содержат и таких доказательств суду не представлено.
Учитывая указанные обстоятельства, а также тот факт, что в связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения абзаца первого статьи 24.12 Федерального закона № 135-ФЗ, предусматривающие обязательность проведения государственной кадастровой оценки не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка, утратили свою силу, суд признает причины пропуска срока обращения в суд уважительными и считает возможным восстановить указанный срок.
Из представленного административным истцом отчета оценщика ООО «Центр экспертизы и оценки «Церта» № 2811-11-2021-М/42-6 от 5 марта 2022 года (том 1 л.д. 51-217) усматривается, что рыночная стоимость объектов недвижимости: помещения с кадастровым номером № на дату оценки на 2 июня 2011 года составляет 9 633 000 руб.; здания с кадастровым номером № на дату оценки на 2 июня 2011 года составляет 11 153 000 руб.; помещения с кадастровым номером № на дату оценки на 2 июня 2011 года составляет 6 055 000 руб.; здания с кадастровым номером № на дату оценки на 5 июля 2013 года составляет 13 506 000 руб.; помещения с кадастровым номером № на дату оценки на 5 декабря 2013 года составляет 19 399 000 руб.; помещения с кадастровым номером № на дату оценки на 16 сентября 2014 года составляет 5 546 000 руб.
Проверяя относимость и допустимость отчета оценщика к разрешаемым спорным правоотношениям, суд исходит из следующего.
Даты, по состоянию на которую оценщиком определена рыночная стоимость спорных объектов, соответствует датам, по состоянию на которые установлена их кадастровая стоимость.
Отчет оценщика о рыночной стоимости объекта недвижимости в совокупности с письменными пояснения оценщика в форме возражений на замечания Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области, указанные в решении №7-24 от 05.04.2022, содержит подробное описание проведенных исследований, в нем указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки спорных объектов, иные необходимые сведения, выводы оценщика мотивированы, изложены ясно и не допускают неоднозначного их толкования. В результате выбора подходов оценщиком для оценки объекта недвижимости отобраны сравнительный и доходный, отказ от использования затратного подхода и иных методов мотивирован. В представленном стороной истца отчете приведены как расчеты, так и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком. Отчет оценщика содержит сведения о соответствии уровня знаний оценщика требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Административными ответчиками и заинтересованными лицами по данному делу не представлено каких-либо возражений, подтвержденных доказательствами, относительно величин установленных оценщиком в отчете рыночной стоимости спорных объектов недвижимости либо доводов, свидетельствующих о наличии противоречий в выводах оценщика, сомнений в достоверности представленного истцом отчета.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона №135-ФЗ предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При таких данных, учитывая, что административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено доказательств, опровергающих выводы оценщика и свидетельствующих об ином размере рыночной стоимости объектов недвижимости, у суда не имеется оснований не доверять отчету оценщика, суд не находит оснований для назначения по собственной инициативе судебной экспертизы для определения рыночной стоимости объектов недвижимости.
Следовательно, принимая во внимание указанные обстоятельства, а также то, что рыночная стоимость определяется исходя из индивидуальных характеристик объекта оценки, суд приходит к выводу о том, что представленный административным истцом отчет оценщика об определении рыночной стоимости спорных объектов: помещения с кадастровым номером № в размере 9 633 000 рублей по состоянию на 2 июня 2011 года; здания с кадастровым номером № в размере 11 153 000 по состоянию на 2 июня 2011 года; помещения с кадастровым номером № в размере 6 055 000 руб. по состоянию на 2 июня 2011 года; здания с кадастровым номером № в размере 13 506 000 руб. по состоянию на 5 июля 2013 года; помещения с кадастровым номером № в размере 19 399 000 руб. по состоянию 5 декабря 2013 года; помещения с кадастровым номером № в размере 5 546 000 руб. по состоянию на 16 сентября 2014 года является надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости объектов на дату, по состоянию на которую была установлена их кадастровая стоимость.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных объектов их рыночной стоимости, что нашло свое подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость объектов недвижимости ниже их кадастровой стоимости, в связи с чем он вправе требовать установления кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
В соответствии с частью 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Доводы Управления Росреестра по Кемеровской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» о том, что данные лица не являются надлежащими ответчиками по делу, противоречат положениям части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с которыми к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
При таких обстоятельствах требования административного истца об установления кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере их рыночной стоимости подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма «Мария-Ра» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – помещения с кадастровым номером №, площадью 564,9 кв.м., назначение: «Нежилое», наименование: «Магазин», расположенное по адресу: , в размере рыночной стоимости равной 9 633 000 рублей, определенной по состоянию на 2 июня 2011 года.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – здания с кадастровым номером №, площадью 1 036,1 кв.м., назначение: «Нежилое», наименование: «Магазин», расположенное по адресу: в размере рыночной стоимости равной 11 153 000 рублей, определенной по состоянию на 2 июня 2011 года.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – помещения с кадастровым номером №, площадью 360,4 кв.м., назначение: «Нежилое», наименование: «Помещение магазина», расположенное по адресу: , в размере рыночной стоимости равной 6 055 000 рублей, определенной по состоянию на 2 июня 2011 года.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – здания с кадастровым номером №, площадью 1 338,6 кв.м., назначение – нежилое здание, наименование: «промтоварный магазин», расположенное по адресу: , в размере рыночной стоимости равной 13 506 000 рублей, определенной по состоянию на 5 июля 2013 года.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – помещения с кадастровым номером №, площадью 1 234,7 кв.м., назначение: «Нежилое», наименование: «Нежилое торговое помещение», расположенное по адресу: в размере рыночной стоимости равной 19 399 000 рублей, определенной по состоянию на 5 декабря 2013 года.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – помещения с кадастровым номером №, площадью 483,9 кв.м., назначение: «Нежилое», наименование: «Нежилое помещение», расположенное по адресу: , в размере рыночной стоимости равной 5 546 000 рублей, определенной по состоянию на 16 сентября 2014 года.
Решение может быть обжаловано через Кемеровский областной суд в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение составлено 23 июня 2022 года.
Председательствующий Решетняк А.М.