ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-150/2022 от 26.07.2022 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 3а-150/2022

УИД 210S000-01-2021-000336-29

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

26 июля 2022 года г. Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Кудряшовой Р.Г., при секретаре судебного заседания Филиппове К.С.,

при участии прокурора Яковлеве А.Г.,

с участием: представителя административных истцов ФИО1 и ФИО2 – ФИО3, представителя заинтересованного лица администрации города Чебоксары ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 и ФИО2 об изменении даты включения многоквартирного дома № ... по улице Ленинского Комсомола города Чебоксары в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 марта 2014 года № 77 «Об утверждении Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики, на 2014 - 2043 годы и Порядка разработки и утверждения краткосрочных республиканского и муниципальных планов реализации Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики на 2014 - 2043 годы»,

установил:

Административные истцыФИО1 и ФИО2 через представителя ФИО3 обратились в суд с административным исковым заявлением к Кабинету Министров Чувашской Республики, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, в котором с учетом неоднократных уточнений, просили:

- признать недействующими с 9 января 2016 года постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 марта 2014 года № 77 «Об утверждении Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики, на 2014 - 2043 годы и Порядка разработки и утверждения краткосрочных республиканского и муниципальных планов реализации Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики на 2014 - 2043 годы» в части включения в него многоквартирного дома № ... по ул. Ленинского Комсомола, г. Чебоксары, а именно,

1. строки 193 раздела «2040 год» подраздела «г. Чебоксары», согласно Региональной программе, действующей в редакции с 08.04.2014,

2. строки 193 раздела «2040» подраздела «г. Чебоксары» и строки 1776 раздела «2043» подраздела «г. Чебоксары» Региональной программы, действующей в соответствии с внесенным изменением Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.11.2014 № 398.

Считать дату включения многоквартирного дома № ... по ул. Ленинского Комсомола г. Чебоксары в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 марта 2014 года № 77 «Об утверждении Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики, на 2014 - 2043 годы и Порядка разработки и утверждения краткосрочных республиканского и муниципальных планов реализации Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики, на 2014 - 2043 годы» с даты вступления в силу Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 декабря 2015 года № 486 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 марта 2014 № 77».

Требования мотивированы тем, что истцы М-вы являются собственником жилого помещения – квартиры № ..., расположенной в доме № ... по ул. Ленинского Комсомола г. Чебоксары, введенного в эксплуатацию в 2015 году.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 марта 2014 года N 77, в числе прочего, утверждена Республиканская программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики, на 2014 - 2043 годы (далее - Республиканская программа).

Приложением к названной Республиканской программе является Перечень многоквартирных домов, включенных в Республиканскую программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики, на 2014 - 2043 годы и перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах (далее - Перечень).

Первоначальный текст названного нормативного правового акта опубликован 28 марта 2014 года на официальном портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет http://www.cap.ru.

В Чувашской Республике региональная программа в настоящее время действует в редакциях от 14 ноября 2014 года № 398, от 24 декабря 2015 года № 486, от 1 декабря 2016 года 496, от 20 июля 2017 года № 280, от 30 декабря 2017 года № 558, от 6 июля 2018 года № 255, от 15 ноября 2019 года № 481, от 11 ноября 2002 года № 631, от 09 декабря 2002 года № 693, от 28 апреля 2021 года № 154, от 23 июня 2021 года № 281, от 20 декабря 2021 года № 675.

30 сентября 2013 года администрацией г. Чебоксары Чувашской Республики застройщику ЗАО «...» выдано разрешение № ... на ввод в эксплуатацию позиции № 3 в многоквартирном жилом доме № ....

25 июня 2014 года администрацией г. Чебоксары Чувашской Республики застройщику ЗАО «...» выдано разрешение № ... на ввод в эксплуатацию поз. 2 многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями (1 этап строительства) дом № ...

04 сентября 2015 года администрацией г. Чебоксары Чувашской Республики застройщику ЗАО «...» выдано разрешение № ... на ввод в эксплуатацию поз. 2 (II этап строительства, квартиры № 217 по № 354), многоквартирного жилого дома № ... со встроенными нежилыми помещениями.

Административные истцы полагают, что поскольку многоквартирный жилой дом строительной позиции № II и III по ул. Ленинского Комсомола в г. Чебоксары Чувашской Республики (дом № ... по ул. Ленинского Комсомола) является единым строительным объектом, то годом вода в эксплуатацию (годом постройки) всего дома будет являться 2015 год. Несмотря на то, дом состоит из нескольких секций, он является единым объектом, имеет общий фундамент, стены, у здания общее назначение, единое архитектурное разрешение. ГЖИ ЧР в своем письме от 21.01.2022 № 5/02-21-482 указал, что Минстрой России в своем письме № 28404-АТ/04 от 01.09.2016, направленном в адрес Минстроя Чувашии, сообщил, что установленный в соответствии с ч.5.1 ст.170 ЖК РФ срок возникновения обязанности по уплате взносов распространяется на всех собственников помещений в многоквартирном доме вне зависимости от даты ввода в эксплуатацию отдельных секций (подъездов), то есть после введения в эксплуатацию многоквартирного дома полностью. Включение всего многоквартирного жилого дома в региональную программу капитального ремонта по дате ввода в эксплуатацию (2014 год) первого блок-секции жилого дома, незаконно возлагает обязанности (ранее законодательно установленного срока) по уплате взносов на капитальный ремонт на собственников объектов - помещений в составе блок-секции 2 и 3 введенных в эксплуатацию в 2015 году. Требования НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» являются незаконными, нарушающим права собственников помещений дома.

При кадастровом учете многоквартирного жилого дома, согласно действующего законодательства его уникальными характеристиками являются: площадь, если объектом недвижимости является здание, год ввода в эксплуатацию здания, кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения, описание местоположения объекта недвижимости, кадастровые номера помещений, расположенных в здании или сооружения, если объектом недвижимости является здание или сооружение, сведения о местоположении в здании и площадях помещений, относящихся к общему имуществу собственников помещений в здании, если объектом недвижимости является помещение в здании, общее имущество в котором в соответствии с федеральным законом находится в общей долевой собственности собственников помещений в таком здании (п.п.2,3,6,9,18 ч.4 ст.8 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ). Соответственно при вводе многоквартирного дома в эксплуатацию по этапам площадь дома изменилась – увеличилась, описание местоположения здания на земельном участке также изменялось, количество кадастровых номеров помещений, расположенных в здании, увеличилось, местоположение в здании и площади помещений, относящихся к имуществу общего пользования также изменилось – увеличилось (достаивались подъезды).

В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. Следовательно, многоквартирный жилой дом № по ул. Ленинского Комсомола г. Ченбоксары, введенный в эксплуатацию 30 сентября 2013 года администрацией г. Чебоксары, 25 июня 2014 года был введен заново после реконструкции с новыми характеристиками. То же самое было и 4 сентября 2015 года – реконструкция объекта капитального строительства.

Согласно подпункту 2 пункта 1 ст. 11 Закона чувашской Республики от 30 июля 2013 года № 41 республиканская программа должна включать в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Чувашской Республики, за исключением многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, многоквартирных домов, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает 70 процентов, многоквартирных домов, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом Кабинета Министров Чувашской Республики, домов, в которых имеется менее чем три квартиры (в ныне действующей редакции – менее чем пять квартир), и многоквартирных домов, в отношении которых на дату утверждения или актуализации республиканской программы приняты решения о сносе или реконструкции.

В связи с чем, при включении дома в программу капитального ремонта и последующей ее актуализации в связи с изменением даты ввода объекта в эксплуатацию после реконструкции вышеуказанный дом должен был исключаться и снова включаться в программу капитального ремонта многоквартирных домов Чувашской Республики.

Согласно разделу IV Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики, на 2014-2043 годы Программа подлежит ежегодной актуализации.

Основания для актуализации Программы:

- включение или исключение многоквартирных домов из Программы;

- сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в случае принятия решения собственниками помещений в этом многоквартирном доме;

- внесение изменений, предусмотренных перенос установленного в Программе срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, включенном в Программу, на более поздний период по решению собственников помещений в этом многоквартирном доме;

-иные основания, влекущие необходимость внесения изменений в Программу.

Согласно ч.5.1. ст.170 Жилищного кодекса РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

Соответственно датой включения многоквартирного дома № ... по ул. Ленинского Комсомола г. Чебоксары в целях возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта должна считаться дата ближайшая ее актуализации после ввода в эксплуатацию (то есть после 4 сентября 2015 года), а именно с момента вступления в силу Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 декабря 2015 года № 486 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 марта 2014 г. № 77» (то есть 09.01.2016).

Административные истцы ФИО1 и ФИО2 в судебное заседание не явились, реализовав свои процессуальные права через участие представителя.

В судебном заседании представитель административных истцов ФИО1 и ФИО2 – ФИО3 поддержала уточенные требованияи просила их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица администрации города Чебоксары ФИО4 административные исковые требования не признал по мотивам необоснованности и просил в удовлетворении иска отказать.

Представители административных ответчиков Кабинета Министров Чувашской Республики и Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, заинтересованных лиц Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики, некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов», УК ООО «Альянс Жилком», ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары, извещенные о судебном заседании надлежащим образом, своих представителей в суд не направили.

В предыдущих судебных заседаниях представитель административных ответчиков Кабинета Министров Чувашской Республики и Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики ФИО5 заявленные требования просил оставить без удовлетворения по тем основаниям, что при формировании Республиканской программы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.03.2014 № 77 в первой редакции 2014 года многоквартирный дом № 5 по ул. Ленинского Комсомола уже был построен и на 30 сентября 2013 года администрацией г. Чебоксары Чувашской Республики выдано разрешение на ввод в эксплуатацию, что явилось правовым основанием для включения дома в Республиканскую программу. В дальнейшем следующие блок секции многоквартирного дома достраивались. Согласно ст.170 Жилищного кодекса РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включению в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Соответственно с 2014 года начинается отсчет пятилетнего срока. У собственников многоквартирного дома № ... по ул. Ленинского Комсомола с 2019 года появилась обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт. В связи с наступлением срока НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» верно предъявило расходы за последние три года.

Представитель заинтересованного лица некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» ФИО6 поддержал позицию административного ответчика.

Учитывая положения ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.

Прокурор Яковлев А.Г. административный иск полагал не подлежащим удовлетворению.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

С учетом положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:

- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Поскольку административные истцы являются собственниками квартиры №455 жилого дома № 5 по ул. Ленинского Комсомола г.Чебоксары, включенного оспариваемым постановлением в республиканскую программу капитального ремонта, то они являются субъектами спорных правоотношений и вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В силу пункта "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном введении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного введения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (части 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 26.1 Федерального закона N 184-ФЗ от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту 61 части 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: осуществления регионального государственного жилищного надзора, регулирования отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Правовые основы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Чувашской Республики определены Законом Чувашской Республики от 30 июля 2013 года № 41 «О регулировании отдельных правоотношений в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики», предусматривающим в пунктах 1, 3 и 4 статьи 10 утверждение республиканской программы капитального ремонта Кабинетом Министров Чувашской Республики (далее Закон Чувашской Республики №41 от 30.07.2013).

Кабинет Министров Чувашской Республики, утвердивший оспариваемую республиканскую программу, в силу Закона Чувашской Республики от 30.04.2022 № 13 «О Кабинете Министров Чувашской Республики» является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Чувашской Республики (статья 1).

Реализуя свои полномочия, Кабинет Министров Чувашской Республики постановлением № 77 от 14 марта 2014 года утвердил республиканскую программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики, на 2014 - 2043 годы.

Приложением к названной Республиканской программе является Перечень многоквартирных домов, включенных в Республиканскую программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики, на 2014 - 2043 годы и перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах (далее - Перечень).

В соответствии с приложением к программе многоквартирный дом № по ул. Ленинского Комсомола, г. Чебоксары, включен в данную программу.

В соответствии пунктом 193 подраздела «город Чебоксары» Перечня проведение капитального ремонта крыши данного многоквартирного дома запланировано на 2040 год.

В соответствии с пунктом 1776 подраздела «г. Чебоксары» Перечня проведение капитального ремонта системы вентиляции, системы электроснабжения этого же многоквартирного дома запланировано на 2043 год (в редакции от 14 ноября 2014 года № 398).

Первоначальный текст Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.03.2014 N 77, официально опубликован на Портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет htpp://www.cap.ru 28.03.2014, издании "..." 05.04.2014 N 13.

Таким образом, оспариваемая региональная программа принята уполномоченным органом – Кабинетом Министров Чувашской Республики, в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.

В соответствии с частью 5 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 10 Закона Чувашской Республики от 30.07.2013 №41, а также разделом 3 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.03.2014 N 77 республиканская программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год (ежегодно) которая осуществляется путем внесения в нее изменений. Основаниями для актуализации республиканской программы разделом 3 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.03.2014 N 77 предусмотрено включение или исключение многоквартирных домов из программы.

В первоначальный текст названного нормативного правового акта внесены изменения и дополнения постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2014 года № 398, от 24 декабря 2015 года № 486, от 1 декабря 2016 года 496, от 20 июля 2017 года № 280, от 30 декабря 2017 года № 558, от 6 июля 2018 года № 255, от 15 ноября 2019 года № 481, от 11 ноября 2002 года № 631, от 09 декабря 2002 года № 693, от 28 апреля 2021 года № 154, от 23 июня 2021 года № 281, от 20 декабря 2021 года № 675.

Постановлением кабинета Министров Чувашской Республики от 24 декабря 2015 года № 486 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 марта 2014 г. № 77» включено 5055 многоквартирных дома. Кроме того, абзац первый разделе III Программы изложен в следующей редакции:

«В Программу включены все многоквартирные дома, расположенные на территории Чувашской Республики, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а также многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом Кабинета Министров Чувашской Республики, и дома, в которых менее чем три квартиры, и многоквартирные дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации Программы в порядке, установленном нормативным правовым актом Кабинета Министров Чувашской Республики, приняты решения о сносе или реконструкции.»; приложение к Программе изложено в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

Текст названного нормативного правового акта опубликован 29 декабря 2015 года на официальном портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет http://www.cap.ru, 31 декабря 2015 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23 января 2016 года в газете «...», №2.

В соответствии с пунктом 2 постановления оно вступило в силу через десять дней после дня его официального опубликования.

На основании пункта 3 части 8 статьи 213 КАС РФ суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта выясняет соответствие оспариваемого правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Проверяя на соответствие оспариваемое постановление нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

Пунктом 6 статьи 5 ЖК РФ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

Пунктом 8.3 статьи 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений отнесено определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Частью 1 статьи 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Согласно положениям статей 39, 158 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, взнос на капитальный ремонт включен в плату за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме (пункт 2 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 169 ЖК РФ).

Как определено частью 1 статьи 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно в срок до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются статьями 166 - 191 раздела IX "Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, помимо прочего, создается региональный оператор (пункт 3), устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам (пункт 5).

В соответствии с частью 1 статьи 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (ч. 6 указанной статьи).

В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

При этом обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 169 ЖК РФ).

В силу части 5.1 статьи 170 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

В соответствии со ст. 10 Закона Чувашской Республики от 30 июля 2013 года № 41 (в ред. от 05.12.2015, действовавшей на момент издания оспариваемого нормативного правового акта) было предусмотрено, что в целях формирования (актуализации) республиканской программы капитального ремонта органы местного самоуправления ежегодно в срок до 1 июля представляют сведения о техническом состоянии многоквартирных домов, находящихся на территории соответствующего муниципального образования, необходимые для подготовки республиканской программы, в орган государственного жилищного надзора по форме, утвержденной указанным органом.

Согласно подпункту 2 пункта 1 ст. 11 Закона в той же редакции республиканская программа должна включать в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Чувашской Республики, за исключением многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, многоквартирных домов, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает 70 процентов, многоквартирных домов, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом Кабинета Министров Чувашской Республики, домов, в которых имеется менее чем три квартиры (в ныне действующей редакции – менее чем пять квартир), и многоквартирных домов, в отношении которых на дату утверждения или актуализации республиканской программы приняты решения о сносе или реконструкции.

Аналогичные положения содержатся в ст.10 и в ст.11 Закона в редакции, действующей в настоящее время.

Таким образом, из положений федерального законодательства и законодательства Чувашской Республики следует вывод, что Республиканская программа формируется в отношении многоквартирных домов.

Из материалов дела следует, что административные истцы являются собственниками квартиры № ..., расположенной в доме № ... по ул. Ленинского Комсомола г. Чебоксары.

Многоквартирный дом, в котором расположена принадлежащая административным истцам квартира, включен в утвержденную постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 марта 2014 года № 77 Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики на 2014-2043 годы.

Согласно сведениям, содержащимся в Разрешениях на ввод объекта в эксплуатацию и информации Управления архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары, спорный многоквартирный дом построен и сдан в эксплуатацию поэтапно, в разные периоды времени.

Так, 30 сентября 2013 года администрацией г. Чебоксары Чувашской Республики ЗАО «...» выдано разрешение № RU ... на ввод в эксплуатацию построенного многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...> дом ... (позиция 3) (т.2 л.д.54).

31 июля 2014 года администрацией г. Чебоксары Чувашской Республики ЗАО «...» выдано разрешение № RU ... на ввод объекта в эксплуатацию многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями (I этап строительства), расположенного по адресу: <...> д ..., (по ул. Л. Комсомола, поз.2 (т.1 л.д.128).

04 сентября 2015 года администрацией г. Чебоксары Чувашской Республики ЗАО «...» выдано разрешение № ... на ввод объекта в эксплуатацию многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, позиция 2 (II этап строительства, квартиры с № 217 по № 354), расположенного по адресу: <...> дом ... (т.1 л.д.118-119).

Данные обстоятельства сторонами не оспариваются, как не оспаривается административными ответчиками и заинтересованными лицами содержание указанных разрешений на ввод объекта в эксплуатацию.

Жилищный кодекс Российской Федерации не раскрывает содержание понятия многоквартирного дома.

Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных (пункт 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").

В соответствии с пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 июня 2014 года N 543-ст утвержден и введен в действие "ГОСТ Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", пункт 3.21 которого определяет многоквартирный дом как оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющий надземную и подземную части, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения, помещения общего пользования, не являющиеся частями квартир, иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам, и жилые помещения, предназначенные для постоянного проживания двух и более семей, имеющие самостоятельные выходы к помещениям общего пользования в таком доме (за исключением сблокированных зданий); в состав многоквартирного дома входят встроенные и (или) пристроенные нежилые помещения, а также придомовая территория (земельный участок).

В силу части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

Выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка, согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации удостоверяется разрешением на ввод объекта в эксплуатацию.

Согласно части 1 ст.55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Приведенные положения в их системном единстве подтверждают, что в Региональную программу может быть включен многоквартирный дом только после введения его в эксплуатацию в соответствии с действующим законодательством.

Как следует из материалов дела, многоквартирный жилой дом № ... по ул. Ленинского Комсомола г. Чебоксары в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации поочередно вводился в эксплуатацию, при этом первая очередь многоквартирного дома была введена в эксплуатацию и многоквартирному дому присвоен адрес: <...> дом ..., 30 сентября 2013 года - до принятия Региональной программы капитального ремонта.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о правомерности включения постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 марта 2014 года № 77 «Об утверждении Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики, на 2014 - 2043 годы и Порядка разработки и утверждения краткосрочных республиканского и муниципальных планов реализации Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики на 2014 - 2043 годы» спорного многоквартирного дома № ... по ул. Ленинского Комсомола, г. Чебоксары, в Региональную программу.

Доводы административных истцов о том, что поскольку секция многоквартирного дома, в котором расположена квартира М-вых, была введена в эксплуатацию после утверждения Региональной программы капитального ремонта, дом подлежал включению в данную Региональную программу при ее актуализации в соответствии с частью 5.1 статьи 170 ЖК РФ, нельзя признать состоятельным, поскольку часть 5.1 статьи 170 ЖК РФ применению в рамках возникших правоотношений не подлежит.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, многоквартирному дому присвоен единый почтовый адрес: <...> дом ..., без деления на корпуса и литеры, многоквартирный дом поставлен на кадастровый учет как один объект недвижимости (т.1 л.д.105).

Несмотря на то, что дом строился в несколько этапов, он представляет собой единый объект недвижимого имущества, с единым почтовым адресом. Наличие самостоятельных разрешений на ввод их в эксплуатацию не означает, что каждая секция представляет собой отдельный многоквартирный дом. То обстоятельство, что секция многоквартирного дома, в котором расположена квартира истцов М-вых, была введена в эксплуатацию после утверждения Региональной программы, не свидетельствует о незаконности нормативного правового акта в оспариваемой части, поскольку правовое значение для включения многоквартирного дома в Региональную программу имеет ввод объекта в эксплуатацию как результата завершенного строительства, выполненного в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией и установленными законом требованиям, при этом включение такого объекта в Региональную программу ни федеральным, ни региональным законодательством в зависимость от очередности его ввода в эксплуатацию не поставлено.

Вместе с тем, исходя из существа заявленных требований, административные истцы, по сути, не согласны с периодом начисления взносов на капитальный ремонт, возникших у них как собственников жилого помещения в многоквартирном доме II и III этапов строительства, введенного в эксплуатацию после утверждения Региональной программы, в связи с чем в обоснование своих требований ссылаются на необоснованность начисления взносов на капитальный ремонт с даты включения многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта.

Данные требования административного истца правового значения по настоящему административному делу не имеют, поскольку не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства, и не относятся к предмету регулирования Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Ссылка истцов на письмо Минстроя от 01 сентября 2016 года N 28404-АТ/04, направленное в адрес Минстроя Чувашии (т.1 л.д.46), не свидетельствует о незаконности оспариваемых положений, поскольку данное письмо не является нормативным правовым актом.

Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований о признании недействующими с 9 января 2016 года постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 марта 2014 года № 77 «Об утверждении Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики, на 2014 - 2043 годы и Порядка разработки и утверждения краткосрочных республиканского и муниципальных планов реализации Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики на 2014 - 2043 годы» в части включения в него многоквартирного дома № ... по ул. Ленинского Комсомола, г. Чебоксары, а именно,

- строки 193 раздела «2040 год» подраздела «г. Чебоксары», согласно Региональной программе, действующей в редакции с 08.04.2014,

- строки 193 раздела «2040» подраздела «г. Чебоксары» и строки 1776 раздела «2043» подраздела «г. Чебоксары» Региональной программы, действующей в соответствии с внесенным изменением Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.11.2014 № 398, не имеется.

Требование административного истца о признании датой включения многоквартирного жилого дома в Региональную программу от 14 марта 2014 года с даты ближайшей ее актуализации после ввода в эксплантацию (то есть после 4 сентября 2015 года), а именно, с даты вступления в силу Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 декабря 2015 года № 486, не основаны на законе, поскольку в соответствии со статьей 213 Кодекса административного производства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются, и выясняет определенные указанным кодексом обстоятельства, в частности, соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. При этом согласно конституционному принципу разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную осуществление законодательного регулирования по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации в силу положений Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", относится к исключительной компетенции Кабинета Министров Чувашской республики. Таким образом, суд не вправе внести такие изменения в оспариваемый нормативный правовой акт.

При этом, к рассматриваемым правоотношениям правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении от 12 июля 2022 года № 30-П "По делу о проверке конституционности части 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 7.1 Закона Смоленской области "О регулировании отдельных вопросов в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области" в связи с жалобой гражданина ФИО7", в настоящее время не может быть применена.

Так, Конституционный Суд отметил, что в действующем законодательстве отсутствует нормативное регулирование вопроса о том, с какого момента возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в секции многоквартирного дома, введенной в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта либо ее актуализации, если дом включен в нее ранее исходя из даты ввода в эксплуатацию другой его секции. В связи с этим Конституционным Судом РФ предписано устранить данную неопределенность в федеральном законодательстве.

До внесения необходимых изменений настоящее Постановление не может быть основанием для того, чтобы обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в секции многоквартирного дома, введенной в эксплуатацию после того, как дом был включен в региональную программу капитального ремонта исходя из даты ввода в эксплуатацию другой его секции, в принципе не возникала либо без решения уполномоченного органа или суда прекращалась (приостанавливалась).

В соответствии с частью 2 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом в случае, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании приведенных выше обстоятельств и норм права, суд, руководствуясь пунктом 2 части 2 стать 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Руководствуясь ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 и ФИО2 к Кабинету Министров Чувашской Республики, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики об изменении даты включения многоквартирного дома № ... по ул. Ленинского Комсомола г. Чебоксары в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 марта 2014 года № 7 «Об утверждении Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики, на 2014 - 2043 годы и Порядка разработки и утверждения краткосрочных республиканского и муниципальных планов реализации Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики на 2014 - 2043 годы», - с даты вступления в силу Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 декабря 2015 года № 486 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 марта 2014 № 77», отказать.

Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (603022, Нижний Новгород, проспект Гагарина, дом 17 "А", пом. П1) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Верховный Суд Чувашской Республики.

Председательствующий: судья Р.Г. Кудряшова

Мотивированное решение изготовлено 29 июля 2022 года.