РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Московская область Московский областной суд в составе: председательствующего судьи Смышляевой О.В., при секретаре Дойничко О.И., с участием прокурора Виноградовой Т.С. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-531/2021 (3а-1742/2020) по административному исковому заявлению ФИО1 к Совету депутатов городского округа Коломна Московской области о признании недействующими с момента принятия в части нормативно-правовых актов, взыскании судебных расходов, УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратился в Московский областной суд с иском к Совету депутатов городского округа Коломна Московской области о признании недействующими с момента принятия «Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Озёры Московской области», утвержденных Решением Совета депутатов городского округа Озёры Московской области от 24.11.2017 № 526/82 и «Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Озёры Московской области», утвержденных Решением Совета депутатов городского округа Озёры Московской области от 25.10.2019 № 198/22 в части установления границ транспортной и жилой зоны территориальной зоны в г. Озеры в пределах территории квартала (квадрата) ограниченной с юга <данные изъяты>, с востока <данные изъяты>, с севера <данные изъяты>, с запада Спортивным переулком, в том числе в пределах границ с координатами, указанными в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории изготовленного ООО «КартГеоСервис» от <данные изъяты> и границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, взыскании судебных расходов. В обоснование своих требований указал, что ему на праве собственности принадлежат гаражи лит. В и лит. Д, расположенные по адресу <данные изъяты>. Он обратился в Администрацию г.о. Озеры с заявлением о согласовании и утверждении плана земельного участка, площадью 580 кв.м, расположенного под гаражами и необходимого для их эксплуатации. Администрация решением <данные изъяты> от <данные изъяты> отказала, мотивируя тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах, границы которых установлены «Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Озёры Московской области», утвержденными Решением Совета депутатов городского округа Озёры Московской области от 24.11.2017 № 526/82.Истец оспорил отказ Администрации г.о. Озеры в судебном порядке, в настоящее время спор рассматривается Арбитражным судом МО (дело А41-17160/2019). В ходе рассмотрения дела ответчиком представлено Решение Совета депутатов от <данные изъяты><данные изъяты>, из текста которого следует, что в ранее оспоренные административным истцом «Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Озёры Московской области», утвержденные Решением Совета депутатов городского округа Озёры Московской области от 24.11.2017 № 526/82,внесены изменения, фактически ранее принятые Правила изменены полностью. Согласно новой выкопировки спорный земельный участок расположен в трех территориальных зонах. По мнению административного истца, в нарушение норм о принятии и опубликовании нормативных правовых актов органами местного самоуправления, Правила землепользования и застройки (далее – ПЗЗ) 2017 года, фактически не установлены границы территориальных зон. Статья 25 ПЗЗ 2017 года определяет общие принципы установления границ территориальных зон, но не содержит описания границ ни одной зоны.В тексте статьи имеется только ссылка на карты градостроительного зонирования, однако не указано, в каком порядке и кем они утверждаются. В тексте ПЗЗ 2017 года, а также в тексте утвердившего их Решения Совета депутатов, не содержится указания на приложения в виде карт зонирования, т.е. данными актами такие карты не утверждались и к ним не прилагались. Рисунки карт на стр.23 «Вестника городского округа Озеры Московской области»N 35, 01.12.2017 г. и на сайте администрации не соответствуют форме и требованиям,утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 621. Кроме того, границы территориальных зон в части земельных участков по адресу <данные изъяты> противоречат генеральному плану г.о. Озеры. ПЗЗ 2019 года не отвечают требованиям закона по аналогичным основаниям. Полагая, что оспариваемыми нормативно-правовыми актами нарушаются его права, в том числе, нарушались и ПЗЗ 2017 года, поскольку препятствуют оформлению земельного участка под его гаражами, просил суд признать их недействующими с момента принятия в части установления границ территориальных зон, в том числе в городе Озеры в пределах территории квартала (квадрата) ограниченной с юга <данные изъяты>, с востока <данные изъяты>, с севера <данные изъяты>, с запада Спортивным переулком, в части границ транспортной территориальной зоны в указанном квартале (квадрате) полностью, северной и западной границ общественно деловой территориальной зоны в указанном квартале (квадрате), восточной границы жилой территориальной зоны в указанном квартале (квадрате). В судебном заседании административный истец поддержал требования в полном объеме. Представитель административного ответчика Совета депутатов городского округа <данные изъяты> и заинтересованного лица Администрации городского округа <данные изъяты> в судебном заседании против удовлетворения требований возражал.Указывал, что оспариваемые нормативно-правовые акта приняты и опубликованы в установленном законом порядке, прав административного истца не нарушают. Представитель Комитета по архитектуре и градостроительству <данные изъяты> в судебном заседании против удовлетворения требований возражал по доводам, изложенным в письменном отзыве. Прокурор в судебном заседании дал заключение, согласно которому полагал административные исковые требования не подлежащими удовлетворению. Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, извещены надлежащим образом. Заслушав пояснения административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам. Судом установлено и следует из материалов дела, чтона основании постановления главы городского округа Озёры от <данные изъяты> N 912 в период с <данные изъяты> по <данные изъяты> были проведены публичные слушания по вопросу утверждения Проекта правил землепользования и застройкигородского округа Озёры Московской области. Постановление было опубликовано в газете «Заря Озеры» и на официальном интернет-сайте администрации. <данные изъяты> Советом депутатов городского округа Озёры Московской области принято решение № 526/82 «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Озёры Московской области». Указанное решение было опубликовано в официальном печатном издании «Вестник» 1 декабря 2017 года (и текстовая и графическая часть), а также размещено на официальном сайте администрации городского округа Озёры Московской области (и текстовая и графическая часть). Дата размещения на официальном сайте - 01.12.2017г. На основании постановления главы городского округа Озёры от 05 июня 2019 года N 1007 в период с 10 июня 2019 года по 13 августа 2019 годабыли проведены публичные слушания по проекту внесения изменений в Правилаземлепользования и застройкитерритории (части территории) городского округа Озёры Московской области. Постановление было опубликовано в официальном печатном средстве массовой информации городского округа Озёры Московской области и на официальном интернет-сайте администрации. <данные изъяты> Советом депутатов городского округа Озёры Московской области принято решение №198/22 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Озёры Московской области». Принятое решение было опубликовано в газете «Вестник» 13 марта 2020 года выпуск № 1 (и текстовая и графическая часть) и размещено на официальном сайте администрации городского округа Озёры Московской области (и текстовая и графическая часть). Дата размещения на официальном сайте - 25.10.2019г. Нормативно-правовые акты приняты полномочным Советом депутатом, нарушений порядка принятия, проведения соответствующих публичных слушаний и утверждения оспариваемых административным истцом нормативных правовых актов судом не выявлено. Согласно ч. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты. Данная норма устанавливает закрытую, строго определенную структуру Правил и вмещает в себя как текстовую, так и графическую часть, что определяется спецификой данного нормативно-правового акта, достижение целей которого возможно только посредством определения границ территориальных зон. Тем самым карта градостроительного зонирования, является обязательным структурным элементом Правил землепользования и застройки. Наличие отдельного положения об утверждении карты градостроительного зонирования в Решениях Совета депутатов не требуется. В соответствии с ч. 3 ст. 31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляются с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. Иные обязательные требования, учитываемые при разработке проекта ПЗЗ, Грк РФ не были установлены. Таким образом, доводы административного истца о нарушении при принятии ПЗЗ г.о. Озеры в редакции решения от 24.11.2017 № 526 требований ст. 30 ГрК РФ в связи с отсутствием описания границ территориальных зон являются необоснованными, поскольку на момент разработки проекта Правил землепользования и застройки и его утверждения 24.11.2017 такие требования ГрК РФ предусмотрены не были. Позднее, после утверждения Решением Совета депутатов от 24.11.2017 № 526/81 «Об утверждении правил землепользования и застройки», Федеральным законом от 31.12.2017г. № 507-ФЗ статья 30 ГрК была дополнена частью 6.1., которая установила требования к определению и описанию границ территориальных зон. Согласно, утвержденной норме, обязательным приложением к правилам землепользования и застройки являются сведения о границах территориальных зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ территориальных зон, требования к точности определения координат характерных точек границ территориальных зон, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. Вместе с тем ФЗ от 31.12.2017г. № 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с принятием указанной нормы, на органы местного самоуправления, осуществившими подготовку и утверждение документов территориального планирования и правил землепользования и застройки до дня вступления в силу закона о внесении изменений в ГрК РФ была возложена обязанность подготовить сведения о границах территориальных зон в соответствии с положениями ГрК РФ в срок до 1 июня 2020 года. Во исполнение указанной нормы, Решением Совета депутатов городского округа Озёры Московской области от 25.10.2019г. № 198/22 в правила землепользования и застройки были внесены изменения - помимо карты градостроительного зонирования, содержащей графическое описание местоположения границ территориальных зон, были установлены «Сведения о границах территориальных зон», содержащие перечень координат характерных точек этих границ в системе координат. Согласно разъяснений, данных в п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. В этой связи необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке. В том случае, когда нормативный правовой акт был опубликован не полностью (например, без приложений) и оспаривается только в той части, которая была официально опубликована, порядок опубликования не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования нормативного правового акта не в полном объеме. Оспариваемые административным истцом Правила землепользования и застройки приняты уполномоченным органом местного самоуправления с соблюдением процедур, предусмотренных статьями 24 - 25, 31 - 32 ГрК РФ, и официально опубликованы в установленном порядке. Доводы административного иска о том, что раздел «Содержание» ПЗЗ 2017 года не содержит указаний на наличие в утверждаемых ПЗЗ карт территориального зонирования, не может служить основанием для признания нормативного акта недействующим, поскольку в «Содержании» приводится описание страниц текстовой части ПЗЗ 2017. Как следует из представленного в материалы дела решения от 24.11.2017, в том числе публикации в печатном издании, картографический материал является составной частью ПЗЗ 2017 года. Ссылка административного истца на письмо Минэкономразвития РФ от 16.02.2018 № ОГ-Д23-1409по вопросу внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о местоположении границ населенных пунктов, территориальных зон, и несоответствии картографического материала ПЗЗ форме, установленной Постановление Правительства РФ № 621 от 30.07.2009, является необоснованной, поскольку данное письмо нормативным правовым актом, содержащим общеобязательные правила поведения, не является, указанное Постановление Правительства РФ вопросы подготовки картографического материала ПЗЗ не регулирует. Доводы Т.М.ЯБ. о том, что о проведении публичных слушаний не было сообщено в официальном печатном издании, отклоняются судом с учетом разъяснений п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <данные изъяты><данные изъяты>. Административному истцу на праве собственности принадлежат гараж общей площадью 46,10 кв.м. инв. <данные изъяты>, лит. В, расположенный по адресу: <данные изъяты>, и гараж общей площадью 91,50 кв.м. инв. <данные изъяты>, лит. Д, расположенный по адресу: <данные изъяты> <данные изъяты> административный истец обратился в администрацию городского округа Озёры Московской области с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 580 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - размещение отдельно стоящих и пристроенных гаражей, с возможностью размещения автомобильных моек (ВРИ - 2.7.1. «Объекты гаражного назначения). К заявлению была приложена схема планируемого расположения земельного участка. По результатам рассмотрения заявления истцу было отказано в согласовании границ земельного участка, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в нескольких территориальных зонах: многофункциональной общественно-деловой зоне (0-1), зоне транспортной инфраструктуры (зоне Т) и в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (зоне Ж-2). Административным истцом также поданы два заявления о предоставлении услуги «Предварительное согласование земельного участка». Решением Администрации городского округа <данные изъяты> от <данные изъяты> №Р<данные изъяты>41503201 в представлении услуги отказано, в связи с отсутствием прав заявителя на объект капитального строительства, расположенный на испрашиваемом земельном участке, а также в связи с несоответствием цели использования земельного участка основным видам разрешенного использования, установленным в территориальных зонах проекта планировки территории, проекта межевания территории (в заявлении указан вид разрешенного использования – коммунальное обслуживание, однако на земельном участке отсутствуют объекты, отвечающие признакам объекта коммунального хозяйства, испрашиваемый вид разрешенного использования не соответствует фактическому использованию – на здании вывеска прием цветмета) Решением Администрации городского округа <данные изъяты> от <данные изъяты> №Р<данные изъяты>42137540 в представлении услуги отказано, в связи с несоответствием цели использования испрашиваемого земельного участка основным видам разрешенного использования, установленным в территориальных зонах проекта планировки территории, проекта межевания территории (в заявлении указан вид разрешенного использования – хранение автотранспорта, однако испрашиваемый вид разрешенного использования не соответствует фактическому использованию – на здании вывеска прием цветмета), а также в связи с тем, что площадь образуемого земельного участка превышает (менее) установленных предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, определенных градостроительными регламентами. Доводы о противоречии ПЗЗ 2017 года в части границ территориальных зон в части земельных участков по <данные изъяты>, Генеральному плану г.о. Озеры, утвержденному решением Совета депутатов г.о. Озеры от <данные изъяты><данные изъяты> являются необоснованными. Генеральным планом городского округа Озёры Московской области, утвержденным решением Совета депутатов городского округа Озёры Московской области от 24.11.2017 № 526/82, в оспариваемом квартале установлены функциональные зоны: многофункциональная общественно-деловая зона и зона транспортной инфраструктуры. Требование, согласно которому каждый земельный участок должен принадлежать к одной зоне, применяется только при установлении правилами землепользования и застройки территориальных зон. Согласно правилам землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Озёры Московской области, утвержденным решением Совета депутатов городского округа Озеры Московской области от 24.11.2017 № 526/82 (ред. 25.10.2019 № 198/22), границы территориальных зон в оспариваемом квартале установлены по границам земельных участков, поставленных на кадастровый учёт. Территория, в границах которой расположен земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> смежный к предлагаемому к формированию земельному I участку под гаражами ФИО1, отнесена в генеральном плане к функциональной зоне 0-1 - многофункциональной общественно-деловой зоне. Указанный земельный участок с видом разрешенного использования «объекты придорожного сервиса» отнесен к территориальной зоне Т - зоне транспортной инфраструктуры, в градостроительном регламенте которой предусмотрен данный вид разрешенного использования. Наличие факта расхождения наименования функциональных и территориальных зон не является противоречием, так как территория многофункциональной общественно-деловой зоны установлена в отношении квартала, а не конкретного земельного участка, и допускает размещение, в том числе объектов транспортной инфраструктуры. При разработке правил землепользования и застройки территории отнесение земельного участка <данные изъяты> к территориальной зоне Ж-2 - зоне застройки индивидуальными жилыми домами, обусловлено положением статьи 30 Градостроительного кодекса РФ, согласно которому границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только и одной территориальной зоне, а также фактическим землепользованием и видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> «для индивидуального жилищного строительства». Таким образом, на карте градостроительного зонирования границы территориальных зон установлены в полном соответствии с требованиями градостроительного законодательства. Административному истцу на праве собственности принадлежат гаражи лит. В и лит. Д, расположенные по адресу: <данные изъяты>. Земельный участок, на котором расположены гаражи, не сформирован и на кадастровый учет не поставлен. Согласно генеральному плану городского округа Озеры Московской области, гаражи расположены в зоне транспортной инфраструктуры (Т). Согласно правилам землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Озеры Московской области гаражи расположены в зоне транспортной инфраструктуры (Т). Формирование земельного участка под гаражами возможно таким образом, чтобы земельный участок находился в одной территориальной зоне - зоне транспортной инфраструктуры (Т). Таким образом, противоречий ПЗЗ Генеральному плану в части отображения находящихся в собственности административного истца объектов капитального строительства не имеется. Кроме того, согласно градостроительному регламенту зоны транспортной инфраструктуры (Т) для существующих объектов гаражного назначения, предназначенных для хранения личного автотранспорта граждан, имеющих одну или более общих стен с другими объектами гаражного назначения, предназначенные для хранения личного автотранспорта граждан, предельные размеры земельных участков не может превышать 50 кв.м. Истец, обращаясь в администрацию с заявлениями, просил предоставить ему земельный участок, площадью 550 кв.м. Доказательств невозможности формирования земельного участка, необходимого для использования гаражей в пределах территориальной зоны Т материалы дела не содержат. Кроме того, обращаясь в суд с указанным иском, административный истец указывает на нарушение его права на формирование земельного участка под находящимися в его собственности гаражами, расположенными по адресу: <данные изъяты>. На основании пункта 17 статьи 11 ПЗЗ в редакции решения от 25.10.2019 № 198/22 возможно выделение земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или собственность на которые не разграничена, под объектами капитального строительства, зарегистрированными до утверждения настоящих ПЗЗ. Предельные размеры земельных участков, установленные градостроительным регламентом, в данном случае не применяются, если их соблюдение невозможно в силу сложившегося землепользования. Из материалов дела следует, что в настоящее время административным истцом обжалуется отказ Администрации г.о. Озеры в предоставлении земельного участка в судебном порядке, спор рассматривается Арбитражным судом МО (дело А41-17160/2019), производство по указанному делу приостановлено. Согласно части 8 пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» указано, что отказ в рассмотрении административного иска не применяется в случаях, когда нормативные правовые акты, срок действия которых истек, продолжают применяться к определенным видам правоотношений. В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.Вместе с тем в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц. С учетом изложенного, требования административного истца в части оспаривания ПЗЗ 2017 года рассмотрены по существу. На основании изложенного суд приходит к выводу, что в настоящее время оспариваемые административным истцом нормативные акты, нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат, оснований для признания их недействующими не имеется. Руководствуясь ст. 177, 178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации РЕШИЛ: в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Совету депутатов городского округа Коломна Московской области о признании недействующими с момента принятия «Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Озёры Московской области» утвержденных Решением Совета депутатов городского округа Озёры Московской области от 24.11.2017 № 526/82 и «Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Озёры Московской области» утвержденными Решением Совета депутатов городского округа Озёры Московской области от 25.10.2019 № 198/22 в части установления границ транспортной и жилой зоны территориальной зоны в г. Озеры в пределах территории квартала (квадрата) ограниченной с юга <данные изъяты>, с востока <данные изъяты>, с севера <данные изъяты>, с запада Спортивным переулком, в том числе в пределах границ с координатами, указанными в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории изготовленного ООО «КартГеоСервис» от <данные изъяты> и границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> взыскании судебных расходов, отказать в полном объеме. На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме Судья О.В. Смышляева Дата изготовления мотивированного решения – 13 апреля 2021 года |