№ 3а-151/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 декабря 2018 г. Астраханский областной суд в составе:
председательствующего судьи Лавровой С.Е.,
при секретаре Салиховой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в Астраханский областной суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 350 000 рублей, мотивируя свои требования тем, что вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г. Астрахани от 25 ноября 2014 г. на правительство Астраханской области возложена обязанность предоставления ему благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, однако решение до настоящего времени не исполнено.
На основании Федерального закона от 30 апреля 2010 г. №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» он имеет право на присуждение компенсации. Почти четыре года правительство Астраханской области уклонялось от исполнения решения суда. Непредставление жилого помещения в течение длительного периода времени нарушает положения статей 6, 8 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В ходе подготовки административного дела к рассмотрению определением Астраханского областного суда в качестве административных ответчиков привлечены министерство финансов Астраханской области и министерство социального развития и труда Астраханской области, в качестве заинтересованных лиц агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, межрайонный отдел по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области и Управление Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области.
В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержал требования в полном объеме.
Представители правительства Астраханской области ФИО2 и агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области ФИО3 в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска.
Представитель административного ответчика - министерства финансов Астраханской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть административное дело в отсутствие представителя. В письменных возражениях министерство финансов Астраханской области просило оставить административный иск без удовлетворения, поскольку административными ответчиками предприняты все возможные меры, предусмотренные действующим законодательством, направленные на исполнение решения Кировского районного суда города Астрахани.
Представитель министерства социального развития и труда Астраханской области, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суд в известность не поставил. В письменных возражениях указал на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку правительство Астраханской области и министерство социального развития и труда Астраханской области принимают достаточные меры для исполнения судебных решений, обязывающих предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенные жилые помещения специализированного жилого фонда. Законом Астраханской области от 18 декабря 2017 г. № 89/2017-ОЗ «О бюджете Астраханской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» на реализацию мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 85409800 руб.
Представитель министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области также не явился, просил рассмотреть административное дело в его отсутствие, в письменных возражениях указал, что административный иск не подлежит удовлетворению, поскольку министерством с 2014 г. осуществляется строительство жилых домов на территории Астраханской области в пределах выделенных ассигнований. В 2017 г. завершено строительство 120 квартир для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2018 г. – 132 квартир. В дальнейшем строительство для указанных целей осуществляться не будет, поскольку денежные средства будут направляться на приобретение жилых помещений по договорам долевого участия.
Заинтересованные лица межрайонный отдел по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области и Управление Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области участие в судебном заседании своих представителей не обеспечили.
В силу статей 150, 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка указанных лиц не является препятствием для рассмотрения административного дела.
Выслушав административного истца, представителей административных ответчиков, исследовав представленные доказательства, а также материалы гражданского дела №--, исполнительного производства №---ИП, материалы по жалобам на постановления по делу об административных правонарушениях №-- и №--, Астраханский областной суд приходит к следующему.
Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (заключена 4 ноября 1950г. в городе Риме) закреплено право каждого на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (пункт 1 статья 6).
Право на судебную защиту признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и включает в себя, в том числе, право на исполнение судебного акта в разумный срок, которое реализуется посредством организации и обеспечения своевременного и эффективного исполнения судебных актов.
Вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статья 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Порядок принудительного исполнения судебных актов регламентирован Федеральным законом от 2 октября 2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в соответствии со статьей 36 которого, содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.
Согласно статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ от 30 апреля 2010 г. (в редакции от 19 декабря 2016 г.) «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации. Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок. Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Согласно пункту 5 части 9 статьи 3 этого Федерального закона, при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы субъекта Российской Федерации представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации 29 марта 2016 г. принято Постановление № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в котором даны разъяснения судам порядка рассмотрения дел данной категории в свете правовых позиций Европейского Суда и Конституционного Суда Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 40, 47, 48, 55, 56 Постановления при рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из содержания судебных актов и иных материалов дела с учетом правовой и фактической сложности дела, поведения заявителя…, а также действий органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности исполнения судебного акта. Действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта. При оценке своевременности мер, принимаемых органами, организациями и должностными лицами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, также следует принимать во внимание исключительные обстоятельства, которые обусловливали необходимость безотлагательного исполнения судебного акта и непринятие во внимание которых фактически привело к лишению лица права на судебную защиту.
Не могут рассматриваться в качестве оснований, оправдывающих нарушение разумных сроков исполнения судебного акта, обстоятельства, связанные с организацией работы органов и должностных лиц, исполняющих судебные акты, отсутствие необходимого штата сотрудников, отсутствие необходимых для исполнения денежных средств (часть 4 статьи 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Федеральным Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 428 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (статья 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статья 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В общую продолжительность судопроизводства или исполнения судебного акта подлежит включению период приостановления производства по делу или исполнения судебного акта.
В ходе рассмотрения настоящего административного дела установлено, что вступившим 26 декабря 2014 г. в законную силу решением Кировского районного суда г. Астрахани от 25 ноября 2014 г. удовлетворен иск прокурора Трусовского района г. Астрахани в интересах ФИО1 и правительство Астраханской области обязано предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Согласно Закону Астраханской области от 10 октября 2006 г. № 75/2006-ОЗ «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Астраханской области в размере 33 кв. метра общей площади на одиноко проживающих граждан (статья 1),
Формирование специализированного жилищного фонда на территории Астраханской области осуществляется путем строительства жилых домов и приобретения квартир с целью дальнейшего обеспечения жилыми помещениями лиц указанной категории.
Распоряжением правительства Астраханской области от 19 ноября 2010 г. №485-Пр «О представлении интересов правительства Астраханской области» министерство социального развития и труда Астраханской области уполномочено представлять интересы правительства Астраханской области в судах общей юрисдикции по гражданским делам, связанным с обеспечением жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в управлении Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области и его структурных подразделениях по совершению всех действий, связанных с исполнительным производством.
Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Астраханской области жилыми помещениями после 1 января 2013 г. осуществляется в порядке, установленном Законами Астраханской области от 11 февраля 2002 г. №6/2002-03 «О защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Астраханской области», от 10 октября 2006 г. № 75/2006-03 «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области», постановлением правительства Астраханской области от 19 декабря 2012 г. № 571-П «Об отдельных вопросах обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» путем предоставления жилых помещений по договорам найма жилого помещения специализированного жилищного фонда Астраханской области.
Организация исполнения судебных решений осуществляется в соответствии с постановлением правительства Астраханской области от 12 сентября 2014 г. № 399-П «О государственной программе «Социальная защита, поддержка и социальное обслуживание населения Астраханской области» и распоряжением правительства Астраханской области от 22 августа 2013 г. № 388-Пр «Об исполнении судебных решений» и реализуется через исполнительные органы государственной власти Астраханской области, в частности, министерством социального развития и труда Астраханской области организуется формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых имеются судебные решения, вступившие в законную силу до 1 января 2013 г., в порядке принятия судебных решений по месту включения претендентов в список; работа межведомственной комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) по распределению приобретенных (построенных) за счет средств бюджета Астраханской области жилых помещений по договорам социального найма; агентством по управлению государственным имуществом Астраханской области осуществляется приобретение в государственную собственность Астраханской области жилых помещений, для последующего предоставления по договорам социального найма; министерством строительства и дорожного хозяйства Астраханском области осуществляются мероприятия по оформлению земельных участков, разработке проектно-сметной документации и размещению заказов на строительство жилых домов, для реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В связи с неисполнением вступившего в законную силу судебного постановления в добровольном порядке ФИО1 --- обратился в службу судебных приставов с заявлением о возбуждении исполнительного производства.
Во исполнение решения районного суда постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области от --- возбуждено исполнительное производство №---ИП.
В постановлении судебного пристава-исполнителя должнику предложено в 5-дневный срок со дня получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Должник предупрежден об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 Уголовного кодекса Российской Федерации, за длительное неисполнение решения суда.
Определением Кировского районного суда г. Астрахани от 16 февраля 2015 г. должнику предоставлена отсрочка исполнения решения районного суда до 25 марта 2015 г.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 21 января 2015 г. с должника - правительства Астраханской области взыскан исполнительский сбор в размере <---> рублей. Определением Кировского районного суда города Астрахани от 13 июня 2018 г. должник освобожден от взыскания исполнительского сбора.
В рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем принимались меры по исполнению судебного акта в соответствии со статьей 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве», судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области должнику неоднократно (21 января 2015 г., 28 июля 2015 г., 25 ноября 2015 г., 29 марта 2016 г., 26 марта 2017 г., 11 июля 2017 г.) направлялись требования-предупреждения о необходимости исполнения решение суда и предоставлении документов, свидетельствующих о принятии мер к исполнению решения. Однако в указанные сроки вступившее в законную силу решение суда органом исполнительной власти Астраханской области исполнено не было.
Постановлением начальника межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области от 2 октября 2015 г. правительство Астраханской области привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за длительное неисполнение решения Кировского районного суда города Астрахани от 25 ноября 2014 г., в виде административного штрафа в размере <---> рублей. Решением Кировского районного суда города Астрахани от 13 ноября 2015 г. постановление отменено, производство по делу прекращено.
Постановлением начальника межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области от 9 ноября 2018 г. правительство Астраханской области привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за длительное неисполнение решения Кировского районного суда города Астрахани от 25 ноября 2014 г., в виде административного штрафа в размере <---> рублей. Решением Кировского районного суда города Астрахани от 4 декабря 2018 г. постановление отменено, производство по делу прекращено.
На неоднократные обращения ФИО1 по поводу неисполнения вступившего в законную силу решения суда министерство социального развития и труда Астраханской области в письмах от 29 февраля 2016 г. №--, от 15 августа 2016 г. №--, 14 июня 2017 г. №-- разъясняло, что он включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые приобрели право на обеспечение жилым помещением.
Из представленных административными ответчиками и заинтересованными лицами сведений следует, что законами Астраханской области о бюджете Астраханской области ежегодно предусматривались средства на мероприятия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанные средства использованы и используются исключительно на реализацию мероприятий по обеспечению жилыми помещениями лиц указанной категории.
На начало 2018 г. на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит 2 910 человек, из них по городу Астрахани 1 044 человека. Общий объем средств, необходимый для обеспечения лиц указанной категории жилыми помещениями составляет около 3 млрд. рублей (собственные налоговые и неналоговые доходы бюджета Астраханской области 2017 г. составили 26 млрд.рублей).
Правительство Астраханской области направляло обращения в Правительство Российской Федерации, министерство финансов Российской Федерации с просьбой оказания Астраханской области дополнительной финансовой помощи, в том числе на решение вопросов, связанных с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляя сводную информацию о дополнительной потребности на реализацию указанных мероприятий.
В 2014 г. агентством по управлению государственным имуществом Астраханской области в целях обеспечения указанной категории граждан по государственным контрактам приобретено в государственную собственность Астраханской области 269 жилых помещений для обеспечения указанной категории граждан; в 2015 г. проводились аукционы на приобретение жилых помещений, однако они признаны несостоявшимися, по причине отсутствия заявок на участие в аукционе; в 2016 г. - приобретены 10 жилых помещений в муниципальном образовании «Город Камызяк», 41 жилое помещение в муниципальном образовании «Город Астрахань»; в 2017 г. проведено 17 аукционов по приобретению на территории Астраханской области жилых помещений в целях формирования специализированного жилищного фонда Астраханской области для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок.
С 2014 г. государственным казенным учреждением «Управление по капитальному строительству Астраханской области» построено, введено в эксплуатацию и передано в целях предоставления детям-сиротам и лицам из их числа 44 жилых дома на 412 квартир в Володарском, Харабалинском, Икрянинском, Камызякском, Красноярском, Ахтубинском, Енотаевском и Черноярском районах Астраханской области. В Наримановском районе Астраханской области в январе 2014 г. выделен земельный участок для проектирования строительства жилья для детей-сирот и лиц из их числа. С февраля по май 2014 г. осуществлялась разработка проектной документации, в августе 2014 г. было получено положительное заключение государственной экспертизы на разработанный проект. 26 августа 2014 г. проведен открытый электронный аукцион на выполнение работ по строительству 9-этажного 72-квартирного жилого дома по улице <адрес>, однако 29 сентября 2014 г. выявлен факт несоответствия победителя аукциона предъявляемым требованиям, в связи с чем, 30 сентября 2014 г. принято решение об отказе от заключения контракта. По итогам повторного аукциона 28 ноября 2014 г. заключен государственный контракт с ООО <--->, действовавший до 30 июня 2017 г. В связи с фактическим прекращением подрядчиком работ на объекте, было принято решение о досрочном расторжении государственного контракта, готовность объекта составляла 56 %. По результатам объявленного 24 июля 2017 г. открытого аукциона на выполнение работ по завершению строительства вышеуказанного объекта, 5 сентября 2017 г. заключен государственный контракт. Срок выполнения работ по завершению строительства - в течение 270-ти календарных дней с даты заключения государственного контракта. На текущий момент выполнены наружные и внутренние инженерные сети, монтаж лифта, завершаются внутренние отделочные работы, выполняется благоустройство территории. Строительная готовность дома составляет 92%. Указанные обстоятельства подтверждаются государственными контрактами, заключениями экспертизы результатов выполненных работ по исполнению контрактов, положительным заключением государственной экспертизы проектной документации, извещениями о проведении открытых аукционов в электронной форме, протоколами.
Вышеприведенные доказательства свидетельствуют о том, что Управлением Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области, правительством Астраханской области, министерством социального развития и труда Астраханской области, агентством по управлению государственным имуществом Астраханской области, министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области принимались определенные меры по обеспечениею жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, реализация указанных мероприятий в течение почти четырех лет не привела исполнению требований исполнительного документа, возбужденного на основании вступившего в законную силу судебного постановления, принятого в пользу административного истца и к реальному исполнению должником обязанности по предоставлению жилого помещения ФИО1
Общая продолжительность исполнения решения Кировского районного суда города Астрахани от 25 ноября 2014 г. со дня поступления исполнительного листа в Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области (26 декабря 2014 г.) по день подачи административного искового заявления в суд (27 ноября 2018 г.) составила почти 3 года и 11 месяцев или 47 месяцев.
Такой срок исполнения судебного акта суд расценивает как не отвечающий критерию разумности. Из решений Европейского Суда по правам человека следует, что исполнение решения, касающегося предоставления жилого помещения, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению, однако если решение внутригосударственного суда касается предмета первой необходимости, в которой лицо нуждается, задержка даже в один год не совместима с требованиями Конвенции (Постановление Европейского Суда по делу «Людмила Дубинская против Российской Федерации» от 4 декабря 2008 г., Постановление Европейского Суда по делу «Кардашин против Российской Федерации» от 23 октября 2008 г., Постановление Европейского Суда по делу «ФИО4 и другие против Российской Федерации» от 16 сентября 2010 г., и Постановление Европейского Суда по делу «ФИО5 и другие против Российской Федерации» от 28 мая 2014 г.).
При оценке своевременности мер, принимаемых органами местного самоуправления, суд принимает во внимание исключительные обстоятельства, которые обусловливали необходимость безотлагательного исполнения судебного акта, непринятие во внимание которых фактически привело к лишению лица права на судебную защиту, а именно, что основанием для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения административному истцу явилось то обстоятельство, что ФИО1, <---> г. рождения, в <---> г. признан лицом, оставшимся без попечения родителей, находился на полном государственном обеспечении, в связи с невозможностью возвращения в закрепленное за ним жилое помещение, в <---> г. включен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, в <---> г. окончил учебное заведение (<--->). До настоящего времени орган исполнительной власти Астраханской области не принял мер по обеспечению административного истца жилым помещением в установленном законом порядке. Из объяснений административного истца следует, что постоянного места жительства у него не имеется, сохраняется регистрация в общежитии, но условий для проживания в нем не имеется, в теплое время года он вынужден жить в палатке на острове, проживает на случайные заработки.
Неисполнение судебного акта произошло по причинам, не зависящим от ФИО1
Правительство Астраханской области в подтверждение осуществления возложенных на него федеральным законодательством полномочий по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, по исполнению вступившего в законную силу судебного решения указало на наличие обстоятельств, не позволивших до настоящего времени исполнить вступившее в законную силу решение суда, ссылаясь на все принимаемые возможные меры для исполнения вступившего в законную силу в 2014 г. судебного решения.
Однако допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля правительства, подтверждающих уважительность причин неисполнения решения в срок, установленный действующим законодательством, не представлено. Не установлено таких доказательств и судом в ходе судебного разбирательства.
Утверждения, что период, в течение которого административному истцу не предоставляется жилье и не исполняется вступившее в законную силу решение суда, соответствует общим срокам обеспечения граждан жильем, поскольку у органа исполнительной власти Астраханской области отсутствуют достаточное количество соответствующего жилищного фонда и финансовых средств для покупки либо строительства квартир, не могут быть приняты судом во внимание, так как сами по себе факты отсутствия свободных жилых помещений в городе Астрахани и недостаточность денежных средств на строительство и приобретение жилья для реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являются исключительными обстоятельствами для неисполнения решения суда, поскольку его исполнение является гарантией защиты прав граждан, и не свидетельствует об отсутствии вины должника - высшего исполнительного органа государственной власти Астраханской области в неисполнении в установленный срок требований исполнительного документа.
С учетом комплекса мер, принятых органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного решения, степени сложности исполнительного производства, предмета исполнения решения суда, отсутствие объективных причин задержки исполнения судебного акта, суд полагает, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а действия органов исполнительной власти Астраханской области не являются достаточными и эффективными в целях исполнения решения суда.
Приведенные обстоятельства позволяют прийти к выводу, что административными ответчиками не приняты надлежащие меры к своевременному исполнению вступившего в законную силу решения Кировского районного суда города Астрахани от 25 ноября 2014 г. Доказательств подтверждающих намерение исполнительного органа исполнить решение суда путем ускорения процесса предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда, согласно установленным социальным нормам и отвечающее установленным санитарным и техническим нормам и требованиям не представлено.
Доводы административных ответчиков о включении административного истца в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые приобрели право на обеспечение жилым помещением и имеющих судебные решения в 2014 г. и 2015 г., а затем в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые приобрели право на обеспечение жилым помещением в 2018 г. под номером 429 не свидетельствуют о принятии мер по исполнению указанного решения суда.
В соответствии с пунктом 60 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при рассмотрении дела о взыскании компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок необходимо обеспечивать индивидуальный подход к его разрешению, при определении размера присуждаемой компенсации суду следует также учитывать практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсации вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения.
При определении размера компенсации, подлежащей присуждению, суд учитывает, что основанием для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения административному истцу явилось то обстоятельство, что он признан гражданином, находящимся в трудной жизненной ситуации, нуждающимся в особой поддержке со стороны общества и государства, меры принятые органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, обязывающего решить вопрос обеспечения жильем лица, особо в этом нуждающегося, требования административного истца, общую продолжительность нарушения и значимость его последствий для административного истца, неисполнение судебного акта до настоящего времени и невозможность исполнения в ближайшее время.
Оценивая последствия нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, их значимость для административного истца, суд учитывает, что данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь и не заменяет собой возмещение имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов. С учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека, суд считает необходимым определить компенсацию в размере 50 000 рублей. Указанная сумма позволит компенсировать негативные последствия установленного судом факта нарушения права административного истца на исполнение судебного решения в разумный срок.
В силу пункта 3 части 2 статьи 5 Федерального закона о компенсации судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.
Решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта о возложении на правительство Астраханской области обязанности обеспечить ФИО1 благоустроенным жилым помещением в разумный срок подлежит исполнению за счет средств бюджета Астраханской области министерством финансов Астраханской области (часть 3 статьи 4 Федерального закона о компенсации).
В силу пункта 2 части 1 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, взысканные денежные средства подлежат перечислению на банковский счет административного истца, указанный в представленной им выписке.
Решение суда по административному делу о присуждении компенсации, в соответствии с частью 3 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
руководствуясь статьями 175 - 176, 178, 180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Астраханский областной суд
р е ш и л :
административные исковые требования ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.
Взыскать с Астраханской области в лице министерства финансов Астраханской области за счет средств бюджета Астраханской области в пользу ФИО1 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей, перечислив указанные денежные средства на счет получателя ФИО1 № <--->, открытый в Астраханском отделении № <--->; БИК <--->; корреспондентский счет <--->.
Решение суда по административному делу, в части присуждения компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Астраханского областного суда в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.