ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-151/20 от 03.02.2021 Белгородского областного суда (Белгородская область)

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

дело №3а-24/2021

(3а-151/2020)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Белгород 3 февраля 2021 г.

Белгородский областной суд в составе

судьи Каюкова Д.В.

с ведением протокола секретарём Пановой Н.А.

с участием представителя административного истца – ФИО1, представителя административного ответчика - ФИО2, прокурора – Бригадиной В.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 о признании распоряжения Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области от 29 ноября 2017 г. №428-р не действующим в части,

установил:

ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, является собственником (право зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ) квартиры <адрес> (кадастровый ).

Распоряжением Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области от 29 ноября 2017 г. №428-р квартира включена в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее – Перечень объектов налогообложения на 2018 г.).

Распоряжение официально опубликовано и вступило в силу.

Дело возбуждено по административному иску ФИО3, поданному 13 ноября 2020 г. и уточнённому впоследствии, в котором административный истец, ссылаясь на приведенные выше обстоятельства, несоблюдение норм ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК Российской Федерации), повлекшее нарушение её прав как налогоплательщика и пенсионера, требовала признать распоряжение Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области от 29 ноября 2017 г. №428-р (в редакции 27 декабря 2017 г.) со дня принятия не действующим в части включения квартиры в Перечень объектов налогообложения на 2018 г.

В судебное заседание административный истец, извещённая надлежащим образом, не явилась. Её представитель поддержала заявленное требование по изложенным основаниям.

Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области (административный ответчик) возражал против удовлетворения административного иска, полагал, что распоряжение издано в соответствии с законом и полученной информацией о статусе объекта недвижимости административного истца, на настоящее время оно в оспариваемой части не отменено, не изменено.

Областная межведомственная комиссия по вопросам формирования перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (административный ответчик), извещённая о судебном заседании надлежащим образом, представителя и позицию не направила.

Прокурор прокуратуры Белгородской области поддержала позицию Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области, сослалась на отсутствие оснований для удовлетворения административного иска.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему решению.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (п. «и» ч. 1 ст. 72, ч.ч. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (п.п. 1, 3 ст. 3 НК Российской Федерации).

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается НК Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (ст. 15, п. 1 ст. 399 НК Российской Федерации).

Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК Российской Федерации (ст. 400 НК Российской Федерации).

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включённых в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (п. 3 ст. 402 НК Российской Федерации в редакции 4 октября 2014 г.).

На территории Белгородской области установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2016 г. (закон Белгородской области от 2 ноября 2015 г. №9).

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1, 2 п. 1 ст. 378.2 НК Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. К таким объектам отнесены: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (п. 7 ст. 378.2 НК Российской Федерации).

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты (п. 1 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, далее – КАС Российской Федерации).

Судом установлены следующие обстоятельства.

Департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области (далее - Департамент) осуществляет формирование и утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1, 2 п. 1 ст. 378.2 НК Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и издаёт по таким вопросам распоряжения, которые являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти, государственными органами, государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями Белгородской области, иными лицами в случаях, установленных нормативными правовыми актами (п.п. 3.1.9, 4.2.1 положения о Департаменте, утверждённого постановлением Правительства Белгородской области от 23 июля 2012 г. №306-пп).

Решения об утверждении перечня объектов, о внесении изменений в утвержденный перечень объектов принимаются уполномоченным органом исполнительной власти Белгородской области на основании протоколов заседаний Областной межведомственной комиссии по вопросам формирования перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Комиссия) (п. 2.2 постановления Правительства Белгородской области от 1 июня 2015 г. №218-пп).

Положение о Комиссии утверждено постановлением Правительства Белгородской области от 1 июня 2015 г. №218-пп.

Персональный состав Комиссии утверждается распоряжением Правительства области в количестве не менее пяти человек (п. 1.4 положения о Комиссии).

Заседание Комиссии по рассмотрению проекта перечня на очередной финансовый год проводится один раз в год не позднее 15 ноября текущего года. В случае наличия замечаний к проекту перечня на очередной финансовый год проводится повторное заседание Комиссии по его рассмотрению после устранения уполномоченным органом исполнительной власти области замечаний, но не позднее 28 ноября текущего года. Заседание Комиссии по рассмотрению проекта дополнений в утвержденный на очередной финансовый год перечень проводится не позднее чем за 2 рабочих дня до начала очередного налогового периода. Заседания Комиссии по рассмотрению вопросов внесения изменений в перечень проводятся один раз в квартал не позднее 20-го числа последнего месяца квартала. Комиссия правомочна принимать решения, если в заседании Комиссии участвует не менее половины от общего числа её членов. Решение Комиссии принимается большинством голосов присутствующих членов Комиссии и оформляется протоколом заседания Комиссии (п.п. 3.1, 3.4 положения о Комиссии).

Из копий материалов реестрового дела, в частности договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о государственной регистрации права, выданного ДД.ММ.ГГГГ, следует, что административный истец является собственником <данные изъяты> квартиры общей площадью <данные изъяты> м2, расположенной на -м этаже многоквартирного дома <адрес> (кадастровый ). Кадастровая стоимость квартиры составляет <данные изъяты> руб.

Распоряжением Департамента от 29 ноября 2017 г. №428-р утверждён Перечень объектов налогообложения на 2018 год, в который указанная квартира включена как нежилое помещение (порядковый ).

Распоряжение официально опубликовано 30 ноября 2017 г. на сайте «Вестник нормативных правовых актов Белгородской области» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakon.belregion.ru) и вступило в силу со дня его официального опубликования.

Распоряжением Департамента от 27 декабря 2017 г. №504-р внесены изменения в упомянутое выше распоряжение, квартира административного истца сохранила статус нежилого помещения (порядковый ).

Распоряжение официально опубликовано 27 декабря 2017 г. в том же источнике и вступило в силу со дня его официального опубликования.

Распоряжения Департамента подписаны уполномоченными должностными лицами, изданы по итогам заседаний Комиссии, проведённых 15 и 28 ноября 2017 г., 27 декабря 2017 г. с участием всех 6-ти членов Комиссии, которые единогласно принимали решения по проектам Перечня объектов налогообложения на 2018 год и вносимых в него изменений (распоряжение Правительства Белгородской области от 5 июня 2017 г. №261-рп о составе Комиссии, выписки из соответствующих протоколов заседаний Комиссии).

При оспаривании административным истцом основных нормативных положений в определённой редакции суд рассматривает такое заявление как требование об оспаривании основных нормативных положений в соответствующей редакции (п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).

Суд признаёт распоряжение от 29 ноября 2017 г. №428-р (в редакции 27 декабря 2017 г.) принятым в пределах полномочий Департамента с соблюдением требований законодательства к форме и виду нормативного правового акта, правил введения его в действие. По этим основаниям распоряжение не оспаривалось.

Вместе с тем, суд приходит к выводу, что указанное распоряжение принято без соблюдения всех требований нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру его принятия, не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушает права административного истца как налогоплательщика.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.ст. 2, 18 Конституции Российской Федерации).

Деятельность исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (преамбула Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

По смыслу приведенных выше норм исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностные лица обязаны принимать в предусмотренных процессуальных формах все зависящие от них меры к тому, чтобы установить обстоятельства, необходимые для разрешения поставленных перед ними вопросов, в целях соблюдения и защита прав и свобод человека и гражданина.

Департамент при осуществлении своих полномочий вправе запрашивать и получать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти, государственных органов Белгородской области, государственных унитарных предприятий, государственных учреждений Белгородской области, органов местного самоуправления, других лиц необходимые материалы, документы и сведения по вопросам приватизации, управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Белгородской области, использования имущества, управления и распоряжения земельными ресурсами, иным вопросам имущественных и земельных отношений (п. 4.2.6 положения о Департаменте).

Комиссия, созданная для обеспечения объективного рассмотрения вопросов формирования перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, внесения изменений в этот перечень, вправе запрашивать и получать информацию и материалы, необходимые для осуществления своей деятельности, в установленном порядке от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, государственных органов Белгородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Белгородской области, организаций и физических лиц (п.п. 1.2, 2.2, 2.2.1 положения о Комиссии).

Выписками из Единого государственного реестра недвижимости, информацией, размещённой на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (rosreestr.gov.ru), письмами филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Белгородской области от 8 апреля 2020 г. и от 27 января 2021 г. подтверждено, что 29 июня 2012 г. в государственный кадастр недвижимости в порядке информационного взаимодействия с органами технической инвентаризации внесены сведения об объекте недвижимости административного истца как нежилом помещении (офис). Эти сведения были актуальными на 29 ноября 2017 г., воспроизведены в Едином государственном реестре недвижимости до 26 января 2021 г.

Вследствие издания оспариваемого распоряжения налоговый орган направил административному истцу налоговое уведомление от 15 августа 2019 г., согласно которому административный истец как собственник нежилого помещения в доме <адрес> должен в срок не позднее 2 декабря 2019 г. уплатить налог на имущество физических лиц за 2018 г. в сумме <данные изъяты> руб., исчисленной как 2% всей кадастровой стоимости (<данные изъяты> руб.) указанного объекта недвижимости.

Между тем, согласно материалам инвентарного и реестрового дел объект недвижимости административного истца изначально имел и имеет статус жилого помещения (квартиры), который не изменялся и, исходя из объяснений представителей сторон, впоследствии был подтверждён Комиссией в ходе непосредственного обследования.

Из объяснений представителя Департамента следует, что решение о включении объекта недвижимости административного истца в Перечень объектов налогообложения на 2018 г. основано только на выписке из Единого государственного реестра недвижимости. На период формирования и утверждения названного перечня иные документы и информация, в том числе документы технического учёта (инвентаризации) объекта недвижимости административного истца, не запрашивались, фактическое использование этого объекта в порядке, утверждённом Постановлением Правительства Белгородской области от 1 июня 2015 г. №218-пп, не устанавливалось.

Действительно, в силу пп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК Российской Федерации в Перечень объектов налогообложения на 2018 год подлежали включению нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, предусматривает размещение офисов.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от марта 2020 г., письму филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Белгородской области от 8 апреля 2020 г., предъявленным представителем Департамента, объект недвижимости административного истца имел наименование и назначение «нежилое помещение» (офис), был расположен на м этаже многоквартирного дома. Наличие таких сведений у Департамента и Комиссии в период формирования и утверждения Перечня объектов налогообложения на 2018 год не отрицалось.

Между тем, суд отмечает, что перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми (ч. 3 ст. 22 Жилищного кодекса Российской Федерации, далее – ЖК Российской Федерации).

Исходя из приведенной нормы ЖК Российской Федерации и характеристик объекта недвижимости административного истца, содержавшихся в Едином государственном реестре недвижимости в период формирования и утверждения Перечня объектов налогообложения на 2018 год, разрешение вопроса о включении в этот перечень объекта недвижимости административного истца с очевидностью требовало дополнительной проверки. Статус и расположение иных объектов недвижимости в доме <адрес>, включённых в Перечень объектов налогообложения на 2018 год, не позволяли сделать вывод о том, что объект недвижимости административного истца мог быть отнесён к нежилому помещению согласно нормам ч. 3 ст. 22 ЖК Российской Федерации.

Вместе с тем, каких-либо дополнительных действий, направленных на объективное рассмотрение вопроса формирования и утверждения Перечня объектов налогообложения на 2018 год уполномоченными органами, при наличии такой возможности, своевременно не совершено.

Департаментом и Комиссией не представлено таких доказательств, которые бы бесспорно свидетельствовали о законности нахождения объекта недвижимости административного истца в названном перечне.

Следовательно, при установленных обстоятельствах, включение объекта недвижимости административного истца в Перечень объектов налогообложения на 2018 год нарушает права административного истца как налогоплательщика, предусмотренные п. 3 ст. 403, п. 2 ст. 406, ст. 407 НК Российской Федерации, а распоряжение Департамента в оспариваемой части нельзя признать соответствующим приведенным выше нормам Конституции Российской Федерации и федеральных законов.

В таком случае административный иск подлежит удовлетворению.

То обстоятельство, что 26 января 2021 г. сведения об объекте недвижимости административного истца, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, приведены в соответствие, исключены указание на нежилое помещение (офис) и признаны актуальными наименование «квартира», назначение «жилое», само по себе не влечёт отказа в удовлетворении административного иска.

В судебном заседании представители сторон пояснили, что, учитывая ответы органа государственной регистрации, кадастра и картографии на их обращения, во внесудебной процедуре не представляется возможным исправить ошибку в порядке, предусмотренном ст. 61 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», и исключить объект недвижимости административного истца из Перечня объектов налогообложения на 2018 год.

Определяя дату, с которой распоряжение Департамента должно быть признано не действующим в оспариваемой части, суд учитывает, что административный истец являлся плательщиком налога на имущество физических лиц за 2018 г., и в этой связи полагает, что полное восстановление нарушенных прав административного истца может быть обеспечено признанием оспариваемых положений недействующими со дня их принятия.

Оснований для иных выводов по существу спора суд не усматривает.

Руководствуясь ст. 215 КАС Российской Федерации, суд

решил:

административный иск ФИО3 удовлетворить.

Признать распоряжение Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области от 29 ноября 2017 г. №428-р (в редакции 27 декабря 2017 г.) со дня его принятия не действующим в части включения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год помещения в доме <адрес> (порядковый , кадастровый ).

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в официальном источнике, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи через Белгородский областной суд апелляционной жалобы (представления) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Д.В. Каюков

Мотивированное решение изготовлено 16 февраля 2021 г.

Решение01.03.2021