ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-151/20 от 14.07.2020 Омского областного суда (Омская область)

Дело № 3а-151/2020

№ <...>

строка стат. отчета 3.011

Омский областной суд

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский областной суд в составе

председательствующего судьи Ланцовой М.В.

при секретаре Бердовой А.А.

с участием прокурора Свита М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 14 июля 2020 г. административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Омскоблгаз» к Региональной энергетической комиссии Омской области о признании не действующим в части приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 14 ноября 2019 года № 280/71 «Об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям Акционерного общества «Омскоблгаз»»,

у с т а н о в и л:

приказом Региональной энергетической комиссии Омской области (далее – РЭК Омской области) от 14 ноября 2019 года № 280/71 «Об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям Акционерного общества «Омскоблгаз»», установлена плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным часовым расходом газа, не превышающим 15 куб. метров в час включительно, с учетом расхода газа газоиспользующим оборудованием, ранее подключенным в данной точке подключения, (для Заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), в размере 22 188,76 руб. (без учета НДС) (п. 1); установлена плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным часовым расходом газа, не превышающим 5 куб. метров в час включительно, с учетом расхода газа газоиспользующим оборудованием, ранее подключенным в данной точке подключения, (для прочих Заявителей), в размере 67 024,42 руб. (с учетом НДС) (п. 2); определены выпадающие расходы Акционерного общества «Омскоблгаз» от технологического присоединения по пункту 1 настоящего приказа в сумме 0,00 тыс. руб., размер экономически обоснованной платы за технологическое присоединение к газораспределительным сетям составляет 22,19 тыс. руб. (без учета НДС) (абз. 2 п. 4); в пункте 5 приказа установлено, что размер платы, установленный в пунктах 1, 2 настоящего приказа действует с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года. (т. 1 л.д. 113-114).

Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 19 ноября 2019 года. (т. 1 л.д. 115).

Акционерное общество «Омскоблгаз» обратилось в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнения предмета иска) о признании не действующими с момента принятия пункта 1 и абзаца 2 пункта 4 указанного приказа, ссылаясь на их несоответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу.

В обоснование требований указано, что при вынесении оспариваемого приказа РЭК Омской области безосновательно не приняла во внимание информацию и обосновывающие документы, представленные АО «Омскоблгаз» в ходе тарифного регулирования, относительно количества фактических подключений (технологическом присоединении) в 2017 году для случаев, указанных в подпункте «а» пункта 4 Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных приказом ФАС России от 16.08.2018 № 1151/18, что привело к занижению размера платы. (т. 1 л.д. 3-10, 179-185, т. 2 л.д. 5-9, 14-18, 86).

В судебном заседании представитель АО «Омскоблгаз» Рау О.В. заявленные требования поддержала.

Представитель РЭК Омской области Стельмашек Б.Н. против удовлетворения требований возражал, ссылаясь на принятие приказа в пределах компетенции и с соблюдением установленного порядка, отсутствие нарушений при установлении оспариваемых тарифов. (письменный отзыв – т. 1 л.д. 77-78, 195).

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Свита М.Н., полагавшей, что имеются правовые основания для удовлетворения административных исковых заявлений, суд приходит к следующим выводам.

Государственное регулирование платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон о газоснабжении), Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. № 1021 «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации» (далее - Основные положения), а также Методическими указаниями по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных приказом ФАС России от 16.08.2018 № 1151/18 (далее – Методические указания).

В соответствии со статьей 23.2 Закона о газоснабжении государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (далее - технологическое присоединение) и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.

Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

На основании Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года № 212-п, указанная комиссия является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти Омской области. К полномочиям Региональной энергетической комиссии Омской области относится установление размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину (пункт 1, подпункт 4 пункта 11).

Согласно пункту 3 названного Положения Региональная энергетическая комиссия Омской области издает правовые акты в форме приказов и распоряжений по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральным и областным законодательством.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в предусмотренной форме и с соблюдением установленного порядка его опубликования.

В соответствии с пунктом 26(21) Основных положений газораспределительные организации ежегодно, не позднее 1 октября, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) прогнозные сведения о планируемых расходах на технологическое присоединение на очередной календарный год в соответствии с методическими указаниями по определению платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов).

На основе представленных сведений органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают на очередной календарный год для каждой газораспределительной организации, к газораспределительным сетям которой планируется подключение новых потребителей газа, плату за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования, указанную в пункте 26(22) настоящих Основных положений, к газораспределительным сетям, а также стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение, не позднее 31 декабря года, предшествующего очередному году.

Методические указания определяют, в том числе процедуру и порядок расчета размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (пункт 2).

В соответствии с пунктом 4 Методических указаний регулирующими органами на очередной календарный год устанавливаются размер:

а) платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным часовым расходом газа, не превышающим 15 куб. метров в час (м3/час) включительно, с учетом расхода газа газоиспользующим оборудованием, ранее подключенным в данной точке подключения, (для Заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до газораспределительной сети с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров, и мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа и необходимости выполнения мероприятий по прокладке газопровода бестраншейным способом) в соответствии с утвержденной схемой газоснабжения территории муниципального образования;

б) платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным часовым расходом газа, не превышающим 5 м3/час включительно, с учетом расхода газа газоиспользующим оборудованием, ранее подключенным в данной точке подключения (для прочих Заявителей), при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до газораспределительной сети с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров, и мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа и необходимости выполнения мероприятий по прокладке газопровода бестраншейным способом) в соответствии с утвержденной схемой газоснабжения территории муниципального образования;

в) стандартизированных тарифных ставок, используемых для определения платы за технологическое присоединение, для случаев технологического присоединения газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа 500 м3/час и менее и (или) проектным рабочим давлением в присоединяемом газопроводе 0,6 МПа и менее, кроме случаев, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта, и установления размера платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.

Перечень материалов, направляемых регулируемой организацией в регулирующий орган, для расчета размера платы, предусмотренной подпунктами «а» и «б» пункта 4, установлен пунктом 12 Методических указаний. К таковым относится, в том числе, информация о фактическом количестве технологических присоединений в случаях, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 4 настоящих Методических указаний, по исполненным договорам за соответствующий календарный год из предусмотренных пунктом 14 настоящих Методических указаний.

В силу пункта 14 Методических указаний параметры, используемые для расчета размера платы за технологическое присоединение для случаев, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 4 настоящих Методических указаний, определяются исходя из фактических данных об исполненных договорах о подключении, по которым подписан акт о подключении (технологическом присоединении):

за календарный год, предшествующий текущему году, при утверждении платы за технологическое присоединение на 2019 год;

за два календарных года, предшествующих текущему году, при утверждении платы за технологическое присоединение на 2020 год;

за последние три календарных года, предшествующих текущему году, при утверждении платы за технологическое присоединение на 2021 год и последующие годы.

Согласно пункту 15 Методических указаний фактические расходы, используемые для расчета размера платы за технологическое присоединение, определяются по договорам о подключении, по которым подписан акт о подключении (технологическом присоединении) в соответствующем году из предусмотренных пунктом 14 настоящих Методических указаний, вне зависимости от периода, в течение которого данные расходы были понесены.

В случае если ГРО в предыдущие годы не осуществляла подключение (технологическое присоединение), расчет размера платы за технологическое присоединение производится исходя из средних фактических данных по газораспределительным организациям в границах одного субъекта Российской Федерации, имеющим аналогичную структуру и характеристики газового хозяйства, или по имеющимся сведениям о планируемых расходах указанной ГРО на строительство газораспределительной сети в рамках мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в очередном календарном году.

30.09.2019 письмом исх.№ <...> АО «Омскоблгаз» направило в РЭК Омской области заявление об установлении размера платы за технологическое присоединение, стандартизированных ставок на 2020 год, приложив обосновывающие материалы о фактических данных об исполненных договорах о подключении, по которым подписан акт о подключении (технологическом присоединении) в соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Методических указаний за 2017 и 2018 годы.

При подаче заявления административным истцом указано на наличие одного технологического подключения в 2017 году, отвечающего требованиям подпункта «а» пункта 4 Методических указаний, - заявитель ИП Минкаилова З.Р. (использование газа для целей предпринимательской деятельности на объекте: <...>), а также об отсутствии технологических подключений в 2018 году. (т. 1 л.д. 63, 64).

Письмом от 11.11.2019 административным истцом в РЭК Омской области представлен уточненный расчет платы за технологическое присоединение на 2020 год, в котором указано об отсутствии за период 2017-2018 г.г. технологических присоединений газоиспользующего оборудования заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской деятельности. Указано, что присоединение объекта заявителя Минкаиловой З.Р. фактически было осуществлено 17.10.2016. (т. 1 л.д. 45-47).

К заявлению административным истцом приложены акт-наряд № <...> от <...>, согласно которому в указанную дату произведен первичный пуск газа на объект, расположенный в <...>А (т. 1 л.д. 55-56); доверенность, выданная Давыдову А.Н. для представления интересов Минкаиловой З.Р., от 27.04.2016 (т. 1 л.д. 57); договор транспортировки газа № 3165/2016 от 19.09.2016, заключенный между АО «Омскоблгаз» и ИП Минкаиловой З.Р., предметом которого является оказание услуг по транспортировке газа с 1 сентября 2016 года по 31 декабря 2016 года с пролонгацией действия договора на каждый последующий календарный год (т. 1 л.д. 58).

Также АО «Омскоблгаз» предоставило регулирующей организации анализ субконто сч. 62 по договору № <...> от 19.09.2016 за 2016, 2017 годы, из которых следует начисление платы за транспортировку газа контрагента Минкаиловой З.Р., начиная с сентября 2016 года (т. 1 л.д. 49, 50); справку ООО «Газпром межрегионгаз Омск» от 08.11.2019 о фактических объемах поставки газа на объект ИП Минкаиловой З.Р. также с сентября 2016 года (т. 1 л.д. 52); акт о подключении от 17.10.2016 (т. 1 л.д. 53, 54) (тарифное дело - файл).

Вместе с тем, согласно выписке из протокола заседания РЭК Омской области от 14 ноября 2019 года № 71 (т. 1 л.д. 79-81), экспертному заключению об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения АО «Омскоблгаз» на 2020 год (т. 1 л.д. 82-104), при расчете размера платы для заявителей, указанных в подпункте «а» пункта 4 Методических указаний, административным ответчиком принято 1 технологическое присоединение за 2017 год.

Таким образом, административным ответчиком при расчете указанной платы не были приняты документы, представленные АО «Омскоблгаз» 11.11.2019, что, по мнению административного истца, привело к занижению ее размера.

Судом проверены доводы регулируемой организации о фактическом подключении ИП Минкаиловой З.Р. к сетям газораспределения АО «Омскоблгаз» в 2016 году. Указанное обстоятельство нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.

Согласно пункту 2 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314, подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения представляет собой совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.

В силу пунктов 4, 5, 8 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановление Правительства РФ от 05.02.1998 № 162 до начала использования газа в качестве топлива покупатель должен выполнить технические условия на присоединение к газораспределительной системе газоиспользующего оборудования.

Поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов.

Порядок и условия транспортировки газа по газотранспортной системе устанавливаются газотранспортной или газораспределительной организацией и оформляются договором в соответствии с настоящими Правилами.

Кроме представленных РЭК Омской области и суду вышеуказанных документов, обстоятельства фактического подключения объекта ИП Минкаиловой З.Р. подтверждается материалами проверки Калачинской межрайонной прокуратуры Омской области по обращению РЭК Омской области от 20.11.2019 (т. 1 л.д. 116-117, 127-172), ответом запрос суда ООО «Газпром межрегионгаз Омск» о фактических поставленных и оплаченных объемах газа ИП Минкаиловой З.Р. в 2016 году (т. 1 л.д. 122, 176), представленной административным истцом первичной документацией об оплате услуги по транспортировке газа указанным лицом, начиная с 2016 года (т. 1 л.д. 186-194).

Ссылки административного ответчика в обоснование возражений на иск на представление АО «Омскоблгаз» дополнительных документов за пределами установленного срока (т.е. после 1 октября текущего года); совокупность имеющихся у РЭК Омской области данных, свидетельствующих о недостоверности дополнительно представленной информации; отсутствие в бухгалтерских документах сведений, подтверждающих факт подключения ИП Минкаиловой З.Р. в 2016 году, судом отклоняются по следующим основаниям.

Пунктами 19, 20 административного регламента предоставления государственной услуги «Установление платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину», утвержденного приказом РЭК Омской области от 26.10.2016 № 32-П, предусмотрено, что в случае если в ходе анализа предложения Заявителя возникнет необходимость уточнения предложения и (или) его обоснования, РЭК Омской области запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а Заявитель представляет их в течение 5 дней со дня поступления запроса. Заявитель также имеет право представить по собственной инициативе иные обосновывающие материалы, не предусмотренные в пунктах 17, 18 настоящего Административного регламента.

Таким образом, право на представление дополнительных материалов до принятия регулирующим органом решения допускается как по запросу РЭК Омской области, так и по инициативе заявителя.

При наличии сведений об ошибочности ранее представленной информации о фактических подключениях в 2017 году административный ответчик имел возможность запросить в АО «Омскоблгаз» уточняющую информацию.

Суд отмечает, что после принятия оспариваемого приказа РЭК Омской области направило обращение в прокуратуру Омской области о проведении проверки по факту присоединения Минкаиловой З.Р. к сетям газораспределения АО «Омскоблгаз». Проверка завершена 09.01.2020. (т. 1 л.д. 130-132).

Размер аналогичной платы на 2019 год и ранее определялся на основании Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных приказом ФСТ России от 28.04.2014 № 101-э/3 (утратили силу 16.12.2018), согласно пунктам 5, 9, 13 которых газораспределительными организациям представлялись в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов сведения о планируемых расходах за технологическое присоединение на очередной календарный год.

Тогда как в силу действующих Методических указаний, впервые примененных в отношении АО «Омскоблгаз» при установлении платы на 2020 год, фактические расходы, используемые для расчета размера платы за технологическое присоединение, стали определятся на основании количества договоров о подключении, по которым подписан акт о подключении (технологическом присоединении) в соответствующем году.

Таким образом, до установления платы на 2020 год акт о подключении (технологическом присоединении) не имел определяющего значения.

Согласно пояснениям представителя административного истца ошибка в оформлении акта о подключении объекта капитального строительства заявителя Минкаиловой З.Р. была выявлена после передачи <...> материалов в РЭК Омской области. Акт был датирован 29 декабря 2017 года вместо 17.10.2016 (датой фактического подключения объекта) в связи с тем, что работы по фактическому подключению и пуску газа выполнялись в г. Калачинске работниками филиала «Калачинскмежрегионгаз», тогда как акт о подключении составлялся сотрудником отдела капитального строительства, расположенном в г. Омске. Информация о выполненном присоединении из филиала поступила в ОКС в 2017 году, при подготовке акта сотрудник не проверил точные даты подключения и датировал акт произвольно. Документ был передан в бухгалтерию также в декабре 2017 года, в регистрах бухгалтерского учета в 2017 году отражена информация о хозяйственной операции по договору о подключении № 1625/2015 от 09.04.2015. Со ссылкой на положения пунктов п.п. 6, 9 Положения по бухгалтерскому учету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (ПБУ 22/2010)", утвержденного приказом Минфина России от 28.06.2010 № 63н, бухгалтерская отчетность не исправлялась по причине отсутствия изменений в объемах поставок, цене договора, контрагента, а также в связи с исполнением сторонами условий договора о подключении № 1625/2015 от 09.04.2015 и отсутствием задолженности.

Доводы представителя РЭК Омской области о направлении в 2017, 2018, 2019 г.г. информации в ФАС России в целях исполнения п. 26 (22) Основных положений относительно размера фактически сложившихся выпадающих доходах (дополнительной прибыли), копий приказов об установлении плат за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (т. 1 л.д. 197-199, 202-204, 223-225), в которых была отражена ранее представленная административным истцом информация об одном технологическом присоединении по пункту «а» пункта 5 ранее действовавших Методических указаний и подпункту «а» пункта 4 Методических указаний, действующих в настоящее время, основанием для отказа в иске явиться на может.

Согласно пункту 26 (22) Основных положений для компенсации выпадающих доходов газораспределительных организаций посредством учета соответствующих средств при установлении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляют соответствующую информацию с приложением принятых решений и расчетов в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в срок до 15 ноября года, предшествующего очередному году.

Тарифы на транспортировку природного газа для АО «Омскоблгаз» были утверждены в 2015 году приказом ФАС России от 19 мая 2015 года № 168-э/2 и до настоящего времени не менялись; изменения, внесенные в приказ в 2018 году на основании приказа ФАС России от 26 июня 2018 года № 866/18, касались исключения тарифов на транспортировку природного газа населению. (т. 2 л.д. 14-18, 35-52).

Кроме того, согласно представленной РЭК Омской области в ФАС России информации о сумме выпадающих доходов от деятельности по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности: за 2016 и 2017 годы регулируемая организации имела положительный финансовый результат деятельности (13,94 тыс. руб. и 32,75 тыс. руб. соответственно), по итогам 2018 года выпадающие доходы/дополнительная прибыль у организации отсутствовали.

Иных обстоятельств, свидетельствующих о влиянии ранее предоставленной АО «Омскоблгаз» информации о наличии одного технологического присоединения в 2017 году на отношения в сфере тарифного регулирования с участием административного истца, административным ответчиком не представлено.

Суд отмечает, что на основании приказа РЭК Омской области от 14 ноября 2014 года № 296/64 размер платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям ОАО «Омскоблгаз» составил как для заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности, так и для прочих заявителей 50 000 рублей. (т. 2 л.д. 10). В последующем начиная с 2016 года размер платы ежегодно индексировался на прогнозный среднегодовой уровень инфляции согласно пункту 8 Методических указаний № 101-э/3 от 28.04.2014, был равным для обеих категорий заявителей и составлял 62 210,56 рублей на 2018 год, 65 072,25 рублей на 2019 год. (т. 1 л.д. 225, 199)

Оспариваемым приказом для заявителей, указанных в подпункте «а» пункта 4 Методических указаний, плата установлена в размере 22 188,76 руб.; для прочих заявителей - 67 024,42 руб.

В случае принятия РЭК Омской области информации об отсутствии в 2017 году технологических присоединений заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности размер платы подлежал установлению согласно пункту 15 Методических указаний, т.е. исходя из средних фактических данных по газораспределительным организациям в границах одного субъекта Российской Федерации, имеющим аналогичную структуру и характеристики газового хозяйства, или по имеющимся сведениям о планируемых расходах указанной ГРО на строительство газораспределительной сети в рамках мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в очередном календарном году.

Исходя из положений абз. 4 пункта 14 количество фактически исполненных договоров о подключении за 2017 год подлежит учету при установлении размера платы на 2021 год.

При таком положении суд приходит к выводу о том, что установленный пунктом 1 и абзац 2 пункта 4 оспариваемого приказа размер платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования для заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности не соответствует Основным положениям, а также действующим Методическим указаниям.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Размер установленной пунктом 1 оспариваемого приказа платы за технологическое присоединение на основании пункта 26(22) Основных положений применен регулируемой организацией при заключении договоров от 8 июля 2020 года между АО «Омскоблгаз» и ООО «СГК» (т. 2 л.д. 17-18, 53-85).

Исходя из правовой позиции, приведенной в п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд полагает, что пункт 1 и взаимосвязанный с ним абзац 2 пункта 4 оспариваемого приказа РЭК Омской области подлежат признанию не действующими со дня вступления решения в законную силу.

Суд, с учетом положений п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ, полагает возможным ограничиться указанием на опубликование сообщения о принятии настоящего решения в официальном печатном издании органов исполнительной власти Омской области, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, или ином печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты органов исполнительной власти Омской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В силу ч. 1 ст. 111, ст. 112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 настоящего Кодекса.

Учитывая, что главой 21 КАС РФ, регламентирующей производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов, вопрос о судебных расходах должен быть разрешен в соответствии с вышеприведенными правилами гл. 10 КАС РФ.

Из материалов административного дела усматривается, что при обращении в суд с административным исковым заявлением АО «Омскоблгаз» уплачена государственная пошлина в размере 4 500 рублей (т. 1 л.д. 11). Указанные расходы административного истца в силу положений ч. 1 ст. 103, ч. 1 ст. 111, ст. 112 КАС РФ подлежат возмещению РЭК Омской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление акционерного общества «Омскоблгаз» удовлетворить.

Признать не действующими с даты вступления решения в законную силу пункт 1 и абзац 2 пункта 4 приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 14 ноября 2019 года № 280/71 «Об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям Акционерного общества «Омскоблгаз»».

Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в официальном печатном издании органов исполнительной власти Омской области, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, или ином печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты органов исполнительной власти Омской области, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Региональной энергетической комиссии Омской области в пользу акционерного общества «Омскоблгаз» судебные расходы в сумме 4500 рублей.

На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.В. Ланцова

Мотивированное решение изготовлено 23 июля 2020 года.