ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-151/20 от 15.07.2020 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Административное дело № 3а-151/2020

21OS0000-01-2020-000052-89

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

15 июля 2020 года г.Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Евлогиевой Т.Н.

при секретаре Александрове П.А.,

с участием:

представителя административного истца Громовой С.А.,

представителя Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Васильева С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Иванова Юрия Кирилловича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,

у с т а н о в и л :

Иванов Ю.К. обратился в суд с административным исковым заявлением в котором, с учетом уточнений искового заявления от 20 и 23 июня 2020 года, просил об установлении кадастровой стоимости трех объектов капитального строительства:

– нежилого помещения, с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 198,4 кв.м этаж: цокольный, расположенного по <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 2177 440 рублей 00 коп. по состоянию на 1 января 2018 года;

– нежилого помещения, с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 207,4 кв.м этаж: второй, расположенного по <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1982 537 рублей 00 коп. по состоянию на 1 января 2018 года;

– нежилого помещения, с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 210,7 кв.м этаж: первый, расположенного по адресу<адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 3073060 рублей 00 коп. по состоянию на 1 января 2018 года.

Иск мотивирован тем, что указанные объекты недвижимости принадлежат истцу на праве собственности; постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2018 года № 457 утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года, по данным Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) кадастровая стоимость нежилого помещения, с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 198,4 на указанную дату составляет 3396211,20 руб.; нежилого помещения, с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 207,4 кв.м. - 4329601,51 рублей; нежилого помещения, с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 210,7 кв.м. – 4398491, 03 рублей.

Административный ответчик Кабинет Министров Чувашской Республики в письменном отзыве на иск сообщило, что в соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением «Чуваштехинвентаризация». Процедура проведения государственной кадастровой оценки, соответствие требованиям ФЗ «О государственной кадастровой оценке», принятие законодательных актов республиканских органов исполнительной власти полностью соблюдены (л.д.8-9 т.2).

Административный ответчик - БУ «Чуваштехинвентаризация» Минюста Чувашии постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 8 апреля 2020 года №149 переименовано в БУ «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, с сохранением его основных целей деятельности.

Административный ответчик БУ «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики в письменных отзывах на иск сообщило, что Министерством юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики, являющимся уполномоченным органом субъекта Российской Федерации по вопросам государственной кадастровой оценки недвижимости на территории Чувашской Республики, в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее- Закон о государственной кадастровой оценке) было принято решение о проведении в 2018 году государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов). Процедура проведения государственной кадастровой оценки, соответствие требованиям ФЗ «О государственной кадастровой оценке», принятие законодательных актов республиканских органов исполнительной власти полностью соблюдены (л.д.217-218 т.1).

Заинтересованное лицо - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Чувашской Республике в письменном отзыве на иск сообщило, что государственная кадастровая оценка объектов капитального строительства по состоянию на 1 января 2018 года проведена БУ ЧР «Чуваштехинвентаризация» Минюста Чувашии, наделенное полномочиями по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.09.2016 №391; по результатам проведенных БУ ЧР «Чуваштехинвентаризация» Минюста Чувашии работ был составлен отчет об итогах государственной кадастровой оценки от 01.10.2018 № 01-ГКО-21-2018. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2018 года № 457 кадастровая стоимость нежилых помещений, принадлежащих административному истцу, была определена по состоянию на 1 января 2018 года в ходе государственной кадастровой оценки. Просило о рассмотрении дела без участия представителя учреждения. (л.д.211-212 т.1).

В судебном заседании административный истец Иванов Ю.К. не участвовал; представитель административного истца Громова С.А. поддержала административный иск, с учетом уточнений административных исковых требований.

Представитель административного ответчика Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Васильев С.В. оставил разрешение исковых требований на усмотрение суда.

Представитель административного ответчика БУ «Чуваштехинветаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Артемьева А.В. в судебном заседании после объявленного перерыва не участвовала; в судебном заседании 26 июня 2020 года поддержала письменные отзывы на административное исковое заявление, выразив замечания по поводу представленного административным истцом отчета.

Представители административного ответчика – Кабинета Министров Чувашской Республики, заинтересованных лиц – Государственной службы Чувашской Республики по делам юстиции, администрации Вурнарского городского поселения Чувашской Республики, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Чувашской Республике, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управление Росреестра по Чувашской Республики), извещенные надлежащим образом о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили.

Неявка представителей административных ответчиков - БУ «Чуваштехинветаризация» и Кабинета Министров Чувашской Республики не является препятствием для рассмотрения дела.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, пояснения эксперта ФИО1, исследовав материалы административного дела, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, с учетом, что остальные лица, участвующие в деле, о судебном заседании извещены надлежащим образом, суд приходит к следующему.

Согласно выписок из ЕГРН от 21.04.2020 , и с 15.03.2014 за административным истцом Ивановым Ю.К. на праве собственности зарегистрированы следующие объекты недвижимого имущества:

- нежилое помещение с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 198,4 кв.м этаж: цокольный, расположенный по <адрес>;

– нежилое помещение, с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 207,4 кв.м этаж: второй, расположенный по <адрес>»;

– нежилое помещение, с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 210,7 кв.м этаж: первый, расположенного по <адрес> (л.д.11-19 т.1).

В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Обязанность по доказыванию размера действительной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости возложена законом на административного истца (часть 5 статьи 247, пункт 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункт 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление N 28)).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о государственной кадастровой оценке кадастровая стоимость - это стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 названного Федерального закона.

В силу пунктов 1.2, 1.7 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 мая 2017 года N 226 "Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке", изданного в соответствии со статьей 5 Закона о государственной кадастровой оценке, кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной и иной информации, связанной с экономическими характеристиками его использования, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект.

Кадастровая стоимость представляет собой наиболее вероятную цену объекта недвижимости, по которой он может быть приобретен исходя из возможности продолжения фактического вида его использования независимо от ограничений на распоряжение этим объектом. При использовании для определения кадастровой стоимости наблюдаемых на рынке цен такие цены не корректируются на затраты, связанные с особенностями проведения сделки.

Аналогичные положения закреплены в пункте 3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года N 508.

Массовой оценкой недвижимости именуется процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке (пункт 6 ФСО N 4).

Для построения модели оценки оценщик осуществляет сбор достаточной и достоверной рыночной информации об объектах недвижимости. При построении модели оценки оценщик использует ценовую информацию, соответствующую сложившемуся уровню рыночных цен (пункт 11 ФСО N 4).

В свою очередь под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, и не обязаны ее совершать, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Определение рыночной стоимости предполагает наличие свободного волеизъявления сторон на совершение сделки, наличие об объекте оценки всей необходимой информации и некоторые другие факторы (статья 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).

Из приведенных выше определений кадастровой и рыночной стоимостей следует, что при определении стоимости объекта недвижимости методом массовой оценки все его индивидуальные характеристики не учитываются, а сама стоимость определяется исходя из построенной на основании полученной информации о рынке объекта оценки и ценообразующих факторов модели оценки, тогда как определение рыночной стоимости объекта оценки, напротив, всегда учитывает все индивидуальные характеристики конкретного объекта.

Следовательно, по своей сути определение рыночной стоимости при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости является уточнением результата, полученного при кадастровой оценке методом массовой оценки без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, и на достоверность его кадастровой стоимости не влияет.

В соответствии с п.1 ст.22 Закона о государственной кадастровой оценке результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, … в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п.7 ст.22 Закона о государственной кадастровой оценке).

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 сентября 2016 года № 391 полномочиями по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости наделенобюджетное учреждение «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики. По результатам проведенных бюджетным учреждением «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики работ был составлен отчет об итогах государственной кадастровой оценки от 1 октября 2018 года № 01-ГКО-21-2018.

Государственная кадастровая оценка объектов капитального строительства на территории Чувашской Республики проведена в отношении объектов, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), по состоянию на 1 января 2018 года.

В соответствии со ст.400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст.401 настоящего Кодекса.

Согласно ст.401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

На основании п.1 ст.402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.

Пункт 2 ст.402 НК РФ определяет, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

В абзаце третьем пункта 1 ст.402 НК РФ указано, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

Законом Чувашской Республики от 30 сентября 2015 года № 42 «Об установлении единой даты начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – с 1 января 2016 года.

Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», вступившим в силу с 1 января 2017 года.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 декабря 2016 № 512 установлено, что с 1 января 2017 года проведение государственной кадастровой оценки на территории Чувашской Республики осуществляется в соответствии с Законом о государственной кадастровой оценке.

Согласно п.п.2 п.1 ст.3 названного выше Закона кадастровая стоимость – стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со ст.16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.

Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (п.1, 2 ст.6 Закона о государственной кадастровой оценке).

Распоряжением Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 18 сентября 2017 года № 913-р принято решение о проведении в 2018 году государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов) на территории Чувашской Республики в соответствии с Законом о государственной кадастровой оценке.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 сентября 2016 года № 391 полномочиями по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости наделено бюджетное учреждение «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики (в настоящее время переименовано в БУ «Чуваштехинветаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики).

По результатам проведенных данным учреждением работ был составлен отчет об итогах государственной кадастровой оценки от 1 октября 2018 года № 01-ГКО-21-2018.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2018 года № 457 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Чувашской Республики», вступившим в силу 1 января 2019 года, утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов) на территории Чувашской Республики.

Согласно выписок из ЕГРН №№ , кадастровая стоимость нежилых помещений, расположенных по <адрес> по состоянию на дату определения кадастровой стоимости 1 января 2018 годасоставляет:

– нежилого помещения, с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 198,4 кв.м этаж: цокольный, 3396211,2 рублей;

– нежилого помещения, с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 207,4 кв.м этаж: второй, 4329601,51 рублей;

– нежилого помещения, с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 210,7 кв.м этаж: первый, 4 398491,03 рублей (л.д.20-22 т.1).

Таким образом, установленная кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости затрагивает права и обязанности административного истца.

В обоснование заявленного требования об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости равной их рыночной стоимости административным истцом представлен отчет №98-02/2020 от 28 февраля 2020 года (л.д.33-198 т.1) и дополнения к отчету от 23.06.2020 №72 (л.д.99-100 т.2), от 25.06.2020 № 74 (л.д.52 т.2), выполненные оценщиком ООО «Агентство оценки собственности», согласно которому рыночная стоимость нежилых помещений по состоянию на 1 января 2018 года составляет:

– нежилого помещения, с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 198,4 кв.м этаж: цокольный, расположенного по <адрес> 2177 440 рублей 00 коп.;

– нежилого помещения, с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 207,4 кв.м этаж: второй, расположенного по <адрес> 1982 537 рублей 00 коп.;

– нежилого помещения, с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 210,7 кв.м этаж: первый, расположенного по <адрес> 3073060 рублей 00 коп.

В отчете содержится подробное описание объектов оценки нежилых помещений, из которых помещения с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 198,4 кв.м этаж: цокольный, и с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 207,4 кв.м этаж: второй - используются под кафе; нежилое помещение с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 210,7 кв.м этаж: первый – используется под продовольственный магазин с вспомогательными помещениями (л.д.67 т.1).

Мотивированно отказавшись от использования затратного и доходного подходов, оценщик использовал при определении рыночной цены предмета оценки сравнительный подход (л.д.99-102 т.1).

Оценив представленный административным истцом отчет об оценке, суд приходит к выводу о том, что оснований не доверять ему не имеется, поскольку доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объектов недвижимости, и сведений об их рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено; судом выносился на обсуждение лиц, участвующих в деле, вопрос о назначении судебной экспертизы, вместе с тем, ходатайство о назначении судебной экспертизы не заявлено, оснований для назначения судебной экспертизы по собственной инициативе судом не установлено.

Бюджетным учреждением «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики приведены замечания на представленный административным истцом отчет ООО «Агентство оценки собственности», содержащиеся в отзыве на административное исковое заявление от 15.05.2020 (л.д.233-234 т.1), на который ООО «Агентство оценки собственности» представило свои письменные возражения и пояснения.

Кроме того, в целях понимания выводов эксперта и устранения изложенных в отзыве на иск замечаний к отчету, в судебное заседание вызван и опрошен эксперт, проводивший исследование - ФИО1

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, в том числе отчет оценщика, дополнения к нему и результаты опроса оценщика в судебном заседании, суд приходит к выводу, что данное в отчете заключение имеет доказательственное значение, не противоречит материалам дела, проверено при опросе оценщика в судебном заседании, в связи с чем оснований не принять в качестве доказательства данный отчет с дополнением к нему, не имеется, поскольку он соответствует требованиям относимости и допустимости, является надлежащими доказательством того, что размер кадастровой стоимости объектов недвижимости необоснованно завышен по отношению к их рыночной стоимости.

Заключение оценщика содержит подробное описание проведенного исследования и итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости на дату определения оспариваемой истцом кадастровой стоимости. Вывод оценщика о рыночной стоимости объектов недвижимого имущества основан на применении, как изложено выше, сравнительного подхода, отказ от использования затратного и доходного подходов обоснован. Заключение в отчете содержит необходимую информацию, идентифицирующую объекты оценки, их количественные и качественные характеристики. В заключении представлена информация о факторах, имеющих наибольшее влияние на рыночную стоимость, имеются ссылки на используемые оценщиком источники информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки. Оценщиком проведено исследование объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. При этом заключение мотивировано, подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования; предусмотренных законом оснований для отвода оценщика судом установлено не было, наличие у него необходимых специальных знаний документально подтверждено. Опрошенный в судебном заседании оценщик, проводивший исследование, предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Так, оценщик ФИО1 является членом саморегулируемой организации оценщиков ООО «Российское общество оценщиков» с 2009 года, имеет соответствующие квалификацию и образование в области оценочной деятельности; стаж ее работы в оценочной деятельности составляет более 11 лет - с 2008 года; при проведении исследования оценщик руководствовался Законом об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки; применил сравнительный подход к оценке методом сравнения продаж. В качестве аналогов объекта оценки взяты объекты, сходные по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам объекта оценки, изложенные в таблице 43 отчета.

Основными источниками информации, использованными оценщиком, явились данные открытых изданий, где в режиме свободного доступа размещаются сведения о публичных офертах, аналитические материалы, в частности архивы оценщика, указанные в отчете.

В расчет стоимости сопоставимых объектов оценщиком внесены корректировки, учитывающие отличие объектов оценки от объектов сравнения: на площадь, на местоположение, на объем передаваемых прав, условия продаж и финансирования, на физические характеристики объекта.

В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В дополнении к отчету от 25.06.2020 № 74 оценщик ООО «Агентство оценки собственности» ответил на вопрос, какова рыночная стоимость нежилых помещений по состоянию на 1 января 2018 года.

Заключение по этому вопросу дано в таблице 71 (л.д.105 т.2).

Исходя из указанного заключения административный истец уточнил свои исковые требования, увеличив их (л.д.104 т.2).

Оценив заключение в отчете и дополнении к нему от 25.06.2020 № 74 об определении рыночной стоимости нежилых помещений, суд полагает, что оно соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

Каких-либо доказательств, опровергающих данные обстоятельства, в материалы дела не представлено.

Оснований не доверять представленному административным истцом отчету с учетом имеющихся к нему дополнений, не имеется.

В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В случае, когда административные ответчики или заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявленных административным истцом требований, они обязаны доказать недостоверность представленных им сведений о величине рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы (часть 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к доказательствам по делу, которые подлежат оценке судом в соответствии со статьей 84 названного кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.

Таким образом, административный истец доказал величину рыночной стоимости объектов недвижимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость, которая административными ответчиками и заинтересованными лицами не опровергнута.

Потому суд считает возможным определить кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости с кадастровыми № № <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты> на основании результатов независимой оценки.

В соответствии со ст.17 Закона о государственной кадастровой оценке орган регистрации прав в течение двадцати рабочих дней со дня получения сведений о кадастровой стоимости, но не позднее 1 января года, следующего за годом определения кадастровой стоимости, определенной в результате проведения государственной кадастровой оценки или в порядке, предусмотренном ст.16, 19, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона, осуществляет внесение в ЕГРН таких сведений, в том числе о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

В силу п.4 ст.18 Закона о государственной кадастровой оценке в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об оспариваемой кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости внесены в ЕГРН 1 января 2019 года, с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости Иванов Ю.К. в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не обращался, а административное исковое заявление предъявил в суд 24 апреля 2020 года.

Таким образом, датой подачи Ивановым Ю.К. заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать 24 апреля 2020 года.

С учетом вышеприведенных положений законов во взаимосвязи с положением Закона Чувашской Республики «Об установлении единой даты начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения» настоящее решение суда является основанием для внесения в ЕГРН соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л:

установить кадастровую стоимость объектов недвижимости:

– нежилого помещения, с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 198,4 кв.м этаж: цокольный, расположенного по <адрес>», равной его рыночной стоимости в размере 2177 440 (два миллиона сто семьдесят семь тысяч четыреста сорок) рублей 00 коп. по состоянию на 1 января 2018 года.

– нежилого помещения, с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 207,4 кв.м этаж: второй, расположенного по <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1982 537 (один миллион девятьсот восемьдесят две тысячи пятьсот тридцать семь) рублей 00 коп. по состоянию на 1 января 2018 года.

– нежилого помещения, с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 210,7 кв.м этаж: первый, расположенного по адресу<адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 3073060 (три миллиона семьдесят три тысячи шестьдесят) рублей 00 коп. по состоянию на 1 января 2018 года.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости указанных объектов считать 24 апреля 2020 года.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилых помещений, с кадастровыми номерами:

<данные изъяты> площадью 198,4 кв.м. цокольного этажа, расположенного по <адрес>,

<данные изъяты> площадью 207,4 кв.м., второго этажа, расположенного по <адрес>;

<данные изъяты> площадью 210,7 кв.м первого этажа, расположенного по <адрес>.

Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (г.Нижний Новгород) в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда через Верховный Суд Чувашской Республики.

Председательствующий Т.Н. Евлогиева

Мотивированное решение составлено 28 июля 2020 года.