Дело № 3а-151/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 октября 2020 года г.Тверь
Тверской областной суд в составе:
председательствующего судьи Гришиной С.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Почаевой А.Н.,
с участием прокурора Обиход И.Д.,
представителя административного истца ФИО1,
представителя заинтересованного лица – Администрации Нелидовского городского округа ФИО2,
представителей заинтересованного лица – Правительства Тверской области ФИО3, ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Новая Инженерная Компания» об оспаривании решения Нелидовской городской Думы от 05 декабря 2018 года № 58-1,
установил:
решением Нелидовской городской Думы № 58-1 от 05 декабря 2018 года «Об утверждении значений коэффициента социально-экономических особенностей при определении размера арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования Нелидовский городской округ Тверской области» утвержден Перечень значений указанного коэффициента (КСЭО), в том числе для земель населенных пунктов, расположенных на территории города Нелидово для нужд связи в значении 20 (пункт 15 раздел 6 Приложения). Указанное решение опубликовано в газете "Нелидовские известия" от 13 декабря 2018 года № 49 (приложение "Муниципальный вестник").
Общество с ограниченной ответственностью «Новая Инженерная Компания» обратилось в суд с административным иском о признании недействующим пункта 15 раздела 6 Приложения к указанному решению.
Заявленные требования административный истец мотивировал тем, что, будучи строителем объектов инженерной инфраструктуры для размещения оборудования операторов связи, общество обратилось к Администрации Нелидовского городского округа с заявлением о выделении земельного участка под строительство опоры связи в районе пл. Жукова в городе Нелидово, организовав при этом проведение кадастровых и землеустроительных работ. В результате был образован земельный участок с кадастровым номером 69:44:0080610:219 площадью 25 кв.м из земель населенных пунктов с разрешенным использованием – коммунальное обслуживание. Договор аренды указанного земельного участка до настоящего времени не заключен из-за разногласий при расчете арендной платы.
Установление повышенного значения коэффициента социально-экономических особенностей противоречит установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 принципу экономической обоснованности определения арендной платы и нарушает права общества, поскольку приводит к увеличению его обязательств по арендной плате.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 заявленные требования поддержала.
Представитель административного ответчика - Нелидовской городской Думы, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил письменные возражения, где указано, что процедура принятия и опубликования оспариваемого нормативного правового акта соблюдена, принцип экономической обоснованности соблюден, права административного истца не нарушены, поскольку договор аренды с ним не заключен.
Представители заинтересованного лица – Администрации Нелидовского городского округа Козакова А.А., Правительства Тверской области ФИО3 и ФИО4 возражали против удовлетворения административных исковых требований, ссылаясь на наличие экономического обоснования оспариваемых значений (КСЭО), в том числе для земель населенных пунктов, расположенных на территории города Нелидово для нужд связи.
Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Обиход И.Д. о наличии оснований для удовлетворения административного иска, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за пользование землей взимается плата, в том числе в форме арендной платы.
Пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009года№ 582, в том числе: принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Указанный принцип является общеобязательным при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые предоставлены в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок расчета арендной платы на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Тверской области и предоставленные в аренду без торгов утвержден постановлением Администрации Тверской области от 26 декабря 2007 года № 396-па.
Согласно пункту 2.1 указанного порядка (Положения) размер арендной платы за пользование земельными участками определяется по формуле:
А = СкадастрxSx Сапx Ксэоxm / 12,
где Скадастр - удельный показатель кадастровой стоимости по соответствующим видам функционального использования земельного участка, являющегося предметом договора аренды (в рублях за 1 кв. м);
S - площадь земельного участка или его части, являющегося предметом договора аренды (в кв. м);
Сап - ставка арендной платы, установленная настоящим Положением (в %);
Ксэо - коэффициент социально-экономических особенностей, учитывающий категории арендаторов, целевое использование земельного участка согласно договору аренды земельного участка, социальное значение вида деятельности, осуществляемой арендатором на данном земельном участке (далее - КСЭО);
m - количество месяцев аренды в текущем году.
Пунктом 2.4 Положения предусмотрено, что значение Ксэо в отношении земельных участков утверждаются представительными органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в соответствии с типовым перечнем видов целевого использования земельных участков, установленным приложением 1.
Оспариваемое решение Нелидовской городской Думы принято уполномоченным органом местного самоуправления, действовавшим в правомочном составе – при установленной статьей 28 Устава Нелидовского городского округа Тверской области численности депутатов Нелидовской городской Думы – 19 человек на заседании присутствовало 14 депутатов, проголосовали «за» принятие оспариваемого решения 14 депутатов, что подтверждено протоколом очередного седьмого заседания Нелидовской городской Думы первого созыва от 05 декабря 2018 года.
Требования к форме данного нормативного правового акта, процедура введения его в действие соблюдены и лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Из материалов дела следует, что ООО «Новая Инженерная Компания», осуществляющее строительство объектов инженерной инфраструктуры для размещения оборудования операторов связи на территории Нелидовского городского округа, 19 июля 2019 года обратилось с заявлением в Администрацию Нелидовского городского округа о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 69:44:0080610:219 площадью 25 кв.м, из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием – коммунальное обслуживание.
Администрацией Нелидовского городского округа в адрес ООО «Новая Инженерная Компания» был направлен проект договора аренды земельного участка № 05-20 от 11 марта 2020 года, в котором в Приложении приведена формула расчета КСЭО и применен коэффициент в размере 20.
Не соглашаясь с существенными условиями договора, общество направило в адрес Администрации протокол разногласий, в том числе в части примененного КСЭО.
В связи с возникшим преддоговорным спором, общество обратилось с иском в Арбитражный суд Тверской области о понуждении Администрации Нелидовского городского округа к заключению договора аренды.
Определением Арбитражного суда Тверской области от 16 июля 2020 года (дело А66-9145/2020) указанное заявление принято к производству суда.
Таким образом, вышеуказанное решение органа местного самоуправления затрагивает права и интересы ООО «Новая Инженерная Компания», и оно вправе обратиться в суд с административным иском о его оспаривании.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 11 мая 2004года № 209-О сформулировал правовую позицию, согласно которой при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. С учетом схожести правового регулирования, данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков) а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
С целью проверки соблюдения установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 принципов экономической обоснованности судом административному ответчику предлагалось представить соответствующее экономическое обоснование оспариваемого административным истцом коэффициента, доказательства проведения расчетов, анализа и оценки экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, предшествовавших принятию решения от 05 декабря 2018 года № 58-1, однако такие доказательства суду не представлены.
Из письменных пояснений председателя Нелидовской городской Думы следует, что экономическое обоснование коэффициента социально-экономических особенностей для земельных участков, предназначенных для размещения сооружений связи в значении 20, на момент принятия оспариваемого решения Администрацией Нелидовского городского округа в городскую Думу не направлялось.
Согласно протокола очередного седьмого заседания Нелидовской городской Думы первого созыва от 05 декабря 2018 года соответствующее решение принято депутатами без обсуждения вопроса экономического обоснования коэффициента социально-экономических особенностей при определении размера арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования Нелидовский городской округ Тверской области.
Представленные Администрацией Нелидовского городского округа в суд «Экономическое обоснование для установления коэффициента социально-экономических особенностей с видом целевого использования «земельные участки, предназначенные для размещения сооружений связи» со ссылкой на проведенный сравнительный анализ арендной платы за 1 кв.м земельных участков с установленными ранее коэффициентами социально-экономических особенностей с целевым использованием «магазины», «базы и склады», «автозаправочные станции», «производственные объекты» для определения адекватного размера арендной платы за земельные участки на территории Нелидовского городского округа, а также пояснительная записка председателя Комитета по управлению имуществом Нелидовского района к проекту оспариваемого решения - не подтверждают соответствующие расчеты, не являются документами, содержащими многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
В связи с этим суд приходит к выводу, что установленный пунктом 15 Раздела 6 Приложения, утвержденного решением Нелидовской городской Думы от 05 декабря 2018 года № 58-1 «Об утверждении значений коэффициента социально-экономических особенностей при определении размера арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования Нелидовский городской округ Тверской области», коэффициент социально-экономических особенностей для земельных участков, предназначенных для размещения сооружений связи в значении 20, в отсутствие экономического анализа и оценки факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, не отвечает принципу экономической обоснованности, является произвольным, нарушает права и законные интересы граждан и субъектов экономической деятельности.
Исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в абзаце третьем пункта 38 постановления от 25 декабря 2018года №50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
С учетом данных руководящих разъяснений оспариваемый нормативный правовой акт, применявшийся до вынесения решения суда, подлежит признанию частично недействующим со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск ООО «Новая Инженерная Компания» удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу пункт 15 Раздела 6 Приложения решения Нелидовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении значений коэффициента социально-экономических особенностей при определении размера арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования Нелидовский городской округ Тверской области», устанавливающий значение коэффициента социально-экономических особенностей – 20, в отношении земельных участков для размещения сооружений связи на территории города Нелидово.
Настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в официальном печатном издании муниципального образования – газете "Нелидовские известия" в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Тверской областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий С.А. Гришина
Мотивированное решение составлено 19 октября 2020 года.
Председательствующий С.А. Гришина