ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-151/2022 от 01.06.2022 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 3а-151/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

1 июня 2022 года город Челябинск

Челябинский областной суд в составе:

председательствующего судьи Шигаповой С.В.,

при секретаре Агатаевой А.С.,

с участием прокурора ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Производственное объединение «Маяк» к Министерству имущества Челябинской области о признании недействующим в части нормативного правового акта.

установил:

Приказом Министерства имущества Челябинской области от 28 декабря 2021 года № 214-П определен Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, на 2022 год, в пункте которого указано здание с кадастровым , расположенное по адресу: <адрес>.

Указанный нормативный правовой акт был размещен в газете «Южноуральская панорама» от 30 декабря 2021 года № 115, спецвыпуск № 20.

Федеральное государственное унитарное предприятие «Производственное объединение «Маяк» (далее – административный истец, ФГУП «ПО «Маяк») обратилось в Челябинский областной суд с административным иском о признании недействующим пункта Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства имущества Челябинской области от 28 декабря 2021 года № 214-П.

В обоснование заявленных требований указано, что ФГУП «ПО «Маяк» владеет на праве хозяйственного ведения нежилым зданием <данные изъяты> с кадастровым , площадью 2 503,1 кв.м, расположенным по адресу: <адрес>, введенным в эксплуатацию в 1959 году, с видом разрешенного использования – общественное питание. Однако в нарушение положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации указанное здание оспариваемым пунктом было включено в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется, исходя из их кадастровой стоимости, на 2022 год. Заявление административного истца об исключении спорного объекта из указанного Перечня Министерством имущества Челябинской области оставлено без удовлетворения.

Определением Челябинского областного суда от 25 апреля 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях.

В судебном заседании представитель административного истца ФГУП «ПО «Маяк» – ФИО7 административные исковые требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Министерства имущества Челябинской области – ФИО5 против их удовлетворения возражал, ссылаясь на то, что нормативный акт в оспариваемой части принят в соответствии с имеющимися данными в ЕГРН.

Представитель заинтересованного лица Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях в судебном заседании участия не принимал при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства в соответствии с положениями главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Информация о дате и месте слушания административного дела заблаговременно размещена на официальном сайте Челябинского областного суда <данные изъяты>в разделе «Судебное делопроизводство».

Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.

Выслушав представителей административных истца и ответчика, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Челябинской области, полагавшего, что административный иск подлежит удовлетворению, Челябинский областной суд приходит к следующим выводам.

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (статьи 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу положений пункта 3 статьи 12 и пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом <данные изъяты> 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно положениям пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

В силу статьи 2 Закона Челябинской области от 25 ноября 2016 года № 449-ЗО «О налоге на имущество организаций» налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

2) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) площадью 1 500 квадратных метров и более и помещения в них площадью 1 500 квадратных метров и более;

3) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания площадью 1 500 квадратных метров и более.

Судом установлено и подтверждается совокупностью представленных в материалы административного дела доказательств, что Приказом Министерства имущества Челябинской области от 28 декабря 2021 года № 214-П был определен Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, на 2022 год, в пункте которого указано здание с кадастровым , расположенное по адресу: <адрес>

Указанный приказ был опубликован в газете «Южноуральская панорама» от ДД.ММ.ГГГГ года № , спецвыпуск № .

В дальнейшем приказ Министерства имущества Челябинской области от 28 декабря 2021 года № 214-П действовал в редакции от 28 марта 2022 года № 43-П, которая в пункте также содержала объект с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес>

Процедура принятия и опубликования нормативного правового акта Министерством имущества Челябинской области соблюдена, участниками процесса не оспаривается (том 2 л.д. 41-46).

Часть 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации наделяет правом обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

ФГУП «ПО «Маяк» ДД.ММ.ГГГГ года присвоен основной государственный регистрационный номер.

Учредителем предприятия является <данные изъяты>».

Основным видом экономической деятельности ФГУП «ПО «Маяк» является производство прочих основных неорганических химических веществ.

ФГУП «ПО «Маяк» в постоянное (бессрочное) пользование с ДД.ММ.ГГГГ года предоставлен земельный участок с кадастровым для размещения производственной базы, категория земель – земли промышленности, энергетики, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования – для размещения производственной базы (том 1 л.д. 105-112, 128-135).

С ДД.ММ.ГГГГ года ФГУП «ПО «Маяк» владеет на праве хозяйственного ведения нежилым зданием (<данные изъяты>) с кадастровым , общей площадью 2 503,1 кв.м, расположенным по адресу: <адрес>, количество этажей: , в том числе подземных , год ввода в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ г., кадастровая стоимость <данные изъяты> рублей, вид разрешенного использования: общественное питание (том 1 л.д. 29-33).

Здание расположено на земельном участке, предоставленном ФГУП «ПО «Маяк».

Учитывая изложенное, оспариваемые положения нормативного правового акта непосредственно затрагивают права и законные интересы административного истца ФГУП «ПО «Маяк» как налогоплательщика.

Оценивая возможность включения <данные изъяты> в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется, исходя из их кадастровой стоимости, необходимо учитывать «ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения» (далее – ГОСТ 31985-2013), согласно которому общественное питание (индустрия питания) – это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг. При этом под предприятием общественного питания (предприятие питания) понимается объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления) как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.

В соответствии с пунктом 41 ГОСТ 31985-2013 услуга общественного питания это результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц).

Из пункта 42 ГОСТ 31985-2013 следует, что исполнителем услуги общественного питания является предприятие общественного питания (юридическое лицо), оказывающее услуги общественного питания.

В силу пункта 3 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года № 1036, услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.

Согласно пункту 3.1 ГОСТ 30389-2013 «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования» под предприятием как объектом общественного питания подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом для оказания услуг общественного питания. В названном стандарте приведены определения кафе, бара, предприятия быстрого обслуживания, столовой.

В силу статьи 223 Трудового кодекса Российской Федерации на административного истца ФГУП «ПО «Маяк» возложена обязанность по обеспечению санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников организаций в соответствии с требованиями охраны труда. В этих целях в организациях по установленным нормам оборудуются, в том числе помещения для приема пищи.

Как усматривается из технического паспорта нежилого здания (том 1 л.д. 35-51) <данные изъяты> представляет собой здание, на этаже располагаются помещения площадями 1 279,9 кв.м, 121,5 кв.м, на этаже помещения площадями 889,1 кв.м, 332,8 кв.м; <данные изъяты> этажи площадями 22,6 кв.м, 34,4 кв.м, 18,1 кв.м, 10,7 кв.м, спуски в подвал площадью 102, кв.м, крыльца 40,9 кв.м, вентиляционный столб 1,4 кв.м, подвал площадью 407,1 кв.м. Таким образом застроенная площадь составляет 1 453,9 кв.м, съемочная площадь – 3 168,7 кв.м.

Требования по созданию столовых установлены санитарными нормами. Так, подпункты 5.48, 5.51 «СП 44.13330.2011. Свод правил. Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87», утвержденного Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 года № 782, предусматривают, что на предприятиях должны быть столовая (при численности работающих в смену более 200 человек), столовая-раздаточная (при численности до 200 человек), комната приема пищи (при численности до 30 человек).

В соответствии с пунктами 2.6.13, 2.7.4 коллективного договора между работниками и работодателем ФГУП «ПО «Маяк» на 2020-2022 годы на работодателя возложена обязанность предоставлять работникам предприятия бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактические питание, выдавать молоко и другие равноценные пищевые продукты.

При этом, работа отделов питания должна быть организована с таким расчетом, чтобы работники предприятия получали горячее питание в установленное для перерывов отдыха и питания время и затрачивали на прием пищи не более 40 минут. Установлена необходимость наличия ассортимента блюд диетического питания во всех отделах питания (том 2 л.д. 5-23).

Согласно Порядку предоставления лечебно-профилактического питания. Молока и других равноценных пищевых продуктов , введенного Приказом от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии со статьей 222 Трудового кодекса Российской Федерации на работах, дающих право на получение ЛПП в целях укрепления здоровья работников и предупреждения профессиональных заболеваний предоставляется бесплатно по установленным нормам ЛПП. Порядок предоставления ЛПП регламентирован правилами и перечнем (том 1 л.д. 217-250).

В соответствии с пунктом 3.7 Порядка выдача ЛПП производится в виде горячих завтраков перед началом работы. По согласованию с <данные изъяты> для работающих в дневное время допускается выдача ЛПП в обеденный перерыв.

При невозможности получения ЛПП в столовой, буфете, имеющим на это право работникам предприятия и женщинам в период отпусков по беременности, родам и уходу за ребенком в возрасте до полутора лет по состоянию здоровья или из-за отдаленности местожительства допускается в период временной нетрудоспособности или инвалидности вследствие профессионального заболевания выдача ЛПП на дом …

Отделы питания УРС, где производится выдача ЛПП, должны по своему устройству и содержанию полностью соответствовать действующим нормативным актам в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.

Приготовление и выдача ЛПП производятся в строгом соответствии с утвержденными рационами ЛПП. В соответствии с перечнем продуктов, предусмотренных рационами ЛПП, составляются недельные меню-раскладки на каждый рабочий день (пункты 3.11, 3.12)

Согласно пункту 4.7 выдача и употребление молока должны осуществляться в буфетах, столовых или в специально оборудованных, в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, помещениях, принятых в эксплуатацию в установленном порядке.

В силу пункта 4.17 выдача обогащенных пектином пищевых продуктов: напитков, желе, джемов, мармеладов, соковой продукции из фруктов и (или) овощей и консервов, должна быть организована перед началом работы, а кисломолочных продуктов – в течение рабочего дня.

Расчеты за ЛПП работников предприятия, командированных на предприятие лиц в отделах питания УРС предприятия осуществляется за счет ИБК ЛПП. ИБК ЛПП выдается работникам предприятия, имеющим право на получение ЛПП, молока. ИБК ЛПП является собственностью предприятия (пункты 6.1, 6.3, 6.6).

ИБК ЛПП предназначена для идентификации работника в СРЛПП, где производится обработка данных о предоставлении ЛПП. Загрузка информации в СРЛПП о сумме месячного лимита, предоставленного работнику, производится ответственным специалистом ФО предприятия в автоматизированном режиме. Работник предприятия, имеющий право на ЛПП, должен расходовать месячный лимит в соответствии с фактическим графиком работы в условиях, дающих право на получение ЛПП. Перерасход дневного лимита питания оплачивается работником самостоятельно в обеденных залах отделов питания УРС. Ответственность за правильное приготовление ЛПП в соответствии с рационами лечебно-профилактического питания, составленное меню, обеспечение предоставления работникам ЛПП, молока в соответствии с приказами, в отделах питания УРС возлагается на руководителя УРС.

Кроме того, Инструкцией о пропускном режиме на ФГУП «ПО «Маяк», утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, на предприятии установлен пропускной режим, который устанавливает порядок доступа работников ФГУП «ПО «Маяк», персонала физической защиты, являющегося штатными работниками или представляющего подразделения охраны, работников сторонних организаций, командированных лиц и посетителей, транспортных средств, предметов, материалов и документов через границы охраняемых зон, в (из) здания, сооружения, помещения. Пропускной режим является неотъемлемой частью в системе мер по обеспечению безопасности и физической защиты предприятия (том 1 л.д. 138-216).

Из представленных заключения <данные изъяты> Службы промышленной безопасности ФГУП «ПО «Маяк» ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ года , фотоматериалов и схемы расположения объекта на земельном участке следует, что объект «<данные изъяты>» с кадастровым , площадью 2 503,1 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, представляет собой нежилое здание столовой и расположено в границах охраняемого периметра промышленной площадки ФГУП «ПО «Маяк» на земельном участке с кадастровым (том 2 л.д. 24 – 25, 154-173).

Согласно представленной копии распорядка рабочего дня работников управления рабочего снабжения ФГУП «ПО «Маяк» , сотрудники отделов питания административного истца осуществляют трудовую деятельность в круглосуточном режиме с целью удовлетворения потребностей в ЛПП работающих сотрудников (том 2 л.д. 174-179).

Таким образом, эксплуатируя здание столовой, административный истец не оказывает услуги общественного питания населению, использует данный объект недвижимости исключительно для организации питания своих работников. Столовая входит в производственный комплекс предприятия и составляет его инфраструктуру. Здание столовой обслуживает персонал, расположено на территории ФГУП «ПО «Маяк» с пропускным режимом и как самостоятельный коммерческий объект общественного питания не эксплуатируется.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что вышеуказанное здание не соответствует критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, ввиду чего его включение в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год неправомерно.

Мнение Министерства об отсутствии необходимости определения фактического использования нежилого здания при принятии оспариваемого нормативного правового акта не свидетельствует о законности включения его в приказ от 28 декабря 2021 года № 214-П, поскольку самим административным ответчиком фактическое использование здания при принятии Перечня на 2022 год не выяснялось, в то время как документы технического учета (инвентаризации) с учетом положений пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не давали законных оснований для этого.

Кроме того, согласно представленного в материалах дела ответа Комитета по управлению имуществом в <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ года, аналогичное здание столовой в филиале ФГУП «ПО «Маяк» было исключено из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (том 2 л.д. 184, 185).

Таким образом, суд приходит к выводу, что пункт Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется, исходя из их кадастровой стоимости, на 2022 год, утвержденного приказом от 28 декабря 2021 года № 214-П противоречат требованиям федерального законодательства, пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в результате чего подлежит признанию недействующим.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд полагает возможным применить норму пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывая, что оспариваемая норма изначально вошла в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, находит необходимым признать соответствующий пункт Перечня недействующим с даты принятия оспариваемого постановления.

Кроме того, в силу требований статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Министерства имущества Челябинской области в пользу административного истца подлежит взысканию компенсация расходов по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 111 Кодекса административного судопроизводства, Челябинский областной суд

решил:

Административное исковое заявление Федерального государственного унитарного предприятия «Производственное объединение «Маяк» удовлетворить.

Признать противоречащим федеральному законодательству и не действующим с даты принятия пункт Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства имущества Челябинской области от 28 декабря 2021 года № 214-П.

Возложить на Министерство имущества Челябинской области обязанность опубликовать в газете «Южноуральская панорама» настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Взыскать с Министерства имущества Челябинской области в пользу Федерального государственного унитарного предприятия «Производственное объединение «Маяк» компенсацию судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.

Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 7 июня 2022 года.