УИД 61OS0000-01-2022-000155-73
дело №3а-151/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
5 сентября 2022 г. г.Ростов-на-Дону
Ростовский областной суд в составе председательствующего судьи Журба О.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Горбатько А.А.,
с участием прокурора Друговой Ж.Д.,
представителя ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» ФИО4,
представителей Региональной службы по тарифам Ростовской области ФИО5, ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 26 октября 2021 г. №52/34 «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» (ИНН <***>) потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2022 год»,
у с т а н о в и л:
Региональной службой по тарифам Ростовской области (далее - РСТ, орган регулирования) 17 декабря 2018 г. принято постановление №83/60 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» (ИНН <***>) потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2019-2023 годы» (далее – Постановление №83/60). Пунктом 1 Постановления №83/60 установлены тарифы на тепловую энергию согласно приложению № 1, размер одноставочного тарифа на тепловую энергию на 2022 год составил 1134,94 руб./Гкал для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, для населения (с учётом НДС) – 1361,93 руб./Гкал.
Постановлением РСТ от 26 октября 2021 г. №52/34 «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» (ИНН <***>) потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2022 год» (далее – Постановление №52/34) внесены изменения в Постановление №83/60, приняты значения тарифов на тепловую энергию на 2022 год для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения – 1154,22 руб./Гкал, для населения (с учётом НДС) – 1385,06 руб./Гкал.
Общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» (далее - ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго», Общество) обратилось в Ростовский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Постановления №52/34 «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» (ИНН <***>) потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2022 год» и о возложении на орган регулирования обязанности принять новый нормативный правовой акт.
В обоснование своих требований административный истец указал, что при корректировке долгосрочного тарифа на тепловую энергию Региональной службой по тарифам Ростовской области (далее - РСТ) нарушены пункты 2-3 части 1 статьи 7 Федерального закона «О теплоснабжении», пункт 52 Основ ценообразования, пункты 52, 55 Методических указаний, поскольку органом регулирования неверно применена формула корректировки необходимой валовой выручки, предусмотренная пунктом 52 Методических указаний, из фактической величины необходимой валовой выручки по результатам деятельности Общества в 2020 году принимаемой к расчету при установлении тарифа на 2022 год, исключена экономия расходов на топливо по котельным как необоснованно полученный доход. Указанное привело к занижению необходимой валовой выручки и тарифа на тепловую энергию, и, как следствие, к недостатку объема финансовых средств необходимых регулируемой организации.
Административным истцом также было заявлено требование об оспаривании постановления от 23 ноября 2021 г. № 61/3 «О корректировке долгосрочных тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» (ИНН <***>) потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростов-на-Дону, на 2022 год».
В ходе рассмотрения дела судом был принят отказ административного истца от исковых требований в указанной части, определением суда от 5 сентября 2022 г. производство в отношении требования о признании недействительным постановления РСТ от 23 ноября 2021 г. №61/3, прекращено.
Представитель административного истца ФИО4, действующая по доверенности, поддержала заявленные требования об оспаривании Постановления №52/34 по доводам, изложенным в административном иске и дополнениях к нему, просила их удовлетворить.
Представители административного ответчика ФИО5, ФИО6, действующие по доверенностям, в ходе судебного заседания возражали против удовлетворения административного иска.
Выслушав пояснения представителей административного истца, административного ответчика, показания свидетелей ФИО1, ФИО2 и ФИО3 исследовав представленные доказательства, в том числе материалы тарифного дела, в их совокупности, заслушав заключение прокурора Друговой Ж.Д., которая полагала, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, суд приходит к следующим выводам.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены, в том числе, Основы ценообразования и Правила регулирования цен (тарифов), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждёнными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. № 760-э (далее - Методические указания № 760-э).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.
Полномочиями на установление тарифов наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
Таким органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Ростовской области, в соответствии с Положением о Региональной службе по тарифам Ростовской области, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 13 января 2012 г. №20, является Региональная служба по тарифам Ростовской области.
Из подпункта 1.3.1 пункта 1.3 указанного Положения следует, что Служба на основании и во исполнение действующего законодательства по вопросам, отнесенным к её компетенции, издает постановления, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации её деятельности - приказы и распоряжения ненормативного характера.
В соответствии с пунктом 13 Правил государственного регулирования тарифов и п.3 Регламента регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении (корректировке) цен (тарифов).
Согласно пункту 15 Правил государственного регулирования тарифов и пункту 5 Регламента предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении (корректировке) тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности (далее - заявление об установлении тарифов), и необходимых обосновывающих материалов, указанных в пункте 16 Правил государственного регулирования тарифов.
ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» (ИНН <***>) осуществляет регулируемую деятельность по поставке тепловой энергии и теплоносителя потребителям и другим теплоснабжающим организациям на территории г. Ростова-на-Дону, владеет источниками генерации: Ростовская ТЭЦ-2 (РТЭЦ-2), районные котельные № 3, 4 и центральная котельная.
Установлено, что 29 апреля 2021 г. Общество обратилось в РСТ с заявлением об открытии дела о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, теплоноситель поставляемый потребителям, другим теплоснабжающим организациям и тарифов на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) на 2022 год, с приложением обосновывающих документов.
13 мая 2021 г. РСТ открыто дело №40.2/258/13.05.2021 о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель и горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемые ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» потребителям, другим теплоснабжающим организациям г. Ростова-на-Дону на 2022 год.
В соответствии требованиями пункта 28 Правил государственного регулирования тарифов и пункта 15 Регламента Уполномоченным по делу №40.2/258/13.05.2021 проведена экспертиза предложения ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» о корректировке долгосрочных тарифов на 2022 год.
По результату экспертизы на заседании Правления РСТ 26 октября 2021 г. при наличии кворума (пункт 3.6. Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области) принято Постановление №52/34, что отражено в протоколе (л.д. 215-221 том 1).
Оспариваемое постановление, в соответствии с положениями статей 1,4 Областного закона Ростовской области от 29 декабря 2003 г. №85-ЗС «О порядке опубликования и вступления в силу Устава Ростовской области, Областных законов, постановлений Законодательного Собрания Ростовской области, правовых актов Губернатора Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области» опубликовано на официальном портале правовой информации Ростовской области http://pravo.donland.ru 29 октября 2021 г. номер опубликования 6145202110290007.
Таким образом, Постановление №52/34 является нормативным правовым актом поскольку устанавливает тариф на тепловую энергию, поставляемую ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» без указания конкретных потребителей, рассчитано на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения по предоставлению соответствующей услуги. Постановление издано уполномоченным органом, в форме, установленной законодательством Ростовской области, официально опубликовано и является действующим.
Давая оценку оспариваемому правовому акту на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Долгосрочные тарифы в сфере теплоснабжения установлены ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» методом индексации.
В результате проведенной РСТ корректировки на 2022 год, который является четвертым годом долгосрочного периода регулирования, тариф на тепловую энергию утвержден в размере 1154,22 руб./Гкал.
ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» полагает, что размер тарифа на тепловую энергию на 2022 год исчислен неверно и должен составлять 1161,79 руб./Гкал. Указано, что необходимая валовая выручка незаконно исчислена РСТ в размере 3 500 661,29 тыс.руб. вместо 3 523636,38 тыс. руб., при корректировке органом регулирования безосновательно исключены в качестве экономически необоснованного дохода 20 781,03 тыс. руб.
В соответствии с пунктами 6, 5 части 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется, в том числе в соответствии с принципами соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечения экономической обоснованности доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала.
Согласно пунктам 2, 3 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении, регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с основными принципами: обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения.
Методическими указаниями №760-э закреплены положения о том, что тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования (пункт 7); необходимая валовая выручка регулируемой организации должна возмещать ей экономически обоснованные расходы и обеспечивать экономически обоснованную прибыль по каждому регулируемому виду деятельности (пункт 11).
Согласно пункту 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.
В соответствии с пунктом 52 Методических указаний размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле 22 с учетом пунктов 29 - 31 Основ ценообразования с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.
Как следует из заключения по делу №40/2/258/13/05/2021 о корректировке долгосрочного тарифа на 2022 год на тепловую энергию, поставляемую ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» потребителям муниципального образования г.Ростова-на-Дону (РТЭЦ-2 + котельные), по результату проведения экспертизы экономического обоснования предложения по корректировке тарифа на тепловую энергию РСТ исчислена величина необходимой валовой выручки, принимаемой к расчету при установлении тарифов на 2022 г., в размере 3 500 661,29 тыс.руб. (л.д.198 том 1).
Указанная величина исчислена в соответствии с пунктом 51 Методических указаний по формуле 21, и включает в себя размер корректировки необходимой валовой выручки, рассчитываемый на основе данных о фактических значениях параметров расчета тарифов в 2020 году.
Для исчисления указанной корректировки в соответствии с пунктом 52 Методических указаний по формуле 22, РСТ определена величина необходимой валовой выручки 2020 года в соответствии с пунктом 55 Методических указаний по формуле 26.
Расчет указанной величины необходимой валовой выручки 2020 года произведен следующим образом: 235 239,32 тыс.руб. (фактические операционные расходы 2020 г.) + 416 028 тыс.руб. (фактические неподконтрольные расходы 2020 г.) + 2 543 356,108 тыс.руб. (расходы на приобретение энергетических ресурсов) + 0 (фактическая нормативная прибыль) + 0 (величина, учитывающая результаты деятельности до перехода к регулированию цен) + 35 719 тыс.руб. (расчетная предпринимательская прибыль, учтенная при установлении тарифов на 2020 г.) + 39 301 тыс.руб. (корректировка необходимой валовой выручки по результатам предшествующих расчетных периодов) + 0 (корректировка необходимой валовой выручки в связи с неисполнением инвестиционной программы) + 0 (корректировка необходимой валовой выручки с учетом степени исполнения обязательств по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения) + 0 (корректировка учитывающая отклонения фактических показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных плановых (расчетных показателей), и его размер составил 3 269 643,42 тыс.руб.
Перечисленные показатели соответствуют представленным документам, их значения не оспариваются.
Согласно пункту 9 Основ ценообразования, пункту 13 Методических указаний, органы регулирования исключают из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) полученные в предыдущем периоде регулирования экономически необоснованные доходы регулируемых организаций.
Как установлено, фактические расходы на приобретение энергетических ресурсов (2 543 356,108 тыс.руб.) включают в себя, в том числе, расходы на топливо РТЭЦ-2 (1 459 208,07 тыс.руб.) и котельные (1 001 326,03 тыс.руб.).
Нормативы удельного расхода топлива на производство единицы тепловой энергии, отпускаемой с коллекторов источников тепловой энергии для РТЭЦ-2 и котельных различны.
Так, для РТЭЦ-2 норматив удельного расхода топлива утвержден приказом Минэнерго России от 24 сентября 2019 г. №1026 и составляет 170,0 кг.у.т/Гкал (л.д.223-224 том 2), для котельных норматив удельного расхода топлива утвержден Постановлением №83/60 (Приложение №2) и составляет 157,15 кг.у.т/Гкал (л.д.180-183 том 2).
Как следует из расчета размера корректировки, расходы на топливо по РТЭЦ-2 и расходы на топливо по котельным исчислены и приняты РСТ в соответствии с пунктом 56 Методических указаний, с учетом удельного расхода топлива каждого из теплоносителей, фактического объема отпуска, фактических цен (л.д.196 том 1).
При этом фактический норматив удельного расхода топлива по котельным, сложившийся по итогам 2020 года, составил 153,89 кг.у.т./Гкал, что ниже утвержденного.
Разница между фактическими расходами регулируемой организации и расходами утвержденными нормативным правовым актом об установлении тарифов, составила 20 781,03 тыс.руб. (1 001 326,03 тыс.руб. – 980 545 тыс. руб).
Осуществляя расчет размера корректировки необходимой валовой выручки в 2022 г., РСТ исключила 20 781,03 тыс.руб. как необоснованно полученные за 2020 г. доходы.
Итоговая величина корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов с учетом индексов потребительских цен на 2021, 2022 год составила 56 096,38 тыс.руб. (3 269 643,42 – 3 198 123,07 (товарная выручка по итогам 2020 г.) = 71 520,35 – 20 781,03 = 50 739, 32 х 1,06 х 1,043).
Таким образом, расчет корректировки необходимой валовой выручки произведен РСТ в соответствии с пунктами 52 Основ ценообразования, 52 Методических указаний, с учетом требований содержащихся в пункте 9 Основ ценообразования и пункте 13 Методических рекомендаций.
Суд отклоняет доводы представителя административного истца о том, что пунктом 52 Методических указаний не предусмотрено механизма исключения экономически необоснованных доходов в базовом периоде.
Исключение из расчетов экономически необоснованных доходов прямо предусмотрено пунктом 9 Основ ценообразования и пунктом 13 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения. Использование иного подхода, на котором настаивает административный истец, создаст предпосылки к нарушению установленного пунктом 5 части 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении принципа соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
Расчет произведен на основании анализа документов, представленных Обществом, оценки результатов его деятельности и выводов об отсутствии возможности сохранения предприятию суммы 20 781,03 тыс.руб. в качестве экономии средств.
В соответствии с положениями пункта 73 Основ ценообразования величина расходов на приобретение энергетических ресурсов, определяется в соответствии с пунктом 61 Основ ценообразования и включается в необходимую валовую выручку в соответствии с особенностями, предусмотренными пунктами 34 - 38 и 66.
Пункт 66 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения предусматривает, что экономия расходов (в том числе связанная с сокращением потерь в тепловых сетях, сменой видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии, реализацией энергосервисного договора (контракта)) регулируемой организации имеет место, если фактический объем операционных расходов и (или) расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя такой организации меньше величины, рассчитанной в соответствии с настоящим документом, и регулируемая организация исполняет обязательства, предусмотренные при установлении тарифов такой организации, в полном объеме. Величина расходов (в том числе в части потерь в тепловых сетях, затрат на топливо) регулируемой организации, устанавливаемая на оставшийся период действия долгосрочных тарифов, не может быть уменьшена органом регулирования в связи с экономией расходов.
Экономия расходов (в том числе связанная с сокращением потерь в тепловых сетях, сменой видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии, реализацией энергосервисного договора (контракта)), достигнутая регулируемой организацией в каждом году долгосрочного периода регулирования, учитывается в составе необходимой валовой выручки в течение 5 лет, если иной срок не предусмотрен пунктом 14 Основ ценообразования. В случае если часть указанного срока приходится на следующие долгосрочные периоды регулирования, экономия расходов (в том числе связанная с сокращением потерь в тепловых сетях, сменой видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии, реализацией энергосервисного договора (контракта)) учитывается в необходимой валовой выручке регулируемой организации, устанавливаемой на следующие долгосрочные периоды регулирования, в составе неподконтрольных расходов в порядке, определенном методическими указаниями.
Пункт 14 Основ ценообразования предусматривает, что в течение периода действия регулируемых цен (тарифов) дополнительные средства, полученные регулируемой организацией в результате снижения операционных расходов вследствие повышения эффективности деятельности этой организации при осуществлении ею регулируемого вида деятельности, остаются в ее распоряжении. Сокращение затрат регулируемой организации не является основанием для досрочного (до даты окончания срока действия цен (тарифов) на товары (услуги) указанной регулируемой организации) пересмотра цен (тарифов) на товары (услуги) этой регулируемой организации.
При осуществлении плана проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и в целях реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности период сохранения регулируемой организацией дополнительных средств, полученных ею вследствие снижения затрат, составляет 2 года после окончания срока окупаемости указанных мероприятий.
Согласно пункту 43 Методических указаний экономия операционных расходов возникает в случае, если фактические операционные расходы составили меньшую величину, чем это было предусмотрено органом регулирования, при условии, что регулируемая организация исполняет обязательства, предусмотренные при установлении тарифов такой организации, в полном объеме.
Экономия операционных расходов, достигнутая регулируемой организацией в каждом году долгосрочного периода регулирования, учитывается в составе необходимой валовой выручки в течение 5 лет начиная с года возникновения экономии.
При осуществлении плана проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и в целях реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности период сохранения экономии составляет 2 года после окончания срока окупаемости указанных мероприятий.
В течение долгосрочного периода регулирования при достижении экономии операционных расходов необходимая валовая выручка на величину указанной экономии не пересматривается до окончания долгосрочного периода регулирования.
Системный анализ приведенных нормативных положений позволяет сделать вывод о том, что законодатель, закрепляя гарантии в области ценообразования в теплоснабжении, в виде сохранения экономии, получаемой от сокращения издержек, обеспечил возможность сохранения указанной экономии в распоряжении регулируемой организации в целях стимулирования дальнейшего роста эффективности.
Между тем, фактическое несение расходов регулируемой организацией в меньшем размере, чем утверждены нормативными правовыми актами об установлении тарифов, подлежащих государственному регулированию, само по себе, в отсутствие доказательств проведения мероприятий по оптимизации расходов, а также доказательств реального и объективного повышения эффективности работы организации в указанный период, не может являться достаточным основанием для признания образовавшейся разницы между плановым и фактическим уровнем таких расходов экономией средств, которая должна быть оставлена в распоряжении регулируемой организации.
В качестве экономии может рассматриваться только та разница, которая образовалась без ущерба запланированным объемам мероприятий, расходы на реализацию которых были учтены организации в предыдущий долгосрочный период регулирования.
Экономия расходов организации, полученная в предыдущем отчетном регулируемом году должна учитываться органом регулирования в случае наличия у организации программы энергосбережения и отчета о ее исполнении.
Программой энергосбережения и повышения энергетической эффективности ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» на 2020-2023 года, экономия в 2019-2022 г. не была запланирована, в приложении №2 к указанной программе «Целевые и прочие показатели программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности указаны» удельный расход топлива указан без снижения (л.д.248-249 том 1).
В отчете о фактическом исполнении программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» в г.Ростов-на-Дону за 2020 г. экономия топливно-энергетических ресурсов также отсутствует (л.д.66 том 2).
В пояснительной записке к данному отчету указано, что отсутствует утвержденная инвестиционная программа в целях выполнения мероприятий для реализации программы энергосбережения в 2020 г., фактические затрат осуществлены за счет собственных средств в условиях пересмотра паспорта программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности (л.д.64 том 2).
Свидетель ФИО3 пояснял, что Общество проводило в 2019-2020 годах мероприятия по энергосбережению за счет собственных средств.
Вместе с тем, в программе энергосбережения ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго», отчете о его реализации не указаны источники финансирования перечисленных мероприятий, тогда как в силу положений пункта 66 Основ ценообразования учет экономии от потребления энергетических ресурсов осуществляется при условии реализации мероприятий источниками финансирования которых не являются регулируемые тарифы и бюджетные средства.
Как следует из пояснительной записки ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» по удельным расходам удельного топлива, все источники Общества осуществляют отпуск тепловой энергии в единый контур тепловой сети, фактическое потребление от каждого источника может изменяться в зависимости от подключенных к нему участков тепловой сети. В 2020 г. при общем снижении отпуска тепловой энергии от принятых величин при установлении тарифа на 3%, отпуск тепловой энергии по РТЭЦ-2 снизился на 7,7%, по котельным вырос на 4,6%. Изменение отпуска тепловой энергии от источников влияет на их режим работы и соответственно на уровень удельного расхода условного топлива (л.д.98 том 2).
О снижении удельного расхода по котельным в связи с изменением нагрузки на котельные станции поясняла и свидетель ФИО2
Допрошенная в качестве свидетеля уполномоченная по делу о корректировке - ФИО1 суду пояснила, что снижение в 2020 году фактических расходов общества на приобретение топлива для котельных от учтенных при установлении долгосрочных тарифов не могло быть расценено как экономия средств, поскольку организацией не утверждена инвестиционная программа, расходы на ремонтные мероприятия в планируемом объеме не исполнены, сведений об осуществлении мероприятий, связанных со сменой марки топлива, не представлено.
То, что общество не в полном объеме использовало включенные в тариф расходы на ремонт основных средств и на топливо следует из отчета о фактической себестоимости и прибыли в сфере теплоснабжения на 2020 г. (л.д.198-200 том 2).
При изложенных обстоятельствах, свидетельствующих, что снижение расхода топлива на котельных образовалось в итоге сокращения объема его использования, более интенсивного использования топлива на РТЭЦ-2, вывод органа регулирования о том, что снижение фактических расходов на приобретение энергетических расходов (топлива по котельным) не является экономией средств, в понимании пунктов 14, 66 Основ ценообразования и пункта 43 Методических указаний, а представляет собой экономически необоснованные доходы, является обоснованным.
Рассматривая доводы административного истца о суммарной оценки расхода топлива в целом по обществу (по РТЭЦ-2 + по котельным), суд учел, что в соответствии с положениями части 3 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» при установлении тарифов в сфере теплоснабжения учитываются нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии.
Указанные нормативы, согласно положениям пунктов 2, 3 Порядка определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии, утвержденного приказом Минэнерго России от 30 декабря 2008 г. №323 представляют собой максимально допустимую технически обоснованную меру потребления топлива и определяются для каждой тепловой электростанции и котельной.
Таким образом, учет органом регулирования расходов на топливо по утвержденным нормативам удельного расхода топлива в отношении каждого источника не противоречит нормам тарифного законодательства, соответствует порядку их исчисления, предусмотренному пунктом 56 Методических указаний.
Приложение 5.6 к Методическим указаниям к которому апеллирует представитель административного истца также заполняется для каждого источника тепловой энергии.
Расходы на топливо по РТЭЦ-2 при корректировке приняты с учетом утвержденного норматива удельного расхода топлива. Увеличение удельного расхода топлива в 2020 г. по РТЭЦ-2 само по себе не свидетельствует об экономии расходов на топливо по котельным.
Суд отклоняет доводы представителя административного истца о противоречии оспариваемого нормативного правового акта положениям пунктов 24 и 86 Основ ценообразования, предусматривающим возможность установления тарифов на тепловую энергию (мощность) без дифференциации по каждому источнику тепловой энергии, поскольку тариф на 2022 год установлен в соответствии с указанными положениями.
Суд также отклоняет доводы представителя административного истца о нарушении РСТ принципа единообразия в применении норм тарифного законодательства, основанные на том, что за 2019 год РСТ осуществил суммарное исчисление расходов на топливо по РТЭЦ-2 и котельным в размере 37 267 тыс.руб. Указанный вывод, содержащийся в заключении, не влияет на размер корректировки необходимой валовой выручки за 2020 г. и на размер установленного на 2022 год тарифа.
В силу положений главы 21 КАС РФ нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если будет установлено, что он противоречит закону, имеющему большую юридическую силу, и нарушает права и законные интересы административного истца.
Проанализировав все представленные доказательства в их совокупности, суд исходит из того, что доказательств нарушения принципа экономической в ходе корректировки тарифов в материалы дела не представлено; несоответствие оспариваемого постановления нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, судом не установлено.
С учетом изложенного, исковые требования ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» о признании не действующим постановления РСТ от 26 октября 2021 г. №52/34 «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» (ИНН <***>) потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2022 год» не подлежат удовлетворению.
Поскольку в удовлетворении требований ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» отказано, не имеется предусмотренных статьи 111 КАС РФ оснований для возмещения понесенных административным истцом судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 КАС РФ, суд
р е ш и л:
отказать в удовлетворении административных исковых требований общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 26 октября 2021 г. №52/34 «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» (ИНН <***>) потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2022 год», возложении на орган регулирования обязанности принять новый нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Ростовский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 16 сентября 2022 г.
Судья О.В. Журба