ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-151/2023 от 03.11.2023 Ростовского областного суда (Ростовская область)

УИД 61OS0000-01-2023-000189-84 № 3а-151/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

3 ноября 2023 года город Ростов-на-Дону

Ростовский областной суд в составе

председательствующего Шикуля Е.В.

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Смагина Игоря Валентиновича, Крохинова Сергея Владимировича, Гриценко Сергея Викторовича об оспаривании решения государственного бюджетного учреждения Ростовской области «Центр содействия развитию имущественно-земельных отношений Ростовской области» 14 апреля 2023 года № ОРС-61/2023/000043 и об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

Смагин И.В., Крохинов С.В., Гриценко С.В. обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения государственного бюджетного учреждения Ростовской области «Центр содействия развитию имущественно-земельных отношений Ростовской области» от 14 апреля 2023 года № ОРС-61/2023/000043 и об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по состоянию на 25 февраля 2023 г. в размере 3 507 000 руб.

Административные истцы просили восстановить срок подачи административного искового заявления об оспаривании решения бюджетного учреждения, ссылаясь на временные и финансовые затраты при оформлении документов для подачи административного иска в суд.

В обоснование заявленных требований указано, что административные истцы являются долевыми собственниками земельного участка. С учетом установленных результатов государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка значительно выше его рыночной стоимости, что нарушает права административных истцов как плательщиков земельного налога. Административные истцы полагают, что оспариваемое решение государственного бюджетного учреждения Ростовской области «Центр содействия развитию имущественно-земельных отношений Ростовской области» со ссылкой на пояснения оценщика, незаконно, поскольку замечания, указанные в решении несущественны при определении рыночной стоимости объекта недвижимости.

После уточнения требований, представитель административных истцов Митрова Л.В. просила суд признать незаконным решение государственного бюджетного учреждения Ростовской области «Центр содействия развитию имущественно-земельных отношений Ростовской области» от 14 апреля 2023 года № ОРС-61/2023/000043 и установить кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной стоимости в размере 5 783 000 руб., согласно результатам судебной оценочной экспертизы.

От представителя административных истцов – Митровой Л.В. поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителя и административных истцов.

Административный ответчик ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

От Минимущества Ростовской области в лице представителя по доверенности – Лященко Е.А. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица, в котором также указано о возможности применения заключение судебной экспертизы в качестве допустимого доказательства.

От ППК «Роскадастр» поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

От Администрации города Волгодонска Ростовской области поступил отзыв на административное исковое заявление, в котором заинтересованное лицо просит отказать в удовлетворении административного иска, полагая, что установление размера кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной приведет к уменьшению поступления обязательных платежей в местный бюджет. Заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица.

От заинтересованного лица ООО «Торговая компания Балатон и К» поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

От заинтересованных лиц Петухова А.Н. и Восякова З.И. поступили ходатайства с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.

Принимая во внимание, что все лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, их участие в заседании суда не является обязательным в силу закона и не признано таковым судом, в соответствии с частью 7 статьи 150 и пунктом 4 части 1 статьи 291 КАС РФ, судом в судебном заседании, назначенном на 30 октября 2023 г., принято решение о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства (п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2020 г. № 42 "О применении норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства").

Исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее также Закон № 237-ФЗ) регулируются отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.

Постановлением минимущества Ростовской области от 11.11.2022 № П-7 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков" утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в Ростовской области по состоянию на 1 января 2022 года.

Пунктом 5.1 части 1 статьи 7 Закона № 237-ФЗ бюджетное учреждение уполномочено рассматривать заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и принятие решения по ней.

Постановлением Правительства Ростовской области от 28.02.2019 № 119 "О реализации на территории Ростовской области положений Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ и реорганизации государственного унитарного предприятия технической инвентаризации Ростовской области" государственное бюджетное учреждение Ростовской области "Центр содействия развитию имущественно-земельных отношений Ростовской области" наделено полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости.

Постановлением Правительства Ростовской области от 29.12.2022 № 1186 "О мерах по реализации Федерального закона от 31.07.2020 № 269-ФЗ" установлен переход с 1 января 2023 г. к применению на территории Ростовской области положений статьи 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".

В соответствии со статьей 22.1 Закона № 237-ФЗ кадастровая стоимость земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере его рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке (часть 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (часть 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Судом установлено, что административные истцы являются долевыми собственниками земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН площадью 934 кв.м, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН

Кадастровая стоимость вышеназванного земельного участка была определена по состоянию на 1 января 2022 г. в размере 6 967 686,7 руб.

Не согласившись с установленной кадастровой стоимостью земельного участка, административные истцы провели оценку рыночной стоимости земельного участка.

Согласно отчету оценщика ФИО1 № 006.01-23 от 28 февраля 2023 года рыночная стоимость вышеупомянутого земельного участка составила 3 507 000 рублей.

На основании частей 3 и 5 статьи 22.1 Закона № 237-ФЗ административный истец – Крохинов С.В. 22 марта 2023 года обратился в бюджетное учреждение с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в размере рыночной стоимости по состоянию на 25 февраля 2023 года.

14 апреля 2023 года бюджетным учреждением принято решение № ОРС-61/2023/000043 об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости. Согласно указанному решению бюджетным учреждением отмечены нарушения в отчете об определении рыночной стоимости земельного участка № 006.01-23 от 28 февраля 2023 года п.п. 3 п.2 Федерального стандарта оценки «Отчет об оценке (ФСО VI)», положений ст. 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности», п.п. 13 п.7 Федерального стандарта оценки «Отчет об оценке (ФСО VI)», п. 30 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», п.п. 2 п.2 Федерального стандарта оценки «Отчет об оценке (ФСО VI)», п.п. «в» п.22 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», п.п. «б» п. 22 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)». Выявленные нарушения процесса оценки, использованных объектов-аналогов и корректировок, по мнению бюджетного учреждения, оказывают влияние на итоговую величину рыночной стоимости объекта оценки.

На основании части 15 статьи 22.1 Закона № 237-ФЗ решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Административное исковое заявление об оспаривании решения бюджетного учреждения подается в суд в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно о принятии бюджетным учреждением соответствующего решения. Срок подачи указанного заявления, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом. (ч. 3.1 ст. 245 КАС РФ).

Из материалов дела усматривается, что административное исковое заявление подано в суд 17 августа 2023 года, то есть по истечении трех месяцев со дня принятия бюджетным учреждением оспариваемого решения.

Административными истцами заявлено ходатайство о восстановлении срока обращения в суд с административным иском, в обоснование которого указано, что нахождение земельного участка в долевой собственности увеличило временные затраты на оформление документов для подачи в суд.

Суд считает возможным удовлетворить ходатайство административных истцов о восстановлении пропущенного срока, принимая во внимание обстоятельства, изложенные в ходатайстве. При этом суд исходит из того, что пропуск срока на обращение в суд сам по себе не может быть признан достаточным основанием для принятия судом решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления без проверки законности оспариваемого административным истцом решения.

Определением суда от 11 сентября 2023 года по административному делу назначена судебная экспертиза для проверки указанного отчета на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также наличия в отчетах нарушений, указанных в оспариваемом решении бюджетного учреждения. Одновременно перед экспертом поставлен вопрос об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. Проведение экспертизы поручено эксперту ООО «Экспертное бюро оценки и консалтинга» ФИО2

По результатам экспертизы в материалы административного дела представлено заключение эксперта № 1115-Э/2023 от 6 октября 2023 г.

Согласно выводам эксперта отчет от 28 февраля 2023 года № 006.01-23 об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, не соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки. В отчете оценщиком допущены нарушения, влияющие на итоговую величину рыночной стоимости земельного участка, часть из которых перечислена в решении государственного бюджетного учреждения Ростовской области «Центр содействия развитию имущественно-земельных отношений Ростовской области» № ОРС-61/2023/000043 от 14 апреля 2023 г.

Исходя из заключения эксперта, в отчете об оценке имеются нарушения требований по содержанию задания на оценку, нарушена последовательность проведения анализа рынка недвижимости, не приведено обоснование выбора объектов, используемых для расчета рыночной стоимости объекта оценки, а также правила их отбора. Данные нарушение могли повлиять на достоверность и итоговую стоимость объекта исследования.

В силу части 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Исходя из положений части 2 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заключения экспертов относятся к доказательствам, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 84, ч.2 ст. 168 КАС РФ суд не усматривает оснований сомневаться в выводах эксперта о несоответствии отчета оценщика № 006.01-23 от 28 февраля 2023 года требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки, экспертное заключение содержит подробное описание проведенного исследования и сделанные на его основе выводы. Экспертиза проведена лицом, обладающим специальными знаниями, имеющим соответствующую квалификацию, предупреждённым об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, в установленном процессуальным законом порядке.

При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки. Заключение содержит описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

При таком положении суд не находит оснований для признания незаконным решение государственного бюджетного учреждения Ростовской области «Центр содействия развитию имущественно-земельных отношений Ростовской области» от 14 апреля 2023 года № ОРС-61/2023/000043.

Разрешая требования административных истцов об установлении кадастровой стоимости земельного участка суд приходит к следующему.

Экспертным заключением № 1115-Э/2023 от 6 октября 2023 г. определена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, по состоянию на 25 февраля 2023 г. в размере 5 783 000 рублей.

Заключение эксперта содержит все необходимые сведения, влияющие на определение рыночной стоимости земельного участка. Экспертом изучен рынок недвижимости, проведен анализ объекта оценки, определен сегмент рынка, к которому принадлежит земельный участок, проанализированы фактические данные о ценах предложений, описаны и обоснованы применяемые корректировки.

Каких-либо доказательств, опровергающих выводы эксперта, свидетельствующих об иной рыночной стоимости объектов, чем отражено в заключении, суду не представлено. Участвующие в деле лица о назначении и проведении повторной судебной экспертизы не просили.

Напротив, в уточненных административных исковых требованиях содержится просьба представителя административных истцов об установлении кадастровой стоимости равной рыночной в размере, определенном экспертом. Возражения относительно величины рыночной стоимости земельного участка, определенной экспертом, лицами, участвующими в деле, не заявлены.

Доводы Администрации города Волгодонска о сокращении поступлений в местный бюджет в случае снижения кадастровой стоимости объектов недвижимости отклоняются судом, учитывая, что возможность пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости не ставится законом в зависимость от уровня поступлений в соответствующий бюджет. Конкретных доводов об иной рыночной стоимости объектов администрацией не приведено, в связи с чем у суда отсутствуют основания для согласия с возражениями заинтересованного лица.

Днем поступления заявления об установлении рыночной стоимости считается день его представления в бюджетное учреждение или многофункциональный центр, либо день, указанный на оттиске календарного почтового штемпеля уведомления о вручении (в случае его направления регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении), либо день его подачи с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая портал государственных и муниципальных услуг (пункт 4 статьи 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке").

Учитывая изложенное, в резолютивную часть решения подлежит включению дата подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, которая соответствует дате обращения в ГБУ РО - 22 марта 2023 года.

При распределении судебных расходов при установлении рыночной стоимости объекта недвижимости по статье 22.1 Закона № 237-ФЗ следует учитывать разъяснения, содержащиеся, в частности, в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", о том, что принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу (например, решение суда первой инстанции, определение о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения, судебный акт суда апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, которым завершено производство по делу на соответствующей стадии процесса) (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021 год), утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года).

В соответствии с общими правилами распределения судебных расходов судебные расходы взыскиваются стороне, в пользу которой состоялось решение суда, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.

На основании вышеизложенного, а также учитывая, что законность оспариваемого решения бюджетного учреждения установлена в ходе судебного разбирательства, административные истцы не могут быть признаны сторонами, в пользу которых состоялось решение суда, в связи с чем судебные расходы по делу следует возложить на административных истцов.

ООО «Экспертное бюро оценки и консалтинга» представило в суд экономическое обоснование стоимости оказания услуг, связанных с производством судебной экспертизы на сумму 65000 рублей.

Размер оплаты, по мнению суда, определен экспертным учреждением обоснованно, с учетом степени сложности и объема проделанной работы, времени, объективно необходимого на проведение экспертного исследования и составление заключения. Названная сумма находится в пределах диапазона сложившихся цен на экспертные услуги подобного рода в регионе и подлежит взысканию с административного истца.

В обеспечение расходов на проведение судебной экспертизы представителем административных истцов по доверенности – Шестаковой Ю.Ю. внесены на лицевой счет по учету операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, открытый Ростовскому областному суду, 45 000 рублей по чек-ордеру от 6 сентября 2023 г. (платежное поручение № 63579 от 7 сентября 2023 года) (л.д. 196а, 245 том 1) и 20 000 рублей по чек-ордеру от 26.10.2023 (л.д.232 том 2). Указанные суммы необходимо перечислить ООО «Экспертное бюро оценки и консалтинга» в счет оплаты за проведенную экспертизу (статья 109 КАС РФ).

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

восстановить Смагину Игорю Валентиновичу, Крохинову Сергею Владимировичу, Гриценко Сергею Викторовичу срок подачи административного искового заявления об оспаривании решения государственного бюджетного учреждения Ростовской области «Центр содействия развитию имущественно-земельных отношений Ростовской области» 14 апреля 2023 года № ОРС-61/2023/000043.

административное исковое заявление Смагина Игоря Валентиновича, Крохинова Сергея Владимировича, Гриценко Сергея Викторовича удовлетворить частично.

В удовлетворении административного искового заявления Смагина Игоря Валентиновича, Крохинова Сергея Владимировича, Гриценко Сергея Викторовича о признании решения государственного бюджетного учреждения Ростовской области «Центр содействия развитию имущественно-земельных отношений Ростовской области» 14 апреля 2023 года № ОРС-61/2023/000043 незаконным - отказать.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, площадью 934 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – магазины, бытовое обслуживание, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, равной рыночной по состоянию на 25 февраля 2023 года в размере 5 783 000 рублей.

Датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости считать 22 марта 2023 года.

Судебные расходы возложить на административных истцов.

За счет денежных средств, поступивших от представителя административных истцов по доверенности – Шестаковой Ю.Ю. в обеспечение расходов на проведение судебной экспертизы по административному делу № 3а-151/2023 (платежное поручение № 63579 от 7 сентября 2023 г., чек-ордер от 26 октября 2023 г.), перечислить с лицевого счета по учету операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, открытого Ростовскому областному суду, на счет ООО «Экспертное бюро оценки и консалтинга» оплату за проведенную судебную экспертизу в сумме 65 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Ростовский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Е.В. Шикуля