ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-151/2024 от 19.02.2024 Омского областного суда (Омская область)

Дело № 3а-151/2024

55OS0000-01-2024-000002-35

Строка стат. отчета 3.124

Омский областной суд

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский областной суд в составе

председательствующего судьи Ведерниковой Н.В.

при секретаре Жунусове Д.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 19 февраля 2024 года в г. Омске административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Маяк Молл» к Бюджетному учреждению Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» об оспаривании решений об отказе в пересчете кадастровой стоимости объектов недвижимости,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Маяк Молл» (далее – ООО «Маяк Молл», общество) обратилось в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что ему на праве собственности принадлежат земельные участки:

- с кадастровым номером № <...>, расположенный в <...>, площадью 369 кв.м,

- с кадастровым номером № <...>, расположенный в <...>, площадью 221 кв.м.

Также на праве общей долевой собственности административному истцу принадлежат земельные участки:

- с кадастровым номером № <...>, местоположение установлено относительно здания с почтовым адресом: <...>, площадью 5665 +/-26 кв.м, сособственники ООО «Отрада», ООО «Альтаир» и ООО «Меридиан»,

- с кадастровым номером № <...>, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир здание, участок находится примерно в 35 м, по направлению на восток от ориентира с почтовым адресом: <...>, площадью 2179 +/-16 кв.м, сособственники ООО «Отрада», ООО «Альтаир» и ООО «Меридиан»,

- с кадастровым номером № <...>, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир здание, участок находится примерно в 30 м, по направлению на юг от ориентира с почтовым адресом: <...>, площадью 1373 +/-13 кв.м, сособственники ООО «Отрада», ООО «Альтаир» и ООО «Меридиан».

На земельных участках расположено нежилое здание - торговый центр «Маяк Молл».

Кадастровая стоимость земельных участков определена в соответствии с приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 20 ноября 2020 года № 45-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Омской области»; по состоянию на 1 января 2020 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> составляла 3 110 906,16 рублей, земельного участка с кадастровым номером № <...> – 1 906 637,72 рублей, земельного участка с кадастровым номером № <...> – 42 234 274,50 рубля, земельного участка с кадастровым номером № <...> – 16 959 963,23 рубля, земельного участка с кадастровым номером № <...> – 8 520 810,54 рублей, дата начала применения – 1 января 2021 года.

Указанная кадастровая стоимость объектов недвижимости определена на основании отчета от 21 октября 2020 года № 02/НП-СХН/2020 об итогах государственной кадастровой оценки на территории Омской области, составленного Бюджетным учреждением Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» (далее – бюджетное учреждение).

Полагая, что при определении кадастровой стоимости спорных земельных участков бюджетным учреждением допущена ошибка, выразившаяся в необоснованном применении коэффициента на вид использования «Торговый комплекс» в размере 2,25, что повлияло на величину кадастровой стоимости названных земельных участков, общество обратилось в бюджетное учреждение с заявлениями об исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости.

Решениями бюджетного учреждения от 20 декабря 2023 года № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...> в пересчете кадастровой стоимости отказано.

Указывая на несогласие с решениями бюджетного учреждения, ссылаясь на наличие ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости земельных участков в отчете от 21 октября 2020 года № 02/НП-СХН/2020, повлиявшей на итоговую величину кадастровой стоимости объектов недвижимости, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, в котором просит суд признать незаконными решения бюджетного учреждения от 20 декабря 2023 года № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...> «Об отказе в пересчете кадастровой стоимости», возложении на бюджетное учреждение обязанности повторно рассмотреть заявления общества и обеспечить исправление ошибки (посредством исключения из расчета корректировки на вид использования «торговый комплекс» в размере 2,25), допущенной при определении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, указанной в III разделе «Сведения о ошибках, допущенных при определении кадастровой стоимости» заявлений административного истца от 24 ноября 2023 года (входящие номера № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>), возложить на бюджетное учреждение обязанность сообщить об исполнении решения суда по настоящему делу в Омский областной суд и обществу с ограниченной ответственностью «Маяк Молл» в течение срока пяти дней с даты его вступления в законную силу.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «Маяк Молл» и заинтересованных лиц общества с ограниченной ответственностью «Отрада», общества с ограниченной ответственностью «Альтаир», общества с ограниченной ответственностью «Меридиан» - Геннинг К.П. поддержал административные исковые требования в полном объеме.

Представитель бюджетного учреждения Вересова Т.О. в судебном заседании заявленные административным истцом требования не признала, просила отказать в удовлетворении административного иска по основаниям и доводам, изложенным в письменных возражениях, согласно которым оспариваемые решения бюджетного учреждения являются законными, при определении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости поправочный коэффициент «на торговый комплекс» в размере 2,25 применен обоснованно, с учетом вида разрешенного использования земельных участков, а также подтвержденных данных о нахождении в пределах земельных участков торгового комплекса. Отчет от 21 октября 2020 года № 02/НП-СХН/2020 об итогах государственной кадастровой оценки на территории Омской области подготовлен в соответствии с требованиями приказа Росреестра № П/0284 (том 1 л.д. 151-156, 228-231).

Представитель заинтересованного лица Администрации города Омска Окишев К.В. в судебном заседании сослался на наличие иных ошибок (указанных им в письменном отзыве), которые были допущены при утверждении кадастровой стоимости в отчете, помимо указанной административным истцом. Полагал, что в силу положений действующего законодательства бюджетное учреждение должно было проверить расчет кадастровой стоимости участков на наличие иных ошибок, а не только указанных в административном исковом заявлении (том 2 л.д. 9).

Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Омской области в судебном заседании участие не принимал, извещен о времени и месте рассмотрения дела в установленном порядке (том 2 л.д. 26).

Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – в Федеральный закон № 237-ФЗ).

Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 20 ноября 2020 года № 45-п утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Омской области, которые действовали в период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2022 года.

Бюджетное учреждение Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» наделено полномочиями на территории Омской области по определению кадастровой стоимости, а также предоставляет услугу по рассмотрению заявлений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (статьи 6 и 7 Закона № 237-ФЗ, пункт 1.1.1 Регламента рассмотрения бюджетным учреждением заявлений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, утвержденного приказом бюджетного учреждения от 31 декабря 2020 года № <...> (л.д. 118-136).

Порядок рассмотрения заявлений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, регламентирован статьей 21 Федерального закона № 237-ФЗ.

В соответствии с данной статьей бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (часть 1).

Заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, вправе подать любые юридические и физические лица, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть 5).

Заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть подано в течение пяти лет со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о соответствующей кадастровой стоимости (часть 6).

Ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются: 1) несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке; 2) описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости (часть 2).

Согласно части 13 статьи 21 Федерального закона № 237-ФЗ при рассмотрении заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, учитывается, что ошибкой также является допущенное при определении кадастровой стоимости искажение данных об объекте недвижимости, на основании которых определялась его кадастровая стоимость, в том числе: 1) неправильное определение условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта недвижимости, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное или ветхое состояние объекта недвижимости, степень его износа, нахождение объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории); 2) использование недостоверных сведений о характеристиках объекта недвижимости при определении кадастровой стоимости.

По итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении заявления и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;

2) об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено (часть 14 статьи 21 Федерального закона № 237-ФЗ).

Решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства; в случае принятия судом решения о признании решения об отказе в исправлении ошибок незаконным бюджетное учреждение обеспечивает исправление таких ошибок в порядке, предусмотренном данной статьей (части 23, 24 Федерального закона № 237-ФЗ).

Как следует из материалов дела, 24 ноября 2023 года ООО «Маяк Молл» в лице своего представителя Геннинга К.П. обратилось в бюджетное учреждение с заявлениями об исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...> (входящие № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>); в разделе III «Сведения об ошибках, допущенных при определении кадастровой стоимости» названных заявлений представитель указал на ошибку: расчет кадастровой стоимости объекта произведен с применением коэффициента на вид разрешенного использования (корректировка на торговый центр) в размере 2,25 (том 1 л.д. 40-41, 42-43, 44-44А, 45-46, 47-48).

Оспариваемыми решениями бюджетного учреждения от 20 декабря 2023 года № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...> в пересчете кадастровой стоимости спорных земельных участков отказано со ссылкой на отсутствие в расчете кадастровой стоимости объектов недвижимости ошибок, предусмотренных частями 2 и 13 статьи 21 Федерального закона № 237-ФЗ (том 1 л.д. 49-51, 52-54, 55-57, 58-60, 61-63).

Указанные решения приняты уполномоченным учреждением, одним из основных видов деятельности которого является рассмотрение заявлений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости и принятие решений по ним в порядке статьи 21 Федерального закона № 237-ФЗ, содержат необходимые реквизиты и подписаны уполномоченным лицом.

Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, ООО «Маяк Молл» реализовало право на обжалование решений бюджетного учреждения в установленном законом порядке.

Оценивая доводы лиц, участвующих в деле, во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, положениями действующего законодательства, суд исходит из следующего.

В производстве Омского областного суда находилось административное дело № 3а-66/2023 по административному исковому заявлению ИП Агуновой М.В. к Бюджетному учреждению Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» об оспаривании решения от 31 августа 2022 года № <...> об отказе в пересчете кадастровой стоимости объекта недвижимости, при расчете которой также применялся коэффициент на вид использования «торговый комплекс» в размере 2,25.

Решением суда от 27 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 1 ноября 2023 года, признано незаконным решение бюджетного учреждения от 31 августа 2022 года № <...> «Об отказе в пересчете кадастровой стоимости», на бюджетное учреждение возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ИП Агуновой М.В. об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (том 1 л.д. 80-87, 88-91).

В ходе рассмотрения административного дела № 3а-66/2023 в целях проверки содержания отчета от 21 октября 2020 года № 02/НП-СХН/2020 об итогах государственной кадастровой оценки на территории Омской области на предмет наличия вышеприведенной ошибки определением Омского областного суда от 10 января 2023 года была назначена экспертиза по следующим вопросам:

- является ли корректным и обоснованным вывод исполнителя отчета об итогах государственной кадастровой оценки на территории Омской области от 21 октября 2020 года № 02/НП-СХН/2020, сделанный из имевшейся в его распоряжении рыночной информации о 28 аналогах сегмента «Предпринимательство» о том, что «стоимость земельных участков под крупными торговыми центрами, торгово-развлекательными комплексами, бизнес-центрами выше стоимости земли под магазинами и административными зданиями»;

- соответствует ли принятие исполнителем отчета об итогах государственной кадастровой оценки на территории Омской области от 21 октября 2020 года № 02/НП-СХН/2020 для расчета кадастровых стоимостей земельных участков в качестве отдельного ценообразующего фактора «Поправка (корректировка) на вид использования», учитывающего наличие на земельном участке «крупных торговых центров, торгово-развлекательных комплексов, бизнес-центров», положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке;

- соответствует ли произведенный исполнителем отчета об итогах государственной кадастровой оценки на территории Омской области от 21 октября 2020 года № 02/НП-СХН/2020 расчет «Поправки (корректировки) на вид использования» и полученная им итоговая величина в размере 2,25 имевшейся в его распоряжении информации о рынке земельных участков и положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке;

- допущены ли в отчете об итогах государственной кадастровой оценки на территории Омской области от 21 октября 2020 года № 02/НП-СХН/2020 при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:090102:1536 ошибки, предусмотренные частями 2 и 13 статьи 21 Федерального закона № 237-ФЗ.

По результатам проведенной экспертизы в материалы административного дела представлено заключение от 24 мая 2023 года № <...>, согласно которому экспертами ФБУ «Омская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» Цвяком А.Н. и Мрыглод О.Б., сделаны следующие выводы.

По первому вопросу отмечено, что вывод исполнителя отчета об итогах государственной кадастровой оценки на территории Омской области от 21 октября 2020 года № 02/НП-СХН/2020, сделанный из имевшейся в его распоряжении рыночной информации о 28 аналогах сегмента «Предпринимательство» о том, что «стоимость земельных участков, под крупными торговыми центрами, торгово-развлекательными комплексами, бизнес-центрами выше стоимости земли под магазинами и административными зданиями» не является корректным и обоснованным. Особенности объекта недвижимости (здания «торгового центра», «торгово-развлекательного комплекса», «бизнес-центра» или «магазина» должны учитываться при определении кадастровой стоимости здания, а не земельного под ним. Земельный участок под «магазин» и земельный участок под «торговый комплекс» оба относятся к сегменту «Предпринимательство», и должны рассчитываться в соответствии с ценообразующими факторами, характерными для данного сегмента. При этом учет влияния особенностей здания (объемно-планировочных, функциональных и тому подобное) при определении кадастровой стоимости земельного участка противоречит пунктам 1.12, 1.15 методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года № 266.

По второму вопросу отмечено, что принятие исполнителем отчета об итогах государственной кадастровой оценки на территории Омской области от 21 октября 2020 года № 02/НП-СХН/2020 для расчета кадастровых стоимостей земельных участков в качестве отдельного ценообразующего фактора «Поправка (корректировка) на вид использования», учитывающего наличие на земельном участке «крупных торговых центров, торгово-развлекательных комплексов, бизнес центров» не соответствует положениям пунктов 1.12, 1.15, 1.19 методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года № 266, пункта 16 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)». Анализ сборников корректировок для земельных участков различных независимых источников, в том числе использовавшихся при составлении отчета, показал, что такие объекты как «торговый центр», «торгово-развлекательный комплекс», «бизнес-центр». «магазин» относятся к одному сегменту рынка «Предпринимательство» («Коммерческая недвижимость»), подсегмент «Торговля». Перечень наиболее значимых ценообразующих факторов (оказывающих существенное влияние на стоимость объектов) для введения корректировок для данного сегмента не содержит фактор подобный приведенному в отчете, а именно, учитывающий наличие на земельном участке «крупных торговых центров, торгово-развлекательных комплексов, бизнес центров». В исследуемой выборке из 28 земельных участков зависимости стоимости 1 кв.м от размеров участка, следовательно, и размеров предполагаемых строительных объектов не прослеживается. Имевшейся рыночной информации по 28 объектам аналогам недостаточно для того, чтобы сделать вывод о том, что «стоимость земельных участков под крупными торговыми центрами, торгово-развлекательными комплексами, бизнес-центрами выше стоимости земли под магазинами и административными зданиями».

По третьему вопросу отмечено, что произведенный исполнителем отчет об итогах государственной кадастровой оценки на территории Омской области от 21 октября 2020 года № 02/НП-СХН/2020 расчет «Поправки (корректировки) на вид использования» и полученная им итоговая величина в размере 2,25 не соответствует имевшейся в его распоряжении информации о рынке земельных участков и положениям пункта 8.6 методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года № 266. В исследуемом отчете при расчете «Поправки (корректировки) на вид использования» в качестве исходных данных были использованы результаты оценок кадастровой стоимости по 12 земельным участкам по состоянию на дату 1 января 2014 года без индексации на дату определения кадастровой стоимости 1 января 2020 года. Корректировка, рассчитанная на основании информации о стоимости 12 земельных участков до и после оспаривания кадастровой стоимости (менее 5% участков аналогичного использования), из которых только 5 фактически заняты торговыми центрами, является необоснованной.

По четвертому вопросу отмечено, что в отчете об итогах государственной кадастровой оценки на территории Омской области от 21 октября 2020 года № 02/НП-СХН/2020 при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № <...> допущены ошибки, предусмотренные частями 2 и 13 статьи 21 Федерального закона № 237-Ф3. В отчете об итогах государственной кадастровой оценки на территории Омской области от 21 октября 2020 года № 02/НП-СХН/2020 при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № <...>, выявлены несоответствия положениям пунктов 1.12, 1.15, 1.19, 8.6 методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года № 266, что не соответствует подпункту 1 части 2 статьи 21 Федерального закона № 237-Ф3. Также в названном отчете при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № <...> имеет место неправильное определение условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (применение в расчетах «Поправки (корректировки) на вид использования» в размере 2,25, учитывающей наличие на земельном участке «крупных торговых центров, торгово-развлекательных комплексов, бизнес центров»), что не соответствует подпункту 1 части 13 статьи 21 Федерального закона № 237-Ф3 (том 1 л.д. 92-101).

Применительно к изложенному суд считает, что приведенные в заключении от 24 мая 2023 года № <...> выводы в части первых трех вопросов могут быть положены в основу решения суда по рассматриваемому делу, поскольку обладают свойствами относимости доказательств, в том числе по настоящему делу.

Кроме того, обстоятельства, установленные решением Омского областного суда от 27 июля 2023 года, вступившим в законную силу 1 ноября 2023 года, в силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) не подлежат оспариванию административным ответчиком по настоящему делу.

Оценивая заключение эксперта от 24 мая 2023 года № <...> в части выводов по первым трем вопросам, относящихся и к настоящему административному делу, суд не усматривает оснований сомневаться в достоверности и обоснованности приведенных в данном заключении выводов.

Эксперты Цвяк А.Н. и Мрыглод О.Б. обладают достаточным опытом и необходимой квалификацией, не имеют заинтересованности в исходе спора, предупреждены об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации (том 1 л.д. 92).

Резюмируя изложенное, суд признает соответствующим статье 82 КАС РФ заключение экспертов от 24 мая 2023 года № <...> как отвечающее требованиям относимости и допустимости доказательство.

Каких-либо доводов и доказательств, ставящих под сомнение выводы экспертов, лицами, участвующими в деле, не приведено и не представлено.

Возражения административного ответчика на заключение эксперта от 24 мая 2023 года № <...>, представленные в рамках административного дела № 3а-66/2023, были отклонены судом при разрешении административного искового заявления по существу по мотивам, изложенным в решении суда от 27 июля 2023 года.

Таким образом, с учетом выводов экспертов, изложенных в заключении от 24 мая 2023 года № <...>, вступившего в законную силу решения Омского областного суда от 27 июля 2023 года, в части первых трех вопросов, относящихся к отчету от 21 октября 2020 года № 02/НП-СХН/2020, суд в рамках настоящего административного дела приходит к выводу о наличии в названном отчете ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, указанной в разделе III «Сведения об ошибках, допущенных при определении кадастровой стоимости» заявлений ООО «Маяк Молл» об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (поступивших в бюджетное учреждение 24 ноября 2023 года, входящие № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>), и незаконности в этой связи оспариваемых решений бюджетного учреждения от 20 декабря 2023 года № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...> «Об отказе в пересчете кадастровой стоимости», ввиду их несоответствия требованиям статьи 21 Федерального закона № 237-ФЗ.

При этом суд также учитывает, что в силу части 15 статьи 21 Федерального закона № 237-ФЗ в случае принятия решения об удовлетворении заявления об исправлении ошибок и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетное учреждение обязано проверить, допущена ли выявленная ошибка в отношении иных объектов недвижимости, в том числе соседних, смежных, однотипных. При выявлении соответствующих ошибок кадастровая стоимость таких объектов недвижимости также пересчитывается.

Поскольку ошибка, установленная вступившим в законную силу решением Омского областного суда от 27 июля 2023 года по делу № 33а-66/2023, допущена в отношении однотипных объектов недвижимости, кадастровая стоимость соответствующих объектов, в том числе принадлежащих ООО «Маяк Молл», подлежит пересчету.

Доводы представителя Администрации города Омска о необходимости проверки отчета об итогах государственной оценкиот 21 октября 2020 года на наличие иных ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости спорных земельных участков, судом отклоняются ввиду их несостоятельности, поскольку предметом рассмотрения настоящего административного дела являются решения бюджетного учреждения от 20 декабря 2023 года № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, принятые по результатам рассмотрения заявлений ООО «Маяк Молл» об исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости спорных земельных участков. При этом заинтересованное лицо вправе обратиться в бюджетной учреждение с заявлением об исправлении соответствующих ошибок, равно как бюджетное учреждение в силу положений Федерального закона № 237-ФЗ не лишено права самостоятельно исправить ошибки, допущенные при определении кадастровой стоимости земельных участков, при наличии таковых. В материалы дела представлены копии заявлений Администрации г. Омска об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости спорных земельных участков, поданные 19 января 2024 года в бюджетное учреждение, что свидетельствует о том, что заинтересованное лицо реализовало право на обращение с названным заявлением в предусмотренном статьей 21 Федерального закона № 237-ФЗ внесудебном порядке.

Согласно положениям части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия), если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Данная совокупность в рассматриваемом случае имеется, факт незаконности оспариваемых решений бюджетного учреждения установлен.

По смыслу пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

В силу части 24 статьи 21 Федерального закона № 237-ФЗ в случае принятия судом решения о признании решения об отказе в исправлении ошибок незаконным бюджетное учреждение обеспечивает исправление таких ошибок в порядке, предусмотренном данной статьей.

Определяя способ восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, суд, с учетом положений части 24 статьи 21 Федерального закона № 237-ФЗ, считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявления ООО «Маяк Молл» об исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, поступившие 24 ноября 2023 года (входящие № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>), и обеспечить исправление ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, указанной в разделе III «Сведения об ошибках, допущенных при определении кадастровой стоимости» названных заявлений, в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона № 237-ФЗ.

Принимая во внимание сроки, предусмотренные статьей 21 Федерального закона № 237-ФЗ, суд на основании пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ устанавливает бюджетному учреждению двухмесячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу для сообщения об исполнении решения суда в Омский областной суд и ООО «Маяк Молл».

Руководствуясь статьями 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Маяк Молл» удовлетворить.

Признать незаконными решения Бюджетного учреждения Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» от 20 декабря 2023 года № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...> «Об отказе в пересчете кадастровой стоимости».

Возложить на Бюджетное учреждение Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» обязанность повторно рассмотреть заявления общества с ограниченной ответственностью «Маяк Молл» об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, поступившие 24 ноября 2023 года (входящие № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>), и обеспечить исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, указанных в разделе III «Сведения об ошибках, допущенных при определении кадастровой стоимости» названных заявлений, в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Бюджетному учреждению Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» в течение двух месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу сообщить об исполнении настоящего решения суда в Омский областной суд и обществу с ограниченной ответственностью «Маяк Молл».

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Омский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Омского областного суда Н.В. Ведерникова

Мотивированное решение изготовлено 29 февраля 2024 года.