Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 сентября 2019 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при секретаре Матвеевой О.Ю.
с участием прокурора Валюткиной С.Ш.,
представителя административных истцов по доверенности ФИО1,
Самарской Губернской Думы ФИО2,
Губернатора Самарской области ФИО3,
Администрации г.о. Тольятти ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1525/2019 по административному исковому заявлению ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 об оспаривании в части Закона Самарской области № 77-ГД от 10 июля 2006 года,
у с т а н о в и л :
ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению с момента его принятия Закон Самарской области от 10 июля 2006 года № 77-ГД в части включения поселка городского типа Федоровка в состав г. Тольятти.
Требования мотивированы тем, что 28 июня 2006 года № Самарской Губернской Думой принят Закон Самарской области № 77-ГД «О включении отдельных населенных пунктов в состав городского населенного пункта –города Тольятти», который противоречит части 3 статьи 13 и части 3 статьи 24 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, поскольку принят без проведения голосования или опроса населения. Оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права административных истцов на реализацию своего права на местное самоуправление.
В судебном заседании, проведённом посредством видеоконференцсвязи, представитель административных истцов по доверенности ФИО1 поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении и письменных объяснениях.
Представитель Самарской Губернской Думы по доверенности ФИО2 заявленные требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях, сославшись на то, что Закон Самарской области № 77-ГД от 10 июля 2006 года принят в полном соответствии с нормами федерального и областного законодательства, каких-либо нарушений при его принятии не допущено, поселок городского типа Федоровка не являлась и не является самостоятельным муниципальным образованием, поскольку с момента принятия Закона Самарской области № 69-ГД входит в состав городского округа Тольятти.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Губернатор Самарской области и Администрация г.о. Тольятти.
Представитель Губернатора Самарской области по доверенности ФИО3 и представитель Администрация г.о. Тольятти по доверенности ФИО4 просили отказать в удовлетворении заявленных требований, поддержали доводы, изложенные в письменных возражениях.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы местного самоуправления, гарантии его осуществления.
Согласно определению, предусмотренному указанным законом в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта, городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных данным федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальным образованием является городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
Преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан ( части 1, 2, 3 статьи 13 в редакции на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта).
Установлено, что 28 июня 2006 года Самарской Губернской Думой принят Закон № 77-Г «О включении отдельных населенных пунктов в состав городского населенного пункта – города Тольятти», подписанный Губернатором Самарской области 10 июля 2006 года.
Этим Законом расположенные в границах городского округа Тольятти поселок городского типа Поволжский, поселок городского типа Федоровка, поселок Загородный и село Матюшкино включены в состав городского населенного пункта – города Тольятти.
Указанный нормативный правовой акт принят в установленном законом порядке и официально опубликован в издании «Волжская коммуна» № 126 (25679) 14 июля 2006 года.
В соответствии со статьей 85 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года органы государственной власти субъектов Российской федерации до 1 марта 2005 года устанавливают в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона границы муниципальных образований и наделяют муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.
В целях исполнения требований федерального законодательства Законом Самарской области от 28 декабря 2004 года № 189-ГД город Тольятти наделен статусом городского округа.
Законом Самарской области от 28 февраля 2005 года № 69-ГД в состав городского округа Тольятти Самарской области вошли город Тольятти, поселок городского типа Поволжский, поселок городского типа Федоровка, село Новоматюшкино, поселок Загородный.
Определение границ произведено с учетом существующей застройки поселка городского типа Федоровка.
Уставом городского округа Тольятти, утвержденным постановлением Тольяттинской городской Думы от 30 мая 2005 года № 155, территория городского округа разделена на районы: Автозаводский, Комсомольский, Центральный. Поселок городского типа Федоровка вошел в состав Комсомольского района.
На основании постановления мэра города Тольятти от 8 декабря 2005 года № 183-1/п в период с 26 декабря 2005 года по 29 декабря 2005 года проведены публичные слушания по вопросу объединения поселков городского типа Поволжский, Федоровка, поселка Загородный и села Новоматюшкино и города Тольятти в один населенный пункт- город Тольятти.
Постановление мэра города Тольятти о проведении публичных слушаний официально опубликовано в газете «Городские ведомости» 9 декабря 2005 года № 96 (463).
Публичные слушания проведены в соответствии с действующим на момент проведения публичных слушаний Положением о публичных слушаниях в городском округе Тольятти, утвержденным постановлением городской Думы от 7 декабря 2005 года № 314.
По результатам публичных слушаний составлен протокол № ОС-52, из которого следует, что жители поселка Федоровка выразили положительное мнение по вопросу объединения поселка и г. Тольятти.
Проект закона Самарской области «О включении отдельных населенных пунктов в состав городского населенного пункта- города Тольятти» № 1510-06 мэром г. Тольятти внесен на рассмотрение в Самарскую Губернскую Думу, и был принят на заседании Думы 28 июня 2006 года.
Ссылку представителя административных истцов на часть 3 статьи 13 и часть 3 статьи 24 ФЗ № 131 от 6 октября 2013 года в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд считает несостоятельной, поскольку указанные нормы регулируют отношения, связанные с изменением границ или преобразованием муниципального образования.
С учетом расположения поселка городского типа Федоровка в границах городского округа Тольятти и его нахождения в составе города Тольятти, поселок городского типа Федоровка не является и не являлся на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта самостоятельным муниципальным образованием, в связи с этим процедура преобразования муниципальных образований, предусмотренная ФЗ № 131 от 6 октября 20-3 года, не применима к правоотношениям, касающимся поселка городского типа Федоровка.
Вопреки доводам представителя административных истцов, порядок объединения поселков городского типа Федоровка, Поволжский, поселка Загородный и села Новоматюшкино в состав городского округа Тольятти, при котором имело место согласие населения, выраженное на публичных слушаниях, не может быть признан не соответствующим требованиям Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Доводы представителя административных истцов о том, что публичные слушания реализуются для обсуждения проектов муниципальных правовых актов, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку в соответствии с пунктом 2 Положения о публичных слушаниях в городском округе Тольятти, утвержденного постановлением городской Думы от 7 декабря 2005 года № 314, публичные слушания - это форма участия населения в осуществлении местного самоуправления, реализуемая путем проведения обсуждения проектов муниципальных правовых актов, а также иных общественно значимых вопросов с участием жителей городского округа.
Доводы представителя административных истцов о том, что во время публичных слушаний жители поселка Федоровки соглашались на объединение в случае, если данное объединение разрешит существующие социально-экономические проблемы поселка, которые не были разрешены, не являются основанием для признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта, поскольку предметом данного спора является, соответствие нормативного правового акта нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Самарской Губернской Думой в пределах его компетенции, федеральному законодательству не противоречит, права и законные интересы административных истцов не нарушает, в связи с чем в удовлетворении заявленных административными истцами требований следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации, суд
Р е ш и л :
В удовлетворении требований ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 о признании недействующим и не подлежащим применению в части Закона Самарской области № 77-ГД от 10 июля 2006 года отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.А.Родина
Мотивированное решение изготовлено16 сентября 2019 года.