ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-152/17 от 26.07.2017 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 июля 2017 года г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе:

председательствующего судьи Петуховой В.Г.,

при секретаре судебного заседания Зуевой А.Н.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Шебетниковой Ж.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-152/2017 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к Думе муниципального образования «Русские Янгуты» о признании противоречащим законодательству и не действующим с момента принятия решение Думы муниципального образования «Русские Янгуты» от 26 февраля 2016 года № 111 «Об утверждении коэффициента размера арендной платы земельных участков муниципального образования «Русские Янгуты»,

установил:

решением Думы муниципального образования «Русские Янгуты» от 26 февраля 2016 года № 111 утвержден коэффициент размера арендной платы земельных участков муниципального образования «Русские Янгуты».

Требования заместителя прокурора Иркутской области об оспаривании указанного нормативного правового акта мотивированы тем, что коэффициенты, применяемые для расчета размера арендной платы и предусмотренные оспариваемым приложением, установлены в нарушение основных принципов определения арендной платы, а именно экономической обоснованности и запрета необоснованных предпочтений.

Административный ответчик возражений на административное исковое заявление не представил, председатель Думы муниципального образования «Русские Янгуты» ФИО1 просила рассмотреть дело без ее участия.

В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Иркутской области Шебетникова Ж.В. поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Шебетниковой Ж.В., суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами "в", "г", "к" части 1, частью 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582.

К Основным принципам определения арендной платы при аренде указанных земельных участков отнесены, в том числе, принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке, и принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.

Основываясь на принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.

В соответствии с пунктом 3 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», утвержденного постановлением администрации Иркутской области от 1 декабря 2015 года № 601-пп, арендная плата в год за использование земельного участка устанавливается в размере земельного налога за соответствующий земельный участок либо в ином размере в соответствии с пунктами 5, 6 настоящего Положения и определяется в договоре аренды земельного участка с учетом уровня инфляции (максимального значения уровня инфляции), установленного Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, по состоянию на 1 января очередного года, начиная с года, следующего за годом, в котором утвержден результат определения кадастровой стоимости земельного участка.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Иркутской области вправе установить экономически обоснованные коэффициенты с учетом категорий земель и (или) видов разрешенного использования земельных участков, применяемые к размеру арендной платы, рассчитываемой в соответствии с абзацем первым настоящего пункта. Допускается изменение этих коэффициентов, но не чаще одного раза в шесть месяцев.

В соответствии со статьей 3 Закона Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 30 декабря 2004 года № 67-оз «О статусе и границах муниципальных образований Аларского, Баяндаевского, Боханского, Нукутского, Осинского, Эхирит-Булагатского районов Иркутской области» (действие данного документа распространяется на всю территорию нового субъекта Российской Федерации - Иркутской области (статья 1 Закона Иркутской области от 30 декабря 2013 года N 168-ОЗ) муниципальное образование «Русские Янгуты» имеет статус сельского поселения, расположенного на территории Осинского района Иркутской области.

Решением Думы муниципального образования «Русские Янгуты» от 26 февраля 2016 г. № 111 установлен коэффициент – 4%, применяемый к размеру арендной платы земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Русские Янгуты».

Указанное Решение принято уполномоченным органом, легитимность которого подтверждена документально, опубликовано в газете Вестник МО «Русские Янгуты» от 29 февраля 2016 года.

Как следует из содержания оспариваемого нормативного правового акта, протокола заседания Думы муниципального образования «Русские Янгуты» от 26 февраля 2016 года экономическое обоснование для установления коэффициента к арендной плате за использование земельных участков равным 4% отсутствует.

Из преамбулы оспариваемого решения следует, что оно принято в целях приведения в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих порядок расчета арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования.

Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства установлено обратное – решение принято без учета приведенных выше требований федерального и регионального законодательства, в отсутствие экономического анализа и оценки факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, не отвечает принципу экономической обоснованности, установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11.05.2004 N 209-О, в отсутствие единых правил дифференциацию ставок земельного налога в городе в зависимости от местоположения земельных участков и зон различной градостроительной ценности, как и определение границ этих зон, орган местного самоуправления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне, без чего сам смысл дифференциации средней ставки земельного налога по местоположению и зонам территории города искажается. Судебные органы при рассмотрении споров по поводу сумм земельного налога, подлежащих уплате пользователями земельных участков в городе, не ограничиваясь установлением лишь факта принятия органом местного самоуправления нормативного акта, которым установлены коэффициенты дифференциации ставки налога по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, то есть осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований административного истца, поскольку достоверно установлено несоответствие оспариваемого нормативного правового акта актам, имеющим большую юридическую силу. В данном случае нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, граждан, обязанных вносить арендную плату, исчисляемую в соответствии с решением Думы муниципального образования «Русские Янгуты» от 26 февраля 2016 года № 111.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд полагает, что поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения судебного акта применялся, и на его основании реализовывались права граждан и организаций, он подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Иркутский областной суд,

решил:

исковые требования заместителя прокурора Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать противоречащим законодательству и не действующим с момента вступления настоящего решения в законную силу решение Думы муниципального образования «Русские Янгуты» от 26 февраля 2016 года № 111 «Об утверждении коэффициента размера арендной платы земельных участков муниципального образования «Русские Янгуты».

Решение подлежит обязательной публикации в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в официальном печатном органе муниципального образования «Русские Янгуты» Осинского района Иркутской области.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья В.Г. Петухова