ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-152/18 от 26.09.2018 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 3а-152/2018

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

26 сентября 2018 года Санкт-Петербург

Санкт-Петербургский городской суд в составе:

председательствующего судьи Павловой О.А.

при секретаре Кулик А.К.,

с участием прокурора Соловьевой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рязанова Алексея Ивановича о признании недействующей статьи 32 Закона Санкт-Петербурга от 31 мая 2010 года №273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге»,

У С Т А Н О В И Л:

Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 12 мая 2010 года принят и 31 мая 2010 года Губернатором Санкт-Петербурга подписан Закон Санкт-Петербурга № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге».

Данный Закон официально опубликован 14 июня 2010 года в изданиях «Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга», № 21 и «Петербургский дневник», № 22.

Согласно статье 32 Закона Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» размещение транспортных средств на территориях, занятых зелеными насаждениями общего пользования, территориях детских площадок, спортивных площадок, площадок для выгула животных влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Статья изложена в редакции Закона Санкт-Петербурга № 43-10, принятого Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 31 января 2018 года, подписанного губернатором Санкт-Петербурга 14 февраля 2018 года и официального размещённого на сайте Администрации Санкт-Петербурга «gov.spb.ru» 15 февраля 2018 года.

Рязанов А.И. обратился в суд с административным иском о признании приведенной нормы недействующей, ссылаясь на то, что она принята с превышением полномочий субъекта Российской Федерации, поскольку общественные отношения в области охраны окружающей среды и связанные с размещением и движением транспортных средств урегулированы на федеральном уровне, ответственность за нарушения правил остановки или стоянки транспортных средств установлена статьёй 12.19 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, а за нарушение правил содержания деревьев, кустарников, газонов и цветников на территории общего пользования – статьёй 6.3 того же Кодекса, а, следовательно, в указанных сферах законодательством субъекта Российской Федерации не могут быть установлены самостоятельные дополнительные требования и ответственность за их нарушение.

Административный истец также ссылался на то, что ранее судебными актами данная правовая норма признавалась недействующей, нарушает его права и законные интересы в связи с привлечением к административной ответственности за несоблюдение её требований.

Административный истец в суд явился, поддержал заявленные требования.

Представители административных ответчиков Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Губернатора Санкт-Петербурга в суд явились, возражали против удовлетворения административных исковых требований, указывая на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга в пределах компетенции, законодатель субъекта Российской Федерации вправе установить административную ответственность за нарушение правил благоустройства территории, утверждение которых в силу статей 14, 16, 16.2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесено к вопросам местного значения, о чём представили также письменные возражения (л.д. 115-122, 156-162).

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении административного иска отказать, суд считает, что заявленные административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное законодательство, законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Подпунктом 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закреплено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Полномочие субъекта Российской Федерации по установлению административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления закреплено также и пунктом 1 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях согласно пункту 3 части 1 статьи 1.3 указанного Кодекса отнесено установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, субъект Российской Федерации вправе установить административную ответственность за нарушение тех правил и норм, которые предусмотрены нормативными правовыми актами этого субъекта Российской Федерации, путем указания в диспозиции статьи об административном правонарушении конкретных противоправных действий, исключающих совпадение признаков объективной стороны административного правонарушения, установленного законом субъекта Российской Федерации, с признаками объективной стороны административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как следует из преамбулы Закона Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге», данный закон устанавливает административную ответственность за нарушение законов Санкт-Петербурга и иных нормативных правовых актов органов государственной власти Санкт-Петербурга, регулирует иные вопросы в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 32 находится в главе 4 названного закона, объединяющей административные правонарушения в области благоустройства.

Из содержания оспариваемой нормы усматривается, что объектом правонарушения являются территории, занятые зелеными насаждениями общего пользования, территории детских площадок, спортивных площадок, площадок для выгула животных, которым в результате размещения на них транспортных средств причиняется вред. Объективную сторону состава административного правонарушения образует размещение транспортных средств на указанной территории.

Приказом Минстроя России от 13 апреля 2017 года № 711/пр утверждены «Методические рекомендации для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов», в которых федеральный законодатель, определяя общие принципы и подходы к деятельности по благоустройству, к объектам благоустройства отнёс детские площадки, спортивные и другие площадки отдыха и досуга, площадки для выгула и дрессировки собак, парки, скверы, иные зеленые зоны, а к деятельности по благоустройству - разработку проектной документации по благоустройству территорий, выполнение мероприятий по благоустройству территорий и содержание объектов благоустройства (пункты 1.3 и 2.1 указанных Методических рекомендаций).

Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 463-ФЗ Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнен статьёй 45.1 регламентирующей содержание правил благоустройства территории муниципального образования.

Так, согласно пунктам 1, 5 и 7 части 2 указанной статьи правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы: содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями; размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных.

Организация благоустройства и утверждение правил благоустройства на территориях городов федерального значения осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения (пункт 1.1. статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Таким образом, вопросы содержания территорий зелёных насаждений общего пользования, территорий детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных и обеспечения их сохранности, являются вопросами благоустройства и относятся к компетенции субъекта Российской Федерации.

В городе федерального значения Санкт-Петербурге общественные отношения в сфере благоустройства урегулированы Законом Санкт-Петербурга от 25 декабря 2015 года № 891-180 «О благоустройстве в Санкт-Петербурге». Под благоустройством согласно пункту 1 статьи 3 указанного закона понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории Санкт-Петербурга, по содержанию территории Санкт-Петербурга и расположенных на ней объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

Названным законом подготовка и утверждение правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, организация благоустройства территории Санкт-Петербурга отнесены к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга (статья 5).

Согласно пункту 11.5 приложения № 5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 9 ноября 2016 года №961, в целях обеспечения надлежащего состояния детских, спортивных площадок, площадок для выгула животных не допускается размещать постоянно или временно механические транспортные средства.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга «О благоустройстве в Санкт-Петербурге» отношения, связанные с озеленением территории, использованием, защитой и охраной зеленых насаждений, созданием (размещением), ремонтом, восстановлением и переустройством объектов зеленых насаждений, содержанием территорий зеленых насаждений, регулируются данным Законом Санкт-Петербурга, если иное не установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Санкт-Петербурга по вопросам озеленения территории, содержания и защиты зеленых насаждений.

В Санкт-Петербурге действует Закон «О зеленых насаждениях» от 28 июня 2010 года № 396-88, на основании пункта 5 статьи 4 которого постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17 января 2014 года № 8 утверждены Правила охраны и использования территорий зеленых насаждений общего пользования, территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, территорий зеленых насаждений ограниченного пользования.

Пунктом 3 названных Правил установлен запрет движения и стоянки механических транспортных средств, за исключением движения по автомобильным дорогам, а также транспортных средств, предназначенных для обслуживания территорий зеленых насаждений, на территориях зелёных насаждений общего пользования. При этом пунктом 2 Правил прямо предусмотрено, что ответственность за их нарушение наступает в соответствии с Законом Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге».

Следовательно, в силу пункта 1 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации субъект Российской Федерации – город федерального значения Санкт-Петербург вправе установить административную ответственность за нарушение принятых им нормативных правовых актов в области благоустройства, запрещающих размещение транспортных средств на территориях зелёных насаждений общего пользования, территорий детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных.

Процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта, установленная частями 2 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьёй 32 Устава Санкт-Петербурга, соблюдена (л.д. 137-150).

Закон Санкт-Петербурга № 43-10 от 14 февраля 2018 года официально опубликован в соответствии требованиями пункта 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 16 июля 2010 года № 445-112 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга» (15 февраля 2018 года на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (gov.spb.ru) (л.д. 164).

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят субъектом Российской Федерации в пределах предоставленных полномочий, в соответствии с установленной процедурой, порядок введения его в действие соблюдён.

С доводами административного истца о том, что объектом административного правонарушения, предусмотренного оспариваемой нормой, являются общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения, а не в области благоустройства города, суд не может согласиться в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 6 и частью 4 статьи 22 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к ведению Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения отнесено установление единой системы технических регламентов, правил, документов по стандартизации, принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения и единого порядка дорожного движения на всей территории Российской Федерации.

В статье 2 данного Федерального закона указано, что под дорожным движением понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Дорогой признается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Названный федеральный закон и Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, не определяют территории общего пользования в пределах населенного пункта, занятые зелеными насаждениями, равно как и территории детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, как земли, используемые для движения транспортных средств, соответствующие понятию «дороги», и не устанавливают запрет на размещение транспортных средств на указанных территориях.

Статья 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств, содержащихся в разделе 12 Правил дорожного движения Российской Федерации, в местах, перечисленных в указанном разделе и в частях 2 - 4 статьи 12.19 названного Кодекса, среди которых территории зелёных насаждений общего пользования, территории детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных не значатся.

Следовательно, статья 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Закона Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» касаются различных правоотношений, в связи с чем оспариваемая административными истцами правовая норма об административной ответственности за размещение транспортных средств на территории зелёных насаждений общего пользования, территории детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, не дублирует ответственность за правонарушения в области дорожного движения, предусмотренные статьей 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не вводит административную ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Ссылки административного истца на Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» подлежат отклонению, поскольку поименованные федеральные законы не регулируют правоотношения в сфере благоустройства территории населенных пунктов, в том числе связанные с размещением транспортных средств на землях, занятых зелеными насаждениями.

Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, Санитарные правила содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88) также регулируют иные, не являющиеся предметом спора по данному делу, правоотношения по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, обеспечению санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), жилых и гражданских зданий.

Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденные приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 года № 153, являются рекомендательным документом в целях регламентации основных вопросов ведения зеленого хозяйства и предназначены только для предприятий, занимающихся вопросами создания, охраны и содержания озелененных территорий.

Следовательно, размещение транспортных средств на территориях, занятых зелеными насаждениями общего пользования, территориях детских площадок, спортивных площадок, площадок для выгула животных не может быть квалифицировано по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, диспозиция которой предусматривает ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а не в области благоустройства.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, города федерального значения Санкт-Петербурга, в пределах предоставленной компетенции с соблюдением порядка принятия и введения в действие, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца, суд полагает административный иск не подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении административного искового заявления Рязанова Алексея Ивановича о признании недействующей статьи 32 Закона Санкт-Петербурга от 31 мая 2010 года №273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» отказать.

Возложить на Губернатора Санкт-Петербурга обязанность опубликовать данное решение суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (gov.spb.ru).

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.А.Павлова