ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-152/20 от 04.03.2020 Тульского областного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 марта 2020 года город Тула

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Семеновой Т.Е.,

при секретарях Хромовой М.Н., Семенчевой Е.В.,

с участием прокуроров Денежкиной М.А., ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а – 152/2020 (3а-868/2019) по административному исковому заявлению ФИО2 о признании недействующими пункта 5582 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость, на 2018 год, пункта 5772 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость, на 2019 год,

у с т а н о в и л:

30.11.2017 года министерством имущественных и земельных отношений Тульской области издано распоряжение № 3848 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год».

Данное распоряжение подписано министром имущественных и земельных отношений Тульской области, опубликовано 30.11.2017 года на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://tularegion.ru), и согласно его пункту 4 вступило в силу со дня подписания.

Пунктом 1 распоряжения определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, согласно приложению (далее - Перечень на 2018 год).

В названный Перечень под номером 5582 включен объект <...>, с 31.12.2014 года находившийся в собственности ФИО2

29.11.2018 года министерством имущественных и земельных отношений Тульской области издано распоряжение № 4954 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год».

Данное распоряжение подписано заместителем министра имущественных и земельных отношений Тульской области, опубликовано 30.11.2018 года на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://tularegion.ru), и согласно его пункту 4 вступило в силу со дня подписания.

Пунктом 1 распоряжения определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, согласно приложению (далее - Перечень на 2019 год).

В данный Перечень указанный выше объект вошел пунктом 5772.

ФИО2 обратился в Тульский областной суд с административным иском о признании недействующими указанных выше распоряжений в части включения в утвержденные ими Перечни объекта <...>. Сослался на противоречие нормативных актов в оспариваемой части подпунктам 1, 2 пункта 1, пункту 4 статьи 378.2 НК РФ, так как объект не отвечает критериям, установленным данной правовой нормой.

В судебном заседании представители административного истца по доверенностям ФИО3, ФИО4 заявленные требования поддерживали.

Представитель административного ответчика – министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности ФИО5 в суде иск не признал. Согласно позиции указанного административного ответчика, выраженной в ходе рассмотрения дела, поскольку объект расположен в торговом центре достаточных оснований для его исключения из Перечня не имеется.

Заинтересованное лицо – администрация г.Тулы представителя в суд не направило, в своих письменных возражениях указало, что объект рекомендовался к включению в Перечни по результатам фактического визуального обследования, объект распложен в торговом центре.

Заинтересованное лицо ФИО6 в суде полагала, что иск подлежит удовлетворению, так как помещения, из которых состоит объект <...>, не являются торговыми, здание, в котором оно находится, пристроено к многоэтажному дому, между ними имеется переход, земельный участок под зданием до настоящего времени не оформлен. Не смотря на то, что объект <...> в 2017 году был разделен, на него продолжается начисление налогов.

На основании ч. 5 ст.213 КАС РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 3, подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 НК РФ).

В силу статьи 400 НК РФ физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного Кодекса, которая в подпункте 6 пункта 1 в качестве таковых называет, в том числе, здание и помещение.

Статьей 402 поименованного Кодекса установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 этого Кодекса, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения, а также на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) возложена обязанность установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения (абзац третий пункта 1).

Законом Тульской области от 20.11.2014 № 2219-ЗТО «Об установлении единой даты начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 01.01.2016 года.

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи.

Как установил суд, оспариваемые распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области опубликованы в соответствии с подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, постановлением правительства Тульской области от 17.02.2014 № 61 «Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области». Они изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, согласно Положению о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденному Постановлением правительства Тульской области № 452 от 13.10.2016 (пп. 4 п.8), с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, порядка принятия, правил введения в действие и опубликования, что стороной административного истца в процессе судебного разбирательства не оспаривалось.

Проверяя распоряжения в оспариваемой части на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Согласно подпунктам 1,2 пункта 1 и пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (в первоначальной редакции).

В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого определяется из его кадастровой стоимости, если данное помещение входит в состав здания (строения, сооружения), обладающего признаками административно-делового центра или торгового центра (комплекса), - на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, либо если данное помещение является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании (строении, сооружении), не относящемся ни к административно-деловому центру, ни к торговому центру (комплексу). В первом случае основанием для включения помещения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является, среди прочего, предназначение здания для использования или фактическое использование здания, в котором находится данное помещение, в целях размещения торговых объектов, а во втором – предназначение или фактическое использование самого помещения.

В силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В силу пункта 9 указанной статьи, вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением правительства Тульской области от 05.11.2014 N 559 утвержден Порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, согласно которому вид фактического использования перечисленных объектов определяется министерством имущественных и земельных отношений Тульской области на основании соответствующей информации, представленной органами местного самоуправления Тульской области, при утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, объект включался в Перечни на основании сведений о наименовании, назначении, полученных в порядке информационного взаимодействия с органами кадастровой палаты, Росреестра, местного самоуправления, налоговыми органами.

Исходя из частей 1 и 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводство Российской Федерации, министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обязано доказать законность включения объекта в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества.

Судом установлено, что объект недвижимости, имеющий кадастровый номер <...>, площадью <...> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, - состоит на государственном кадастровом учете с 22.01.2016 года, как имеющий назначение и наименование «нежилое помещение».

По данным ЕГРН 31.12.2014 года за ФИО2 было зарегистрировано право собственности на объект КН71:30:040104:1803, 05.04.2016 данное его право было прекращено, объект был ликвидирован с образованием объектов <...> и <...>.

По состоянию на 28.11.2019 года объект <...> значится состоящим на кадастровом учете, сведения об объекте указаны как «актуальные», расположен в пределах объекта <...>.

По сообщению МрИ ФНС №12 по Тульской области от 14.01.2020 года, за объект <...> начисление налога за 2018 год не производилось в связи с прекращением права собственности. На 2018-2019 годы производится начисление налога на объекты <...> и <...>, входящие в состав <...>. Согласно налоговому уведомлению №1593916 от 21.08.2019 года, налог на объект <...> снова начислен за 9 месяцев, по налоговой ставке 2%. За три месяца также произведено начисление налога по ставке 2% на объект <...>.

Как установлено абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, в случае, если объект недвижимого имущества образован в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектами недвижимого имущества, включенными в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, указанный вновь образованный объект недвижимого имущества при условии соответствия его критериям, предусмотренным настоящей статьей, до включения его в перечень подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.

Поскольку все помещения в здании <...> принадлежат истцу, они не сняты с кадастрового учета, оспариваемые нормативно-правовые акты не перестали застрагивать права и законные интересы истца, как налогоплательщика.

Объект <...> по данным ЕГРН состоит на кадастровом учете с 06.07.2012, имеет назначение: «нежилое здание», наименование: «магазин», имеет 2 этажа и площадь 3131.1 кв.м (адрес тот же: <адрес>).

Как видно из технического паспорта на данный объект по состоянию на 2001 год, объект представляет собой отдельно стоящее здание - магазин. В нем имеется подвал, два этажа и навес со ступенями (навес значится построенным без разрешения). Общая площадь строения (фактическая) – 3131,1 кв.м.

В составе здания имеются, в том числе, на первом этаже, торговый зал, площадью 500,4 кв.м, на втором этаже, торговый зал - 642,6 кв.м.

Понятие «торгового объекта» приведено в статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и пункте 14 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 года N 582-ст.

Так, торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Поскольку указанные торговые залы в полной мере можно отнести к торговой площади, то очевидным является, что 36.5 % общей площади объекта имеет торговое назначение (всего 1143 кв.м от 3131,1 кв.м).

Кроме того, в составе объекта имеются помещения кафе, 185.1 кв.м и 18.4 кв.м, площади которых при проведении инвентаризации отнесены к предприятиям общественного питания (кафе).

В соответствии с пунктом 41 ГОСТ 31985-2013 услуга общественного питания - это результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц).

Из пункта 42 ГОСТ 31985-2013 следует, что исполнителем услуги общественного питания является предприятие общественного питания (юридическое лицо), оказывающее услуги общественного питания.

В силу пункта 3 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года N 1036, услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.

Согласно пункту 3.1 ГОСТ 30389-2013 «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования» под предприятием как объектом общественного питания подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом для оказания услуг общественного питания. В названном стандарте приведены определения кафе, бара, предприятия быстрого обслуживания, столовой.

Таким образом, объект КН71:30:040104:1803 на момент включения в Перечни указанного выше помещения, являлся торговым центром, поскольку более 20% общей площади его помещений имеют согласно технической документации торговое назначение.

Данный объект, не смотря на исключение из реестра прав записи о праве собственности на него ФИО2, состоит на кадастровом учете в качестве объекта недвижимости – здания. В состав иных объектов недвижимости он не входит, частью многоквартирного жилого дома не является.

Из материалов дела и объяснений ФИО6 следует, что земельный участок под зданием не сформирован в установленном законом порядке.

Позиция административного истца и заинтересованного лица ФИО6, согласно которой здание является пристроенным к жилому дому, опровергается как данными ЕГРН и технического паспорта о составе объектов <...>, <...>, так и представленным самой же ФИО6 решением Исполкома Тульского областного совета народных депутатов от 18.03.1991 №4-91 постановлено выделить в отдельные объекты на участках 6а, 7а, 6б, 8а <адрес>, в том числе, пристроенные помещения магазинов.

Таким образом, поскольку содержание имеющихся в материалах административного дела документов технического учета в отношении здания, в котором расположено принадлежащее ФИО2 помещение, свидетельствует о предназначении здания для использования в целях размещения торговых объектов, так как назначение помещений общей площадью более 20% общей площади здания предусматривает размещение торговых объектов, а именно, торговых залов, принадлежащее административному истцу помещение отвечало критериям, необходимым для включения в оспариваемые Перечни в качестве помещений, находящихся в торговом центре (комплексе), на основании подп. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.

Руководствуясь ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного иска ФИО2 о признании недействующими пункта 5582 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость, на 2018 год, пункта 5772 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость, на 2019 год – отказать.

Обязать министерство имущественных и земельных отношений Тульской области опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в газете «Тульские известия» или разместить его в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»- http://npatula.ru, либо сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации» - www.pravo.gov.ru, либо на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://tularegion.ru).

Копия настоящего решения или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: