ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-152/2022 от 06.07.2022 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 3а -152/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 июля 2022 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего Феофиловой Л.В., при секретаре Лаворко К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Кыштымское машиностроительное объединение» к Министерству имущества Челябинской области об оспаривании нормативных правовых актов,

у с т а н о в и л :

Акционерное общество «Кыштымское машиностроительное объединение» (далее по тексту - АО Кыштымское машиностроительное объединение», Общество, АО «КМО») обратилось в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений в судебном заседании, просит признать недействующими со дня принятия:

пункт 16 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 25 декабря 2015 года № 302-П «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости»;

пункт 30 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 29 декабря 2016 года № 280-П «О внесении изменений в приказ Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 25 декабря 2015 года № 302-П определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости»;

пункт 122 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 25 декабря 2017 года № 288-П «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости»;

пункт 125 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 24 декабря 2018 года № 237-П «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости»;

пункт 156 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Министерства имущества Челябинской области от 26 декабря 2019 года № 231-П «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости на 2020 год»;

пункт 99 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Министерства имущества Челябинской области от 24 декабря 2020 года № 216-П «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, на 2021 год»;

пункт 99 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Министерства имущества Челябинской области от 28 декабря 2021 года № 214-П «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, на 2022 год».

В обоснование заявленных требований указали, что Общество является собственником нежилого здания с кадастровым номером , расположенное по адресу: . На основании ст. 378.2 НК РФ в период с 2016 года по 2022 год Министерством имущества и природных ресурсов Челябинской области нежилое здание было включено в Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется, исходя из их кадастровой стоимости. Однако, нежилое здание - главный магазин расположено на земельном участке с кадастровым номером , категория земель: «земли населённых пунктов», разрешенное использование «под производственные нужды». По сведениям ЕГРН спорное нежилое здание имеет назначение и вид разрешенного использования «нежилое здание». Мероприятия по определению вида фактического использования в форме обследования нежилого здания с кадастровым номером , в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденных Постановлением Правительства Челябинской области от 29 января 2016 года № 35-П, должностными лицами ответчика не проводились. С учетом того, что налогообложение объектов недвижимого имущества в рамках ст. 378.2 НК РФ должно основываться на принципах достоверности и объективности информации об объектах недвижимого имущества, преобладания экономической сущности над формой, то наименование не может служить безусловным основанием для включения объекта налогообложения в Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется, исходя из их кадастровой стоимости. Само по себе наименование не является объективной и достоверной информацией о фактическом использовании нежилого здания в качестве административно-делового центра и/или торгового центра (комплекса), торгового объекта либо объекта общественного питания и бытового обслуживания. Объект недвижимости не отвечает критериям ст. 378.2 НК РФ, в связи с этим спорное здание было неправомерно включено в Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости.

Протокольным определением Челябинского областного суда от 18 мая 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Челябинской области (л.д. 134-135).

Представитель административного истца АО "Кыштыское машиностроительное объединение" – ФИО1, действующий на основании доверенности от 30 марта 2022 года (л.д. 76), в судебном заседании на удовлетворении административных исковых требований настаивал.

Представитель административного ответчика Министерства имущества Челябинской области ФИО2, действующий на основании доверенности от 10 января 2022 года (л.д. 189), в судебном заседании заявленные требования полагал не подлежащими удовлетворению.

В письменном отзыве указал, что нежилое здание с кадастровым номером было включено в оспариваемые перечни на основании сведений из ЕГРН от 2015, 2017, 2019, 2020 и 2022 года, а также кадастрового паспорта от 28 ноября 2016 года по наименованию нежилого здания «главный магазин». Согласно техническому паспорту на нежилое здание, составленному по состояние на 05 марта 2007 год, наименование нежилого здания – «главный магазин». Таким образом, на момент определения перечней нежилое здание соответствовало критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ, включение его в перечни правомерно (л.д. 97).

Представитель заинтересованного лица межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Челябинской области в судебное заседание не явился, при надлежащем извещении о дате и времени судебного разбирательства.

В письменном отзыве свою позицию относительно рассматриваемого административного дела не указал. Сообщил, что в настоящее время задолженность по налогу на имущество у истца отсутствует (л.д. 187).

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав пояснения представителя административного истца, административного ответчика в судебном заседании, изучив представленные сторонами письменные доказательства и материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, считавшего, что административные исковые требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с частями 8, 9 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, с 29 октября 2003 года АО «Кыштымское машиностроительное объединение» является собственником здания с кадастровым номером (л.д. 11, 113-128), находящегося на земельном участке с кадастровым номером , расположенного по адресу: (л.д. 23-27).

Общество является плательщиком налога на имущество, размер которого зависит от того, включен ли объект недвижимости в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, следовательно, права административного истца затрагиваются оспариваемым нормативными правовыми актами (л.д. 31-61).

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).

В силу подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится решение вопроса установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: 1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень); 2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; 3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В качестве уполномоченного органа исполнительной власти Челябинской области на осуществление полномочий по ежегодному определению перечня отдельных объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения, в отношении которых с учетом особенностей, установленных законодательством о налогах и сборах, налоговая база при исчислении налога на имущество определяется как кадастровая стоимость имущества, направлению данного перечня в налоговые органы и размещению его в региональной информационной системе определено Министерство имущества Челябинской области (п. 70-72 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 10 декабря 2014 года № 233).

В соответствии с положением пункта 9 статьи 15 Закона Челябинской области от 25 мая 2006 года № 22-ЗО «Устав (основной закон) Челябинской области» в ведении области находится установление налогов и сборов, отнесенное федеральным законом к ведению субъектов Российской Федерации, а также порядка их взимания.

Приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 25 декабря 2015 года № 302-П определен перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости (далее – Перечень), на 2016 год. Согласно приложению к данному приказу в Перечень под № 16 вошло здание с кадастровым номером расположенное по адресу: (л.д. 111-112).

Указанный приказ (Перечень) размещен в сети Интернет на сайте Министерства по адресу http://imchel.ru.

Приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 29 декабря 2016 года № 280-П внесены изменения в приказ Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 25 декабря 2015 года № 302-П «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости», на 2017 год. Согласно приложению к данному приказу в Перечень под № 30 вошло здание с кадастровым номером расположенное по адресу: (л.д. 109-110).

Указанный приказ (Перечень) размещен в сети Интернет на сайте Министерства по адресу http://imchel.ru.

Приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 25 декабря 2017 года № 288-П определен перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, на 2018 год. Согласно приложению к данному приказу в Перечень под № 122 вошло здание с кадастровым номером расположенное по адресу: (л.д. 107-108).

Указанный приказ (Перечень) размещен в сети Интернет на сайте Министерства по адресу http://imchel.ru, а также в газете "Южноуральская панорама", выпуск № 124, от 28 декабря 2017 года.

Приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 24 декабря 2018 года № 237-П определен перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, на 2019 год. Согласно приложению к данному приказу в Перечень под № 125 вошло здание с кадастровым номером расположенное по адресу: (л.д. 105-106).

Приказ (Перечень) размещен в сети Интернет на сайте Министерства по адресу http://imchel.ru, а также в газете "Южноуральская панорама", выпуск № 117, от 28 декабря 2018 года.

Приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 26 декабря 2018 года № 231-П определен перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, на 2020 год. Согласно приложению к данному приказу в Перечень под № 156 вошло здание с кадастровым номером расположенное по адресу: (л.д. 103-104).

Пприказ (Перечень) размещен в сети Интернет на сайте Министерства по адресу http://imchel.ru, а также в газете "Южноуральская панорама", выпуск № 125, от 30 декабря 2019 года.

Приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 24 декабря 2020 года № 216-П определен перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, на 2021 год. Согласно приложению к данному приказу в Перечень под № 99 вошло здание с кадастровым номером расположенное по адресу: (л.д. 101-102).

Пприказ (Перечень) размещен в сети Интернет на сайте Министерства по адресу http://imchel.ru.

Приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 28 декабря 2021 года № 214-П определен перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, на 2022 год. Согласно приложению к данному приказу в Перечень под № 99 вошло здание с кадастровым номером расположенное по адресу: (л.д. 99-100).

Приказ (Перечень) размещен в сети Интернет на сайте Министерства по адресу http://imchel.ru, а также в газете "Южноуральская панорама", выпуск № 115, от 30 декабря 2021 года.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые приказы приняты уполномоченным органом исполнительной власти Челябинской области в пределах его компетенции с соблюдением соответствующей процедуры принятия и опубликования, что не оспаривалось административным истцом.

Согласно подпунктам 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (вместе с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения), утвержденным Постановлением Правительства Челябинской области от 29 января 2016 года № 35-П (далее – Порядок), мероприятия по определению вида фактического использования осуществляются Министерством имущества и природных ресурсов Челябинской области и осуществляются в целях установления (выявления) фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В силу пунктов 6, 8, 14 Порядка такие мероприятия проводятся должностными лицами Министерства в форме обследований объектов нежилого фонда в соответствии с методикой определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения согласно приложению 1 к настоящему Порядку.

По результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования должностное лицо Министерства, уполномоченное на проведение указанного мероприятия, в срок не позднее 3 календарных дней с даты проведения указанного мероприятия составляет акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения (далее именуется - акт) по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку.

В ходе судебного разбирательства установлено, что АО «Кыштымское машиностроительное объединение» является собственником здания с кадастровым номером , назначение - нежилое здание, наименование – «нежилое здание – главный магазин» количество этажей 2, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 28-30).

Здание расположено на земельном участке площадью 167 188 кв. м, с кадастровым номером , с видом разрешенного использования «под производственные нужды» (л.д. 23-27).

Из технического паспорта на нежилое здание усматривается, что наименование нежилого здания – главный магазин (литер Z, ZI), расположено в двухэтажном здании.

Первый этаж здания общей площадью 3 174,1 кв. м состоит из: 5 складов общей площадью 3046,9 кв.м., 2 тамбуров общей площадью 33,9 кв.м., 2 коридоров общей площадью 16,4 кв.м., 2 туалета общей площадью 3,8 кв.м., 2 раздевалки общей площадью 21,6 кв.м., 2 душевые общей площадью 2,8 кв.м., лифт площадью 2,9 кв.м., трансформаторная площадью 32,2 кв.м., лестничная клетка 13,6 кв.

Второй этаж здания общей площадью 462,1 кв. м состоит из: лестничной клетки площадью 18,6 кв. м, коридора площадью 26,6 кв.м, 3 кабинетов общей площадью 60,4 кв. м, помещения площадью 20 кв.м., 2 складов общей площадью 333,6 кв.м., лифта площадью 2,9 кв.м.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основной вид деятельности АО "КМО" - производство машин и оборудования для добычи полезных ископаемых и строительства.

Как следует приказа первого заместителя генерального директора АО «КМО» от 05 февраля 2015 года № 20, с 02 февраля 2015 года в АО «КМО» введен в действие пропускной режим (л.д. 149-172).

Таким образом, доказательств фактического использования здания в целях размещения торговых объектов в материалах дела не имеется и административным ответчиком не представлено, несмотря на то, что в соответствии с положениями части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 данной статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявших оспариваемый нормативный акт.

Мероприятий по определению фактического использования здания и помещений в нем на день утверждения Перечней не проводились, фактический осмотр объекта недвижимости уполномоченным на то органом не производился, акт осмотра, в котором были бы отражены сведения о помещениях, используемых под вышеуказанные цели, не составлялся. Доказательств обратному суду не представлено.

Учитывая изложенное, а также предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий, неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), спорное здание не могло быть включено в оспариваемы Перечни ни по виду разрешенного использования земельного участка, на котором оно находится, ни по фактическому использованию.

Таким образом, суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объекта недвижимости, находящегося на праве собственности АО «КМО», критериям, поименованным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а потому указанное здание не подлежало включению в оспариваемые Перечни. При таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению.

Относительно административных требований о признании недействующими:

пункта 16 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 25 декабря 2015 года № 302-П «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости»;

пункта 30 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 29 декабря 2016 года № 280-П «О внесении изменений в приказ Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 25 декабря 2015 года № 302-П определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости»;

пункта 122 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 25 декабря 2017 года № 288-П «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости»;

которые к моменту обращения истца в суд не действовали и по которым административный истец утратил право на зачет или возврат сумм налога, поскольку с момента наступления срока исполнения обязанности по его уплате прошло более трех лет, суд приходит к следующему.

Оспаривая вышеуказанные постановления Министерства имущества Челябинской области, Общество указало в качестве обстоятельств допущенного нарушения своих прав на незаконное включение объекта недвижимости, не отвечающего требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в Перечень, в связи с чем административным истцом был уплачен налог в большем размере. В случае признания актов недействующими, истец вправе обратиться за взысканием излишне уплаченного налога, ссылаясь на наличие уважительных причин к восстановлению пропущенного процессуального срока для такого обращения.

В соответствии с приведенными в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснениями, оспаривание нормативного правового акта, а также акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Факт применения оспариваемых нормативных актов к правоотношениям с участием административного истца в период их действия подтверждается материалами настоящего дела и административным ответчиком не оспаривается, следовательно, оспариваемые административным истцом положения не перестали затрагивать права и законные интересы административного истца. Иные способы защиты своего права на уплату налога на спорное нежилое здание у административного истца отсутствуют.

Таким образом, тот факт, что часть оспариваемых актов утратили силу, не может служить препятствием для их оспаривания в порядке главы 21 КАС РФ.

Разрешая иск в части даты признания оспариваемых нормативных актов не действующими, суд полагает обоснованными и требования о признании не действующим в оспариваемой части нормативных актов со дня их принятия.

Учитывая требования подпункта 2 части 4 статьи 215 КАС Российской Федерации, решение суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

В соответствии со статьями 54, 55 Закона Челябинской области от 25 мая 2006 года № 22-ЗО "Устав (Основной Закон) Челябинской области", статьи 16 Закона Челябинской области от 29 июня 2022 года № 621-ЗО "О нормативных правовых актах Челябинской области", официальным опубликованием приказов, постановлений органов исполнительной власти Челябинской области нормативного характера считается первая публикация их полных текстов в газете "Южноуральская панорама" или первое размещение (опубликование) их полных текстов на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС Российской Федерации, суд

решил:

Административные исковые требования акционерного общества «Кыштымское машиностроительное объединение» удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия:

пункт 16 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 25 декабря 2015 года № 302-П «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости»;

пункт 30 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 29 декабря 2016 года № 280-П «О внесении изменений в приказ Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 25 декабря 2015 года № 302-П определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости»;

пункт 122 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 25 декабря 2017 года № 288-П «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости»;

пункт 125 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 24 декабря 2018 года № 237-П «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости»;

пункт 156 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Министерства имущества Челябинской области от 26 декабря 2019 года № 231-П «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости на 2020 год»;

пункт 99 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Министерства имущества Челябинской области от 24 декабря 2020 года № 216-П «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, на 2021 год»;

пункт 99 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Министерства имущества Челябинской области от 28 декабря 2021 года № 214-П «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, на 2022 год».

Возложить на Министерство имущества Челябинской области обязанность опубликовать в газете «Южноуральская панорама» сообщение о принятии решения суда в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий Л.В. Феофилова

Мотивированное решение изготовлено 13 июля 2022 года