дело № 3а-1530/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Брянск 29 ноября 2021 года
Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Богородской Н.А.,
при секретаре Понкрашовой Т.Н.,
с участием прокурора Дзех К.А.,
представителя административного истца ФИО2 – ФИО3, представителя административного ответчика – управления имущественных отношений Брянской области ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 об оспаривании в части Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года № 1809), Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года № 1810), Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года № 1803), Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года № 1802 ),
У С Т А Н О В И Л:
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30 ноября 2017 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2018 год).
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года № 1809 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2018 года.
Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года № 1809 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 26 ноября 2021 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 03 декабря 2018 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2019 год).
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года № 1810 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2019 года.
Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года № 1810 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 26 ноября 2021 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28 ноября 2019 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2020 год).
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года № 1803 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2020 года.
Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года № 1803 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 26 ноября 2021 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 27 ноября 2020 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2021 год).
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года № 1802 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2021 года.
Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года № 1802 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 26 ноября 2021 года.
В указанные Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2018-2021 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (в редакциях приказов управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года №№ 1802,1803,1809,1810) включены объекты недвижимости, в том числе, нежилое здание, кадастровый №, расположенное по адресу:<адрес> (Перечень на 2018 год - пункт 4631; Перечень на 2019 год – пункт 11292; Перечень на 2020 год – пункт 11304; Перечень на 2021 год – пункт 12046).
Административный истец ФИО2 обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанных Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2018-2021 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в части включения в них принадлежащего административному истцу административного здания с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, ссылаясь на то, что данный объект недвижимости не обладает признаками объектов налогообложения, предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и включен в оспариваемые Перечни без учета обстоятельств, предусмотренных налоговым законодательством. Включение указанного объекта в оспариваемые Перечни нарушает права административного истца, т.к. неправомерно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Административный истец ФИО2 о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении дела не заявлено.
В соответствии с требованиями статей 150, 152, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в суд лиц, участвующих в деле, и надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца ФИО2
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 – ФИО3 административный иск поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Уточнив заявленные требования в связи с изменением редакций оспариваемых приказов управления имущественных отношений Брянской области, просит признать недействующими с 01 января 2018 года пункт 4631 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314, в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года № 1809; с 01 января 2019 года пункт 11292 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512, в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года № 1810; с 01 января 2020 года пункт 11304 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524, в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года № 1803; с 01 января 2021 года пункт 12046 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723, в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года № 1802, в части включения в него здания с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, ссылаясь на отсутствие критериев, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для включения указанного объекта в оспариваемые Перечни.
Представитель административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области ФИО4 административный иск не признала, против удовлетворения заявленных требований возражала, ссылаясь на то, что спорный объект подлежал включению в оспариваемые Перечни в соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве торгового объекта по предназначению, поскольку по сведениям из ЕГРН объект с кадастровым № расположенный по адресу: <адрес>, имеет назначение: нежилое здание, наименование: административное здание, по техническому паспорту на административное здание с изменениями, внесенными 15 августа 2002 года, объект имеет назначение: административное, по экспликации к плану строения в составе здания имеются помещения с наименованием «магазин». Считает, что включение принадлежащего административному истцу указанного выше объекта недвижимости в оспариваемые Перечни на 2018-2021 годы соответствует требованиям действующего законодательства и просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав объяснения представителя административного истца ФИО2 – ФИО3, представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области ФИО4, специалиста - ведущего инженера МО №1 ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» ФИО1, заключение прокурора Дзех К.А., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац 1 пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 1 Закона Брянской области от 28 сентября 2015 года № 80-З «Об установлении единой даты начала применения на территории Брянской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» с 01 января 2016 года на территории Брянской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25 ноября 2015 года N 298 «О налоге на имущество физических лиц» на территории города Брянска установлен и введен в действие с 01 января 2016 года налог на имущество физических лиц и установлены налоговые ставки налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, в том числе на объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 2 процентов.
В силу требований подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктами 1.1, 3.49, 3.50 Положения об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденного указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 66, управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области по обеспечению проведения единой государственной политики в области управления и распоряжения государственным имуществом
Брянской области и в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 10 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.
Официальным опубликованием законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается первая публикация их полных официальных текстов в информационном бюллетене «Официальная Брянщина», областной газете «Брянская учительская газета» или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (часть 1 статьи 29 указанного Закона Брянской области).
Таким образом, оспариваемые административным истцом приказы управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», от 29 ноября 2018 года № 1512 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», от 27 ноября 2020 года № 1723 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в редакциях приказов управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года № 1802,1803,1809,1810, изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядка их опубликования.
Проверяя содержание оспариваемых Перечней в части включения в них принадлежащего административному истцу объекта недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.
Как следует из материалов административного дела, административному истцу ФИО2 на праве собственности на основании договора купли-продажи от 18 ноября 2013 года принадлежит объект недвижимости: вид – здание, назначение: нежилое, наименование: административное здание, площадью 359,1 кв.м, количество этажей, в том числе подземных этажей:3, в том числе подземных 1, кадастровый №, адрес:<адрес>.
В оспариваемые Перечни на момент рассмотрения административного иска указанный объект недвижимости включен: Перечень на 2018 год – пункт 4631, Перечень на 2019 год – пункт 11292, Перечень на 2020 год – пункт 11304, Перечень на 2021 год – пункт 12046.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации к отдельным видам объектов налогообложения, в отношении которых применяются особенности определения их налоговой базы и которые обособляются от иного имущества посредством включения таких объектов в специальные перечни объектов недвижимого имущества, относятся исключительно те виды недвижимого имущества, которые перечислены в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них ( подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п, действовавшим на момент включения спорного объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314, был утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения.
В соответствии с пунктами 4, 5 указанного Порядка информационной базой для проведения мероприятий по определению перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества является информация: территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, государственных органов Брянской области; органов местного самоуправления муниципальных образований Брянской области; юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками объектов недвижимости; средств массовой информации.
Мероприятия по определению перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества проводятся в форме: межведомственного взаимодействия управления имущественных отношений Брянской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственными органами Брянской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Брянской области; запросов сведений и документов, необходимых для определения перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками объектов недвижимого имущества; обследований объектов недвижимого имущества.
Согласно пункту 6 вышеназванного Порядка вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется управлением имущественных отношений Брянской области на основании актов обследования объектов недвижимого имущества, проводимых рабочими группами администраций муниципальных районов и городских округов Брянской области по рассмотрению вопросов, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, информации, полученной от государственных органов, и документов, представленных собственниками объектов недвижимого имущества в органы местного самоуправления и (или) полученных в установленном порядке органами местного самоуправления, посредством запроса копий кадастровых паспортов
объекта недвижимого имущества и земельного участка; выписок из Единого государственного реестра недвижимости на объекты недвижимого имущества; копии технического паспорта, изготовленного до 1 января 2013 года, поэтажного плана, технического плана, экспликации объекта недвижимого имущества; копий разрешительной документации на проведение перепланировки помещений объекта недвижимого имущества (в случаях проведения перепланировки помещений).
Запрашиваемая информация, материалы и акты обследования объектов недвижимого имущества для определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества предоставляются в управление имущественных отношений Брянской области в срок не позднее 1 мая года, предшествующего очередному налоговому периоду ( пункт 8 названного Порядка).
Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года N 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, который действовал на момент включения спорного объекта в Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 -2021 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенные приказами управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512, от 25 ноября 2019 года № 1524 и от 27 ноября 2020 года № 1723.
Данный Порядок регулирует отношения, связанные с определением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения и определяет порядок осуществления мероприятий, направленных на установление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Указанные мероприятия выполняются в целях их включения в Перечень либо исключения соответствующих объектов из Перечня и осуществляются территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования объектов путем обследований объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости. Результатом обследования является акт обследования. Виды фактического использования и (или) назначение (предназначение) объектов определяются на основании положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, результатов обследований, с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии. Объекты, включенные в Перечень по результатам проведения Мероприятий в предыдущем году, могут быть включены в Перечень на очередной год на основании Камерального обследования, без обязательного Обследования в натуре, только при наличии достаточных данных, полученных в результате Камерального обследования, о соответствии Объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом критерии достаточности данных определяются Методикой. При недостаточности указанных данных либо при наличии у любого из Уполномоченных органов информации об изменении характеристик Объекта в предыдущем или текущем налоговом периоде, влияющих на правомерность нахождения Объекта в Перечне текущего года, на отнесение его в Перечень на очередной налоговый период, такой Объект подлежит обязательному Обследованию в натуре. Перечень формируется и определяется ежегодно. На новый налоговый период определяется новый Перечень ( пункты 1, 9, 10, 12,15).
Исходя из приведенных выше правовых норм, учитывая доводы представителя административного ответчика, для признания законным включения спорного объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, административный ответчик в соответствии с требованиями статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в данном случае должен доказать, что указанный объект недвижимости либо расположен на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, либо предназначен для использования или фактически используется в указанных целях.
Между тем таковых доказательств административным ответчиком не представлено.
В ходе рассмотрения дела установлено, что спорное нежилое здание расположено на принадлежащем административному истцу земельном участке, площадью 200 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для использования производственных площадей, кадастровый №, адрес:<адрес>.
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, которым определены виды разрешенного использования земельных участков и описание деятельности, допускаемой на земельных участках в соответствии с такими видами разрешенного использования.
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации о расположении объекта на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, могут свидетельствовать виды разрешенного использования земельного участка, соответствующие описанию вида разрешенного использования земельного участка под кодом 4.2 с наименованием «Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)», под кодом 4.3 с наименованием «Рынки», под кодом 4.4 с наименованием «Магазины» в названном выше классификаторе видов разрешенного использования земельных участков.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
До вступления в силу приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года № 540, согласно его пункту 2, виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов».
Названными Методическими указаниями определены в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков, как земельные участки, предназначенные для: размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5).
Виды разрешенного использования указанного земельного участка с кадастровым №, на котором расположен спорный объект недвижимости, не соответствуют названным пункту 1.2.5 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, а также кодам 4.2, 4.3, 4.4 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N 540.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что исходя из видов разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, нельзя сделать вывод о том, что принадлежащий административному истцу спорный объект недвижимости относится к объектам, предназначенным или используемым для размещения объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база может быть определена как их кадастровая стоимость. Сведений об изменении видов разрешенного использования указанного земельного участка в материалах дела не содержится.
При этом, как следует из объяснений представителя административного ответчика, виды разрешенного использования земельного участка, на котором расположен спорный объект, не рассматривались в качестве основания для включения данного объекта в Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2018 -2021 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для включения спорного объекта в оспариваемые Перечни как объекта, предназначенного для использования или фактически используемого в качестве объекта недвижимости, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Как указано выше, в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и пунктом 14 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года N 582-ст, торговый объект – это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Согласно статье 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации площадь торгового зала - часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
Таким образом, для того, чтобы признать здание торговым объектом, его площадь, согласно статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», должна включать в себя помещения для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, а для включения такого объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, необходимо, чтобы назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривало размещение торговых объектов.
Как следует из материалов административного дела, согласно представленному административным ответчиком техническому паспорту на административное здание, расположенное по адресу: <адрес>, составленному Брянским городским бюро технической инвентаризации по состоянию на 15 августа 2002 года, назначение здания: «административное», использование: «административное, складское, магазин». В соответствии с экспликацией к плану строения в составе здания имеются помещения с наименованием:
полуподвал: лестничная клетка - 12,9 кв.м, подсобная – 14,4 кв.м, складская – 98,7 кв.м;
1 этаж: лестничная клетка – 17,8 кв.м, коридор - 6,6 кв.м, складское – 12,2 кв.м, торговый зал - 65,3 кв.м, складское - 8,3 кв.м;
2 этаж: лестничная клетка – 3,8 кв.м, конторское – 14,8 кв.м, 23,1 кв.м, 16,7 кв.м, 15,8 кв.м, 29,8 кв.м, коридор – 13,9 кв.м.
Вместе с тем, соответствии с техническим паспортом на спорный объект недвижимости, составленным Брянским городским бюро технической инвентаризации по состоянию на 16 февраля 2005 года, и представленным в суд административным истцом, назначение здания: административное, использование: столовая-раздаточная. В соответствии с экспликацией к поэтажному плану здания, в его составе имеются помещения с наименованием:
цоколь: лестничная клетка – 12,9 кв.м, подсобная – 14,4 кв.м, складская – 98,7 кв.м;
1 этаж: лестничная клетка – 17,8 кв.м, коридор – 5,6 кв.м, складское – 12,2 кв.м, торговый зал – 65,4 кв.м, складское – 13,8 кв.м;
2 этаж: лестничная клетка – 3,8 кв.м, конторское – 11,4 кв.м, 18,2 кв.м, 16,7 кв.м, 15,7 кв.м, 29,8 кв.м, 8,4 кв.м, коридор – 13,4 кв.м.
Из объяснений специалиста – ведущего инженера межрайонного отделения № 1 ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» ФИО1 следует, что в технический паспорт на объект недвижимости – административное здание, расположенное по адресу:<адрес>, выполненный по состоянию на 2002 год, в 2005 году были внесены изменения, т.к. в июне 2005 года в межрайонное отделение № 1 по гор.Брянску ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» поступило заявление собственника здания - ООО «Заря», в котором заявитель просил провести инвентаризацию и сделать выписку из технического паспорта на здание столовой-раздаточной, расположенное по адресу:<адрес>, как на объект незавершенного строительства. При этом была представлена справка, согласно которой по состоянию на 01 января 2005 года на балансе ООО «Заря» числится незавершенное строительством здание столовой - раздаточной, расположенное по адресу:<адрес>. По результатам проведенной инвентаризации в технический паспорт на указанный объект были внесены изменения, назначение здания указано как столовая-раздаточная, а также отражены сведения о площадях помещений, входящих в состав здания, по состоянию на дату проведения инвентаризации. Представленный в материалы дела технический паспорт, составленный Брянским городским бюро технической инвентаризации по состоянию на 16 февраля 2005 года, содержит сведения об объекте и расположенных в нем помещениях с учетом проведенной в 2005 году инвентаризации здания. С 2005 года до 2020 года иных сведений о проведенных обследованиях указанного здания в документах технического учета не имеется. В ноябре 2020 года по заявлению собственника ФИО2 проведено обследование спорного объекта и выдан технический паспорт на него, составленный по состоянию на 30 ноября 2020 года, в котором назначение здания указано как «нежилое здание», использование не определено, при этом в составе здания значатся помещения с наименованием «лестница», «коридор», «подсобное», «гараж», «котельная», «площадка», «основное», «санузел», «балкон».
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в ходе судебного разбирательства материалами инвентарного дела № 529 на здание, расположенное по адресу: <адрес>.
Таким образом, суд приходит к выводу, что по состоянию на даты определения оспариваемых Перечней – 27 ноября 2017 года, 29 ноября 2018 года, 25 ноября 2019 года и 27 ноября 2020 года в сведениях технической документации на объект недвижимости с кадастровым №, расположенный по адресу:<адрес>, содержались сведения, отраженные в указанном выше техническом паспорте, составленном по состоянию на 16 февраля 2005 года.
Доказательств, подтверждающих, что на момент утверждения оспариваемых Перечней административный ответчик располагал иными, более поздними документами технического учета на спорное нежилое здание, в материалах дела не содержится.
Таким образом, судом установлено, что по состоянию на 27 ноября 2017 года, на 29 ноября 2018 года, на 25 ноября 2019 года и на 27 ноября 2020 года согласно правоустанавливающим документам спорный объект имел назначение: нежилое, наименование: административное здание, в соответствии с технической документацией назначение объекта указано как административное здание, использование: столовая – раздаточная. При этом суд приходит к выводу, что наличие в спорном нежилом здании на момент определения оспариваемых Перечней согласно документам технического учета помещения с наименованием «торговый зал» не является основанием для признания спорного нежилого здания, предназначенным для использования в качестве торгового объекта, поскольку площадь данного помещения составляет 65,4 кв.м, или 18,2 % от общей площади здания, т.е. менее 20%, что не позволяет квалифицировать данный объект как предназначенный для использования в качестве торгового объекта в целях, предусмотренных пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Наименование здания как «административное здание» в данном случае также не свидетельствует об обоснованном включении его в оспариваемые Перечни, поскольку положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации наименование здания не предусмотрено в качестве условия признания его объектом налогообложения в целях приведенной статьи. В данном случае правовое значение имеет именно предназначение помещений в здании, а не его (здания) наименование, однако сведений, подтверждающих, что на момент утверждения оспариваемых Перечней документы технического учета на спорный объект содержали сведения о размещении в нем офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, не представлено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что сведения, содержащиеся в правоустанавливающих документах и в технической документации на спорный объект недвижимости не позволяют квалифицировать данный объект на момент принятия оспариваемых Перечней как объект, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость с учетом положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и данное здание не могло быть включено в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, без установления его фактического использования в указанных целях.
Федеральный законодатель, устанавливая особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости, в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрел требования к процедуре принятия нормативного правового акта, регулирующего отношения в названной сфере, обязав уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода определять перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, указал, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений устанавливается в соответствии с принятым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (подпункт 1 пункта 7, пункт 9).
Как следует из объяснений представителя административного ответчика, обследование спорного объекта на предмет его фактического использования перед включением в Перечни на 2018 – 2021 годы не проводилось, поскольку основанием для его включения являлось предназначение здания, сведения о котором содержатся в техническом паспорте 2002 года.
При этом, из объяснений представителя административного истца ФИО3, следует, что спорное здание переоборудовано административным истцом и фактически используется в качестве жилого дома, что подтверждается представленной фототаблицей объекта, а также принятыми к рассмотрению обращениями ФИО2 в управление по строительству и развитию территории города Брянска по вопросу предоставления разрешения на условно- разрешенный вид использования земельного участка по адресу: <адрес> – для индивидуального жилищного строительства для изменения назначения существующего здания ( перевод в жилой фонд).
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Вместе с тем, управлением имущественных отношений Брянской области относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения названного объекта в оспариваемые Перечни, не представлено.
На основании изложенного, исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления ФИО2
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны не действующими, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия (на 2018 год, на 2019 год, на 2020 год и на 2021 год), в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца возможно путем признания отдельных положений оспариваемых Перечней не действующими соответственно с 01 января 2018 года, с 01 января 2019 года, с 01 января 2020 года и с 01 января 2021 года.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление ФИО2 удовлетворить.
Признать не действующим с 01 января 2018 года пункт 4631 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года № 1809), в части включения в него: нежилого здания, кадастровый №, адрес:<адрес>.
Признать не действующим с 01 января 2019 года пункт 11292 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года № 1810), в части включения в него: нежилого здания, кадастровый №, адрес:<адрес>.
Признать не действующим с 01 января 2020 года пункт 11304 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 ноября 2019 года № 1524 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года № 1803), в части включения в него: нежилого здания, кадастровый №, адрес:<адрес>.
Признать не действующим с 01 января 2021 года пункт 12046 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 23 ноября 2021 года № 1802), в части включения в него: нежилого здания, кадастровый №, адрес:<адрес>.
Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и направлению в управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А.Богородская
Мотивированное решение суда изготовлено 13 декабря 2021 года.