Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 24 августа 2021 года Самарский областной суд в составе: Председательствующего судьи Панковой М.А., При секретаре Носовой О.В., С участием прокурора Семдяновой Я.Ю., Представителя Избирательного объединения Региональное отделение в Самарской области Политической партии «Российская экологическая партия «Зелёные» ФИО1, Представителей Избирательной комиссии Самарской области ФИО2, ФИО3, Кандидатов в депутаты Самарской Губернской Думы седьмого созыва по общеобластному избирательному округу ФИО4, ФИО5, ФИО6, Представителя Избирательного объединения Самарское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» ФИО7, Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1533/2021 по административному иску Избирательного объединения Региональное отделение в Самарской области Политической партии «Российская экологическая партия «Зелёные» к Избирательной комиссии Самарской области, кандидатам в депутаты Самарской Губернской Думы седьмого созыва по общеобластному избирательному округу ФИО4, ФИО5, ФИО6 о признании незаконным и отмене в части постановления Избирательной комиссии Самарской области от 5 августа 2021 года № 202/1339-6 «О регистрации списка кандидатов в депутаты Самарской Губернской Думы седьмого созыва, выдвинутого по общеобластному избирательному округу САМАРСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», У С Т А Н О В И Л: Постановлением Самарской Губернской Думы от 17 июня 2021 года № 1539 «О назначении выборов депутатов Самарской Губернской Думы седьмого созыва» назначены выборы депутатов Самарской Губернской Думы седьмого созыва на 19 сентября 2021 года. 5 августа 2021 года Избирательной комиссией Самарской области принято постановление № 202/1339-6 «О регистрации списка кандидатов в депутаты Самарской Губернской Думы седьмого созыва, выдвинутого по общеобластному избирательному округу САМАРСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», согласно которому зарегистрирован список кандидатов в депутаты Самарской Губернской Думы седьмого созыва, выдвинутый по общеобластному избирательному округу САМАРСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», в количестве 75 человек в 16 часов 21 минут 5 августа 2021 года. Избирательное объединение Региональное отделение в Самарской области Политической партии «Российская экологическая партия «Зелёные» обратилось в суд с административным иском к Избирательной комиссии Самарской области о признании незаконным и отмене в части постановления Избирательной комиссии Самарской области от 5 августа 2021 года № 202/1339-6 «О регистрации списка кандидатов в депутаты Самарской Губернской Думы седьмого созыва, выдвинутого по общеобластному избирательному округу САМАРСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», просило суд признать незаконным и отменить постановление Избирательной комиссии Самарской области от 5 августа 2021 года № 202/1339-6 «О регистрации списка кандидатов в депутаты Самарской Губернской Думы седьмого созыва, выдвинутого по общеобластному избирательному округу САМАРСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в части включения в зарегистрированный список и регистрации в составе списка кандидатов ФИО4 (Безымянская внутриобластная часть № 11), ФИО5 и ФИО6 (Кировская внутриобластная часть № 12), исключить из зарегистрированного (заверенного) списка кандидатов в депутаты Самарской Губернской Думы седьмого созыва, выдвинутого по общеобластному избирательному округу САМАРСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», и отменить регистрацию кандидатами в депутаты Самарской Губернской Думы седьмого созыва, выдвинутыми по общеобластному избирательному округу, ФИО4 (Безымянская внутриобластная часть № 11), ФИО5 и ФИО6 (Кировская внутриобластная часть № 12). Требования мотивированы тем, что постановление Избирательной комиссии Самарской области от 5 августа 2021 года № 202/1339-6 принято с нарушением требований действующего законодательства, поскольку в нарушение требований пп.2.2 ст.33 ФЗ РФ от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего ФИО4 и ФИО6 в составе списка кандидатов в депутаты, не представлены в соответствующую избирательную комиссию заверенные копии документов, подтверждающих указанные в заявления ФИО4 и ФИО8 о согласии баллотироваться сведения об основном месте работы или службы, занимаемой должности/роде занятий. Представленные копии справок не содержат сведений о том, что работа в должности заместителя директора в ООО «Алюминиевые сплавы» для ФИО4 и работа в должности генерального директора ООО «СамараСтройПродукт» для ФИО8 является основной. ФИО5 в заявлении о согласии баллотироваться в сведениях о профессиональном образовании указал в качестве года окончания Негосударственного аккредитованного частного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Современная гуманитарная академия» 2011 года, ФИО8 в заявлении о согласии баллотироваться в сведениях о профессиональном образовании указал 2005 год в качестве года окончания Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Поволжская государственная академия телекоммуникаций и информатики». При этом в нарушение требований пп.2.2 п.2 ст.33 ФЗ РФ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего ФИО9 и ФИО6 в составе списка кандидатов в депутаты, не представлены в соответствующую избирательную комиссию заверенные копии документов, подтверждающие указанные в заявлениях о согласии баллотироваться сведения о годе окончания организации, осуществляющей образовательную деятельность. Согласно представленной уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего ФИО4 в составе списка кандидатов в депутаты, в Избирательную комиссию Самарской области вместе с документами для выдвижения и регистрации справке о расходах ФИО4 по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка в течение последних трех лет до первого числа месяца, которым осуществлено официальное опубликование решения о назначении выборов, сделок по приобретению указанного имущества на сумму превышающую общий доход кандидата и его супруги за три последних года, у ФИО4 не имелось. После выявления Избирательной комиссией в ходе проверки представленных уполномоченным представителем избирательного объединения и ФИО4 документов для выдвижения кандидатом в депутаты Самарской Губернской Думы седьмого созыва факта совершения сделок по приобретению в сентябре 2019 года двух транспортных средств общей стоимость 2 350 000 рублей, были представлены пояснения ФИО4 о том, что все справки, предусмотренные Указом Президента РФ от 06 мая 2013 года № 546 были составлены им верно с указанием на то, что в 2016 году им были получены доходы в размере 780 745,46 рублей по основному месту работы депутатом Самарской Губернской Думы, в размере 600 000 рублей от продажи в 2018 году автомобиля Шевроле Каптива, а также в размере 1 950 000 рублей от продажи в 2018 году автокрана марки КС-45721. Административный истец полагает, что в нарушение порядка, установленного действующим законодательством, ФИО4 в представленной справке о расходах не указаны сделки по приобретению двух транспортных средств на сумму 2 350 000 рублей, совершенные в 2019 году, поскольку доход, полученный по основному месту работы в 2016 году не попадает в трехлетний период, предшествующий дате совершения сделки, сведения о доходах за 2017 года отсутствуют, доходы в 2019 и 2020 году у ФИО4 отсутствовали, а якобы принадлежащий с 2004 года и проданный за 1 950 000 рублей в декабре 2018 года автокран марки КС-45721 в собственности ФИО4 не находился. Полагает, что при выдвижении в составе списка кандидатов уполномоченным представителем избирательного объединения не были предоставлены необходимые для выдвижения и регистрации ФИО4, ФИО6, ФИО5 документы, предусмотренные ст.33 ФЗ РФ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, а также представлены для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов документы в отношении ФИО4, оформлены с нарушением требований закона, что является основанием для исключения кандидатов из зарегистрированного списка кандидатов. Определением Самарского областного суда кандидаты в депутаты Самарской Губернской Думы седьмого созыва по общеобластному избирательному округу ФИО4, ФИО5, ФИО6 привлечены к участию в деле в качестве административных ответчиков. Представитель административного истца по доверенности от 16 августа 2021 года ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные требования по вышеуказанным основаниям. Представители административного ответчика Избирательной комиссии Самарской области по доверенности от 24 декабря 2020 года № 01-25/2356-04 ФИО2, по доверенности от 25 декабря 2020 года № 01-25/2363-04 ФИО3 в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных административных исковых требований, указывая, что 20.07.2021 года уполномоченным представителем КПРФ ФИО10 в Комиссию были представлены документы на выдвижение списка кандидатов по общеобластному избирательному округу в составе 78 человек. Одновременно к списку кандидатов были приложены заявления вышеуказанных лиц о согласии баллотироваться в составе списка кандидатов, выдвинутого по общеобластному избирательному округу КПРФ, с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Самарской Губернской думы, а также иные документы, поименованные в подтверждениях о получении Комиссией документов, представленных в отношении каждого из кандидатов, включенного в список кандидатов. Комиссия постановлением от 21 июля 2021 года № 193/1308 заверила список кандидатов. 27 июля 2021 года в Комиссию уполномоченный представитель избирательного объединения представила документы на регистрацию списка кандидатов, поименованные в письменном подтверждения получения Комиссией документов для регистрации списка кандидатов, выдвинутого по общеобластному избирательному округу КПРФ. Проведя проверку достоверности сведений о кандидатах, соблюдении требований при выдвижении КПРФ списка кандидатов, Комиссия, установив недостатки в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов, приняла соответствующее постановление от 31 июля 2021 года № 199/1331-6. Уполномоченным представителем КПРФ в Комиссию были представлены пояснения на извещение Комиссии о недостатках. 05 августа 2021 года Контрольно-ревизионной службой при Комиссии проведена проверка достоверности сведений, представленных КПРФ в отношении кандидата ФИО4, по результатам которой Комиссия пришла к выводу, что сведения, представленные на выдвижение кандидатом с депутаты Самарской Губернской Думы седьмого созыва в составе общеобластного списка кандидатов, выдвинутого САМАРСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ФИО4 надлежит признать достоверными. Неуказание в справке о расходах сведений о совершенных в течение последних трех лет до первого числа месяца, в котором осуществлено официальное опубликование (публикация) решения о назначении выборов, сделках на сумму, превышающую общий доход лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, не свидетельствует об отсутствии самого документа. Указанная справка была представлена одновременно с иными документами на выдвижение данного кандидата в составе списка кандидатов. В подтверждение сведений об основном месте работы и занимаемой должности в пакетах документов на выдвижение кандидатов в депутаты ФИО4 и ФИО6 представленные заверенные уполномоченным представителем избирательного объединения копии справок с места работы, как и требуется согласно п.5 ч.5 ст.38 Закона Самарской области. Оснований не доверять представленным в данной части документам, а также полагать, что указанная в заявлениях о согласии баллотироваться указанных кандидатов работа является для них не основной, у Комиссии не имелось. В подтверждение сведений о годе окончания и наименовании образовательного учреждения ФИО6 и ФИО5 представили копии дипломов, заверенных уполномоченным представителем избирательного объединения. Оснований не доверять представленным в данной части документам у Комиссии не имелось. Кроме того, Комиссией проведена проверка достоверности указанных сведений, которая подтвердила их достоверность. Таким образом, Комиссией была дана правильная правовая оценка всем документам, представленным на выдвижение и регистрацию списка кандидатов, выдвинутого по общеобластному избирательному округу КПРФ, и в строгом соответствии с требованиями Федерального закона, Закона Самарской области обо всех объективных и очевидных недостатках в данных документах избирательное объединение было извещено надлежащим образом. В рамках реализации права на внесение уточнений и дополнений в представленные на выдвижение и регистрацию документы, в порядке, определенным положениями ч.8 ст.46 Закона Самарской области, избирательное объединение добросовестно устранило выявленные недостатки. Препятствий к регистрации списка кандидатов от КПРФ, в состав которого включены ФИО4, ФИО5, ФИО6 также как и оснований к исключению данных кандидатов из зарегистрированного списка кандидатов не имелось и не имеется. Административные ответчики – кандидаты в депутаты Самарской Губернской Думы седьмого созыва по общеобластному избирательному округу ФИО4, ФИО5, ФИО6 в судебном заседании не признали заявленные административные требования, просили отказать в их удовлетворении, указывая, что оспариваемое постановление Избирательной Комиссии Самарской области является законным и обоснованным. Все указанные Комиссией недостатки были своевременно устранены и Комиссия правомерно зарегистрировала список кандидатов в депутаты Самарской Губернской Думы седьмого созыва, выдвинутого по общеобластному избирательному округу САМАРСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Представитель Избирательного объединения САМАРСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» по доверенности от 25 июня 2020 года ФИО7 в судебном заседании не согласился с заявленными административными исковыми требованиями, указывая, что 26 июня 2021 года на LIX отчетно-выборной Конференции САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» были выдвинуты кандидаты в депутаты Самарской Губернской Думы седьмого созыва по одномандатным избирательным округам и обшеобластному избирательному округу. 05 августа 2021 года Избирательной комиссий Самарской области было принято постановление о регистрации списка кандидатов в депутаты Самарской Губернской Думы седьмого созыва, выдвинутого по общеобластному избирательному округу САМАРСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Уполномоченным представителем САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ФИО10 были представлены все необходимые, заверенные в установленном законом порядке, документы, предусмотренные избирательным законодательством, необходимые для уведомления о выдвижении и для регистрации списка кандидатов в депутаты Самарской Губернской Думы седьмого созыва. Административным истцом не приведены доводы и факты, указывающих на ряд значительных нарушений законодательства, которые имелись на момент рассмотрения Избирательной комиссией Самарской области вопроса о регистрации списка кандидатов и препятствовали регистрации списка кандидатов. Свидетель ФИО11, допрошенный в судебном заседании, подтвердил факт совершения сделки купли-продажи автокрана, согласно которой он 28 ноября 2018 года приобрел у ФИО4 автокран по договору купли-продажи, передав последнему денежные средства в полном объеме, что отражено в условиях договора купли-продажи. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав материалы дела, обозрев в судебном заседании подлинники дипломов об образовании ФИО5, ФИО6, подлинник трудовой книжки ФИО4, трудовой договор ФИО6, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению, приходит к следующему. Правовой основой регулирования отношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Согласно п.5 ст.75 Федерального закона Российской Федерации от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии. В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона Российской Федерации от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», решение избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов может быть отменено судом по заявлению избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом. В силу пункта 25 статьи 38 этого же Федерального закона, основанием отказа в регистрации списка кандидатов является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов (подпункт "б"). Порядок выдвижения кандидатов избирательными объединениями регулируется статьей 35 Федерального закона Российской Федерации «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Пунктом 24 статьи 38 ФЗ РФ от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрены основания для отказа в регистрации кандидата. Пункт б указанной статьи предусматривает основания для отказа для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях»; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 настоящего Федерального закона; в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; в.1) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона; в.2) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом. В соответствии с пп. ж п.26 ст.38 ФЗ РФ от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, основаниями исключения кандидата из заверенного списка кандидатов являются отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, включенного в список кандидатов. Указанные требования федерального законодательства воспроизведены в статье 47 Закона Самарской области от 18.04.2016 года № 56-ГД «О выборах депутатов Самарской Губернской Думы». В соответствии со ст.35 ФЗ РФ от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона. Согласно п.2, 2.2., 3 ст.33 указанного ФЗ РФ, соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются: а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы; б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом; в) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов. Вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата. Кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) также представляет сведения о размере и об источниках доходов и имуществе своих супруга и несовершеннолетних детей в порядке, предусмотренном законом. Формы справок, в которых должны быть указаны перечисленные выше сведения, для представления в избирательную комиссию утверждены Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546 «О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации». Пунктом 3 Указа установлено, что в случае отсутствия у лиц, в отношении которых представляются справки по формам, утвержденным Указом, недвижимого имущества и обязательств имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также в случае несовершения ими сделок по приобретению земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в соответствующих графах справок проставляется запись об отсутствии имущества, обязательств имущественного характера и сделок. Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона Российской Федерации «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пунктом 7 статьи 40, пункта 2 статьи 45 Закона Самарской области от 07 апреля 2016 года N 56-ГД «О выборах депутатов Самарской Губернской Думы» предусмотрено, что регистрация кандидата осуществляется избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 статьи 33 Федерального закона и части 1 статьи 40 Закона Самарской области, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата. Постановлением Самарской Губернской Думы шестого созыва от 17 июня 2021 года № 1539 «О назначении выборов депутатов Самарской Губернской Думы седьмого созыва» на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Самарской Губернской Думы VII созыва на 19 сентября 2021 года. Постановление опубликовано на официальном печатном издании «Волжская коммуна» 18 июня 2021 года № 95 (31094). В соответствии с постановлением Избирательной комиссии Самарской области от 13 августа 2021 года № 207/1371-6 «О регистрации списка кандидатов в депутаты Самарской Губернской Думы седьмого созыва, выдвинутого по общеобластному избирательному округу Региональным отделением в Самарской области Политической партии «Российская экологическая партия «Зелёные», зарегистрирован список кандидатов в депутаты Самарской Губернской Думы седьмого созыва, выдвинутый по общеобластному избирательному округу Региональным отделением в Самарской области Политической партии «Российская экологическая партия «Зелёные», в количестве 22 человека в 16 часов 16 минут 13 августа 2021 года. Судом установлено, что 20 июля 2021 года уполномоченным представителем САМАРСКОГО ОБЛАСТОГО ОТДЕЛЕНИЯ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ФИО10 в Избирательную комиссию Самарской области были представлены документы на выдвижение списка кандидатов по общеобластному избирательному округу в составе 78 человек. Перечень принятых документов содержится в подтверждении получения Комиссией документов для уведомления о выдвижении. В список кандидатов в депутаты Самарской Губернской Думы седьмого созыва, выдвинутого по общеобластному избирательному округу КПРФ, включены ФИО4 (Безымянская внутриобластная часть № 11), ФИО5, ФИО6 (Кировская внтриобластная часть № 12). Одновременно к списку кандидатов приложены заявления указанных лиц о согласии баллотироваться в составе списка кандидатов, выдвинутого по общеобластному избирательному округу КПРФ, с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Самарской Губернской Думы, а также иные документы, поименованные в подтверждениях о получении Комиссией документов, представленных в отношении каждого из кандидатов, включенного в список кандидатов. Избирательная комиссия Самарской области 21 июля 2021 года приняла постановление № 193/1308, которым заверила список кандидатов в количестве 78 человек. 27 июля 2021 года в Комиссию уполномоченный представитель избирательного объединения САМАРСКОГО ОБЛАСТОГО ОТДЕЛЕНИЯ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ФИО10 представила документы на регистрацию списка кандидатов, поименованные в письменном подтверждении получения Комиссией документов для регистрации списка кандидатов, выдвинутого по общеобластному избирательному округу КПРФ. 31 июля 2021 года Избирательной Комиссий Самарской области принято постановление № 199/1331-6 «Об извещении о выявленных недостатках в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов в депутаты Самарской Губернской Думы седьмого созыва, выдвинутого по общеобластному избирательному округу САМАРСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», в соответствии с которым уполномоченный представитель КПРФ был извещен о нижеследующем. В рамках проверки достоверности сведений в отношении кандидата ФИО4, на основании сведений, поступивших из уполномоченных органов, установлено, что в 2019 году кандидатом приобреталось имущество (транспортные средства) на сумму, превышающую его совокупный доход за отчетный период. При таких обстоятельствах, в справке о расходах должны быть указаны сведения о приобретенном имуществе, сведения об источниках средств, за счет которых оно приобретено. Также к справке о расходах в этом случае должны прилагаться копии документов, подтверждающих получение имущества в собственность. В отношении кандидата ФИО5 указаны иные недостатки, не являющиеся предметом рассмотрения настоящего административного иска, которые впоследствии были восполнены. В отношении кандидата ФИО6 недостатков в представленных документах выявлено не было. В целях устранения выявленных недостатков, уполномоченным представителем КПРФ 3 августа 2021 года в Комиссию представлены пояснения на Извещение о недостатках, в котором указано, что ФИО4 действительно 05 сентября 2019 года приобрел легковой автомобиль марки КИА СОРЕНТО, стоимостью 1 450 000 рублей и 6 сентября 2019 года приобрел автомобиль марки МАЗ 544В9, стоимостью 900 000 рублей, общая сумма покупок за 2019 год составила 2 350 000 рублей. Однако в 2016 году он являлся депутатом Самарской Губернской Думы пятого созыва и исполнял депутатские полномочия на постоянной основе. Его доход по основному месту работы, согласно справке 2-НДФЛ, выданной Самарской Губернской думой составил 780 745 рублей 46 копеек. Кроме того, 07 декабря 2018 года ФИО4 продал свой личный автомобиль Шевроле Каптива за 600 000 рублей, представлена копия договора купли-продажи. 21 декабря 2018 года ФИО4 продал принадлежащий ему автокран марки КС-45721 на шасси КАМАЗ 55111С за 1 950 000 рублей. Предоставлена копия справки-счета 74 КЕ 396359 от 6 сентября 2004 года, ПТС с отметкой о смене владельца, договор купли-продажи автокрана от 21 декабря 2018 года. Суммировав доход по основному месту работы и от продажи вышеуказанных транспортных средств, общий доход за три последних года, предшествующих году совершения сделки составил 3 330 745 рублей, что существенно превышает расходы на приобретенное в 2019 году имущество общей стоимостью, как показано выше, 2 350 000 рублей. 5 августа 2021 года Контрольно-ревизионной службой при Комиссии проведена проверка достоверности сведений, представленных КПРФ, выдвинувшей список кандидатов в депутаты Самарской Губернской Думы седьмого созыва по общеобластному избирательному округу Безымянская внутриобластная часть № 11 (1) в отношении кандидата ФИО4 Рассмотрев представленные документы, Контрольно-ревизионная служба провела анализ и суммарный подсчет полученного совокупного дохода за три последних года, предшествующих совершению сделок, который составляет 3 330 745 рублей, что превышает сумму сделок за 2019 год на приобретенное имущество стоимость 2 350 000 рублей. По результатам КРС пришла к выводу, что сведения, представленные на выдвижение кандидатом в депутаты Самарской Губернской Думы седьмого созыва в составе общеобластного списка кандидатов, выдвинутого САМАРСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ФИО4 надлежит признать достоверными. Согласно пп.б п.3.1 ст.33 ФЗ РФ № 67-ФЗ, сведения о расходах подлежат предоставлению только по сделкам, сумма которых превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации. В Примечании 1 к справке, форма которой утверждена Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546, указано, что справка заполняется в случае, если сумма сделки, совершенной в течение последних трех лет до первого числа месяца, в котором осуществлено официальное опубликование (публикация) решения о назначении выборов, превышает общий доход лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки; если в отчетный период кандидат, его супруга (супруг) и несовершеннолетние дети не совершали указанных сделок, то в графе "Наименование имущества" раздела 2 данной справки проставляются слова "В течение последних трех лет сделок по приобретению указанного имущества на сумму, превышающую общий доход кандидата и его супруги (супруга) за три последних года, не имелось" и остальные графы раздела 2 и графы раздела 3 не заполняются. Среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата ФИО4, имеются справки о принадлежащем кандидату имуществе, расходах кандидата, а также сведения о размере и источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату. В справке о расходах кандидата имеется запись, что в течение последних трех лет сделок по приобретению имущества на сумму, превышающую общий доход кандидата и его супруги (супруга) за три последние года, не имелось. В справке о принадлежащем кандидату имуществе, содержатся сведения о том, что кандидатом ФИО4 были приобретены в 2018 году два транспортных средства. В целях устранения выявленных недостатков в предусмотренный законом срок уполномоченным представителем КПРФ предоставлены в Комиссию документы подтверждающие, сведения, указанные в справке о расходах, а именно: документы, подтверждающие факт приобретения в 2019 году кандидатом двух транспортных средств на общую сумму 2 350 000 рублей, документы, подтверждающие факт получения им дохода в трехлетний период, предшествующий приобретению в 2019 году, двух транспортных средств в размере, не превышающем общий доход кандидата за три последние года. В связи с чем, у Комиссии не имелось оснований сомневаться в том, что сумма сделок по приобретению кандидатом транспортных средств не превышает доход кандидата за последние три года. Таким образом, из представленных кандидатом справок о расходах и других документов кандидата ФИО4 в совокупности следует, что сделок по приобретению имущества, о которых надлежит представить сведения в соответствии с требованием федерального закона, кандидатом не совершалось, не имеется оснований полагать о наличии предусмотренных подпунктом "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» оснований для отказа в регистрации кандидата. Доводы представителя административного истца, что предоставленные ФИО4 документы являются сфальсифицированными, данное имущество отсутствует, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку из справки-счета от 6 октября 2004 года № 74 КЕ 396359, паспорта транспортного средства 74 ЕС 059961 следует, что ФИО4 являлся собственником транспортного средства автокрана КС-45721 на шасси КАМАЗ 5511С 2004 года выпуска, который им был продан по договору купли-продажи автокрана от 21 декабря 2018 года № 1 ФИО12 за 1 950 000 рублей. Данные обстоятельства были подтверждены в судебном заседании показаниями свидетеля ФИО11 Иные доводы представителя административного истца в отношении имущества кандидата ФИО4 автокрана КС-45721 на шасси КАМАЗ 5511С не приняты судом во внимание, поскольку не являются предметом рассмотрения настоящего спора. Согласно п.2 ст.33 ФЗ РФ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. В соответствии с пп.б п.2.2 ст.33 вышеуказанного ФЗ РФ, если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом. Аналогичные положения закреплены в ст.38 Закона Самарской области от 7 апреля 2016 года № 56-ГД «О выборах депутатов Самарской Губернской Думы». Вышеуказанные требования законодательства не содержат прямого указания на документ, которым должны быть подтверждены сведения об основном месте работы (роде занятий) кандидата. Таким образом, справка с места работы может являться документом, подтверждающим указанные кандидатом в заявлении о согласии баллотироваться сведения об основном месте работы (роде занятий) кандидата. Данная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 марта 2016 года (пункт 1.2). В подтверждений сведений об основном месте работы кандидата ФИО4 уполномоченным представителем КПРФ представлена справка общества с ограниченной ответственностью «Алюминиевые сплавы» от 17 мая 2021 года, согласно которой ФИО4 принят с 17 мая 2021 года в ООО «Алюминиевые сплавы» на должность заместителя директора, где и продолжает на сегодняшний день работу в вышеуказанной должности. В подтверждение сведений об основном месте работы кандидата ФИО6 уполномоченным представителем КПРФ представлена справка общества с ограниченной ответственностью «СамараСтройПродукт» от 25 мая 2021 года, согласно которой ФИО6 работает в ООО «СамараСтройПродукт» в должности генерального директора с 25 ноября 2016 года. Справки изготовлены на бланках организаций, содержат сведения о дате выдачи справки, подписи должностных лиц, их выдавших, печать организации, следовательно, указанные справки являются надлежащими документами, подтверждающими сведения кандидатов об основном месте работы. Таким образом, оснований сомневаться, что место работы ФИО4 в ООО «Алюминиевые конструкции» в должности заместителя директора, и место работы ФИО6 в должности генерального директора в ООО «СамараСтройПродукт» является для них основным, у избирательной комиссии не имелось. Кроме того, из трудового договора ФИО6, обозреваемого в судебном заседании следует, что указанное выше место работы является для него основным. Запись в трудовой книжке ФИО4 на период предоставления сведений в Комиссию также подтверждает факт его работы в вышеуказанном обществе, сведения о работе по совместительству отсутствуют. Доводы представителя административного истца о том, что вышеуказанные справки не подтверждают, что место работы указанных кандидатов является для них основным, суд полагает необоснованными, поскольку они не являются основанием для вывода о недостоверности представленных сведений. В заявлении о согласии баллотироваться в сведениях о профессиональном образовании ФИО6 указал, что он окончил в 2005 году Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поволжская государственная академия телекоммуникаций и информатики». В подтверждение представлена копия диплома с отличием ВСА 0284325, регистрационный номер 22907 выдан 25 мая 2005 года, заверенная уполномоченным представителем избирательного объединения. В заявлении о согласии баллотироваться в сведениях о профессиональном образовании ФИО13 указал, что он окончил в 2011 году Негосударственное аккредитованное частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Совеременная гуманитарная академия». В подтверждение представлена копия диплома ВБА 0740441, регистрационный номер ЗЮ 8441 выдан 15 июля 2011 года, заверенная уполномоченным представителем избирательного объединения. В соответствии с постановлением Центральной Избирательной комиссии Российской Федерации от 11.06.2014 года № 235/1488-6 «О разъяснениях по некоторым вопросам указания и проверки сведений об образовании кандидата», в заявлении о согласии баллотироваться кандидат, в случае наличия у него профессионального образования, указывает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в которой он получил профессиональное образование, год ее окончания и реквизиты (серия, номер, дата выдачи) выданного этой организацией документа о профессиональном образовании, а также прилагает ксерокопию указанного документа. Из изложенного следует, что полнота указанных кандидатами сведений в заявлении о согласии баллотироваться определяется избирательной комиссией не только данными, указанными им в самом заявлении, но и представленными кандидатом документами, приложенными к заявлению (в частности, диплом). Избирательной комиссией Самарской области проведена проверка представленных сведений об образовании, составлен отчет о результатах проверки, согласно которому вышеуказанные сведения кандидатов ФИО5 и ФИО6 были подтверждены. В судебном заседании исследовались подлинники дипломов со вкладышами на имя ФИО5 и ФИО6, подтверждающие указанные кандидатами в заявлении о согласии баллотироваться сведения. Доводы представителя административного истца о не представлении кандидатами копии документов, подтверждающих год окончания образовательных учреждений, суд полагает несостоятельными, поскольку, дипломы содержат дату решения Государственной аттестационной комиссии. В соответствии со ст.ст.59,60 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», решением Государственной аттестационной комиссии присуждается квалификация, что является завершающим этапом обучения. Дата решения Государственной аттестационной комиссии свидетельствует о дате окончания образовательного учреждения. По смыслу приведенных выше правовых норм основанием отказа в регистрации кандидата является именно отсутствие в представленных им документах сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 и 3.1 статьи 33 названного федерального закона. В заявлениях ФИО4, ФИО8 и ФИО5 о согласии баллотироваться сведения об их основной работе (занятости) и годе окончания образовательного учреждения были указаны, и документы, подтверждающие данные обстоятельства, им были представлены. В совокупности представленных доказательств, суд приходит к выводу о том, что в отношении рассматриваемых кандидатов были предоставлены предусмотренные федеральным и региональным законодательством необходимые документы, среди представленных документов, документов, оформленных с нарушением вышеуказанных требований законодательства не имелось, в связи с чем, постановление от 05 августа 2021 года № 202/1339-6 в оспариваемой части принято в соответствии с требованиями законодательства и оснований для признания его незаконным и отмены не имеется. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.241-243, 175-180 КАС РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении административного иска Избирательного объединения Региональное отделение в Самарской области Политической партии «Российская экологическая партия «Зелёные» к Избирательной комиссии Самарской области, кандидатам в депутаты Самарской Губернской Думы седьмого созыва по общеобластному избирательному округу ФИО4, ФИО5, ФИО6 о признании незаконным и отмене в части постановления Избирательной комиссии Самарской области от 05 августа 2021 года № 202/1339-6 «О регистрации списка кандидатов в депутаты Самарской Губернской Думы седьмого созыва, выдвинутого по общеобластному избирательному округу САМАРСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» отказать. Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение 5 дней со дня принятия судом решения. Мотивированное решение составлено 25 августа 2021 года. Председательствующий: М.А.Панкова |