ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1535/19 от 14.05.2020 Московского областного суда (Московская область)

Дело № 3а-555/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 мая 2020 года г. Красногорск

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.

при секретаре Тягай А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Деркач И. В. о признании технической ошибки при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости и обязании вынесения исправления в Единый государственный реестр недвижимости,

установил:

Деркач И. В. (далее административный истец) обратилась в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании технической ошибки при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости и обязании вынесения исправления в Единый государственный реестр недвижимости.

В обоснование требований указала, что ей на праве собственности принадлежит объект недвижимости, незавершенный строительством жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <данные изъяты>. Площадь застройки дома 281.1 кв. метров, степень готовности 30%.

В ходе проведения работ по государственной кадастровой оценки Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 24 ноября 2015 года №13ВР-1198 утверждены результаты кадастровой стоимости объектов недвижимости, в том числе и объекта принадлежащего административному истцу, определенные по состоянию на 01 августа 2015 года с датой применения 01.01.2016 года. Согласно выписки из ЕГРН кадастровая стоимость ее объекта утверждена в размере <данные изъяты> рублей. Указанная стоимость завышена в несколько сотен раз, что явно свидетельствует о наличии допущенной при ее определении технической ошибки. В качестве подтверждения допущенной органом системной ошибки полагает, свидетельствует наличие одинаковой стоимости в отношении 38 объектов недвижимости, расположенных в разных населенных пунктах на территории Одинцовского муниципального района. Кроме того, в рамках новой кадастровой оценки, проведенной на территории Московской области в 2018 года кадастровая стоимость объекта определена в размере <данные изъяты> рублей, что также, по мнению заявителя, свидетельствует о допущенной в архивной стоимости ошибки при определении кадастровой стоимости объекта.

О завышении кадастровой стоимости административный истец узнала в 2019 году при получении налогового уведомления на уплату налога на имущество за 2018 год.

Уточняя в ходе рассмотрения дела требования административный истец просит признать технической ошибкой указание кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> утвержденной Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области №13ВР-1998 в размере <данные изъяты> рублей и обязать Министерство имущественных отношений Московской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области исправить техническую ошибку с указанием актуальной (верной) кадастровой стоимости в ЕГРН подлежащей применению для целей налогообложения с 01.01.2016 года до 01.01.2019 года.

В судебном заседании представитель административного истца не оспаривая, что Министерством имущественных отношений Московской области принято решение об устранении ошибок, допущенных в результате государственной кадастровой оценки в отношении участка его доверителя, однако настаивал на удовлетворении требований, указав, что до настоящего времени в ЕГРН сведения об измененной кадастровой стоимости не внесены, что нарушает права административного истца, на уплату налога в справедливом размере. Полагал, что техническая ошибка, допущенная государственными органами не устранена.

Представитель Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание представителя не направило. Ранее представило Распоряжение №15ВР-190 от 12.02.2020 года, согласно которого Министерством устранена допущенная при определении кадастровой стоимости, утвержденной Распоряжением от 24.11.2015 года №13ВР-1998, распространяющего свое действие на период с 01.01.2016 года до утверждения новой кадастровой стоимости ошибка при определении кадастровой стоимости объектов, в том числе и в отношении объекта недвижимости административного истца. Кадастровая стоимость определена в размере <данные изъяты> кв. метров.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области в суд представителей не направили, извещались судом.

Руководствуясь положениями ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что стороны извещены о времени и месте рассмотрения дела, информация о времени рассмотрения дела имеется на официальном сайте Московского областного суда, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив собранные по административному делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к следующему выводу.

Как установлено судом и исследует из материалов административного дела, Деркач И.В. на праве собственности принадлежит объект недвижимости, незавершенный строительством жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, д. Рождествено. Площадь застройки дома -281.1 кв. метров, степень готовности объекта 30%.

На территории Московской области в 2015 году были проведены работы по государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.

Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 24 ноября 2015 года №13ВР-1198 утверждены результаты кадастровой стоимости объектов недвижимости, в том числе и объекта принадлежащего административному истцу. Кадастровая стоимость определена по состоянию на 01 августа 2015 года с датой применения для целей предусмотренных законодательством с 01.01.2016 года.

Согласно выписки из ЕГРН кадастровая стоимость объекта утверждена в размере <данные изъяты> рублей.

Судом также установлено, что в 2018 году на территории субъекта проведены очередные работы по государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, результаты которой утверждены Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2018 года №15ВР-163. Кадастровая стоимость объекта недвижимости административного истца утверждена в размере 163 379.35 рублей. Результаты очередной кадастровой оценки внесены в ЕГРН и действуют, для целей предусмотренных законодательством с 01.01.2019 года.

В качестве доказательства сохранения права на применение результатов пересмотра для целей, установленных законодательством, административным истцом в суд представлены налоговые уведомления за 2018 год, согласно которым налоговым органом исчислен налог на имущество по указанному объекту исходя из его кадастровой стоимости в размере <данные изъяты> руб.

Административный истец указывает на наличие допущенной при определении кадастровой стоимости и ставшей архивной ошибки, подлежащей исправлению органом ее утвердившим и внесению сведений в ЕГРН для устранения нарушения прав на уплату налога в справедливом размере.

Разрешая возникший спор суд, исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость.

Исходя из содержания статьи 28 Закона о кадастре кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.

Применительно к правилам ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Абзац 5 пункта 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации изложен указывает, что изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ).

Из анализа изложенного применительно к рассматриваемому спору суд приходит к выводу, что результаты кадастровой стоимости объекта недвижимости административного истца, ставшие архивными в связи с внесением новых сведений в рамках очередной государственной кадастровой оценки недвижимости подлежат применению для целей налогообложения по налогу на имущество в год обращения с настоящем административным исковым заявлением. Следовательно, архивная кадастровая стоимость объекта, подлежат оспариванию административным истцом, поскольку затрагивает права и интересы заявителя, поскольку налогоплательщику предоставлено право на перерасчет налога при изменении кадастровой стоимости объекта вследствие исправления любой ошибки при определении его кадастровой стоимости (как технической ошибки, так и кадастровой ошибки).

Суд также учитывает, что наличие допущенной при определении кадастровой стоимости объекта с кадастровым номером 50:20:0010310:2765 ошибки в ходе рассмотрения дела не оспаривало Министерство имущественных отношений Московской области.

Как видно из материалов дела Министерство признало наличие допущенной ошибки при определении кадастровой стоимости объекта административного истца в рамках государственной кадастровой оценки в части определения кадастровой стоимости в размере <данные изъяты> рублей. Распоряжением №15ВР-190 от 12.02.2020 год ошибка устранена, внесены изменения в Распоряжение от 24.11.2015 года №13ВР-1998, распространяющее свое действие на период с 01.01.2016 года до утверждения новой кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость определена в размере 2 809 614.18 кв. метров.

При установленных обстоятельствах требования административного истца, заявленные к Министерству имущественных отношений Московской области удовлетворению не подлежат, поскольку допущенная ошибка признана органом и устранена.

В соответствии со ст. 1 ФЗ N 237-ФЗ от 3 июля 2016 года Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке" регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.

Положения Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" предусматривают и регламентируют действия уполномоченного органа субъекта Российской Федерации по внесению изменений результатов определения кадастровой стоимости в случаях получения сведений об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, возлагая обязанность на уполномоченный орган субъекта РФ по осуществлению внесений изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости в течение 20 рабочих дней со дня получения сведений о такой кадастровой стоимости и в течение 3 рабочих дней направлению сведений о такой кадастровой стоимости в орган регистрации прав для внесения в ЕГРН.

Орган регистрации прав обеспечивает включение в фонд данных государственной кадастровой оценки сведений и материалов, поступающих в такой орган в соответствии со статьями 11 - 16, 19 - 22 настоящего Федерального закона, в течение пяти рабочих дней со дня их поступления, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно Положению об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, утвержденного приказом Росреестра от 19.04.2010 N П/179, Управление является территориальным органом Росреестра, ведет в рамках своих полномочий Единый государственный реестр недвижимости, в том числе, вносит в него изменения, в рамках взаимодействия с иными органами и должностными лицами сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Исходя из системного толкования указанных выше норм, следует сделать вывод, что в рассматриваемом случае сведения об исправлении архивной кадастровой стоимости подлежат внесению в ЕГРН Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.

Вместе с тем до настоящего времени распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области №15ВР-190 от 12.02.2020 год «Об устранении ошибок в результате государственной кадастровой оценки объектов недвижимости Московской области утвержденных распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 24.11.2015 №13ВР-1998» не исполнено, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в целях устранения ошибок архивной кадастровой стоимости в отношении объекта недвижимости административного истца в ЕГРН не внесены.

Напротив как установлено судом в Едином государственном реестре до настоящего времени архивные сведения о кадастровой стоимости объекта административного истца отражаются в размере 974 894 958.30 рублей распространяющие свое действие на период с 01.01.2016 года до даты внесения сведений о новой кадастровой стоимости, то есть до 01.01.2019 года. Таким образом, исправление ошибки в ЕГРН своего отражения не нашло.

Кроме того, из представленных выписок из Единого государственного реестра недвижимости датированных на дату рассмотрения дела следует, что исправленная (архивная) стоимость объекта недвижимости в размер 2 809 614.18 рублей отражается в сведениях об актуальной кадастровой стоимости объекта определенной в рамках очередной (в 2018 году) государственной кадастровой оценки, что прямо свидетельствует об ошибочном исполнении органом регистрации распоряжения Министерства имущественных отношений по исправлению архивной кадастровой стоимости объекта.

Суд считает, что не внесение исправленных сведений о кадастровой стоимости объекта в ЕГРН приводит к нарушению прав административного истца.

Изложенное выше позволяет суду прийти к выводу о возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области обязанности по исправлению ошибки в сведениях о кадастровой стоимости объекта недвижимости административного истца путем исключения из ЕГРН ошибочных сведений о кадастровой стоимости (архивной) и внесению сведений по результатам устранения ошибок.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.177-178, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Деркач И. В. удовлетворить частично.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области исправить ошибку в сведениях о кадастровой стоимости объекта недвижимости незавершенного строительством жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, д. Рождествено путем исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о кадастровой стоимости (архивной стоимости) в размере <данные изъяты> рублей утвержденной Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 24.11.2015 года №13ВР-1998 и внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости указанного объекта в размере <данные изъяты> рублей утвержденной Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от12.02.2020 №15ВР-190 в целях устранения ошибок в результатах государственной кадастровой оценки объектов недвижимости и распространяющей свое действие с 01 января 2016 года до вступления в силу кадастровой стоимости, утвержденной распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018 года №15ВР-1633 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки».

В требованиях к Министерству имущественных отношений Московской области Деркач И. В. отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 22 мая 2020 года.

Судья М.Ю. Елизарова

Дело № 3а-555/2020

РЕШЕНИЕ

(резолютивная часть)

Именем Российской Федерации

14 мая 2020 года г. Красногорск

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.

при секретаре Тягай А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Деркач И. В. о признании технической ошибки при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости и обязании вынесения исправления в Единый государственный реестр недвижимости, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Деркач И. В. удовлетворить частично.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области исправить ошибку в сведениях о кадастровой стоимости объекта недвижимости незавершенного строительством жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, д. Рождествено путем исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о кадастровой стоимости (архивной стоимости) в размере <данные изъяты> рублей утвержденной Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 24.11.2015 года №13ВР-1998 и внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости указанного объекта в размере <данные изъяты> рублей утвержденной Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от12.02.2020 №15ВР-190 в целях устранения ошибок в результатах государственной кадастровой оценки объектов недвижимости и распространяющей свое действие с 01 января 2016 года до вступления в силу кадастровой стоимости, утвержденной распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018 года №15ВР-1633 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки».

В требованиях к Министерству имущественных отношений Московской области Деркач И. В. отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.Ю. Елизарова