ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1536/2022 от 22.08.2022 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Самара 22 августа 2022 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Калинниковой О.А.,

при секретаре Красильниковой А.А.,

с участием прокурора Деминой В.В., представителя административного истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1536/2022 по административному исковому заявлению ФИО2 о признании недействующим в части нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления,

у с т а н о в и л :

ФИО2 обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу Карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, утверждённых решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области от 25 декабря 2013 года №107/47 в редакции решения от 30 января 2020 № 251/1/69, в части установления в зоне Ж1 (зона ИЖС) подзоны Ж1* с параметром «Максимальная высота зданий, строений, сооружений - 0 м» в отношении земельного участка с кадастровым номером .

Требования обоснованы тем, что административный истец является собственником вышеуказанного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования «под индивидуальное жилищное строительство. В связи с принятием оспариваемого нормативного правового акта в приложении к Правилам землепользования и застройки - на Карте градостроительного зонирования в территориальной зоне Ж1 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами» установлена зона затопления и подтопления - подзона Ж1* с параметром «Максимальная высота зданий, строений, сооружений – 0 м». К данной подзоне отнесен, в том числе, принадлежащий административному истцу земельный участок. Полагает, что оспариваемый нормативный правой акт противоречит пункту 4 статьи 1 ГрК РФ, ч. 5 ст. 67.1 Водного кодекса РФ пунктам 3, 5 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360, поскольку сведения о том, что принадлежащий ей земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны затопления, подтопления, отсутствуют. Полагает, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются ее права и законные интересы на использование земельного участка в соответствии с разрешенным видом использования.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующий на основании ордера адвоката от 04.08.2022 и доверенности от 04.07.2022, поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик - Собрание представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, заинтересованные лица - администрация и глава сельского поселения Курумоч, администрация муниципального района Волжский Самарской области, министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Нижне-Волжское бассейновой водное Управление в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Относительно заявленных требований Собрание представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, администрация сельского поселения Курумоч представили письменные отзывы, в которых просят в удовлетворении административного иска отказать.

Выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Правила землепользования и застройки утверждаются муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения. Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 3 ГрК РФ).

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ), границы зон с особыми условиями использования территорий (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации). К зонам с особыми условиями использования территорий относятся зоны затопления, подтопления ( часть 4 статьи 1 Градостроительного кодекса).

В рамках предоставленных полномочий решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский от 25 декабря 2013 года № 107/47 утверждены Правила землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области (далее также Правила землепользования и застройки).

Данный нормативный правовой акт официально опубликован в ежемесячном информационном вестнике «Вести сельского поселения Курумоч» от 27 декабря 2013 года № 32 (74).

Решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области от 30 января 2020 года № 251/1/69 в Правила землепользования и застройки внесены изменения. В частности, статья 22 «Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в жилых зонах» изложена в новой редакции. В зоне Ж1 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами» установлена подзона Ж1* с предельными параметрами строительства «Максимальная высота зданий, строений, сооружений – 0 м».

Решение официально опубликовано в информационном вестнике «Вести сельского поселения Курумоч» от 30 января 2020 года № 2.1(214).

ФИО2 с 27.05.2022 является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 928,5 кв.м, категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «под индивидуальное жилищное строительство», расположенного по адресу ориентира: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 06.06.2022.

Согласно пункта 7 части 3 статьи 6 Устава муниципального района Волжский Самарской области, в соответствии с Законом Самарской области от 25.02.2005 N 41-ГД «Об образовании городских и сельских поселений в пределах муниципального района Волжский Самарской области, наделении их соответствующим статусом и установлении их границ» поселок Власть Труда входит в состав сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области.

В целях осуществления строительства на земельном участке 14.06.2022 ФИО2 обратилась в администрацию муниципального района Волжский Самарской области. Как следует из градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером , подготовленного Управлением архитектуры и градостроительства муниципального района Волжский, участок расположен в территориальной зоне Ж1*.

Данное обстоятельство также подтверждается выпиской из государственной информационной системы градостроительной деятельности (ГИСОГД) от 27.07.2022.

11.07.2022 администрация муниципального района Волжский Самарской области уведомила ФИО2 о несоответствии планируемых параметров строительства объекта индивидуального жилищного строительства, ввиду расположения земельного участка в подзоне Ж1* с параметром «Максимальная высота зданий, строений, сооружений – 0 м».

Как следует из Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч (в редакции решения Собрания представителей от 30.01.2020), подзона Ж1* в территориальной зоне Ж1 установлена с целью соблюдения требований, установленных земельным, водным законодательством, региональными нормативами градостроительного проектирования Самарской области об ограничении размещения населенных пунктов, строительства объектов капитального строительства на территориях, подверженных затоплению и подтоплению.

Границы подзоны Ж1* нанесены на Карту градостроительного зонирования, являющуюся приложением к Правилам землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области.

Согласно пункту 16 статьи 1, части 3, пункту 8 части 4 статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод, в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления; документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр.

Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).

Пунктами 3, 5 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 360, предусмотрено, что зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны затопления, подтопления считаются прекратившими существование со дня исключения сведений о них из Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно представленной в материалы административного дела выписке из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером , сведения об установлении ограничений (обременений) в использовании участка в виде зоны подтопления или затопления отсутствуют.

Выполнение работ по подготовке предложений по определению границ зон затопления и подтопления на территории Самарской области осуществляет министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области. Указанные зоны устанавливаются решением территориальных органов Федерального агентства водных ресурсов.

По сообщению Отдела водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского Бассейнового Водного управления от 01.08.2022, реализация мероприятий по определению границ зон затопления, подтопления осуществляется в рамках государственной программы Самарской области «Развитие водохозяйственного комплекса Самарской области в 2014-2030 годах», утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 30.10.2013 № 579. На территории Самарской области работу по разработке Предложений ведет министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.

По состоянию на 01.08.2022 предложения по определению границ зон затопления и подтопления в отношении территорий в границах п. Власть Труда Волжского района Самарской области в отдел не поступили. В настоящее время сведения о границах зон затопления, подтопления в отношении территорий в границах п. Власть Труда в Государственном водном реестре не содержатся, в Единый государственный реестр недвижимости отделом не направлялись.

Как видно из ответа министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 28.07.2022, на основании предложений городских округов и муниципальных районов Самарской области министерством составлен график установления зон затопления, подтопления. Выполнение работ по определению зон затопления и подтопления водных объектов вблизи земельного участка с кадастровым номером в настоящее время не предусмотрено.

Давая оценку представленным доказательствам, суд приходит к выводу о том, что поскольку зоны затопления, подтопления в границах п. Власть Труда и земельного участка с кадастровым номером в установленном законодательством порядке не разработаны и сведения о них не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, оспариваемый нормативный правовой акт - Карта градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области в части установления подзоны Ж1* в отношении указанного земельного участка противоречит пункту 16 статьи 1, части 3, пункту 8 части 4 статьи 31, части 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, Положению о зонах затопления, подтопления, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации № 360 от 18 апреля 2014 года (пунктам 3, 5), и нарушает права административного истца на использование земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования.

В связи с изложенным, требования ФИО2 подлежат удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

В силу пункта 38 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 50 от 25 декабря 2018 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

В связи с тем, что оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт длительное время применялся, суд приходит к выводу о признании его недействующим в части с даты вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административный иск ФИО2 удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, утверждённые решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области от 25 декабря 2013 года № 107/47 в редакции решения Собрания представителей от 30 января 2020 года, в части установления на Карте градостроительного зонирования в отношении земельного участка с кадастровым номером подзоны Ж1* с параметром «Максимальная высота зданий, строений, сооружений - 0 м» в территориальной зоне Ж1 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами».

Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Вести сельского поселения Курумоч» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья О.А.Калинникова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 31.08.2022.