ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-153/17 от 09.08.2017 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

9 августа 2017 года г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе:

председательствующего судьи Петуховой В.Г.,

при секретаре судебного заседания Колесниковой К.О.,

с участием прокуроров отдела прокуратуры Иркутской области Шебетниковой Ж.В., ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-153/2017 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к Думе муниципального образования «Оса» о признании противоречащим законодательству и не действующим с момента принятия приложения № 2 к порядку определения размера арендной платы за использование земельных участков, утвержденного решением Думы муниципального образования «Оса» от 10 июня 2016 года № 124 «Об утверждении положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Оса»,

установил:

решением Думы муниципального образования «Оса» Осинского района Иркутской области от 10 июня 2016 года № 124 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Оса».

Приложением № 1 к положению предусмотрен порядок определения размера арендной платы.

В Приложении № 2 к порядку утверждены коэффициенты, применяемые к размеру арендной платы.

Требования заместителя прокурора Иркутской области об оспаривании указанного нормативного правового акта в части Приложения № 2 мотивированы тем, что коэффициенты, применяемые для расчета размера арендной платы и предусмотренные оспариваемым приложением, установлены в нарушение основных принципов определения арендной платы, а именно экономической обоснованности и запрета необоснованных предпочтений.

В предварительное судебное заседание представителем Думы муниципального образования «Оса» ФИО2 представлены письменные возражения, в которых содержится утверждение о принятии оспариваемого нормативного правового акта с соблюдением требований закона, в том числе при наличии экономического обоснования коэффициентов к размеру арендной платы.

В судебном заседании представители административного истца прокуроры отдела прокуратуры Иркутской области Шебетникова Ж.В., ФИО1 поддержали заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика ФИО2 в судебное заседание не явилась, представив письменное ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие. В ходатайстве изложена просьба к Иркутскому областному суду о признании противоречащим законодательству приложения № 2 к порядку определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Оса», утвержденное решением Думы муниципального образования «Оса» от 10 июня 2016 года № 124 «Об утверждении положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Оса», так как представленное в суд экономическое обоснование содержит технические ошибки. Просит признать оспариваемый нормативный правовой акт не действующим с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку на основания этого акта реализованы права граждан, порождались правовые последствия, было заключено более 140 договоров аренды земельного участка.

Иркутский областной суд, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассматривать дело в отсутствие неявившегося представителя административного ответчика.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей административного истца, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами "в", "г", "к" части 1, частью 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582.

К Основным принципам определения арендной платы при аренде государственных земельных участков отнесены, в том числе, принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке, и принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.

Основываясь на принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.

В соответствии с пунктом 3 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», утвержденного постановлением администрации Иркутской области от 1 декабря 2015 года № 601-пп, арендная плата в год за использование земельного участка устанавливается в размере земельного налога за соответствующий земельный участок либо в ином размере в соответствии с пунктами 5, 6 настоящего Положения и определяется в договоре аренды земельного участка с учетом уровня инфляции (максимального значения уровня инфляции), установленного Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, по состоянию на 1 января очередного года, начиная с года, следующего за годом, в котором утвержден результат определения кадастровой стоимости земельного участка.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Иркутской области вправе установить экономически обоснованные коэффициенты с учетом категорий земель и (или) видов разрешенного использования земельных участков, применяемые к размеру арендной платы, рассчитываемой в соответствии с абзацем первым настоящего пункта. Допускается изменение этих коэффициентов, но не чаще одного раза в шесть месяцев.

В соответствии со статьей 3 Закона Усть-Ордынского Бурятского автономного округа «О статусе и границах муниципальных образований Аларского, Баяндаевского, Боханского, Нукутского, Осинского, Эхирит-Булагатского районов Иркутской области» (действие данного документа распространяется на всю территорию нового субъекта Российской Федерации - Иркутской области (статья 1 Закона Иркутской области от 30 декабря 2013 года N 168-ОЗ) муниципальное образование «Оса» имеет статус сельского поселения, расположенного на территории Осинского района Иркутской области.

Решением Думы муниципального образования «Оса» от 10 июня 2016 года № 124 утверждено положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Оса».

Указанное положение принято уполномоченным органом, опубликовано в газете "Осинские вести»" от 30 июня 2016 года.

Приложением № 1 к положению регламентирован порядок определения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Оса», которым определена методика расчета арендной платы за землю, в том числе с применением коэффициентов, размер которых определен в приложении № 2 к порядку определения арендной платы.

Обсудив довод административного ответчика о том, что размер установленных коэффициентов, применяемых к арендной плате, экономически обоснован, суд приходит к выводу о несостоятельности правовой позиции административного ответчика.

Административным ответчиком в подтверждение наличия экономического обоснования установленных коэффициентов к размеру арендной платы представлено суду экспертное заключение специалиста общества с ограниченной ответственнотью «Центр судебной экспертизы и оценки», датированное 16 мая 2016 года № 01-05-16-ОЗу.

Как следует из представленного протокола заседания Думы муниципального образования «Оса» от 10 июня 2016 года в повестке дня вторым вопросом указано: «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Оса». Далее по тексту протокола: «По второму вопросу с информацией об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Оса» выступила начальник отдела по распоряжению и использованию муниципального имущества МО «Оса» ФИО3 В обсуждении данного вопроса приняли участие (фамилии изъяты) Решили: утвердить положение».

Из указанного протокола заседания Думы не усматривается, что депутаты при принятии оспариваемого решения обсуждали, в том числе подготовленное экспертное заключение по обоснованию коэффициентов по арендной плате за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования «Оса».

Как следует из содержания экспертного заключения, его заказчиком является Администрация Муниципального образования «Оса» Осинского района Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, и далее по тексту экспертного заключения имеется указание на исследование земель, расположенных по адресу: Иркутская область, муниципальное образование «Оса» Осинского района Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, дается описание месторасположения села Оса относительно окружного центра п. Усть-Ордынский.

Вместе с тем, в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 декабря 2006 года № 6- ФКЗ (редакция от 2 июня 2007 года) «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа» образован новый субъект Российской Федерации – Иркутская область. Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ прекратили существование в качестве субъектов Российской Федерации с 1 января 2008 года.

Как следует из сопроводительного письма к экспертному заключению, исследование проводится на основании договора и представленных документов. Однако реквизиты договора, документов, их перечень не приводится. В ходе разбирательства дела представитель административного ответчика не смогла дать пояснения по этому вопросу и, несмотря, на указание суда, договор на оказание услуг, платежные документы в нарушение требований статей 62, 63, 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суду не представлены.

Оспариваемым нормативным правовым актом утверждены коэффициенты, применяемые к размеру арендной платы за использование земельных участков, в том числе с разрешенным видом использования:

- земли учреждений и организаций народного образования, здравоохранения, земли под объектами социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии;

- земли под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта, связи и энергетики;

- земли под карьерами и добычи полезных ископаемых;

- земли под административно-управленческими и общественными объектами, земли предприятий, организаций, учреждений финансирования, кредитования, страхования и пенсионного обеспечения;

- земли под объектами лечебно-оздоровительного и рекреационного назначения;

- земли сельскохозяйственного использования.

Однако представленное административным ответчиком экспертное заключение в подтверждение экономического обоснования утвержденных коэффициентов к размеру арендной платы в отношении земельных участков с указанными разрешенными видами использования выводов не содержит.

Таким образом, представленное в материалы дела экспертное заключение допускает неоднозначное толкование и вводит в заблуждение.

Наличие ошибок в экспертном заключении признано и представителем административного ответчика в письменном ходатайстве.

Согласно титульному листу экспертного заключения датой исследования является 11 мая 2016 года, однако на странице 4 экспертного заключения в пункте 1.4 раздела 1 указано, что дата формирования заключения - 11 июня 2016 года.

То обстоятельство, что экспертное заключения подготовлено не 11 мая 2016 года, подтверждается и ссылкой оценщика на странице 51 экспертного заключения на источник информации, датированный периодом с 3 по 6 июня 2016 года.

Заседание Думы, на котором принято оспариваемое решение, состоялось 10 июня 2016 года.

Указанное позволяет суду сделать вывод о том, что экспертное заключение № 01-05-16-Озу, представленное административным ответчиком в качестве доказательства экономического обоснования коэффициентов к размеру арендной платы, на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, отсутствовало.

Вместе с тем, при принятии нормативного правового акта кроме оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, в том числе и при определении коэффициентов, являющихся одним из составляющих при определении арендной платы.

Действующее законодательство, предоставляя органу местного самоуправления право устанавливать корректирующие коэффициенты к арендной плате, исходило из таких критериев как категория земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков, применяемых в размеру арендной платы.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11 мая 2004 года N 209-О, в отсутствие единых правил дифференциацию ставок земельного налога в городе в зависимости от местоположения земельных участков и зон различной градостроительной ценности, как и определение границ этих зон, орган местного самоуправления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне, без чего сам смысл дифференциации средней ставки земельного налога по местоположению и зонам территории города искажается. Судебные органы при рассмотрении споров по поводу сумм земельного налога, подлежащих уплате пользователями земельных участков в городе, не ограничиваясь установлением лишь факта принятия органом местного самоуправления нормативного акта, которым установлены коэффициенты дифференциации ставки налога по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, то есть осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.

Между тем судом достоверно установлено, что установление коэффициентов к размеру арендной платы решением Думы муниципального образования «Оса» № 124 было осуществлено произвольно, что дает суду право для вывода об установлении повышающих коэффициентов без необходимого экономического обоснования.

При таких обстоятельствах, требования административного истца подлежат удовлетворению, поскольку достоверно установлено несоответствие оспариваемого нормативного правового акта актам, имеющим большую юридическую силу. В данном случае нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, граждан, обязанных вносить арендную плату, исчисляемую в соответствии с решением Думы муниципального образования «Оса» от 10 июня 2016 года № 124.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд полагает, что поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения судебного акта применялся и на его основании реализовывались права граждан и организаций, он подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Иркутский областной суд,

решил

исковые требования заместителя прокурора Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать противоречащим законодательству и не действующим приложение № 2 к порядку определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Оса», утвержденное решением Думы муниципального образования «Оса» от 10 июня 2016 года № 124 «Об утверждении положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Оса» с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Решение подлежит обязательной публикации в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в официальном печатном органе муниципального образования «Оса» Осинского района Иркутской области.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья В.Г. Петухова