ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-153/18 от 09.07.2018 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-153/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

9 июля 2018 года г. Пермь

Пермский краевой суд в составе

председательствующего судьи Ефремовой О.Н.,

при секретаре Силенок О.В.,

с участием прокурора прокуратуры Пермского края Вохмяниной Ю.М.

представителя ООО «ТранснефтьЭлектросетьСервис» ФИО1, действующего на основании доверенности,

представителя Региональной службы по тарифам Пермского края ФИО2, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми дело по административному исковому заявлению ООО «ТранснефтьЭлектросеть Сервис» о признании недействующим со дня принятия постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 14 марта 2018 года № 2-э «О признании утратившим силу постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 29 декабря 2014 года № 88-э «О долгосрочных индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «ТранснефтьЭлектросетьСервис» (г. Самара)»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 29.12.2014 № 88-э были установлены для Общества с ограниченной ответственностью «ТранснефтьЭлектросетьСервис» (далее - ООО «ТЭС», Общество) долгосрочные параметры регулирования на долгосрочный период регулирования с 01.01.2015 по 31.12.2019; долгосрочные индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями с календарной разбивкой также на период с 01.01.2015 по 31.12.2019 (далее – Постановление от 29.12.2014 № 88-э). Постановление от 29.12.2014 № 88-э опубликовано в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» № 5 от 09.02.2015.

В последующем в указанное выше постановление неоднократно вносились изменения: постановлениями от 30.06.2015 № 38-э, 11.11.2015 № 80-э, 25.07.2016 № 8-э, 01.12.2016 № 34-э, которые также были официально опубликованы для всеобщего сведения.

Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 14.03.2018 № 2-э, опубликованным в официальном источнике «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» № 37 от 26.03.2018, Постановление от 29.12.2014 № 88-э признано утратившим силу, в том числе, признаны утратившими силу постановления о внесении изменений в данное Постановление.

ООО «ТЭС» обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия Постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 14.03.2018 № 2-э «О признании утратившим силу Постановления от 29.12.2014 № 88-э» (далее – Постановление от 14.03.2018 № 2-э), как не соответствующего постановлению Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 № 184 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям». Заявитель просит возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО «ТЭС». Взыскать с Региональной службы по тарифам Пермского края расходы по оплате госпошлины. В обоснование своих требований истец указал, что является территориальной сетевой организацией (далее также – ТСО), оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ему на праве аренды объектов электросетевого хозяйства. Региональная служба по тарифам Пермского края не вправе была прекращать действие тарифа по тому основанию, что ООО «ТЭС» не отвечало критериям территориальной сетевой организации, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 № 184 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям» (далее также – Критерии ТСО). Кроме того, Общество соответствует Критериям ТСО, поскольку владеет на законном основании кабельными и воздушными линиями электропередачи не менее двух проектных номинальных классов напряжения общей протяжённостью 60,37 км (в несколько раз превышает минимально требуемую протяжённость 15 км) и силовыми трансформаторными подстанциями суммарной мощностью 32,6 МВА (то есть более 10 МВА). При этом приведённое в экспертном заключении РСТ Пермского края толкование Критериев ТСО № 1 и № 2, согласно которому 15 км линий электропередачи должны быть присоединены к подстанциям мощностью не менее 10 МВА, основан на ошибочном толковании постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 № 184. ООО «ТЭС» указано в котловом тарифе Пермского края под номером 33 (Постановление Региональной службы по тарифам Пермского края от 31.10.2016 № 13-э).

Указывает административный истец также на допущенные процессуальные нарушения Правил государственного регулирования цен в электроэнергетике, Основ ценообразования в области регулируемых цен в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, так как протокол заседания Правления регулирующего органа не был опубликован в сети Интернет, заседание коллегиального органа не может считаться правомочным по причине несоответствия оформления протокола заседания правления пунктам 26,28,30 Правил государственного регулирования цен.

В судебном заседании представитель административного истца на удовлетворении заявленных требований настаивал.

Представитель административного ответчика с требованиями истца не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица ОАО «МРСК Урала» просило о рассмотрении дела без участия своего представителя, свои доводы относительно заявленных требований изложило в письменном отзыве.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, допросив в качестве свидетеля Н., начальника отдела реализации услуг ООО «ТЭС», изучив письменные материалы дела, материалы тарифного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца удовлетворению подлежат, суд приходит к следующему.

Государственное регулирование цен в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), утвержденными во исполнение данного закона постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен); Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее - Методические указания № 20-э/2).

На оптовом и розничном рынках цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 4 статьи 23.1, пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике). На территории Пермского края таким органом является Региональная служба по тарифам Пермского края (далее – РСТ Пермского края) (пункты 1.1, 3.5.14.4, 3.5.14.8 Положения о РСТ Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 05.08.2013 № 1057-п).

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят РСТ Пермского края в пределах предоставленных ей полномочий.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.03.2013 № 313-э утвержден Регламент установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающий порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней (далее - Регламент). Названный Регламент разработан в соответствии с Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике и определяет процедуру рассмотрения вопросов, связанных с установлением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности) Федеральной службой по тарифам и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Тарифы применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики. Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов. Экспертное заключение приобщается к делу об установлении тарифов. Решения об установлении тарифов принимаются на заседании правления регулирующего органа с извещением организации, осуществляющей регулируемую деятельность, о дате, времени и месте, заседания правления регулирующего органа и не позднее чем за 1 день до заседания заявитель должен быть ознакомлен с материалами регулирующего органа, включая проект решения. Заседание правления регулирующего органа по рассмотрению вопросов об установлении тарифов является открытым и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов правления. Протокол заседания утверждается председательствующим. Принятое решение, а также протокол доводятся до заявителя (пункты 8, 12, 17, 22, 25, 26, 27, 28, 30 Правил регулирования цен, пункты 1, 2, 10, 12, 23, 25, 27, 29, 30, 34 Регламента).

Вопрос о признании утратившим силу Постановления от 29.12.2014 № 88-э был рассмотрен 14.03.2018 на заседании Правления, в котором принимало участие 6 членов Правления, в том числе председатель – руководитель РСТ Пермского края, а также присутствовал представитель регулируемой организации, решение принято на основании результатов рассмотрения обосновывающих материалов, представленных регулируемой организацией. О дате, времени и месте заседания Правления регулирующего органа, назначенного на 11 часов 29.12.2017, Общество извещено 19.12.2017, в этом же извещении сообщено, что Общество согласно представленных им документов по запросу от 27.06.2017 не отвечает Критериям отнесения к территориальным сетевым организациям, разъяснена возможность ознакомиться с проектом решения. 15.01.2018 Общество уведомлено об отложении заседания Правления на основании ходатайства Общества об отложении. Как следует из представленных в суд документов, с материалами регулирующего органа, проектами решений представители общества ознакомлены, ответ Федеральной антимонопольной службы по жалобе ООО «ТЭС» регулирующим органом получен к моменту рассмотрения 14.03.2018 вопроса на заседании правления.

Судом также установлено, что оспариваемое постановление и протокол заседания Правления размещены на официальном сайте регулирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 19.03.2018 (л.д. 180), копии названных документов направлены в адрес Общества 19.03.2018.

Постановление от 14.03.2018 № 2-э опубликовано в официальном периодическом издании, осуществляющем публикацию нормативных правовых актов органов исполнительной власти Пермского края – «Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» за 26.03.2018 № 12 в соответствии с указом губернатора Пермского края от 24.07.2008 № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти…».

Принимая во внимание изложенное, а также положения пунктов 5.5, 5.6 Положения о РСТ Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 05.08.2013 № 1057-п, пунктов 8,12 Положения о порядке деятельности правления РСТ Пермского края, утвержденного приказом РСТ Пермского края от 16.06.2014 N СЭД-46-04-02-44, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление принято регулирующим органом с соблюдением требований к форме нормативного правового акта, порядку его принятия, опубликования и введения в действие, с учетом положений Устава Пермского края, статьи 26 Закона Пермского края от 07.09.2007 № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края».

Вопреки доводам административного истца принятию Постановления от 14.03.2018 № 2-э предшествовал анализ соответствия ООО «ТЭС» критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, что указано в заключении, подготовленном в соответствии с подпунктом 8 пункта 23 Правил регулирования цен, пунктами 10, 12 Регламента.

Неполнота экспертного заключения применительно к пункту 23 Правил регулирования цен не может являться основанием отмены постановления о признании утратившим силу постановления об установлении долгосрочных индивидуальных тарифов, поскольку само по себе не является нарушением процедуры принятия нормативного правового акта.

Протокол заседания правления РСТ Пермского края соответствует пункту 26 Правил регулирования цен, поскольку содержит основные показатели деятельности регулируемой организации на расчетный период регулирования с учетом вынесенного на рассмотрение Правления вопроса. Не отражение в протоколе писем и особого мнения ООО «ТЭС» относительно их соответствия критериям ТСО не свидетельствует о нарушении процедуры принятия Постановления от 14.03.2018 № 2-э.

В связи с изложенным доводы заявителя о нарушении установленной процедуры рассмотрения вопросов, связанных с установлением тарифов, признаются несостоятельными, нарушений пунктов 26, 28, 30 Правил регулирования цен в ходе рассмотрения дела судом не установлено.

Суд также приходит к выводу, что оспариваемое постановление не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи со следующим.

Согласно статьи 3 Закона об электроэнергетике субъектами электроэнергетики признаются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе территориальные сетевые организации – коммерческие организации, которые оказывают услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных названным Федеральным законом, – с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и соответствующие утверждённым Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В соответствии с пунктом 3 Основ ценообразования в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входят цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.

Регулирующий орган принимает решения об установлении (изменении) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, в том числе во исполнение решения Федеральной антимонопольной службы в целях приведения решений об установлении указанных цен (тарифов) в соответствие с законодательством Российской Федерации (пункт 7 Основ ценообразования).

Долгосрочные параметры регулирования деятельности территориальных сетевых организаций не пересматриваются в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев приведения решений об установлении указанных параметров в соответствие с законодательством Российской Федерации на основании вступившего в законную силу решения суда, решения Федеральной антимонопольной службы, принятого по итогам рассмотрения разногласий или досудебного урегулирования споров, решения Федеральной антимонопольной службы об отмене решения регулирующего органа, принятого им с превышением полномочий (предписания) (пункт 12 Основ ценообразования).

Основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, определены Правилами регулирования.

Как указано в пункте 8 Правил регулирования цен, установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путём рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено данными Правилами. В течение финансового года пересмотр цен (тарифов) и (или) их предельных уровней осуществляется в целях приведения их в соответствие с законодательством Российской Федерации. Если пересмотр цен (тарифов) и (или) их предельных уровней осуществляется в целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации, дело об установлении цены (тарифа) и (или) её предельного уровня не открывается, а материалы при необходимости запрашиваются соответствующими регулирующими органами.

При пересмотре цен (тарифов) регулирующий орган обязан определить, соответствует ли организация, обращающаяся за установлением тарифа критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (абзац второй пункта 24 Правил регулирования цен).

Из совокупного анализа названных норм следует, что действующее правовое регулирование не исключает возможность прекращения действия установленных цен (тарифов) до окончания периода регулирования.

Положениями абзаца третьего пункта 24 Правил регулирования цен предписано, что соответствие юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям определяется в первую очередь на основании результатов проверки его хозяйственной деятельности. Поскольку проверка хозяйственной деятельности осуществляется для целей продолжения действия установленной цены (тарифа), а сведения, имеющиеся в тарифных делах, могут быть не актуальны на момент проведения проверки, то в силу положений пунктов 8 и 19 Правил регулирования цен регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, подтверждающие соответствие организации Критериям на дату проведения такой проверки.

Из материалов дела следует, что приведённые выше положения Правил регулирования цен при решении вопроса о соответствии (несоответствии) ООО «ТЭС» критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям РСТ Пермского края были выполнены в полном объёме, поскольку регулирующим органом была проведена проверка хозяйственной деятельности организации, у ООО «ТЭС» 27.06.2017 были запрошены документы, подтверждающие обоснованность отнесения организации к территориальным сетевым организациям на 2017 год, в том числе информация о составе электросетевого имущества, используемого в регулируемой деятельности.

Как установлено судом, по результатам рассмотрения заявления ООО «ТЭС» во исполнение пункта 19 Правил регулирования цен РСТ Пермского края направила в адрес регулируемой организации запрос о предоставлении дополнительных материалов, подтверждающих соответствие организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (л.д. 151). Регулирующий орган провёл анализ представленных документов: договора аренды от 20.02.2017 № **, заключенного между ООО «ТЭС» и АО «Транснефть-Прикамье» и договора аренды от 16.01.2017 № **, заключенного между ООО «ТЭС» и АО «Транснефть-Урал», однолинейных схем, в связи с чем 01.11.2017 (л.д. 155, 156) направил в адрес Общества в порядке пункта 24 Правил регулирования цен уведомление о несоответствии ООО «ТЭС» пункту 2 Критериев ТСО.

Утверждение административного истца о том, что уведомление от 01.11.2017 № СЭД-46-06-09-505 не содержало обоснование, почему ООО «ТЭС» не соответствует критерию № 2 отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, судом отклоняется как не основанное на положениях пункта 24 Правил регулирования цен.

Абзац 3 пункта 24 Правил регулирования цен возлагает на регулирующий орган обязанность направить юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует. Как следует из уведомления от 01.11.2017 такая обязанность РСТ Пермского края выполнена.

На заседании правления 14.03.2018 регулирующим органом установлено, что административный истец не соответствует критерию № 2 отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям с 01.01.2018, поскольку ООО «ТЭС» владеет на праве собственности или ином законном основании на срок не менее долгосрочного регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), относящимися к одному классу напряжения 1-20 кВ, сумма протяженности которых составляет более 15 км (фактически 128,867 км), однако линии электропередачи не имеют технологической связи с трансформаторными подстанциями, находящимися в пользовании организации, суммарная мощность которых составляет более 10 МВА (фактически 32,6 МВА).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 № 184, владелец объектов электросетевого хозяйства для отнесения к территориальной сетевой организации должен, в том числе обладать следующими критериями:

владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА (Критерий № 1);

владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединёнными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 настоящих критериев, сумма протяжённостей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения: 110 кВ и выше; 35 кВ; 1 - 20 кВ; ниже 1 кВ - трёхфазных участков линий электропередачи (Критерий № 2).

Из системного толкования вышеприведённых Критериев № 1 и № 2 следует, что для отнесения владельца объектов электросетевого хозяйства к территориальной сетевой организации такое лицо должно не только владеть на праве собственности или ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования, расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными) не менее 2 проектных номинальных классов напряжения, сумма протяжённостей которых по трассе составляет не менее 15 км, а также трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА, но и при условии, что линии электропередачи непосредственно соединены с этим трансформаторными и иными подстанциями.

Иное толкование Критериев № 1 и № 2, которого придерживается, в том числе ООО «ТЭС», исходя из текста административного искового заявления, дополнительных письменных пояснений и пояснений представителя административного истца, данных при рассмотрении административного дела в судебном заседании, является ошибочным.

В соответствии с информацией, представленной Обществом письмом от 13.11.2017 во исполнение уведомления регулирующего органа, ООО «ТЭС» на основании долгосрочных договоров аренды владеет линиями электропередач общей протяженностью 206, 857 км, из них классом напряжения 110кВ протяженностью 0,017 км, классом напряжения 10 кВ протяженностью 206,50 км, классом напряжения 6кВ протяженностью 0,14 км и классом напряжения 0,4 кВ протяженностью 0,20 км, используемые для осуществления регулируемой деятельности в границах Пермского края.

При анализе представленных ООО «ТЭС» документов на соответствие организации Критериям ТСО регулирующий орган учёл договор аренды от 20.02.2017 № **, заключенный между ООО «ТЭС» и АО «Транснефть-Прикамье» и договор аренды от 16.01.2017 № **, заключенный между ООО «ТЭС» и АО «Транснефть-Урал», однолинейные схемы.

Из представленных документов следует, что ООО «ТЭС» на праве аренды принадлежат силовые трансформаторы, сумма номинальных мощностей которых составляет более 10 МВА, вместе с тем, находящиеся в пользовании Общества линии электропередач технологически не соединены с трансформаторными подстанциями организации, указанными в пункте 1 Критериев ТСО.

В ходе рассмотрения дела об установлении тарифов при расчете необходимой валовой выручки орган регулирования учел ПС 110/6 кВ «Тишково» (НПС «Оса-1»), мощностью 12,6 МВА. Вместе с тем, присоединенная к подстанции ВЛ-110кВ длиной 0,017км не была учтена РСТ Пермского края.

Как следует из однолинейной схемы ПС 110/6кВ «Тишково» (НПС «Оса-1»), акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок между ПО ЧаЭС филиала «МРСК Урала» - «Пермэнерго» и ООО «ТЭС» (ранее ООО «СамараТранснефтьСервис») от 24.06.2011 № 0026-ПЭ/ЧаЭС, а также подтверждено однолинейной схемой, представленной административным истцом в ходе рассмотрения настоящего дела, граница балансовой принадлежности электросетей установлена на натяжных зажимах опоры № 6 в сторону провода к ПС 110/6кВ «Тишково».

Данный участок провода от опоры № 6 и до приемного портала протяженностью 0,017 км не отвечает требованиям ГОСТ 24291-90 и не является линией электропередачи 110кВ, поскольку не обеспечивает передачу электрической энергии и мощности между двумя пунктами энергосистемы через технические устройства электрических сетей, принадлежащих ООО «ТЭС», таким образом, данный участок провода не может учитываться в качестве линии электропередачи.

С учетом изложенного, вывод регулирующего органа о том, что ПС 110/6кВ «Тишково» (НПС «Оса-1») не имеет непосредственного соединения с линиями электропередачи, суд находит основанным на материалах тарифного дела и положениях действующего законодательства.

При рассмотрении материалов тарифного дела, регулирующий орган учел владение ООО «ТЭС» трансформаторной подстанцией ПС 110/6 кВ «Слудка» (НПС Чернушка), мощностью 20,0 МВА.

На однолинейной схеме ООО «ТЭС» объекта ПС 110/6кВ «Слудка» (НПС «Чернушка») указаны две КЛ-6кВ длиной 0,075 км каждая от вводов № 1 и № 2 трансформаторов ТДН-10000, а также две КЛ-0,4кВ длиной 0,1 км каждая, отходящие от ТСН № 1 и № 2. При этом актом разграничения балансовой принадлежности сторон (ПС «Слудка» НПС «Чернушка») от 20.12.2016 № 10-02-66-Б и актом разграничения эксплуатационной ответственности сторон (ПС «Слудка» НПС «Чернушка») от 20.12.2016 № 10-02-66-Э, подписанными ООО «ТЭС» и АО «Транснефть-Прикамье», как и однолинейная схема присоединения к внешней электрической сети объектов ООО «ТЭС» свидетельствуют о том, что указанные выше кабельные линии непосредственно не соединены с подстанцией ПС 110/6 кВ «Слудка», используемой для осуществления регулируемой деятельности. Данное обстоятельство не оспаривалось административным истцом в ходе рассмотрения настоящего дела, подтверждено было показаниями Н., допрошенного в качестве свидетеля.

Переданные в аренду ООО «ТЭС» по договору от 20.02.2017 № 029.03-02.17 объекты электросетевого хозяйства: высоковольтная линия (ф. Оса-Тулва 101 км) 1 км АС-50 (напряжением 10кВ); высоковольтная линия (ф. Оса-Уральская 116-157 км) 41 км АС-50 (напряжением 10кВ); наружные сети напряжением 10кВ (яч. № 28 ф. Бисер-Арбатская 1043-1050 км) ВЛ 7 км АС-50; высоковольтная линия напряжением 10 кВ (Лысьва-р. Сылва 1137-1187 км МН С-П) 50 км АС 50; высоковольтная линия напряжением 10 кВ (Лысьва-Бисер 1117-1137 км) 20 км АС 50; вдольтрассовая ВЛ напряжением 10 кВ (яч.11) 3,5 км АС-50; вдольтрассовая ВЛ напряжением 10 кВ (яч.19) 11 км АС-50; воздушная линия 10 кВ (ф.Уральская-р. Буй 217-222 км) 5 км АС-50, воздушная линия 10 кВ (ф.Уральская-р. Буй 225-232 км) 7 км АС-50, воздушная линия 10 кВ (ф.Уральская-р. Буй 233-234 км) 1 км АС-50, непосредственно не соединены с трансформаторными и иными подстанциями, находящимися в пользовании ООО «ТЭС». Данное обстоятельство не оспаривалось представителем административного истца в судебном заседании, подтверждено представленными Обществом однолинейными схемами и показаниями допрошенного к качестве свидетеля Н. С учетом изложенного, регулирующий орган обоснованно не учел вышеуказанное электрооборудование, установив несоответствие Общества критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Договором аренды от 20.02.2017 № 029.03-02.17 ООО «ТЭС» переданы также объекты электросетевого хозяйства ЛПДС «Пермь» ЗРУ-10 кв.№ 3: трансформаторная подстанция КТП-25/10/0,4 и ВЛ-10кВ (ф. Пермь-р. Тулва 0-26 км) 26 км АС-50; НПС «Уральская»: комплексная трансформаторная подстанция КТП-4016, комплексная трансформаторная подстанция КТП-4016, воздушная линия 10 кВ (ф.Уральская-р. Оса 174-208 км) 34 км АС-50.

Из имеющихся в тарифном деле на корректировку тарифа ООО «ТЭС» документов следует, что регулируемая организация не представила договоров и иных обосновывающих документов, подтверждающих использование ТП-25/10/0,4 «Малиновская» ЛПДС «Пермь» ЗРУ-10 кв.№ 3 и КТП-4016, КТП-4016 (ПС «Березовка» НПС «Уральская»), ссылаясь только на факт заключения договора аренды данного электрооборудования от 20.02.2017.

Напротив, из представленных в тарифное дело однолинейной схемы ПС 110/10кВ «Малиновская» (ЛПДС «Пермь»), подписанной со стороны ООО «ТЭС», АО «Транснефть-Прикамье» (Потребитель) и ООО «Русэнергоресурс» (Энергосбытовая организация), акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон следует, что владение ООО «ТЭС» электросетевым объектом КТП-10/0,4кВ 25кВ исключено. Изложенное правомерно позволило регулирующему органу прийти к выводу, что линии электропередачи, находящиеся во владении ООО «ТЭС», не имеют связи с трансформаторной подстанцией ТП-25/10/0,4 «Малиновская» ЛПДС «Пермь».

В соответствии с однолинейной схемой ПС 110/10кВ «Березовка» (НПС «Уральская»), подписанной со стороны ООО «ТЭС», АО «Транснефть-Прикамье» (Потребитель) и ООО «Русэнергоресурс» (Энергосбытовая организация), актом разграничения границ балансовой принадлежности сторон (ПС «Березовка» НПС «Уральская») от 20.02.2017 № 10-02-90-Б и актом разграничения эксплуатационной ответственности сторон (ПС «Березовка» НПС «Уральская») от 20.02.2017 № 10-02-90-Э, границы раздела сети между ООО «ТЭС» и потребителем установлена на опорах № 265 и № 491 ВЛ-10кВ фидера «Уральская-Оса» и исключает владение ООО «ТЭС» электросетевым объектом КТП-4016-10/0,4кВ 25кВ. Таким образом, линии электропередачи, находящиеся во владении ООО «ТЭС», не имеют связи с трансформаторной подстанцией ПС 110/10кВ «Березовка» (НПС «Уральская»).

Согласно представленным ОАО «МРСК Урала» филиала «Пермэнерго» в материалы тарифного дела данным в соответствии с ежемесячными данными ведомостей приема передачи электрической энергии по сетям ООО «ТЭС», подписанными ООО «Русэнергоресурс», ОАО «МРСК Урала» филиал «Пермэнерго» и ООО «ТЭС», услуга по передаче электрической энергии оказывается только по ПС 110/6кВ «Тишково» (НПС «Оса-1») и ПС 110/6кВ «Слудка» (НПС «Чернушка») по высокому уровню напряжения. Данные ведомостей приема электрической энергии совпадают с данными актов выполненных работ, счетами-фактурами для расчетов между ОАО «МРСК Урала» филиал «Пермэнерго» и ООО «ТЭС» и формами статистической отчетности 46-ээ (передача).

Доводы ООО «ТЭС» о том, что регулирующий орган был не вправе запрашивать какие-либо документы у ОАО «МРСК Урала» судом отклоняются. В силу положений пунктов 7, 16 Основ ценообразования, пунктов 8, 22 Правил регулирования цен на регулирующем органе лежит обязанность установить экономически обоснованные тарифы, в связи с чем, он вправе запрашивать дополнительную информацию, в том числе от сторонних организаций.

Представленные в материалы дела ОАО «МРСК Урала» договор № ** оказания услуг по передаче электрической энергии и мощности от 14.10.2009, в редакции дополнительного соглашения от 24.05.2017, заключенный между ОАО «МРСК Урала» и ООО «ТЭС», однолинейные схемы ПС 110/10 кВ «Малиновская» ЛПДС «Пермь», ПС 110/10 кВ «Березовка» НПС «Уральская», акты разграничения границ балансовой принадлежности сторон от 01.03.2017, также не подтверждают использование указанных объектов ООО «ТЭС» в рамках регулируемой деятельности. С учетом изложенного, доводы ООО «ТЭС» о необходимости учёта при решении вопроса о соответствии организации Критериям ТСО спорных объектов электросетевого хозяйства суд считает несостоятельными.

Исходя из положений законодательства Российской Федерации в сфере электроэнергетики, соответствие юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на основании результатов проверки его хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие расчётные периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, и анализа дополнительно запрошенных у регулируемой организации материалов, подтверждающих её соответствие Критериям на дату проведения такой проверки.

Таким образом, при решении вопроса о соответствии ООО «ТЭС» Критериям ТСО РСТ Пермского края руководствовалась теми документами, которые имелись у регулирующего органа при принятии постановления от 14.03.2018 № 2-э, а также которые были дополнительно представлены Обществом регулирующему органу до вынесения данного постановления.

Утверждение представителя административного истца о том, что ТП-25/10/0,4 «Малиновская» ЛПДС «Пермь» и две КТП-4016 «Березовка» НПС «Уральская» не могли использоваться в связи с тем, что не включены в состав НВВ, кроме того, регулирующий орган не запрашивал у Общества акты разграничения балансовой принадлежности и доказательства несения расходов по содержанию переданного 20.02.2017 в аренду электрооборудования, в том числе по спорным подстанциям, суд находит безосновательным.

В соответствии с пунктом 1 договора аренды от 20.02.2017 переданное по акту приема-передачи от 01.01.2017 имущество должно использоваться ООО «ТЭС» в соответствии с конструктивами и эксплуатационными особенностями в целях оказания услуг по передаче электрической энергии.

Административный истец, являясь коммерческой организацией и профессиональным участником рынка электроэнергетики, должно быть заинтересовано в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для установления на очередной год уровня тарифа, выгодного для осуществления деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии. В этой связи законодательством на него возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления нужного тарифа. Неисполнение данной обязанности имеет своим последствием неблагоприятные последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно существующих, обстоятельств.

Вопреки доводам ООО «ТЭС» Правилами регулирования цен не предусмотрена обязанность регулирующего органа в любом случае запрашивать дополнительные материалы. Пунктом 19 Правил установлено, что запрос дополнительных материалов осуществляется регулирующим органом в случае такой необходимости. Необходимость уточнений предложений либо обоснований является для регулирующего органа оценочной категорией и не влечет для него обязанности, в случае иной оценки этой категории другим лицом.

Отсутствие каких-либо из документов не является непреодолимым препятствием для регулирующего органа в установлении соответствующего тарифа. Согласно пункту 24 Правил регулирования цен в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных настоящими Правилами, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов). По этой причине следует признать, что РСТ Пермского края действовала правомерно, придя к выводу, что Общество не соответствует критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Факт указания ООО «ТЭС в котловом тарифе Пермского края за № 33 (постановление РСТ Пермского края от 31.10.2016 № 13-э) какого-либо правового значения при рассмотрении настоящего дела не имеет.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку судом установлено, что Постановление от 14.03.2018 № 2-э соответствует иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в удовлетворении административного иска ООО «ТЭС» о признании нормативного правового акта недействующим и возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов, следует отказать.

В силу положений статьи 111 КАС РФ в связи с отказом в удовлетворении заявленных требований суд не усматривает оснований для возмещения ООО «ТЭС» расходов по оплате госпошлины.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «ТранснефтьЭлектросетьСервис» о признании не действующим со дня принятия постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 14 марта 2018 года № 2-э «О признании утратившим силу постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 29 декабря 2014 года № 88-э «О долгосрочных индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «ТранснефтьЭлектросетьСервис» (г. Самара)», возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов, возмещении расходов по оплате госпошлины, - отказать.

Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 11 июля 2018 года.

Судья (подпись)