Дело № 3а-153/2019
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Хабаровск 13 августа 2019 года
Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьи Мороз И.Г., при секретаре Авраменко А.О., с участием прокурора Криковцовой Е.Г., представителя административного истца Епифановой С.А. - Москалёва С.Ю., представителей административного ответчика окружной избирательной комиссии Краснореченского одномандатного избирательного округа № 14 Машкова О.Ю., Удаловой Г.С., представителей заинтересованного лица Безлепкина В.Д. – Косенковой С.В., Шемчука М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Епифановой С.А. к окружной избирательной комиссии Краснореченского одномандатного избирательного округа № 14 по выборам депутатов Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва о признании незаконным и отмене постановления окружной избирательной комиссии Краснореченского одномандатного избирательного округа № 14 по выборам депутатов Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва от 26 июля 2019 года № 10/23 «О регистрации Безлепкина В.Д. кандидатом в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва по Краснореченскому одномандатному избирательному округу № 14»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Законодательной Думы Хабаровского края от 30 мая 2019 года № 2087 назначены выборы депутатов Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва.
Постановлением избирательной комиссии Хабаровского края от 24 мая 2019 года № 119/887-7 сформирована окружная избирательная комиссия Краснореченского одномандатного избирательного округа № 14 по выборам депутатов Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва.
Постановлением окружной избирательная комиссии Краснореченского одномандатного избирательного округа № 14 по выборам депутатов Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва от 14 июля 2019 года № 8/21 кандидатом в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва зарегистрирована Епифанова Софья Анатольевна, выдвинутая избирательным объединением «Хабаровское региональное отделение политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России».
Постановлением окружной избирательная комиссии Краснореченского одномандатного избирательного округа № 14 по выборам депутатов Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва от 26 июля 2019 года № 10/23 кандидатом в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва зарегистрирован Безлепкин Вячеслав Дмитриевич, выдвинутый в порядке самовыдвижения.
07 августа 2019 года в Хабаровский краевой суд поступило административное исковое заявление Епифановой С.А. (направленное по почте 04 августа 2019 года), в котором она просит признать незаконным и подлежащим отмене постановление окружной избирательной комиссии о регистрации Безлепкина В.Д. кандидатом в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва.
В обоснование заявленного требования указала, что в нарушение пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», регистрация Безлепкина В.Д. произведена при отсутствии необходимого количества действительных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата. Для регистрации Безлепкин В.Д. представил максимальное количество подписей – 1485, из которых согласно итоговому протоколу проверки подписных листов окружной избирательной комиссией недействительными признано 65 подписей (4,38%), при этом, в нарушение части 8 статьи 49 Избирательного кодекса Хабаровского края эксперты к проверке подписей не привлекались. Вместе с тем, исходя из имеющейся у нее информации, недействительными являются более 239 подписей.
13 августа 2019 года в Хабаровский краевой суд поступило дополнение к административному исковому заявлению, в котором административный истец просит признать решение окружной комиссии незаконным по дополнительным основаниям: в нарушение пункта 5 приложения № 3 к Инструкции о порядке и формах учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств при подготовке и проведении выборов депутатов Законодательной Думы Хабаровского края, утвержденной постановлением Избирательной комиссии Хабаровского края от 18 февраля 2014 года № 101/809-6, Безлепкиным В.Д. к первому финансовому отчету от 24 июля 2019г. не приложена справка об остатках средств избирательного фонда на дату сдачи отчета; в нарушение пункта 2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ в согласии о баллотироваться у кандидата Безлепкина В.Д. отсутствуют сведения о квалификации по документу об образовании
В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) административное дело рассмотрено в отсутствие административного истца Епифановой С.А., заинтересованного лица Безлепкина В.Д., которые в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела уведомлены надлежащим образом.
Из письменного отзыва заинтересованного лица Безлепкина В.Д. следует, что он возражает против удовлетворения заявленных требований. Указывает, что проверка достоверности сведений, содержащихся в подписанных листах, проведена окружной комиссией, которая руководствуясь статьями 29 и 50 Избирательного кодекса Хабаровского края, приняла законное постановление о его регистрации кандидатом в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва. Доводы административного истца о недействительности ряда подписей избирателей являются необоснованными.
В судебном заседании представитель административного истца Москалёв С.Ю. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, его дополнении, дополнительно пояснил, что, поскольку и в других подписных листах могут содержаться основания для признания их недействительными, считает необходимым подвергнуть судебной проверке все подписные листы с привлечением УМВД России по Хабаровскому краю с целью установления соответствия данных об избирателях, а также экспертов органов внутренних дел для поведения исследования записей, исполненных избирателями и сборщиками подписей на предмет достоверности.
Представители окружной избирательной комиссии Краснореченского одномандатного избирательного округа № 14 по выборам депутатов Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва Машков О.Ю., Удалова Г.С. заявленные требования не признали по тем основаниям, что проверка подписных листов, представленных Безлепкиным В.Д., проводилась в соответствии с требованиями статьи 49 Избирательного кодекса Хабаровского края. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях использована система ГАС «Выборы», включая регистр избирателей. По результатам проверки подписные листы, содержащие сведения, вызвавшие сомнения в их достоверности, были направлены на проверку в УМВД по г. Хабаровску. По результатам проведенной проверки 65 подписей избирателей (4,48% от общего количества представленных подписей), признаны недействительными, при этом окружной комиссией ошибочно 4 подписи избирателей были признаны недействительными по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 9 статьи 49 Избирательного кодекса Хабаровского края (в связи с указанием сведений, не соответствующих действительности), поскольку УМВД России по г. Хабаровску только в 49 случаях из 53-х сообщило об указании в подписных листах сведений, не соответствующих действительности. В связи с чем, окружная комиссия должна была признать недействительными не 65, а 61 подпись. В период проведения проверки обращений от членов комиссии с правом решающего голоса, с правом совещательного голоса, кандидатов, иных участников избирательного процесса, по вопросу необходимости привлечения экспертов, не поступало. В связи с достаточным для регистрации количеством действительных подписей (1420) 26 июля 2019 года было принято постановление о регистрации Безлепкина В.Д. кандидатом в депутаты. Вместе с тем, дополнительно изучив сведения, содержащиеся в подписных листах, окружная комиссия считает, что по основаниям, указанным в административном исковом заявлении, возможно признать недействительными еще 45 подписей (папка № 1: на листе 7 исправление в дате заверения подписного листа кандидатом – 3 подписи; на листе 10 в строке 1 исправление в дате внесения подписи избирателем – 1 подпись; на листе 18 исправление в серии, номере паспорта сборщика подписей – 3 подписи; на листе 25 в строке 3 исправление в дате внесения подписи избирателем – 1 подпись; на листе 55 в строке 2 исправление в серии, номере паспорта избирателя – 1 подпись; папка № 2: 37 лист исправление в дате заверения подписного листа кандидатом – 3 подписи; 38 лист – исправление в коде подразделения в заверительной надписи сборщика – 3 подписи; папка № 3: лист 7 исправление в дате заверения подписного листа кандидатом – 3 подписи; на листе 50 исправление в дате заверения подписного листа кандидатом – 3 подписи; лист 71 исправление в дате выдачи паспорта у сборщика подписей – 3 подписи; лист 80 исправление в дате заверения подписного листа кандидатом – 3 подписи; папка № 4: лист 15 – нет заверительной надписи кандидата – 2 подписи; лист 23 исправление в подписи кандидата – 2 подписи; лист 54 исправление в дате заверения подписного листа кандидатом – 2 подписи; лист 87 исправление в дате заверения подписного листа кандидатом – 2 подписи; папка № 5: лист 6 во 2 строке исправление в дате внесения подписи избирателем – 1 подпись; лист 29 исправление в отчестве сборщика подписей – 2 подписи; лист 81 во 2 строке исправление в дате внесения подписи избирателем – 1 подпись; лист 82 в 1 строке исправление в номере дома проживания избирателя - 1 подпись; папка № 6: в 22 листе исправление в дате заверения подписного листа кандидатом – 2 подписи; папка № 7: лист 5 в 1 строке исправление в дате внесения подписи избирателем – 1 подпись; лист 40 исправление в дате заверения подписного листа кандидатом – 1 подпись; лист 79 исправление в дате заверения подписного листа сборщиком - 1 подпись. Во всех остальных случаях доводы о наличии признаков недействительности подписей в подписных листах являются не обоснованными. Дополнительные основания для признания решения окружной комиссии незаконным также являются необоснованными, поскольку сведения, об отсутствии которых заявлено административным истцом, были Безлепкиным В.Д. представлены. Кроме того, дополнительные основания заявлены только 13 августа 2019 года, т.е. за пределами 10-дневного срока, установленного частью 4 статьи 240 КАС РФ, что являться самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Представители заинтересованного лица Косенкова С.В., Шемчук М.М. возражали против удовлетворения заявленных требований. Указали, что по указанным административным истцом сведениям имеются основания для признания недействительными только двух подписей в папке № 4 на листе 15, поскольку на данном листе отсутствует заверительная надпись кандидата. В остальной части заявленные требования являются не обоснованными. Сборщик Парчайкина В.В. указала свой адрес места жительства в соответствии с данными, внесенными в паспорт. Написание ул. Аксенова, вместо ул. Аксёнова, Артемовская вместо Артёмовская не влечет за собой недействительность подписи, поскольку, исходя из правил русской орфографии, на практике написание букв «е» и «ё» приравнивается. Кроме того, данные избирателей, проживающих на указанных улицах, вносились по паспорту. Наличие орфографических ошибок в написании избирателями улиц Рокосовского вместо Рокоссовского, Авобусная вместо Автобусная, Панфилавцев вместо Панфиловцев не препятствует их однозначному восприятию. Отсутствуют исправления дат заверения подписного листа кандидатом, написание которых обусловлено характером почерка кандидата и подтеканием гелевой ручки. В сведениях об избирателях и сборщиках подписей, имеют место не исправления, а особенности почерка, подтекание чернил в ручке. Сведения об избирателях и заверительные надписи выполнены сборщиками подписей, доказательств иного административным истцом не представлено. Дополнительные основания для признании решения окружной комиссии незаконным заявлены только 13 августа 2019 года, т.е. за пределами 10-дневного срока, установленного частью 4 статьи 240 КАС РФ.
Заслушав участников процесса, исследовав представленные суду документы, подлинники подписных листов и подлинники нотариально заверенного списка лиц, осуществляющих сбор подписей, исследовав заключение специалистов-почерковедов, а также заслушав их пояснения по составленному заключению, заслушав заключение прокурора, считающего, заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд пришел к следующим выводам.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации, определяются Федеральным законом от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 67-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 данного федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
Основные обязательные требования к порядку сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов, приему и проверке подписных листов установлены статьями 37 и 38 Федерального закона. Данными нормами определяются порядок заполнения и заверения подписных листов и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными, а приложениями 5, 6, 8 и 10 к Федеральному закону установлены единые формы подписных листов, представляемых в соответствующие избирательные комиссии на выборах различного уровня.
В соответствии с положениями статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат (пункты 1.2, 6).
Аналогичные положения содержатся в статье 47 Избирательного кодекса Хабаровского края.
Постановлением Законодательной Думы Хабаровского края от 26.04.2019 года № 2077 утверждена схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательной Думы Хабаровского края. Согласно этой Схеме в Краснореченском одномандатном избирательном округе № 14 по выборам депутатов Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва численность избирателей составляет 44 981 человек.
Таким образом, Безлепкин В.Д., обращаясь в окружную избирательную комиссию Краснореченского одномандатного округа № 14 по выборам депутатов Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва должен представить не менее 1350 подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения, что составляет три процента от числа избирателей в данном избирательном округе.
В соответствии с пунктом 2 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, частью 13 статьи 47 Избирательного кодекса Хабаровского края количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом.
Исследованные судом в ходе судебного разбирательства доказательства подтверждают, что Безлепкин В.Д. представил в окружную избирательную комиссию по Краснореченскому одномандатному округу № 14 подписные листы в 7 папках в сброшюрованном и пронумерованном виде (папка № 1 – 100 листов - 300 подписей, папка № 2 – 100 листов - 300 подписей, папка № 3 – 100 листов - 300 подписей, папка № 4 – 100 листов - 200 подписей, папка № 5 – 100 листов - 200 подписей, папка № 6 – 49 листов - 98 подписей, папка № 7 - 87 листов - 87 подписей), содержащие подписи 1485 избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата.
Согласно статье 38 Федерального закона № 67-ФЗ, законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе (пункт 3). Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях на выборах в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, используется ГАС «Выборы», включая регистр избирателей (пункт 3.1).
Аналогичные положения содержит статья 49 Избирательного кодекса Хабаровского края.
В силу приведенных норм для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, в обязательном порядке используется ГАС «Выборы».
Из материалов дела следует, что окружная избирательная комиссия подвергла проверке 100 % подписных листов, после чего направила запрос в УМВД России по г. Хабаровску с целью проверки сведений об избирателях в подписных листах, вызвавших сомнение после проведенной проверки.
Согласно информации УМВД России по г. Хабаровску, поступившей на данный запрос, с приложением соответствующей таблицы, в 49 случаях сведения об избирателях, указанные в подписных листах, не соответствуют действительности.
Согласно ведомостям проверки подписных листов с подписями избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва по Краснореченскому одномандатному избирательному округу № 14 Безлепкина В.Д. и итоговому протоколу проверки, окружной избирательной комиссией недостоверными признаны подписи 53 избирателей по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 9 статьи 49 Избирательного кодекса Хабаровского края, в связи с указанием сведений не соответствующих действительности, недостоверность которых подтверждена справкой УМВД России по г. Хабаровску; 12 подписей признаны недействительными по основанию, предусмотренному частью 7 статьи 49 Избирательного кодекса Хабаровского края, в связи с обнаружением нескольких подписей одного и того же избирателя в поддержку выдвижения кандидата.
Таким образом, недостоверными признаны 65 подписей (4,38 %), признаны достоверными – 1420 подписей.
Безлепкин В.Д. указанные выводы о признании недействительными 65 подписей не оспаривал.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, справкой УМВД России по г. Хабаровску подтверждена недостоверность не 53, а 49 подписей, в связи с чем, у окружной избирательной комиссии имелись основания для признания недействительными не 65, а 61 подписи.
По мнению административного истца недействительными являются еще 239 подписей, в том числе, в связи с неоговренными исправлениями в сведениях об избирателях; в датах внесения ими подписи; в сведениях о сборщиках подписей в заверительных надписях и в датах заверения ими подписных листов; в заверительных подписях кандидата в депутаты; неправильном написании наименования улиц, наименования города Хабаровска в адресах избирателей и сборщиков; несоответствием почерка сборщиков подписей в избирательных листах их почерку в нотариально удостоверенном списке.
В соответствии с положениями статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Остальные данные об избирателе могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата (пункт 11).
Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, который собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума (пункт 12).
Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом. При заверении подписного листа кандидат напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения (пункт 13).
Пунктом 6.3 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ определено, что недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, в соответствии с пунктом 3 поименованной статьи.
В соответствии с пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ недействительными признаются, в том числе:
подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист (подпункт «г»);
подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями, несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (подпункт «е»);
подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями, или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей (подпункт «ж»);
все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей и (или) кандидата, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом (подпункт «з»);
подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (подпункт «л»).
Аналогичные положения содержатся в части 9 статьи 49 Избирательного кодекса Хабаровского края.
В соответствии с положениями пункта 7 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, проведя проверку подписей в части, которая оспаривается административным истцом, суд установил следующее.
Не могут быть признаны недействительными 28 подписей избирателей по основанию указания в подписных листах в адресе места жительства избирателей улица «Артемовская» вместо «Артёмовская» (папка № 2: 1 лист строки 1,2,3; 14 лист строка 1; 26 лист строка 1; 60 лист строки 1,2,3; 61 лист строки 1,2,3; 82 лист строка 3; папка № 5: 15 лист строки 1,2; 23 лист строки 1,2; 44 лист строка 2; 50 лист строки 2,3; 66 лист строки 1,3; 76 лист строка 3; 89 лист строки 1,3; папка № 7: 1 лист строка 1; 14 лист строка 1; 53 лист строка 1; 65 лист строка 2; а также 1 подпись по основанию написания в адресе места жительства сборщика подписей улица «Аксенова» вместо улица «Аксёнова» (папка № 7 лист 21).
В соответствии с действующими в настоящее время Правилами русской орфографии и пунктуации, утвержденными в 1956 году Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР, буква «ё» пишется в случаях, когда необходимо предупредить неверные чтение и понимание слова либо когда необходимо указать произношение малоизвестного слова.
В настоящем случае написание букв «е» и «ё» следует считать равнозначным, отсутствуют сведения, что в городе Хабаровске имеются две улицы с такими наименованиям.
Не могут быть признаны недействительными 21 подпись избирателей, заверенных сборщиком подписей Парчайкиной В.В., а также 2 подписи, заверенные сборщиком подписей Рощиной С.Е., которые в заверительных надписях в адресе своего места жительства указали «ул. Профессора Даниловского», а не «ул. Профессора Даниловского М.П.» (папка № 2: листы 7, 35, 36, 37, 38, 49; папка № 5: 4 лист; папка № 7: листы 38, 58, 85).
В соответствии с пунктом 5 статьи 38 Федерального Закона № 67-ФЗ не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
Приведенное написание улицы не препятствует ее однозначному восприятию, сведения о наличии в городе Хабаровске двух улиц с такими наименованиями отсутствуют.
Допущенные в адресах избирателей орфографические ошибки в написании улиц в адресе проживания «Авобусная» вместо «Автобусная» (папка № 7 лист 79 строка 1), «Панфилавцев» вместо «Панфиловцев» (папка № 7 лист 80 строка 3), «Рокосовского» вместо «Рокоссовского» (папка № 5 лист 52 строка 3) не препятствуют их однозначному восприятию и не могут служить основанием для признания 3 подписей данных избирателей недействительными.
Согласно информации Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска, в Федеральной информационной адресной системе, на Адресном плане г. Хабаровска и в основном списке наименований, присвоенных элементам улично-дорожной сети города, утвержденным постановлением администрации города Хабаровска от 27.03.2015г. № 1104 «Об утверждении списка наименований улично-дорожной сети г. Хабаровска» значатся улицы Артемовская, Аксенова, профессора Даниловского М.П., Автобусная.
Не могут быть признаны недействительными 26 подписей избирателей, заверенные сборщиком подписей Лихомановым М.С., а также 3 подписи, заверенные сборщиком подписей Мысак Р.А., которые в адресе своего места жительства и при заполнении сведений об избирателях, по мнению административного истца, указали не «г. Хабаровск», а «г. Хабаровса» (папка № 2: листы 20, 27, 33, 34; папка № 5: листы 61, 62, 64, 73, 74, 97, 100; папка № 7: листы 33, 49, 73).
Из заверительных надписей сборщика подписей Лихоманова М.С., нотариально заверенного списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, видно, что имеют место особенности почерка, в том числе в написании буквы «к» во всех словах с этой буквой, а не только в слове Хабаровск, что не препятствует однозначному прочтению слов.
Заверительная надпись, выполненная сборщиком подписей Мысак Р.А. (папка № 2 лист 34) не содержит никаких особенностей в написании буквы «к» в слове «Хабаровск».
Субъективное восприятие административным истцом буквы «к» в слове «Хабаровск», как буквы «а» не может являться основанием для признания подписей избирателей недействительными.
Не имеется оснований для признания недействительным подписей 94 избирателей по основанию наличия неоговоренных исправлений, поскольку указанные административным истцом исправления отсутствуют:
- в номере паспорта избирателя 72 44 88 (папка № 1 лист 18 строка 1) – 1 подпись;
-в серии паспорта (0816) сборщика подписей, серия паспорта выполнена с большим нажимом, видно, что плохо писала ручка (папка № 1 лист 18 ) – 3 подписи;
-в дате заверения подписного листа кандидатом, имеются особенности почерка, в том числе в написании цифр, которые не препятствуют их однозначному прочтению (папка № 1: листы 19, 57, 62; папка № 2 лист 6; папка № 3: листы 20, 22, 29, 30, 59; папка № 4: листы 52, 86, 89, 90, 94; папка № 5: листы 65, 67) – 41 подпись;
-в отчестве избирателя «Иванович», первые три буквы выполнены с большим нажимом, видно, что плохо писала ручка (папка № 1 лист 75 строка 3) – 1 подпись;
-в имени избирателя «Валентина», последняя буква выполнена с большим нажимом, видно, что плохо писала ручка (папка № 1 лист 76 строка 1) – 1 подпись;
-в дате внесения подписи избирателя, имеются особенности почерка, которые не препятствуют однозначному прочтению даты – 11.07.2019г. (папка № 2 лист 9 строка 2) – 1 подпись;
-в дате внесения подписи избирателя, имеются особенности почерка, которые не препятствуют однозначному прочтению даты - 15.07.2019 (папка № 2 лист 30 строка 2) – 1 подпись;
-в коде подразделения (270-023) в заверительной надписи сборщика имеются особенности написания цифры «2», что не препятствует однозначному прочтению кода (папка № 2 лист 32) – 3 подписи;
-в имени избирателя «Сергей», в почерке имеются особенности в написании букв «и», «й», которые не препятствуют однозначному прочтению букв (папка № 2 лист 35 строка 3) – 1 подпись;
-в дате внесения подписи избирателем в написании года перед цифрой 19 более мелкими цифрами дописано 20, что не препятствует однозначному прочтению даты (папка № 3 лист 15 строка 3) – 1 подпись;
- в дате заверения подписного листа сборщиком подписей (папка № 3 лист 32) – 3 подписи;
-в коде подразделения (270-003) у сборщика подписей (папка № 3 лист 36) – 3 подписи;
-в адресе места жительства избирателей (папка № 3 лист 45 строки 1,2,3) – 3 подписи;
-в дате заверения подписного листа сборщиком подписей (папка № 3 лист 51) – 3 подписи;
-в дате внесения подписи избирателем, есть особенности почерка, что не препятствует однозначному прочтению даты - 15.07.2019 (папка № 3 лист 76 строка 3) – 1 подпись;
-в адресе места проживания сборщика подписей (папка № 4 лист 33) – 2 подписи;
-в номере паспорта сборщика подписей (413556) (папка № 4 лист 34) - 2 подписи;
-в дате внесения подписи избирателем (папка № 4 лист 36 строка 3) – 1 подпись;
-в коде подразделения (270-003) у сборщика подписей (папка № 4 лист 64) – 2 подписи;
-в адресе места проживания сборщика подписей Татарченко Л.А., перед словом «Хабаровск» сверху дописано «Хабаровский край», надпись согласно заключению специалиста выполнена Татарченко Л.А. (папка № 4 лист 65) – 2 подписи;
-в адресе места проживания сборщика подписей (папка № 4 лист 85) – 2 подписи;
-в году рождения избирателя (1962) (папка № 5 лист 11 строка 1) – 1 подпись;
-в адресе проживания избирателя, в том числе, в букве «д» при написании номера дома (папка № 5 лист 12 строка 1) – 1 подпись;
-в фамилии избирателя (Скрипко) (папка № 4 лист 17 строка 1) – 1 подпись;
-в адресе места проживания избирателя в номере квартиры (35) (папка № 5 лист 45 строка 2) 1 подпись;
-в дате заверения подписного листа сборщиком подписей (папка № 5 лист 65) – 2 подписи;
-в дате заверения подписного листа сборщиком подписей (папка № 5 лист 67) – 2 подписи;
-в дате внесения подписи избирателем (09.07.2019) (папка № 5 лист 75 строка 1) - 1 подпись;
-в коде подразделения у сборщика подписей (папка № 5 лист 77 ) 2 подписи;
-в дате внесения подписи избирателем (16.07.2019) (папка № 5 лист 81 строка 2) – 1 подпись;
-в дате заверения подписного листа сборщиком подписей (папка № 5 лист 84) – 2 подписи;
-в номере паспорта сборщика подписей, в номере паспорта избирателя (3 строка) (папка № 5 лист 91) – 2 подписи;
-в дате внесения подписи избирателем 10.07.2019), есть особенности почерка, не препятствующие однозначному прочтению (папка № 5 лист 99 строка 3) – 1 подпись;
-в дате внесения подписи избирателем (12.07.2019) (папка № 7 лист 5 строка 1) – 1 подпись;
-в отчестве сборщика подписей (Васильевич) (папка № 7 лист 54) – 2 подписи;
-в дате внесения подписи избирателем, есть особенности почерка (папка № 7 лист 75 строка 1) 1 подпись;
-в дате заверения подписного листа сборщиком подписей (папка № 7 лист 80) 1 подпись.
В соответствии с пунктом 7 постановления ЦИК России от 13.06.2012 № 128/986-6 «О Методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации» не могут считаться исправлениями помарки, не препятствующие однозначному толкованию сведений.
По указанному основанию не могут быть признаны недействительными 23 подписи избирателей, где имеются помарки, которые не относятся к исправлениям и не препятствуют однозначному толкованию сведений:
-в дате внесения подписи избирателя есть помарка в цифре «2» в году, (папка № 1 лист 25 строка 3) – 1 подпись
-в заверительной надписи сборщика подписей в коде подразделения есть помарка в букве «д» в слове «код», воспроизведение данного слова в силу части 9 статьи 47 Избирательного кодекса не является обязательной информацией (папка № 1 лист 73) – 3 подписи;
-в наименовании улицы Мате Залки есть помарка в букве «З» (папка № 2 лист 45 строка 2) – 1 подпись;
-в адресе места жительства избирателя есть помарка в букве «Х» в слове «Хабаровский» (папка № 3 лист 48 строка 1) – 1 подпись;
-в адресе места проживания сборщика подписей есть помарка в первой букве «Х» в слове «Хабаровский» (папка № 4 лист 29) – 2 подписи;
-в дате внесения подписи избирателем есть помарка во второй цифре года (папка № 3 лист 52 строка 3) – 1 подпись;
-в месте проживания избирателя есть помарка в первой букве «Х» в слове «Хабаровский» (папка № 4, лист 33 строка 1) – 1 подпись;
-в номере паспорта избирателя есть помарка во второй цифре «9» номера 969874 (папка № 4 лист 40 строка 1) – 1 подпись;
-в заверительной надписи кандидата в отчестве есть помарка в первой букве имени Вячеслав (папка № 4 лист 68) – 2 подписи;
-в отчестве избирателя «Сергеевна» есть помарка в букве «С» (папка № 4 лист 92 строка 2) – 1 подпись;
-в адресе проживания избирателя есть помарка в букве «к» в сокращенном слове «кв» (папка № 5 лист 19 строка 2) - 1 подпись;
-в отчестве сборщика подписей «Геннадьевна» есть помарка в «ь» (папка № 5 лист 29) – 2 подписи;
-в дате внесения подписи избирателем (17.07.2019) нет, есть помарка в первой цифре «7» (папка № 5 лист 60 строка 2) – 1 подпись;
-в имени избирателя «Людмила» есть помарка в букве «ю» (папка № 5 лист 80 строка 2) – 1 подпись;
-в адресе места проживания избирателя есть помарка в первой цифре номера квартиры «53» (папка № 6 лист 27 строка 2) – 1 подпись;
-в адресе проживания сборщика подписей есть помарка в букве «м» в наименовании улицы «Профессора Даниловского М.П.» (папка № 6 лист 48) – 2 подписи;
-в имени кандидата в заверительной надписи есть помарка в первой букве имени «Вячеслав» (папка № 7 лист 30) – 1 подпись;
-в номере паспорта (456696) сборщика подписей есть помарка во второй цифре «6» - 1 подпись.
Не подлежат признанию недействительными 17 подписей избирателей, заверенные сборщиками подписей, почерк которых, по мнению административного истца, отличается от почерка сборщика подписей в списке лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва Безлепкина В.Д.:
-папка № 2 лист 4 строки 2,3 – 2 подписи;
-папка № 2 лист 17 заверительная надпись сборщика – 3 подписи;
-папка № 2 лист 43 заверительная надпись сборщика – 3 подписи;
-папка № 5 лист 18 (весь подписной лист) - 3 подписи;
-папка № 5 лист 79 в заверительной надписи сборщика слова «Хабаровский край» – 3 подписи;
-папка № 7 лист 37 в заверительной надписи сборщика слова «ул. Руднева» - 1 подпись;
-папка № 7 лист 41 заверительная надпись сборщика – 1 подпись;
-папка № 7 лист 42 заверительная надпись сборщика – 1 подпись
В соответствии с подпунктом «л» пункта 3 статьи 67-ФЗ выводы о несоответствии почерка можно сделать только по заключению эксперта, привлеченного к проверке подписей.
Согласно заключению специалистов ЭКЦ УВД от 12.08.2019г.№ 36, дополнению к заключению:
-в папке № 2 на листе 4 почерк сборщика Ильина Б.С. соответствует его почерку в нотариально заверенном списке;
-в связи с тем, что заверительная надпись в папке 2 на листе 17, данные избирателей в папке 5 на листе 18 выполнены печатными буквами, а в нотариально заверенном списке образец почерка Свечаревой Н.К. выполнен скорописью, не представляется возможным решить вопрос о соответствии ее почерка; по этому же основанию не представляется возможным ответить на вопрос в папке № 7 на листе 37 написанные печатными буквами слова «ул. Руднева» выполнены сборщиком подписей Свечаревой Н.К. или другим лицом, при этом заверительная надпись и слова «ул. Руднева» выполнены одним лицом;
-в связи с тем, что записи, расположенные в папке № 2 на листе 42 и 43 в строках 1,2,3 выполнены печатными буквами, а образец почерка Савченко Е.Г. в нотариально заверенном списке скорописью, не представляется возможным решить вопрос о соответствии почерка, при этом записи в строках 1,2,3 и заверительная надпись выполнены одним лицом;
- в папке № 5 на листе 79 в заверительной надписи слова «Хабаровский край» выполнен сборщиком подписей Татарченко Л.А.;
-в папке 7 на листе 42 в заверительной надписи почерк сборщика Татарченко Л.А. соответствует ее почерку в нотариально заверенном списке;
-не представляется возможным решить вопрос соответствует ли в папке 7 на 41 листе почерк сборщика подписей Тарарако С.С. его почерку в нотариально заверенном списке, поскольку не удалось установить являются ли различия признаками почерков разных лиц, либо появились в результате выполнения образца под влиянием каких-либо сбивающих факторов, при этом заверительная надпись на листе 41 в папке № 7 и заверительные надписи в папке 5 на листах 32, 33 выполнены одним лицом.
Из подписных листов следует, что заверительные надписи сборщика в папке 5 на листах 32 и 33 (не оспаривается административным истцом) выполнены Тарарако С.С., а заверительная надпись сборщика в папке 2 на листе 42 выполнена Савченко Е.Г..
Таким образом, экспертами не установлено, что записи, выполненные от имени сборщиков подписей, выполнены другими лицами.
Не подлежат признанию недействительными 6 подписей избирателей по основанию не соответствия почерка сборщика подписей Миловановой в папке № 2 на листе 65 ее почерку в папке № 2 на листе 75, поскольку на листе 65 данные избирателей и заверительная надпись выполнены сборщиком подписей Миловановой И.А., а на листе 75 – Миловановой О.С..
Вместе с тем, исследовав подписные листы, суд приходит к выводу, что в соответствии с подпунктом «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ имеются основания для признания 2 подписей избирателей недействительными по основанию отсутствия заверительной надписи кандидата на подписном листе (папка № 4, лист 15); в соответствии с подпунктами «е», «ж», «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ имеются основания для признания недействительными 39 подписей избирателей, в связи с наличием в подписных листах неоговоренных исправлений:
-в дате заверения подписного листа кандидатом: исправлены первые две цифры числа (папка № 1 лист 7) – 3 подписи;
- в дате заверения подписного листа кандидатом: исправлена вторая цифра месяца (папка № 2 лист 37) – 3 подписи;
- в дате заверения подписного листа кандидатом: исправлена третья цифра года (папка № 3 лист 7) – 3 подписи;
-в дате заверения подписного листа кандидатом: исправлена вторая цифра числа (папка № 3 лист 50) – 3 подписи;
-в дате заверения подписного листа кандидатом: исправлена третья цифра в году (папка № 3 лист 80) – 3 подписи;
-в дате заверения подписного листа кандидатом: исправлена последняя цифра года (папка № 4 лист 23) – 2 подписи;
-в дате заверения подписного листа кандидатом: исправлена предпоследняя цифра года (папка № 4 лист 54) – 2 подписи;
-в дате заверения подписного листа кандидатом: исправлена первая цифре числа (папка № 6 лист 22 ) – 2 подписи;
-в дате заверения подписного листа кандидатом: исправлена последняя цифра года (папка № 7 лист 40) - 1 подпись;
-в дате внесения подписи избирателем: исправлена первая цифра года (папка № 1 лист 10 строка 1) – 1 подпись;
-в номере паспорта избирателя: исправлена предпоследняя цифра (папка № 1 лист 55 строка 2) – 1 подпись;
-в дате внесения подписи избирателем: исправлена первая цифра числа (папка № 1 лист 57 строка 1) – 1 подпись;
-в дате внесения подписи избирателем: исправлена вторая цифра месяца (папка № 1 лист 62 строка 1) – 1 подпись;
в заверительной надписи сборщика: исправлена последняя цифра кода подразделения (папка № 2 лист 38) – 3 подписи;
-в адресе места жительства избирателя: исправлена первая цифра номера квартиры (папка № 3 лист 11 строка 2) – 1 подпись;
-в дате внесения подписи избирателем: исправлена вторая цифра года (папка 3 лист 51 строка 1) – 1 подпись;
-в дате выдачи паспорта у сборщика подписей: исправлены третья и четвертая цифра года (папка № 3 лист 71) – 3 подписи;
-в дате внесения подписи избирателем: исправлена первая цифра года (папка № 5 лист 6 строка 2) – 1 подпись;
-в адресе места жительства избирателя исправлена вторая цифра номера дома (папка № 5 лист 82 строка 1) – 1 подпись;
-в дате заверения подписного листа сборщиком подписей: исправлена вторая цифра числа (папка № 7 лист 79) – 1 подпись.
Кроме того, в соответствии с подпунктом «г» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ 2 подписи избирателей следует признать недействительными в связи с тем, что не указан полный адрес их места жительства: не указан номер квартиры в многоквартирном доме (папка № 1 лист 49, строки 2,3).
Таким образом, всего подлежат признанию недействительными 43 подписи избирателей.
С учетом 61 подписи, признанной недействительной окружной комиссией (с исключением 4 необоснованно признанных недействительными подписей), всего недействительными являются 104 подписи (61+43) или 7 % от 1485 подписей, действительными – 1381 подпись.
Поскольку для регистрации кандидата в депутаты Безлепкину В.Д. необходимо 1350 действительных подписей, решение окружной комиссии по основанию недостаточности у кандидата действительных подписей, не может быть признано незаконным.
Доводы административного истца о необходимости проверки судом всех 1485 подписей на соответствие их действительности, являются не обоснованными.
Административный истец имела возможность присутствовать при проверки подписных листов кандидата Безлепкина В.Д. и в течение 10 дней ознакомиться со всеми представленными им подписями избирателей, однако своими правами не воспользовалась, заявленные в суд требования не уточнила, не указала, какие еще подписи, кроме указанных ею в административном иске, и по каким конкретно основаниям избирательной комиссией необоснованно не признаны недействительными (недостоверными).
Действительно, в силу предписаний пункта 7 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ суд вправе осуществить повторную проверку подписных листов после принятия комиссией решения о регистрации кандидата в депутаты исключительно в порядке, установленном пунктом 6 статьи 76 названного закона, то есть по требованию другого кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, только в пределах подписей, подлежавших проверке, и, следовательно, с учетом положений КАС РФ в объеме заявленных требований, поскольку исходя из системного толкования предписаний, содержащихся в статье 46 и части 1 статьи 62 названного кодекса, административный истец по делам о защите избирательных прав в случае оспаривания решения о регистрации другого кандидата обязан не только доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, но и указать конкретные нарушения избирательного законодательства, свидетельствующие о незаконности регистрации кандидата, в данном случае Епифанова С.А. должна назвать конкретные подписи избирателей и основания, по которым эти подписи являются недействительными (недостоверными).
Однако каких-либо конкретных сведений ни Епифановой С.А., ни ее представителем Москалёвым С.Ю. в отношении иных подписей, кроме указанных в административном иске, суду представлено не было.
Не подлежит удовлетворению требование административного истца и по дополнительно заявленным основаниям.
В силу подпунктов «в», «в.1», «в.2» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основаниями для отказа в регистрации кандидата являются:
отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с указанным федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;
наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований названного федерального закона, иного закона.
отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.
Аналогичные основания предусмотрены для отказа в регистрации кандидата Избирательным кодексом Хабаровского края.
Статьями 33, 34 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрены условия выдвижения кандидата, в том числе перечень документов и сведений, которые должны быть представлены в соответствующую избирательную комиссию для его регистрации согласно пункту 1 статьи 38 этого же закона.
Федеральным законом № 67-ФЗ установлено, что законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено представление кандидатом одновременно с необходимыми для регистрации документами первого финансового отчета (пункт 9 статьи 59); при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации порядок открытия, ведения и закрытия указанных счетов устанавливается соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов, фондов референдума и расходовании этих средств, в том числе по каждой операции, устанавливаются соответствующей избирательной комиссией (пункт 12 статьи 58).
В силу положений части 1 и пункта 4 части 2 статьи 48, пункта 1 части 4 статьи 73 Избирательного кодекса Хабаровского края, не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени для регистрации кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, кандидат представляет в комплекте с иными избирательными документами первый финансовый отчет кандидата (за исключением случая, предусмотренного в части 1 статьи 69 данного кодекса). В отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета.
Постановлением Избирательной комиссии Хабаровского края от 18 февраля 2014 г. № 101/809-6 утверждена Инструкция о порядке и формах учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств при подготовке и проведении выборов депутатов Законодательной Думы Хабаровского края, в соответствии с пунктом 6.2 которой кандидат, избирательное объединение представляют на бумажном носителе и в машиночитаемом виде в соответствующую избирательную комиссию свои финансовые отчеты (приложение № 3) со следующей периодичностью: первый финансовый отчет - одновременно с представлением в соответствующую избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации. Сведения в отчете составляются на дату, предшествующую дате сдачи отчета не более чем на 5 дней.
Финансовые отчеты (первый, итоговый) подписываются лично кандидатом.
В форме финансового отчета (приложение № 3 к Инструкции) в строке 5 указано, что остаток средств фонда на дату сдачи отчета заверяется банковской справкой.
Из материалов дела следует, что кандидат Безлепкин В.Д. 04 июля 2019 года открыл в подразделении ПАО «Сбербанк» доп. офис № 9070/018 специальный избирательный счет.
24 июля 2019 года Безлепкин В.Д. представил в избирательную комиссию первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда, приложив к нему банковскую выписку операций по лицевому счету за период с 4 и 23 июля 2019 года, содержащую, в том числе сведения об остатке средств на счете.
Доводы представителя административного истца о том, что должна быть представлена не выписка по счету, а банковская справка, суд считает не обоснованными, поскольку представленный банковский документ подтверждает сведения, указанные в первом финансовом отчете, в том числе, остаток средств.
Кроме того, пунктом 9 статьи 59 Федерального закона № 67-ФЗ установлено, что законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено представление кандидатом одновременно с необходимыми для регистрации документами первого финансового отчета, при этом право обязывать представлять иные документы Федеральный закон не предусматривает.
Избирательным кодексом Хабаровского края также не предусмотрено представление вместе с первым финансовым отчетом банковской справки.
Несоблюдение положений инструкций избирательных комиссий в качестве основания для отказа в регистрации кандидата нормами Федерального закона № 67-ФЗ не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ в заявлении о согласии баллотироваться указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации.
Не подлежит удовлетворению требование административного истца о признании решения окружной комиссии незаконным по основанию отсутствия в заявлении Безлепкина В.Д. о согласии баллотироваться сведений о квалификации по документу об образовании.
Из материалов дела следует, что Безлепкин В.Д. в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва по Краснореченскому одномандатному избирательному округу № 14 в порядке самовыдвижения указал, в том числе, что имеет профессиональное образование – Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта, 1977 г. диплом №, 24.06.1977. К заявлению был приложена копия указанного диплома.
В силу пункта 2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ в заявлении о согласии баллотироваться необходимо указать только реквизиты документа, в котором содержатся сведения об образовании и сведения о квалификации. Ни Федеральным законом № 67-ФЗ, ни Избирательным кодексом Хабаровского края на кандидата не возлагается обязанность указывать в заявлении о согласии баллотироваться, сведения о самой квалификации, которую имеет кандидат, дополнительно к указанию сведений о профессиональном образовании, наименовании организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации.
Кроме того, из части 4 статьи 240 КАС РФ следует, что административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения. Частью 7 статьи 240 КАС РФ предусмотрено, что сроки, указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска. В соответствии с частью 10 статьи 240 КАС РФ пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления.
Срок оспаривания решения окружной избирательной комиссии от 26 июля 2019 года истек 5 августа 2019 года, дополнительные основания для отмены оспариваемого решения окружной избирательной комиссии, заявлены 13 августа 2019 года, то есть за пределами десятидневного срока, установленного частью 4 статьи 240 КАС РФ, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований по дополнительным основаниям.
Таким образом, поскольку в судебном заседании не установлены основания для признания решения окружной избирательной комиссии незаконным, основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.
Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Епифановой Софье Анатольевне в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления окружной избирательной комиссии Краснореченского одномандатного избирательного округа № 14 по выборам депутатов Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва от 26 июля 2019 года № 10/23 «О регистрации Безлепкина В.Д. кандидатом в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва по Краснореченскому одномандатному избирательному округу № 14» отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Хабаровский краевой суд в течение пяти дней со дня его принятия.
Решение в окончательной форме принято 15 августа 2019 года
Судья Хабаровского краевого суда И.Г. Мороз