Дело № 3а-153/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 августа 2020 года г. Челябинск
Челябинский областной суд в составе председательствующего Феофиловой Л.В., при секретаре Епишиной Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Челябинского регионального отделения политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» к Избирательной комиссии Челябинской области о признании постановления незаконным, возложении обязанности зарегистрировать региональный список кандидатов,
у с т а н о в и л :
Челябинское региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» (далее – ЧРО партии «Яблоко») обратилось в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением к Избирательной комиссии Челябинской области (далее также Комиссия), в котором просит:
признать недействительным и отменить постановление Избирательной комиссии Челябинской области от 24 июля 2020 года № 165/1407-6 об отказе в регистрации регионального списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением ЧРО партии «Яблоко»;
обязать Избирательную комиссию Челябинской области зарегистрировать региональный список депутатов ЧРО партии «Яблоко» на выборах депутатов законодательного Собрания седьмого созыва Челябинской области.
В обоснование заявленных требований указали, что ЧРО партии «Яблоко» выдвинуло региональный список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва и список кандидатов по одномандатным избирательным округам. Постановлениями Избирательной комиссии Челябинской области от 27 июня 2020 года списки кандидатов заверены. 15 июля 2020 года для регистрации регионального списка кандидатов представлено необходимое количество подписей избирателей.
Постановлением Избирательной комиссии Челябинской области от 24 июля 2020 года № 165/1407-6 в регистрации регионального списка отказано.
ЧРО партии «Яблоко» получило извещение о проведении проверки подписей 19 июля, хотя фактически проверка началась 17 июля, продолжалась до 19 июля 2020 года. В нарушение требований закона уполномоченный представитель избирательного объединения не извещался.
Комиссия выявила 1469 недостоверных (недействительных) подписей, в том числе на основании экспертных заключений, копии экспертных заключений ЧРО партии «Яблоко» представлены не были. По окончании проверки подписных листов уполномоченный представитель избирательного объединения ЧРО партии «Яблоко» обращался с запросом о предоставлении возможности ознакомиться с подписями избирателей для сопоставления выявленных недостатков по итогам проверки, в ознакомлении ему было отказано, что явилось препятствием для осуществления прав избирательного объединения на принесение замечаний по результатам проверки подписных листов.
29 июля 2020 года постановление от 24 июля 2020 года № 165/1407-6 обжаловано в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, Постановлением которой от 07 августа 2020 года 263/1938-7 жалоба оставлена без удовлетворения, но установлена необоснованность выводов Избирательной комиссии Челябинской области в части признания недостоверными и недействительными 1 299 подписей, а не 1 469.
Представители административного истца ФИО1, являющийся председателем ЧРО партии «Яблоко», имеющий право действовать без доверенности, ФИО2, действующий на основании доверенности от 19 августа 2020 года, на удовлетворении административных исковых требований настаивали.
Представитель административного ответчика Избирательной комиссии Челябинской области ФИО3, действующая на основании доверенности от 13 июля 2020 года, административные исковые требования полагала не подлежащими удовлетворению.
В письменном отзыве председатель Комиссии указал, что по результатам проверки подписных листов в соответствии с Итоговым протоколом проверки подписных листов с подписями избирателей, 1469 (22,4%) подписей признаны недействительными (недостоверными). Решением избирательной комиссии 21 подпись исключена из числа недостоверных, так как сборщики подписей проверялись по полной папке, а в последней папке № 17 подлежали проверке только 148 подписей. Итого признано недостоверными (недействительными) 1448 (22,1%) подписей.
17 июля 2020 года Избирательной комиссии Челябинской области проводила проверку действительности указанных в подписных листах персональных данных лиц, поставивших свои подписи в поддержку выдвижения ЧРО партии «Яблоко» с использованием подсистемы «Регистр избирателей, участников референдума» ГАС «Выборы» (далее – Регистр). 17 и 18 июля 2020 года выявленные расхождения между персональными данными, содержащимися в подписном листе и в Регистре, направлены в управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Челябинской области для проверки, результаты получены 18 июля 2020 года.
О проведении проверки подписных листов уполномоченные представители ЧРО партии «Яблоко» извещены 18 июля 2020 года.
В 10.00 19 июля 2020 года началась проверка подписных листов. С начала проверки присутствовали уполномоченные представители ЧРО партии «Яблоко» ФИО19ФИО20. и ФИО21 Проверка завершена в 18.15 часов.
21 июля 2020 года ФИО23 нарочно выдана копия итогового протокола, а также по его письменному запросу копии ведомостей проверки подписных листов и иных официальных документов, на основании которых подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Копия итогового протокола была направлена ФИО22. также почтой.
Постановлением Избирательной комиссии Челябинской области от 15 июня 2020 года в состав рабочей группы включены эксперты отделения экспертиз почерка и документов отдела традиционных криминалистических экспертиз ЭКЦ ГУМВД России по Челябинской области. Подпись эксперта-почерковеда проставлена на каждой странице ведомостей проверки подписных листов.
После окончания проверки правом знакомиться с подписными листами, представленными в избирательную комиссию, уполномоченные представители и доверенные лица избирательного объединения не наделены, о чем 22 июля 2020 года было разъяснено ФИО1, 22 и 23 июля 2020 года такая возможность была предоставлена члену комиссии с правом совещательного голоса ФИО18..
24 июля 2020 года за 30 минут перед началом заседания ЧРО партии «Яблоко» были представлены возражения более чем на 50 листах, которые были изучены, после чего Комиссия перешла к голосованию.
Вынесенное постановление было обжаловано в Центральную избирательную комиссию, которая по итогам рассмотрения жалобы оставила жалобу без удовлетворения.
Заслушав пояснения участников процесса, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).
Выборы депутатов Законодательного собрания Челябинской области регулируются Законом Челябинской области от 08 сентября 2005 года № 398-30 «О выборах депутатов Законодательного собрания Челябинской области» (далее - ЗЧО от 08 сентября 2005 года № 398-30).
Частью 1 статьи 75 Закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ предусмотрено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 данного Федерального закона, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей.
Постановлением Избирательной комиссии Челябинской области от 10 июня 2020 года № 145/1236-6 установлено необходимое и максимальное количество подписей избирателей, а также количество подписей избирателей, которое может быть проставлено с использованием федеральной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), для регистрации списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением по единому избирательному округу, при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва. Необходимым количеством подписей определено 13 092, максимальное количество – 14 401.
Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 11 июня 2020 года № 2431 «О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Челябинской области нового созыва» назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Челябинской области нового созыва на 13 сентября 2020 года.
25 июня 2020 года Избирательной комиссией Челябинской области получены документы от ЧРО партии «Яблоко» для заверения регионального списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области по единому избирательному округу.
Постановлением Избирательной комиссии Челябинской области от 27 июня 2020 года № 150/1298-6 заверен региональный список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва, выдвинутый ЧРО партии «Яблоко», по единому избирательному округу в количестве 53 человек.
15 июля 2020 года уполномоченным представителем избирательного объединения ЧРО партии «Яблоко» в Комиссию представлены, в том числе, 13 878 подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения списка кандидатов.
Постановлением Избирательной комиссии Челябинской области от 24 июля 2020 года № 165/1407-6 ЧРО партии «Яблоко» отказано в регистрации регионального списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва в связи с выявлением более 5 % недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, недостаточным количеством достоверных подписей избирателей в поддержку выдвижения регионального списка кандидатов.
Данное постановление обжаловано в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, постановлением которой от 07 августа 2020 года № 263/1938-7 жалоба избирательного объединения ЧРО партии «Яблоко» оставлена без удовлетворения.
Согласно описательно-мотивировочной части постановления, по результатам проверки установлена обоснованность выводов Избирательной комиссии Челябинской области в части признания недостоверными и недействительными 1 299 подписей избирателей, что составляет 19,8 % от общего количества подписей избирателей, отобранных для проверки. Достоверными можно признать 12 579 подписей избирателей, что недостаточно для регистрации списка кандидатов.
Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации административным истцом не оспаривается.
В качестве доводов о недействительности постановления Комиссии от 24 июля 2020 года № 165/1407-6 в административном исковом заявлении, письменных пояснениях представитель ЧРО партии «Яблоко» ссылается на наличие существенных нарушений, допущенных Избирательной комиссии Челябинской области.
Нарушено право избирательного объединения присутствовать при проведении проверки подписных листов, в том числе при выборке подписей для направления запросов в органы регистрационного учета граждан, экспертам. Использование системы ГАС «Выборы», регистров избирателей для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях является элементом проверки подписных листов. Избирательная комиссия существенно нарушила процедуру проверки подписей, поскольку 17 и 18 июля проверка проводилась без участия представителя ЧРО партии «Яблоко».
15 июля 2020 года, после сдачи документов ЧРО партии «Яблоко», подписные листы были убраны в сейф и опечатаны в присутствии уполномоченных представителей, последующее вскрытие пломб без надлежащего уведомления и присутствия уполномоченных представителей избирательного объединения говорит о грубом нарушении установленного порядка.
При формировании запросов в органы МВД данные избирателей, а также сборщиков подписей вводились в искаженном виде. Допускались ошибки в написании личных данных, что подтверждается исключением Центральной избирательной комиссией 94 подписей из числа недействительных, признанных таковыми Комиссией на основании информации, предоставленной ГУ МВД России по Челябинской области. Считает незаконным признание Комиссией недействительными 713 подписей избирателей по указанным основаниям.
Согласно итоговому протоколу, Комиссия выявила 1 469 недостоверных (недействительных) подписей, в том числе на основании экспертных заключений, однако копии экспертных заключений, представителю ЧРО партии «Яблоко» представлены не были, а ведомости проверки подписных листов не содержали подписи проверяющих и экспертов на каждом листе. В нарушение установленного Законом срока на изготовление итогового протокола Комиссия в день заседания 24 июля 2020 года, на котором рассматривался вопрос о регистрации списка кандидатов ЧРО партии «Яблоко», изменила итоговый протокол в части количества подписей, признанных недостоверными, признав итоговое количество недостоверных подписей 1 448, исключив 21 подпись из числа подписей, признанными недействительными. Данное обстоятельство вызвано фактической проверкой большего количества подписей, чем было предусмотрено. Несвоевременное предоставление итогового протокола, непредставление копий экспертных заключений лишало избирательное объединение возможности приносить замечания и возражения по указанным в протоколе основаниям, влечет незаконность признание Комиссией недействительными 78 подписей, признанных таковыми на основании заключения эксперта.
Уполномоченному представителю ЧРО партии «Яблоко» без указания правовых оснований было отказано в допуске к ознакомлению с собственными избирательными документами, что также послужило препятствием для осуществления избирательных прав.
Материалами дела не подтверждается, что избирательное объединение умышленно использовало в качестве сборщиков подписей членов избирательных комиссий с правом решающего голоса. В действиях ЧРО партии «Яблоко» отсутствует вина и исключенное по указанному основанию количество подписей в размере 463 должно быть восстановлено. Доказательства, подтверждающие, что лица, указанные в ведомости проверки подписей, действительно являются членами избирательных комиссий с правом решающего голоса, отсутствуют.
Число подписей, обоснованно признанных Комиссий недействительными 45, что составляет 0,68% от проверенных, а количество подписей, признанных достоверными – 13 833.
В соответствии с подпунктами «в.1», «г» пункта 25 статьи 38 Закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, пунктам 2-4, 2-5 части 24 статьи 19 ЗЧО от 08 сентября 2005 года № 398-30 выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей избирателей, отобранных для проверки, а также недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации списка кандидатов, являются основаниями отказа в регистрации регионального списка кандидатов.
Согласно пункту 3 статьи 38 Закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.
Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума на выборах в федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, главы и депутатов представительного органа городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, муниципального округа, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района (в городском округе с внутригородским делением), при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, референдума городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, муниципального округа, внутригородской территории города федерального значения используется ГАС «Выборы», включая регистр избирателей, участников референдума. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума на выборах главы и депутатов представительного органа городского округа, имеющего территориальное деление, поселения, при выдвижении инициативы проведения референдума городского округа, имеющего территориальное деление, поселения по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации может использоваться ГАС «Выборы», включая регистр избирателей, участников референдума (пункт 3.1).
По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов, проведении референдума. В случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктами "г.1" и "д" пункта 24 или подпунктами "в.1" и "г" пункта 25 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей, участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке (пункт 7).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», при рассмотрении заявлений об оспаривании решений избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, по основаниям, предусмотренным подпунктом «д» пункта 24, подпунктом «г» пункта 25 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (недостаточное для регистрации количество достоверных подписей либо превышение установленного предела недостоверных и (или) недействительных подписей), суду необходимо учитывать, что Федеральный закон от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» не распространяется на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей. Порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3 - 7 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Порядок подготовки и проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Челябинской области определен ЗЧО от 08 сентября 2005 года № 398-30.
Так, пунктом 6 статьи 19 ЗЧО от 08 сентября 2005 года № 398-30 установлено, что, соответствующая избирательная комиссия до регистрации кандидатов, списков кандидатов проводит проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, списков кандидатов. Проверке подлежит не менее 20 процентов от установленного настоящим Законом количества подписей избирателей, необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия), и соответствующих указанным подписям сведений об избирателях, внесших свои подписи в подписные листы. Процедура проведения случайной выборки (жребия), количество подписей избирателей, подлежащих проверке, определяются избирательной комиссией Челябинской области.
Постановлением Избирательной комиссии Челябинской области от 07 июля 2020 года № 158/1350-6 утвержден Порядок приема и проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по единому избирательному округу (далее – Порядок), установлено, что при проведении выборов проверке подлежат 6 546 подписей избирателей, что соответствует 50% от необходимого для регистрации списка кандидатов количества подписей избирателей, утверждена процедура проведения случайной выборки представленных избирательным объединением подписных листов.
Постановлением Избирательной комиссии Челябинской области от 15 июня 2020 года № 146/1247-6 (с дополнениями, внесенными постановлениями от 19 июня 2020 года, 22 июня 2020 года, 10 июля 2020 года), утверждены состав Рабочей группы по приему и проверке документов, Положение о Рабочей группе, в состав Рабочей группы включены главный эксперт и эксперт отделения экспертиз почерка и документов отдела традиционных криминалистических экспертиз Экспертно-криминалистического центра Главного управления МВД России по Челябинской области.
В материалы дела административным ответчиком представлены документы, подтверждающие наличие у привлеченных экспертов значительного опыта работы по проведению почерковедческих экспертиз.
Из исследованных в судебном заседании ведомостей проверки подписных листов, в которых зафиксированы выявленные нарушения, следует, что они подписаны участвовавшими в проверке экспертами.
Учитывая, что форма, в которой должны выражаться результаты экспертного исследования подписей, избирательным законодательством не определена, наличие подписей экспертов в ведомостях проверки подтверждает их заключение о выявленном нарушении, связанном с не собственноручным внесением информации в подписные листы.
Отсутствие в первоначально выданных уполномоченному представителю ЧРО партии «Яблоко» ведомостях подписей экспертов и члена рабочей группы на каждом листе на их действительность не влияет, поскольку каждая ведомость подписана указанными лицами в момент их составления, и до проведения заседания Комиссии, на котором решался вопрос о регистрации регионального списка, подписи проставлены на каждом листе ведомостей с направлением уполномоченным представителям ЧРО партии «Яблоко».
Полное соответствие указанных ведомостей судом проверено.
Нарушений, связанных с обеспечением права ЧРО партии «Яблоко» на присутствие при проведении проверки подписных листов, получением итогового протокола проверки подписных листов, ведомостей проверки подписных листов, ознакомления с подписными листами, судом не установлено.
Из материалов дела следует, что проверка подписных листов проводилась 19 июля 2020 года, о времени и месте ее проведения уполномоченные представители были извещены заблаговременно.
Не извещение Избирательной комиссией Челябинской области уполномоченных представителей ЧРО партии «Яблоко» о проведении предварительной проверки подписных листов с использованием ГАС «Выборы» прав административного истца не нарушает.
В соответствии с Постановлениями ЦИК России от 23 июля 2003 года № 19/137-4 «О Положении об обеспечении безопасности информации в Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы», Постановление ЦИК России от 03 ноября 2003 года № 49/463-4 «О Перечне персональных данных и иной конфиденциальной информации, обрабатываемой в комплексах средств автоматизации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», доступ к информационным ресурсам ГАС «Выборы», содержащим персональные данные, имеет ограниченный круг лиц, в связи с чем в силу требований нормативных правовых актов уполномоченные представители ЧРО партии «Яблоко» не могли быть допущены к данной выборке.
Из пояснений представителя административного ответчика следует, что в результате сопоставления с данными ГАС «Выборы» был сформирован список граждан, в отношении которых выявлены расхождения с данными Регистра и направлен на проверку в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Челябинской области.
Таким образом, в результате предварительной проверки с использованием ГАС «Выборы» решения о признании недействительными и (или) недостоверными содержащихся в подписных листах подписей не принимались.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 10 февраля 2016 года № 216-О правовое регулирование, предусматривающее, что признание подписи избирателя недействительной возможно при наличии официальной справки уполномоченного государственного органа и что при проверке подписей избирателей для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях используется ГАС «Выборы», включая регистр избирателей, устанавливает дополнительные гарантии защиты избирательных прав от произвольных решений по вопросу о действительности (недействительности) сведений об избирателях.
Вместе с тем положенная в основу данного правового регулирования проверки подписных листов презумпция достоверности сведений, содержащихся в официальных справках компетентных государственных органов, не означает, что такие сведения во всех случаях соответствуют действительности, а потому не исключает возможности их оспаривания.
При анализе ответа ГУ МВД России по Челябинской области на запрос Комиссии, сопоставлении представленной информации подписным листам, уполномоченные представители ЧРО партии «Яблоко» присутствовали, в соответствии с положениями подпункта «г» пункта 23 статьи 29 Закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ право ЧРО партии «Яблоко» на ознакомление с подписными листами до принятия постановления от 24 июля 2020 года было реализовано путем предоставления такой возможности члену комиссии с правом совещательного голоса от избирательного объединения.
Возможности оспаривания сведений ГУ МВД России по Челябинской области ЧРО партии «Яблоко» лишено не было, в полной мере воспользовалось указанным правом, направив в Избирательную комиссию Челябинской области возражения и замечания, которые были рассмотрены административным ответчиком при принятии оспариваемого постановления, а также путем обращения с жалобой в ЦИК Российской Федерации и с настоящим иском в суд.
Судом при исследовании подписных листов и данных, содержащихся в запросе Комиссии в ГУ МВД России по Челябинской области, установлено наличие фактов неправильного написания в запросе персональных данных граждан.
Анализ указанной информации в совокупности с ведомостями проверки подписных листов, постановлением ЦИК Российской Федерации от 07 августа 2020 года № 263/1938-7 позволяет сделать вывод об учете Комиссией подписей граждан, в отношении которых выявлено незначительное расхождение в личных данных, а также исключении ЦИК Российской Федерации из числа недействительных подписей избирателей, в отношении которых Комиссией были сделаны ошибки в запросе.
По позициям, имеющим явные расхождения с подписными листами (неверное имя, паспортные данные или адрес) в ГУ МВД России по Челябинской области судом был направлен запрос для проверки информации в отношении 26 граждан.
В результате проверки установлено соответствие данных, содержащихся в подписном листе, официальным данным только по одной позиции из 26 (19.90.2), которая, согласно ведомости № 18, из числа действительных исключена не была.
В судебном заседании в качестве свидетеля допрошен ФИО24 который суду показал, что заполнял подписной лист при сборе подписей в поддержку ЧРО партии «Яблоко». Его личность установлена на основании паспорта, согласно которому свидетель зарегистрирован по адресу: <адрес>.
В материалы дела также представлено заявление ФИО4 в адрес ЧРО партии «Яблоко», согласно которому она проставляла свою подпись в поддержку ЧРО партии «Яблоко», указала адрес, соответствующий данным паспорта, который приложен к заявлению.
Подпись ФИО5 содержится в папке 21 (21.64.1), ФИО4 – в папке 9 (9.16.1).
Из содержания ведомостей проверки подписных листов № 5 и № 8 соответственно, следует, что подписи указанных лиц из числа достоверных исключены на основании информации ГУ МВД России по Челябинской области о регистрации указанных лиц по иному адресу.
Несоответствие указанных данных может быть связано с действиями (бездействием) самих граждан, однако руководствуясь принципом добросовестности участников правоотношений, суд считает возможным исключить подписи указанных лиц из числа недостоверных.
На оценку в целом официальной информации, представленной ГУ МВД России по Челябинской области по запросу Комиссии, указанное обстоятельство не влияет, исключение всех подписей из числа недостоверных, признанных таковыми по причине не соответствия действительности, не влечет, поскольку достаточных доказательств в обоснование данного довода административным истцом не представлено.
Уменьшение Избирательной комиссией числа подписей, признанных недействительными и (или) недостоверными на число подписей, ошибочно учтенных сверх общего количества, подлежащего проверке, прав ЧРО партии «Яблоко» также не нарушает.
Основания для исключения из числа недействительных подписей, собранных членами избирательных комиссий с правом решающего голоса, отсутствуют.
В соответствии с пунктом 6 статьи 37 Закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов, или среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей, участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.
Закон не ставит возможность признания недействительными подписей, собранных членами избирательных комиссий с правом решающего голоса, от наличия, либо отсутствия у субъекта избирательных правоотношений информации о наличии у сборщика подписей указанного статуса.
ЧРО партии «Яблоко», являясь лицом, заинтересованным в итогах сбора подписей, не было лишено возможности проверить информацию о лицах, привлекаемых для сбора подписей, в том числе путем направления запросов в Избирательную комиссию Челябинской области.
Вопреки доводам представителя административного истца, в материалы дела представлены документы, подтверждающие членство сборщиков подписей в составе территориальных избирательных комиссий – копии решений территориальных избирательных комиссий «О формировании участковых избирательных комиссий избирательных участков», в состав членов которых с правом решающего голоса включены ФИО25., ФИО26., ФИО27., ФИО28., ФИО29., ФИО30ФИО31., ФИО32
В представленных материалах дела имеются сведения о подаче ФИО33 и ФИО34. заявлений о выходе из членов участковых избирательных комиссий 11 июля 2020 года и 14 июля 2020 года соответственно.
Срок рассмотрения указанных заявлений, в соответствии с пунктом 6 статьи 29 Закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ в период избирательной кампании составляет 10 дней.
До принятия соответствующего решения членство нельзя признать прекращенным.
ФИО35. от обязанности члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса освобождена 20 июля 2020 года.
Сведения о результатах рассмотрения заявления ФИО6 не представлены.
При этом из папок с подписными листами следует, что ФИО36. и ФИО37. подписи собирались в период с 07 июля по 10 июля 2020 года, то есть до обращения с заявлением о сложении полномочий (32.97, 24.89, 7.95, 4.16, 4.45, 10.95, 37.93, 21.91, 3.88, 3.90, 9.23, 19.3 – ФИО38.), (32.33, 22.49, 7.7, 7.24, 19.38, 20.33, 17.96, 10.27, 18.18, 9.17 – ФИО39.).
Представителем административного истца заявлено об исключении из числа доказательств по административному делу постановлений Избирательной комиссии Челябинской области от 15 июня 2020 года, от 22 июня 2020 года, от 07 июля 2020 года, от 10 июля 2020 года по причине представления не прошитых копий данных постановлений, отсутствия в копиях подписей должностных лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 59 КАС РФ доказательства, полученные с нарушением федерального закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.
Согласно статье 84 КАС РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3). При оценке документов или иных письменных доказательств суд обязан с учетом других доказательств убедиться в том, что такие документ или иное письменное доказательство исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право на подписание документа, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств (часть 5).
Обозначенные в ходатайстве постановления являются нормативными правовыми актами, изданными административным ответчиком в пределах своих полномочий по вопросам, связанным с выборами депутатов Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие об оспаривании в установленном порядке представленных в материалы дела постановлений, признании их противоречащими действующему законодательству и недействующими, в соответствии с ч. 3 ст. 61 КАС РФ представителями истца не представлены. Изложенные в ходатайстве доводы о незаконности постановлений не свидетельствуют, основания для его удовлетворения отсутствуют.
Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований о признании недействительным и отмене постановления Избирательной комиссии от 24 июля 2020 года № 165/1407-6.
С учетом исключенных ЦИК Российской Федерации и судом подписей избирателей из числа недостоверных, являются обоснованными выводы Избирательной комиссии Челябинской области в части признания недостоверными и (или) недействительными 1 297 подписей избирателей, что составляет 19,8% от общего количества подписей избирателей, отобранных для проверки.
Достоверными можно признать 12 581 подпись, что недостаточно для регистрации списка кандидатов.
Требование о возложении на административного ответчика обязанности зарегистрировать региональный список кандидатов ЧРО партии «Яблоко» на выборах депутатов Законодательного Собрания седьмого созыва Челябинской области противоречит установленному Конституцией Российской Федерации принципу разделения властей, кроме того, производно от первоначального требования, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 180, 244 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований Челябинского регионального отделения политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» о признании недействительным и отмене постановления Избирательной комиссии Челябинской области от 24 июля 2020 года № 165/1407-6 об отказе в регистрации регионального списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением Челябинского регионального отделения политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», возложении на Избирательную комиссию Челябинской области обязанности зарегистрировать региональный список депутатов Челябинского регионального отделения политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» на выборах депутатов законодательного Собрания седьмого созыва Челябинской области, отказать.
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение пяти дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Челябинский областной суд.
Председательствующий Л.В. Феофилова