ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-153/2021 от 09.02.2022 Амурского областного суда (Амурская область)

УИД 28OS0000-01-2021-000189-04

Дело № 3а-36/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

9 февраля 2022 г. г. Благовещенск

Амурский областной суд в составе:

председательствующего судьи Хробуст Н.О.,

при секретаре Барановой В.А.,

с участием представителя Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры ФИО1, представителя министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора к министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области о признании не действующим нормативного правового акта в части,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель Амурского бассейнового природоохранного прокурора обратился в суд с названным административным исковым заявлением, в обоснование указав, что приказом министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 19 декабря 2018 г. № 1384-ОД утвержден лесохозяйственный регламент ГКУ Амурской области «Тындинское лесничество». На территории Тындинского лесничества расположены особо охраняемые природные территории - государственные природные заказники регионального значения «Урканский», «Имангра», «Олекминский», «Лопчинский». В ходе проверки регламента установлено, что в нарушение статей 111, 112 Лесного кодекса Российской Федерации, положений Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» часть лесных кварталов природного заказника «Урканский», расположенных на территории Урканского участкового лесничества, природного заказника «Имангра», расположенных на территории Нюкжинского участкового лесничества, природного заказника «Олекминский», расположенных на территории Нюкжинского участкового лесничества, Ларбинского участкового лесничества, природного заказника «Лопчинский», расположенных на территории Ларбинского участкового лесничества, являющиеся в силу закона защитными, отнесены к эксплуатационным лесам в таблице 1.1.5.1 п. 1.1.5 регламента ГКУ Амурской области «Тындинское лесничество». При этом данные кварталы отсутствуют в разделе «Защитные леса» подраздел «Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях». Кроме того, в части кварталов, расположенных в границах государственных природных заказников регионального значения «Урканский», «Имангра», «Олекминский», «Лопчинский», к видам разрешенного использования лесов отнесены заготовка древесины, выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых, строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов. В этой связи фактически допускаются виды использования лесов, расположенных в особо охраняемых природных территориях, без соблюдения ограничений, установленных для особо охраняемых природных территорий.

На основании изложенного, с учетом уточнений административный истец просил признать не действующим со дня его принятия лесохозяйственный регламент ГКУ Амурской области «Тындинское лесничество», утвержденный приказом министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 19 декабря 2018 г. № 1384-ОД, в части отнесения в таблице 1.1.5.1 п. 1.1.5 регламента к эксплуатационным лесов, расположенных в границах следующих особо охраняемых природных территорий:

- государственного природного заказника регионального значения «Урканский» в <...>, 16-25, 35-44, 64-74, 75ч, 76ч, 77ч, 90-105, 106ч, 119ч, 120-133, 134ч, 142ч, 143-155, 156ч, 172-185, 186ч, 208-220, 221ч, 244-254, 255ч-257ч, 273-283, 284ч, 307ч, 308-314, 315ч, 316ч, 340-345, 382-386, 412-414 Урканского участкового лесничества;

государственного природного заказника регионального значения «Имангра» в кварталах 78ч, 85ч, 86ч, 117-123, 125-130, 145-151, 153, 155, 173-183, 206-213, 221-239, 240ч, 265-281, 305-317, 318ч, 339-343, 368-377, 408-414, 416- 422, 423ч, 427-447, 448ч, 449, 482, 550-562, 590-599, 633-643, 705ч, 768-770, 771ч, 831ч, 832ч, 833ч, 913ч Нюкжинского участкового лесничества;

- государственного природного заказника регионального значения «Олекминский» в кварталах 656ч, 657, 712-714, 776ч, 777-778, 780-782, 783ч, 842- 850, 852-856, 931ч, 933-946, 948, 949, 952-955, 1031-1039, 1042-1043, 1045-1047, 1126-1135, 1138-1141, 1183-1184, 1186-1188, 1249-1256, 1259-1260, 1335, 1338- 1342, 1345-1346, 1420ч, 1421-1424 Нюкжинского участкового лесничества и кварталах 25, 26, 38-46, 49-52, 64-71, 74-78, 94-100, 104-107, 123-127, 130-136, 153- 158, 161-169, 185-189, 192-200, 201ч, 217-223, 226-232, 233ч, 252-257, 260-266, 284-289, 292-299, 321-327, 330-338, 365, 369, 379-383, 408-422, 444-457, 458ч, 485-493, 515-523, 547-551 Ларбинского участкового лесничества;

- государственного природного заказника регионального значения «Лопчинский» в кварталах 215, 241ч, 242ч, 249-250, 273ч, 274, 275ч, 276ч, 277ч, 280-282, 309ч, 310-319, 344ч, 345ч, 346ч, 347-360, 387ч, 388-404, 425ч, 426ч, 427- 440, 459ч, 460-477, 494-508, 524-535, 552-561, 574, 577-583, 609, 614, 615ч, 637ч, 638ч, 639ч, 640ч, 642ч, 643ч Ларбинского участкового лесничества;

признать не действующим со дня его принятия лесохозяйственный регламент ГКУ Амурской области «Тындинское лесничество», утвержденный приказом министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 19 декабря 2018 г. № 1384-ОД, в части установления в таблице 1.2.1 п. 1.2 регламента следующих видов использования лесов, расположенных в границах государственных природных заказников регионального значения «Урканский», «Имангра», «Олекминский», «Лопчинский»:

- «Заготовка древесины» в квартале 434ч Урканского участкового лесничества;

- «Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых», «Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов» в кварталах 75ч, 76ч, 77ч, 106ч, 119ч, 134ч, 142ч, 156ч, 186ч, 221ч, 255ч-257ч, 284ч, 307ч, 315ч, 316ч, 408ч, 434ч Урканского участкового лесничества;

- «Заготовка древесины» в квартале 705ч Нюкжинского участкового лесничества;

- «Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых», «Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов» в кварталах 76ч, 78ч, 83ч, 84ч, 85ч, 86ч, 240ч, 318ч, 423ч, 448ч, 705ч, 771ч, 831ч, 832ч, 833ч, 913ч Нюкжинского участкового лесничества;

- «Заготовка древесины» в кварталах 776ч, 783ч Нюкжинского участкового лесничества;

- «Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых», «Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов» в кварталах 656ч, 776ч, 783ч, 931ч, 1420ч Нюкжинского участкового лесничества;

- «Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых», «Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов» в кварталах 201ч, 233ч, 458ч Ларбинского участкового лесничества;

- «Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых», «Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов» в кварталах 216ч, 241ч, 242ч, 273ч, 275ч, 276ч, 277ч, 309ч, 345ч, 346ч, 387ч, 425ч, 426ч, 459ч, 615ч, 637ч, 638ч, 639ч, 640ч, 642ч, 643ч Ларбинского участкового лесничества.

В судебном заседании представитель Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры ФИО1 на заявленных административных исковых требованиях с учетом их уточнения настаивал.

Представитель министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области ФИО2 в судебном заседании заявила о несогласии с административными исковыми требованиями прокурора, поддержала доводы, содержащиеся в письменном отзыве на административный иск. Полагала, что оспариваемый нормативный правовой акт принят министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области с соблюдением установленной процедуры, в пределах предоставленных полномочий, размещен на официальном сайте министерства в сети «Интернет». Основой для разработки лесохозяйственного регламента ГКУ Амурской области «Тындинское лесничество» явились материалы лесоустройства, проведенного на территории Тындинского лесничества, в том числе на территории Урканского участкового лесничества в 1999 году, Нюкжинского и Ларбинского участковых лесничеств в 2005 году. Согласно материалам лесоустройства (таксационному описанию) леса, расположенные в границах Урканского, Нюкжинского, Ларбинского участковых лесничеств в перечисленных в пункте 1 просительной части административного искового заявления (с учетом его уточнения) кварталах, относятся к освоенным (эксплуатационным) лесам. Кроме того, приказом Рослесхоза от 11 марта 2011 г. № 63 «Об отнесении лесов на территории Амурской области к ценным лесам, эксплуатационным лесам и установлении их границ» указанные леса также отнесены к эксплуатационным лесам. В этой связи указанные леса в таблице 1.1.5.1 лесохозяйственного регламента отнесены к эксплуатационным лесам, оснований для отнесения их к защитным лесам не имеется. В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 Состава лесохозяйственного регламента, утвержденного приказом Минприроды России от 27 февраля 2017 г. № 72, глава 1 лесохозяйственного регламента должна содержать виды разрешенного использования на территории лесничества по кварталам в соответствии с таблицей 5 приложения к Составу лесохозяйственных регламентов, порядку их разработки, срокам их действия и порядку внесения в них изменений (далее – Таблица 5). В Таблице 5 в столбце 3 указывается перечень кварталов или их частей. Требований к указанию выделов части квартала в данной Таблице и приказе Минприроды России от 27 февраля 2017 г. № 72 не содержится. Из схематических карт Тындинского лесничества Амурской области к лесохозяйственному регламенту ГКУ Амурской области «Тындинское лесничество» усматривается, что в границы заказников указанные кварталы включаются не полностью, а лишь в части, следовательно, в остальной части (не включенной в границы заказника) леса подлежат использованию в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации, и их исключение из таблицы повлечет нарушение прав и законных интересов лесопользователей. Оснований для их не включения в таблицу 1.2.1 раздела 1.2 лесохозяйственного регламента у министерства не имелось. Указала, что министерство применяло оспариваемый лесохозяйственный регламент, в частности, отвечая на запросы министерства природных ресурсов Амурской области о расположении недр на землях лесного фонда и видах разрешенного использования лесов. Просила в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Представитель заинтересованного лица ГКУ Амурской области «Тындинское лесничество», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении судебного заседания не просил. При данных обстоятельствах на основании ст. 150, ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административное дело рассмотрено судом в отсутствие неявившегося представителя заинтересованного лица.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Исходя из взаимосвязанных положений статей 17 (часть 2), 18, 21 и 45 (часть 2) Конституции Российской Федерации государство, реализуя утверждаемый Конституцией Российской Федерации приоритет личности и ее прав, обязано охранять достоинство личности во всех сферах, а гражданин и организация вправе защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, из чего следует, что право на судебную защиту выступает гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод, а его нормативное содержание включает право обжалования принятых органами государственной власти, должностными лицами решений, причем такое обжалование может преследовать не только индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, но и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка.

Конкретизируя приведенные положения Конституции Российской Федерации, часть 3 статьи 208 КАС РФ предусматривает, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции.

В ходе судебного разбирательства установлено, что приказом министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 19 декабря 2018 г. № 1384-ОД утвержден лесохозяйственный регламент ГКУ Амурской области «Тындинское лесничество». Приказом министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 2 сентября 2021 г. № 1241-ОД в таблицу 1.2.1 раздела 1.2 главы 1 лесохозяйственного регламента внесены изменения, указанная таблица изложена в новой редакции, согласно приложению к данному приказу.

Текст указанных документов опубликован в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области https://minlhpb.amurobl.ru.

Порядок принятия, опубликования и введения в действие оспариваемого нормативного правового акта административным ответчиком соблюден.

В соответствии с пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшим нормативный правовой акт, суд выясняет, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения.

Если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.

Несмотря на то, что в рамках настоящего дела прокурор не ставил под сомнение наличие у министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области полномочий на принятие лесохозяйственного регламента ГКУ Амурской области «Тындинское лесничество» в соответствующей части, в силу части 7 и подпункта «а» пункта 2 части 8 статьи 213 КАС РФ указанный вопрос относится к числу вопросов, подлежащих выяснению судом при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта.

Из содержания лесохозяйственного регламента ГКУ Амурской области «Тындинское лесничество» следует, что он регламентирует, в том числе правовой статус отдельных лесных участков в границах особо охраняемых природных территорий - государственного природного заказника регионального значения «Урканский», расположенных на территории Урканского участкового лесничества, государственного природного заказника регионального значения «Имангра», расположенных на территории Нюкжинского участкового лесничества, государственного природного заказника регионального значения «Олекминский», расположенных на территории Нюкжинского участкового лесничества, Ларбинского участкового лесничества, государственного природного заказника регионального значения «Лопчинский», расположенных на территории Ларбинского участкового лесничества.

Согласно части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: разработку и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов.

Согласно части 1 статьи 87 названного Кодекса использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества.

Лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи (часть 2 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации).

Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления (часть 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации).

В силу частей 1 и 2 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

К землям особо охраняемых территорий, в частности, относятся земли особо охраняемых природных территорий.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

Из содержания приведенных положений федерального законодательства следует, что утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, отнесено к исключительным полномочиям федерального органа исполнительной власти.

В этой связи лесохозяйственный регламент ГКУ Амурской области «Тындинское лесничество» в оспариваемой части, которой регламентирован правовой статус отдельных лесных участков в границах особо охраняемых природных территорий - государственного природного заказника регионального значения «Урканский», расположенных на территории Урканского участкового лесничества, государственного природного заказника регионального значения «Имангра», расположенных на территории Нюкжинского участкового лесничества, государственного природного заказника регионального значения «Олекминский», расположенных на территории Нюкжинского участкового лесничества, Ларбинского участкового лесничества, государственного природного заказника регионального значения «Лопчинский», расположенных на территории Ларбинского участкового лесничества, был принят министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области с превышением предоставленных полномочий.

Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для признания лесохозяйственного регламента ГКУ Амурской области «Тындинское лесничество» в оспариваемой части не действующим.

Доводы министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области о том, что к указанным лесным участкам положения части 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации не применяются, основаны на неправильном толковании норм земельного и лесного законодательства.

Кроме этого, судом установлено противоречие оспариваемых положений регламента иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии со статьей 10 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого лесохозяйственного регламента) леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102 - 109 настоящего Кодекса.

Согласно статье 10 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2018 г. № 538-ФЗ) леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся на следующие виды: защитные леса; эксплуатационные леса; резервные леса. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 110 - 119 настоящего Кодекса.

Защитные леса в соответствии с частью 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Эксплуатационные леса имеют другие цели освоения - устойчивое, максимально эффективное получение высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продукции их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (часть 3 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 120 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, осуществляются в соответствии с целевым назначением таких земель.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния (преамбула Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

В статье 2 названного Федерального закона перечислены категории особо охраняемых природных территорий, к которым относятся, в том числе государственные природные заказники.

Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

Основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории (пункт 14 статьи 2 названного Федерального закона).

При этом в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 111, частями 1, 3 статьи 112 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, к которым относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заказников, отнесены к защитным лесам. В лесах, расположенных на территориях государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Проведение сплошных рубок в защитных лесах осуществляется лишь в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 21 настоящего Кодекса, и в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации).

В силу части 2 статьи 117 Лесного кодекса Российской Федерации в эксплуатационных лесах допускается осуществление всех видов использования лесов, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса, в том числе заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; осуществление рыболовства, за исключением любительского рыболовства; осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; осуществление рекреационной деятельности; создание лесных плантаций и их эксплуатация; выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; создание лесных питомников и их эксплуатация; осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых; строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; создание и эксплуатация объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры.

Таким образом, в отличие от эксплуатационных лесов в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 6 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что в структуре лесохозяйственного регламента ГКУ Амурской области «Тындинское лесничество» имеется раздел 1.1.5 с таблицей 1.1.5.1 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных, эксплуатационных и резервных лесов», согласно которой леса в границах лесничества распределены по целевому назначению на защитные и эксплуатационные.

Согласно п. 1.1.7 лесохозяйственного регламента на территории Тындинского лесничества располагаются 4 особо охраняемые природные территории - государственные природные заказники регионального значения «Урканский», «Имангра», «Олекминский», «Лопчинский»; приведены кварталы и их части, на которых они расположены на территории Тындинского лесничества.

Постановлением Правительства Амурской области от 9 августа 2019 г. № 446 утверждены Положения о государственном природном заказнике регионального значения «Урканский», о государственном природном заказнике регионального значения «Имангра», о государственном природном заказнике регионального значения «Олекминский», о государственном природном заказнике регионального значения «Лопчинский», пунктами 1.3, 5.1 которых предусмотрено, что цель создания заказников «Урканский», «Имангра», «Олекминский», «Лопчинский» - сохранение и восстановление редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях. На территории заказников запрещается любая деятельность, если она противоречит целям создания заказника или причиняет вред природным комплексам и их компонентам, в том числе проведение работ, которые могут привести к нарушению гидрологического режима местности, почвенного покрова, возникновению и развитию эрозионных процессов; выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; строительство зданий, сооружений, в том числе временных объектов, линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных сооружений, не связанных с охраной и использованием заказника, противопожарной охраной и использованием лесов, а на территории государственных природных заказников регионального значения «Урканский», «Лопчинский» - также проведение рубок лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан), за исключением мероприятий по уходу за лесами и санитарно-оздоровительных мероприятий. В соответствии с пунктами 7.1 Положений о государственных природных заказниках регионального значения «Имангра» и «Олекминский» на территории данных заказников допускаются лишь выборочные рубки средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесом, что также свидетельствует о недопустимости сплошных рубок лесных насаждений на территории данных природных заказников.

Между тем, согласно таблице 1.1.5.1 регламента кварталы в подразделе таблицы 1.1.5.1 «Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях» отсутствуют.

Напротив, в оспариваемом нормативном правовом акте лесные участки, расположенные на таких территориях, отнесены к эксплуатационным лесам.

Так, в границах государственного природного заказника регионального значения «Урканский» к эксплуатационным отнесены леса, расположенные в <...>, 16-25, 35-44, 64-74, 75ч, 76ч, 77ч, 90-105, 106ч, 119ч, 120-133, 134ч, 142ч, 143-155, 156ч, 172-185, 186ч, 208-220, 221ч, 244-254, 255ч-257ч, 273-283, 284ч, 307ч, 308-314, 315ч, 316ч, 340-345, 382-386, 412-414 Урканского участкового лесничества.

В границах государственного природного заказника регионального значения «Имангра» к эксплуатационным отнесены леса, расположенные в кварталах 78ч, 85ч, 86ч, 117-123, 125-130, 145-151, 153, 155, 173-183, 206-213, 221-239, 240ч, 265-281, 305-317, 318ч, 339-343, 368-377, 408-414, 416- 422, 423ч, 427-447, 448ч, 449, 482, 550-562, 590-599, 633-643, 705ч, 768-770, 771ч, 831ч, 832ч, 833ч, 913ч Нюкжинского участкового лесничества.

В границах государственного природного заказника регионального значения «Олекминский» к эксплуатационным отнесены леса, расположенные в кварталах 656ч, 657, 712-714, 776ч, 777-778, 780-782, 783ч, 842- 850, 852-856, 931ч, 933-946, 948, 949, 952-955, 1031-1039, 1042-1043, 1045-1047, 1126-1135, 1138-1141, 1183-1184, 1186-1188, 1249-1256, 1259-1260, 1335, 1338- 1342, 1345-1346, 1420ч, 1421-1424 Нюкжинского участкового лесничества и кварталах 25, 26, 38-46, 49-52, 64-71, 74-78, 94-100, 104-107, 123-127, 130-136, 153- 158, 161-169, 185-189, 192-200, 201ч, 217-223, 226-232, 233ч, 252-257, 260-266, 284-289, 292-299, 321-327, 330-338, 365, 369, 379-383, 408-422, 444-457, 458ч, 485-493, 515-523, 547-551 Ларбинского участкового лесничества.

В границах государственного природного заказника регионального значения «Лопчинский» к эксплуатационным отнесены леса, расположенные в кварталах 215, 241ч, 242ч, 249-250, 273ч, 274, 275ч, 276ч, 277ч, 280-282, 309ч, 310-319, 344ч, 345ч, 346ч, 347-360, 387ч, 388-404, 425ч, 426ч, 427- 440, 459ч, 460-477, 494-508, 524-535, 552-561, 574, 577-583, 609, 614, 615ч, 637ч, 638ч, 639ч, 640ч, 642ч, 643ч Ларбинского участкового лесничества.

Также в таблице 1.2.1 п. 1.2 главы 1 регламента ГКУ Амурской области «Тындинское лесничество» установлены следующие виды использования лесов, расположенных в границах государственных природных заказников регионального значения «Урканский», «Имангра», «Олекминский», «Лопчинский»:

- «Заготовка древесины» в квартале 434ч Урканского участкового лесничества;

- «Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых», «Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов» в кварталах 75ч, 76ч, 77ч, 106ч, 119ч, 134ч, 142ч, 156ч, 186ч, 221ч, 255ч-257ч, 284ч, 307ч, 315ч, 316ч, 408ч, 434ч Урканского участкового лесничества;

- «Заготовка древесины» в квартале 705ч Нюкжинского участкового лесничества;

- «Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых», «Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов» в кварталах 76ч, 78ч, 83ч, 84ч, 85ч, 86ч, 240ч, 318ч, 423ч, 448ч, 705ч, 771ч, 831ч, 832ч, 833ч, 913ч Нюкжинского участкового лесничества;

- «Заготовка древесины» в кварталах 776ч, 783ч Нюкжинского участкового лесничества;

- «Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых», «Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов» в кварталах 656ч, 776ч, 783ч, 931ч, 1420ч Нюкжинского участкового лесничества;

- «Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых», «Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов» в кварталах 201ч, 233ч, 458ч Ларбинского участкового лесничества;

- «Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых», «Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов» в кварталах 216ч, 241ч, 242ч, 273ч, 275ч, 276ч, 277ч, 309ч, 345ч, 346ч, 387ч, 425ч, 426ч, 459ч, 615ч, 637ч, 638ч, 639ч, 640ч, 642ч, 643ч Ларбинского участкового лесничества.

В результате неправомерного отнесения оспариваемым лесохозяйственным регламентом лесных участков, включенных в состав государственных природных заказников регионального значения «Урканский», «Имангра», «Олекминский», «Лопчинский», к эксплуатационным лесам, на территории последних фактически разрешено осуществление сплошных рубок с целью заготовки древесины, размещение лесоперерабатывающей инфраструктуры и другие виды использования лесов без соблюдения ограничений, определенных федеральным и региональным законодательством для особо охраняемых природных территорий, что не соответствует целям создания государственных природных заказников и нарушает права неопределенного круга лиц, гарантированные статьей 42 Конституции РФ, в связи со значимостью особо охраняемых природных территорий как объектов общенационального достояния.

В связи с этим положения лесохозяйственного регламента ГКУ Амурской области «Тындинское лесничество» в части отнесения лесных кварталов, включенных в состав государственных природных заказников регионального значения «Урканский», «Имангра», «Олекминский», «Лопчинский», к эксплуатационным лесам противоречат положениям статей 12, 111, 112 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», имеющим большую юридическую силу, поскольку цели освоения эксплуатационных лесов не соответствуют целям создания особо охраняемых природных территорий.

С учетом изложенного, ссылки министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области на материалы лесоустройства, проведенного на территории Тындинского лесничества, в том числе на территории Урканского участкового лесничества в 1999 году, на территориях Нюкжинского и Ларбинского участковых лесничеств в 2005 году, а также приказ Рослесхоза от 11 марта 2011 г. № 63 «Об отнесении лесов на территории Амурской области к ценным лесам, эксплуатационным лесам и установлении их границ», суд находит несостоятельными.

Давая правовую оценку доводам министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области о том, что согласно схематическим картам Тындинского лесничества (Приложения №№ 3, 4) к лесохозяйственному регламенту ГКУ Амурской области «Тындинское лесничество» в границы заказников кварталы, обозначенные с буквой «ч», включаются не полностью, а лишь в части, в связи с чем, в остальной части (не включенной в границы заказников) соответствующие кварталы обоснованно включены в таблицу 1.2.1 п. 1.2 главы 1 регламента, судом принимается во внимание следующее.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 25 апреля 1995 г. № 3-П, от 15 июля 1999 г. № 11-П, от 11 ноября 2003 г. № 16-П, от 21 января 2010 г. № 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями; напротив, неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Механизм действия нормативного правового акта закона должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений, прежде всего из содержания конкретного нормативного положения.

Однако оспариваемый в настоящем деле нормативный правовой акт в указанной части (пункт 2 административных исковых требований) приведенным правилам не соответствует, поскольку подобное обозначение лесных участков (номер квартала с буквой «ч»), относит их как к особо охраняемым природным территориям, так и к лесам, на которых разрешены виды деятельности, перечисленные в таблице 1.2.1 п. 1.2 главы 1 регламента ГКУ Амурской области «Тындинское лесничество», что не может быть признано отвечающим критериям формальной определенности и допускает его неоднозначное толкование.

В силу пункта 2 части 1 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, требования прокурора подлежат удовлетворению.

Исходя из части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда следует указать на необходимость опубликования сообщения о принятии настоящего решения на официальном сайте министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области в сети «Интернет» https://minlhpb.amurobl.ru.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт в соответствующей части должен быть признан недействующим, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и учитывает, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение о признании его не действующим полностью или в части со дня принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку лесохозяйственный регламент ГКУ Амурской области «Тындинское лесничество» в оспариваемой части принят министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области с нарушением компетенции, данный нормативный правовой акт в оспариваемой части подлежит признанию не действующим со дня его принятия.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать не действующим со дня его принятия лесохозяйственный регламент ГКУ Амурской области «Тындинское лесничество», утвержденный приказом министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 19 декабря 2018 г. № 1384-ОД (в редакции приказа от 2 сентября 2021 г. № 1241-ОД), в части отнесения в таблице 1.1.5.1 п. 1.1.5 регламента к эксплуатационным лесов, расположенных в границах следующих особо охраняемых природных территорий:

- государственного природного заказника регионального значения «Урканский» в <...>, 16-25, 35-44, 64-74, 75ч, 76ч, 77ч, 90-105, 106ч, 119ч, 120-133, 134ч, 142ч, 143-155, 156ч, 172-185, 186ч, 208-220, 221ч, 244-254, 255ч-257ч, 273-283, 284ч, 307ч, 308-314, 315ч, 316ч, 340-345, 382-386, 412-414 Урканского участкового лесничества;

государственного природного заказника регионального значения «Имангра» в кварталах 78ч, 85ч, 86ч, 117-123, 125-130, 145-151, 153, 155, 173-183, 206-213, 221-239, 240ч, 265-281, 305-317, 318ч, 339-343, 368-377, 408-414, 416- 422, 423ч, 427-447, 448ч, 449, 482, 550-562, 590-599, 633-643, 705ч, 768-770, 771ч, 831ч, 832ч, 833ч, 913ч Нюкжинского участкового лесничества;

- государственного природного заказника регионального значения «Олекминский» в кварталах 656ч, 657, 712-714, 776ч, 777-778, 780-782, 783ч, 842- 850, 852-856, 931ч, 933-946, 948, 949, 952-955, 1031-1039, 1042-1043, 1045-1047, 1126-1135, 1138-1141, 1183-1184, 1186-1188, 1249-1256, 1259-1260, 1335, 1338- 1342, 1345-1346, 1420ч, 1421-1424 Нюкжинского участкового лесничества и кварталах 25, 26, 38-46, 49-52, 64-71, 74-78, 94-100, 104-107, 123-127, 130-136, 153- 158, 161-169, 185-189, 192-200, 201ч, 217-223, 226-232, 233ч, 252-257, 260-266, 284-289, 292-299, 321-327, 330-338, 365, 369, 379-383, 408-422, 444-457, 458ч, 485-493, 515-523, 547-551 Ларбинского участкового лесничества;

- государственного природного заказника регионального значения «Лопчинский» в кварталах 215, 241ч, 242ч, 249-250, 273ч, 274, 275ч, 276ч, 277ч, 280-282, 309ч, 310-319, 344ч, 345ч, 346ч, 347-360, 387ч, 388-404, 425ч, 426ч, 427- 440, 459ч, 460-477, 494-508, 524-535, 552-561, 574, 577-583, 609, 614, 615ч, 637ч, 638ч, 639ч, 640ч, 642ч, 643ч Ларбинского участкового лесничества.

Признать не действующим со дня его принятия лесохозяйственный регламент ГКУ Амурской области «Тындинское лесничество», утвержденный приказом министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 19 декабря 2018 г. № 1384-ОД (в редакции приказа от 2 сентября 2021 г. № 1241-ОД), в части установления в таблице 1.2.1 п. 1.2 регламента следующих видов использования лесов, расположенных в границах государственных природных заказников регионального значения «Урканский», «Имангра», «Олекминский», «Лопчинский»:

- «Заготовка древесины» в квартале 434ч Урканского участкового лесничества;

- «Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых», «Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов» в кварталах 75ч, 76ч, 77ч, 106ч, 119ч, 134ч, 142ч, 156ч, 186ч, 221ч, 255ч-257ч, 284ч, 307ч, 315ч, 316ч, 408ч, 434ч Урканского участкового лесничества;

- «Заготовка древесины» в квартале 705ч Нюкжинского участкового лесничества;

- «Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых», «Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов» в кварталах 76ч, 78ч, 83ч, 84ч, 85ч, 86ч, 240ч, 318ч, 423ч, 448ч, 705ч, 771ч, 831ч, 832ч, 833ч, 913ч Нюкжинского участкового лесничества;

- «Заготовка древесины» в кварталах 776ч, 783ч Нюкжинского участкового лесничества;

- «Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых», «Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов» в кварталах 656ч, 776ч, 783ч, 931ч, 1420ч Нюкжинского участкового лесничества;

- «Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых», «Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов» в кварталах 201ч, 233ч, 458ч Ларбинского участкового лесничества;

- «Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых», «Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов» в кварталах 216ч, 241ч, 242ч, 273ч, 275ч, 276ч, 277ч, 309ч, 345ч, 346ч, 387ч, 425ч, 426ч, 459ч, 615ч, 637ч, 638ч, 639ч, 640ч, 642ч, 643ч Ларбинского участкового лесничества.

Сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит опубликованию на официальном сайте министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области в сети «Интернет» minlhpb.amurobl.ru.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, <...>) через суд первой инстанции, т.е. через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.О. Хробуст

Решение в окончательной форме принято 24 февраля 2022 г.

Председательствующий судья Н.О. Хробуст

УИД 28OS0000-01-2021-000189-04

Дело № 3а-36/2022