УИД 61OS0000-01-2022-000157-67
Дело №3а-153/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 сентября 2022 года г. Ростов-на-Дону
Ростовский областной суд в составе
председательствующего судьи Водяной В.Ю.,
при секретаре судебного заседания Кононенко О.И.,
с участием прокурора Емелиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ленинское знамя» о признании не действующими в части решений Азовского районного Собрания депутатов от 21 июня 2022 №78 «О внесении изменений в решение Азовского районного Собрания депутатов от 15 декабря 2020 №313 «Об утверждении генерального плана Круглянского сельского поселения Азовского района Ростовской области» и от 21 июня 2022 № 79 «О внесении изменений в решение Азовского районного Собрания депутатов № 314 от 15 декабря 2020 «Об утверждении правил землепользования и застройки Круглянского сельского поселения Азовского района Ростовской области»,
установил:
Решением Азовского районного Собрания депутатов от 15 декабря 2020 года №313 «Об утверждении генерального плана Круглянского сельского поселения Азовского района Ростовской области» утвержден генеральный план названного сельского поселения. Решение опубликовано в газете «Приазовье» от 23 декабря 2020 года №52.
Решением Азовского районного Собрания депутатов от 15 декабря 2020 года №314 «Об утверждении правил землепользования и застройки Круглянского сельского поселения Азовского района Ростовской области» утверждены правила землепользования и застройки названного сельского поселения. Решение опубликовано в газете «Приазовье» от 23 декабря 2020 года №52.
Решениями Азовского районного Собрания депутатов от 21 июня 2022 года №78 и от 21 июня 2022 года №79 внесены изменения в генеральный план и в правила землепользования и застройки Круглянского сельского поселения.
ООО «Ленинское знамя» обратилось в суд с административными исковыми заявлениями об оспаривании решения Собрания депутатов Круглянского сельского поселения Азовского района Ростовской области от 21 июня 2022 года № 78 «О внесении изменений в решение Азовского районного Собрания депутатов от 15 декабря 2020 года № 313 «Об утверждении генерального плана Круглянского сельского поселения Азовского района Ростовской области» в части включения в границы населенного пункта земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и об оспаривании решения № 79 от 21 июня 2022 года «О внесении изменений в решение Азовского районного Собрания депутатов от 15 декабря 2020 года №314 «Об утверждении правил землепользования и застройки Круглянского сельского поселения Азовского района Ростовской области» в части, относящейся к вышеназванному земельному участку.
Определением Ростовского областного суда от 21 июля 2022 года административные дела по вышеназванным административным искам объединены в одно производство.
В обоснование административного иска и дополнениях к нему указано на несоблюдение установленной законодательством процедуры принятия оспариваемых актов, их несоответствие нормам земельного, градостроительного законодательства, а также на нарушение прав и законных интересов административного истца, выразившееся в создании препятствий в осуществлении деятельности в сфере сельского хозяйства. Кроме того, указано, что в результате внесенных изменений существенно возросла кадастровая стоимость земельного участка, что влечет увеличение размера выкупной цены для общества, являющегося собственником зданий, расположенных на земельном участке.
В судебном заседании представители административного истца ФИО3, ФИО4 и ФИО5, действующие на основании доверенностей, заявленные требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель Азовского районного Собрания депутатов ФИО6, действующий на основании доверенности, представил письменные возражения на административный иск, просил в его удовлетворении отказать, ссылаясь на соблюдение процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов, а также на их соответствие требованиям действующего законодательства.
Представитель Администрации Азовского района Ростовской области ФИО7, действующая на основании доверенности, представила письменные возражения на административный иск, просила в его удовлетворении отказать по аналогичным основаниям.
Представители заинтересованного лица Комитета имущественных отношений Азовского района ФИО8 и ФИО9 возражали против удовлетворения требований административного истца.
Суд посчитал возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося представителя заинтересованного лица Администрации Круглянского сельского поселения Азовского района Ростовской области, учитывая наличие в деле доказательств его надлежащего извещения о времени и месте судебного разбирательства. Отзывов, возражений, ходатайств от данного лица не поступало.
Изучив материалы дела, допросив главного архитектора Азовского района ФИО1, выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении требований, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
В силу пункта 2 части 1 статьи 18, части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план поселения, который является документом территориального планирования муниципального образования, содержит положение о территориальном планировании и картографические материалы, в том числе, карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения; карту функциональных зон поселения.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Генеральный план и правила землепользования и застройки поселения, являющиеся, в том числе в их графической части, неотъемлемой частью соответствующих решений органов местного самоуправления, устанавливают обязательные для исполнения правила и требования, действуют в отношении неограниченного круга лиц, рассчитаны на неоднократное применение, направлены на урегулирование общественных отношений, то есть обладают признаками нормативных правовых актов, оспаривание которых в судебном порядке осуществляется по правилам главы 21 КАС РФ.
Процедуры подготовки и принятия генерального плана, правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентированы статьями 24, 25 30 - 35 ГрК РФ.
Азовский район является муниципальным районом, в пределах которого осуществляется местное самоуправление (статьи 1, 2 Устава муниципального образования «Азовский Район», утвержденного решением Азовского районного Собрания депутатов от 28 января 2022 года № 40).
В соответствии с частью 1 статьи 7, пунктом 20 части 1 и частями 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемых нормативных правовых актов) утверждение генерального плана и правил землепользования и застройки сельского поселения относится к вопросам местного значения соответствующего муниципального района, если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и сельского поселения решение этого вопроса не закреплено за сельским поселением.
Областной закон Ростовской области от 28.12.2005 N 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» (часть 1.2 статьи 12) не относит принятие генерального плана сельского поселения, а также правил землепользования и застройки к вопросам местного значения такого поселения.
Генеральный план и правила землепользования и застройки сельского поселения утверждаются муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления муниципального района. В соответствии со статьей 24 Устава муниципального образования «Азовский район» таким органом является Азовское районное Собрание депутатов.
Базовые решения Азовского районного Собрания депутатов от 15 декабря 2020 года №313 и № 314, которыми утверждены генеральный план и правила землепользования и застройки Круглянского сельского поселения, равно как и оспариваемые решения Азовского районного Собрания депутатов от 21 июня 2022 года № 78 и № 79, приняты представительным органом муниципального района в пределах предоставленной ему компетенции.
В генеральный план Круглянского сельского поселения Азовского района Ростовской области, утвержденный решением Азовского районного Собрания депутатов от 15 декабря 2020 года №313, вносились изменения оспариваемым в настоящем деле решением Азовского районного Собрания депутатов от 21 июня 2022 года №78 (опубликовано 22 июня 2022 года в газете «Приазовье» №1).
В правила землепользования и застройки Круглянского сельского поселения Азовского района Ростовской области изменения вносились решениями Азовского районного Собрания депутатов от 26 февраля 2021 года №360 (опубликовано 10 марта 2021 года в газете «Приазовье» №10), от 25 мая 2021 года №399 (опубликовано 9 июня 2021 года в газете «Приазовье» №23), от 30 июля 2021 года №425 (опубликовано 18 августа 2021 года в газете «Приазовье» №33), от 21 июня 2022 года №79 (опубликовано 22 июня 2022 года в газете «Приазовье» №1).
Печатное издание-газета «Приазовье» отнесена к числу источников официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения (постановлением администрации Азовского района Ростовской области № 834 от 3 сентября 2021 года «Об определении источника официального опубликования»).
Оспариваемые акты приняты после проведения публичных слушаний, в надлежащей форме - в форме решений, на заседании соответствующего Собрания депутатов, правомочным составом депутатов (32 из 36 депутатов), что подтверждается протоколом № 11 от 21 июня 2022 года одиннадцатого внеочередного заседания Азовского районного Собрания депутатов седьмого созыва, проведенного в режиме видеоконференцсвязи на основании части 1 статьи 25 Регламента Азовского районного Собрания депутатов в редакции, утвержденной решением от 29 апреля 2020 года № 266 (том 6 л.д.49). Решения приняты единогласно (том 3 л.д. 94, том 6 л.д.43-48).
9 июня 2021 года администрация Азовского района Ростовской области издала постановление №569 «О подготовке проекта внесения изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки сельских поселений Азовского района Ростовской области». Данное постановление размещено на официальном сайте администрации Азовского района 10 июня 2021 года и опубликовано в газете «Приазовье» № 24 от 16 июня 2021 года, что подтверждается фрагментом названного выпуска газеты и скриншотом официального сайта районной администрации (том 6 л.д.78-80).
По результатам заседания комиссии по вопросам градостроительной деятельности 22 ноября 2021 года рекомендовано одобрить изменения в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Круглянского сельского поселения Азовского района, предполагающие включение земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в границы населенного пункта с. Стефанидинодар (т.5 л.д.147).
1 апреля 2022 года главой администрации Азовского района приняты постановления № 266 «О проведении публичных слушаний по проекту внесения изменений в генеральный план Круглянского сельского поселения Азовского района Ростовской области» и № 267 «О проведении публичных слушаний по проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки Круглянского сельского поселения Азовского района Ростовской области».
Оба постановления опубликованы в выпуске № 15 от 13 апреля 2022 года печатного издания «Приазовье», а также размещены на сайте администрации Азовского района 4 апреля 2022 года, что подтверждается информацией, предоставленной начальником отдела цифровых технологий и связи Администрации Азовского района ФИО2, а также скриншотами сайта Администрации Азовского района (т.2 л.д.97, т.6 л.д.3-6, 81-82).
Как указано в пунктах 4 постановлений № 266 и № 267, а также в актах размещения документации по теме публичных слушаний (экспозиции) по проектам внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки Круглянского сельского поселения, с документацией можно было ознакомиться в отделе архитектуры и градостроительства Администрации Азовского района Ростовской области в период с 14 апреля 2022 года по 29 апреля 2022 года, а также на официальном сайте Администрации Азовского района (том 4 л.д.137-146).
29 апреля 2022 года представителем по доверенности ООО «Ленинское знамя» ФИО5 поданы возражения на внесение изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки Круглянского сельского поселения, адресованные председателю комиссии по градостроительной деятельности Администрации Азовского района Ростовской области, принятые Комитетом имущественных отношений Азовского района (том 4 л.д.63-67).
Публичные слушания проведены 4 мая 2022 года, что подтверждается протоколами публичных слушаний от 4 мая 2022 года и прилагаемыми к ним перечнями участников публичных слушаний (том 2 л.д.100-103, том 3 л.д.1-3). Факт проведения публичных слушаний также подтвержден приобщенной к материалам дела по ходатайству представителя административного истца видеозаписью, из содержания которой усматривается, что на публичных слушаниях присутствовали представители ООО «Ленинское знамя», включая генерального директора (том 5 л.д.133).
Заключения о результатах публичных слушаний от 4 мая 2022 года опубликованы в выпуске № 23 от 8 июня 2022 года печатного издания-газеты «Приазовье» (том 2 л.д.94).
Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев (часть 8 статьи 28 ГрК РФ).
Решением Азовского районного Собрания депутатов № 47 от 15 марта 2017 года утвержден Порядок организации и проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в поселениях Азовского района.
В соответствии со статьей 10 главы 4 данного Порядка публичные слушания по проекту генерального плана должны быть проведены, а заключение об их результатах опубликовано не ранее чем через один месяц и не позднее чем через два месяца со дня опубликования решения о проведении публичных слушаний.
Указанный срок, как изложено выше, соблюден: 4 апреля 2022 года, то есть за месяц до проведения публичных слушаний (4 мая 2022 года) постановление о проведении было размещено на официальном сайте администрации Азовского района.
В данном случае ненаправление в адрес ООО «Ленинское знамя» оповещения о проведении публичных слушаний само по себе достаточным основанием для признания оспариваемых нормативных правовых актов не действующими не является. Как установлено, административный истец реализовал свое право на участие в указанных публичных слушаниях, а также право на подачу возражений и замечаний к проектам изменений.
Несоблюдение срока продолжительности публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки не свидетельствует о нарушении процедуры принятия нормативного правового акта, ставящем под сомнение его легитимность, учитывая заблаговременную осведомленность представителей административного истца о вносимых изменениях, представление ими возражений и участие в публичных слушаниях по проекту внесения изменений в ПЗЗ.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, если предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Порядок рассмотрения проектов документов территориального планирования и подготовки заключений утвержден постановлением Правительства Ростовской области от 12 мая 2017 № 829.
В Ростовской области органом, уполномоченным на подготовку заключений о согласовании (об отказе в согласовании) Правительством Ростовской области проектов генеральных планов городских округов, поселений области является министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области. Это предусмотрено пунктом 2.4.1 Положения о министерстве строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства РО от 20.01.2012 N 41, а также пунктом 1.2 вышеназванного Положения о порядке рассмотрения проектов документов территориального планирования и подготовки заключений.
В соответствии с 3.1 Порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 21.07.2016 № 460, в случае поступления заключений, содержащих положения о несогласии с проектом документа территориального планирования, глава местной администрации принимает решение о создании согласительной комиссии.
Согласительная комиссия по итогам своей работы представляет главе местной администрации (муниципального района, городского округа, поселения), создавшему указанную комиссию при принятии решения о согласовании проекта документа территориального планирования с внесением в него изменений, учитывающих все замечания, явившиеся основанием для несогласия с данным проектом - проект документа территориального планирования с внесенными в него изменениями вместе с протоколом заседания согласительной комиссии (пункты 3.6 - 3.8 Порядка).
Как следует из материалов дела, согласно сводному заключению № 8 от 24 мая 2022 года, подписанному заместителем Губернатора Ростовской области, главе Азовского района Ростовской области отказано в согласовании проекта внесения изменений в генеральный план Круглянского сельского поселения (том 4 л.д.103). Такое решение было принято в связи с заключением об отказе в согласовании проекта генерального плана Круглянского сельского поселения отраслевого органа - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области от 5 мая 2022 года со ссылкой на отнесение по сведениям ЕГРН земельного участка к категории земель населенных пунктов, что исключало необходимость в согласовании (том 5 л.д.109-110).
Главой Администрации Азовского района при поступлении из Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области заключения о несогласии с проектом документа территориального планирования принято постановление № 482 от 10 июня 2022 года «О создании согласительной комиссии по урегулированию разногласий по проекту внесения изменений в генеральный план Круглянского сельского поселения Азовского района Ростовской области».
16 июня 2022 года письмом министра строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области заместителю министра сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (отраслевого органа), в рамках согласительной комиссии направлен на рассмотрение откорректированный проект внесения изменений в генеральный план Круглянского сельского поселения Азовского района и указано на необходимость направления заключения в министерство строительства до 29 июня 2022 года (том 5 л.д.61).
21 июня 2022 года заместителем министра сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области подписано заключение о согласии с проектом внесения изменений в генеральный план Круглянского сельского поселения Азовского района Ростовской области (том 4 л.д.6-7).
По результатам работы согласительная комиссия представила главе Администрации Азовского района протокол от 21 июня 2022 года заседания согласительной комиссии по урегулированию разногласий, послуживших основанием для подготовки заключений о несогласии с проектом генерального плана Круглянского сельского поселения Азовского района Ростовской области с приложением соответствующих материалов (том 6 л.д.54-57).
Вопреки доводам представителей административного истца, согласно приведенным выше нормативным положениям при первоначальном получении отрицательного заключения Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области и последующем устранении недостатков повторное сводное заключение о согласовании проекта не требовалось (пп. «а» пункта 3.8 Порядка). Указанные выводы суда также подтверждаются ответом начальника управления территориального развития и архитектуры министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области на соответствующий запрос суда (том 6 л.д.51-53).
Таким образом, существенные нарушения процедуры подготовки и принятия решений Азовского районного Собрания депутатов № 78 и № 79 от 21 июня 2022 года, которые позволили бы поставить под сомнение легитимность оспариваемых изменений генерального плана и правил землепользования и застройки, в ходе судебного разбирательства не выявлены.
Согласно части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) перевод земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Пункт 6 часть 1 статьи 85 ЗК РФ гласит, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам, в том числе сельскохозяйственного использования.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений (часть 2 названной статьи).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (часть 3 статьи 85 ЗК РФ).
Из материалов дела следует, что в ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенном по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. Площадь земельного участка 370336 кв.м. (том 3 л.д.189, том 5 л.д.19-22).
ООО «Ленинское знамя» является собственником зданий с кадастровыми номерами НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенных в пределах земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, что подтверждается выписками из ЕГРН (том 5 л.д. 165-184).
Как установлено Арбитражным судом Ростовской области в решении от 3 июля 2012 года по делу № А53-12224, объекты недвижимости были возведены СХА «Ленинское знамя», КСП ТОО «Ленинское знамя», колхозом СХА «Ленинское знамя», которому 21 января 1988 года был выдан государственный акт на право пользования землей для сельскохозяйственного использования (том 1 л.д.11-13, том 3 л.д.268-272). В материалы дела представлены протокол Общего собрания членов и ассоциированных членов СПК «Ленинское знамя», передаточный акт от СПК «Ленинское знамя» к ООО «Ленинское знамя», согласно которым административный истец является полным правопреемником СПК «Ленинское знамя» (том 4 л.д.110-117).
Соответственно, ООО «Ленинское знамя» относится к числу лиц, которым пунктом 15 статьи 24, частью 4 статьи 32 ГрК РФ предоставлено право оспаривания генерального плана и правил землепользования и застройки поселения.
Вышеуказанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 4 марта 2019 года с категорией земель «земли населенных пунктов» и видом разрешенного использования «склады, объекты придорожного сервиса, предпринимательство» в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 14 марта 2022 года, вступившим в законную силу 3 июня 2022 года, признаны реестровой ошибкой сведения, содержащиеся в ЕГРН, об отнесении земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН к категории «земли населенных пунктов» и виду разрешенного использования «склады, объекты придорожного сервиса, предпринимательство» с момента их внесения в ЕГРН с 4 марта 2019 года (том 1 л.д.140-146). Реестровая ошибка исправлена путем внесения изменений в сведения ЕГРН о категории и виде разрешенного использования земельного участка с указанием категории «земли сельскохозяйственного назначения», вида разрешенного использования «для обеспечения сельскохозяйственного производства».
Арбитражный суд пришел к таким выводам, проанализировав действующие на момент рассмотрения дела в арбитражном суде, документы территориального планирования и градостроительного зонирования, которым противоречили категория и вид разрешенного использования земельного участка, указанные в сведениях ЕГРН с момента постановки участка на государственный кадастровый учет.
Согласно генеральному плану Круглянского сельского поселения (в базовой редакции) земельный участок находился вне границ населенных пунктов, отнесен к землям сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Круглянского сельского поселения (до внесения оспариваемых изменений) земельный участок находился на территории Круглянского сельского поселения, входил в зону производственного и коммунально-складского назначения и в зону сельскохозяйственного использования СХ -2, включающую в себя подзону с. Круглое СХ 2/1.
7 июня 2022 года на основании вышеназванного решения Арбитражного суда Ростовской области в сведения ЕГРН внесены изменения, в соответствии с которыми земельный участок отнесен к категории «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «для обеспечения сельскохозяйственного производства».
Согласно оспариваемому решению Азовского районного Собрания депутатов от 21 июня 2022 года № 78 «О внесении изменений в решение Азовского районного Собрания депутатов от 15 декабря 2020 №313 «Об утверждении генерального плана Круглянского сельского поселения Азовского района Ростовской области» земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН включен в границы населенного пункта с. Стефанидинодар Круглянского сельского поселения.
В соответствии с картой границ населенных пунктов, входящих в состав Круглянского сельского поселения, земельный участок отнесен к территории населенных пунктов (том 2 л.д.114).
В соответствии с картой функциональных зон с. Стефанидинодар Круглянского сельского поселения земельный участок отнесен к производственной зоне сельскохозяйственных предприятий (том 2 л.д. 117, 202, 232, том 5 л.д.115).
Согласно карте градостроительного зонирования Круглянского сельского поселения земельный участок отнесен к зоне, занятой объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенной для ведения сельского хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения - СХ-2, включающей подзоны: с. Круглое СХ-2/1, с. Стефанидинодар СХ-2/2 (том 3 л.д. 28-30, 57).
Основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в оспариваемой редакции ПЗЗ аналогичны предыдущей редакции документа и включают в себя: скотоводство, ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, животноводство, звероводство, птицеводство, свиноводство, пчеловодство, рыболовство, научное обеспечение сельского хозяйства, хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, садоводство, питомники, обеспечение сельскохозяйственного производства, растениеводство, коммунальное обслуживание, земельные участки (территории) общего пользования, причалы для маломерных судов (том 3 л.д. 28-29, 127). Данные виды разрешенного использования нашли свое отражение в распоряжении Комитета имущественных отношений Азовского района Ростовской области от 23 июня 2022 года «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН» (том 4 л.д. 240).
Из изложенных обстоятельств дела суд не усматривает каких-либо противоречий проверяемых нормативных правовых актов в оспариваемой части действующему гражданскому, земельному и градостроительному законодательству.
28 июня 2022 года в сведениях ЕГРН категория земель изменена на «земли населенных пунктов» на основании части 6 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О государственной регистрации недвижимости" в связи с внесением в сведения ЕГРН изменений о границе населенного пункта с. Стефанидинодар Круглянского сельского поселения Азовского района Ростовской области. В настоящее время по сведениям ЕГРН земельный участок расположен в границах названного населенного пункта.
30 июня 2022 года в сведения ЕГРН внесены изменения о виде разрешенного использования земельного участка, в качестве которого указан «скотоводство, ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, животноводство, звероводство, птицеводство, свиноводство, пчеловодство, рыболовство, научное обеспечение сельского хозяйства, хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, садоводство, питомники, обеспечение сельскохозяйственного производства, растениеводство, коммунальное обслуживание, земельные участки (территории) общего пользования, причалы для маломерных судов».
В ходе судебного разбирательства представитель Администрации Азовского района представила распоряжение Комитета имущественных отношений Азовского района от 2 сентября 2022 года № 6210-р/984 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН», согласно которому из перечня видов разрешенного использования исключены «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», «земельные участки (территории) общего пользования» и «причалы для маломерных судов» (том 6 л.д.39).
Суд не усматривает обстоятельств, свидетельствующих о нарушении в результате принятия оспариваемых актов прав, свобод и законных интересов административного истца.
При исследовании данных обстоятельств суд исходит из того, что ООО «Ленинское знамя» до настоящего времени пользуется земельным участком с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в силу нахождения на нем принадлежащих обществу объектов капитального строительства, без оформления каких-либо прав на него. Соответственно, права определять судьбу всего земельного участка площадью 370336 кв.м. не имеет.
В свою очередь, муниципальное образование, на территории которого расположен данный земельный участок, вправе как распорядитель таких земель, исходя из соображений региональной целесообразности, определять пути его рационального использования, в том числе путем расширения границ населенного пункта. Вопросы такой целесообразности при принятия нормативных правовых актов судом не оцениваются.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 30 июня 2022 года к основным видам деятельности ООО «Ленинское знамя» относятся выращивание зерновых культур (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур, к дополнительным видам деятельности относятся также: выращивание овощей, столовых корнеплодных и клубнеплодных культур с высоким содержанием крахмала или инулина, сахарной свеклы, прочих однолетних, однолетних кормовых, многолетних культур, предоставление услуг в области растениеводства, деятельность автомобильного грузового транспорта, предоставление услуг по перевозкам (том 1 л.д.109-115).
Доказательств того, что в результате принятия оспариваемых документов созданы препятствия в осуществлении вышеперечисленных видов деятельности юридического лица, не представлено. Напротив, установленные виды разрешенного использования земельного участка согласуются с видами деятельности ООО «Ленинское знамя».
Таким образом, включение земельного участка в границы населенного пункта позволяет административному истцу пользоваться им в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием; объективных препятствий для использования спорного земельного участка для целей деятельности ООО «Ленинское знамя», не установлено.
Доводы о предполагаемых препятствиях в осуществлении такой деятельности не могут служить основанием для признания нормативного правового акта недействующим по смыслу пункта 1 части 8 статьи 213 КАС РФ.
Ссылки административного истца на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Ростовской области от 14 марта 2022 года в данном случае основаны на неверном понимании положений действующего законодательства. Данное решение суда было принято и вступило в законную силу в период, когда действовала иная редакция генерального плана и правил землепользования и застройки Круглянского сельского поселения, в соответствии с которой и была выявлена реестровая ошибка, решение суда было исполнено. Однако, наличие такого судебного акта не исключает возможности муниципального образования как правообладателя (распорядителя) земельного участка внести в документы территориального планирования изменения, предполагающие установление для соответствующего земельного участка иной категории земель и вида разрешенного использования.
Утверждения о завышенном размере кадастровой стоимости земельного участка не свидетельствуют о незаконности оспариваемых нормативных положений, поскольку данные обстоятельства не входят в предмет доказывания по рассматриваемой категории дел.
Таким образом, оспариваемые в части включения в границы населенного пункта земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом с соблюдением установленных законом процедуры и порядка, не содержат положений, противоречащих нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают прав, свобод и законных интересов административного истца.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении административных исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Ленинское знамя» о признании не действующими решения Азовского районного Собрания депутатов от 21 июня 2022 года №78 «О внесении изменений в решение Азовского районного Собрания депутатов от 15 декабря 2020 №313 «Об утверждении генерального плана Круглянского сельского поселения Азовского района Ростовской области» и решения Азовского районного собрания депутатов от 21 июня 2022 № 79 «О внесении изменений в решение Азовского районного Собрания депутатов № 314 от 15 декабря 2020 «Об утверждении правил землепользования и застройки Круглянского сельского поселения Азовского района Ростовской области» в части включения в границы населенного пункта земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Ростовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.Ю. Водяная
Решение в окончательной форме принято 22 сентября 2022 года.
Судья В.Ю. Водяная