ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1540/18 от 19.10.2018 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 октября 2018 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

Председательствующего судьи Родиной Т.А.

При секретаре Арсеньевой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1540/2018 по административному исковому заявлению Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации о признании недействующим нормативного правового акта в части,

с участием прокурора Хлебниковой Е.В.

представителя Российского объединения инкассации Центрального банка Российской Федерации по доверенности Черновой Н.А.,

представителя Министерства имущественных отношений Самарской области Зубовой Е.В.,

У с т а н о в и л :

Российское объединение инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, в части включения в него под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , со дня принятия, взыскании государственной пошлины в размере 4500 руб..

Требования обоснованы тем, что в названный пункт Перечня включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое здание, не подпадающее под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку данный объект недвижимости используется административным истцом в производственных целях для размещения аппарата участка инкассации № 8 Самарского областного управления инкассации. Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено указанное здание, - под здание городской службы инкассации, не предполагает размещение на нём офисных зданий делового, административного, коммерческого назначения. Включение указанного объекта недвижимости в Перечень незаконно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество юридических лиц по повышенной налоговой ставке, что влечет нарушение его прав и законных интересов.

В судебном заседании представитель Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации по доверенности Чернова Н.А. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области Зубова Е.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что объект недвижимости включен в Перечень как объект административного, делового, коммерческого назначения.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.

Статьёй 1.1 Законом Самарской области «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» от 25 ноября 2003 года № 98-ГД налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год.

В пункт указанного Перечня включено нежилое здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>.

Указанный Перечень опубликован в изданиях "Волжская коммуна", N 281(30176), 31.10.2017 (Приказ, приложение (пп. 1 - 90)), в газете "Волжская коммуна", N 283(30178), 01.11.2017 (Приложение (пп. 91 - 16435)), в газете "Волжская коммуна", N 285(30180), 02.11.2017 (Приложение (пп. 16436 - 20775)), в газете "Волжская коммуна", N 297(30192), 16.11.2017 (Приложение (пп. 20776 - 34378)).

В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Из материалов дела следует, что Российскому объединению инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером: площадью 926 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>.

Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером с разрешенным использованием: для дальнейшей эксплуатации под здание городской службы инкассации.

По сведениям технического паспорта спорный объект является зданием административно-бытового корпуса, в котором располагаются кабинеты, а также подсобные помещения.

Вместе с тем, помещения под названием «кабинеты» не могут быть однозначно приравнены к офисным помещениям.

Наименование здания (административно-бытовой корпус) и разрешенное использование земельного участка (для дальнейшей эксплуатации под здание городской службы инкассации) не позволяли министерству однозначно отнести данный объект к объектам делового, коммерческого назначения.

Мероприятия по определению фактического использования данного здания на момент утверждения Перечня министерством не проводились.

Осмотр объекта недвижимости, произведён Государственным казённым учреждением «Региональный Центр Недвижимости» 23 июля 2018 года, по результатам которого составлен акт, из которого следует, что в нежилом здании располагаются комнаты для приёма пищи и отдыха площадью 90,4 кв. м, склады площадью 125,6 кв. м., комнаты охраны площадью 18,6 кв. м, раздевалки площадью 56,6 кв. м., санузлы площадью 22,5 кв. м, архив площадью 7,5 кв. м, учебный класс площадью 26,9 кв. м, серверная площадью 6,4 кв. м.. Пять помещений на -1 этаже затоплены.

Исходя из пояснений административного ответчика, по результатам осмотра здания к помещениям офисного, коммерческого, делового назначения возможно отнести архив и серверную. Вместе с тем, суд учитывает, что площадь архива и серверной составляет менее 20 % от общей площади здания.

В соответствии с Положением об участке инкассации № 8 Самарского областного управления инкассации филиала Российского объединения инкассации, утверждённого начальником Самарского областного управления инкассации- филиала Объединения «РОСИНКАС» 26 сентября 2012 года, непосредственное руководство основной производственной деятельностью участка осуществляет начальник управления инкассации. Целью создания Участка является обеспечение выполнения основной задачи управления инкассации по обеспечению деятельности Банка России по организации наличного денежного обращения на территории Самарской области и других субъектов Российской Федерации.

Наличие на участке инкассации № 8 пропускного и внутриобъектового режима и отсутствие свободного прохода и проезда посторонних лиц на территорию нежилого здания подтверждает доводы административного истца о том, что указанный объект недвижимости не используется как объект административного, делового, коммерческого назначения.

Доказательств тому, что нежилое здание используется для осуществления офисной, коммерческой, деловой деятельности административным ответчиком не представлено.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что нежилое здание с кадастровым номером не соответствует критериям офисных, деловых, коммерческих объектов, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с этим требование административного истца о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, в части включения в него под пунктом нежилого здания с кадастровым номером подлежит удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы (2018 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.

В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации в пользу административного истца с министерства имущественных отношений Самарской области подлежит взысканию уплаченная государственная пошлина в размере 4 500 руб.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

Требования Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации удовлетворить.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, в части включения в него под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, со дня принятия.

Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу Российского объединения инкассации ( РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации государственную пошлину в размере 4500 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.А.Родина