Дело № 3а-1541/2022
22OS0000-01-2022-001100-56
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 августа 2022 года город Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Гончаровой Ю.В.
при секретаре Чумовой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кооператива №244 по строительству и эксплуатации индивидуальных гаражей к Управлению имущественных отношений Алтайского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
административный истец Кооператив *** по строительству и эксплуатации индивидуальных гаражей (далее Кооператив ***) обратился в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением к Управлению имущественных отношений Алтайского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** расположенного по адресу: , площадью 2 500 кв.м. по состоянию на ДД.ММ.ГГ в равном его рыночной стоимости размере 1 274 806 руб.
Требования мотивированы тем, что указанным выше земельным участком административный истец владеет на праве пользования. Результаты кадастровой стоимости данного объекта недвижимости утверждены приказом Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***, по состоянию на ДД.ММ.ГГ она определена в размере 5 552 150 руб. Данная стоимость является завышенной по сравнению с рыночной стоимостью объекта, что подтверждается отчетом об оценке. Результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права Кооператива ***, так как кадастровая стоимость влияет на размер платы за пользование землей.
С учетом положений ст.47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, п.7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация .
В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещены надлежащим образом. Ранее при рассмотрении дела ДД.ММ.ГГ представитель истца Затрубщикова С.Н. просила об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Административные ответчики Управление имущественных отношений Алтайскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, заинтересованные лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Алтайскому краю, администрация , надлежаще извещенные о дате и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своих представителей не направили. При этом от Управления имущественных отношений Алтайскому краю до судебного заседания поступили письменные отзывы на иск.
В соответствии со ст.ст.150,247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
В силу п.п.1,5 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 1 ст.391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено определение налоговой базы в отношении земельного участка как его кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно п.2 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Судом установлено, что Кооператив *** по строительству и эксплуатации индивидуальных гаражей является пользователем земельного участка с кадастровым номером *** расположенного по адресу: , площадью 2 500кв.м., категория земель: земли населенных пунктов вид разрешенного использования – для строительства гаражей
Таким образом, установление в отношении вышеуказанного земельного участка кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца как плательщика платы за пользование землей.
Результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, включая земельный участок с кадастровым номером ***, утверждены приказом Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Алтайского края».
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГ кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** составляет 5 552 150 руб., дата определения кадастровой стоимости - ДД.ММ.ГГ, дата внесения сведений в ЕГРН о кадастровой стоимости – ДД.ММ.ГГ, дата начала применения кадастровой стоимости – ДД.ММ.ГГ.
Исходя из положений п.7 ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В подтверждение рыночной стоимости земельного участка административным истцом представлен отчет об оценке от ДД.ММ.ГГ***.22, составленный оценщиком ООО «Оценка плюс» Бельмегиной Е.В., согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГ определена в размере 1 274 806 руб.
Исследовав отчет об оценке, суд приходит к выводу, что он соответствует требованиям Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности и может быть принят в качестве допустимого доказательства, подтверждающего достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельного участка.
Из данного отчета следует, что оценщик провела анализ рынка и внешних факторов, влияющих на стоимость объектов оценки. При определении рыночной стоимости объекта недвижимости оценщик использовала сравнительный подход как наиболее обеспеченный исходной информацией. При этом отчет содержит анализ рынка, ссылки на источники информации с приложением копий материалов и распечаток; описание последовательности определения стоимости объекта оценки. Применяя сравнительный подход к оценке, оценщик выбрала единицы сравнения, обосновала свой выбор, применила необходимые корректировки.
В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить применяемые оценщиком сведения. Представленный в материалы дела отчет пронумерован постранично, прошит, подписан оценщиком, скреплен печатью оценочной организации.
В данном случае оценка рыночной стоимости произведена индивидуально для конкретного земельного участка в отличие от методов массовой оценки объектов недвижимости, поэтому может отличаться от кадастровой стоимости, утвержденной приказом Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***.
Отчет об оценке подготовлен оценщиком Бельмегиной Е.В., являющимся членом Ассоциации Саморегулируемой организации оценщиков «СОЮЗ», т.е. лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, имеющим необходимое образование. Документы, подтверждающие образование оценщика, страхование его ответственности и членство в некоммерческой организации оценщиков и экспертов, сдачу квалификационного экзамена по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости» приложены к заключению.
На замечания Управления имущественных отношений Алтайского края к отчету о рыночной стоимости объектов недвижимости в материалы дела представлены письменные пояснения оценщика Бельмегиной Е.В., с которыми суд соглашается в виду следующего.
При расчете корректировки на дату предложения оценщиком использованы данные RID-Analitiks, в отчете есть таблицы из этого исследования (страница 94 отчета), которое является общедоступным, что не нарушает требования п.5 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету о рыночной стоимости (ФСО ***)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГ***э
При использовании аналога *** () оценщик использовала площадь участка 6 000 кв.м., так как продавец отчуждал именно такую часть участка (указаны габариты: участок прямоугольной формы: ширина – 30 м., длина – 200 м.), кроме того, вся информация по участку уточняется у продавца в результате телефонных переговоров, что не нарушает требования п.5 Федерального Стандарта Оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО ***)», утвержденного приказом минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГ***.
Относительно корректировки на торг при оценке земельного участка суд учитывает, что при исследовании оценщик имеет право выбирать наиболее корректные с его точки зрения корректировки. Усредненные значения минимизируют возможные ошибки и выбросы вследствие большого массива информации. Кроме того, разница в корректировке по расширенному интервалу составляет от 7,7% до 14,4% (для городов с населением 500-1000 тыс.чел. и уровнем дохода ниже среднего) от 8,2% до 14,8% (для городов с населением 500-1000 тыс.чел. с уровнем доходов выше среднего), оценщиком был применен показатель 11,9%, так как определить уровень дохода населения не представилось возможным.
Таким образом, указанные в возражениях Управления имущественных отношений Алтайского края доводы о несоответствии представленного отчета о рыночной стоимости требованиям законодательства об оценочной деятельности, не являются основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований.
При этом суд принимает во внимание, что административными ответчиками и заинтересованными лицами доказательства иной рыночной стоимости земельного участка суду не представлены.
Учитывая, что установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной имеет для административного истца правовое значение, суд удовлетворяет исковые требования Кооператива ***.
В связи с тем, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано административным истцом посредством почтового отправления ДД.ММ.ГГ, срок, предусмотренный ч.3 ст.245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Кооператива *** по строительству и эксплуатации индивидуальных гаражей об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** расположенного по адресу: , по состоянию на ДД.ММ.ГГ в равном его рыночной стоимости размере - 1 274 806 рублей.
Дата обращения с заявлением об изменении кадастровой стоимости земельного участка – ДД.ММ.ГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня вынесения решения в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд.
Судья Ю.В.Гончарова