ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1546/19 от 18.09.2019 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 сентября 2019 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Родиной Т.А.,

при секретаре Матвеевой О.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1546/2019 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Автомобилист» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,

с участием представителя общества с ограниченной ответственностью «Автомобилист» ФИО2,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Автомобилист» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости в размере 20 124 434,40 руб., взыскать с административного ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 руб.

В обоснование заявленных требований общество указало, что является собственником названного земельного участка, кадастровая стоимость которого существенно превышает размер его рыночной стоимости, тем самым затронуты его права и обязанности как плательщика земельного налога.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО2 поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, а также заинтересованные лица: филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Администрация г.о. Тольятти не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Относительно заявленных требований филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменные пояснения, Администрация г.о. Тольятти - письменный отзыв.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные обществом с ограниченной ответственностью «Автомобилист» требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции.

Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Автомобилист» является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 55531 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>.

Постановлением Правительства Самарской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» от 13 ноября 2013 года № 610 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 16 апреля 2018 года в размере 473 923 766,40 руб..

Не согласившись с кадастровой стоимостью земельного участка, 10 июня 2019 года административный истец обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.

После того, как комиссия своим решением от 3 июля 2019 года № 19/12с-5 отклонила заявление, общество обратилось в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.

В обоснование заявленных требований административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости , выполненный 22 апреля 2019 года оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Консалтинговый центр «ЭКСПЕРТ», согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 16 апреля 2018 года определена в размере 20 124 434,40 руб..

В силу пунктов 1, 3 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства в случае возникновения в ходе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

Лица, участвующие в деле, вправе предложить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, и их содержание определяются судом.

В ходе рассмотрения дела по ходатайству Администрации г.о. Тольятти была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту-оценщику общества с ограниченной ответственностью «Независимый Кадастровый Центр».

По результатам судебной экспертизы, проведенной 10 сентября 2019 года, составлено экспертное заключение № 38, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 16 апреля 2018 года определена в размере 44 091 614 руб.

В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Исследовав заключение эксперта, суд приходит к выводу о том, что оно содержит подробное описание проведенного исследования, на основании которого дан ответ на поставленный вопрос. При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

Методика исследования, расчёты и определение величины рыночной стоимости земельного участка соответствуют требованиям федеральных стандартов оценки.

Суд отмечает, что экспертиза была назначена в ходе судебного заседания с участием сторон. Эксперт предупреждён об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, сомнений в компетентности и объективности эксперта у суда не имеется.

Ходатайство представителя административного истца ФИО2 о назначении повторной судебной экспертизы судом отклонено ввиду того, что не установлено противоречий или сомнений в экспертном заключении.

В судебном заседании была допрошена эксперт ФИО1, которая пояснила, что на земельном участке в большей своей части расположены здания и сооружения производственно-складского назначения. Здания торгово-офисного и вспомогательного назначения занимают 14 % площади земельного участка. В связи с этим исследуемый земельный участок отнесен ею к сегменту рынка производственно-складских назначений. Поскольку федеральными стандартами оценки оценщику позволено самостоятельно выбирать методы исследования, то ею для исследования в рамках сравнительного подхода выбран метод регрессионного анализа, который предполагает выбор большого количества объектов-аналогов. Ею выбрано 23 аналога с различной площадью земельных участков. Кроме площади земельного участка сравнение объекта оценки с объектами –аналогами производилось и по другим ценообразуюшим факторам. Логика процесса исследования и расчетов в заключении отражена. Стоимость 1 кв.м земельного участка, рассчитанная ею в размере 794 руб./кв. м соответствует анализу рынка. Стоимость же 1 кв. м. земельного участка в отчете об оценке (362 руб./кв.м), не соответствует рыночным условиям и является сильно заниженной.

Оценив экспертное заключение по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд находит его выводы правильными и отмечает, что установленная им величина рыночной стоимости земельного участка является достоверной.

Проанализировав представленные доказательства, а также принимая во внимание, что обращение административного истца в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости по состоянию на 16 апреля 2018 года, то есть на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости, полагает возможным определить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной экспертным заключением и составляющей 44 091 614 руб.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что приведённая в отчете об оценке величина рыночной стоимости, не может быть принята судом во внимание.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области является 10 июня 2019 года, что следует отразить в резолютивной части решения суда.

Административным истцом при подаче административного искового заявления уплачена государственная пошлина в размере 4500 руб. (платежное поручение № 403 от 15 июля 2019 года).

Исходя из положений статьи 24.18 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и с учетом того, что в рамках категории дел об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости не подлежит проверке нормативный правовой акт об утверждении результатов государственной кадастровой оценки, госпошлина по делам об оспаривании кадастровой стоимости подлежит уплате по подпункту 7 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ и для организаций составляет 2000 руб.

В связи с тем, что требование административного истца об оспаривании кадастровой стоимости подлежит удовлетворению, и расхождение между кадастровой стоимостью земельного участка и его рыночной стоимостью является существенным, в пользу административного истца с Правительства Самарской области, утвердившего результаты кадастровой стоимости земельного участка, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 000 руб.

Излишне уплаченная заявителем госпошлина подлежит возврату в размере 2 500 руб. налоговым органом.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Требования общества с ограниченной ответственностью «Автомобилист» удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 55531 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 16 апреля 2018 года в размере 44 091 614 руб.

Взыскать с Самарской области в лице Правительства Самарской области за счет казны Самарской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Автомобилист» уплаченную государственную пошлину в размере 2 000 руб.

Возвратить общества с ограниченной ответственностью «Автомобилист» излишне уплаченную государственную пошлину в размере 2 500 руб.

Датой обращения общества с ограниченной ответственностью «Автомобилист» в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области считать 10 июня 2019 года.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Т.А.Родина

Мотивированное решение изготовлено 19 сентября 2019 года.