ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1547/2022 от 15.09.2022 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 сентября 2022 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Родиной Т.А.,

при секретаре Двинских К.О.

с участием прокурора Пижамовой О.И.

представителя административного истца по доверенности Фоминой И.М.,

представителя Управления охраны объектов культурного наследия Самарской области по доверенности Михина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1547/2022 по административному исковому заявлению Рыжкова Сергея Петровича о признании недействующим нормативного правового акта в части,

у с т а н о в и л :

Рыжков С.П. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании несоответствующим законодательству определенных п. 26 Постановления Правительства Самаркой области № 775 от 11 декабря 2014 года границ охранной зоны расположенного по адресу: ул. Венцека, д. 69 объекта культурного наследия федерального значения «Дом, в котором в 1922-1924 г.г. датский писатель-коммунист Мартин Андерсен Нексе содержал детский дом для 65 детей-сирот» в связи с тем, что они без достаточных оснований нарушают права пользователей земельных участков, расположенных в пределах городского квартала, ограниченного ул. Молодогвардейская - ул. Ленинградская - ул. Галактионовская - пер. Репина, обязать Правительство Самарской области внести изменение в указанное в п. 1 Постановление, исключив данный городской квартал из границ охранной зоны указанного объекта культурного наследия, взыскать уплаченную за рассмотрение дела государственную пошлину.

Требования обоснованы тем, что в собственности административного истца находится земельный участок с кадастровым номером с видом разрешенного использования - под складские помещения. Постановлением Правительства Самарской области от 11 декабря 2014 года № 775 внесены изменения в постановление Правительства Самарской области от 5 мая 2012 года, в соответствии с которым весь принадлежащий ему земельный участок оказался в границах охранной зоны объекта культурного наследия ««Дом, в котором в 1922-1924 г.г. датский писатель-коммунист Мартин Андерсен Нексе содержал детский дом для 65 детей-сирот», в связи с этим изменился градостроительный регламент, запрещено любое новое строительство на этой территории. Принимая данное Постановление, Правительство Самарской области не учло права граждан на осуществление хозяйственной деятельности на принадлежащих им земельных участках.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Фомина И.М. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении, указала, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит положениям статьи 34, 55 Конституции РФ.

Правительство Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица Управления охраны объектов культурного наследия Самарской области Михин А.В. заявленные требования не признал.

Относительно заявленных требований Управление объектов культурного наследия представило письменные возражения, в которых сослались на то, что земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: , находится в границах следующих зон с особыми условиями использования территории: охранная зона объекта культурного наследия федерального значения «особняк Шихобаловых, 1890-е годы, арх. Щербачев А.А., расположенного по адресу: г. Самара, ул. Венцека, 55-57, утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 05.05.2012 года № 243; охранная зона объекта культурного наследия федерального значения «Дом Неклюдиной, 2 –я пол. XIX в., Дом, в котором в 1918 г. помещался клуб коммунистов и в июне 1918 г. был штаб обороны г. Самары», расположенного по адресу: г. Самара, ул. Венцека, 48, утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 05.05.2012 № 243; охранная зона объекта культурного наследия федерального значения «Дом, в котором в 1922-1924 г.г. датский писатель-коммунист Мартин Андерсен Нексе содержал детский дом для 65 детей-сирот», расположенного по адресу: г. Самара, ул. Галактионовская, 21/Венцека, 69, утвержденная постановлением правительства Самарской области от 05.05.2012 № 243; охранная зона объекта культурного наследия регионального значения «Винный склад Иванова», расположенного по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, 39/Венцека, 61, утвержденная приказом Министерства культуры Самарской области от 06.06.2012 № 8. Указанные зоны утверждены на основании разработанного проекта зон охраны объектов культурного наследия, положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы проекта, согласовании его с Министерством культуры Российской Федерации.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении требований, заявленных Рыжковым С.П., следует отказать.

В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения.

В силу статьи 4 Закона Самарской области «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Самарской области» от 8 декабря 2018 года № 142-ГД к полномочиям Правительства Самарской области относится утверждение границ зон охраны объектов культурного наследия, в том числе границ объединённой зоны охраны объектов культурного наследия.

Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются Законом об объектах культурного наследия от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ.

Согласно преамбуле этого закона государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Установлено, что, Дом, в котором в 1922-1924 г.г. датский писатель –коммунист Мартин Андерсен Нексе содержал дом для 65 детей-сирот включен в Перечень памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 года № 624.

В соответствии с пунктом 1 и подпунктами 6, 10 пункта 2 статьи 33 Федерального закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране, которая включает, в том числе, разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия; установление границ территории объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования.

В силу пункта 1 статьи 34 указанного закона в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 36 Закона об объектах культурного наследия).

В соответствии с действовавшим на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта Положением о зонах охраны объектов культурного наследия ( памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 315 от 26 апреля 2008 года, разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия может осуществляться по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, юридических лиц, общественных и религиозных объединений, уставная деятельность которых направлена на сохранение объектов культурного наследия, или по решению суда.

Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия организуют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия осуществляется физическими или юридическими лицами на основе необходимых историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований (далее - историко-культурные исследования), данных государственного кадастра недвижимости и материалов по обоснованию проектов зон охраны объектов культурного наследия. Проекты режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия разрабатываются с учетом требований, указанных в пунктах 10 - 12 настоящего Положения

Проект зон охраны объекта культурного наследия подлежит в установленном порядке государственной историко-культурной экспертизе в целях определения его соответствия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия.

Положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы является основанием для утверждения границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.

Проект зон охраны объекта культурного наследия представляется в соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления вместе с материалами по его обоснованию и положительным заключением государственной историко-культурной экспертизы (пункты 4, 6, 13, 14 Положения).

Судом установлено, что постановлением Правительства Самарской области № 234 от 5 мая 2012 года утверждены границы зон охраны, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон в отношении ряда объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Самарской области, в том числе «Дома, в котором в 1922 -1924 г.г. датский писатель –коммунист Мартин Андерсен Нексе содержал детский дом для 65 детей-сирот».

Постановлением Правительства Самаркой области № 775 от 11 декабря 2014 года внесены изменения в постановление Правительства Самаркой области от 05.05.2012 года № 243 «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Самарской области, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон».

Приложением 26 к Постановлению Правительства Самарской области от 11 декабря 2014 года № 775 определены границы объекта культурного наследия ( памятника истории и культуры) федерального значения «Дом, в котором в 1922 -1924 г.г. датский писатель –коммунист Мартин Андерсен Нексе содержал детский дом для 65 детей-сирот»( г. Самара, ул. Галактионовская, д. 21/Венцека, д. 69), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах зон охраны.

Оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом в пределах его компетенции и опубликован в издании «Волжская коммуна» от 17 декабря 2014 года № 332 (29184).

Проект зон охраны объекта культурного наследия ( памятника истории и культуры) федерального значения «Дом, в котором в 1922-1924 г.г. датский писатель-коммунист Мартин Андерсен Нексе содержал детский дом для 65 детей-сирот» разработан ФГУП Российский государственный научно-исследовательский и проектный Институт Урбанистики по заданию Министерства культуры Самарской области.

В нем указано, что «Дом, в котором в 1922-1924 г.г. датский писатель-коммунист Мартин Андресен Нексе содержал детский дом для 65 детей-сирот», где в настоящее время находится Самарский государственный медицинский университет кафедра акушерства и гинекологии № 2, расположен на территории, определенной Генеральным планом городского округа Самары 2007 года, как групповая зона охраны объектов культурного наследия, связанных с градостроительной историей города «Уездная (регулярная) Самара (1706-1780 годы). Зона ограничивает хозяйственную и строительную деятельность с целью сохранения и регенерации историко-градостроительной и природной среды.

Объект расположен в квартале, ограниченном улицами Венцека (бывшей Заводской), Самарской, Пионерской ( бывшей Воскресенской), Галактионовской ( бывшей Троицкой), определенном как квартал с единичными объектами культурного наследия. Улицы Венцека и Пионерская входят в комплекс исторических улиц Самары. Здание расположено на углу улиц Венцека и Галактионовской.

При определении величины охранной зоны вокруг объекта учитывалось его восприятие с внешних подходов, а также исторически сложившиеся планировочные условия его существования. Главный фасад здания рассчитан на восприятие с улиц Венцека и Галактионовской.

Границы охранной зоны проходят следующим образом: от угла дома 33, по улице Молодогвардейской ( справа по фасаду) по перпендикуляру к противоположной стороне улицы, далее по улицам Молодогвардейская ( по линии застройки четной стороны), Ленинградская ( по линии застройки четной стороны), Самарская ( по линии застройки нечетной стороны) до перпендикуляра от угла дома, 16 по улице Самарской ( справа по фасаду) по северной линии застройки дома и ее продолжении до границы кадастрового участка ( ), далее по восточной и северной границам кадастрового участка и продолжении северной границы до улицы Галактионовской ( справа по фасаду дома № 15), далее по улице Галактионовской ( по линии застройки нечетной стороны) до перпендикуляра от северо-восточного угла кадастрового участка ( ), далее по северной границе кадастрового участка и ее продолжении до линии застройки дома, 33 по улице Молодогвардейской, по восточной и южной линиям застройки дома до начальной точки, исключая двухэтажное нежилое строение.

Зона установлена в целях сохранения историко-градостроительной среды объекта, близлежащих объектов исторической застройки, планировки и исторических линий застройки кварталов № 27, 37 и 36, прилегающих к территории.

Проект границ зоны охраны объекта культурного наследия разработан с учетом исторических и архивных исследований.

В отношении данного проекта в период с 1 марта 2011 года по 1 апреля 2011 года проводилась государственная историко-культурная экспертиза, которая содержит вывод о соответствии проекта зон охраны объектов наследия регионального и федерального значения, расположенных на территории г.о. Самары и Самарской области, находящихся в собственности Самарской области, разработанные для 88 объектов культурного наследия ( памятников истории и культуры) ФГБУ «Институт Урбанистики», 2010 г., требованиям государственной охраны объектов культурного наследия и могут быть рекомендованы к согласованию.

Заключение экспертизы выполнено экспертной комиссией в составе трёх экспертов Шевченко Э.А., Кудрявцевой Т.П., Годлевской А.Т. и соответствует требованиям Положения «О государственной историко-культурной экспертизе», утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 года № 569.

Административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью 2440 кв. м, расположенный по адресу: , видом разрешенного использования которого является: для размещения промышленных объектов.

На этом земельном участке расположены принадлежащие Рыжкову С.П. нежилое здание ( склад) с кадастровым номером и нежилое здание (контора) с кадастровым номером .

Границы охранной зоны объекта культурного наследия охватывают земельный участок административного истца, что подтверждается Градостроительным планом земельного участка и не оспаривается заинтересованным лицом.

Доводы административного истца о том, что границы охранной зоны, проходящие через границы уже существующего и сформированного земельного участка, и нарушают его права, связанные с возможностью строительства на этом земельном участке, не могут быть приняты судом во внимание.

Согласно статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации к основным принципам осуществления градостроительной деятельности, относятся, в частности, обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1) и осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий (пункт 10).

В соответствии с пунктом 3 Положения о зонах охраны объекта культурного наследия № 315 от 26.04.2008 года и абзацем 3 пункта 6 действующего Положения N 972 от 12.09.2015 года предусмотрено, что границы зон охраны объекта культурного наследия могут не совпадать с границами территориальных зон и границами земельных участков.

Административный истец оспариваемым правовым регулированием не лишен права на использование земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования.

Доводы административного истца о противоречии оспариваемого нормативного акта Конституции Российской Федерации, не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно пункту 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 50 от 25.12.2018 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» суды не рассматривают дела об оспаривании законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации.

Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление принято Правительством Самарской области в пределах полномочий, с соблюдением порядка утверждения границ территории объекта культурного наследия, издано на основании проекта зоны охраны, при наличии положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы, в связи с чем оснований для признания постановления недействующим, об обязании внести изменения в постановление, о взыскании судебных расходов не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 208 – 215 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации, суд

Р е ш и л :

В удовлетворении требований Рыжкова Сергея Петровича о признании недействующим приложения № 26 Постановления Правительства Самарской области № 775 от 11 декабря 2014 года «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 05.05.2012 №243 «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, расположенных она территории Самарской области, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон» и о взыскании судебных расходов отказать.

Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.А.Родина

Мотивированное решение изготовлено 22 сентября 2022 года