ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-154/20 от 04.08.2020 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

Р Е Ш Е Н И ЕИ м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

г. Салехард 04 августа 2020 года

Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Евсевьева С.А.,

при секретаре Чухломиной А.П.,

представителей административного истца ФИО1 - ФИО2 и административного ответчика - Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа ФИО3 и ФИО4, с участием прокурора Громова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-154/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании в части Постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 марта 2014 года № 199-П «Об утверждении Порядка выдачи реабилитационного сертификата для ребенка-инвалида и Правил направления средств (части средств) реабилитационного сертификата для ребенка-инвалида»,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением (с учётом уточнений к нему) о признании недействующим Постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 марта 2014 года № 199-П «Об утверждении Порядка выдачи реабилитационного сертификата для ребенка-инвалида и Правил направления средств (части средств) реабилитационного сертификата для ребенка-инвалида» в части установленного абз. 1 подп. 3.1 п. 3 Порядка выдачи реабилитационного сертификата для ребенка-инвалида дополнительного ограничения на право получения реабилитационного сертификата, а именно: «ребенок, родившийся после 31 декабря 2013 года».

В обоснование заявленного требования указала, что она, являясь матерью ребенка-инвалида, ДД.ММ.ГГГГ, 17 марта 2020 года обратилась в государственное казенное учреждение ЯНАО «Центр социальных технологий» с заявлением о выдаче реабилитационного сертификата. В соответствии с Уведомлением Центра социальных технологий от 18 марта 2020 года ей было отказано в выдаче реабилитационного сертификата на основании подп. «а» п. 8 Порядка выдачи реабилитационного сертификата для ребенка-инвалида, утвержденного Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 марта 2014 года № 199-П, по причине отсутствия права на реабилитационный сертификат, поскольку ребенок, признанный инвалидом, родился до 31 декабря 2013 года. По мнению административного истца, абз. 1 подп. 3.1 п. 3 Порядка выдачи реабилитационного сертификата для ребенка-инвалида, которым установлено дополнительное ограничение по возрасту ребенка («ребенок, родившийся после 31 декабря 2013 года») противоречит п. «д» подп. 3.1 п. 3 указанного Порядка, согласно которому одним из условий выдачи реабилитационного сертификата является обращение родителя с соответствующим заявлением до достижения ребенком-инвалидом 7 лет. Наличие в оспариваемом абз. 1 подп. 3.1 п. 3 Порядка дополнительного ограничения по возрасту ребенка-инвалида истец связывает с положением п. 4 Постановления Правительства ЯНАО от 20 марта 2014 года № 199-П, придающим указанному нормативно-правовому акту обратную силу («настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2014 года»). Оспариваемое положение абз. 1 подп. 3.1 п. 3 Порядка, устанавливающее дополнительное ограничение по возрасту ребенка-инвалида («ребенок, родившийся после 31 декабря 2013 года»), как полагает административный истец, противоречит ст. 2, ч. 1 ст. 7, чч. 1, 2 ст. 19, ч. 1 ст. 45, ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации, подп. 24 п. 2 ст. 26.3, п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса РФ, поскольку требованиями, установленными абз. 1 п. 3.1. Порядка в части установленного дополнительного ограничения по возрасту ребенка-инвалида ухудшено правовое положение родителя ребенка-инвалида, родившегося до 31 декабря 2013 года, но при этом не достигшего предельного возраста для получения реабилитационного сертификата - 7 лет.

Определением судьи к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Правительство ЯНАО, в качестве органа, дающего заключение, привлечена прокуратура ЯНАО.

В возражениях на административное исковое заявление представители административного ответчика - Правительства ЯНАО ФИО3 и ФИО4, действующие на основании доверенности, находят доводы административного иска не подлежащими удовлетворению. Ссылаясь на положения Федерального закона № 184-ФЗ от 06 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», указывают, что выдача реабилитационного сертификата для ребенка-инвалида является дополнительной мерой социальной поддержки и социальной помощи, оказываемой за счёт средств окружного бюджета. Субъект РФ вправе, а не обязан, оказывать исходя из финансово-экономических возможностей субъекта, дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, при этом определение формы и вида дополнительной социальной поддержки, условий её предоставления является исключительной компетенцией субъекта РФ. Положения оспариваемого пункта Порядка, по мнению ответчика не противоречат как требованиям законодательства, так и п. 4 Постановления Правительства ЯНАО № 199 -П, регулирующего вопросы предоставления мер социальной поддержки, на правоотношения, возникшие до вступления его в силу, а именно с 01 января 2014 года.

В судебном заседании:

- представитель административного истца ФИО2, действующая на основании доверенности, поддержала требования иска и просила его удовлетворить;

- представители административного ответчика ФИО3 и ФИО4, действующие на основании доверенностей, просили отказать в удовлетворении заявленных требований и оставить иск без удовлетворения.

- прокурор Громов В.А. дал заключение о том, что оспариваемый истцом нормативный акт соответствует всем предъявляемым к нему требованиям, не противоречит федеральным законам.

Проверив материалы дела, изучив доводы административного иска и возражений на него, выслушав мнение представителей административного истца и административного ответчика, заключение прокурора, прихожу к следующим выводам.

Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, социальная защита находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в РФ определяется Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту также Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ»).

В соответствии с пп. 2, 3, 6 ст. 5 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» органы государственной власти субъектов РФ в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право: принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ; участия в определении приоритетов в осуществлении социальной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов РФ с учетом уровня социально-экономического развития этих территорий; предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов РФ.

В силу подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее по тексту также Федеральный закон от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств регионального бюджета, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов.

В соответствии с ч. 3 ст. 26.3-1 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств своего бюджета (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Финансирование полномочий, предусмотренных ст. 26.3-1 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», не является обязанностью субъекта РФ, осуществляется при наличии такой возможности (ч. 4 ст. 26.3-1 указанного Федерального закона).

Согласно ст. 31 Устава (Основного закона) Ямало-Ненецкого автономного округа, Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа - постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти автономного округа, возглавляемый Губернатором автономного округа.

В силу п. 1 ст. 39 Устава (Основного закона) Ямало-Ненецкого автономного округа Правительство ЯНАО среди прочего разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития автономного округа, участвует в проведении единой государственной политики в области социального обеспечения.

На основании и во исполнение положений Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, Устава и законов автономного округа, Правительство ЯНАО издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (п. 1 ст. 40 Устава ЯНАО).

Исходя из приведенных законоположений, субъект РФ, исходя из критериев нуждаемости, вправе, а не обязан, предоставлять меры социальной поддержки, если они являются дополнительными к установленным федеральным законодательством мерам социальной поддержки, а также в отношении тех категорий граждан, которым необходима государственная социальная помощь и которые субъектом РФ определены самостоятельно вне зависимости от наличия такой категории граждан в федеральных нормативных актах.

При этом, субъект РФ вправе самостоятельно определять круг лиц, подлежащих обеспечению за счет средств регионального бюджета дополнительными мерами социальной поддержки, изменять условия и порядок предоставления таких мер.

Такая позиция была высказана и Конституционным Судом РФ, который в своем Постановлении от 27 марта 2018 года № 13-П указал, что законодатель субъекта РФ, реализуя предоставленные ему полномочия в сфере социальной защиты, обладает широкой дискрецией и вправе как определять форму, виды и условия предоставления за счет собственных средств социальной помощи (поддержки), в том числе с учетом принципа адресности и на основе оценки нуждаемости, так и изменять правовое регулирование в указанной сфере.

В ходе судебного разбирательства установлено, что в целях профилактики отказов от детей-инвалидов и стимулирования семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа детей-инвалидов, постоянно проживающих на территории ЯНАО, Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа 20 марта 2014 года издано Постановление № 199-П «Об утверждении Порядка выдачи реабилитационного сертификата для ребенка-инвалида и Правил направления средств (части средств) реабилитационного сертификата для ребенка-инвалида».

В силу п. 4 данное Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2014 года.

Согласно пп. 2, 3 указанного Постановления, за счет средств окружного бюджета осуществляется предоставление реабилитационного сертификата для детей-инвалидов в возрасте до семи лет, постоянно проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Размер реабилитационного сертификата для ребенка-инвалида установлен в сумме 500 000 рублей.

Истец ФИО1, являясь матерью ребенка-инвалида, ДД.ММ.ГГГГ, 17 марта 2020 года обратилась в государственное казенное учреждение ЯНАО «Центр социальных технологий» с заявлением о выдаче реабилитационного сертификата.

Решением ГКУ ЯНАО «Центр социальных технологий» от 18 марта 2020 года со ссылкой на подп. «а» п. 8 Порядка выдачи реабилитационного сертификата для ребенка-инвалида, утвержденного Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 марта 2014 года № 199-П ФИО1, было отказано в выдаче испрашиваемого сертификата, поскольку ребенок, признанный инвалидом, родился до 31 декабря 2013 года.

Административный истец, оспаривая абз. 1 подп. 3.1 п. 3 Порядка в части установления обязательного условия для возникновения права на получение реабилитационного сертификата - наличие ребенка, родившегося после 31 декабря 2013 года, при признании этого ребенка инвалидом в возрасте до 7 лет, считает его несоответствующим требованиям законодательства РФ и ухудшающим правовое положение родителей детей-инвалидов, которые родились до 31 декабря 2013 года.

Однако, данные требования истца нельзя признать основанными на законе в связи со следующим.

Согласно ч. 4 ст. 68 Закона ЯНАО от 06 апреля 2006 года № 13-ЗАО «О правотворчестве» (в редакции, действующей в момент издания оспариваемого нормативно-правового акта), официальным опубликованием постановлений Правительства ЯНАО считается первая публикация их полных текстов в газете «Красный Север», «Сборнике нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа» или первое размещение (опубликование) на Официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти автономного округа (http://правительство.янао.рф).

Постановление № 199-П «Об утверждении Порядка выдачи реабилитационного сертификата для ребенка-инвалида и Правил направления средств (части средств) реабилитационного сертификата для ребенка-инвалида» является нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным уполномоченным органом и опубликованным 25 марта 2014 года на Официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти автономного округа (http://правительство.янао.рф) и 26 марта 2014 года в газете «Красный Север» (спецвыпуск № 17, 26 марта 2014 года).

Таким образом, порядок принятия и публикации оспариваемого нормативного правового акта был соблюден.

Выдача реабилитационного сертификата субъектом РФ является дополнительной мерой социальной поддержки, которая не предусмотрена федеральным законодательством, что не оспаривается сторонами.

Поэтому введение округом такой дополнительной меры социальной поддержки как выдача реабилитационного сертификата родителю ребенка-инвалида, предоставляемой округом за счет средств собственного бюджета, в рамках предоставленных ему полномочий, определение оснований выдачи, круга лиц и условия предоставления сертификата (в том числе указание даты начала его действия), в силу пп. 2, 3, 6 ст. 5 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», ст. 26.3-1 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», является исключительной компетенцией округа.

В соответствии с подп. 3.1 п. 3 Порядка выдачи реабилитационного сертификата для ребенка-инвалида право на реабилитационный сертификат возникает у одного из родителей (единственного родителя), совместно проживающего с ребенком, родившимся после 31 декабря 2013 года, при признании этого ребенка инвалидом в возрасте до семи лет и соблюдении следующих условий: а) родитель,

ребенок-инвалид имеют гражданство Российской Федерации; б) родитель, ребенок-инвалид постоянно проживают на территории автономного округа; в) родитель на дату рождения ребенка постоянно проживает на территории автономного округа не менее пяти лет непрерывно; г) родитель в отношении ребенка-инвалида не лишен родительских прав, не ограничен в родительских правах; д) обращение родителя с заявлением о выдаче реабилитационного сертификата последовало до достижения ребенком-инвалидом возраста 7 лет.

По смыслу данной нормы, право на получение реабилитационного сертификата у одного из родителей (единственного родителя) возникает только при одновременном наличии и соблюдении всех вышеперечисленных оснований и условий, в том числе и о рождении ребенка-инвалида после 31 декабря 2013 года.

При таких данных прихожу к выводу, что, вопреки мнению истца, абзац 1 подпункта 3.1 п.3 Порядка в части установления обязательного условия для возникновения права на получение реабилитационного сертификата - рождение ребенка, признанного в установленном, порядке инвалидом, после 31 декабря 2013 года, не противоречит п. «д» этого же абзаца, посколькув силу указанного Порядка, право на получение реабилитационного сертификата у одного из родителей (единственного родителя) возникает только при одновременном соблюдении всех условий, указанных в подпункте 3.1 п.3, в том числе, и о рождении ребенка-инвалида после 31 декабря 2013 года.

Таким образом, положение Постановления Правительства ЯНАО № 199-П, принятое в рамках его дискреционных полномочий, в части установления оснований и обязательных условий для возникновения права на реабилитационный сертификат - рождение ребенка, признанного в установленном, порядке инвалидом, после 31 декабря 2013 года, не может расцениваться как не соответствующее законодательству РФ.

Вопреки доводам административного истца, оспариваемый нормативный правовой акт Правительства ЯНАО не содержит внутренних и внешних противоречий, соответствует критериям определённости, поскольку содержит четкое разъяснение применяемых норм, не предусматривающих возможность неограниченного усмотрения в процессе их правоприменения.

Так абзац 1 подп. 3.1 п. 3 Порядка выдачи сертификата определяет общие требования возникновения у одного из родителей ребенка-инвалида права на получение реабилитационного сертификата, тогда как включенные в указанный подпункт 3.1 пункты «а»-«д» устанавливают условия реализации данного права, которые с определенной ясностью и согласованной взаимосвязью с абз. 1 подп. 3.1 определяют круг лиц, которым выдается реабилитационный сертификат.

Ссылка административного истца на положения п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса РФ, как на норму, запрещающую придание нормативному правовому акту обратной силы, является несостоятельной, так как оспариваемый нормативный правовой акт не может быть отнесен к актам гражданского законодательства, поскольку регулирует правоотношения, возникшие в сфере государственно-правового регулирования, которые носят публичный характер.

Действующее законодательство РФ, вопреки мнению административного истца, не содержит запрета на возможность распространения действия нормативных правовых актов субъекта РФ, регулирующие вопросы предоставления мер социальной поддержки, на правоотношения, возникшие до вступления его в силу, поэтому, указание в п.4 Постановлении срока распространения на правоотношения, возникшие с 01 января 2014 года, не противоречит требованиям закона.

Определение начала срока действия Постановления № 199-П «Об утверждении Порядка выдачи реабилитационного сертификата для ребенка-инвалида и Правил направления средств (части средств) реабилитационного сертификата для ребенка-инвалида» является в силу вышеприведенных нормативных актов правом органа, его принявшего.

Напротив, с учетом начала срока действия Постановления, который предшествует дате его официального принятия и опубликования, не ухудшает, а улучшает положение лиц, имеющих право на получение реабилитационного сертификата

При таких обстоятельствах, прихожу к выводу, что оспариваемая истцом норма соответствует требованиям законодательства, не нарушает прав административного истца, поэтому требования административного иска о признании ее недействующей, не подлежат удовлетворению.

Ссылка административного истца на противоречие оспариваемой нормы Конституции РФ не может быть принята во внимание, поскольку дела о соответствии Конституции РФ нормативных правовых актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, разрешает Конституционный Суд РФ (подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

р е ш и л :

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании недействующим Постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 марта 2014 года № 199-П «Об утверждении Порядка выдачи реабилитационного сертификата для ребенка-инвалида и Правил направления средств (части средств) реабилитационного сертификата для ребенка-инвалида» в части установленного абз. 1 подп. 3.1 п. 3 Порядка выдачи реабилитационного сертификата для ребенка-инвалида дополнительного ограничения на право получения реабилитационного сертификата: «ребенок, родившийся после 31 декабря 2013 года» - отказать.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в апелляционном порядке, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.А. Евсевьев

Мотивированное решение суда изготовлено 7 августа 2020 года.